Original size 3167x4444

Кандинский и наскальная живопись. Сродство с примитивами

6
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Наскальная живопись являлась одной из первых форм изобразительного искусства, её открытие значительно повлияло на развитие новых направлений живописи, таких как примитивизм. Но является ли это единственным вариантом переосмысления первобытного творчества? Художественные работы Кандинского не позволяют согласиться. При взгляде на абстракцию данного мастера неуловимо заметна схожесть визуального языка безымянных творцов древности и художника 20-го века.

Помимо внешних сходств при должном погружении в тему можно провести и другие параллели, связанные с содержанием. В собственных текстах Кандинский пишет об обязательности наличия «внутренней необходимости» при создании работ. В его понимании истинный художник должен заниматься «выражением вечно объективного в временно-субъективном» [1, c. 79]. Искусство, обладающее только внешней привлекательностью, являлось для него мертворождённым.

1. Василий Кандинский «Картина с кругом» (1911 г.) 2. Наскальная живопись, фрагмент из пещеры Альтамира, Испания

Так и в доисторическом искусстве основополагающую роль играла семантика, наличие смысла в произведении. Существует много гипотез использования первобытными людьми наскальной живописи, часто предполагаемые функции: ритуальная, обучающая, коммуникативная и так далее. Если сравнить уровни смыслов, то можно легко заметить, как усложнилась жизнь человека. По мнению Кандинского примитивизм настоящего только использует форму примитива прошлого, так как человеческое общество прошло много этапов развития, в том числе появление материализма, учение, провозглашающее превосходство материи над сознанием, в котором мастер видит причину обращения к искусству древности, связанное с желанием вернуть главенство идеи над формой её выражения.

Визуальное исследование строится на сравнении работ и поиске внешних и сходств: что же вызывает эти смутные ассоциации между творениями, разделёнными многовековым временным интервалом? Помимо этого проводится анализ внутреннего содержания, преимущественно его различий. Для этого используются размышления самого Кандинского из его книг и исторические сведения о наскальной живописи.

Первый блок посвящён особенностям композиции работ: она первой влияет на ощущение похожести. Будет уделено внимание наличию или отсутствию динамики в произведениях, работе с фоном, а также важен поиск композиционного центра, особенно в наскальной живописи, где плоскость произведения по сути не ограничена холстом.

Во втором блоке внимание сконцентрировано на фигурах. В произведениях встречаются как более абстрактные, так и вполне различимые элементы. Будут проведены параллели между цветом, ограниченным формой, как это описывал Кандинский, и нарисованными животными у первобытных людей, при взгляде на которых есть ощущение, что они были написаны «от пятна».

Третий блок освещает использование схожих цветов. Палитра наскальной живописи ограничена, но это не мешает сравнить используемые в ней цвета с применением данных оттенков в работе Кандинского, пусть и выборка от этого сужается. Мастер закладывал более чувственное значение в цвет, чем отражение реальности, оттого данный блок преимущественное сфокусирован на внутреннем содержании.

В первую очередь в визуальном исследовании ставится вопрос: можно ли проводить параллель между всеми примитивами в искусстве и сказать, что это одно и то же, основываясь на внешнем сходстве? Достаточно ли этого или внутреннее содержание всё же имеет превосходство над изобразительностью? Это предстоит выяснить.

Композиция

1. Василий Кандинский «В сером» (1919 г.) 2. Наскальная живопись, пещера Ласко, Франция

Original size 1024x826

Наскальная живопись, пещера Ласко, Франция

1. Василий Кандинский «Последний суд» (1912 г.) 2. Бизоны, наскальная живопись, пещера Альтамира, Испания

Первое, что бросается в глаза — ацентричность композиции. Элементы будто расползаются по плоскости, но не теряют гармонию между собой. Можно предположить, что отчасти с этим помогают рамки «холста». Также сравнить расположение позволяет отсутствие у наскальной живописи конкретного расположения в пространстве, с которого нужно на рисунок смотреть, а значит с какого-то ракурса сходства практически не будет, даже с «нужного» оно сложно различимо, только в общих чертах.

1. Василий Кандинский «Картина с красным пятном» (1914 г.) 2. Наскальная живопись, пещера Ласко, Франция

1. Василий Кандинский «Романтический пейзаж» (1911 г.) 2. Наскальная живопись, пещера Ласко, Франция

Также в работах есть динамика и напряжение между элементами. В наскальной живописи этого добивались для передачи погони, движения животных. Кандинский же старался донести собственные чувства, картины будто вибрируют, в отобранных произведениях присутствует борьба между элементами, что схоже по настроению с наскальной живописью.

