
Концепция
Голубые оттенки, которые так восхищают современных эстетов, долгое время не имели высокой оценки: в древности греки и римляне не делали существенных различий между ними. Взгляды философов XVIII века свидетельствуют о том, что эти цвета редко встречались в искусстве тех времен, особенно в латинском и древнегреческом языках. К тому же римляне связывали синий цвет с варварами — племенами германцев и кельтов, которые использовали синюю краску для устрашения врагов. Именно из-за этого люди относились к одежде синего цвета с отвращением, причём синий также символизировал траур.
Однако истинные художники не могли игнорировать синий цвет. Он часто встречался в ранних христианских мозаиках и миниатюрах, но до XII века он не имел такой же значимости, что и красные, белые и черные цвета.
Ситуация изменилась в XIII веке. Художники научились создавать синюю краску из лазурита, кобальта и индиго. Синий стал популярным, особенно среди высшего класса. Художники начали изобретать разные оттенки синего, и этот цвет стал одним из наиболее ценных в средневековом искусстве. Небо, ранее изображавшееся тёмным или белым, стало голубым, а море, изначально зелёным на старых гравюрах, получило разнообразные оттенки синего.
Голубой цвет, прежде тусклый и мрачный, постепенно стал ярче на холстах художников и преобразился в яркий и радостный. Фрески многих церквей, посвящённые Богородице, были насыщены лазурью. Богородица часто изображалась в голубой одежде как символ её восхождения на небеса и потому, что синий цвет считался предшествующим чёрному, цвету траура. Голубой цвет объединял земное и небесное, воплощая духовную чистоту и добродетель Богородицы.
Ультрамарин, естественный синий пигмент, был использован в западноевропейской живописи относительно поздно, на рубеже XIV–XV веков. Однако он стал предпочтительным для изображения Богородицы, и его использование оговаривалось в заказах на картины. Многие полотна XV–XVI веков оплачивались по числу изображённых фигур, а сумма за ультрамарин платилась заранее.
Оглавление
Глава 1: Античность 1.1 Древняя Греция 1.2 Древний Рим
Глава 2: Средневековье 2.1 Раннее Средневековье
Глава 3: Новый цвет 3.1 Роль Пресвятой Девы 3.2 «Королевский синий»
Глава 4: XV–XVII века 4.1 Художники XVII века
Глава 5: Заключение 5.1 Вывод 5.2 Библиография 5.3 Ссылки на изображения
Глава 2: Античность
Древняя Греция
Использование синего цвета в Античной Греческой живописи часто ассоциировали с морем или небом. Он служил для изображения морских мотивов, связанных с божествами морей, а также для создания фоновых образов небесных сфер в изображениях богов или мифологических сцен. Несмотря на это, синий цвет не обладал таким же весом в палитре античной греческой живописи, как другие цвета, из-за ограниченности его доступности и высокой стоимости при изготовлении красителей. Это ограничивало его применение в искусстве, несмотря на его определенное место в этой живописной традиции, обусловленное сложностями получения качественного синего пигмента.
«Акробаты с быком», ок. 1550 или 1450 г. до н. э. [1]
«Таблички из Пицы», VI век до н. э. [2]
По описаниям историки смогли представить, как выглядили античные сооружения до разрушения. Оказалось, что они были ярко раскрашены, в том числе и в синий цвет (в основном — на фоне)
Парфенон, реконструкция (рисунок, автор не известен)
Храм Афины-Афайи, 500 г. до н. э., реконструкция [4]
Древний Рим
Несмотря на цветовое разнообразие в предствленных изображениях, синего цвета в них практически нет. Также важно отметить, что в Древнем Риме синий являлся траурным цветом.
Палестринская мозаика. I в. до н. э. [3]
Фрески из Виллы Мистерий наглядно демонстрируют превосходство красного цвета над всеми остальными. Синего цвета в этих изображения практически нет.
