
Концепция
1874 год. Стремительно меняющийся, заполняющийся машинами Париж. Критик Луи Леруа посетил выставку на Бульваре капуцинок и окрестил тех, чьи работы там были представлены, импрессионистами. 30 лет спустя на том же бульваре Капуцинок «в одном из залов „Гранд кафе“ братья Люмьер провели первый киносеанс»[1], представив ошеломленной публике короткометражные фильмы, снятые с помощью синематографа — нового слова в зарождающейся индустрии, позволяющего «проецировать изображение на экран»[2]. Художники-импрессионисты и первые кинорежиссеры творили примерно в одно время — конец 19 — самое начало 20 века (с небольшим опережением первых). Они смотрели на один и тот же — неустойчивый, движущийся куда-то вперед — мир, видели одни и те же сюжеты. возможно, именно этот мятежный дух изменений, понимание, что старые методы, принципы, воззрения нуждаются в обновлении, подтолкнули и тех, и других на эксперименты.
Что общего может быть у картин импрессионистов и раннего кино? В этой работе я попытаюсь сравнить полотна первых и самые первые киноопыты (ок. 1895-1905), концентрируясь на их общих чертах. Гипотеза исследования заключается в том, что художники и режиссеры обращались к сходным сюжетам, мотивам, использовали похожие выразительные средства, добивались сравнимых эффектов, а главное — фиксировали мимолетные впечатления.
Мне захотелось отойти от традиционного взгляда на импрессионизм в кино — французских фильмов 20-х годов — и обратиться к самому первому опыту, что предшествовал киноавангарду, что зачастую обделяется вниманием, кажется примитивным. Эти работы можно воспринимать иначе — документирующие реальность, они все же не лишены художественности. И, хотя до изобретения Луи Деллюком принципа фотогении, легшего в основу киноимпрессионизма, еще более 20 лет и едва ли братья Люмьер стремились передавать внутреннее состояние своих героев, они, думаю, не могли не обращать хоть немного внимания на выразительность объектов в кадре. Деллюк считал, что «красота должна выявляться фотографией, а не воссоздаваться заново», для него «абсурдно то, что картинка, которую мы видим своими глазами в реальности — туманная, нечеткая — совершенно не соответствует тому, что мы наблюдаем на экранах — идеально выстроенные сцены»[3]. Первым киноопытам как раз свойственна «естественная выразительность»: естественная среда, естественный свет, естественные «актеры» — герои, которые как бы «играют самих себя», поэтому убедительны в своей случайности, непосредственности, бессознательном отражении внутреннего через внешнее[4]. Рассматриваемые фильмы отражают не только выразительность природы, но и «прогресса» — Луи Деллюк так же замечает, что «локомотив, океанский пароход, аэроплан, железная дорога — точно так же, по самому характеру своей структуры, фотогеничны»[5].
Исследование разделено на 2 большие главы, каждая из которорых имеет несколько подпунктов. В основе принципа рубрикации лежит выделение признаков сравнения, общих черт, от более очевидных до более интересных, глубоких:
I. Сюжеты, образы, мотивы
II. Приемы, эффекты, впечатления
Основными источниками являются непосредственно сами фильмы (в подавляющем большинстве — труды Луи и Огюста Люмьеров, как одних из наиболее плодовитых и известных творцов) и картины, а также статьи и книги про импрессионистов, жизнь и творчество самих режиссеров. Отдельного внимания заслуживает документальный фильм Тьерри Фремо «Люмьеры!» 2016 года, показывающий восстановленные версии некоторых кинолент знаменитых братьев.
I. Сюжеты, образы, мотивы
Первые режиссеры и художники-импрессионисты — дети одной эпохи. Благодаря их интересу к повседневности мы можем окунуться в атмосферу их мира, увидеть, как жили разные слои населения более века назад.
Можно найти множество сюжетов городских улиц, вокзалов, рынков, изображенных крупными планами.


«Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», бр. Люмьер, 1895 // «Прибытие нормандского поезда, вокзал Сен-Лазар», Клод Моне, 1877
Интересно, что и художники, и режиссеры нередко повторяли свои работы, изменяя детали, но сохраняя главное. Это относится, например, к представленным сюжетам с поездом. Можно сказать, что Луи и Огюст Люмьеры вместе с изобретением кино изобрели и ремейки [6].
«Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», бр. Люмьер, 1895
«Вокзал Сен-Лазар», Клод Моне, 1877 // «Прибытие поезда на вокзал Перраш в Лионе», бр. Люмьер, 1896
1. «Ярмарка в Лютомере», Карл Гроссман, 1905 // «Ярмарка в Дьеппе. Солнечное утро», Камиль Писсарро, 1901. 2. «Лион, площадь Белькур», бр. Люмьер, 1895 // «Оперный проезд», Камиль Писсарро, 1898
«Марсель, Ла-Канебьер», бр. Люмьер, 1896
1. «Гаврская площадь в Париже», Писсарро, 1893. 2. «Общий вид Руана с берега Святой Екатерины», Моне, 1892. 3. «Оперный проезд под дождем», Писсарро, 1898. 4. «Париж, набережная Малаке», Ренуар, 1875
1. «Площадь Корделье в Лионе», бр. Люмьер, 1895 // «Улица в Марли», Альфред Сислей, 1876. 2. «Площадь Понт», бр. Люмьер, 1897 // «Повозка», Альфред Сислей, конец 19 века
Не только дыхание города, но и люди. Их образ жизни, быт, внешний вид. Хотя Люмьеры и их «коллеги по ремеслу» еще не вполне использовали крупные планы, чтобы сфокусироваться на взгляде или улыбке, но даже случайно попавший в кадр прохожий становится частью портрета эпохи. И художники, и режиссеры задокументировали мгновения как из жизни посещающих театры, кабаре и кафе почтенных господ и дам, так и из суровой повседневности простого люда.
