Original size 1140x1600

Продвижение современного корейского искусства на международной арт-сцене

6
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Введение

big
Original size 1640x720

Постер к фильму «Parasite» (2019)

За последнее десятилетие южнокорейская медиаиндустрия добилась глобального успеха в сфере K-Pop, дорам и кинематографа. Яркие примеры — лидерство песни BTS «Dynamite» в чарте Billboard и триумф фильма «Parasite», получившего «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и четыре «Оскара». Это явление известно как «ханлю» (한류 — корейская волна).

Однако «ханлю» включает и современное искусство, которое остаётся менее освещённой, но важной частью культурной «мягкой силы» страны. Многие знают Нам Джун Пайка, но мир давно признал и других корейских деятелей современного искусства. Их работы выставляются и в России: в 2021 году в петербургском «Манеже» прошла выставка Ли Буль «Утопия спасенная», а в «Эрарте» сейчас экспонируется «Страна тигра» Чжи Минсон. Автор уверен, что корейские деятели искусства и далее будут укреплять свои позиции на мировой арт-сцене.

Выставочный проект «Утопия Спасенная» (2020/21) фотографии; Чжи Минсон, «Flower palanquin II» (2021), jibonchae color, hanji, powdered color, copper powder, 106×83 cm

Цели и задачи

Цель работы — изучить историю продвижения современного корейского искусства на международной арт-сцене и роль галерей, корпораций и государственных организаций Южной Кореи в его продвижении.

Задачи: 1) выявить основные художественные направления в творчестве современных корейских художников, добившихся международного признания; 2) определить ключевые корейские галереи и организации, продвигающие искусство за рубежом.

Следует отметить, что в данной работе используется система транскрипции, принятая в петербургской корееведческой школе, с опорой на оригинальное написание имён на корейском языке.

«Дансэкхва» (монохромная живопись): 1960–1970-е гг.

Первым художественным направлением, относящимся к современному корейскому искусству, признают «дансэкхва» (단색화, монохромная живопись). Ему предшествовал корейский информель, который возник в середине 1950-х годов под влиянием европейского информеля и американского экспрессионизма. Это направление стало первым радикальным течением в послевоенное время и характеризуется абстрактными формами без чёткой геометрии и высокой экспрессивностью. Именно в этом направлении начали работать пионеры абстрактного корейского искусства Ким Хван-Ги (김환기, 1913–1974) и Пак Со-Бо (박서보, 1931–2023), которые в истории искусства прежде всего известны как основоположники «дансэкхва». Помимо них также известны такие художники, как Квон Ён-У (권영우, 1926–2013) и Ли У-Хван (이우환, 1936).

Стилистически художники движения «дансэкхва» отвергли реализм и формализм в пользу модернистской абстракции, предпочитая писать исключительно в монохромной технике и в стиле, подчёркивающем плоскость холста. Движение отражало послевоенную борьбу Южной Кореи за национальную идентичность, принадлежность и традиции. Используя в своих картинах повторяющиеся узоры и жесты, его представители стремились создать универсальный эстетический стиль, не принадлежащий какой-либо одной культуре (Tate, 2019).

Original size 4156x1181

Ким Хван-Ги; Пак Со-Бо; Квон Ён-У; Ли У-Хван

Ким Хван-Ги считается отцом корейского современного искусства. Его работы отличаются изысканным формообразующим и поэтическим языком, выражающим тонкие, но насыщенные отсылки к корейской культуре, но сочетающимся с более модернистскими художественными практиками. С начала 1960-х годов, проведенные в Нью-Йорке, до самой смерти, работы этого мастера отличались более строгой формообразующей направленностью благодаря чистым и базовым геометрическим элементам, таким как точки, линии и плоскости, которые углубляли его тонкие и интроспективные чувства, не создавая узнаваемых образов (Gallery Hyundai, дата неизвестна).

7-VII-74 (1974), oil on cotton, 235×183 cm; Duet 22-IV-74 #331 (1974), oil on cotton, 178×127 cm

Ким Хван-Ги, как и многие корейские художники того времени, строил свою творческую карьеру не только на родине, но и в крупных центрах притяжения западного искусства — в Нью-Йорке и Париже. Благодаря этому его работы экспонировались на многих зарубежных выставках, например, в галереях M. Bénezit Gallery (Франция) и Poindexter Gallery (США). Кроме того, в 1963 и 1965 годах его работы были представлены на Биеннале в Сан-Паулу.

Картины этого южнокорейского мастера также часто фигурируют на аукционах. Так, полотно «05-IV-71 #200 — Universe» стало его самой дорогой работой, проданной за 88 миллионов гонконгских долларов (11 миллионов долларов США) на аукционе Christie’s в Гонконге в 2019 году (Faye Bradley, 2023).

Original size 1302x1298

05-IV-71 #200 — Universe (1971), oil on cotton (diptych), 254×254 cm

Пак Со-Бо, как и большинство его коллег, в 1950-х годах обратился к информелю. Однако со временем он выработал собственный стиль, который был обусловлен его стремлением жить «естественными и чистыми деяниями». Таким образом, в 1970-х годах он начал работать над своей масштабной серией «Ecriture» и стал одним из основоположников направления «дансэкхва».

Серия «Ecriture» примечательна наличием повторяющихся линий. Художник обнаружил, что многократное нанесение линий на холст, их закрашивание и перерисовывание позволяют ему достичь медитативного состояния, к которому стремятся в буддийской и даосской философии. Этот процесс, по его словам, помогал ему «контролировать свою чрезмерную энергию» (Чон Чжи-Хе, 2023).

Работы из серии «Ecriture» регулярно выставляются по всему миру. Например, осенью 2021 года сеульская галерея Kukje, известная продвижением корейского искусства за рубежом, представила его новые работы. На сегодняшний день Пак Со-Бо также сотрудничает с авторитетной французской галереей Perrotin.

Original size 5000x2975

Exhibition view: Park Seo-Bo, Kukje Gallery K1, Seoul (15 September–31 October 2021)

Пак Со-Бо сыграл ключевую роль в продвижении корейского искусства на международной арене. В 1961 году он представлял Южную Корею на Международной выставке молодых художников ЮНЕСКО в Париже. Благодаря его усилиям по переговорам с организаторами, Южная Корея впервые получила возможность участия в Парижской биеннале. Пак Со-Бо представлял страну на этом мероприятии в 1963 году, а двумя годами позже — на биеннале в Сан-Паулу.

