
История искусственного освещения насчитывает тысячелетия, однако принципиальный перелом в его развитии произошел на рубеже XIX–XX веков с широким внедрением электричества. Этот технологический прорыв не просто изменил бытовые условия жизни, но и поставил перед обществом новые вопросы, связанные с формой и функцией светильников. Если ранее осветительные приборы часто имели утилитарный или декоративный характер, то в XX веке они оказываются объектами профессионального проектирования и художественного осмысления. Светильник в своей конструкции стал прямым воплощением духа времени, транслируя через дизайн ключевые культурные, технологические и социальные установки своей эпохи.

Поул Хеннингсен, 1894–1967
Каким образом в дизайне светильников доминирующая эстетика эпохи выступала не просто как поверхностный стиль, а как визуальное воплощение ключевых социокультурных трендов: демократизации, технологических революций и смены ценностей?
Гипотеза состоит в том, что эстетика каждой эпохи определяла дизайн светильников, который развивался по пути демократизации (вещь как функция), дематериализации (предмет как опыт) и эмоционализации (продукт как высказывание) на протяжении XX–XXI, напрямую отражая главные социокультурные тренды. Цель исследования — провести визуальный анализ, который докажет, что смена художественных стилей была не случайной, а логичной реакцией дизайна на изменения в обществе и технологиях. Я постараюсь проследить эволюцию осветительных приборов: превращение из символа статуса и индивидуального вкуса в инструмент демократизации быта, а затем — в средство создания персональной атмосферы и нематериального переживания.
«Дизайн создает культуру. Культура формирует ценности. Ценности определяют будущее» —
Роберт Питерс [3].
Принцип рубрикации строится на хронологически-тематическом разделении материала на четыре блока, каждый из которых посвящен ключевому этапу в развитии дизайна светильников. В рамках каждого этапа анализируется взаимовлияние трех факторов: художественных тенденций, производственных возможностей и общественных запросов. Вначале я рассмотрю становление модернистского подхода, где эстетика подчинялась принципу функциональности и задачам демократизации освещения. Следующий раздел посвящен послевоенному периоду, когда дизайн светильников начинает активно экспериментировать с формами, материалами и смыслами. Третий блок охватывает конец XX — начало XXI века, когда процессы глобализации и цифровизации приводят к переосмыслению роли света в пространстве. Завершает работу анализ актуальных тенденций, где фокус смещается в сторону устойчивого развития и интеллектуального взаимодействия с пользователем. В этом блоке рассматривается, как экологическая этика и технологии умного дома формируют новую эстетику, в которой материальная форма часто уступает место комплексному световому сценарию.
Я основывалась на релевантные текстовые источники, которые бы в полной мере помогли мне раскрыть тему исследования. Визуальный отбор объектов проводился по принципу их культурной значимости и репрезентативности для ключевых стилей и социальных контекстов исследуемого периода. Стоит уточнить, что некоторые изображения были обработаны в нейросети «Nano Banana» от компании «Google» для улучшения качества, а также затемнения фона, чтобы все фотографии гармонично смотрелись в визуальном ряде.
Исаму Ногучи, 1904–1988
Рубрикатор
— Светильник как вещь-символ
(Рубеж XIX–XX вв.)
— Светильник как вещь-функция(1920-50-е гг.)
— Светильник как вещь-высказывание(1950-70-е гг.)
— Светильник как вещь-опыт(Конец XX–XXI вв.)
Процесс сборки лампы «Снупи»
Светильник как вещь-символ (Рубеж XIX–XX)
На рубеже веков в противовес эклектике появляется новое направление — модерн (или ар-нуво). Философия заключается в стремлении к созданию синтетического произведения искусства, где все элементы интерьера подчиняются единой художественной воле. Светильник в эту эпоху постепенно становится символом, который можно трактовать по-разному: разрыв с прошлым, связь с природой, статус и изощренный вкуса владельца.
Лампы бренда Tiffany Studious (Студия Луиса Тиффани), начало XX века. Эти лампы были не просто осветительными приборами, а символом утонченности и художественного вкуса.