«Как едят бедные в Париже», режиссер неизвестен, 1910 // 21. «Прачка», Камиль Писсарро, 1880. 2. «Портрет Поли, рыбак из Бель-Иль-ан-Мер, Клод Моне, 1886.
«Снос стены», бр. Люмьер, 1895


1. «Рынок в Понтуазе», Камиль Писсарро, 1895. 2. «Уличный мальчишка», Эдуард Мане, 1862
«Как едят бедные в Париже», режиссер неизвестен, 1910 // 1. «Мясник», Камиль Писсарро, 1883. 2. «Две крестьянки», Камиль Писсарро, конец 19 века
Распространены «сцены за столом», показывающие, что кафе, кабаки, рестораны — в первую очередь места притяжения светского общества.


«Игра в карты», бр. Люмьер, 1896 // «На концерте в кафе», Эдуард Мане, 1879
«Бал в Мулен де ла Галетт», Пьер Огюст Ренуар, 1876
«Партия в триктрак», бр. Люмьер, 1895 // 1. «В кафе», Эдуард Мане, 1880. 2. «Две женщины, пьющие пиво», Эдуард Мане, 1878
1. «Новая шляпа для мадам», Вигго Ларсен, 1906 // «Завтрак гребцов», Пьер Огюст Ренуар, 1881. 2. «Новая шляпа для мадам», Вигго Ларсен, 1906 // «Дамский магазин», Эдгар Дега, 1885
В качестве предмета изображения часто избирается толпа — будь то рабочие перед входом на фабрику или нарядные месье и мадам на прогулке.
Пьер Огюст Ренуар. 1. «Зонтики», 1896. 2. «Девушки в чёрном», 1882
1. 20 000 сотрудников поступают на завод Лорда Армстронга в Элсвике, Ньюкасл-апон-Тайн», режиссер неизвестен, 1900. 2. «Выход рабочих с фабрики», бр. Люмьер, 1895
Думаю, особое удовольствие доставляло представителям импрессионизма и раннего кино воспроизводить в своих работах того, кто всегда был рядом — близких и друзей, в особенности детей. Непоседливые, забавные, искренние, живые, выразительные в своей естественности, малыши идеально подходят для быстрого импрессионистического рисования, пробуждения у зрителя нужного чувства и для интересности, некоторой непредсказуемости съемки в кино, которое, подобно ребенку, только родилось и начинает искать свой путь.
1. «Граф Лепик и его дочери», Эдгар Дега, 1871. 2. «Камилла Моне с ребенком», Клод Моне, 1875
1. «Ловля золотых рыбок», бр. Люмьер, 1895. 2. «Детская ссора», бр. Люмьер, 1896 // «Ребенок с бисквитом», Ренуар, 1899
«Завтрак младенца», бр. Люмьер, 1895 // «Наброски маленькой девочки», Берта Моризо, 1882
«Маленькие брат и сестра», бр. Люмьер, 1897
Художники-«впечатленцы» предпочитали работать на пленэре: вооружась холстами, красками, кистями, они покидали пределы душных мастерских, стремясь запечатлеть игру света на листьях, рефлексы на водной глади, оттенки неба, постоянно меняющиеся в течение дня. Режиссеры конца 19 века также чаще всего работали на открытом воздухе, находя для синематографа самые неожиданные места: естественный свет помогает добиться выразительной картинки и избавляет от лишних технических сложностей. Однако можно прийти к выводу, что, по мнению первых деятелей кино, природа сама по себе чересчур статична; зачастую на первый план выводится действие, небольшое событие, зрелищное, вызывающее интерес, а природа становится фоном/значимым, но не единственным элементом. При этом и создатели, и зрители не перестают ей восхищаться. Так, в фильме Люмьеров «Кормление младенца» внимание публики захватили в первую очередь не персонажи, а движение листьев на ветру.


Члены семьи в саду, среди пышных кустов и цветов — распространенный мотив.
Наиболее часто на холсте и на экране появляется лето (творцов можно понять: работать на открытом воздухе в теплую погоду гораздо легче и приятнее), и все-таки сверкающую от холодного солнца снежную гладь не оставили без внимания ни художники, ни режиссеры.
II. Приемы, эффекты, впечатления
Пожалуй, один из самых важных признаков импрессионизма в живописи — естественный свет, помогающий передавать атмосферу полотен: хмурую серость осеннего дня, розовый закат или — чаще всего — разлитое в воздухе солнце. Первые режиссеры, как уже было сказано ранее, тоже использовали естественное освещение. Конечно, этому способствовала в большей степени ограниченность современных технологий, но операторы, например, братьев Люмьер, уделяли внимание тому, как падают свет и тени на объекты в кадре.
