
Рубрикатор
-Концепция -Россия: «время как сохранение вечного» — традиция сакральной остановки времени -Европа и США: «время как враг — идеал вечной красоты» -Япония, Корея, Китай: «время как процесс — красота в изменении» -Индия: «красота цикла» — визуализация космической возвратности -Заключение -Источники
Концепция
Время — это фундаментальное понятие физики, философии и повседневной жизни, обозначающее последовательную смену состояний объектов, процессов и явлений, а также их длительность. В более широком смысле, его можно рассматривать как меру движения и изменения, которая помогает нам ориентироваться в прошлом, настоящем и будущем, а также планировать свою деятельность.
С точки зрения искусства, время рассматривается как художественный элемент, который может быть воплощен в разных формах: как временной процесс в динамических искусствах (музыка, танец) или как запечатленный образ прошлого в статичных искусствах (живопись, скульптура). Время в искусстве — это не только объективная длительность, но и субъективное переживание, создаваемое через взаимодействие произведения и зрителя, а также через заложенные автором смыслы и стилистические особенности эпохи.
Мне было интересно, как философия времени определяет визуальные приемы и как это выражается в материале, технике, композиции и предназначении произведений, поэтому, цель моего исследования — показать, как разные философии времени формируют визуальные практики и художественные решения в разных культурных традициях: России, Европы и США, Японии/Кореи/Китая и Индии.
Россия: «время как сохранение вечного» — традиция сакральной остановки времени
В русском изобразительном искусстве отношение ко времени «как сохранение вечного» проявляется через обращение к сакральным образам, символизм и статичность, которые создают ощущение бесконечности. Этот подход, связанный с православной иконописью, отрицает линейное время и сосредоточен на образе как на остановленном моменте вечности. Иконопись с ее строгой каноничностью, отходом от реалистичности и акцентом на духовную суть является примером.
В традиции православной иконографии время часто «нейтрализуется»: священный образ работает как окно в вечность — пространство без исторического потока, где смысл и идеал зафиксированы. Визуально это проявляется в иконописи: статичность фигур и золотой фон как внепространственое и вневременное поле. Все эти особенности как бы «замораживают» сакральный момент.
«Троица» Андрей Рублёв (нач. XV в.)
Андрей Рублёв — «Троица» (нач. XV в.). Эта икона считается квинтэссенцией русского иконописного идеала — не репрезентация исторического события, а образ вечной гармонии. Икона «работает» как литургический объект: она не «повествует» в привычном западном смысле, а является средством духовного присутствия вне линейного времени.[1]
Фрагменты из «Троицы» Андрей Рублёв (нач. XV в.)
Тонкая условность жестов, кольцеобразная композиция, сдвоенная симметрия и использование темперного слоя — всё это усиливает впечатление незавершённой, но «идеальной» формы, которая не стареет, а сохраняет свет и смысл. Такая «остановка» может быть связана с богослужебной функцией и представлениями о святом времени в христианской традиции.
Визуальные приемы нацелены на создание вне- или сверхвременного эффекта — это отвечает тезису «время как сохранение вечного».
В русской сакральной традиции визуальное усилие направлено на трансцендирование исторического времени: форма становится носителем «вечной» истины.
Европа и США: «время как враг — идеал вечной красоты»
Европа
Классические и ренессансно-барочные теории красоты стремились к канону, который «выдержит столетия». Идеализация форм, поиски «вечной» гармонии и слияние технического мастерства с эталонами — всё это инструмент к «победе» над тленностью времени.
Й. Й. Винкельман и идеализация античности внедрили в европейские традиции категорию «вечной красоты» как эталона. Ренессансные теоретики, как например Вазари, подвели искусство к подражанию лучшим образцам и созданию произведений, которые останутся актуальными сквозь века.[2]



«Киниск» римская копия с некоей статуи работы Поликлета (450 г. до н. э.) и «Дискофор» традиционно атрибутируют Поликлету (между 460 и 450& nb



«Пьета» (1499 г.) и «Флорентийская Пьета» (1499 г.) Микеланджело Буонарроти



«Экстаз святой Терезы» (1645–1652 гг.) и «Ангел с терновым венцом» (1667–1669 гг.) Джованни Лоренцо Бернини
США
Национальная архитектура (неоклассицизм) и монументализм XIX–XX вв. заимствуют европейский канон «вечного»: Капитолий и Монтичелло — попытка придать идеалам длительность (хотя хронологически это позже барокко, идея преемственна), что демонстрирует транснациональную привлекательность концепта «победы над временем» через форму.[3]