В искусстве начинают преобладать сложный декор с множеством деталей и природные мотивы: растительные орнаменты, органические формы, плавные линии. Отказ от прямого угла был сознательным вызовом набиравшей обороты индустриальной эпохе и предшествовавшим эклектичным историческим стилям. В отличие от более ранних конструкций, в модерне каждый растительный мотив является ярким и обособленным акцентом. Каждый элемент декора (тщательно проработанная кованая роза, лилия или бутон) несет эстетическую функцию, будучи самоценным произведением искусства. Цветовая палитра также приближена к естественным цветам, встречающимися в природе: опалово-белые, оливковые, пыльно-розовые, пастельные тона создают рассеянное, почти мистическое освещение, соответствующее общему стремлению к уюту и художественному единству. Подобная эстетика нацелена на создание уникального объекта, который подчеркивал статус и вкус владельца, потому что все светильники создавались при помощи ручного труда из дорогих материалов (патинированное серебро, витражное стекло, полудрагоценные камни). Таким образом, светильник в эпоху ар-нуво — это почти всегда штучный продукт, который выступает словно антитезой демократизации и грядущему массовому производству.
Лампа Без названия, Студия Тиффани, 1902–18. Витражное стекло создает сложную игру цвета и света, а металлический каркас произрастает, словно ствол дерева.
Dragonfly #1507 (с англ. Стрекоза), Студия Тиффани, 1904-1915. Инновационная технология обработки стекла «фавриль» позволяет создавать сложные цветовые переходы и витражи с цветочными мотивами.
Лампа Pond Lily (с англ. Прудовая лилия), Студия Тиффани, 1903. Дизайнер не ограничивался только игрой с витражом, медная ножка — важный элемент подчеркивающий общую идею.
Лампа Dragonfly (с англ. Стрекоза), Студия Тиффани, 1904-1915. Прикладное искусство постепенно перерождается в дизайн благодаря единой концепции.
Лампы: Без названия, Макс Блонда. 1903; Варварский инжир, Дом и Мажорель, 1902; Без названия, Морис Бувал. 1903; Без названия, Фернан Гранж, 1902. Лампы, как самостоятельные произведения искусства.
Светильник как вещь-функция (1920-50-е)
После Первой мировой войны и социальных потрясений в Европе формируется принципиально новое мировоззрение: красивым считается не то, что украшено, а то, что идеально работает. Эпоха эксклюзивного ручного творчества уступает место вере в прогресс, технологии и социальные преобразования. Дизайн начинает пониматься не как искусство для избранных, а как инструмент улучшения жизни масс. Светильник в этой парадигме превращается из символа статуса в утилитарный инструмент, а его эстетика становится прямым следствием функции, технологии производства и социальной задачи. Происходит сознательный разрыв с прошлым и смелый шаг в будущее, где дизайн движим идеей демократизации качественной предметной среды, служа не индивиду, а обществу.
Luminator (с лат. Светильник), Акилле и Пьер Кастильони, 1954. Радикальный дизайн, сведенный к базовым элементам, в котором нет ничего лишнего.
Внешний вид должен был быть оправдан с точки зрения полезности и эффективности: сферы, цилиндры, параллелепипеды — это чистые, абстрактные формы, которые легки для понимания обычных граждан, привыкших к простоте. А также такие формы не требовали больших затрат производства. Более того, конструктивные элементы (болты, шарниры, крепления) часто становились частью эстетики, а материалы (дерево, металл, стекло) не маскировались, что значительно упрощало работу заводам и фабрикам. Задача заключалась в том, чтобы создать не уникальный шедевр, а качественный, доступный и тиражируемый продукт для рабочего класса.
Подвесной светильник Bauhaus HMB 25/300, Марианна Брандт, Ханс Пширембель, 1925. Дизайнеры Баухауса активно экспериментировали с новыми материалами — металл и прозрачное/матовое стекло.
Подвесной светильник HMB 25/500, Марианна Брандт, Ханс Пширембель, 1925. Эстетическая простота в форме и исполнении предполагает технологичность в массовом промышленном производстве.
Лампа Bauhaus WG 24, Вильнельм Вагенфельд, 1924. Материалы светильника позволяют создать мягкое свечение для рабочего стола благодаря стеклянной подставке, которая пропускает свет, а не отражает его.
Anglepoise (прим. пер. Угловая лампа), Джордж Карвардин, 1932. Пружинный механизм, созданный по аналогии с автомобильной подвеской, позволяет надежно удерживать источник света в нужном положении.
Подвесной светильник СК-300, Абраам Дамский, 1957. Типовой светильник для учебных заведений, представлявший собой конструкцию из концентрических металлических колец.
Eclisse (с итал. Затмение), Вико Маджистретти, 1965. Меняет свет благодаря подвижному куполу, что создает максимальный комфорт для пользователя, а также случит ярким акцентом в интерьере.
