Original size 1366x1821

Инструменты шума: акустическая революция Луиджи Руссоло

PROTECT STATUS: not protected
5
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

I. ВВЕДЕНИЕ

Инструменты шума Луиджи Руссоло (1913–1920-е) стали ключевым событием футуристической музыки XX века

post

Они впервые поставили шум в центр художественного исследования, разрушая традиционную концепцию музыки как мелодии и гармонии. Футуризм стремился зафиксировать динамику современного индустриального мира, и шумовые инструменты Руссоло стали визуально и акустически материализованной формой этой идеи

- Луиджи Руссоло и Уго Пиатти в мастерской среди шумовых инструментов «интонарумори», демонстрирующих механическую природу звукоизвлечения

Цель моего исследования

post

Я собираюсь проанализировать, как создание и публичные перформансы «Инструментов шума» демонстрируют идею футуристической эстетики, исследовать взаимодействие техники и звука, их влияние на композиторов XX века, а также собрать некоторую документацию этих событий и их авторов

- Чертёж «интонарумори» (конструкция корпуса, рычажные механизмы и рупор, шумовой инструмент Руссоло)

II. ЛУИДЖИ РУССОЛО И ЕГО КОНЦЕПЦИЯ

Футуризм и шум

post

Русого утверждал, что звуковая среда индустриального общества настолько изменилась, что традиционная музыкальная форма уже не могла адекватно её описывать В статье The Art of Noises (1913) он описывает необходимость нового «шумового искусства», включающего городские, механические и природные звуки

big
Original size 1870x1454

Философия звука

post

Шум для Руссоло — это не хаос, а структурированная музыкальная материя. Он классифицирует шумы по типам: фи­зические, механические, природные. Анализ показывает, что его классификация предвосхищает современную электроакустическую музыку

Расшифровка с Итальянского

1. Rombi — грохоты Tuoni — громы Scoppi — взрывы Scrosci — треск, шум потоков Tonfi — глухие удары Boati — раскаты

2. Fischi — свисты Sibili — шипения Sbuffi — фырканья / выбросы пара

3. Bisbigli — шепоты Mormorii — ропот Borbotii — бормотание Brusii — жужжание Gorgoglii — бульканье

4. Stridori — скрежеты Scricchiolii — хрусты Fruscii — шорохи Ronzìi — гудения Crepitii — потрескивания Stropiccii — трения

5. Rumori ottenuti a percussione su metalli, legni, pelli, pietre, terracotte, ecc. — Шумы, получаемые ударами по металлу, дереву, коже, камню, терракоте и др.

6. Voci di animali e di uomini: gridi, strilli, gemiti, urla, ululati, risate, rantoli, singhiozzi. Голоса животных и людей: крики, визги, стоны, вопли, завывания, смех, хрипы, рыдания

Влияние на современников

post

Концепция Руссоло оказала прямое влияние на экспериментальных композиторов XX века — Перси Штокхейм, Кристоф Шнайдер и другие использовали шум как музыкальный материал

- Different Intonarumori as shown in the ex- position Sounds and Lights, Paris, Pompidou Center, December 2004

Original size 2384x1552

Фотография футуристов 1912 года перед офисом газеты Le Figaro в Париже. Слева направо: Луиджи Руссоло, Карло Карра, Филиппо Томмазо Маринетти, Умберто Боччони и Джино Северини

III. СОЗДАНИЕ «ИНСТРУМЕНТОВ ШУМА»

Материалы и механика

Инструменты создавались из дерева, металла и резины, оснащались ручными и механическими генераторами. Каждый инструмент имел уникальное акустическое свойство 
Визуальный ряд инструментов
На фотографиях видно расположение рычагов, труб и мембран, позволяющих регулировать шумы. Они выглядели как скульптуры, сами по себе художественные объекты

Принцип работы

post

Рычаги и моторы создавали повторяющиеся и вариативные шумы, которые композитор сочетал с традиционными инструментами. Это позволило формировать динамическую звуковую ткань, близкую к городской акустике