1. Василий Кандинский «Тяжелые плавающие» (1924 г.) 2. Два оленя, наскальная живопись, пещера Фон-де-Гом, Франция

1. Василий Кандинский «Импровизация» (1913 г.) 2. Наскальная живопись, пещера Шульган-Таш, Россия

В первобытном искусстве люди не особо задумывались над фоном произведения: рисунки либо висели в воздухе, либо взаимодействовали с рельефом пещеры. Кандинский тоже часто оставлял воздух в работах, но причина заключалась в его понимании искусства: художник стремился изобразить внутренние переживания, отделённые от внешнего контекста и копирования реальности.

Фигура

1. Василий Кандинский «Композиция 4» (1911 г.) 2. Извивающийся бизон, наскальная живопись, пещера Альтамира, Испания

Original size 1024x718

Наскальная живопись, пещера Альтамира, Испания

В работах можно разглядеть похожие цветовые пятна. При сравнении может показаться, что живопись Кандинского похожа на развалившиеся наскальные рисунки. Будто человек разогнул линии, размыл пятна и добавил местами больше цвета. Но всё ещё сквозит эта атмосфера, присущая наскальной живописи: размашистость линий, масштабность.

1. Василий Кандинский «Акварель 6» (1911 г.) 2. Наскальная живопись, пещера Ласко, Франция

1. Василий Кандинский «Чёрное пятно» (1912 г.) 2. Наскальная живопись, пещера Ласко, Франция

В произведении «Ступени» Кандинский упоминает, что научился у сельских жителей не смотреть на собственные картины со стороны, а жить в них. Это напоминает магическое мышление древних людей: есть теория, что животных они изображали так реалистично из-за того, что считали, что они являются идентичными своим живым прообразам: сколько бизонов нарисуешь и «заколешь» на стене пещеры, столько убьёшь и на охоте.

1. Василий Кандинский «Композиция № 218» (1919 г.) 2. Наскальная живопись, пещера Шове, Франция

1. Василий Кандинский «Чёрные линии» (1913 г.) 2. Василий Кандинский Фрагмент 2 для Композиции 7 (1913 г.)

Также в некоторых произведениях присутствует наслоение силуэтов. Это распространённый приём, которому можно присвоить множество значений: постепенность изменений, множество чего-то близкого, пик напряжения перед взрывом. У Кандинского фигуры затмевают друг друга, но не полностью, сохраняя при этом свой собственный цвет и форму.

Original size 4444x3333

Наскальная живопись, пещера Куэва-де-лас-Манос, Аргентина

1. Василий Кандинский «Импровизация 10» (1910 г.) 2. Наскальная живопись, пещера Лас-Чименеас, Испания

В сравниваемых объектах искусства присутствует много линий, «макаронин», как называл их Мириманов в наскальной живописи. Они ограничивают цветовые пятна, задают направление. Преимущественно они чёрные и у Кандинского, и у первобытных людей, но у первого они абстрактны, а у вторых они очерчивают силуэты, добавляют им детализированности.

1. Василий Кандинский «Композиция 7» (1913 г.) 2. Наскальная живопись, пещера Лас-Монедас, Испания

По сути данные линии являются основным связующим элементом наскальной живописи и абстракции Кандинского: они скрепляют эти фигуры и цветовые пятна, описанные выше, между собой.

1. Василий Кандинский «Композиция 5» (1911 г.) 2. Наскальная живопись, пещера Шове, Франция

Original size 2160x1440

Наскальная живопись, пещера Шове, Франция

Цвет

1. Василий Кандинский «Импровизация 29» (1917 г.) 2. Наскальная живопись, пещера Шове, Франция

Original size 3608x2493

Наскальная живопись, пещера Ласко, Франция

Палитра наскальных рисунков не особо разнообразна: чёрный, коричневый, в редких случаях белый. Тем интереснее их сравнивать с абстракцией Кандинского и его теорией цвета.

1. Василий Кандинский «Лирическое» (1911 г.) 2. Наскальная живопись, пещера Ласко, Франция

1. Василий Кандинский «Импровизация № 20» (Две лошади) (1911 г.) 2. Наскальная живопись, пещера Шове, Франция

Original size 4980x3575

Василий Кандинский «Смутное» (1917 г.)

Чёрный для художника был самым «беззвучным» оттенком, хорошим для создания контраста, выделения чего-либо, потому что на его фоне цвета выглядят значительнее. Он символизировал конец, можно сказать ничто после смерти. Возникает интересная перекличка с первобытным искусством: оно настолько древнее, что ощущается как что-то из другой жизни, оно не оставило нам чётких ответов о причине собственного существования и является безмолвным, как и приданный ему цвет.

