Original size 1140x1600

Итальянский неореализм: правда без прикрас

4
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

Концепция Отражение социально-политических проблематик Характер съемок Влияние итальянского неореализма на европейское кино Заключение

Концепция

Итальянский неореализм — это кинематографическое движение, возникшее в Италии в середине 1940-х годов, в условиях глубокого социального, экономического и культурного кризиса, вызванного Второй мировой войной. Это направление знаменовало радикальный отход от традиционных голливудских фильмов и итальянского «кино белого телефона» (популярных мелодрам, ориентированных на богатую и гламурную жизнь) в сторону правдивого изображения реальной жизни. Кинематограф того времени стал отражением нового сознания — стремления показать реальные проблемы общества без идеализации. Неореализм возник как форма художественного протеста против фашистской пропаганды и социальной несправедливости.

Неореалистические фильмы рассказывают о повседневной жизни простых людей: рабочих, крестьян, безработных, детей и семей, столкнувшихся с бедностью, послевоенными разрушениями и борьбой за выживание.

При визуальном исследовании темы «Итальянский неореализм: правда без прикрас» основной принцип отбора материала включал не только ключевые фильмы и сцены, которые отражают особенности и стилистику этого направления, но и их контекст, исторические события и социальные реалии, которые формировали образы и сюжеты. Важное внимание будет уделено работе таких режиссеров, как Роберто Росселлини, Лукино Висконти, Витторио Де Сика и другим.

Данная тема помогла получить более объективное представление о том, как неореалисты отражали повседневную жизнь, трудности и надежды простых людей, формируя новое восприятие кино как средства социальной критики и гуманистического выражения. Я также обратила внимание на использование локаций, освещение, актеров в фильмах, социальный контекст, полную и правдивую картину итальянской жизни в послевоенный период.

Тема итальянского неореализма важна для исследования, так как она имеет ключевое значение в истории мирового кинематографа. Это движение оказало огромное влияние на развитие кинематографа, вдохновив множество режиссеров, включая представителей французской новой волны, немецкого нового кино и других направлений. Неореализм стал ответом на кризис гуманизма после Второй мировой войны и открыл путь к более честному и реалистичному искусству.

Эта тема актуальна сегодня, поскольку вопросы справедливости, бедности и борьбы за выживание продолжают быть важными. Искусство, которое стремится документировать реальность, вновь становится востребованным, особенно в контексте современных кризисов и глобализации.

Такой выбор материала для моего исследования на тему «Особенности итальянского неореализма» поможет мне понять и оценить творческий подход итальянских режиссеров, которые стали создателями нового направления в мировом кинематографе, также особенности итальянского реализма и его влияние на европейское кино.

Отражение социально-политических проблематик

Итальянский неореализм зародился в условиях послевоенной разрухи и социальной нестабильности, став откликом на глубинные изменения в обществе и политике. Неореализм стал важной частью культурного и политического контекста Италии середины XX века. После Второй мировой войны Италия находилась в состоянии разрушения: разорённые города, высокие уровни безработицы и бедности, социальное отчуждение, голод и необходимость в переменах. Фильмы неореализма показывали эти проблемы через судьбы простых людей, живущих в условиях крайней нужды.

Original size 2480x937

Правда без прикрас: «Рим — открытый город» Роберто Росселлини (1945)

Original size 2480x661

Правда без прикрас: «Рим — открытый город» Роберто Росселлини (1945)

Итальянский неореализм сосредоточен на изображении жизни простых людей — представителей рабочего класса, безработных, крестьян, пенсионеров и детей, которые сталкиваются с разными трудностями в послевоенной Италии.

Original size 2480x685

Простые люди в «Земля дрожит» Лукино Висконти (1948)

Режиссёры неореализма поднимали темы социальной несправедливости и безразличия властей к нуждам простых людей. Это делало их фильмы политическим манифестом, направленным против существующей системы. Фильм «Земля дрожит» (1948) Лукино Висконти — критика эксплуатации труда крестьян и рыбаков, зависимых от богатых землевладельцев и торговцев.

