Original size 2280x3200

Иллюзия американской мечты в голливудском кино периода Великой депрессии

PROTECT STATUS: not protected
11
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

В 1929-е годы американское кино отражало противоречивый дух времени. Когда миллионы людей теряли работу и жили в бедности, Голливуд показывал на экране совершенно иную реальность — мир, где царили успех, богатство и радость. Эти фильмы помогали зрителям забыть о трудностях и сохраняли веру в лучшее будущее.

В исследование вошли фильмы, постеры и кадры 1929-х годов, где особенно ярко проявляется тема иллюзии благополучия. Основное внимание уделено мюзиклам, романтическим драмам, комедиям и мелодрамам — жанрам, создававшим ощущение лёгкости и стабильности. При отборе материалов учитывались визуальные детали: свет, цвет, декорации и сюжетные приёмы, которые формировали на экране атмосферу уверенности и красоты, отсутствующую в реальной жизни.

Работа опирается на статьи о Голливуде 1929-х годов, исторические документы и исследования культуры Великой депрессии. Сопоставляя действительность и её экранное отражение, можно увидеть, как Голливуд одновременно создавал образ сильной, успешной Америки и скрывал за ним реальные социальные проблемы — неравенство, бедность и отчаяние.

Голивуд превращает идею «американской мечты» в символ надежды для людей, но реальные проблемы общества не освещаются в кино

В 1930-е годы голливудские студии создавали фильмы, где успех казался достижимым для каждого, кто трудится и верит в себя. Свет, музыка, масштабные декорации и неизменно счастливые финалы создавали образ жизни как череду побед. На экране герои преодолевали трудности, находили любовь и строили карьеру, воплощая идею, что упорство неизбежно вознаграждается.

Однако этот образ был далёк от действительности. Режиссёры редко показывали бедность, неравенство и безработицу. В мюзиклах и комедиях проблемы решались песней или шуткой, а сияющие небоскрёбы, блестящие интерьеры и улыбающиеся герои создавали иллюзию благополучия, которой в реальности не существовало.

Со временем этот контраст становился всё очевиднее. К концу десятилетия кино начало показывать и другую сторону успеха — усталость, одиночество и разочарование. Голливуд перестал быть лишь источником утешения и стал точнее отражать разрыв между мечтой и реальностью, напоминая, что за блеском «американской мечты» всегда скрывалась человеческая уязвимость.

Рубрикатор

1. Художественные приёмы, создающие иллюзию 2. Небоскрёбы как символ успеха 3. Жанры, создающие иллюзию благополучия 4. Танец как символ счастья 5. Разрушение иллюзии американской мечты

Художественные приёмы, создающие иллюзию

В начале 1930-х годов, на фоне экономического кризиса, Голливуд активно использовал свет, музыку, монтаж и масштабные декорации, чтобы создать на экране атмосферу стабильности. Кино должно было отвлечь зрителя от жестокой реальности и показать, что жизнь по-прежнему полна возможностей.

Даже рекламные постеры стали частью этой иллюзии. На плакатах актёры улыбались, города сияли, а тёплые золотистые и красные оттенки создавали чувство уюта и праздника.

«Золотоискательницы 1933 года» (Мервин Лерой, 1933)

«Золотоискатели 1933 года» (Gold Diggers of 1933), реж. Мервин Лерой

Original size 1484x834

«Певец джаза» (Алан Кросленд, 1927)

«Социолог и кинокритик Дуайт Макдональд считает, что экран того времени почти не отражает реальности, что Голливуд уводит сознание зрителя от проблем. Действительно, параллельно продолжает существовать обширный массив „развлекательного“ кино, которое представлено, в основном, „легкой комедией“, вестерном, музыкальным ревю. Эти кинопотоки берут на себя важную в тот момент компенсаторную (психотерапевтическую) функцию» [1]

«Мелодия Бродвея 1929 года» (Гарри Бомонт, 1929)

«Footlight Parade» (Парад огней рампы, 1933), реж. Ллойд Бэкон

Декорации в голливудских фильмах 1930-х годов играли ключевую роль в создании иллюзии благополучия. На экране появлялись роскошные интерьеры, огромные лестницы, сверкающие залы и идеально чистые улицы. Эти пространства создавали ощущение богатства и порядка, которого в реальной жизни не было.