Его влияние возросло, когда он занимал руководящие посты в Корейской ассоциации изобразительных искусств (KFAA) в 1970-х годах. На этой должности он организовывал масштабные выставки, которые помогли начинающим художникам выйти на международную арт-сцену. По словам художника Ли У-Хвана, без посредничества Пак Со-Бо между институциями и художниками и его роли в распределении ресурсов становление и признание «дансэкхва» было бы невозможным (Ли У-Хван, 2014).

Пак Со-Бо продолжил эту деятельность и в 1980-х годах: он выступил комиссаром Парижской биеннале (1980), курировал международные выставки и содействовал организации корейского павильона на Венецианской биеннале в 1988 году.

Original size 4329x1181

Биеннале в Париже (1963); Постер к биеннале в Париже (1980); Постер к биеннале в Сан-Паулу (1965)

Немаловажную роль в формировании движения «дансэкхва» сыграл Квон Ён-У. Его работы исследуют взаимосвязь между традиционными материалами и абстрактной выразительностью. В начале своего творческого пути художник работал только с тушью, пытаясь найти гармоничные форму на бумаге.

Однако в начале 1960-х годов он начал работать исключительно с бумагой и выработал свой собственный стиль — он использовал свои ногти, чтобы царапать и разрывать бумагу, а затем накладывать еще один слой поверх неё. Слои за слоями склеенной бумаги превращали плоский холст в трехмерную скульптуру. Наряду с этой техникой, он также воспользовался промокательной способностью чернил, нанося их на рваные края бумаги (Tina Kim Gallery, 2025).

Untitled (1984), gouache and Chinese ink on Korean paper, 177,2×145.4 cm; Untitled (1985), gouache, Chinese ink on Korean paper, 127,3×99,7×6.4 cm

Квон Ён-У участвовал в международных выставках, включая Токийскую биеннале (1965), Биеннале в Сан-Паулу (1973) и выставке «Пять белых из Кореи» в Токийской галерее (1975). Работы Квона Ён-У в 1976 году экспонировались в галерее Jacques Massol в Париже, где он долгое время жил. Совсем недавно его работы были включены в экспозицию 56-й Венецианской биеннале (2015) (Tina Kim Gallery, 2025).

Его работы представлены во многих важных постоянных коллекциях, включая National Museum of Modern and Contemporary Art Korea, Музей искусств Leeum и British Museum (Там же).

Original size 2048x1208

Биеннале в Венеции (2015)

Художник, скульптор, писатель и философ Ли У-Хван (известен как Ли Уфан) приобрел известность в конце 1960-х годов как один из главных теоретических и практических сторонников «дансэкхва» (Lisson Gallery, дата неизвестна).

Полотна и инсталляции Ли У-Хвана демонстрируют концентрированный визуальный язык, основанный на слиянии восточной и западной эстетики и философии, подчеркивают систему, структуру и процесс с помощью разного рода точек или линий, создавая напряжение между формами и плоскостью изображения.

Ли У-Хван, как и его соотечественники активно выставлялся в биеннале, например, в Париже (1971) и Сан-Паолу (1969, 1973). В настоящее в коллекциях мировых музеях можно обнаружить его работы — Museum of Modern Art (Нью-Йорк), Solomon R. Guggenheim Museum (Нью-Йорк), Centre Pompidou, Tate Gallery и другие.

Original size 3339x1085

Dialogue (2017), acrylic on canvas, 227,3×181.6 cm; Relatum — The Arch of Versailles (2014), 1,113 cm x 1,500 cm x 200 cm; From Line (1979), glue and mineral pigment on canvas, 162.6 cm x 130.2 cm

Корейский гиперреализм: 1970–1980-е гг. и настоящее время

В современном корейском искусстве конца 1970-х — начала 1980-х годов наступил расцвет реалистического и фигуративного искусства, которое фокусировалось на изображении человека и его эмоций, будучи укоренённым в социальной реальности. Корейский гиперреализм стал выражением скептицизма по отношению к академической живописи и попыткой разрыва с доминировавшей в то время монохромной живописью (MMCA, 2025). Однако этот жанр не достиг такой же широкой популярности, как движение «дансэкхва».

В этом разделе будут представлены два мастера — Го Ёнг-Хун (고영훈, 1952) и Чхве Су-Анг (최수앙, 1975).

Чхве Су-Анг; Го Ёнг-Хун

Одним из ключевых представителей гиперреализма является Го Ёнг-Хун, чьи работы получили определённую известность на международной арт-сцене. Участие художника в 6-й Индийской триеннале (1986) и на 42-й Венецианской биеннале (1986) закрепило за ним статус одного из самых ярких представителей корейского гиперреализма (Ким Ёнг-Хо, 2023).

С конца 1990-х годов он сотрудничает исключительно с галереей Gana (Южная Корея), под руководством которой его работы экспонировались на различных площадках в Европе и США. Картины Го Ёнг-Хуна также регулярно появляются на аукционах — так, в марте 2025 года его работа «Life Korea» была продана за 13 200 долларов США (Там же).

В своих работах Го Ёнг-Хун уделяет особое внимание гиперреалистичному изображению камней. Художник также сочетает их на холсте с другими объектами — газетами, фотографиями и книгами, создавая сложные композиции и натюрморты, напоминающие студийные постановки.

Life Korea Acrylic (1990), collage on paper, 72×56 cm; Stone Book (1985), acrylic on paper collage, 141.0☓93.2 cm

Также стоит привести к вниманию более современного деятеля искусства — Чхве Су-Анга. Его работы регулярно выставляются на международных площадках в Азии и США, а также успешно продаются на аукционах. Например, в июне 2025 года его картина «Reflection» была продана за 6 350 фунтов стерлингов. Тем не менее, его известность не сравнима со славой таких фигур, как Ли Буль, Со До-Хо и Ким Дэ-Ин, о которых подробнее пойдет речь в разделе, посвящённом экспериментальному искусству.

Визуальный язык Чхве Су-Анг уникален: используя раскрашенный пластик, он создаёт поразительные изображения обнажённых и лысых людей, выполненные в гиперреалистичной манере. В своей серии, состоящей из почти что мутантных персонажей, художник с невероятной силой передаёт сложную гамму человеческих эмоций: страх, печаль, желание, сложность взаимоотношений, эротическое напряжение и противоречивые чувства (Hôtel de Gallifet, дата неизвестна).

