Original size 2480x3500

Репрезентация человеческой фигуры на обложках альбомов раннего пост-панка

PROTECT STATUS: not protected
8
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

[0] рубрикация

[1] концепция [2] предисловие [3] «очертания» [4] «метаморфоза» [5] вывод исследования [6] источники информации и изображений

[1] концепция

Возникнув на фоне экономических проблем и социального напряжения, панк-движение стало рупором общественного недовольства политическими институтами, а также культурными нормами. Оно обращалось к молодости, энергии, агрессии, открытому и кричащему протесту, умышленному безобразию. Проявления этого находились как в визуальной эстетике — умышленно разорванная одежда, шипы, цепи, провокационные причёски — так и в музыке.

big
Original size 2048x1348

Группа панков в Челси, Великобритания, 1976 г. Фото: Иэн Кук

Привлекательность музыкальной составляющей заключалась в способе выражения протеста. Простые песни на трёх аккордах противопоставлялись усложнённой, прогрессивной рок-музыки, которая плохо отвечала запросам молодых людей. Доступность сочинения и исполнения, которые мог освоить любой желающий, а также вульгарность манер поведения, воспринимались как глоток свежего воздуха.

Однако противоречие состояло в том, что направление, возникшее как реакция на застывшие нормы, вскоре само превратилось в консервативную систему, любое отклонение от которой воспринималось как предательство.

Минималистичные гармонии, ускоренный темп, примитивные гитарные ходы, ритм-партии и грубое исполнение стали ощущаться как новые ограничения — не столько внешними, навязанными рынком, сколько внутренними, которые выработались самим движением.

«Местные городские эстеты врубались в наряды лондонских групп и шоковую ценность панка, но мысль о возврате к основам нищеброд-рока казалась отсталой с самого начала. В гаражах Шеффилда — а также в гостиных и в спальнях — молодёжь возилась с синтезаторами, плёночными магнитофонами и копеечными драм-машинами.»

— цитата из книги Саймона Рейнольдса «Всё порви, начни сначала. Постпанк 1978–1984 гг.»

Именно это противоречие — между идеей радикальной свободы и итоговыми жёсткими рамками стиля — подтолкнуло многих музыкантов к поиску новых музыкальных и визуальных путей, что и дало начало пост-панку.

Original size 2423x1596

Joy Division на улицах Стокпорта, 1979 г., Великобритания. Фото: Пол Слэттери

Исследование посвящено анализу трансформации образа человеческой фигуры в визуальной культуре раннего пост-панка. В данной работе рассматривается период с 1978 по 1984 год.

Original size 2560x1654

Echo And The Bunnymen, 1980 г. Фото: Кевин Камминс

Отбор материалов для исследования основывается на нескольких принципах: — исполнитель или группа относятся к пост-панковой сцене согласно историко-музыкальной классификации; — период выпуска альбома — с 1 января 1978 по 31 декабря 1984 года; — на обложке присутствует человеческая фигура в любой форме; — производится анализ исключительно оригинальных изданий без учёта переизданий с изменённым дизайном позднее 1984 года;

Ключевой вопрос исследования: как трансформация музыкальной формы повлияла на репрезентацию человеческой фигуры на обложках альбомов раннего пост-панка?

Гипотеза заключается в том, что, подобно тому, как меняется звук в жанре, меняется и изображения человека в оформлении обложек для альбомов — становится сложнее, мрачнее, более многогранным и экспериментальным.

[2] предисловие

Стоит отметить, что наличие конфликта, обозначенного ранее, не привело к отказу от панковских ценностей, а лишь стало импульсом к переосмыслению формы и подачи — музыканты стремились выразить своё недовольство и протест, но в более нестандартных решениях.

Original size 2400x2400

Gang of Four — Entertainment! , 1984 г.

На обложке альбома Gang of Four — Entertainment! расположена надпись: «Индеец улыбается, думая, что ковбой — его друг. Ковбой улыбается, радуясь, что обманул индейца. Теперь он может его использовать».

