
Содержание
1.Введение 2. Чувство сопричастности: как интерфейс формирует новые отношения между читателем и историей 3. Дизайн как отражение травмы: стилистика суми-э 4. Мультимодальность 5. Вывод 6. Библиография

Концепция
В современном мире развивается индустрия интерактивного погружения зрителя в историю. Ярким примером тому являются видеоигры, где с каждым годом сюжет становится не только приятным бонусом для геймеров в дополнение к интересной механике, а полноценной переменной, влияющей на успех и отклик в сердцах игроков. Эксперты причину тому находят в том, что активное физическое взаимодействие зрителя с игровым миром позволяется ему больше проникнуться историей и почувствовать себя её частью, в отличии от книги или кино, превращая его в настоящего свидетеля и соучастника происходящего на экране. Интерактивные веб-комиксы являются активными продолжателями этого подхода.
Они давно стали важной часть современного сетевого искусства. Анимированная интернет-страница это огромный холст повествования для художников и дизайнеров. Развитие технологий расширила формат комиксов практически до бесконечного полотна. Эти интерактивные версии классических графических нарративов позволяют читателям не только видеть, но и слышать, ощущать путем анимации и движения на экране, а также добавлять интерактивные панели, чтобы читатель сам выбирал свой способ продвижения по повествованию. Это перспективный жанр, который уже имеет в своем арсенале достаточное количество достойных проектов.
Интерактивный графический роман «The boat», созданный художником Мэттом Хьюном, по рассказу австралийского писателя вьетнамского происхождения Нама Ле был удостоен премии Cutting Edge Awards и Site of the day в 2015 году.
Звукорежиссером проекта выступил Сэм Петти. «The boat» был запущен в честь ознаменования 40-й годовщины падения Сайгона (свержение правительства Южного Вьетнама и эвакуация американских военнослужащих и обычных вьетнамцев, что ознаменовало окончание Вьетнамской войны) при поддержке телеканал SBS. Художник и писатель, оба имели вьетнамское происхождение, поэтому проект оказался им действительно близок. В нем чувствуются персональные переживания, скрашенные национальными мотивами и поданные необычными инновационным способом.
Иллюстратор Мэтт Хьюн за работой.
Результат их работы получился впечатляющим. Несмотря на обилие возможностей смотреть и читать книги, телешоу, фильмы, с различных устройств, в настоящее время действительно сложно добиться нового творческого опыта с форматом, как для художника, так и для зрителя. Однако, в этом случае, у них получилось.
Целью работы над данным исследованием было выявить, как работает тактика цифрового сторителлинга, когда читатель взаимодействует с текстом не как с готовым «товаром», а проявляет возможный максимум эмоциональной (и физической) вовлеченности. Сквозь панели навигации, клики и скроллинг человеку дают возможность приблизиться к опыту вьетнамских беженцев, переплывших через океан, чтобы оказаться в Австралии.
Интерактивный графический роман «The boat», иллюстратор Мэтт Хьюн, 2015 г.
Чувство сопричастности
Повествование строится вокруг вьетнамской девушке по имени Мэй, которая бежала от войны в своей родной стране. На корабле, куда она вскоре попала, она познакомилась с женщиной и её маленьким сыном. Сюжет закручивался вокруг их отношений между собой и другими беженцами за время тяжелого путешествия до берегов Австралии.
Ключевой вопрос этой главы: как интерфейс формирует новые отношения между читателем и историей?
Интерактивный графический роман «The boat», иллюстратор Мэтт Хьюн, 2015 г.
Нарратив конструируется не только положениями фреймом, но и действиями пользователя, что заново формирует само понятие пространства в комиксе. Если в классическом виде оно собрано и организованно, то в интерактивном — становится непрерывным и активным. Фреймы и панели превращаются в единое непрерывное повествование, что по своей сути можно назвать «симулятором опыта».
Интерактивный графический роман «The boat», иллюстратор Мэтт Хьюн, 2015 г.
Отдельные изображения плавно покачиваются взад-вперёд, имитируя движения лодки. Резкие скачки во время анимации — шторм. Мягкие смены кадров в черном гаттере — как создание плавного, но осторожного, не лишенного опасения, движения вдоль реки.
Интерактивный графический роман «The boat», иллюстратор Мэтт Хьюн, 2015 г.
Сама навигация в «The Boat» ощущается как препятствие. Вместо использования понятного и классического скролла, авторы проекта заставили его сопротивляться. При пролистывании иногда картинка может застревать и не давать пройти дальше, или, наоборот, слишком резко менять кадр. Таким образом, интерфейс моделирует борьбу со стихией (и другими бедствиями) через которые пришлось пройти главной героине.
Интерактивный графический роман «The boat», иллюстратор Мэтт Хьюн, 2015 г. Пример: один из выживших ударяет Мэй по лицу, когда она украла бутылку воды.
В интерактивных комиксах зритель на прямую влияет на историю не только тем, что он делает, но и чего не делает.
Интерактивный графический роман «The boat», иллюстратор Мэтт Хьюн, 2015 г. Красная стрелка указывает на возможность перейти в другую вкладку и ознакомится с предысторией
Например, в всплывающих панелях вы можете ознакомиться с предысторией персонажа, а можете и не делать этого. У людей, выбравших разный путь, в итоге будет разный опыт от прочтения истории, не похожий друг на друга. То есть пользователь здесь также становится со-конструктором повествования.
Интерактивный графический роман «The boat», иллюстратор Мэтт Хьюн, 2015 г.
