
Содержание
1. Содержание 2. Введение 3. Конструктивизм 4. Сталинская архитектура 5. Советский модернизм 6. Итог 7. Библиография 8. Источники изображений
Введение

г. Москва, панельки 1960–1980 гг.
Здания и памятники вокруг нас являются свидетельством своего времени. Архитектура, как и другие виды искусства, отражает события, происходящие в стране. В отличие от музыкальных произведений или картин, от архитектуры невозможно убежать, её нельзя игнорировать.
Исторический путь привёл к тому, что сегодня мы видим вокруг себя и живём среди этих бездушных, пустых и угнетающих коробок.
Каков этот путь, и какие события и факторы повлияли на облик зданий, почему они выглядели иначе в разные эпохи, и как мы пришли к такому результату?…
Конструктивизм
В начале 1920-х годов XX века зарождается советская архитектура. Её начало связано с появлением конструктивизма.
г. Москва, Клуб им. Зуева, 1927–1929 гг.
Военный коммунизм сменился НЭПом — новой экономической политикой. Большевики отказались от своих принципов и временно обратились к элементам капиталистической системы ради экономического роста. Это включало разрешение частной торговли, денационализацию мелкого и среднего бизнеса, позволив частным лицам брать имущество в аренду. Это привело к определённой экономической свободе. Кроме того, Гражданская война завершилась в 1922 году, и страна начала восстанавливаться. Энтузиазм, свобода и создание нового мира стали основой нового архитектурного направления. Здания этой эпохи символизируют стремление к светлому будущему.
г. Москва, Клуб фабрики «Буревестник», 1928–1930 гг.
Как и Советы, которые отвергали всё прошлое, конструктивизм отказывается от классических норм и форм, объявляя войну традиционному искусству. В то время это было очень популярно — взять хотя бы футуристов, которые отреклись от Пушкина в своём манифесте «Долой старый мир!».
г. Минск, Белорусский Государственный Музыкальный театр, 1970 г.
Конструктивисты считали неприемлемыми существующие подходы и методы для молодого государства, и их основной целью было, согласно их заявлениям, коммунистическое представление материальных ценностей: настало время создавать новый мир разумно. Наступило время точных геометрических форм и минимализма. Свет обычно приглушённый, цвета светло-бежевые, белые и серые, формы монолитные и масштабные. Это дом будущего, а не какой-нибудь сарайчик!
г. Тбилиси, Инженерный корпус Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР, 1975 г.
г. Бишкек, Центральный дворец бракосочетаний, 1987 г.
Тем не менее, конструктивизм не отрицал эстетику — суть заключалась в гармоничном единстве выразительности и функциональности, то есть чтобы было и удобно жить, и приятно смотреть.
г. Минск, БНТУ, 1983 г.
Куба, г. Гавана, Посольство СССР, 1987 г.
В 1922 году стартовал конкурс на проектирование Дворца Труда, но проект так и не был реализован. Тем не менее он выглядит весьма интересно. Позже на этом месте построили гостиницу «Москва».
Фасад нереализованного «Дворца Труда» в Москве, 1922 г.
Фасад, план, интерьер нереализованного «Дворца Труда» в Москве, 1922 г.
г. Москва, Гостиница «Москва», 1932–1935 гг.
Конструктивизм ярко проявляется в знаменитых хлебозаводах с необычными системами доставки хлеба и функциональных домах-коммунах. Эти дома были похожи на общежития, где жизнь человека была расписана по минутам. В них были не только жилые помещения, но и столовые, детские сады, спортивные залы, библиотеки, прачечные, в некоторых даже кинотеатры и детские бассейны и многое другое. Для того времени это было очень удобно и прогрессивно.
г. Москва, Хлебозавод, 1934 г.
г. Москва, аксонометрия хлебозавода, 1934 г.
г. Москва, Фабрика-кухня, 1926–1928 гг.
г. Москва, проект фабрики-кухни, 1926–1928гг
Подобные комплексы жилых домов со своей инфраструктурой, как это ни странно, находят свое воплощение в современных городских кварталах. Заложенные в те далекие времена идеи конструктивизма и коллективизма домов-коммун повторяются сейчас в планировке современных жилых зданий с прилегающим комплексом магазинов, стоянок, детских садов, спортивных площадок, помещений под офисы и т. д.
г. Москва, дом-коммуна, 1929–1930 гг.
Отличительным примером конструктивизма стали также клубы для культурного отдыха и развития рабочих по интересам — шахматные, кройки и шитья, лектории, домоводства, читальни, которые были призваны стать не только местом для проведения досуга, но и подразумевали сплочение людей будущего, их культурное общение друг с другом, поддерживали чувство коллективизма и сплоченности рабочего класса. Эти здания особенно выделялись во времена правления Хрущёва и Брежнева. На фоне серых однообразных построек они казались абсолютно невероятными.
г. Москва, Клуб Союза коммунальников им. Русакова, 1927–1929 гг.