На преемственность также указывает тот факт, что в дизайне обложек продолжали активно использовать техники визуального оформления, характерные для панк-эстетики, в первую очередь — метод коллажирования.

Original size 2368x2368

Cabaret Voltaire — The Voice Of America, 1980 г.

Original size 1920x1920

23 Skidoo — Seven Songs, 1982 г.

Original size 2048x2048

ESG — Come Away With ESG, 1983 г.

[3] «очертания»

В раннем пост-панке часто использовали простые приёмы для изображения человека. Например, когда речь заходит о фотографии, человека показывали не целиком, а только частично. Достигалось это различными способами:

Original size 1000x992

INXS — Shabooh Shoobah, 1982 г.

Кадрирование — процесс обрезки изображения для изменения композиции, цель которого — убрать лишние детали, подчеркнуть главный объект, изменить настроение и смысл кадра.

Original size 3072x3072

The Human League — Reproduction, 1979 г.

Original size 2000x2000

In The Nursery — When Cherished Dreams Come True, 1983 г.

Распределение света и тени в кадре, которое создаёт ощущение формы, объёма и глубины.

Original size 2000x2000

Siouxsie And The Banshees — The Scream, 1978 г.

Original size 2480x1233

[1] Young Marble Giants — Colossal Youth, 1980 г.; [2] Teardrop Explodes — Kilimanjaro, 1980 г.

Изображение часто дополнялось ещё одним характерным приёмом — размытием. Вместо чёткого портрета человек мог появиться, как смазанный силуэт без отчётливых частей лица, как контур или расплывчатое пятно.

Original size 2000x2000

Adam and the Ants — Dirk Wears White Sox, 1979 г.

Original size 2048x2048

Cocteau Twins — Garlands, 1983 г.

Подобный эффект достигался техническими особенностями съёмки — длинная выдержка, плохая фокусировка или съёмка в движении.

Original size 2480x1233

[1] Virgin Prunes — …If I Die, I Die, 1982 г.; [2] The Birthday Party — Prayers on Fire, 1981 г.

Original size 2000x2000

The Waterboys — The Waterboys, 1983 г.

Original size 2480x1233

[1] Killing Joke — Killing Joke, 1980 г.; [2] Cabaret Voltaire — Nag Nag Nag, 1979 г.

Показательным примером применения техники размытия в рамках ранней пост-панковой эстетики служит обложка альбома Pornography британской группы The Cure.

Original size 2000x2000

The Cure — Pornography, 1982 г.

В главе «Тёмные вещи: Готика и возвращение рока» книги Саймона Рейнольдса повествуется, что процесс записи альбома сопровождался крайне эмоциональным и психологическим напряжением. Причинами этого стали интенсивное употребление психоактивных веществ и глубокая депрессия фронтмена — Роберта Смита. Именно его душевное состояние и определило мрачный тон лирики и звучания альбома.

Original size 2482x1660

Роберт Смит выступает в Брайтоне, 1982 г., Великобритания. Фото: Дэвид Корио

В книге «Всегда Мало. История группы The Cure» рассказывается о том, что в тот период у было два выхода: либо полностью сдаться, либо записать альбом и «вытащить из себя хоть что-то». Роберт Смит признавался, что искренне считал это концом для группы, и изначально собирался сделать как можно быстрее, не задумываясь над качеством — после выпуска он планировал расторгнуть контракт с лейблом.

Размытие образа человека служило простым, но выразительным способом передать подавленное, тревожное или меланхоличное эмоциональное состояние, подчёркивая внутреннюю уязвимость.

Original size 2000x2000

Siouxsie and the Banshees — Kaleidoscope, 1980 г.

Встречался и противоположный подход, когда человеческая фигура не только показана целиком на изображении и имеет чёткий контур, но и занимает лишь небольшую часть обложки.