1. Василий Кандинский «Картина с черной аркой» (1912 г.) 2. Наскальная живопись, пещера Куэва-де-лас-Манос, Аргентина

К коричневому цвету у Кандинского более сложное отношение, он видит в нём смешение красного и чёрное, которое затруднительно сделать в правильных пропорциях. Коричневый обладает сложносочинённой сдержанной красотой и мощной энергетикой. Если перекладывать это на творчество первобытных людей, можно провести параллель между данным цветом и совмещением биологического и социального начал в древнем человеке. Искусство не могло создаваться без примирения этих частей: человеку банально не была бы нужна живопись, если бы он являлся только зверем.

Заключение

В заключение, стоит сказать, что произведения Кандинского и наскальная живопись обладает неочевидным сходством, хотя нельзя утверждать, что они находятся на одном уровне, как минимум влияет степень развития человечества в разные эпохи. Искусство художника 20-го века обладает более глубоким содержанием, выверенной теорией и в то же время не имеет практического применения, в отличие от своего предшественника. Первобытное творчество проще, но плотно сплетено с бытовой жизнью древних людей, что придаёт ей значимости.

Внутреннее содержание побеждает над изобразительностью, теория о «внутренней необходимости» применима к искусству обоих временных отрезков, что отвечает на поставленный в визуальном исследовании вопрос: идея важнее формы.

Bibliography
1.

Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве. — АСТ, 2018. — 352 с.

2.

Мириманов, В. Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство/ В. Б. Мириманов —. — Москва: Искусство, 1973 — 320c.

3.

https://www.wassilykandinsky.ru/book-118.php (Дата обращения: 05.11.25)

4.
Image sources
Show
1.

Обложка: https://www.jstor.org/stable/community.38711281 (Дата обращения: 05.11.25)

2.

Василий Кандинский «Картина с кругом» https://artchive.ru/wassilykandinsky/works/536206~Kartina_s_krugom (Дата обращения: 02.11.25)

3.

Наскальная живопись, фрагмент из пещеры Альтамира, Испания https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Altamira_bisons.jpg (Дата обращения: 02.11.25)

4.

Василий Кандинский «В сером» https://artchive.ru/wassilykandinsky/works/212305~V_serom (Дата обращения: 02.11.25)

5.

Наскальная живопись, пещера Ласко, Францияhttps://k-s-art.com/peshhernaja-zhivopis/?guid=1&mid=1 (Дата обращения: 02.11.25)

6.

Наскальная живопись, пещера Ласко, Франция https://www.jstor.org/stable/community.10593960 (Дата обращения: 02.11.25)

7.

Василий Кандинский «Последний суд» https://artchive.ru/wassilykandinsky/works/212323~Poslednij_sud (Дата обращения: 02.11.25)

8.

Бизоны, наскальная живопись, пещера Альтамира, Испания https://www.jstor.org/stable/community.13557851 (Дата обращения: 01.11.25)

9.

Василий Кандинский «Картина с красным пятном» https://artchive.ru/wassilykandinsky/works/212269~Kartina_s_krasnym_pjatnom (Дата обращения: 02.11.25)

10.

Наскальная живопись, пещера Ласко, Францияhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%9B%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Lascaux_painting.jpg (Дата обращения: 01.11.25)

11.

Василий Кандинский «Романтический пейзаж» https://artchive.ru/wassilykandinsky/works/212292~Romanticheskij_pejzazh (Дата обращения: 02.11.25)

12.

Наскальная живопись, пещера Ласко, Францияhttps://www.jstor.org/stable/community.13570453 (Дата обращения: 01.11.25)

13.

Василий Кандинский «Тяжелые плавающие» https://artchive.ru/wassilykandinsky/works/556320~Tjazhelye_plavajuschie (Дата обращения: 02.11.25)

14.

Два оленя, наскальная живопись, пещера Фон-де-Гом, Франция https://greencity.tv/rubrika/klimat/klimaticheskiy-izmeneniya-unichtozhayut-naskalnuyu-zhivopis/ (Дата обращения: 01.11.25)

15.

Василий Кандинский «Импровизация» https://arthive.com/ru/wassilykandinsky/works/543709~Improvizatsija (Дата обращения: 02.11.25)

16.

Наскальная живопись, пещера Шульган-Таш, Россия https://megalithica.ru/petroglifyi-shulgan-tash-kapova-peshhera.html (Дата обращения: 01.11.25)

17.

Василий Кандинский «Композиция 4» https://artchive.ru/wassilykandinsky/works/212270~Kompozitsija_4 (Дата обращения: 02.11.25)

18.

Извивающийся бизон, наскальная живопись, пещера Альтамира, Испания https://www.jstor.org/stable/community.13558215 (Дата обращения: 01.11.25)

19.