Светильник как вещь-высказывание (1950-70-е)
После аскетизма военных лет и строгости функционализма в Европе и Америке наступает эра экономического бума, оптимизма и новой потребительской культуры. Дизайн перестает быть лишь служением утилитарным нуждам; он становится языком ироничного жеста и художественного высказывания. Светильник в эту эпоху окончательно выходит за рамки инструмента, превращаясь в объект, который не просто освещает пространство, но и рассказывает историю.
Лампа Serpente (с итал. Змея), Элио Мартинелли, 1965. Гибкий, словно живой стержень, который можно изгибать, и пластиковый плафон создают игривый, почти кокетливый образ.
Эстетика дизайна светильников послевоенных лет была направлена уже не на социальное переустройство, а на интеллектуальную игру и диалог с потребителем, что вынуждает деятелей искусства прибегать к новым методам воплощения своих идей. Так, осветительные приборы начинают создавать драматургию пространства благодаря игре света и тени, которая образуется из смелых, часто парадоксальных форм: например, лампа может напоминать человека, животное, растение, но не в декоративной манере модерна, а в концептуальном, часто гротескном стиле. Усилить эмоциональный отклик помогают эксперименты с новыми материалами (пластмасса, акрил, резина), которые позволяют создавать сложные органические формы, недоступные ранее. Одновременно с этим появляется эстетика ready-made (искусство из готовых объектов) и арте повера (искусство бедных материалов), вдохновляясь которыми авторы начинают собирать объекты из неожиданных деталей.
«Дизайн — это посредник между информацией и пониманием» — Ганс Хоффман
Лампа Pipistrello (с итал. летучая мышь), Гаэ Ауленти, 1965. Название вторит форме плафона, похожего на крылья летучей мыши.
Торшер Arco (с итал. арка или дуга), Акилле, Пьер Кастильони, 1962. Торшер можно назвать перенесенным в гостиную фонарем благодаря верхнему свету и необычной форме.
Подвесной светильник Taraxacum (с англ. одуванчик), Акилле и Пьер Джакомо Кастильони, 1960. Вдохновением для дизайнеров стал бутон одуванчика, что создает непосредственный образ, полный свободы.
Светильник Toio («Тоио») Акилле, Пьер Джакомо Кастильони, 1962. Собран из самых обычных объектов (автомобильной фары, трансформатора, удочки и стального прута) как манифест ready-made в дизайне.
Parentesi (с итал. скобки), Акилле Кастильони, Пио Манцу, 1971. Состоит из гибкого троса и единственного соединения, что создает высказывание о сути конструкции, сведенной к абсолютному минимуму.
«Я вижу вокруг себя профессиональную болезнь — относиться ко всему слишком серьёзно. Один из моих секретов — постоянно шутить!»
Акилле Кастильони [10]
Лампа Snoopy («Снупи»), Акилле, Пьер Джакомо Кастильони, 1967. В форме светильника легко прослеживается образ популярного в то время героя из мультфильма «Peanuts» (с англ. арахис)
Artichoke (с англ. артишок), Поул Хеннингсен, 1958. Уникальное сочение формы и материала позволяют светильнику мягко рассеивать свет, делая его приятным вне зависимости от времени суток.
Светильник как вещь-опыт (Конец XX–XXI)
Рубеж тысячелетий ознаменовался цифровой революцией, осознанием экологических проблем и сдвигом в ценностях — от владения вещами к ценности переживаний и осознанного потребления. Дизайн света отвечает на эти вызовы радикально: физическая форма светильника часто минимизируется или вовсе исчезает, уступая место самому световому явлению, атмосфере и взаимодействию. Свет становится программируемой средой, а взаимодействие с ним — персонализированным опытом.
Akari (с яп. свет), Исаму Ногучи, 1951. Высказывание о природе света, воплощенное в объекте, где натуральный материал (рисовая бумага) преобразовывает холодный электрический свет в теплое сияние.
Появление и массовое внедрение светодиодных технологий стало ключевым драйвером современной дематериализации. Светодиоды, потребляя до 75% меньше энергии и служа в 25 раз дольше ламп накаливания, позволили радикально изменить форму светильников: они дали возможность создавать невидимые источники света, интегрированные в архитектуру, и программируемые системы, в которых ценность сместилась с физического объекта на цифровой интерфейс и создаваемые им бесчисленные световые сценарии. Это окончательно утвердило новую эру, когда свет стал адаптивным, эмоционально настраиваемым опытом, а не статичной функцией предмета.