Original size 2480x1233

[1] Echo & the Bunnymen — Crocodiles, 1980 г.; [2] Echo & the Bunnymen — Heaven Up Here, 1981 г.

Такое визуальное решение было характерно для ливерпульской группы Echo & the Bunnymen. В этот период для обложек их альбомов характерна фотография, где участники группы занимают лишь малую часть кадра, отдавая всё пространство обширной природной среде.

Original size 2480x1233

[1] Echo & the Bunnymen — Porcupine, 1983 г.; [2] Echo & the Bunnymen — Ocean Rain, 1984 г.;

[4] «метаморфоза»

Тенденция кадрирования и размытия человеческого тела эволюционирует в более радикальный жест — трансформация тела и лица человека во что-то деформированное, гибридное.

Original size 2000x2000

Public Image Limited — Second Edition, 1980 г.

Несмотря на встречающуюся откровенность этих изображений, они создавались не ради того, чтобы просто вызвать шок, а с целью подчеркнуть искажение человека под влиянием различных внешних и внутренних факторов.

Original size 3000x3000

This Heat — Deceit, 1981 г.

В своём интервью Чарльз Хейворд — барабанщик группы This Heat — говорил о том, что Deceit был реакцией на атмосферу страха перед ядерным оружием и лицемерия, которая царила в эпоху Холодной войны. Эта атмосфера была передана в оформлении обложки — мрачная и клиническая эстетика, изуродованное лицо без взгляда, сотканное из американского флага, бинтов, покрытых кровью, и вырезками фотографий.

«Гарет (участник группы), его партнёр Ник Гудолл (фотограф из Национальной галереи) и ксерограф Лори Рэй Чемберлен совместно работали над обложкой, используя изображения из брошюры — руководства о том, как выжить при ядерном ударе — а также газетные фотографии Брежнева и Рейгана. Из этих изображений они создали форму маски, сфотографировали её, затем спроецировали полученный снимок на лицо Гарета и после этого снова сделали фотографию.»

— Чарльз Хейворд об обложке «Deceit»

Подобный образ перебинтованного, обезображенного человека стал мощным визуальным комментарием общественной травмы от военных событий XX века — от Второй мировой войны, Хиросимы и Нагасаки до тени Холодной войны.

Original size 2400x2400

Chrome — Half Machine Lip Moves, 1979 г.

Логичным апогеем является «отказ от человеческого» — трансформация в куклу или человекоподобное существо.

Original size 2480x1233

[1] The Soft Boys — Underwater Moonlight, 1980 г.; [2] Tones on Tail — POP, 1984 г.

Если кадрирование изображения лишало человека целостности, светотень и размытие растворяли в неопределённость, то метаморфоза доводит этот процесс до конца. Человек не просто скрыт или искажён — он заменён на что-то, лишь отдалённо напоминающее человека.

Original size 2048x2048

Fad Gadget — Gag, 1984 г.

«Нет стресса, нет смерти, Когда падаешь — просыпаешься И не чувствуешь боли. В идеальном мире.»

- Fad Gadget, «Ideal World».

[5] вывод

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что изображение человека в эпоху раннего пост-панка претерпевало трансформацию, подобно тому, как менялся и сам звук. Так же, как музыка отходила от прямолинейной агрессии с перегруженным звуком гитары к сложным ритмическим партиям, работе с звуковыми текстурами и использованию синтезаторов, так и сам визуальный образ — лицо и тело — становился полем для высказывания и экспериментов. Человек на обложках альбомов раннего пост-панка уже деформировался, покрывался бинтами, шрамами, мутировал или растворялся в абстракции.

[6] источники информации

Bibliography
Show
1.

Саймон Рейнольдс. «Всё порви, начни сначала. Пост-панк 1978-1984». [Электронный ресурс]. URL: https://shoom.press/shm003

2.

Джефф Аптер. «Всегда Мало. История группы The Cure». [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/neverenoughstory00apte/page/156/mode/2up

3.