Наскальная живопись, пещера Альтамира, Испания https://www.jstor.org/stable/community.18134181 (Дата обращения: 02.11.25)

20.

Василий Кандинский «Акварель 6» https://artchive.ru/wassilykandinsky/works/384797~Akvarel'_VI (Дата обращения: 02.11.25)

21.

Наскальная живопись, пещера Ласко, Францияhttps://www.jstor.org/stable/community.13563951 (Дата обращения: 01.11.25)

22.

Василий Кандинский «Чёрное пятно» https://artchive.ru/wassilykandinsky/works/212343~Chernoe_pjatno (Дата обращения: 02.11.25)

23.

Наскальная живопись, пещера Ласко, Францияhttps://www.jstor.org/stable/community.18122661 (Дата обращения: 01.11.25)

24.

Василий Кандинский «Композиция № 218» https://arthive.com/ru/wassilykandinsky/works/14253~Kompozitsija_218 (Дата обращения: 02.11.25)

25.

Наскальная живопись, пещера Шове, Франция https://www.jstor.org/stable/community.13934072 (Дата обращения: 01.11.25)

26.

Василий Кандинский «Чёрные линии» https://artchive.ru/wassilykandinsky/works/212290~Chernye_linii (Дата обращения: 02.11.25)

27.

Василий Кандинский Фрагмент 2 для Композиции 7 https://artchive.ru/wassilykandinsky/works/212297~Fragment_2_dlja_Kompozitsii_7 (Дата обращения: 02.11.25)

28.

Наскальная живопись, пещера Куэва-де-лас-Манос, Аргентина https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%8D%D0%B2%D0%B0-%D0%B4%D0%B5-%D0%BB%D0%B0%D1%81-%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%81#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: SantaCruz-CuevaManos-P2210651b.jpg (Дата обращения: 01.11.25)

29.

Василий Кандинский «Импровизация 10» https://artchive.ru/wassilykandinsky/works/384777~Improvizatsija_Kh (Дата обращения: 01.11.25)

30.

Наскальная живопись, пещера Лас-Чименеас, Испанияhttps://www.jstor.org/stable/community.15997608 (Дата обращения: 01.11.25)

31.

Василий Кандинский «Композиция 7» https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b4/Vassily_Kandinsky%2C_1913_-_Composition_7.jpg (Дата обращения: 01.11.25)

32.

Наскальная живопись, пещера Лас-Монедас, Испанияhttps://www.jstor.org/stable/community.13936914 (Дата обращения: 01.11.25)

33.

Василий Кандинский «Композиция 5» https://artchive.ru/wassilykandinsky/works/212376~Kompozitsija_5 (Дата обращения: 01.11.25)

34.

Наскальная живопись, пещера Шове, Франция https://www.jstor.org/stable/community.13937883 (Дата обращения: 01.11.25)

35.

Наскальная живопись, пещера Шове, Франция https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%A8%D0%BE%D0%B2%D0%B5#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: 19_Rhinoc%C3%A9ros.jpg (Дата обращения: 05.11.25)

36.

Василий Кандинский «Импровизация 29» https://arthive.com/ru/wassilykandinsky/works/212400~Improvizatsija_29 (Дата обращения: 02.11.25)

37.38.

Василий Кандинский «Смутное» https://artchive.ru/wassilykandinsky/works/384791~Smutnoe (Дата обращения: 05.11.25)

39.

Наскальная живопись, пещера Ласко, Франция https://www.jstor.org/stable/community.38711281 (Дата обращения: 05.11.25)

40.

Василий Кандинский «Лирическое» https://artchive.ru/wassilykandinsky/works/212351~Liricheskoe (Дата обращения: 02.11.25)

41.

Наскальная живопись, пещера Ласко, Францияhttps://www.jstor.org/stable/community.13561481 (Дата обращения: 01.11.25)

42.

Василий Кандинский «Импровизация № 20» (Две лошади) https://artchive.ru/wassilykandinsky/works/517947~Improvizatsija_20_Dve_loshadi (Дата обращения: 05.11.25)

43.

Наскальная живопись, пещера Шове, Франция https://www.jstor.org/stable/community.13935140 (Дата обращения: 01.11.25)

44.

Василий Кандинский «Картина с черной аркой» https://artchive.ru/wassilykandinsky/works/212353~Kartina_s_chernoj_arkoj (Дата обращения: 02.11.25)

45.

Наскальная живопись, пещера Куэва-де-лас-Манос, Аргентина https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%8D%D0%B2%D0%B0-%D0%B4%D0%B5-%D0%BB%D0%B0%D1%81-%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%81#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: SantaCruz-CuevaManos-P2210063b.jpg (Дата обращения: 01.11.25)

Кандинский и наскальная живопись. Сродство с примитивами
6
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more