«Капитолий» главный архитектор Уильям Торнтон (1793–1865 гг.) и «Монтичелло» Томас Джефферсон (1769–1809 гг.)
Визуальная культура часто конструирует вечность как ценность — каноны, пропорции и монументальность служат инструментом «победы» над скоротечностью.
Япония, Корея, Китай: «время как процесс — красота в изменении»
Восточноазиатские эстетики воспринимают красоту не как неподвижную идею, а как ценность, проявляющуюся во времени — в следах, трещинах, следах кисти и в самом акте исполнения.
Япония
«Птицы и цветы четырёх времён года» Кано Эйтоку (точная дата создания неизвестна)
Ваби-саби (красота в несовершенном и мимолетном) и мудзё (понятие, означающее изменчивость всего сущего в мире явлений): концепции, которые ценят непостоянство, незавершённость и след времени, а также чувствительность к бренности вещей. Эстетика чайной церемонии, керамика с трещинами, и склонность к минимализму отражают позитивное отношение к непостоянности.[4]


Чёрная чаша «Сёрэй» (Состарившаяся сосна), работа Раку IX (1756–1838 гг.) и чаша, отремонтированная в технике кинцуги
Китай
Каллиграфия как процесс: китайская традиция придает важное значение линии и «энергии кисти» — жесту, который несет момент творческого времени; произведение фиксирует отпечаток движения, и он ценится как след живого действия в прошлом.


Основные стили китайской каллиграфии «Синшу» и «Лишу»
Корея
«Seoye» — традиционное искусство художественного письма, которое включает в себя как китайские иероглифы (Hanja), так и корейский алфавит (Hangul). Это спокойное и осознанное занятие, где движение кисти и неповторимость мгновения являются ценностью; буква — это жест-импульс, момент, который невозможно воспроизвести в точности, и это добавляет эстетическую глубину.
Каллиграфия ученого-чиновника Сон Саммуна (1418–1456 гг.)
Эстетика делает ставку не на «вечность» формы, а на её способность нести память времени — след, движение, изменчивость становятся эстетическими достоинствами.
Индия: «красота цикла» — визуализация космической возвратности
В индийской визуальной культуре доминирует представление цикличности, что выражается в архитектурной симметрии храмов, в ритуальной повторяемости образов и в символах циклического времени. Произведения и архитектура концентрируют внимание на повторении и вечном возвращении, а не на закреплении одного момента как абсолютного.