г. Москва, Клуб Союза коммунальников им. Русакова, 1927–1929 гг.
Конструктивизм был интересным явлением, вызванным необходимостью новых идей, но дальнейшее изменение мышления руководства партии и государства привело к переменам в политической обстановке СССР и, как следствие, в подходе к принципам архитектуры. Стали появляться совершенно новые стандарты, а старые, революционные решения были признаны буржуазными и «сплошным формализмом».
г. Ялта, Пансионат «Дружба», 1985 г.
Эпоха конструктивизма подошла к концу с появлением довольно пафосного проекта — Дворца Советов. Именно тогда стали пересматривать подход к проектированию и строительству, отказываясь от конструктивистских принципов.
г. Москва, Храм Христа Спасителя, 1860 г.
Это нереализованный проект огромного многофункционального здания, на вершине которого возвышался бы стометровый памятник Ленину. На этом месте ранее был разрушен Храм Христа Спасителя, чтобы построить это самое высокое здание в мире, которое должно было бы стать символом и триумфом коммунистической идеологии, и проект которого был задуман как замена уничтоженного наиболее значимого символа страны, но так и не был осуществлён.
г. Москва, нереализованный Дворец Советов, 1931–1933 гг.
Сталинская архитектура
Начался период Сталинской архитектуры.
Тридцать второй год, гостиница Москва, которая ещё в начале своего строительства была вполне уместна, а потом уже совсем утратила актуальность. Этот конструктивистский гигант пришёлся не по вкусу главе нового СССР Иосифу Сталину.
г. Москва, Гостиница «Москва», 1932–1935 гг.
г. Москва, Гостиница «Москва», 1932–1935 гг.
Гостиница была крайне показательным случаем. Её начали переделывать, чтобы соответствовать духу нового времени. Этим зданием занимались несколько архитекторов, причём поочередно. Сначала, поняв изменившиеся вкусы, начинают кардинально менять проект. Но и этого оказывается мало, к проекту подключается знаменитый академик Щусев. Он был крайне почитаем в царской России, строил значимые для страны здания и сооружения, церкви, ему даже покровительствовал сам Император.
г. Москва, Гостиница «Москва», 1932–1935 гг.
И вот, спустя время, этот архитектор становится лучшим и при новой власти. Мавзолей Ленина — тоже его работа. Щусев также приступил к изменению архитектуры на старый новый лад. Новая архитектура, монументальная, как труд Евгения Николаевича: это роскошь, грандиозность, помпезность. В ней использовались дорогие материалы, часто статуи рабочих вместо греческих богов, росписи. Старая купеческая Москва с узкими улочками меняется и расширяется.
г. Москва, Мавзолей Ленина, 1924–1930 гг.
Вокруг того самого нереализованного дворца Советов должны были появиться восемь сталинских высоток, семь из которых как раз-таки достроили: дом на Котельнической Набережной, здание МГУ, гостиница «Украина», здание МИДа и так далее.
г. Москва, жилой дом на Котельнической набережной, 1948–1952 гг.
г. Москва, главное здание МГУ, 1949 г.
г. Москва, гостиница «Украина», 1953–1957 гг.
г. Москва, здание МИД, 1948–1953 гг.
Ни для кого, пожалуй, не секрет, что Сталин был подобен царю. Переименовывались города, в стране начали активно строить его памятники, даже в гимне, в сорок третьем появилась фраза, ему посвященная. В том же году вернулись в СССР и погоны, сходство с империей становилось всё отчётливее, были учреждены награды, названные в его честь: «Сталинская премия». Идея мировой Революции заменила знаменитое построение социализма в отдельно взятой стране. Экспорт коммунизма уже не слишком интересен, начинается консервирование. А после победы в Великой Отечественной войне шкала триумфа вообще возросла до небес. Победа закрепляется максимально декорированными и масштабными сооружениями. Для разнообразия в качестве примера рассмотрим метро: станция ВДНХ, и, в особенности, станция Комсомольская — на потолке там красуется мозаичное панно из ценных камней.
г. Москва, станция метро «Комсомольская», 1952 г.
г. Москва, станция метро «ВДНХ», 1958 г.
Ещё одной важной деталью было то, как именно архитекторы брали атрибуты греческой, римской архитектуры и адаптировали это под досоветскую идеологию: например, Брянский областной центр драмы, на котором сверху традиционно была колесница Аполлона, — туда были водружены трое Красноармейцев.
г. Брянск, Бряянский областноой театр драмы им. А. К. Толсто́го, 1926 г.
г. Брянск, Бряянский областноой театр драмы им. А. К. Толсто́го, 1926 г.
В тридцать втором году вышло постановление ЦК, в котором значилось, что «всем творческим работникам надобно объединяться в союзы» — союзы Писателей, Композиторов, Художников и так далее. В тридцать четвёртом году, как раз на заседании союза писателей, было закреплено, что единственно возможной формой творчества должен быть исключительно соцреализм.