This Heat | Интервью | Чарльз Хэйворд.[Электронный ресурс]. URL: https://www.psychedelicbabymag.com/2019/03/this-heat-interview-charles-hayward.html

4.

Fad Gadget — Ideal World Lyrics | Genius Lyrics. [Электронный ресурс]. URL: https://genius.com/Fad-gadget-ideal-world-lyrics

Image sources
Show
1.

Group of Punks in Chelsea, London, England in 1976. URL: https://www.gettyimages.com/detail/news-photo/group-of-punks-in-chelsea-london-england-in-1976-news-photo/2206023038?adppopup=true (дата обращения: 18.11.2025)

2.

Joy Division on the streets of Stockport photographed by Paul Slattery. URL: https://retroman65.blogspot.com/2017/12/joy-division-on-streets-of-stockport.html (дата обращения: 18.11.2025)

3.

Ian McCulloch, Les Pattinson, Will Sergeant and Pete De Freitas of British band Echo and the Bunnymen taken on January 15, 1980. URL: https://www.gettyimages.com/detail/news-photo/ian-mcculloch-les-pattinson-will-sergeant-and-pete-de-news-photo/96951376?adppopup=true (дата обращения: 18.11.2025)

4.

Gang of Four — Entertainment!. URL: https://avatars.yandex.net/get-music-content/49707/b9e98442.a.2906977-1/m1000x1000 (дата обращения: 18.11.2025)

5.

Cabaret Voltaire — The Voice Of America. URL: https://www.discogs.com/ru/master/1983-Cabaret-Voltaire-The-Voice-Of-America/image/SW1hZ2U6MjYwODg5MDg= (дата обращения: 18.11.2025)

6.

23 Skidoo — Seven Songs. URL: https://avatars.yandex.net/get-music-content/38044/d574c9ed.a.695941-1/m1000x1000 (дата обращения: 18.11.2025)

7.

ESG — Come Away With ESG. URL: https://i.scdn.co/image/ab67616d0000b273cab749ff521d46e8c90c0c4b (дата обращения: 18.11.2025)

8.

INXS — Shabooh Shoobah. URL: https://cdn41.zvuk.com/pic?type=release&id=832903&ext=jpg&size=1920x1920 (дата обращения: 18.11.2025)

9.

The Human League — Reproduction. URL: https://www.discogs.com/ru/master/617-The-Human-League-Reproduction/image/SW1hZ2U6NDA5MDc2MQ== (дата обращения: 18.11.2025)

10.

In The Nursery — When Cherished Dreams Come True. URL: https://www.discogs.com/ru/master/18782-In-The-Nursery-When-Cherished-Dreams-Come-True/image/SW1hZ2U6NjM1NjQ0NQ== (дата обращения: 18.11.2025)

11.

Siouxsie And The Banshees — The Scream.URL: https://www.discogs.com/ru/master/42280-Siouxsie-And-The-Banshees-The-Scream/image/SW1hZ2U6NTU5NDIzMw== (дата обращения: 18.11.2025)

12.

Young Marble Giants — Colossal Youth. URL: https://avatars.yandex.net/get-music-content/2411511/0e073ad5.a.12900529-1/m1000x1000 (дата обращения: 18.11.2025)

13.

Teardrop Explodes — Kilimanjaro. URL: https://www.discogs.com/ru/release/359872-The-Teardrop-Explodes-Kilimanjaro/image/SW1hZ2U6OTc5NzYyOQ== (дата обращения: 18.11.2025)

14.

Adam and the Ants — Dirk Wears White Sox. URL: https://www.discogs.com/ru/master/63439-Adam-And-The-Ants-Dirk-Wears-White-Sox/image/SW1hZ2U6ODc1ODA1OA== (дата обращения: 18.11.2025)

15.

Cocteau Twins — Garlands. URL: https://cocteautwins.com/assets/images/sleeves/Garlands.jpg (дата обращения: 18.11.2025)

16.