Original size 2000x2000

Reflection (2012), oil on resin and wood, 82×52×87 cm

Искусство «минчжунг»: 1970–1980-е гг.

В 1970–1980-е годы большую популярность и актуальность приобрело искусство «минчжунг». Любой, кто посещал Южную Корею в 1980-х годах, мог заметить повсеместное распространение его образов — на обложках книг, студенческих баннерах, фресках и забастовочных плакатах. Это направление возникло в 1980 году как непосредственная реакция на диктаторский режим после резни в Кванчжу. Никогда прежде в истории полуострова, да и, пожалуй, нигде более, искусство не играло столь значимой роли в движении страны к демократизации (KoreanStudies.com, дата неизвестна).

С демократизацией страны в 1990-е годы на смену «минчжунг» пришли другие художественные направления, и оно было забыто на некоторое время. Однако в последнее время молодые художники вновь стали черпать в нём вдохновение. Более того, начали организовываться крупные выставки, посвящённые художникам этого движения. Например, в июле 2020 года, сеульская галерея Hakgojae организовала выставку художников Hyunsil-gwa Baleun в ознаменование 40-летия со дня своего основания (Mika Y. Lee, 2024).

Original size 1800x1200

Art and Words (2020), exhibition view, Hakgojae Gallery, Seoul

Как бы то ни было, тема искусства «минчжунг» заслуживает отдельного масштабного исследования. В рамках данной работы автор предлагает ознакомиться с творчеством Лим Ок-Санг (임옥상, 1950), Хонг Сонг-Дам (홍성담, 1955) и Юн Сок-Нам (윤석남, 1939).

Original size 1564x359

Юн Сок-Нам; Хонг Сонг-Дам; Лим Ок-Санг

Лим Ок-Санг — художник, владеющий множеством различных техник самовыражения. Помимо письма, краски и металла, он также использует бумагу и глину для создания масштабных фигур, которые проникновенно выражают природу смертности, уязвимость и тяжёлое положение личности и человечества. Его творчество направлено не только на то, чтобы выступить против несправедливости и разрушительных сил, но и на то, чтобы заставить людей осознать ценность жизни и важность сохранения и заботы об окружающей среде, в которой мы живём (Лим Ок-Санг, дата неизвестна).

У этого мастера было более 22 персональных выставок, в том числе в музее Samsung Hoam, Альтернативном музее и художественной галерее Gana, а также с 1970 года он участвовал в более чем 100 групповых выставках, включая Венецианскую биеннале, Азиатско-Тихоокеанскую триеннале современного искусства, биеннале в Кванчжу и Пекинскую биеннале (Там же). Его работы находятся в коллекциях National Museum of Korea, Seoul Museum of Art и Samsung Museum, а также регулярно выставляются на аукционах.

Imagination, The World of Giants (2006), steel, 826.45 m²; Most Escellent (2008), coretn steel, 230×230×320 cm

Original size 4821x1166

Untitled (1979), oil on canvas, 97×130.5 cm; Makgeolli (1978), oil on newspaper, 70×80 cm; Decency Forbids (1978), oil on canvas, 97×130 cm

Хонг Сонг-Дам — один из ключевых художников движения «минчжунг». Хотя он не очень известен международной публике, он был одним из самых ярых политических активистов, поднимавшим в своём творчестве злободневные темы.

Этот мастер известен политически мотивированными работами, которые критикуют властные структуры и исследуют такие темы, как национализм, колониализм и дискриминация. Его произведения часто отличаются смелыми, экспрессивными мазками и яркой палитрой, а вдохновение он черпает как из традиционной корейской живописи, так и из современных художественных течений (Medium, 2024). Кроме того, Хонг Сонг-Дам работает с деревом, и именно его серия гравюр, выполненных в этой технике, является самой узнаваемой серий его творчества.

Наиболее знаменитой работой из этой серии является — «Resurrection» (1989), которая находится в коллекции Gallery of Modern Art (Glasgow). Эта галерея часто организует выставки, на которых использует силу современного искусства для освещения вопросов прав человека (ArtWay.eu, 2024).

Torchlight March (1981), woodcut on paper, 25,5×43㎝; Resurrection (1989), woodcut on paper, 56,6×42,6 cm

В рамках движения «минчжунг» также появилось феминистическое движение. Художница Юн Сок-Нам является одной из ярких представителей этого направления.

Она начала рисовать только после 40 лет, когда начала изучать каллиграфию, рисунок и живопись. Её решение изучать искусство было продиктовано сильным желанием заниматься чем-то большим, чем просто роль жены и матери (The Bennett Art Collection, дата неизвестна).

Говоря о творчестве Юн Сок-Нам, в первую очередь, она пишет женщин. В своей работе она переворачивает традиционную корейскую портретную живопись, заставляя женщин смотреть прямо на зрителя. Кроме того, Юн Сок-Нам выдвинула идею о том, что картины не обязательно должны быть плоскими, на бумаге или шёлке, а могут быть выполнены из подручных материалов. Используя эти принципы в своей работе, она создала множество произведений, защищающих права женщин (Там же).

We are a Matrilin (2018), ink and color pigment on hanji, 26×18 ⅛ in; Kim Insoon (2019), colors on hanji, 55×37 in

Работы Юн Сок-Нам выставляются на разных выставках, как в Южной Корее, так и за рубжом. Например, «Mother III» из серии «The Eyes of Mother» стала центральным экспонатом выставки «Portraits of the World» в National Portrait Gallery (Smithsonian Institution) в 2019 году. Её работы представлены в коллекциях Tate Museum, Queensland Art Gallery, Daegu Art Museum, Fukuoka Asian Art Museum и так далее (The Bennett Art Collection, дата неизвестна).

Original size 2000x2008

Mother (2004), mixed media, 511/5×39/10×39/10 in

Экспериментальное искусство: 1990 гг. — по настоящее время

С приходом демократии и глобализации, а также появлением новых технологий в 1990-х годах южнокорейские деятели искусства стали обращаться к разнообразным формам выражения искусства: от живописи и скульптуры до перформанса, инсталляций и цифровых медиа, часто вдохновляясь богатым культурным наследием страны и вызовами современности. (Korea.net, 2017).