В дизайне доминируют переработанные материалы, биоразлагаемые компоненты и энергоэффективность как новая форма эстетики — эстетики ответственности. Тем не менее, акцент смещается с арматуры на создаваемый ею световой эффект. Так, например, светодиодные технологии и OLED позволяют создавать светящиеся поверхности, панели и нити, где источник света невидим. Приборы интегрируются в системы умного дома, меняя цвет, интенсивность и температуру света по сценарию или в ответ на действия пользователя, становясь частью интерфейса взаимодействия человека с пространством. Художники и дизайнеры работают со светом как с чистым медиумом, создавая целые пространства-переживания, где зритель погружается в атмосферу, а не просто рассматривает источник света.
Подвесной светильник Zettel’z 5 (с нем. записка, листок, бумажка), Инго Маурер, 1997. Целый арт-объект, состоящий из множества записок, в каждой из которых любой человек найдет для себя послание.
Светильники Glo-Ball, Джаспер Моррисон, 1998. Выдувается вручную из матового стекла, которое мягко рассеивает свет по всему пространству, объединяя его элементы друг с другом, вторя названию.
Светильник Ashoka (с санскрита «без печали»), Этторе Соттсасс, 1981. Форма лампы построена на сочетании геометрических объёмов, намеренно непропорциональных и провокативно смелых.
Светильник Vessel (с англ. судно), Тодд Брейчер, 2017. Объект растворяет границу между искусственным и природным светом, благодаря форме стеклянного сосуда, светящегося без видимого LED-модуля.
Прожектор Nulla (с итал. ничего), Давиде Гроппи, 2010. Один из наиболее радикальных примеров дематериализации — почти невидимая точка света, встроенная в архитектуру.
«Дизайн — это не просто то, как он выглядит и ощущается. Дизайн — это то, как это работает» —
Стив Джобс [3].
Заключение
Таким образом, эволюция светильника демонстрирует общую тенденцию от артефакта, демонстрировавшего богатство, к инструменту для преобразования общества, далее — к средству личного самовыражения и, наконец, к незаметному, но могущественному режиссеру нашего повседневного самоощущения. Этот путь наглядно демонстрирует, что дизайн светильников служит точным индикатором глубинных изменений в обществе — технологических прорывов, социальных преобразований и смены ценностных ориентиров, оставаясь одним из самых выразительных артефактов своей эпохи.
Mercer Natalie. Contemporary Table Lamps Inspired by a Century of Design // Adorno Design [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://adorno.design/editorial/contemporary-table-lamps-inspired-by-a-century-of-design/ (дата обращения: 17.11.2025).
Ingo Maurer. Zettel’z 5 // Ingo Maurer Official Website [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ingo-maurer.com/en/products/zettelz-5/ (дата обращения: 17.11.2025).
Shopify Stuff. Design Quotes // Shopify [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.shopify.com/nz/blog/design-quotes (дата обращения: 17.11.2025).
Божко Ольга. 100 лет дизайна: светильник «Атишок» Поуля Хеннингсена // Interior+Design [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interior.ru/education/predmeti/6716-100-let-дизайна-светильник-artishok-poula-khenningsena.html (дата обращения: 17.11.2025).
Божко Ольга. 100 лет дизайна: светильник Toio братьев Кастильони // Interior+Design [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interior.ru/education/predmeti/8107-100-лет-дизайна-светильник-toio-brat’ev-kastil’oni.html (дата обращения: 17.11.2025).
Casa Ricca Expo. 10 легендарных светильников Flos // Casa Ricca Expo [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.casaricca.ru/journal/brendi/10-legendarnykh-svetilnikov-flos/ (дата обращения: 17.11.2025).
LERKA Group. Свет как искусство: эволюция светильников // LERKA Group [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lerkagroup.ru/blog/svet-kak-iskusstvo-jevoljucija-svetilnikov/ (дата обращения: 17.11.2025).
Санькова Александра. 6 предметов из коллекции Московского музея дизайна. Советский авангард // Design Mate [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://design-mate.ru/guide/read/objects/object/6-items-from-collection-of-moscow-museum-of-design-soviet-avant-garde (дата обращения: 17.11.2025).
Форти Адриан. Объекты желания: дизайн и общество с 1750 года. — Студия Артемия Лебедева, 2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2FIYvsOnY36txyuSadZDspViias3UOtUz0%2FiWAVcY7DO7HUZiYjnYD0EVEHFL7geZuq%2FJ6bpmRyOJonT3VoXnDag%3D%3D%3A%2FObekty_zhelania.pdf&name=Obekty_zhelania.pdf (дата обращения: 17.11.2025).