Original size 570x470

Рыбаки против скупщиков рыбы в «Земля дрожит» Лукино Висконти (1948)

Фильм Роберто Росселини «Рим, открытый город» (1945) — ярчайший пример итальянского неореализма, глубоко погружающий зрителя в социально-политическую реальность оккупированного нацистами Рима. Центральное место в фильме занимает группа сопротивления, борющаяся против оккупантов. Они представлены не как идеализированные герои, а как обычные люди, которые рискуют своей жизнью ради свободы своей страны. Фильм показывает их организацию, внутренние конфликты и неизбежные потери. Также в фильме некоторые персонажи поставлены перед тяжелым выбором — сотрудничать с оккупантами или присоединиться к сопротивлению. Этот выбор имеет трагические последствия, что подчеркивает моральную дилемму времени войны. Фильм показывает социальное неравенство, существовавшее в Италии, и как война усугубляет проблемы.

Original size 608x442

Гестапо разыскивает Джорджо Манфреди, одного из руководителей антифашистского сопротивления, коммуниста: «Рим — открытый город» Роберто Росселлини (1945)

Original size 2480x897

«Рим — открытый город» Роберто Росселлини (1945)

Original size 2480x691

«Рим — открытый город» Роберто Росселлини (1945)

Главный герой фильма «Похитители велосипедов» —Антонио получает работу, которая требует наличия велосипеда. Однако его велосипед крадут, что ставит под угрозу единственный шанс прокормить семью. Антонио с сыном начинают отчаянные поиски украденного велосипеда. Герои — представители беднейшего слоя послевоенного общества, где даже небольшая потеря может стать катастрофой.

Original size 0x0

Нравственные муки выбора: «Похитители велосипедов» Витторио Де Сика (1948)

В фильме «Дорога надежды» (1950) Пьетро Джерми в маленьком сицилийском городке несколько дней продолжается забастовка рабочих на шахте из-за закрытия рудника, ведь им нечем будет кормить семью. У выхода из шахты стоят в ожидании семьи бастующих. После группа бедных крестьян решают, что там, где они живут никак не заработать и отправляются в долгий путь на север в поисках лучшей жизни, но сталкиваются с множеством трудностей. В социальном аспекте показана жизнь сельской бедноты, вынужденной бороться за выживание в условиях послевоенной Италии.

Original size 2480x661

«Дорога надежды» Пьетро Джерми (1950)

Original size 2480x1482

«Дорога надежды» Пьетро Джерми (1950)

Фильмы неореализма отображали попытки итальянского общества восстановиться после войны. Они показывали борьбу за новую, демократическую и справедливую Италию. Беспризорные дети Паскуале и Джузеппе из фильма «Шуша» (1946), режиссера Витторио Де Сика, зарабатывают на жизнь чисткой обуви на улицах послевоенного Рима. Вовлечённые в преступление, они оказываются в исправительном учреждении, где сталкиваются с жестокостью и предательством. Фильм изображает жизнь детей, оставшихся без семьи и поддержки.

Original size 2480x1350

«Шуша» Витторио Де Сика (1946)

Original size 608x442

Драка близких друзей из-за доноса: «Шуша» Витторио Де Сика (1946)

Характер съемок

Одной из главных инноваций итальянского неореализма стал отказ от павильонных съёмок, характерных для классического и голливудского кино, в пользу съёмок на реальных улицах, в домах, деревнях и других локациях. Этот подход был вызван как художественными, так и экономическими причинами, а его результатом стало ощущение подлинности и близости к реальной жизни, сближающее неореализм с документальным кино. Экономические причины — после Второй мировой войны итальянская киноиндустрия оказалась в упадке: киностудии разрушены, финансирование ограничено. Режиссёры были вынуждены отказаться от дорогостоящих павильонов и декораций. Представители неореализма стремились к максимальной реалистичности, поэтому съёмки происходили в реальных местах, часто без постановочного света и с минимальным вмешательством в естественную обстановку. Отказ от студийной искусственности был эстетическим и этическим выбором, так как павильонные съёмки ассоциировались с фашистским кино и коммерческими мелодрамами.