Дизайн как отражение травмы: стилистика суми-э
Интерактивный графический роман «The boat», иллюстратор Мэтт Хьюн, 2015 г. Рисунки цветов имеют наибольшее сходство со стилистикой суми-э. Они выглядят невероятно воздушно
Мэтт Хьюн при работе над проектом избрал опору на стилистику суми-э. Это не является отражением японской монохромной живописи в полной мере — за счет большого количества слоем краски, когда традиционная техника признает лишь один решительный мазок. Но определенная эстетика изображений отсылает к этой стилистике.
Интерактивный графический роман «The boat», иллюстратор Мэтт Хьюн, 2015 г.
Интерактивный графический роман «The boat», иллюстратор Мэтт Хьюн, 2015 г.
Использование минимум средств для передачи максимум эмоций.
Так, зачастую, зритель видит только контуры объектов или их силуэты, а остальную картину уже дорисовывают сами. Извилистые черные линии используются как метафоры вынужденной близости и тесноты или неприятных ощущений от морской болезни (как показано ниже на картинке).
Интерактивный графический роман «The boat», иллюстратор Мэтт Хьюн, 2015 г.
Интерактивный графический роман «The boat», иллюстратор Мэтт Хьюн, 2015 г.
Минимум складывается также из сохранения монохромной цветовой гаммы.
В качестве изображения счастливых моментов воспоминаний Мэй и конца истории, когда беженцы наконец добираются до земли, на экране появляются акценты в виде красных цветов.
Интерактивный графический роман «The boat», иллюстратор Мэтт Хьюн, 2015 г.
В отсутствии же остальных оттенков, наш глаз фокусируется на сути предмета, а не на том как он окрашен. Этот прием давно известен художникам классических комиксов и манги, и здесь он выполняет ту же функцию. Зритель не отвлекается на сложные цветовые гаммы, а считывает историю.
Мультимодальность
«Использование нескольких типов ввода и вывода информации для взаимодействия между человеком и выстроенным повествование и есть мультимодальность»
Ознакомившись с определением, мы можем продолжить рассуждать о том, как эта мультимодальность работает в комиксе. Этот пункт тесно связан с первым и со вторым, поскольку конкретно он добавляет в повествование то, чего нет в классических комиксах. Это ощущение присутствия за счет воздействия на несколько каналов связи: тактильный, звуковой и визуальный.
Интерактивный графический роман «The boat», иллюстратор Мэтт Хьюн, 2015 г.
Звуковое оформление здесь тревожное. Он состоит как из реальных звуков среды (шум волн, шторма, грозы, шум машин в некоторых главах), так и перемешиваясь с музыкой. В главе «Good child», когда главная героиня вспоминает свое прошлое, мы слышим женский голос, который поет старинную вьетнамскую песню. Каждая деталь повествования в комиксе продумана для того, чтобы погрузить нас в происходящее.
Зритель слышит каждую мелочь — от звуков толпы до зажигания спички.
Интерактивный графический роман «The boat», иллюстратор Мэтт Хьюн, 2015 г. Фреймы дрожат после звука удара о лодку
И звуки не работают сами на себя — за грохотом удара о палубу, начинают дрожать фреймы. Когда звуки вдруг начинают затихать, на шумном фоне происходящего, зрительно понимает, что это особенный момент, поскольку комикс никогда раньше не оставлял его в тишине.
Вывод
В интерактивном визуальном романе «The Boat» дизайн и навигация стали активными инструментами передачи глубокой травы беженцев. Воссозданные физические ощущения при помощи анимации, звуков, навигации по странице, а также отданное предпочтение элементам традиционной азиатской живописи работаю на то, чтобы погрузить человека в историю.
Проект доказывает, что цифровая форма может быть не только носителем истории, но и подкреплять её идеи, смыслы и создавать новые творческие возможности.
Интерактивный графический роман «The boat», иллюстратор Мэтт Хьюн, 2015 г.
Старусева-Першеева А. Д., Фадеева Т. Е., Сковородников П. Ю., Лушкин С. С. ЦИФРОВОЙ КОМИКС И СЕТЕВОЕ ИСКУССТВО: ПЕРСПЕКТИВЫ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ. — Артикульт, 2023. (дата обращения: 13.11.2025).
Kenneth T. Walsh The U.S. and Vietnam: 40 Years After the Fall of Saigon // U.S. News. — 2015. (дата обращения: 13.11.2025).
Zezhong Wang, Hugo Romat, Fanny Chevalier, Nathalie Henry Riche, Dave Murray-Rust, Benjamin Bach Interactive Data Comics // IEEE Transactions on Visualization and Computer Graphics. — 2021. — С. 944 — 954. (дата обращения: 13.11.2025).
Rachel G. Web work: a history of internet art // Artforum. — 2000. — № 9. — С. 162-167. (дата обращения: 13.11.2025).
Paul D. Visual Culture isn’t Just Visual: Multiliteracy, Multimodality and Meaning // Studies in Art Education. — 2015. — С. 252-264. (дата обращения: 13.11.2025).
Making Refugee Stories Visible: Matt Huynh’s Adaptation of «The Boat» // TheMiddlespaces URL: https://themiddlespaces.com/2022/02/15/making-refugee-stories-visible/ (дата обращения: 13.11.2025).
The sound and vision of The Boat // SBS URL: https://www.sbs.com.au/whats-on/article/the-sound-and-vision-of-the-boat/67xsuhjh5 (дата обращения: 13.11.2025).
Интерактивный графический роман «The boat», иллюстратор Мэтт Хьюн // «The boat» URL: https://www.sbs.com.au/theboat/.(дата обращения: 13.11.2025).
Matt Huynh Inks Stories of an Inherited War // AAWW URL: https://aaww.org/matt-huynh-boat/ (дата обращения: 13.11.2025).