«Девочка и ее кошка», бр. Люмьер, 1900
Кинокартина «Девочка и ее кошка», на которой запечатлена прекрасная в детской непосредственности юная племянница Люмьеров, кормящая домашнего питомца, будто написана рукой Ренуара или Моризо. Полуденное солнце играет тенями на лице девочки, соломенной шляпе, складках одежды, кошачьей шерсти, подчеркивая текстуры.
1. «Молодая женщина, читающая книгу», Пьер Огюст Ренуар, 1876. 2. «Девочка с птичкой», Берта Моризо, 1891. 3. «Портрет Ирен Каэн д’Анверс», Пьер Огюст Ренуар, 1880


1. «Политый поливальщик», бр. Люмьер, 1895. 2. «Няня и солдат», бр. Люмьер, 1897
1. «Жанна в саду», Камиль Писаррро, 1872
Так, рассматривая очень многие живописные и киноработы, в независимости от характера изображаемой сцены, мы можем любоваться непредсказуемой игрой несменяемого героя — света, создаваемого естественным источником — и тени, ложащихся на листья деревьев, мостовые, дома или лица людей.
1. «Кормление кошки», бр. Люмьер, 1896. 2. Проезд по Парижу, бр. Люмьер, конец 19 века. 3. «Мальчик и кошка», бр. Люмьер, 1896
Что может лучше передать мимолетное впечатление, чем вечно меняющаяся, живущая по своим законам, отражающая все вокруг, ловящая рефлексы, играющая с лучами света водная гладь? С визуальной эффектностью воды согласны не только импрессионисты, но и пионеры кинематографа.






«Купание в море», бр. Люмьер, 1895
Люмьеровский фильм «Купание в море» поистине завораживает и заставляет пересматривать себя снова и снова, открывать все новые детали. Кто-то увидит фигуры детей, каждого со своим характером, кто-то — «цикл купания», кольцо повторяющихся действий, а кто-то — бесконечное море, неторопливое и величавое, в отличие от маленьких мельтяшащих фигурок.


«Аквариум с золотыми рыбками», бр. Люмьер, 1895
Рефлексы на стеклянной поверхности, толща воды и свет, преломляющийся и пробивающийся через нее, отражения — этот полуабстрактный фильм про рыбок действительно импрессионистичен! Можно без сомнений заключить, что создатель опирается не на нарратив, а на визуальность.
Говоря про искусство импрессионистов, нам сразу вспоминаются нежные, тающие, как сладкая вата, растворяющиеся в тумане полотна Моне: Руанский собор, мосты, стога… Любопытно, что изобретатели синематографа любили запечатлевать пар, дым и подобные газообразные субстанции. Часто рожденные дыханием машин, они могут создавать не такую романтическую атмосферу, но напоминают работы современных режиссерам художников, таких же экспериментаторов, визуально. Возможно, пар от появившегося недавно паровоза попал в кадр ненамеренно, но приблизить фильм к произведению искусства ему удалось.
Дымка на холсте или на экране, кажется, усиливает хрупкость момента.
«Пожар на Биби-Эйбате», братья Люмьер, 1897
Один из способов передать мимолетность — изобразить движение. Можно «заморозить» мгновение, показывая интересующий объект «на полуслове», подчеркивая тем самым незавершенность этого движения. Кроме того, созданию эффекта динамичности способствует и манера письма: широкие, смелые мазки, размашистые штрихи, придающие живость, эскизность и характерные для импрессионистов.
Первые режиссеры стремятся поймать движение — не просто выход из статики, но обладающее художественностью, цепляющее взгляд. Получается парадокс — демонстрируя движение инструментами живописи или кино, творцы передают динамику и одновременно навсегда «останавливают время», тот самый пойманный момент, будь то выступление оперной дивы, первые шаги ребенка или прибытие судна.


Особой свободой мазка, экспрессивностью отличаются картины Берты Моризо. Похожий эффект возникает, когда, например, подошедший близко к синематографу зевака начинает двигаться: камера не успевает поймать изменения его положения и изображение размазывается. Это не портит ленту, а лишь добавляет ей очарования, «фотогеничности».
«Прыжки в мешках», бр. Люмьер, 1896 // 1. «Женская и мужская головы», Эдгар Дега, 1880. 2. «Два любителя искусств», Эдгар Дега, 1880
Берта Моризо. 1. «Эжен Мане с дочерью в саду», 1883. 2. «Женщины и маленькие девочки в естественной обстановке», 1888. 3. «Гавань в порту Фекам», 1874. 4. «Дети у корыта», 1886.
Еще одна причина внимания к движению — любование пластикой. Эдгар Дега знаменит изображениями танцовщиц в многообразных, но неизменно изящных позах, а также жокеев с лошадьми, которых трудно застать стоящими неподвижно. И братья Люмьер снимают подобные сюжеты, а также полные энергии гонки, игры в петанк, бадминтон, футбол, снежки, прыжки в мешках…


«Акробаты Кремо», бр. Люмьер, 1899(?) // «В цирке Фернандо», Эдгар Дега, 1879
1. «Три танцовщицы», Эдгар Дега», 1878
«Балерина», бр. Люмьер, 1897
1. «Уроки бокса», бр. Люмьер, 1898. 2. «Прыжок в одеяло», бр. Люмьер, 1896. 3. «Прыжки в мешках», бр. Люмьер, 1896. 4. «Акробаты Кремо», бр. Люмьер, 1899(?)
