Original size 1150x1600

От ненависти до любви. Британский плакат на рубеже XIX–XX веков

1
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Британский плакат XX века — это не только средство рекламы или пропаганды, но и уникальное художественное явление, отражающее социальные настроения, идеалы и противоречия эпохи. За века его развития плакаты менялись от выражения ненависти, страха и сарказма до символов любви, патриотизма и уважения. В исследовании рассматривается эволюция британского плаката, его роль в формировании общественного мнения и влияние на культуру.

Использование иронии в британских плакатах 19–20 веков было мощным инструментом коммуникации и социальной критики. Этот прием позволял сделать информацию доступной и запоминающейся, создавая эмоциональную связь с зрителем через юмор, сарказм или скрытые смыслы. Ирония помогала не только привлекать внимание, но и стимулировать размышления, создавая более стойкое впечатление о послании плаката и его социальном значении.

big
Original size 1750x2480

Обри Винсент Бёрдсли. «Ключевая серия». 1895. Цветная цинкография

Британский плакат как визуальный и коммуникационный инструмент прошел длительный путь развития, начиная с конца XIX века. В этом периоде он активно использовал яркие образы, сатиру, иронию, сарказм и эмоциональные послания для воздействия на массы. В периоды военных и социальных кризисов плакаты становились орудием мобилизации, а в мирное время — символами потребительской культуры, патриотизма и любви к Родине. Переломные моменты этой истории демонстрируют, как визуальное искусство трансформировалось от агрессии и ненависти к позитивным эмоциям и уважению.

Британская культура славится своим тонким и часто саркастическим чувством юмора. В рекламе это оказывало влияние в виде игривых, иногда сатирических образов, высмеивающих, либо противопоставляющих разные социальные явления. Ирония делала рекламу более запоминающейся, остроумно создавая ассоциацию с товаром и маркой.

Original size 1750x2480

Обри Бёрдсли. Издательский каталог Publisher. Детские книги. 1895 г.

Одно из отличительных черт британской визуальной рекламы — её деликатность. Хотя продажа товара была важна, грубое воздействие на аудиторию воспринималось негативно. Важным фактором было и законодательство: ещё в 1752 году парламент установил ответственность за достоверность рекламы.

Original size 1750x2480

Дадли Харди. «Синдерелла» в театре Друри-Лейн. 1897

На афишах создавалось ощущение, будто они предназначены для узкого круга интеллектуалов: использовались литературные и мифологические отсылки, цитаты из Шекспира или Мильтона, без указания авторства — предполагая, что зрители узнают классиков сами.

Original size 1750x2480

Ф. Аффлек. Кот в сапогах. 1898. Цветная литография

Произведения таких художников, как Тулуз-Лотрек, сделали французскую плакатную культуру всемирно известной. В то время британские плакаты оставались менее популярными, однако они отлично отражали дух и менталитет страны — часть большого художественного наследия.

Original size 1750x2480

Беггарстаффы (Прайд, Джеймс, Николсон, Уильям). Выбор Раунтри — какао. 1899. Фотолитография

В Англии Викторианской эпохи общество презирало рекламу, — указывает Никифорова. — Но спрос был огромный: телевидения и радио не было, а где же еще торговцы могли рассказать о своих достоинствах. Стараясь обойти конкурентов, предприниматели соперничали в размере шрифта, бились за выгодные места: ограждения, стены домов, крыши

Original size 1750x2480

Альберт Джордж Морроу. Жаль, что я не отправил это городской железной дорогой. 1900-е. Цветная литография

Было и несколько чисто английских изобретений, которые очень быстро прижились в Европе: конные рекламные повозки, специальные тумбы с освещением (или лайтбоксы), тексты прямо на тротуарах. А еще — «человек-сэндвич», обернутый в постеры и расхаживающий по улице с листовками

Original size 1750x2480

Сесил Чарлз Уиндзор Олдин. Электрический обогреватель: «Так хорошо и тепло». 1900. Цветная литография

Original size 1750x2480

Неизвестный художник. Большой спектакль пантомима «Синдерелла» 1905 Литография.

Снисходительное отношение чопорных британцев к продвижению товаров и услуг изменили рекламные карикатуры членов Лондонского скетч-клуба — Дадли Харди, Джона Хэссола, Уильяма Тру и других художников-иллюстраторов. Созданные ими в конце XIX века билборды и афиши посвящены театральным постановкам, литературе, техническим новинкам вроде электрического освещения.

Original size 1750x2480

Морис Уильям Грейффенхаген «Возвращение Айши». 1905 г.