Design icon: Flos Snoopy Lamp // Nest [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nest.co.uk/design-icon-flos-snoopy-lamp (дата обращения: 17.11.2025).
https://museum-design.ru/collection-of-sculptural-lamps-akari/ (дата обращения: 17.11.2025)
https://www.vitra.com/es-es/product/akari-light-sculptures?srsltid=AfmBOopue0qfW4hWhPIUdxhPqwDudr6jjFV4cN5gGzIT2JNEdWARvQBz (дата обращения: 17.11.2025)
https://www.metmuseum.org/art/collection/search?q=art+nouveau+lamp&offset=40 (дата обращения: 17.11.2025)
https://shopmohd.com/es/serpente-lampara-de-mesa.html (дата обращения: 17.11.2025)
https://o-svet.ru/catalog/svetilniki/116777/ (дата обращения: 17.11.2025)
https://topobject.ru/product/suspension-lamp-flos-taraxacum/ (дата обращения: 17.11.2025)
https://www.casaricca.ru/journal/brendi/10-legendarnykh-svetilnikov-flos/ (дата обращения: 17.11.2025)
https://www.interior.ru/education/predmeti/6716-100-let-dizajna-svetilnik-artishok-poula-khenningsena.html (дата обращения: 17.11.2025)
https://santreyd.ru/blog/1965-2015-pipistrello-ispolnyaetsya-50-let/ (дата обращения: 17.11.2025)
https://blog.skillbox.by/dizajn/5-proektov-marianny-brandt-skillbox-media/ (дата обращения: 17.11.2025)
https://shop.bauhaus-movement.com/ru/marianne-brandt/ (дата обращения: 17.11.2025)
https://skillbox.ru/media/design/istoriya-odnogo-dizayna-lampa-anglepoise/ (дата обращения: 17.11.2025)
https://design-mate.ru/guide/read/objects/object/6-items-from-collection-of-moscow-museum-of-design-soviet-avant-garde (дата обращения: 17.11.2025)
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/19433 (дата обращения: 17.11.2025)
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/10004834 (дата обращения: 17.11.2025)
https://www.tiffany-lamps.de/mobile/TIFFANY_FLOOR_LAMPS/22IN_Dragonfly_blue/index.htm (дата обращения: 17.11.2025)
https://bellezza-storia.livejournal.com/42403.html (дата обращения: 17.11.2025)
https://collections.vam.ac.uk/search/?page=1&page_size=15&q=art+nouveau+lamp (дата обращения: 17.11.2025)
https://www.brooklynmuseum.org/ru-RU/search/collection?query=art+nouveau+lamp&has_image=true (дата обращения: 17.11.2025)
https://www.imj.org.il/en/collections/397203-0 (дата обращения: 17.11.2025)
https://www.interior.ru/education/predmeti/8107-100-let-dizaina-svetil'nik-toio-brat’ev-kastil’oni.html (дата обращения: 17.11.2025)
https://www.artsy.net/artwork/ettore-sottsass-ashoka-table-lamp (дата обращения: 17.11.2025)
https://www.bukowskis.com/en/auctions/666/9-ettore-sottsass-an-ashoka-table-lamp-memphis-italy-post-1981 (дата обращения: 17.11.2025)
https://www.light11.es/ingo-maurer/zettel-z-5.html (дата обращения: 17.11.2025)
https://www.informare.co.uk/2017/06/09/vessel-by-todd-bracher/ (дата обращения: 17.11.2025)
https://www.archiproducts.com/ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%8B/davide-groppi/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80-nulla_218246 (дата обращения: 17.11.2025)
https://www.interior.ru/education/predmeti/6716-100-let-дизайна-светильник-artishok-poula-khenningsena.html (дата обращения: 17.11.2025)
https://www.toddbracher.com/projects/vessel (дата обращения: 17.11.2025)
https://tecnolumen.com/lamps/wg-24/ (дата обращения: 17.11.2025)
https://ru.socialdesignmagazine.com/mag/design-cult/i-50-anni-di-snoopy-lampada-da-tavolo-cult-celebrati-da-una-limited-edition/ (дата обращения: 17.11.2025)
https://www.nest.co.uk/design-icon-flos-snoopy-lamp (дата обращения: 17.11.2025)