1. «Вольтижировка», бр. Люмьер, 1895 // «Жокей на вздыбившейся лошади», Эдгар Дега, 1881-1885. 2. «Сцепка грузовика», бр. Люмьер, 1897 // «Перед скачками», Эдгар Дега, 1895(?)
В первые годы 20 века режиссеры не только фиксируют перемещение объектов в кадре, но начинают экспериментировать с движением камеры с помощью проездов, или «панорам». Изобретательность операторов братьев Люмьер не знает границ: синематограф побывал на движущихся машинах, лодках, шлюпках, лифте Эйфелевой башни и даже поднимающемся воздушном шаре.
1. Панорама Лиона, бр. Люмьер, конец 19 века. 2. «Площадь Понт», бр. Люмьер, 1897. 3. «Панорама берегов Сены», бр. Люмьер, 1896
Выводы
В ходе исследования действительно получилось найти общее в работах импрессионистов и пионеров кино и подтвердить гипотезу: художники интересовались сходными сюжетами из окружающей их действительности, такими, как пейзажи, особенно индустриальные, жизнь незнакомцев и родных и близких, использовали похожие приемы, например, выразительный свет, дымку, «эффект» воды, так или иначе передавая мимолетные впечатления.
Думаю, мне удалось показать, что первые киноопыты не заслуживают снисходительного, если не пренебрежительного, отношения. В ранних фильмах, особенно авторства Люмьеров, документальность удивительным образом переплетается с художественностью, нарратив с визуальностью. Операторы снимали то, что видели, но почти всегда им удавалось найти ту самую единственно верную точку для съемки, помогающую создать выверенную «художественную» композицию. Им везло на случайности: ненамеренно попадавшие в кадр детали лишь обогащали фильмы, делая их «особенными».
К сожалению, ленты того времени доходят до нас зачастую в плачевном состоянии. Однако (это прозвучит наивно), даже плохо сохранившаяся запись, помехи, пятна цвета и света вместо четкого изображения только усиливают впечатление. Ведь и импрессионисты заменяли четкие контуры цветовыми пятнами и мазками, что делало изображение более живым и динамичным.
Итак, режиссеры только начали нащупывать свой язык, еще не разработали его и, возможно, сознательно или бессознательно, перенимали у художников. Однако у каждого медиума свои особенности — кинематограф будет продолжать исследовать себя. Можно сказать, что первые фильмы стали «визуальным мостом» между живописным импрессионизмом и кинематографическим, указав на саму суть кино как искусства «пойманного мгновения». Кажется, киноавангардисты с их желанием «уйти от постановочности» в какой-то степени не изобретают новые методы, а возвращаются к люмьеровским опытам.
Фильмография братьев Люмьер // Сайт ru.wikipedia.org. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фильмография_братьев_Люмьер (дата обращения: 20.11.2025)
Фильмография братьев Люмьер // Сайт ru.wikipedia.org. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фильмография_братьев_Люмьер (дата обращения: 20.11.2025)
HSE Design Exams 2025 // Сайт exams2025.hsedesign.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://exams2025.hsedesign.ru/project/f9ad41cd58d74e6bbedb51b260522511 (дата обращения: 20.11.2025)
HSE Design Exams 2025 // Сайт exams2025.hsedesign.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://exams2025.hsedesign.ru/project/f9ad41cd58d74e6bbedb51b260522511 (дата обращения: 20.11.2025)
Деллюк Л. Фотогения / Луи Деллюк. — Москва: Новые Вехи, 1924. — 165 c.
Сообщество «ИСКУССТВО | HSE ADC» // Сайт vk.com. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/video-179574606_456240277 (дата обращения: 20.11.2025)
Сообщество «ART HSE» // Сайт vk.com. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/video-52526415_456239650 (дата обращения: 20.11.2025)
Фильмография братьев Люмьер // Сайт ru.wikipedia.org. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фильмография_братьев_Люмьер (дата обращения: 20.11.2025)
Yandex Disk // Сайт disk.yandex.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://disk.yandex.ru/d/gk_XZyxOvSszBQ (дата обращения: 20.11.2025)
Yandex Disk // Сайт disk.yandex.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://disk.yandex.ru/d/40ggZbCxZt6o_w (дата обращения: 20.11.2025)
Школа дизайны НИУ ВШЭ // Сайт design.hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://design.hse.ru/news/2235 (дата обращения: 20.11.2025)
Владимирова Е. (сост.) Импрессионизм // Сайт psv4.userapi.com. [Электронный ресурс]. URL: https://psv4.userapi.com/s/v1/d/lTaVwc0BtuVkJ9Brp1jDXvWhubsrbmvJABqPOq9QljxfgrCEy9Qpcf8-7ShTnkgtwfWZYLSp4V-UpLObWzKffw8CLwmPUFNg32YRqnenqQbnCFsx/Vladimirova_E__sost__-_Impressionizm.pdf (дата обращения: 20.11.2025)
Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар: Прибытие поезда // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ed/The_Gare_Saint-Lazare%2C_Arrival_of_a_Train%2C_by_Claude_Monet%2C_1877%2C_oil_on_canvas_-Fogg_Art_Museum%2C_Harvard_University-DSC00694.jpg/2502px-The_Gare_Saint-Lazare%2C_Arrival_of_a_Train%2C_by_Claude_Monet%2C_1877%2C_oil_on_canvas-Fogg_Art_Museum%2C_Harvard_University-_DSC00694.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Клод Моне. Поезд в снегу (Локомотив) // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/ca/Claude_Monet%2C_1875%2C_Train_in_the_Snow%2C_oil_on_canvas%2C_59_%C3%97_78_cm%2C_Mus%C3%A9e_Marmottan_Monet.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/96/La_Gare_Saint-Lazare_-_Claude_Monet.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Пьер-Огюст Ренуар. Лягушатник // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/79/Auguste_Renoir_-La_Grenouill%C3%A8re-_Google_Art_Project.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Клод Моне. Пруд в Аржантёе // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/32/Claude_Monet_-_The_basin_at_Argenteuil.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Пьер-Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/40/Auguste_Renoir_-Dance_at_Le_Moulin_de_la_Galette-Mus%C3%A9e_d%27Orsay_RF_2739%28derivative_work_-AutoContrast_edit_in_LCH_space%29.jpg/1200px-Auguste_Renoir-Dance_at_Le_Moulin_de_la_Galette-Mus%C3%A9e_d%27Orsay_RF_2739%28derivative_work_-_AutoContrast_edit_in_LCH_space%29.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Пьер-Огюст Ренуар. Завтрак гребцов // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8d/Pierre-Auguste_Renoir_-Luncheon_of_the_Boating_Party-_Google_Art_Project.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Пьер-Огюст Ренуар. Зонтики // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/eb/Pierre-Auguste_Renoir%2C_The_Umbrellas%2C_ca._1881-86.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Клод Моне. Алиса Ошеде в саду // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ec/Alice_Hosched%C3%A9_au_jardin_%281881%29_Claude_Monet_%28W_680%29.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Берта Моризо. Гавань в Лорьяне // [Электронный ресурс]. URL: https://api.nga.gov/iiif/bf6c7c73-82e8-4ef7-8ac8-71920c8eb2b9/full/! 800,800/0/default.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдгар Дега. Танцовщица в зеленом // [Электронный ресурс]. URL: https://uploads4.wikiart.org/images/edgar-degas/the-green-dancer-1879.jpg!Large.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдгар Дега. Танцовщицы у станка // [Электронный ресурс]. URL: https://www.phillipscollection.org/sites/default/files/styles/full_bleed_callout/public/media/degas-02-dancers-at-barre-pastel.jpg?itok=yS-XyB85 (дата обращения: 20.11.2025)
Эдгар Дега. Урок танцев // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b7/Edgar_Degas_The_Dance_Class.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер» // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b1/%22Un_Bar_aux_Folies-Berg%C3%A8re%22_by_%C3%89douard_Manet_%281882%29.jpg/1200px-%22Un_Bar_aux_Folies-Berg%C3%A8re%22_by_%C3%89douard_Manet_%281882%29.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдуард Мане. Берега Сены в Аржантёе // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/df/Banks_of_the_Seine_at_Argenteuil_Edouard_Manet_1874.jpg/2560px-Banks_of_the_Seine_at_Argenteuil_Edouard_Manet_1874.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Альфред Сислей. Берега Луэна у Сен-Мамме // [Электронный ресурс]. URL: https://www.artchive.com/wp-content/uploads/2024/08/Banks-of-the-Loing-Saint-Mammes-Alfred-Sisley-1885-.jpg (дата обращения: 20.11.2025)Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр зимним утром // Сайт metmuseum.org. [Электронный ресурс]. URL: https://collectionapi.metmuseum.org/api/collection/v1/iiif/437310/2035868/main-image (дата обращения: 20.11.2025)
Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр в день праздника Марди Гра // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/40/Boulevard_Montmartre-Mardi_Gras%28frameless%29.jpg/960px-Boulevard_Montmartre-Mardi_Gras%28frameless%29.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр. Весеннее утро // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/ff/Camille_Pissarro_-Boulevard_Montmartre%2C_Spring-Google_Art_Project.jpg/960px-Camille_Pissarro-Boulevard_Montmartre%2C_Spring-_Google_Art_Project.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр. Утро, облачная погода // [Электронный ресурс]. URL: https://content.ngv.vic.gov.au/retrieve.php?size=1280&type=image&vernonID=4259 (дата обращения: 20.11.2025)
Альфред Сислей. Бульвар Элен в Марли // [Электронный ресурс]. URL: https://api.nga.gov/iiif/0408957a-17a2-49d8-96dd-f3ee2acb77b3/full/! 800,800/0/default.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Берта Моризо. В Англии (Эжен Мане на острове Уайт) // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cd/Berthe_Morisot_-Eug%C3%A8ne_Manet%C3%A0_l%27%C3%AEle_de_Wight.jpg/960px-Berthe_Morisot_-Eug%C3%A8ne_Manet%C3%A0_l%27%C3%AEle_de_Wight.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдуард Мане. В кафе // [Электронный ресурс]. URL: https://mdl.artvee.com/sftb/207219fg.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдуард Мане. В лодке // [Электронный ресурс]. URL: https://cdn.gallerix.asia/sr/_EX/1219884685/121392.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Берта Моризо. В саду // [Электронный ресурс]. URL: https://www.artchive.com/wp-content/uploads/2023/04/In-the-Garden-at-Maurecourt-Morisot-Berthe-c.-1884-2-1.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдгар Дега. В цирке Фернандо // [Электронный ресурс]. URL: https://img.wikioo.org/ADC/art.nsf/get_large_image_wikioo?Open&ra=5ZKC8J (дата обращения: 20.11.2025)
