Original size 1280x1634

Как философия времени формирует визуальную культуру

1
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

-Концепция -Россия: «время как сохранение вечного» — традиция сакральной остановки времени -Европа и США: «время как враг — идеал вечной красоты» -Япония, Корея, Китай: «время как процесс — красота в изменении» -Индия: «красота цикла» — визуализация космической возвратности -Заключение -Источники

Концепция

Время — это фундаментальное понятие физики, философии и повседневной жизни, обозначающее последовательную смену состояний объектов, процессов и явлений, а также их длительность. В более широком смысле, его можно рассматривать как меру движения и изменения, которая помогает нам ориентироваться в прошлом, настоящем и будущем, а также планировать свою деятельность.

С точки зрения искусства, время рассматривается как художественный элемент, который может быть воплощен в разных формах: как временной процесс в динамических искусствах (музыка, танец) или как запечатленный образ прошлого в статичных искусствах (живопись, скульптура). Время в искусстве — это не только объективная длительность, но и субъективное переживание, создаваемое через взаимодействие произведения и зрителя, а также через заложенные автором смыслы и стилистические особенности эпохи.

Мне было интересно, как философия времени определяет визуальные приемы и как это выражается в материале, технике, композиции и предназначении произведений, поэтому, цель моего исследования — показать, как разные философии времени формируют визуальные практики и художественные решения в разных культурных традициях: России, Европы и США, Японии/Кореи/Китая и Индии.

Россия: «время как сохранение вечного» — традиция сакральной остановки времени

В русском изобразительном искусстве отношение ко времени «как сохранение вечного» проявляется через обращение к сакральным образам, символизм и статичность, которые создают ощущение бесконечности. Этот подход, связанный с православной иконописью, отрицает линейное время и сосредоточен на образе как на остановленном моменте вечности. Иконопись с ее строгой каноничностью, отходом от реалистичности и акцентом на духовную суть является примером.

В традиции православной иконографии время часто «нейтрализуется»: священный образ работает как окно в вечность — пространство без исторического потока, где смысл и идеал зафиксированы. Визуально это проявляется в иконописи: статичность фигур и золотой фон как внепространственое и вневременное поле. Все эти особенности как бы «замораживают» сакральный момент.

Original size 3231x4000

«Троица» Андрей Рублёв (нач. XV в.)

Андрей Рублёв — «Троица» (нач. XV в.). Эта икона считается квинтэссенцией русского иконописного идеала — не репрезентация исторического события, а образ вечной гармонии. Икона «работает» как литургический объект: она не «повествует» в привычном западном смысле, а является средством духовного присутствия вне линейного времени.[1]

0

Фрагменты из «Троицы» Андрей Рублёв (нач. XV в.)

Тонкая условность жестов, кольцеобразная композиция, сдвоенная симметрия и использование темперного слоя — всё это усиливает впечатление незавершённой, но «идеальной» формы, которая не стареет, а сохраняет свет и смысл. Такая «остановка» может быть связана с богослужебной функцией и представлениями о святом времени в христианской традиции.

Визуальные приемы нацелены на создание вне- или сверхвременного эффекта — это отвечает тезису «время как сохранение вечного».

В русской сакральной традиции визуальное усилие направлено на трансцендирование исторического времени: форма становится носителем «вечной» истины.

Европа и США: «время как враг — идеал вечной красоты»

Европа

Классические и ренессансно-барочные теории красоты стремились к канону, который «выдержит столетия». Идеализация форм, поиски «вечной» гармонии и слияние технического мастерства с эталонами — всё это инструмент к «победе» над тленностью времени.

Й. Й. Винкельман и идеализация античности внедрили в европейские традиции категорию «вечной красоты» как эталона. Ренессансные теоретики, как например Вазари, подвели искусство к подражанию лучшим образцам и созданию произведений, которые останутся актуальными сквозь века.[2]

post
  • Античная скульптура — идеализированная фигура как образ «вечной» человеческой гармонии. (На изображении «Дорифор» Поликлета АргосскогоРимская мраморная реплика из Помпей древнегреческого бронзового оригинала 450–440 гг. до н. э.)