- Схема работы «Intonarumori»

Original size 600x498

Руссоло за одним из своих инструментов

IV. ПЕРВЫЕ ПУБЛИЧНЫЕ КОНЦЕРТЫ (1913–1920-е)

Перформанс представлял собой сочетание различных шумов: ритмические удары имитировали городскую среду — движение поездов, фабричные машины, гудки. Инструменты располагались на сцене так, чтобы создавать пространственное звучание, а их тембры комбинировались в «оркестровые» шумовые картины

Концерт 1913 года, Милан

Луиджи Руссоло впервые представил свои «Инструменты шума» на футуристическом концерте. Публика была поражена: шумовые звуки воспринимались как новое искусство, одновременно вызывая восторг и шок. Концерт стал настоящей демонстрацией футуристической идеи о «музыке будущего», включающей механические и индустриальные звуки

Original size 1916x1560

Луиджи Руссоло дирижирует инто­нарумори на репетиции, возможно, для концерта в Лондонском Колизее 1914 года

Концерты 1914–1920-х годов

post

С каждым новым концертом Руссоло расширял парк инструментов и экспериментировал с размещением музыкантов и акустикой. Публика реагировала по-разному: от удивления и восторга до недоумения и критики В Лондоне 1914 года, например, шумовые инструменты не смогли перекричать большой зал, и часть слушателей была раздражена, что вынудило организаторов менять программу. В то же время эти концерты закрепили инто­нарумори как важный экспериментальный феномен в истории музыки

- Фотография с концерта инто­нарумори 1914 года в Лондонском Колизее

V. ПАРТИТУРЫ И НОТНАЯ ЗАПИСЬ ШУМА

Концепция записи шума

Руссоло использовал графические партитуры, где каждый символ обозначал тип шума и его интенсивность. Традиционная нотация не подходила для записи «механических и городских шумов»

Original size 2268x1564

Партитура Луиджи Руссоло для «Risveglio di una città» («Пробуждение города»), произведения для восьми типов инто­нарумори, опубликованная в L’arte dei rumori (1916)

Графические обозначения и расшифровка

На партитуре сверху представлены следующие инструменты: Ululatori (вояки) и rombatori (более «грубый» тип вояка) Crepitatori (трескуны), которые могут звучать от нежного звона, похожего на падающие жемчужины, до крика свиньи Stropicciatori (скребущие) Scoppiatori (взрыватели), имитирующие звук бензиновых двигателей Ronatore (гудель), механическая туба Gorgogliatore (бурлящие), издающие звук, похожий на дождь, текущий по желобу Sibilatore (свистун), шумовая машина, производящая шипящий звук

Точки, линии и зигзаги отражали характер звука: гул, скрежет, треск. Эти визуальные знаки давали исполнителям наиболее понятные инструкции по управлению инструментом

post

Партитуры показывают не только тип шума, но и ритмику: последовательность ударов, паузы, нарастание интенсивности. Анализ демонстрирует, что Руссоло создавал «городскую симфонию» из хаоса индустриальной среды

VI. ВЛИЯНИЕ НА ПОСЛЕДУЮЩИХ КОМПОЗИТОРОВ И ШУМОВОЕ ИСКУССТВО

Наследие Руссоло

post

Идеи Луиджи Руссоло оказали значительное влияние на развитие музыкального авангарда XX века. Композиторы и художники экспериментировали с расширением музыкального материала, включая шумовые и электроакустические элементы, а футуристы продвигали концепцию шумового искусства. Среди ключевых фигур, продолжавших его идеи, можно выделить:

- Алеаторика Джона Кейджа

Джон Кейдж

post

Американский композитор-авангардист, радикально расширивший понятие музыкального звука. Кейдж использовал тишину как структурный элемент композиции, работал с подготовленным фортепиано, случайными процессами и полевыми шумами. В общем, он продолжает линию Руссоло расширением музыкальной палитры и включением «необычных» звуков в музыку