Original size 2480x897

«Рим — открытый город» Роберто Росселлини (1945)

Original size 0x0

«Земля дрожит» Лукино Висконти (1948)

Камера фиксирует события на улицах, в разрушенных городах, на сельских полях или в бедных домах, где всё выглядит естественно и неподдельно.

Original size 620x434

«Дорога надежды» Пьетро Джерми (1950)

Original size 2480x661

«Рим — открытый город» Роберто Росселлини (1945)

Камера активно двигалась, наблюдая за героями, что создавало эффект присутствия. Это было характерно для документального кино того времени.

Original size 604x446

«Земля дрожит» Лукино Висконти (1948)

Original size 2480x651

«Похитители велосипедов» Витторио Де Сика (1948)

Вместо сложной постановочной подсветки режиссёры использовали доступное освещение: солнечный свет, уличные фонари или слабое освещение внутри помещений, что заметно добавляло кадрам реалистичности.

Original size 2480x597

«Рим — открытый город» Роберто Росселлини (1945)

Многие сцены снимались с минимальным сценарием, а актёрам позволяли импровизировать. Также вместо опытных артистов режиссёры часто брали обычных людей с улицы. Некоторые роли сыгранные непрофессиональными актерами: бывшая билетерша кинотеатра Мария Мики сыграла предательницу Марину Мари в фильме «Рим — открытый город». Не имевший актерского образования, Ламберто Маджорани в фильме «Похитители велосипедов», сыграл одну из главных ролей-безработного Антонио Риччи, а его сына режиссер подбирал по походке. В фильме «Земля дрожит» режиссёра Лукино Висконти все роли исполнили непрофессиональные актёры. Это рыбаки и члены их семей, которых нашли на месте событий — в маленьком сицилийском городке Ачи-Трецца.

Original size 2480x661

Мария Мики в роли Марины Мари в «Рим — открытый город» // Простые сицилийские рыбаки в «Земля дрожит» // Ламберто Маджорани в роли безработного Антонио Риччи в «Похитители велосипедов»

Влияние итальянского неорелизма на европейское кино

Итальянский неореализм оказал огромное влияние на развитие европейского кинематографа, заложив основы для новых направлений и стилей, таких как французская новая волна, британская социальная драма, польское и чешское кино, а также немецкое «новое кино». Его ключевые идеи — акцент на реальной жизни, социальная осведомлённость, документальная эстетика и отказ от гламурной фабулы — вдохновили режиссёров Европы создавать фильмы, которые глубже исследуют человеческие переживания и социальные конфликты. Режиссеры поняли, что даже в обыденных историях можно найти глубокий драматизм и универсальные человеческие проблемы. Многие европейские режиссёры заимствовали подход неореалистов, снимая свои фильмы в реальных условиях, а не в студийных павильонах, и привлекая к работе людей, не имевших актёрского опыта. Итальянский неореализм вдохновил европейское кино поднять темы бедности, классового неравенства, безработицы и борьбы за человеческое до и борьбы за человеческое достоинство. Режиссёры стремились использовать кино как способ художественного самовыражения и инструмент социальной критики, а не как развлекательный продукт.

Французская новая волна

Например, французская «новая волна» 1950–1960-х годов черпала идеи из итальянского неореализма. Французские режиссёры восприняли его документальный стиль и акцент на повседневной жизни. «400 ударов» (1959) Франсуа Трюффо — история подростка из бедной семьи, показывающая влияние социальной среды на личность. Натурные съёмки и глубокий психологизм близки к неореалистическим подходам.