Альфред Сислей. Вид канала Сен-Мартен // [Электронный ресурс]. URL: https://artsdot.com/ADC/Art-ImgScreen-4.nsf/O/A-8XXMY3/$FILE/Alfred_sisley-view_of_the_canal_saint_martin.Jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Берта Моризо. Вид Парижа с холма Трокадеро // [Электронный ресурс]. URL: https://uploads3.wikiart.org/images/berthe-morisot/view-on-paris-sun.jpg!Large.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Камиль Писсарро. Вид Руана (эскиз) // [Электронный ресурс]. URL: https://uploads1.wikiart.org/images/camille-pissarro/view-of-rouen.jpg!Large.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Берта Моризо. Вилла с апельсиновыми деревьями, Ницца // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/62/Morisot_-villa-with-orange-trees-nice.jpg/713px-Morisot-_villa-with-orange-trees-nice.jpg?20200322020834 (дата обращения: 20.11.2025)
Берта Моризо. Вишневое дерево // [Электронный ресурс]. URL: https://www.artchive.com/wp-content/uploads/2024/05/The-Cherry-Tree-study-Berthe-Morisot-1891-.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдуард Мане. Воздушный шар (эскиз) // [Электронный ресурс]. URL: https://api.nga.gov/iiif/cdb617a2-b057-4623-b025-bd509c7f5b24/full/! 800,800/0/default.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Камиль Писсарро. Восходящий путь в Осни // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9b/Pissarro_-_Landscape_at_Osny%2C_c._1883.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Берта Моризо. Гавань в Порту Фекан // [Электронный ресурс]. URL: https://uploads5.wikiart.org/images/berthe-morisot/harbor-in-the-port-of-fecamp.jpg!Large.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Камиль Писсарро. Гаврская площадь в Париже // [Электронный ресурс]. URL: https://www.artchive.com/wp-content/uploads/2024/04/Place-du-Havre-Paris-Camille-Pissarro-1893-.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдгар Дега. Гладильщица, стоящая против света // [Электронный ресурс]. URL: https://arthive.com/res/media/img/oy1200/work/272/223871@2x.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдгар Дега. Гладильщицы // [Электронный ресурс]. URL: https://img.kingandmcgaw.com/imagecache/3/5/si-354500.jpg_maxdim-1000_resize-yes.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/21/Edgar_Germain_Hilaire_Degas_076.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Камиль Писсарро. Горничная в маленьком селе (Сельская горничная) // [Электронный ресурс]. URL: https://www.nationalgallery.org.uk/media/knkly0nd/l-0723-00-000005-web-hd.jpg?rxy=0.43171806167400884,0.32181818181818184&width=1280&height=960&v=1dbcbd2269792c0 (дата обращения: 20.11.2025)
Эдгар Дега. Граф Лепик с дочерьми // [Электронный ресурс]. URL: https://s3-eu-west-1.amazonaws.com/s3-euw1-ap-pe-ws4-cws-documents.ri-prod/19thcenturyart/img/artwork/viscount-lepic-and-his-daughters-crossing-place-de-la-concorde/fig_12.4_degas.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Берта Моризо. Гребля на озере // [Электронный ресурс]. URL: https://arthive.com/res/media/img/orig/work/f6a/223283.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Клод Моне. Дама в саду Сент-Адресс // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0e/Claude_Monet_022.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдгар Дега. Два любителя искусств (эскиз) // [Электронный ресурс]. URL: https://www.artic.edu/iiif/2/5fa6b7cc-8880-9c32-dae0-2d0e1e722354/full/843,/0/default.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Клод Моне. Два рыбака (эскиз) // [Электронный ресурс]. URL: https://arthive.com/res/media/img/ox800/work/80f/300084.jpeg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдгар Дега. Две балерины на сцене // [Электронный ресурс]. URL: https://historicimages.com/cdn/shop/products/RSE00829_1200x.jpeg?v=1497363191 (дата обращения: 20.11.2025)
Эдуард Мане. Две женщины, пьющие пиво // [Электронный ресурс]. URL: https://arthive.com/res/media/img/oy1000/work/08b/288596@2x.jpeg (дата обращения: 20.11.2025)
Камиль Писсарро. Две крестьянки (эскиз) // [Электронный ресурс]. URL: https://s3.amazonaws.com/media.harvardartmuseums.org/production/uploaded_files/tour_builder/urn-3HUAMDDC111690_dynmc.jpg?height=675 (дата обращения: 20.11.2025)
Эдгар Дега. Две модистки // [Электронный ресурс]. URL: https://art.nelson-atkins.org/internal/media/dispatcher/26405/full (дата обращения: 20.11.2025)