Наиболее известными современными деятелями искусства являются: Нам Джун Пайк (박남준, Пак Нам-Чжун, 1932–2006), Ли Буль (이불, 1964), Янг Хэ-Гю (양혜규, 1971), Со До-Хо (서도호, 1962) и другие.

Original size 2975x640

Нам Джун Пайк; Со До-Хо; Янг Хэ-Гю; Ли Буль

Нам Джун Пайк, без сомнения, является одной из самых известных фигур в корейском искусстве. Однако большую часть жизни из-за политической обстановки на родине он провёл за границей, поэтому его творческий путь заметно отличается от пути его соотечественников, начинавших карьеру в Южной Корее.

Нам Джун Пайка называют отцом видеоарта: именно он ввёл телевидение в сферу изобразительного искусства, рассматривая его как тактильный и мультисенсорный медиум. Получив образование классического пианиста, он, благодаря раннему интересу к композиции и перформансу, сблизился с представителями контркультуры и авангарда 1960-х годов. Это взаимодействие глубоко сформировало его творческое мировоззрение в эпоху, когда электронные изображения всё активнее проникали в повседневную жизнь. Его новаторские работы считаются основополагающими для развития видеоарта (Gagosian, дата неизвестна).

К числу его самых знаменитых работ относятся: One for Violin Solo (1962), Robot K-456 (1964), Magnet TV (1965), TV Bra for Living Sculpture (1969), TV Garden (1974), TV Buddha (1974), The More, The Better (1988), Sistine Chapel (1993), Electronic Superhighway: Continental U.S., Alaska, Hawaii (1995), Lion (2005).

Original size 2040x1384

Magnet TV (1965/1969), mixed media, 32×43×40 cm; TV Garden (1974/2002), mixed media; TV Buddha (1974/2002), mixed media; Electronic Superhighway (1995), mixed media, approx. 4,6×12.2×1.2 m

С 1959 по 2022 год его работы были представлены на множестве выставок, организованных крупными музеями Европы, Азии и США. Произведения Нам Джун Пайка входят в коллекции многих мировых институций, таких как: The National Museum of Modern and Contemporary Art (Сеул), The Royal Museums of Fine Arts of Belgium, The Smithsonian American Art Museum, The National Gallery of Australia и другие.

Кроме того, его работы участвовали в таких значимых групповых выставках, как Биеннале в Сан-Паулу (1975), Биеннале в Уитни (1977, 1981, 1983, 1987 и 1989), Documenta 6 и 8 (1977 и 1987) и Венецианской биеннале (1984 и 1993).

Original size 2048x464

The National Museum of Modern and Contemporary Art (Seoul); The Smithsonian American Art Museum; The National Gallery of Australia

Аукционный рекорд для работ Нам Джун Пайка был установлен на Christie’s, где в 2007 году в Гонконге его работа «Wright Brothers» — инсталляция в виде пропеллерного самолёта, состоящая из 14 телевизоров — была продана за 646 896 долларов США.

В 2015 году галерея Gagosian приобрела права на представление художественного наследия Нам Джун Пайка.

Original size 2048x1200

Wright Brothers (1995), mixed media and video installation sculpture, 173×403×56 cm

Ли Буль известна своим новаторским междисциплинарным подходом, оттачиваемым на протяжении четырёх десятилетий. Она создала ряд работ, охватывающих скульптуру, инсталляцию, перформанс и живопись (Hauser & Wirth, дата неизвестна).

Впервые она получила международное признание в 1990-х годах благодаря серии «Majestic Splendor», которая была выставлена ​​в Museum of Modern Art (Нью-Йорк) в 1997 году и на Лионской биеннале в следующем году.

Её скульптуры, инсталляции и перформансы отличаются тем, что бросает вызов общественным нормам. Зачастую Ли Буль использует образы киборгов, исследуя темы постгуманизма и гендерной политики. Также её работы особенны тем, что они включают в себя масштабные иммерсивные инсталляции с использованием зеркальных поверхностей, органико-механических гибридов и архитектурных конструкций, вовлекающих зрителей в мультисенсорный опыт пространства и восприятия (Там же). Таковыми являются работы: «Willing To Be Vulnerable», «Partial view of Civitas Solis II», «Via Negativa II, 2014» и другие.

Original size 3571x769

Via Negativa II (2014), aluminum frame, mirrors, steel, lighting, silkscreen ink, 270×520×700cm; Partial view of Civitas Solis II (2014); Willing To Be Vulnerable (2015/16), 230×1,000×230 cm

Работы Ли Буль активно выставляются на международной арт-сцене с 1990-х годов по настоящее время. Её персональные выставки проходили в таких институциях, как Museum of Modern Art (Нью-Йорк) и Museum of Contemporary Art (Марсель). Она также неоднократно участвовала в крупных биеннале, включая Венецианскую биеннале (1999), Биеннале в Тайбэе (2006–07) и Биеннале в Новом Орлеане (2008–09).

Её работы находятся в коллекциях ведущих мировых музеев, среди которых Metropolitan Museum of Art, Solomon R. Guggenheim Museum (Нью-Йорк), Tate Modern, Mori Museum of Art, National Gallery of Canada, Leeum Museum of Art и другие.

С 2025 года Ли Буль представлена знаменитой галереей Hauser & Wirth, и её первая персональная выставка в рамках этого сотрудничества запланирована на 2026 год в Нью-Йорке.

The Museum of Modern Art (New York); The Museum of Contemporary Art (Marseille)

Ян Хю-Гю известна тем, что сочетает промышленные объекты с покупными предметами повседневного обихода. Её масштабные скульптуры и инсталляции состоят из совершенно разных материалов: от вешалок для одежды до колокольчиков, от обогревателей до искусственной соломы. Ручные техники, такие как вязание и ткачество, придают её работам человечность и стирают грань между этими бытовыми занятиями и изобразительным искусством (MoMA, дата неизвестна). Помимо крупных инсталлций и скульптур, ей принадлежат минималистичные работы, выполненные и на холстах.

Installation view of Leap Year (2024), Hayward Gallery, London; Installation view of Arcane Abstractions (2025), Kurimanzutto, Mexico City

Как и её современница Ли Буль, она представлена в коллекциях ведущих мировых музеев, таких как Solomon R. Guggenheim Museum (Нью-Йорк), Museum of Modern Art (Нью-Йорк), Centre Pompidou и Tate Modern. Её работы участвовали в многочисленных корейских и международных выставках, например: 53-я Венецианская биеннале (2009), 13-я Лионскую биеннале (2015) и 21-я Биеннале в Сиднее (2018).