«Топ-хет» (Top Hat, 1935)

«Гламурная дама» (Джордж Кьюкор, 1932)

«The Great Ziegfeld» (Великий Зигфелд, 1936), реж. Роберт З. Леонард

Небоскрёбы как символ успеха

В 1930-е годы США переживали тяжёлый экономический кризис, известный как Великая депрессия. Миллионы людей потеряли работу, сбережения и жильё. Несмотря на это, страна продолжала стремиться к символам силы и прогресса — строились небоскрёбы, рекламировались новые технологии, развивалась индустрия развлечений. Эти контрасты формировали особую атмосферу времени: внешне Америка выглядела амбициозной и современной, но в действительности жила в условиях безработицы, неравенства и страха перед будущим.

«Безопасность превыше всего!» (Фред Ньюмейер, 1923)

«Городские огни» (City Lights, 1931), реж. Чарли Чаплин

«Кинг Конг» (King Kong, 1933), реж. Мериан К. Купер, Эрнест Б. Шодсак

Небоскрёбы в кино 1930-х годов олицетворяли начало, рост и движение вперёд. Они стали символом новой эпохи, когда Америка стремилась восстановиться после кризиса. На фоне высоток часто разворачивались мелодрамы — истории о любви, успехе и надежде.

«Manhattan Melodrama» (Манхэттенская мелодрама, 1934), реж. У. С. Ван Дайк

Жанры, создающие иллюзию благополучия

Original size 1400x500

«You Can’t Take It With You» (Вам не унести с собой, 1938), реж. Фрэнк Капра

Популярные жанры — мюзиклы, романтические драмы и комедии — дарили зрителям ощущение лёгкости и стабильности. На экране все трудности решались любовью, удачей или шуткой, создавая иллюзию, что жизнь тоже обязательно наладится.

Original size 2048x1536

«Это случилось однажды ночью» (Фрэнк Капра, 1934)

Original size 1456x820

«Дама на день» (Фрэнк Капра, 1933)

На экране любовь побеждала трудности, соединяла богатых и бедных, давала ощущение, что добро всё же сильнее отчаяния. Эти фильмы помогали людям забыть о безработице, долгах и страхе за будущее — хотя бы на время сеанса в кино.

Original size 1327x747

«Mr. Deeds Goes to Town» (Мистер Дидс едет в город, 1936), реж. Фрэнк Капра

Танец как символ счастья

Original size 3840x2160

«Born to Dance» (Рождённые танцевать, 1936), реж. Рой Дель Рут

«Swing Time» (Время танцев, 1936), реж. Джордж Стивенс

В мюзиклах герои двигались легко и счастливо, словно не было ни бедности, ни проблем. Танец помогал зрителям на время забыть о трудностях и поверить, что жизнь может быть светлой и красивой.

«Dancing Lady» (Танцующая леди, 1933), реж. Роберт З. Леонард

Original size 1560x878

«Follow the Fleet» (Следуй за флотом, 1936), реж. Марк Сэндрич

«Shall We Dance» (Потанцуем? , 1937), реж. Марк Сэндрич

Разрушение иллюзии американской мечты

К концу 1930-х иллюзия американской мечты начинает исчезать. Кино всё чаще обращается к темам труда, неравенства. Режиссёры отказываются от глянца, выбирая реализм, и начинают говорить о цене успеха. Свет тускнеет, ритм замедляется, а герои больше не верят, что удача — это награда за труд.

«Новые времена» (Чарли Чаплин, 1936)

«Другие исследователи (Лоренс Левайн, Фрэнсис Макдоннелл) считают, что Голливуд на протяжении всех 1930-х отражал реальность. Аргументом в пользу этой точки зрения является объяснение продюсером Дэррилом Зануком мотивов, побудивших его взяться за знаменитую экранизацию одного из самых социально острых и актуальных произведений современной американской литературы „Гроздья гнева“ Джона Стейнбека, которую в 1940 году осуществил Джон Форд: „Когда наступают трудные времена, зритель хочет смотреть драмы, „тяжелые“ истории.» [1]

«Гроздья гнева» (Джон Форд, 1940)

Original size 1872x1350

«Our Daily Bread» / «Наш ежедневный хлеб» (1934, реж. Кинг Видор)

«The Crowd» (Толпа, 1928), реж. Кинг Видор

Голод стал символом времени — напоминанием о хрупкости «американской мечты» и цене, которую пришлось заплатить за иллюзию благополучия.