Фреска Виллы Мистерий (северная стена), II век до н. э. [5]
Фреска Виллы Мистерий (восточная стена), II век до н. э. [6]
Фреска Виллы Мистерий (южная стена), II век до н. э. [7]
Стоит отметить, что несмотря на то, что в мозаиках в этот период синий уже начаниает появляться, в живописи он все еще не играет важной роли
Глава 3: Средневековье
Переломным моментом в истории синего цвета стала реставрация базилика Сен Дени (1130-1140). Аббат Сугерий, руководивший строительством базилики, придавал большое значение цвету, и особо ответственно подошел к выбору цветов для витражей базилики. С этого времени главным цветом будет считаться синий «ибо, как и золото, синева есть свет, божественный свет, небесный свет…» («Синий. История цвета» // Мишель Пастуро; пер. С фр. Н.Кулиш. 6-е изд. — М.: Новое литературное обозрение, 2022). В последствии примеру Сугерия последуют и другие строители готических храмов — Сент-Шапель в Париже и собор в Шартре.
Винтражи базилики Сен-Дени, 1137–1144 года [8]
Этот насыщенный синий цвет в последствии так и стал называться — «синий цвет Сен-Дени»
Позже еще в нескольких соборах сделали витражи, где значительное место стал занимать синий цвет.
Витражи Шартрского собора, 1150 год [9]
Вариации витражей сабора в Шартре [10]
Витражи капеллы Сент-Шапель в Париже, 1242–1248 года [11]
Глава 4: Новый цвет
Роль Пресвятой Девы
Ранее Дева Мария всегда изображалась в темных одеждах, почеркивающих ее траур. Но с XII века все начало стремительно меняться. Теперь Богоматерь стали изображать в голубых одеждах, что стало символом ее божественного происхождения, духовной чистоты и божественной материнской любви. Синий цвет также ассоциировался с небесами, что в контексте изображения Девы Марии указывало на ее связь с духовным миром и божественным.
Эти изображения, часто встречающиеся в христианском искусстве, стали популяризировать синий цвет как символ духовности и благочестия. Изображение Девы Марии в голубом также смягчило ранее существовавшие ассоциации синего цвета с трауром, превратив его в символ небесной чистоты и духовной элегантности.
«Мадонна Магнификат», Джотто ди Бондоне, ок.1320 [12]
«Мадонна Литта», Леонардо да Винчи, 1491 [13]
«Мадонна на лугу», Джованни Беллини, 1505 [14]
«Королевский синий»
В первые десятилетия XIII века в синие цвета начинают облачаться наиболее высокопоставленные люди. Например, король Франции Людовик Святой и Генрих III Английский, за ними в синий облачаются и придворные. К этому времени прогресс в окраске тканей, достигнутый в начале XIII века, отныне позволяет получить новые оттенки синего, вместо иссиня-серых или блеклых тонов, которыми приходилось довольствоваться в прошлые века. Теперь в синий одеваются не рабочий класс, а аристократы и патриции. К концу Средневековья даже в Германии и Италии (где королевским цветом еще долгое время был пурпур) синий становится цветом королей, князей, феодалов и патрициев — а красный остается лишь символом императорской и папской власти.
Людовиг IX. Часть страницы Библии, изготовленной для королевы Франции Бланки Кастильской и ее сына Людовика Святого. Между 1227–1234 гг [15]
Коронация Генриха III. Миниатюра из рукописи XIII века [16]
Глава 5: XV–XVII века
Художники XVII века
К этому времени синий цвет уже окончательно укрепился в палитре художников. Особо преупели в работе с синими тонами Ян Вермеер,
«Девушка с жемчужной серёжкой», Ян Вермеер, 1665 [17]
«Маленькая Маргарита Тереза в Голубом Платье», Диего Веласкес, 1659 [18]
Глава 6: Заключение
Вывод
Синий цвет приобрел необычную значимость в различных контекстах, от иконографии Девы Марии до символического значения королевской власти. К концу Средневековья для некоторых синий стал символом благородства, вытесняя красный цвет. Мода на синий цвет в XII–XIV веках отражала глубокие изменения в обществе и его восприятии цвета, отмечая новый взгляд на хроматическую схему и стереотипы, связанные с цветами. Эта мода упразднила старую триаду «белый-красный-черный», которая преобладала в Древнем Востоке, библейской и греко-римской культурах, а также в Европе раннего Средневековья.
«Синий. История цвета» // Мишель Пастуро; пер. С фр. Н.Кулиш. 6-е изд. — М.: Новое литературное обозрение, 2022
«Главное в истории цвета. Искусство, мифология и история от первобытных ритуалов до Института цвета Pantone» // М. В. Голубева — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2023
[8] https://vita-colorata.livejournal.com/501347.html Витражи Сен-Дени