Virgin Prunes — …If I Die, I Die. URL: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=97c67f499e3ec4107908baacb9991f5e_l-3481291-images-thumbs&n=13 (дата обращения: 18.11.2025)

17.

The Birthday Party — Prayers on Fire. URL: https://avatars.yandex.net/get-music-content/10092855/2b9f5aa0.a.6681643-2/m1000x1000 (дата обращения: 18.11.2025)

18.

The Waterboys — The Waterboys. URL: https://avatars.yandex.net/get-music-content/33216/9d34d71b.a.41924-1/m1000x1000 (дата обращения: 18.11.2025)

19.

Killing Joke — Killing Joke. URL: https://avatars.yandex.net/get-music-content/33216/521fd0c9.a.25451-1/m1000x1000 (дата обращения: 18.11.2025)

20.

Cabaret Voltaire — Nag Nag Nag. [URL: https://www.discogs.com/ru/master/1863-Cabaret-Voltaire-Nag-Nag-Nag/image/SW1hZ2U6NDI0MTA1NDI= (дата обращения: 18.11.2025)

21.

The Cure — Pornography. URL: https://avatars.yandex.net/get-music-content/34131/85bdd228.a.3471-1/m1000x1000 (дата обращения: 18.11.2025)

22.

Robert Smith of The Cure performing in Brighton, UK on 21 April 1982. URL: https://www.gettyimages.com/detail/news-photo/robert-smith-of-the-cure-performing-in-brighton-uk-on-21-news-photo/169547057 (дата обращения: 18.11.2025)

23.

Siouxsie and the Banshees — Kaleidoscope. URL: https://avatars.yandex.net/get-music-content/193823/982bdf00.a.7908787-1/m1000x1000 (дата обращения: 18.11.2025)

24.

Echo & the Bunnymen — Crocodiles. URL: https://www.discogs.com/ru/release/385448-Echo-And-The-Bunnymen-Crocodiles/image/SW1hZ2U6MTE1MDU5Mjk= (дата обращения: 18.11.2025)

25.

Echo & the Bunnymen — Heaven Up Here. URL: https://www.discogs.com/ru/master/27602-Echo-And-The-Bunnymen-Heaven-Up-Here/image/SW1hZ2U6MTA0NjE2OTE= (дата обращения: 18.11.2025)

26.

Echo & the Bunnymen — Porcupine. URL: https://www.discogs.com/ru/master/28547-Echo-The-Bunnymen-Porcupine/image/SW1hZ2U6NDkxNTYzMDQ= (дата обращения: 18.11.2025)

27.

Echo & the Bunnymen — Ocean Rain. [URL: https://images.genius.com/5716483b1a7f2ee79436cb108a47d2ab.1000x1000x1.jpg (дата обращения: 18.11.2025)

28.

Public Image Limited — Second Edition. URL: https://publicimagelive.wordpress.com/wp-content/uploads/2014/09/pil-secondedition.jpg (дата обращения: 18.11.2025)

29.30.

Chrome — Half Machine Lip Moves. URL: https://t2.genius.com/unsafe/869x0/https%3A%2F%2Fimages.genius.com%2F703d366ae14abbfc7b6192af595402f6.1000x1000x1.png (дата обращения: 18.11.2025)

31.

The Soft Boys — Underwater Moonlight. URL: https://avatars.yandex.net/get-music-content/176019/5fa08e1a.a.6259416-2/m1000x1000 (дата обращения: 18.11.2025)

32.

Tones on Tail — POP. URL: https://avatars.yandex.net/get-music-content/5708920/4e406e93.a.12611955-2/m1000x1000 (дата обращения: 18.11.2025)

33.

Fad Gadget — Gag. URL: https://www.discogs.com/ru/release/47656-Fad-Gadget-Gag/image/SW1hZ2U6MTkzMTc3Nzk= (дата обращения: 18.11.2025)

Репрезентация человеческой фигуры на обложках альбомов раннего пост-панка
8
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more