В настоящее время художница сотрудничает с двумя галереями: Galerie Chantal Crousel в Париже и Kurimanzutto в Мехико.

Original size 2048x1360

Kurimanzutto Gallery (Mexico City)

Со До-Хо работает преимущественно в области скульптуры, инсталляции и рисунка. Этот мастер известен тем, что воссоздаёт архитектурные сооружения и объекты из ткани, что сам деятель искусств называет «актом увековечения памяти». Более десяти лет он практиковал в Нью-Йорке, прежде чем в 2010 году переехал в Лондон. Со До-Хо регулярно выставляет свои работы по всему миру, в том числе в Венеции, где представлял Южную Корею на 49-й Венецианской биеннале в 2001 году (Tate, дата неизвестна).

Архитектура стала ключевым источником вдохновения для Со До-Хо с середины 1990-х годов, даже для таких работ, как «Floor» (1997–2000), которые не похожи на здания. Поэтому он уделяет особое внимание «местоспецифичности» работ и чувственному опыту зрителя, взаимодействующего с его работами, перемещаясь в выставочном пространстве (Там же).

На настоящее работы Со До-Хо представлены галереями Lehmann Maupin (Нью-Йорк, Гонконг, Сеул) и Victoria Miro (Лондон, Венеция), причём Lehmann Maupin поддерживает художника с самого начала его профессионального пути.

Original size 3467x819

Public Figures (2024); Hub, Unit G5 (2015), polyester fabric, stainless steel, 212×189×225 cm; Four Heavenly Kings Monastery (2019–2021), mixed media, 435,9×600,6×600.6 cm

Original size 2048x1256

Floor (1997-2000), plastic figures, glass plates, phenolic boards, polyurethane resin, 40 modules, 100×100cm each

Государство как стратегический куратор

Правительство Южной Кореи играет ключевую роль в продвижении искусства через Министерство культуры, спорта и туризма и Korea Creative Content Agency (KOCCA). Например, еще в 2017 году, как сообщает Korea.net, KOCCA организовала масштабный павильон «K-Culture» на Content Korea Show (CCKS) в Японии. В нем приняли участие 34 корейские компании, включая галереи и арт-организации. Хотя точные суммы инвестиций не указаны, такое представительство демонстрирует стратегический государственный подход к экспорту культурного контента, куда входит и визуальное искусство.

Сегодня, как отмечает The Korea Times, государство продолжает эту работу, курируя масштабные выставки корейского искусства в таких институциях, как Victoria and Albert Museum в Лондоне и National Museum of Modern and Contemporary Art в Сеуле, который активно сотрудничает с зарубежными партнерами.

The National Museum of Modern and Contemporary Art (Seoul); The Victoria and Albert Museum (London)

Корпорации как меценаты и инвесторы

Крупнейшие корейские корпорации, такие как, Hyundai Motor Group, Samsung Group of South Korea, LG Group играют важную роль в продвижении корейского искусства за границей (Tessa Solomon, 2024).

Hyundai Motor является одним из самых активных спонсоров. С 2014 года она поддерживает Корейский павильон на Венецианской биеннале. Кроме того, с 2019 года Hyundai является спонсором Frieze Art Fair, что укрепляет связь корейского искусства с одной из главных мировых арт-ярмарок (Jo Lawson-Tancred, 2022).

Копмания Samsung через свой фонд Samsung Foundation of Culture и Музей Leeum в Сеуле десятилетиями формирует одну из лучших в мире коллекций корейского и международного современного искусства. Leeum активно организует международные выставки, представляя корейских художников за рубежом (Tessa Solomon, 2024).

Группа LG поддерживает искусство через Фонд LG Sangnam и Центр искусств LG, выступая партнером крупных выставок, таких как ретроспектива Нам Джун Пайка в Tate Modern (Jo Lawson-Tancred, 2022).

Original size 3578x544

Логотип Samsung Group of South Korea; Логотип LG Group Логотип Samsung Group of South Korea; Логотип Hyundai Motor Group

Original size 2048x680

Галерея Leeum (Сеул)

Частные галереи

Частные галереи Kukje Gallery, Gallery Hyundai, PKM Gallery, Johyun Gallery сыграли решающую роль в открытии международному рынку новых поколений корейских художников (Sotheby’s Institute of Art, дата неизвестна).

Галереи активно участвуют в ведущих международных ярмарках, таких как Frieze (Лондон, Нью-Йорк, Сеул), Art Basel и FIAC. Их присутствие обеспечивает видимость и коммерческий успех корейских деятелей искусств (Там же).

Original size 3411x599

Johyun Gallery; Kukje Gallery; Gallery Hyundai; PKM Gallery

Seoul Frieze

Появление Frieze Seoul в 2022 году стало катализатором для всего корейского арт-рынка. Ярмарка не только привлекла в Сеул международное внимание и коллекционеров, но и активизировала всех участников рынка: Галереи (Kukje, Hyundai и др.) стали её ключевыми экспонентами. Корпорации (Hyundai) выступили титульными спонсорами (Park Han-sol, 2025). Государство и национальные музеи усилили свою выставочную программу, чтобы воспользоваться притоком гостей.

Original size 2118x1170

Frieze Seoul (2025)

Заключение

Активное продвижение корейского современного искусства на международной арене началось благодаря усилиям пионеров движения «дансэкхва». Эти художники были новаторами не только в рамках корейской сцены, но и активно участвовали в международных выставках и биеннале. Многие работы мастеров этого направления остаются актуальными и ценными по сей день, что подтверждается высокими ценами на их картины на мировых аукционах.

В то же время произведения, созданные в жанре гиперреализма и в русле движения «минчжунг», оказались менее известны глобальной публике. Несмотря на это, они, будучи течениями, пришедшими на смену «дансэкхва» и отразившими новые политические реалии страны, безусловно, обладают важной исторической ценностью.

С началом эпохи демократизации и активной глобализации Южной Кореи в 1990-х годах на новый уровень вышло экспериментальное искусство. Значимость и уникальность корейского современного искусства подчёркивается тем, что с его представителями сотрудничают ведущие мировые галереи, такие как Hauser & Wirth и Gagosian.