Original size 2480x541

«400 ударов» Франсуа Трюффо (1959)

Аньес Варда стала пионеркой французской новой волны, заложив её основы своим дебютным фильмом «Пуэнт-Курт», снятым в рыбацком городке на юге Франции. Этот фильм, по мнению видного историка кино Жоржа Садуля, стал «первым фильмом новой волны», отличительными чертами которого стали скромный бюджет и непрофессиональные актеры. Варда виртуозно соединила реализм и поэтичность, показав как повседневную жизнь жителей городка, так и трогательную историю любви, переживающую кризис.

Original size 0x0

«Пуэнт-Курт» Аньес Варда (1955)

Британская социальная драма

В Великобритании под влиянием неореализма возникло направление, известное как kitchen sink realism (реализм кухонной раковины), сосредоточенное на жизни рабочего класса и проблемах обыденности. Один из таких фильм «Комната наверху» (1959) Джека Клейтона — сюжет рассказывает об амбициях и ограничениях, с которыми сталкивается молодой человек из рабочего класса.

Original size 2480x861

«Комната наверху» Джека Клейтона (1959)

Заключение

Итальянский неореализм стал ярчайшим явлением в истории кинематографа и изменил представление о том, каким может быть кино. Во времена послевоенной разрухи, он превратился в голос общества, отражающий его боль, надежды и борьбу. Этот стиль сумел не только показать реальность во всей её честности и сложности, но и оставил мощное художественное наследие, которое до сих пор вдохновляет кинематографистов по всему миру. Итальянский неореализм стремился к изображению реальной жизни без приукрашивания, что выражалось в отказе от павильонных съёмок, использовании реальных локаций и непрофессиональных актёров. В центре внимания — простые люди: рабочие, безработные, крестьяне, дети и пенсионеры, которые сталкиваются с несправедливостью, бедностью и трудностями выживания. Через их судьбы режиссёры раскрывали глубинные социальные проблемы. Детальное изображение разрушенных послевоенных улиц, бедных домов и деревень — стало важным элементом повествования, передающим атмосферу времени. Итальянский неореализм оказал значительное влияние на развитие европейского кинематографа, став вдохновением для направлений кинематографа во многих странах.

Bibliography
1.

Базен Андре Что такое кино? / Базен Андре —. —: Искусство, 1972 — 384 c.

2.

Г. Д. Богемский Кино Италии. Неореализм / Г. Д. Богемский —. —: Искусство, 1989 — 432 c.

3.

Неореализм (в кинематографе): https://bigenc.ru/c/neorealizm-v-kinematografe-4c832f

4.

Мастера зарубежного киноискусства. Ален Рене / Сост. и пер. с фр. Л.Завьяловой и М.Шатерниковой. — М.: Искусство, 1982. — 264 с.

5.
Image sources
Show
1.

«Рим — открытый город» Роберто Росселлини (1945): https://rutube.ru/video/e908aa7e02a05c798ea19465ffd0cc90/

2.

«Земля дрожит» Лукино Висконти (1948): https://vk.com/video-39165340_456244732

3.

«Похитители велосипедов» Витторио Де Сика (1948): https://vk.com/video-162918645_456243442

4.

«Дорога надежды» Пьетро Джерми (1950): https://vk.com/video449541727_456243954?ref_domain=yastatic.net

5.

«Шуша» Витторио Де Сика (1946): https://vk.com/video-170357197_456239423

6.

«400 ударов» Франсуа Трюффо (1959): https://vk.com/video-225296332_456239022?ref_domain=yastatic.net

7.

«Пуэнт-Курт» Аньес Варда (1955): https://vk.com/video-137270765_456239947

8.

«Комната наверху» Джека Клейтона (1959): https://yandex.ru/video/preview/14910225322640101054

Итальянский неореализм: правда без прикрас
4
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more