«Шикхары Храма Кешавы в Соманатхапуре» и «Яма Дхармараджа держит Бхавачакру»
Исследования Стеллы Крамриш показывают, что структура храма и его ритуальность включают представления цикличности времени и соответствующие визуальные стратегии (ритуальная повторяемость, символика колеса времени и т. п.).
Индийская визуальная культура стремится не к победе над временем и не к фиксации одного идеала, а к сакральности цикличности — красота в повторении, возрождении и переходе.
Заключение
Материал и техника: культуры, ориентированные на вечность (Европа, в той или иной мере Россия) предпочитают долговечные материалы (мрамор, бронза, икона как объект хранения), тогда как культуры, ценящие след времени (Япония, Китай) развивают практики, где текстура и следы использования являются частью эстетики (керамика, свитки, каллиграфия).
Коммуникативная функция: в русской и православной традиции икона — средство немедленного соприкосновения с вечным; в европейском классическом каноне — эталон красоты, ориентирующе-воспринимаемый; в восточной — артефакт, сохраняющий отпечаток акта и исторического времени.
Восприятие и ритуал: ритуальная функция влияет на отношение к времени — храмовый цикл, литургия, чайная церемония, каллиграфическая практика — все включают повторение как эстетическую рутину. Для индийского и восточноазиатского контекстов повторение означает включение в цикл; для европейского — повторение канона означает стремление к вечности.
Философия времени — не абстрактная категория; она глубоко материальна: определяет технику, выбор материала, композицию и ритуальную функцию произведения. Четыре концепта, выделенные в рубрикаторе, проявляются в разных культурах:
Эти концепты не исключают друг друга; в каждом культурном поле существуют гибриды и перекрёстные влияния (например, барочные динамики у Бернини и восприятие времени как движения; или современная трактовка «ваби-саби» трансформируется под влиянием глобальных эстетик). Однако изучение визуального материала в свете философии времени позволяет глубже понять почему художники и общества выбирали те или иные формы — и как через визуальную практику формировалось понимание самого времени.
Источники
Третьяковская галерея. Материал на сайте. URL: https://www.tretyakovgallerymagazine.com/node/7196 Дата обращения: 05.11.2025.
Winckelmann J. J. Writings on Art. PDF-документ. URL: https://monoskop.org/images/f/f1/Winckelmann_Johann_Joachim_Writings_on_Art.pdf Дата обращения: 05.11.2025.
Статья на JSTOR. URL: https://www.jstor.org/stable/2737517 Дата обращения: 05.11.2025.
Junghans A. Work on PhilPapers. URL: https://philpapers.org/rec/JUNWST Дата обращения: 05.11.2025.
Икона «Троица» Андрея Рублёва // Wikipedia. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B0_(%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%91%D0%B2%D0%B0)#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Andrey_Rublev_-%D0%A1%D0%B2.%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B0_-_Google_Art_Project.jpg – Дата обращения: 10.11.2025.
Фрагменты из иконы «Троица» Андрея Рублёва // Третьяковская галерея. – URL: https://www.tretyakovgallerymagazine.com/articles/3-2005-08/andrei-rublev-image-holy-trinity – Дата обращения: 10.11.2025.
«Дорифор» Поликлета // Wikimedia Commons. – URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/01/02_10_2024_Photo_Paolo_Villa-Napoli-mann-Museo_Archeologico-FO232526tris-Arte_Greca_copia_romana-Policleto_Doriforo_Polykleitos_Doryphoros_from_Pompeii-marmo_marble_carrara.jpg – Дата обращения: 10.11.2025.
«Киниск» Поликлета // Wikipedia. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Kyniskos_-_replica_in_Pushkin_museum_02_by_shakko.jpg – Дата обращения: 10.11.2025.
«Дискофор» Поликлета // Wikipedia. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Liebieghaus-diskuswerfer-ffm-003.jpg – Дата обращения: 10.11.2025.
«Давид» Микеланджело Буонарроти // Wikipedia. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4_(%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%BE)#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: 'David'_by_Michelangelo_Fir_JBU002.jpg– Дата обращения: 10.11.2025.
«Пьета» Микеланджело Буонарроти // Wikipedia. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%8C%D0%B5%D1%82%D0%B0_(%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%BE)#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Michelangelo’s_Pieta_5450_cropncleaned_edit.jpg– Дата обращения: 10.11.2025.
«Флорентийская Пьета» // Wikipedia. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9F%D1%8C%D0%B5%D1%82%D0%B0#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Pieta_Bandini_Opera_Duomo_Florence_n01.jpg– Дата обращения: 10.11.2025.
«Аполлон и Дафна» Бернини // Wikipedia. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B8,%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%9B%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%BE#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Apollo_and_Daphne_(Bernini).jpg– Дата обращения: 10.11.2025.
«Экстаз святой Терезы» Бернини // Wikipedia. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B8,%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%9B%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%BE#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Ecstasy_of_Saint_Teresa_September_2015-2a.jpg – Дата обращения: 10.11.2025.
«Ангел с терновым венцом» Бернини // Wikipedia. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B8,%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%9B%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%BE#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Gian_lorenzo_bernini, _angelo_con_la_corona_di_spine, _1668-69, _02.jpg – Дата обращения: 10.11.2025.
«Капитолий» // Wikipedia. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B9_(%D0%92%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%82%D0%BE%D0%BD)#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: United_States_Capitol_west_front_edit2.jpg– Дата обращения: 10.11.2025.
«Монтичелло» // Wikipedia. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%BE#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Thomas_Jefferson’s_Monticello_(cropped).JPG– Дата обращения: 10.11.2025.
«Птицы и цветы четырёх времён года» Кано Эйтоку // Wikipedia. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%BE_%D0%AD%D0%B9%D1%82%D0%BE%D0%BA%D1%83#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Birds_and_flowers_of_the_four_seasons.jpg– Дата обращения: 10.11.2025.
Чёрная чаша «Сёрэй» (Раку IX) // Wikipedia. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%83#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Black_Raku_Teabowl_'Shorei'_(Aged_Pine)with_Crane_Design_LACMA_M.2007.7.2(5_of_5).jpg– Дата обращения: 10.11.2025.
Чаша, отремонтированная в технике кинцуги // NN Ceramics. – URL: https://nnceramics.ru/blog/kintsugi – Дата обращения: 10.11.2025.
Каллиграфия «Синшу» // Wikipedia. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8_%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: XingshuLantingxv.jpg– Дата обращения: 10.11.2025.
Каллиграфия «Лишу» // Wikipedia. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8_%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: LishuHuashanmiao.jpg– Дата обращения: 10.11.2025.
Каллиграфия Сон Саммуна // Wikipedia (EN). – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Korean_calligraphy#/media/File: Korea-Seong_Sammun-Calligraphy-01.jpg – Дата обращения: 10.11.2025.
Шикхары храма Кешавы // Wikipedia. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B8%D0%BA%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Rear_View_of_Keshava_Temple_at_Somanathapura.jpg– Дата обращения: 10.11.2025.
«Яма Дхармараджа держит Бхвачакру» // Wikimedia Commons. – URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/32/Yama_holding_the_Bhavacakra_or_Wheel_of_life._Gouache._Wellcome_L0069380.jpg– Дата обращения: 10.11.2025.