Наконец, важно отметить, что ключевую роль в продвижении южнокорейского искусства сыграли не только сами художники и галереи, но также государство и корпорации. Государство задаёт стратегию и поддерживает инфраструктуру, корпорации предоставляют финансовые ресурсы и статус, а частные галереи обеспечивают рыночную интеграцию и открывают новые имена. Их сотрудничество, ярко проявившееся в таких событиях, как Frieze Seoul, превратило южнокорейское искусство из регионального феномена в неотъемлемую часть глобального культурного ландшафта.

Bibliography
Show
1.

A Master of Korean Hyper-realistic Painting: The Collection of Research and Critical Essays on Ko Young–Hoon’s Art and Work [Электронный ресурс]: буклет / исполн. планировщик Kim Young–Ho; ред. Кim Young–Ho; исслед. Lee Jae–Geol, Hwang Kyu–Jin; внеш. авт. Cho Kyung–Jin, Jonathan Goodman; архивист Shin Jeong–Won; ассист. Oh Min–Ji; пер. на англ. artttext; корректор Charles Williams; дизайн AHAHA Art Company. — Электрон. дан. (1 файл: 9,81 МБ). — [Seoul]: [б. и.], 2023. — 4 с. — Загл. с экрана. — Текст: электронный.

2.

Art of Dansaekhwa: каталог выставки / автор текста «Мир Дансаэкхва: Дух, Тактильность и Перформанс» Ли Уфан; пер. с корейского. — Сеул: галерея Kukje, 2014. — С. 19-27. — Текст: непосредственный.

3.

Artic.edu: What You Don’t See. Meditating on Korean Monochrome Painting [Электронный ресурс] // The Art Institute of Chicago. — URL: https://www.artic.edu/articles/1048/what-you-dont-see-meditating-on-korean-monochrome-painting (дата обращения: 17.11.2025).

4.

Bennett Art Collection: Yun Suknam [Электронный ресурс] // The Bennett Art Collection. — URL: https://www.thebennettartcollection.com/artists/yun-suknam (дата обращения: 17.11.2025).

5.

Choice Art Company: Lee Sea Hyun [Электронный ресурс] // Choice Art Company. — URL: https://www.choiceart.company/lee-sea-hyun (дата обращения: 17.11.2025).

6.

Frieze: Minjung Art Influence on South Korean Contemporary Art [Электронный ресурс] // Frieze. — URL: https://www.frieze.com/article/minjung-art-influence-south-korean-contemporary-art (дата обращения: 17.11.2025).

7.

Gagosian: Nam June Paik [Электронный ресурс] // Gagosian. — URL: https://gagosian.com/artists/nam-june-paik/ (дата обращения: 17.11.2025).

8.

Gallery Hyundai: Artist View [Электронный ресурс] // Gallery Hyundai. — URL: https://www.galleryhyundai.com/artist/view/20000000061 (дата обращения: 17.11.2025).

9.

Hauser & Wirth: Lee Bul [Электронный ресурс] // Hauser & Wirth. — URL: https://www.hauserwirth.com/artists/lee-bul/ (дата обращения: 17.11.2025).

10.

Hotel de Gallifet: Choi Xooang [Электронный ресурс] // Hotel de Gallifet. — URL: https://www.hoteldegallifet.com/en/p/49/choi-xooang (дата обращения: 17.11.2025).

11.

Korea.net: Events Overseas [Электронный ресурс] // Korea.net. — URL: https://www.korea.net/Events/Overseas/view?articleId=17764 (дата обращения: 17.11.2025).

12.

Прикрепить карточку

13.

Korea Times: Korean Art Odyssey [Электронный ресурс] // The Korea Times. — URL: https://www.koreatimes.co.kr/lifestyle/arts-theater/20251114/korean-art-odyssey-evolving-face-of-korean-exhibitions-on-global-stage-1 (дата обращения: 17.11.2025).

14.

KoreanStudies.com: Minjung Art [Электронный ресурс] // KoreanStudies.com. — URL: https://koreanstudies.com/minjungart/ (дата обращения: 17.11.2025).

15.

Lisson Gallery: Lee Ufan [Электронный ресурс] // Lisson Gallery. — URL: https://www.lissongallery.com/artists/lee-ufan (дата обращения: 17.11.2025).

16.

Medium: The Colors of Hong Sung Dam [Электронный ресурс] // Medium. — URL: https://medium.com/@gracesart/the-colors-of-hong-sung-dam-4451d729506b (дата обращения: 17.11.2025).

17.

MoMA: Haegue Yang [Электронный ресурс] // The Museum of Modern Art. — URL: https://www.moma.org/artists/37934-haegue-yang (дата обращения: 17.11.2025).

18.

Nam June Paik [Электронный ресурс]: арт-лист / Gagosian. — Электрон. дан. (1 файл). — [Б. м.]: Gagosian, [б. г.]. — [ок. 2-4 с.]. — Загл. с титул. экрана. — Текст: электронный. — URL: https://gagosian.com/media/artists/nam-june-paik/Paik_Nam_June_wmLKj1T.pdf (дата обращения: 17.11.2025).

19.

News.Artnet: Korean Companies Art Sponsorships [Электронный ресурс] // Artnet News. — URL: https://news.artnet.com/art-world/korean-companies-art-sponsorships-2022-2197021 (дата обращения: 17.11.2025).

20.

Observer: Korean Wave Increasing Examples Korean Art Museums [Электронный ресурс] // Observer. — URL: https://observer.com/2024/08/korean-wave-increasing-examples-korean-art-museums/ (дата обращения: 17.11.2025).

21.

Ocula: Park Seo-bo’s Ecritures [Электронный ресурс] // Ocula. — URL: https://ocula.com/magazine/spotlights/park-seo-bos-ecritures-are-evolving-with-the-times/ (дата обращения: 17.11.2025).

22.

Oksang Lim: Painting and Sculpture [Электронный ресурс] // Oksang Lim. — URL: https://oksanglim1.wixsite.com/artist-oksanglim/painting-and-sculpture (дата обращения: 17.11.2025).

23.

Sothebys Institute: How To Series Korean Art [Электронный ресурс] // Sotheby’s Institute of Art. — URL: https://sothebysinstitute.com/articles/how-to-series-korean-art/ (дата обращения: 17.11.2025).

24.