Клод Моне. Дворец дожей // [Электронный ресурс]. URL: https://c.files.bbci.co.uk/AEAC/production/_108261744_monet_2048.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Берта Моризо. Девочка в лодке, с гусями // [Электронный ресурс]. URL: https://api.nga.gov/iiif/5568ca30-4751-4861-b31a-9515a6114398/full/! 800,800/0/default.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Пьер-Огюст Ренуар. Девочка с зонтиком (Алин Нюнс) // [Электронный ресурс]. URL: https://c8.alamy.com/comp/2RD229F/pierre-auguste-renoir-girl-with-a-parasol-also-known-as-aline-nunes-1883-2RD229F.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Берта Моризо. Девушка с кошкой // [Электронный ресурс]. URL: https://arthive.com/res/media/img/oy1000/work/1ed/2002244@2x.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Берта Моризо. Девушка с птичкой // [Электронный ресурс]. URL: https://uploads8.wikiart.org/images/berthe-morisot/young-girl-with-a-bird.jpg!Large.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Пьер-Огюст Ренуар. Девушки в черном // [Электронный ресурс]. URL: https://www.artchive.com/wp-content/uploads/2024/05/two-girls-in-black-pierre-auguste-renoir-1881.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Берта Моризо. Гавань в Лорьяне // [Электронный ресурс]. URL: https://api.nga.gov/iiif/bf6c7c73-82e8-4ef7-8ac8-71920c8eb2b9/full/full/0/default.jpg?attachment_filename=the_harbor_at_lorient_1970.17.48.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдгар Дега. Танцовщица в зеленом // [Электронный ресурс]. URL: https://noma.org/wp-content/uploads/1970/01/74-282.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр в день праздника Марди Гра // [Электронный ресурс]. URL: https://uploads6.wikiart.org/images/camille-pissarro/boulevard-montmartre-mardi-gras-1897.jpg!Large.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр. Утро, облачная погода // [Электронный ресурс]. URL: https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcR_IFL-G-2kYuTXk-rgI4DM7JzYg-5u_Q47Xw&s (дата обращения: 20.11.2025)
Берта Моризо. В Англии (Эжен Мане на острове Уайт) // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cd/Berthe_Morisot_-Eug%C3%A8ne_Manet%C3%A0_l%27%C3%AEle_de_Wight.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдуард Мане. В лодке // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/36/Boating_-_%C3%89douard_Manet.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдгар Дега. В цирке Фернандо // [Электронный ресурс]. URL: https://img.wikioo.org/ADC/Art.nsf/O/5ZKC8J/$File/Edgar-Degas-Mlle-La-La-at-the-Circus-Fernando-S.JPG (дата обращения: 20.11.2025)
Альфред Сислей. Вид канала Сен-Мартен // [Электронный ресурс]. URL: https://d3k8cp7ga1ip8x.cloudfront.net/media/meural/8/r6tto9hppe11ao4.thumb.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Клод Моне. Водяные лилии в цвету // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9e/WLA_metmuseum_Water_Lilies_by_Claude_Monet.jpg/1200px-WLA_metmuseum_Water_Lilies_by_Claude_Monet.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Камиль Писсарро. Дети на дворе усадьбы // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c0/Kinder_auf_einem_Bauernhof_%281887%29_-Camille_Pissarro.jpg/1200px-Kinder_auf_einem_Bauernhof%281887%29_-_Camille_Pissarro.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Клод Моне. Докеры с углём // [Электронный ресурс]. URL: https://lh3.googleusercontent.com/ci/AL18g_QUvmmmn6rdWjyH0tmyTocvRRg8bPVtcn1VHTXKLz1ArBWXhjiNDH0kApjIHAM7dmZqG6BNQ_A (дата обращения: 20.11.2025)
Эдуард Мане. Дом в Рюйе // [Электронный ресурс]. URL: https://uploads8.wikiart.org/images/edouard-manet/the-house-at-rueil-1882.jpg!Large.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Клод Моне. Европейский мост, вокзал Сен-Лазар // [Электронный ресурс]. URL: https://uploads7.wikiart.org/images/claude-monet/the-railway-bridge-at-argenteuil.jpg!Large.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Клод Моне. Жан Моне на лошадке // [Электронный ресурс]. URL: https://www.meisterdrucke.uk/kunstwerke/1260px/Claude%20Monet%20-%20Jean%20Monet%20on%20his%20Hobby%20Horse%20-%20%28MeisterDrucke-22412%29.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Камиль Писсарро. Жанна держит веер // [Электронный ресурс]. URL: https://uploads8.wikiart.org/images/camille-pissarro/jeanne-holding-a-fan.jpg!Large.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Берта Моризо. Женщина с ребенком на балконе // [Электронный ресурс]. URL: https://www.artchive.com/wp-content/uploads/2024/05/Woman-and-child-on-the-balcony-Berthe-Morisot-1872-.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдгар Дега. Женщина, гладящая одежду (Прачка. Силуэт) // [Электронный ресурс]. URL: https://uploads7.wikiart.org/images/edgar-degas/woman-ironing-1.jpg!Large.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Берта Моризо. Женщины и маленькие девочки на фоне природы // [Электронный ресурс]. URL: https://www.artchive.com/wp-content/uploads/2024/04/Young-Woman-and-Child-on-an-Isle-Berthe-Morisot-1883-.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдгар Дега. Жокеи (Скаковые лошади перед трибунами) // [Электронный ресурс]. URL: https://www.artchive.com/wp-content/uploads/2024/03/race-horses-at-longchamp-edgar-degas-1871-1874.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Берта Моризо. Жюли Мане с няней // [Электронный ресурс]. URL: https://scx1.b-cdn.net/csz/news/800a/2022/three-impressionist-pa-2.