«Киниск» римская копия с некоей статуи работы Поликлета (450 г. до н. э.) и «Дискофор» традиционно атрибутируют Поликлету (между 460 и 450& nb

post
  • Раннее Возрождение и Ренессанс — стремление к вечности через монументализацию и пропорции. (На изображении «Давид» Микеланджело Буонарроти 1504 г.)

«Пьета» (1499 г.) и «Флорентийская Пьета» (1499 г.) Микеланджело Буонарроти

post
  • Барокко сочетает стремление к вечности (мастерство, долговечный мрамор) с динамикой движения; однако и здесь эстетика стремится к эмоциональной «универсальности», к образам, которые влияют на наблюдателя вне конкретного момента. (На изображении «Аполлон и Дафна» Джованни Лоренцо Бернини 1622–1625 гг.)

«Экстаз святой Терезы» (1645–1652 гг.) и «Ангел с терновым венцом» (1667–1669 гг.) Джованни Лоренцо Бернини

США

Национальная архитектура (неоклассицизм) и монументализм XIX–XX вв. заимствуют европейский канон «вечного»: Капитолий и Монтичелло — попытка придать идеалам длительность (хотя хронологически это позже барокко, идея преемственна), что демонстрирует транснациональную привлекательность концепта «победы над временем» через форму.[3]

«Капитолий» главный архитектор Уильям Торнтон (1793–1865 гг.) и «Монтичелло» Томас Джефферсон (1769–1809 гг.)

Визуальная культура часто конструирует вечность как ценность — каноны, пропорции и монументальность служат инструментом «победы» над скоротечностью.

Япония, Корея, Китай: «время как процесс — красота в изменении»

Восточноазиатские эстетики воспринимают красоту не как неподвижную идею, а как ценность, проявляющуюся во времени — в следах, трещинах, следах кисти и в самом акте исполнения.

Япония

Original size 1962x622

«Птицы и цветы четырёх времён года» Кано Эйтоку (точная дата создания неизвестна)

Ваби-саби (красота в несовершенном и мимолетном) и мудзё (понятие, означающее изменчивость всего сущего в мире явлений): концепции, которые ценят непостоянство, незавершённость и след времени, а также чувствительность к бренности вещей. Эстетика чайной церемонии, керамика с трещинами, и склонность к минимализму отражают позитивное отношение к непостоянности.[4]

Чёрная чаша «Сёрэй» (Состарившаяся сосна), работа Раку IX (1756–1838 гг.) и чаша, отремонтированная в технике кинцуги

Китай

Каллиграфия как процесс: китайская традиция придает важное значение линии и «энергии кисти» — жесту, который несет момент творческого времени; произведение фиксирует отпечаток движения, и он ценится как след живого действия в прошлом.

Основные стили китайской каллиграфии «Синшу» и «Лишу»

Корея

«Seoye» — традиционное искусство художественного письма, которое включает в себя как китайские иероглифы (Hanja), так и корейский алфавит (Hangul). Это спокойное и осознанное занятие, где движение кисти и неповторимость мгновения являются ценностью; буква — это жест-импульс, момент, который невозможно воспроизвести в точности, и это добавляет эстетическую глубину.

Original size 640x395

Каллиграфия ученого-чиновника Сон Саммуна (1418–1456 гг.)

Эстетика делает ставку не на «вечность» формы, а на её способность нести память времени — след, движение, изменчивость становятся эстетическими достоинствами.

Индия: «красота цикла» — визуализация космической возвратности

В индийской визуальной культуре доминирует представление цикличности, что выражается в архитектурной симметрии храмов, в ритуальной повторяемости образов и в символах циклического времени. Произведения и архитектура концентрируют внимание на повторении и вечном возвращении, а не на закреплении одного момента как абсолютного.

«Шикхары Храма Кешавы в Соманатхапуре» и «Яма Дхармараджа держит Бхавачакру»

Исследования Стеллы Крамриш показывают, что структура храма и его ритуальность включают представления цикличности времени и соответствующие визуальные стратегии (ритуальная повторяемость, символика колеса времени и т. п.).

Индийская визуальная культура стремится не к победе над временем и не к фиксации одного идеала, а к сакральности цикличности — красота в повторении, возрождении и переходе.