Original size 2560x1434

«Our Daily Bread» / «Наш ежедневный хлеб» (1934, реж. Кинг Видор)

Заключение

Голливуд 1930-х годов стал способом для людей пережить тяжёлое время. Пока страна страдала от безработицы и бедности, кино дарило зрителям мечту — красивую жизнь, любовь и успех. Эти фильмы помогали на время забыть о реальности и верить, что всё можно изменить. Но постепенно за блеском экранов начала проступать настоящая жизнь — усталость, разочарование и неравенство. Иллюзия благополучия стала казаться всё более хрупкой. Голливуд показал, что даже самая красивая мечта может скрывать боль, но именно она помогает не потерять надежду.

Фильмография

Bibliography
Show
1.

Захаров Д. В. Кино США в период Великой депрессии. Фаза «социального беспокойства» //Вестник ВГИК. — 2013. — Т. 5. — №. 2 (16). — С. 17-32.

2.

Кузнецов Н. В. Образ великой депрессии в американском кинематографе: сравнительный анализ //Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. — 2018. — №. 18-1. — С. 186-195.

3.

Петрова Д. В. РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ В США В ПЕРИОД «ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИИ» THE DEVELOPMENT OF THE ENTERTAINMENT INDUSTRY IN THE UNITED STATES DURING THE «GREAT DEPRESSION» //Редакционная коллегия. — С. 310.

4.

Zakharov D. V. American cinema of the Great Depression. The «Social Restlessness Phase» //Vestnik VGIK I Journal of Film Arts and Film Studies. — 2013. — Т. 5. — №. 2. — С. 17-32.

Image sources
Show
1.

«Золотоискательницы 1933 года» (Gold Diggers of 1933, реж. Мервин Лерой, 1933).

2.

«Певец джаза» (The Jazz Singer, реж. Алан Кросленд, 1927).

3.

«Мелодия Бродвея 1929 года» (The Broadway Melody, реж. Гарри Бомонт, 1929).

4.

«Парад огней рампы» (Footlight Parade, реж. Ллойд Бэкон, 1933).

5.

«Шляпка» (Top Hat, реж. Марк Сэндрич, 1935).

6.

«Гламурная дама» (A Bill of Divorcement, реж. Джордж Кьюкор, 1932).

7.

«Великий Зигфелд» (The Great Ziegfeld, реж. Роберт З. Леонард, 1936).

8.

«Безопасность превыше всего!» (Safety Last! , реж. Фред Ньюмейер, 1923).

9.

«Огни большого города» (City Lights, реж. Чарли Чаплин, 1931).

10.

«Кинг Конг» (King Kong, реж. Мериан К. Купер, Эрнест Б. Шодсак, 1933).

11.

«Манхэттенская мелодрама» (Manhattan Melodrama, реж. У. С. Ван Дайк, 1934).

12.

«Вам не унести с собой» (You Can’t Take It With You, реж. Фрэнк Капра, 1938).

13.

«Это случилось однажды ночью» (It Happened One Night, реж. Фрэнк Капра, 1934).

14.

«Дама на день» (Lady for a Day, реж. Фрэнк Капра, 1933).

15.

«Мистер Дидс едет в город» (Mr. Deeds Goes to Town, реж. Фрэнк Капра, 1936).

16.

«Рождённые танцевать» (Born to Dance, реж. Рой Дель Рут, 1936).

17.

«Время танцев» (Swing Time, реж. Джордж Стивенс, 1936).

18.

«Танцующая леди» (Dancing Lady, реж. Роберт З. Леонард, 1933).

19.

«Следуй за флотом» (Follow the Fleet, реж. Марк Сэндрич, 1936).

20.

«Потанцуем?» (Shall We Dance, реж. Марк Сэндрич, 1937).

21.

«Новые времена» (Modern Times, реж. Чарли Чаплин, 1936).

22.

«Гроздья гнева» (The Grapes of Wrath, реж. Джон Форд, 1940).

23.

«Толпа» (The Crowd, реж. Кинг Видор, 1928).

24.

«Наш ежедневный хлеб» (Our Daily Bread, реж. Кинг Видор, 1934)

Иллюзия американской мечты в голливудском кино периода Великой депрессии
11
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more