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Клод Моне. Здание парламента на закате // [Электронный ресурс]. URL: https://api.nga.gov/iiif/9eae6258-ec1c-442f-b353-a89cff510113/full/full/0/default.jpg?attachment_filename=the_houses_of_parliament_sunset_1963.10.48.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Клод Моне. Камилла Моне с ребенком // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f7/Monet_-_Camille_Monet_and_a_Child_in_the_Artist%27s_Garden_in_Argenteuil%2C_1875.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдуард Мане. Катание на коньках // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/39/Edouard_Manet_-Skating-1951.50-Fogg_Museum.jpg/250px-Edouard_Manet-Skating-1951.50-_Fogg_Museum.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Камиль Писсарро. Крестьянка греется // [Электронный ресурс]. URL: https://uploads4.wikiart.org/images/camille-pissarro/peasant-woman-warming-herself-1883.jpg!Large.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Альфред Сислей. Кузница в Марли-ле-Руа // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/53/Alfred_sisley%2C_la_fucina_a_marly-le-roi%2C_1875.JPG (дата обращения: 20.11.2025)
Берта Моризо. Лежащая пастушка // [Электронный ресурс]. URL: https://www.1st-art-gallery.com/media/catalog/product/cache/193ef6a9f006ae1b1bc12f2750137772/b/a/base_7990646.webp (дата обращения: 20.11.2025)
Камиль Писсарро. Лист 11 Мучения Жана. Из книги Социальная распущенность // [Электронный ресурс]. URL: https://c8.alamy.com/comp/PC5Y9E/16-camille-pissarro-turpitudes-sociales-jean-misre-PC5Y9E.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдгар Дега. Магазин дамских шляп // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8c/Edgar_Degas_-The_Millinery_Shop-_Google_Art_Project.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Клод Моне. Мост Ватерлоо // [Электронный ресурс]. URL: https://www.claude-monet.com/assets/img/paintings/waterloo-bridge.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдуард Мане. В кафе-концерте // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c8/Edouard_Manet_-At_the_Caf%C3%A9-_Google_Art_Project.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдгар Дега. Оркестр Оперы // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/34/Degas_l%27orchestre.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдуард Мане. Побег Рошфора // [Электронный ресурс]. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/69/Edouard_Manet_-Rochefort%27s_Escape-Google_Art_Project.jpg/250px-Edouard_Manet-Rochefort%27s_Escape-_Google_Art_Project.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдгар Дега. Подстригание волос // [Электронный ресурс]. URL: https://cdn11.bigcommerce.com/s-r3utmtjwwz/images/stencil/1280x1280/products/58754/260399/woman-combing-her-hair_edgar-degas_edgar-degas__03733__32090.1624992310.jpg?c=2 (дата обращения: 20.11.2025)
Клод Моне. Портрет Жана Моне // [Электронный ресурс]. URL: https://uploads6.wikiart.org/images/claude-monet/portrait-of-jean-monet.jpg!Large.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Клод Моне. Портрет Поли, рыбак из Бель-Иль-ан-Мер // [Электронный ресурс]. URL: https://render.fineartamerica.com/images/rendered/default/wood-print/7.5/10/break/images/artworkimages/medium/2/poly-fisherman-at-belle-ile-1886-claude-monet.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Камиль Писсарро. Рынок в Понтуазе // [Электронный ресурс]. URL: https://uploads2.wikiart.org/images/camille-pissarro/market-at-pontoise-1895.jpg!Large.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Камиль Писсарро. Свинина. Мясник // [Электронный ресурс]. URL: https://www.artchive.com/wp-content/uploads/2024/04/The-Pork-Butcher-Camille-Pissarro-1883-.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Эдуард Мане. Уличный мальчишка // [Электронный ресурс]. URL: https://ms01.nasjonalmuseet.no/iip/?iiif=/tif/27157.tif/full/824,1036/0/default.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Камиль Писсарро. Феликс Писсарро // [Электронный ресурс]. URL: https://uploads1.wikiart.org/images/camille-pissarro/portrait-of-felix-pissarro-1881.jpg!Large.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Альфред Сислей. Церковь в Морэ после дождя // [Электронный ресурс]. URL: https://www.heatherjames.com/Art_Images/Large/alfred_sisley_l'eglise_de_moret, _le_soir_39199_detail1.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Клод Моне. Шторм, побережье в Бель-Иль // [Электронный ресурс]. URL: https://uploads2.wikiart.org/images/claude-monet/storm-at-belle-ile.jpg!Large.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Клод Моне. Эффект снега в Живерни // [Электронный ресурс]. URL: https://uploads8.wikiart.org/images/claude-monet/snow-effect-giverny-1893.jpg!Large.jpg (дата обращения: 20.11.2025)
Камиль Писсарро. Ярмарка в Дьеппе // [Электронный ресурс]. URL: https://www.artchive.com/wp-content/uploads/2024/04/The-Fair-in-Dieppe-Sunny-Morning-Camille-Pissarro-1901-.jpg (дата обращения: 20.11.2025)