Tate: Do Ho Suh [Электронный ресурс] // Tate. — URL: https://www.tate.org.uk/art/artists/do-ho-suh-12799 (дата обращения: 17.11.2025).

25.

Прикрепить карточку

26.

Tate: Dansaekhwa (Korean Monochrome Movement) [Электронный ресурс] // Tate. — URL: https://www.tate.org.uk/art/art-terms/d/dansaekhwa-korean-monochrome-movement (дата обращения: 17.11.2025).

27.

Wallpaper: Kim Whanki at Frieze Seoul [Электронный ресурс] // Wallpaper. — URL: https://www.wallpaper.com/art/kim-whanki-frieze-seoul-korea (дата обращения: 17.11.2025).

28.

Artway: Hong Song-dam. Resurrection [Электронный ресурс] // Artway. — URL: https://www.artway.eu/posts/hong-song-dam-resurrection (дата обращения: 17.11.2025).

Image sources
Show
1.

All the world’s futures: 56th International Art Exhibition of la Biennale di Venezia // Double Standards. — URL: https://doublestandards.net/work/all-the-world-s-futures-56th-international-art-exhibition-of-la-biennale-di-venezia (дата обращения: 17.11.2025).

2.

ArchDaily: Museum of Modern and Contemporary Art // ArchDaily. — URL: https://www.archdaily.com/775738/museum-of-modern-and-contemporary-art-mp-art-architects-plus-siaplan-consortium (дата обращения: 17.11.2025).

3.

ArtAsiaPacific: The Essential Works of Nam June Paik // ArtAsiaPacific. — URL: https://www.artasiapacific.com/people/the-essential-works-of-nam-june-paik/ (дата обращения: 17.11.2025).

4.

Art Chosun // Art Chosun. — URL: https://art.chosun.com/site/data/html_dir/2021/02/18/2021021802285.html (дата обращения: 17.11.2025).

5.

Artforum: Events. Yun Suknam // Artforum. — URL: https://www.artforum.com/events/yun-suknam-246195/ (дата обращения: 17.11.2025).

6.

Artforum: News. Lee Bul awarded Ho-Am Prize for the Arts // Artforum. — URL: https://www.artforum.com/news/lee-bul-awarded-ho-am-prize-for-the-arts-242898/ (дата обращения: 17.11.2025).

7.

Artway: Hong Song-dam. Resurrection // Artway. — URL: https://www.artway.eu/posts/hong-song-dam-resurrection (дата обращения: 17.11.2025).

8.

Bennett Art Collection: Yun Suknam // The Bennett Art Collection. — URL: https://www.thebennettartcollection.com/artists/yun-suknam (дата обращения: 17.11.2025).

9.

Biennale de São Paulo. Surrealism catalog // Issuu. — URL: https://issuu.com/bienal/docs/8__bienal_de_sa_o_paulo_-_surrealis_132b20b33fbde4 (дата обращения: 17.11.2025).

10.

Bridgeman Images: Third Paris Biennale of Young Artists, 1963 // Bridgeman Images. — URL: https://www.bridgemanimages.com/en/noartistknown/third-paris-biennale-of-young-artists-1963-b-w-photo/black-and-white-photograph/asset/451803 (дата обращения: 17.11.2025).

11.

CAM St. Louis: Haegue Yang // Contemporary Art Museum St. Louis. — URL: https://camstl.org/exhibitions/haegue-yang/ (дата обращения: 17.11.2025).

12.

Chosun Ilbo: National/Court Law // Chosun Ilbo. — URL: https://www.chosun.com/national/court_law/2023/07/06/RSDSROQNINFL3FSBKKDIPD2NTI/ (дата обращения: 17.11.2025).

13.

Chosun Ilbo: National/Court Law // Chosun Ilbo. — URL: https://www.chosun.com/national/court_law/2023/07/06/RSDSROQNINFL3FSBKKDIPD2NTI/ (дата обращения: 17.11.2025).

14.

Christie’s: Kim Whanki // Christie’s. — URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6242546 (дата обращения: 17.11.2025).

15.

Christie’s: Go // Christie’s. — URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-4462375 (дата обращения: 17.11.2025).

16.

Christie’s: Lot 6209617 // Christie’s. — URL: https://www.christies.com.cn/en/lot/lot-6209617 (дата обращения: 17.11.2025).

17.

Comité des Galeries d’Art: Galerie Chantal Crousel // Comité des Galeries d’Art. — URL: https://www.comitedesgaleriesdart.com/en/galeries/galerie-chantal-crousel/ (дата обращения: 17.11.2025).

18.

Erarta Museum: Exhibition Detail // Erarta Museum. — URL: https://www.erarta.com/ru/calendar/exhibitions/detail/060225/ (дата обращения: 17.11.2025).

19.

Familiscope: Musée d’Art Contemporain de Marseille // Familiscope. — URL: https://www.familiscope.fr/sorties-famille/sorties-culturelles/musee-dart-contemporain-de-marseille-mac-12799 (дата обращения: 17.11.2025).

20.

Frieze: Minjung Art Influence on South Korean Contemporary Art // Frieze. — URL: https://www.frieze.com/article/minjung-art-influence-south-korean-contemporary-art (дата обращения: 17.11.2025).

21.

Gallery Hyundai: About // Gallery Hyundai. — URL: https://www.galleryhyundai.com/about (дата обращения: 17.11.2025).

22.

Guggenheim: Teaching Materials. Nam June Paik // The Solomon R. Guggenheim Museum. — URL: https://www.guggenheim.org/teaching-materials/teaching-modern-and-contemporary-asian-art/nam-june-paik-%EB%B0%B1%EB%82%A8%EC%A4%80 (дата обращения: 17.11.2025).

23.

Hankyoreh (Hani): Culture/Book // The Hankyoreh. — URL: https://www.hani.co.kr/arti/culture/book/845134.html (дата обращения: 17.11.2025).

24.

Harper’s Bazaar Korea // Harper’s Bazaar Korea. — URL: https://www.harpersbazaar.co.kr/article/1870897 (дата обращения: 17.11.2025).

25.

Here is Oregon: Capital and Countryside in Korea // Here is Oregon. — URL: https://www.hereisoregon.com/community/2023/07/capital-and-countryside-in-korea-at-the-jordan-schnitzer-museum-of-art-in-eugene.html (дата обращения: 17.11.2025).

26.