- «Fontana Mix» (1958) — одна из самых известных и радикальных работ Джона Кейджа, созданная как графическая партитура и как инструкция для генерации звука, а не как фиксированная композиция

Карлхайнц Штокхаузен

post

Немецкий композитор, пионер электроакустической музыки. Штокхаузен создавал произведения, основанные на синтезе звука, пространственном расположении источников и сложных тембровых структурах. Его эксперименты с электронными генераторами и шумовыми спектрами развивают технический потенциал идей Руссоло — проявляются возможности новых технологий в музыке

- Карлхайнц Штокхаузен в студии

Филиппо Томмазо Маринетти

post

Итальянский писатель и основатель футуризма. Хотя он не был композитором, Маринетти активно продвигал идею включения индустриального шума в искусство. Он способствовал распространению манифеста «Искусство шумов» как эстетической программы футуристического движения

- 1927. Тунис. Маринетти выступает перед публикой

Шумовые ансамбли и современный саунд-арт

post

С ранних 1950-х формировались шумовые ансамбли и коллективы, использовавшие механические и электронные генераторы для построения композиций по принципу «городской шум + музыка». Идеи Руссоло нашли прямое продолжение в деятельности современных художников и групп, таких как Merzbow и ранние эксперименты Sonic Youth, которые применяли шумовые инструменты и нестандартные источники звука Современные композиторы расширяют этот подход с помощью цифровых генераторов, синтезаторов и программных алгоритмов, развивая концепцию «звука как материала», которую Руссоло заложил более века назад

- Sonic Youth с нойз-фестиваля

VII. РЕКОНСТРУКЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРФОРМАНСЫ

Современные музеи восстанавливают «Intonarumori» по чертежам руссоло в попытках передать концепцию автора. Реконструированные инструменты используются в современных концертах

Руссоло уделял немалую часть внимания расположению инструментов на сцене, чтобы увеличить звуковое влияние на зрителя. Его схемы и сейчас помогают понять, как можно использовать пространство для создания уникальной акустической атмосферы

Original size 2698x1800

Фотография с концерта Luciano Chessa и ансамбля The Orchestra of Futurist Noise Intoners, реконструкция на основе Intonarumori

VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Руссоло показал, что шум может быть художественным материалом, самостоятельным типом звукового события, а звуковой перформанс — полноценным художественным актом Самое важное — его идеи получили признание и продолжили влиять на развитие звуковых практик

Bibliography
Show
1.

Marinetti F. T. Manifesto del Futurismo. Le Figaro, 20 febbraio 1909.

2.

Museum of Modern Art (MoMA). Luigi Russolo: Intonarumori Reconstruction Project Catalog. New York: MoMA Publications, 2013. 56 p.

3.

Pratella F. Balilla. Manifesto dei musicisti futuristi. Milano: Direzione del Movimento Futurista, 1910. 12 p.

4.

Kahn D. Noise, Water, Meat: A History of Sound in the Arts. Cambridge, MA: MIT Press, 2001. 455 p.

5.

Battistella M. Luigi Russolo e l’Intonarumori. Milano: Mazzotta, 2007. 142 p.

6.

Raschèr Foundation. The Intonarumori Reborn: Technical Reconstruction Report. Basel: Raschèr, 2012. 34 p.

7.

The Art Institute of Chicago. Futurist Sound Machines: Exhibition Notes. Chicago: AIC Research Dept., 2015. 18 p.

8.

Bernardini A. Luigi Russolo: macchine sonore e modernità // Musica/Realtà, № 71, 2003. — С. 21–44.

9.

Battaglia G. Fotografie originali degli Intonarumori, 1913–1916 // Archivio Storico di Milano. Milano: Comune di Milano, 1988.

10.

Brown K. Luigi Russolo and the Aesthetics of Noise // Leonardo, Vol. 14, No. 1, 1981. — P. 30–35

Инструменты шума: акустическая революция Луиджи Руссоло
5
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more