г. Москва, Центральный академический театр Российской Армии, 1930 г.
Хочешь показать величие? — сделай какую-нибудь огромную, внушительную махину! Сталинское время подчинило себе искусство: люди творческие вместо самовыражения стали служить государственной идеологии.
г. Москва, ВДНХ, Павильон № 1, 1951–1954 гг.
Раньше, когда строили в духе конструктивизма, — хвалили! Теперь это плохо, так делать нельзя, предпочтение художника меняется с предпочтением партии.
В 1955 году публикуется знаменитое «Постановление об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
г. Москва, бараки, 1950–1960 гг.
На дворе 4 ноября 1955 года, только что было принято постановление об устранении излишеств в проектировании и строительстве. Произошло это, как раз после смерти Сталина, чем была поставлена точка в Советском классицизме. И, действительно, гибель вождя повлекла за собой смену как курсов партии, так и архитектуры: массивность, грандиозность, дороговизна и кич, это всё, конечно, прекрасно, но только на фоне дворцов и унитарных гостиниц. Большинство населения продолжало существование в бараках, а о массовом жилье не шло и речи.
г. Москва, бараки, 1950–1960 гг.
Хрущёв, со своим знаменитым докладом осуждает культ личности Сталина. В рамках десталинизации некоторым городам возвращают их историческое название. Происходит амнистия, закрываются несколько громких уголовных дел, начинается хрущёвская оттепель. Тогда и было решено заняться массовым домостроительством. Так и начали появляться наши дорогие панельные дома. В общем-то тут уже такая, накатанная схема. Сначала конструктивизм — хорошо, красиво, потом конструктивизм — это уже плохо и формализм, — то ли дело «Сталинская неоклассика»! А затем и Сталинская классика- «это ужасная и от простого народа далеко!» — абсолютно цикличная история, приходя, обругай предыдущего.
г. Москва, «первые хрущевки», 1958 г.
Хрущёвская Эпоха — это максимальная экономия, какая-либо эстетика — минимум, главное: обеспечить жильём. Собственно, там же можно увидеть учёных, проектирующих максимально комфортное -зачёркнуто, -экономичное жильё. Вообще ради пропаганды такого архитектурного чуда, как хрущёвка, партия заказала композицию. За 40 лет разрешить проблему жилья Союз так и не смог, поэтому форсированными темпами началось типовое строительство с максимальными ужимами….
г. Москва, «первые хрущевки», 1958 г.
Советский модернизм
г. Москва, ТАСС, 1965–1977 гг.
Советский модернизм — это такое эклектичное направление. Если хрущёвские коробки — это максимальная функциональность, а сталинские дворцы — сплошная помпезность, то советский модернизм- это что-то среднее. В его основу лёг брутализм — это когда здание обходится без декора, выглядит максимально урбанистично и сурово. Для постройки в основном используется железобетон, но советский модернизм не равен брутализму, а здания как бы ни выглядели урбанистично, но, в отделке, к примеру, использовалась облицовка с применением мрамора или керамики. Московский Дворец пионеров — вот прекрасный пример советского модернизма. Тогда архитекторы снова смогли немного развязать себе руки…
г. Москва, дворец пионеров, 1923 г.
Ещё были крайне интересны своим декором мозаичные панно — так называемый «торцизм». Многим наверняка известна мозаика, расположенная на торце здания, которая была основана на простых и понятных социалистических сюжетах о революции, дружбе народов, героях прошлого и так далее.
г. Москва, Комплекс жилых домов, 1973 г.
г. Москва, жилой дом, 1970–1972 гг.
Наверняка для многих было крайне приятно, когда такие элементы декора разбавляли серый городской пейзаж. Но сегодня о сохранении такой исторической памяти мало кто задумывается, и из-за отсутствия ремонта мозаичные панно постепенно уходят в небытие.
Итог
г. Москва, панельные дома, 2024 г.
Подытоживая, хотелось бы отметить: если говорить о том, как архитектура отражает время, в котором мы живём, то не плохо было бы оглянуться и по сторонам. На дворе не Советский Союз и нет, как раньше, единого Государственного плана… И идеологических настроений тоже давно нет. Архитектор — уже не раб государственных идей, система совершенно иная. Но во всём нашем устройстве чувствуется всё то же прежнее отношение: «А, и так сойдёт, да нормально, да пойдёт», -как будто всё равно!….Для многих панельки- это как символ безразличия, это типовые, одинаковые и депрессивные районы. Зачастую также и современные власти абсолютно не заинтересованы в происходящем. Заимствовать опыт западного строительства — не интересно, хотя там в некоторых странах без всякой идеологии просто берут и строят нормально. Да и складывается ощущение, что как властям плевать, что именно строить, так и людям постепенно становится всё равно, в чём жить, в итоге они ко всему привыкают…
Но у них есть своя, «панельная», романтика…
https://musicaltheatre.by/pressa/article_post/teatr-muzykalnoj-komedii-minsk-staryj-novyj-21-11-2015