Historia del Disseny: MoMA, New York // Historia del Disseny. — URL: https://historiadeldisseny.org/en/moma-museum-of-modern-art-new-york/ (дата обращения: 17.11.2025).

27.

Insight Korea // Insight Korea. — URL: https://www.insightkorea.co.kr/news/articleView.html?idxno=211291 (дата обращения: 17.11.2025).

28.

Kukje Gallery // Kukje Gallery. — URL: https://www.kukjegallery.com/ (дата обращения: 17.11.2025).

29.

Kurimanzutto: About // Kurimanzutto. — URL: https://www.kurimanzutto.com/about (дата обращения: 17.11.2025).

30.

Leeum Samsung Museum of Art // Lonely Planet. — URL: https://www.lonelyplanet.com/south-korea/seoul/itaewon-yongsan-gu/attractions/leeum-samsung-museum-of-art/a/poi-sig/1098945/1336063 (дата обращения: 17.11.2025).

31.

Lehmann Maupin: Lee Bul // Lehmann Maupin. — URL: https://www.lehmannmaupin.com/artists/lee-bul (дата обращения: 17.11.2025).

32.

Lehmann Maupin: Do Ho Suh // Lehmann Maupin. — URL: https://www.lehmannmaupin.com/artists/do-ho-suh (дата обращения: 17.11.2025).

33.

LG Group Logo // Wikimedia Commons. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/LG_Group#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: LG_logo_(2014).svg (дата обращения: 17.11.2025).

34.

Masil Ground // Masil Ground. — URL: https://kr.masilground.com/2226 (дата обращения: 17.11.2025).

35.

MCA Chicago: Nam June Paik // Museum of Contemporary Art Chicago. — URL: https://mcachicago.org/exhibitions/2020/nam-june-paik (дата обращения: 17.11.2025).

36.

MD Ilbo // MD Ilbo. — URL: https://www.mdilbo.com/detail/SuoXpc/647921 (дата обращения: 17.11.2025).

37.

Naver Blog // Naver Blog. — URL: https://blog.naver.com/leespider/220269001920 (дата обращения: 17.11.2025).

38.

Naver News // Naver News. — URL: https://n.news.naver.com/mnews/article/469/0000621052 (дата обращения: 17.11.2025).

39.

National Gallery of Australia // Tripadvisor. — URL: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g255057-d257264-Reviews-National_Gallery_of_Australia-Canberra_Australian_Capital_Territory.html#/media/257264/? type=ALL_INCLUDING_RESTRICTED& albumid=-160& category=-160 (дата обращения: 17.11.2025).

40.

Ocula: Park Seo-bo’s Ecritures // Ocula. — URL: https://ocula.com/magazine/spotlights/park-seo-bos-ecritures-are-evolving-with-the-times/ (дата обращения: 17.11.2025).

41.

Ocula: Frieze Seoul // Ocula. — URL: https://ocula.com/art-fairs/frieze-seoul/ (дата обращения: 17.11.2025).

42.

Ocula: PKM Gallery // Ocula. — URL: https://ocula.com/art-galleries/pkm-gallery/ (дата обращения: 17.11.2025).

43.

Oksang Lim: Painting and Sculpture // Oksang Lim. — URL: https://oksanglim1.wixsite.com/artist-oksanglim/painting-and-sculpture (дата обращения: 17.11.2025).

44.

Pace Gallery: Lee Ufan // Pace Gallery. — URL: https://www.pacegallery.com/artists/lee-ufan/ (дата обращения: 17.11.2025).

45.

Phillips: Xooang Choi // Phillips. — URL: https://www.phillips.com/detail/xooang-choi/218091 (дата обращения: 17.11.2025).

46.

Rotten Tomatoes: Parasite (2019) // Rotten Tomatoes. — URL: https://www.rottentomatoes.com/m/parasite_2019 (дата обращения: 17.11.2025).

47.

Samsung Logo (Hangul) // Wikimedia Commons. — URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Samsung_logo_%28hangul%29.svg (дата обращения: 17.11.2025).

48.

Seoul Danurim: Attractions // Seoul Danurim. — URL: https://www.seouldanurim.net/attractions/D/TOURINFOTYPE2/37249 (дата обращения: 17.11.2025).

49.

Smithsonian American Art Museum: About // Smithsonian American Art Museum. — URL: https://americanart.si.edu/about/history/old (дата обращения: 17.11.2025).

50.

Tina Kim Gallery: Kwon Young-woo // Tina Kim Gallery. — URL: https://tinakimgallery.com/artists/52-kwon-young-woo/ (дата обращения: 17.11.2025).

51.

TodoColeccion: XI Biennale Paris 1980 // TodoColeccion. — URL: https://en.todocoleccion.net/art-catalogs/xi-biennale-paris-1980~x405328509 (дата обращения: 17.11.2025).

52.

Universes.art: Do Ho Suh at Venice Biennale 2001 // Universes.art. — URL: https://universes.art/en/venice-biennale/2001/plateau-of-humankind/do-ho-suh (дата обращения: 17.11.2025).

53.

V& A Museum: Visit // Victoria and Albert Museum. — URL: https://www.vam.ac.uk/visit?srsltid=AfmBOoqs7OpXwLvJbFRFYl2u6bmzzmh8ZfGG0yhEVH8sJU3U43KQOApu (дата обращения: 17.11.2025).

54.

Vogue Korea // Vogue Korea. — URL: https://www.vogue.co.kr/2016/12/22/%EC%8B%9C%EA%B0%84%EC%9D%84-%EC%82%BC%ED%82%A8-%EC%98%88%EC%88%A0%EA%B0%80/ (дата обращения: 17.11.2025).

55.

Wallpaper: Kim Whanki at Frieze Seoul // Wallpaper. — URL: https://www.wallpaper.com/art/kim-whanki-frieze-seoul-korea (дата обращения: 17.11.2025).

56.

WSJ: All the World’s Futures. 56th International Art Exhibition—La Biennale di Venezia Review // The Wall Street Journal. — URL: https://www.wsj.com/articles/all-the-worlds-futures-56th-international-art-exhibitionla-biennale-di-venezia-review-1439935365 (дата обращения: 17.11.2025).

57.

Hyundai Motor Group CI // Wikimedia Commons. — URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hyundai_Motor_Group_CI.svg (дата обращения: 17.11.2025).

Продвижение современного корейского искусства на международной арт-сцене
6
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more