Original size 1750x2480

Говард К. Элкок. Надежный товар. Сигареты Рейда. 1910-е. Цветная литография

Original size 1750x2480

Мейбл Люси Аттуэлл. Мы отправились на пантомиму, вы тоже? Только одним способом — подземкой. Конец 1910-х. Цветная литография

Любовь англичан к путешествиям способствовала стремительному развитию транспортной системы и активной государственной поддержки её рекламных компаний. В Великобритании даже возникли первые специальные учебные заведения для дизайнеров, и обучение рекламной графике получило серьезную профессиональную базу

Original size 2480x1750

Транспортные плакаты Чиза Пирса.

К началу ХХ века увлечение туризмом приобрело в Соединенном Королевстве статус национальной традиции, доставшейся и от предков — рыцарей и мореплавателей, и от заметного влияния английских аристократов. В творчестве поэтов и философов Туманного Альбиона царил культ странствий и дорог, вдохновлявший соотечественников. Кумиры нации — Джеффри Чосер, Джон Донн, Байрон, Джон Мильтон, поэты Озёрной школы — пылко воспевали романтику дальних походов и прелести прогулок по окрестностям. Поколения, воспитанные на романах Свифта, Дефо и Стивенсона, одиссее великого натуралиста Дарвина об экспедиции на корабле «Бигль», грезили странствиями и приключениями. В начале ХХ столетия именно Великобритания стала лидером в транспортном постере. Туристическая реклама была и существует во всех концах света, но трудно найти другой пример, когда бы рекламная компания становилась явлением государственного масштаба: в Британии она целенаправленно формировалась представителями двух профессиональных отраслей — искусства и коммерции, в этом союзе и появилась профессия промышленного дизайнера

Original size 1750x2480

Неизвестный художник «Призываю тебя». 1915 г.

Особый подход в Британии был и к этому жанру агитационного плаката, казалось бы, четкому в плане разделения на «хороших» и «плохих». Врагов не изображали в виде монстров, а своих не рисовали просто безликими бравыми молодцами.

Original size 748x930

Так, популярным героем во время Первой мировой войны стал «закуривающий Томми»: обычный солдат, прервавший бой, чтобы разжечь трубочку. Сопровождался плакат лозунгом: «Эй, кайзер, минутку». В годы Второй мировой войны художник адаптировал образ к новым обстоятельствам. Томми так же невозмутимо и с улыбкой смотрел на зрителя, только теперь надпись гласила: «Полминутки, Гитлер!»

Original size 1750x2480

Фред Тейлор. «Уитби» 1920-е Литография с шести камней.

Незадолго до этого рекламный плакат в Британии наконец окончательно признали искусством. В 1930 году в Лондоне появилось Общество промышленных художников, объединившее дизайнеров и специалистов в области прикладной графики. И профессия коммерческого дизайнера в Соединенном Королевстве приобрела высокий статус.

Original size 1750x2480

Неизвестный художник. Попробуй его на свой вкус: джин «Белое сердце на традиционной черной бутылке» 1925. Литография.

Original size 1750x2480

Том Пёрвис. Вечерняя одежда от Остина Рида. 1931. Цветная литография

Великобритания прошла путь от отрицания иллюстрированной рекламы до ее триумфального воцарения

Original size 1750x2480

Эдвард Макнайт Коффер «Букингемский дворец со стороны парка Святого Джеймса». 1934 г.

Original size 1750x2480

Эдвард Макнайт Коффер «Вестминстерский дворец со стороны Темзы». 1934 г.

Британский плакат 19–20 веков прошел путь от яростных выражений ненависти и агрессии до символов любви, уважения и патриотизма. Эта эволюция отражает изменения в обществе, его ценностях и взглядах на мир. Вначале плакаты использовалися для мобилизации и критики врага, а затем — как способ объединения нации и формирования позитивного образа будущего. Сегодня они остаются мощным средством воздействия, свидетельством того, что визуальное искусство может трансформировать негативные эмоции в позитивные, создавая мосты между людьми и эпохами.

Original size 1750x2480

Эдвард Боуден. Станция подземки Кью Гарденс. Сады Кью. 1936. Цветная литография

Bibliography
Show
1.

Книга «Британский постер XIX–XX веков из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина» И. А. Никифорова

2.

«СТРАНИЦЫ ДИЗАЙНА ВЕЛИКОБРИТАНИИ. РЕКЛАМНЫЙ ПЛАКАТ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ БЕГГАРСТАФФ (1894–1899)» Е. А. Петухова

3.

Апраксина-Сырская Е.А. «Первый этап развития английского плакатного искусства» (Современные научные исследования и инновации. 2012. № 8)

4.

Статья «ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА И ЭПОХИ В ЗЕРКАЛЕ РЕКЛАМНОГО ПЛАКАТА (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИИ И ФРАНЦИИ КОНЦА XIX ВЕКА)» М. И. Пивоварова. Воронежский государственный университет

5.6.7.
От ненависти до любви. Британский плакат на рубеже XIX–XX веков
1
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more