Заключение

Материал и техника: культуры, ориентированные на вечность (Европа, в той или иной мере Россия) предпочитают долговечные материалы (мрамор, бронза, икона как объект хранения), тогда как культуры, ценящие след времени (Япония, Китай) развивают практики, где текстура и следы использования являются частью эстетики (керамика, свитки, каллиграфия).

Коммуникативная функция: в русской и православной традиции икона — средство немедленного соприкосновения с вечным; в европейском классическом каноне — эталон красоты, ориентирующе-воспринимаемый; в восточной — артефакт, сохраняющий отпечаток акта и исторического времени.

Восприятие и ритуал: ритуальная функция влияет на отношение к времени — храмовый цикл, литургия, чайная церемония, каллиграфическая практика — все включают повторение как эстетическую рутину. Для индийского и восточноазиатского контекстов повторение означает включение в цикл; для европейского — повторение канона означает стремление к вечности.

Философия времени — не абстрактная категория; она глубоко материальна: определяет технику, выбор материала, композицию и ритуальную функцию произведения. Четыре концепта, выделенные в рубрикаторе, проявляются в разных культурах:

  • Россия — «идеал как вечность», сакральная фиксация;
  • Европа/США — «время как враг/побеждаемое», канон как способ противостоять тлену;
  • Восточная Азия — «время как процесс», ценность следа и мгновения;
  • Индия — «красота цикла», визуализация космической повторяемости.

Эти концепты не исключают друг друга; в каждом культурном поле существуют гибриды и перекрёстные влияния (например, барочные динамики у Бернини и восприятие времени как движения; или современная трактовка «ваби-саби» трансформируется под влиянием глобальных эстетик). Однако изучение визуального материала в свете философии времени позволяет глубже понять почему художники и общества выбирали те или иные формы — и как через визуальную практику формировалось понимание самого времени.

Источники

Bibliography
Show
1.

Третьяковская галерея. Материал на сайте.
URL: https://www.tretyakovgallerymagazine.com/node/7196
Дата обращения: 05.11.2025.

2.

Winckelmann J. J. Writings on Art. PDF-документ.
URL: https://monoskop.org/images/f/f1/Winckelmann_Johann_Joachim_Writings_on_Art.pdf
Дата обращения: 05.11.2025.

3.

Статья на JSTOR.
URL: https://www.jstor.org/stable/2737517
Дата обращения: 05.11.2025.

4.

Junghans A. Work on PhilPapers.
URL: https://philpapers.org/rec/JUNWST
Дата обращения: 05.11.2025.

Image sources
Show
1.2.

Фрагменты из иконы «Троица» Андрея Рублёва // Третьяковская галерея. –
URL: https://www.tretyakovgallerymagazine.com/articles/3-2005-08/andrei-rublev-image-holy-trinity –
Дата обращения: 10.11.2025.

3.4.5.

«Дискофор» Поликлета // Wikipedia. –
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Liebieghaus-diskuswerfer-ffm-003.jpg –
Дата обращения: 10.11.2025.

6.7.8.9.10.11.12.13.14.

«Птицы и цветы четырёх времён года» Кано Эйтоку // Wikipedia. –
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%BE_%D0%AD%D0%B9%D1%82%D0%BE%D0%BA%D1%83#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Birds_and_flowers_of_the_four_seasons.jpg–
Дата обращения: 10.11.2025.

15.16.

Чаша, отремонтированная в технике кинцуги // NN Ceramics. –
URL: https://nnceramics.ru/blog/kintsugi –
Дата обращения: 10.11.2025.

17.18.19.

Каллиграфия Сон Саммуна // Wikipedia (EN). –
URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Korean_calligraphy#/media/File: Korea-Seong_Sammun-Calligraphy-01.jpg –
Дата обращения: 10.11.2025.

20.

Шикхары храма Кешавы // Wikipedia. –
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B8%D0%BA%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Rear_View_of_Keshava_Temple_at_Somanathapura.jpg–
Дата обращения: 10.11.2025.

21.

«Яма Дхармараджа держит Бхвачакру» // Wikimedia Commons. –
URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/32/Yama_holding_the_Bhavacakra_or_Wheel_of_life._Gouache._Wellcome_L0069380.jpg–
Дата обращения: 10.11.2025.

Как философия времени формирует визуальную культуру
1
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more