
Содержание
Концепция
1. О композиторе
2. Демон ненависти/Пожар в Хакодатэ
3. Душа Пепла/Поджог Киото
4. Отец Гаскойн/Резня в Цуяме
5. Заключение
Библиография
Источники
Концепция
Данное исследование стремится связать сильную, полную трагедии музыку, с местом и временем трагичных происшествий путем анализа равно композиций драматического музыкального искусства и исторического контекста реальных событий.
Через три места трагедии Японии и три произведения соответственно Юки Китамуры, создается уникальная графическая партитура, что, по крайней мере в теории, поможет с необычной точки зрения взглянуть на смесь реального и воображаемого, на видимую и невидимую взаимосвязь между трагедиями реальными и лишь кажущимися таковыми через игровое и контекстуальное пространство.

Юка Китамура; Фото с живого концерта; 2015 г.
Что же касается непосредственного выбора музыки, то в первую очередь стоит рассказать не о композиторе, а о предмете ее творчества в студии Fromsoftware. Когда речь заходит о трагедии, реальной или же из области воплощенной фантазии, творчество способно отвечать даже на самые глубокие эмоции и переживания. Игры и саундтреки к ним вовсе не исключение. Игра, как и жизнь, это опыт, и опыт зачастую окрашенный оттенками на периферии холодных и серых тонов больше, чем теплом солнца и мириадами подотчетных свету оттенков. Так и такие игры, как Dark Souls 3, Sekiro и в особенности Bloodborne — являются воплощением гения Fromsoftware в создании миров, определенных глубокой трагедией. Началом миростроения в этих вселенных служат не столько миф о творении и изначальный грех, как трагедии, что за ними последовали. Именно эту трагедию, в разных и обезображенно-прекрасных воплощениях, передает музыка Юки Китамуры. Справедливости ради стоит упомянуть, что имя Юки — далеко не единственное в реестре музыкантов Fromsoftware, но для контекста исследования будет использована именно она, отчасти благодаря тому освещению в глазах публики, что она получила за годы своей карьеры.
Юка Китамура на студии FromSoftware; Фото из интервью; 2023
Не менее важной частью концепции являются выбранные локации, разумеется, не менее трагичные. Fromsoftware, композитор Юка Китамура и подобранные происшествия, конечно же, берут свое начало в Японии. Япония, как страна, в целом уникальное место. От духовности и до бытовых традиций. Страна, осождаемая стихийными бедствия с момента ее образования, и гражданскими войнами — с первых ее летописей, не может не хранить в своей памяти и в наследии ее жителей множественные трагедии. И правда, страницы японской истории исписаны кровью и сажей пожарищ. Во многом именно о последних и пойдет речь в отношении локаций.
Источниками в данном исследовании являются в первую очередь музыкальные композиции, описания мест трагедий, их культурных и временных особенностей, равно как и медиа, созданных на основе некоторых из рассматриваемых событий. Что же касается метода, то всегда и в первую очередь используется личный анализ как музыкальных композиций, так и происшествий, соединяя две половинки исследования в единую графическую партитуру, где музыка и место равно поддерживают трагичный смысл. Визуальный ряд состоит из фото локаций, скриншотов, фото и видео материалов игр Fromsoftware, музыкальных нот, а также концепт арта упомянутой студии. Собирая воедино визуальный ряд кровопролития и пожарищ пространства реального и игрового, данное исследование стремится провести невидимую параллель в схожести восприятия обоих, ведь, в конечном итоге, фантазия настолько реальна, насколько гибко воображение, а трагедия — это не только драма жизни, но и жанр искусства.
1. О композиторе
Юка Китамура; Фото из фотостудии; 2024
Юка Китамура — японский композитор и аранжировщик, широко известная благодаря своей работе в индустрии видеоигр, особенно в проектах компании FromSoftware. Она родом с Хоккайдо, где с ранних лет увлекалась музыкой и училась игре на скрипке, фортепиано и саксофоне. Вдохновленная музыкой для игр, она решила стать композитором. В 2011 году Юка присоединилась к студии FromSoftware, где работала целых 12 лет. За это время она была одной из основных композиторов для таких известных игр, как Dark Souls III, Bloodborne, Sekiro и Elden Ring. В своих композициях она часто использует оркестровые инструменты, добавляя тёмную фэнтезийную атмосферу и элементы японской эстетики, а также собственные скриповые и хоровые партии. В 2023 году Юка покинула компанию, чтобы начать работать как фриланс-композитор, продолжая создавать музыку для видеоигр и других проектов.
Юка Китамура; Фото из фотостудии; 2024
В первой игре FromSoftware, где Китамура упоминается в качестве автора, — это Armored Core: Verdict Day 2013 года, где её композиция «Death Count» пропитывает сломленную решимость игроков, как только они переключаются в режим «Хардкор», и апокалиптический мужской хор вселяет в них надежду. У музыки Китамуры есть эта нотка: трагедия и надежда, пересекающиеся друг с другом, да, но в первую очередь, ее любовь к темному фэнтези проникает в мрачную сторону человеческих эмоций, во многом определяя успешность и запоминаемость ее музыки. В конце концов, негатив, пусть бы и очищающий (катарсис), имеет больший вес в памяти, логической и эмоциональной, чем позитивные эмоции и воспоминания: таково уж устройство человеческой психики.
2. Демон ненависти/Пожар в Хакодатэ
Вкратце о пространстве выбранной композиции: Sekiro это игра-путешествие по мрачной и мифологической версии средневековой Японии. Демоны, голод, чума, амбиции и всепоглощающее насилие в преследовании долга чести — темы лора и атмосферы игры. Демон Ненависти — это остатки фигуры-наставника протагониста игры: поглощаемый гневом, однорукий скульптор, одержимый всепоглощающим гневом от своего поражения в прошлом, становится воплощением ненависти, огненным óни, погружающим территорию вокруг храма в пламя, а его настрадавшихся жителей — во всепожирающее инферно. Это глубоко трагичный персонаж, что теряет свою идентичность, становясь природным катаклизмом, ограниченным местом своего величайшего позора.
Sekiro; Обложка игрового издания; 2019 г.
Демон Ненависти; внутриигровой скриншот; Sekiro; 2019 г.
Демон Ненависти; первая страница нот; Sekiro OST; Юка Китамура; Sekiro; 2019 г.
Скульптор Храма/Демон Ненависти; внутриигровой скриншот; Sekiro; 2019 г.
Композиция Юки Китамуры тонко передает суть невидимой игроку, трагичной истории: музыка звучит какофонией хаотичных звуков, бушующего гнева, передающего не только ужас насилия этого «ходячего бедствия», но и глубокое отчаяние как души, ставшей проводником сверхъестественных размахов насилия, так и последствий бессчетных погубленных жизней.
Демон Ненависти; оригинальный концепт-арт; Sekiro artbook; 2019 г.
…Великий пожар в Хакодате — пожар, вспыхнувший в Хакодате, Хоккайдо, в Японии, 21 марта 1934 года. Он, трагически, считается одним из самых страшных городских пожаров в истории Японии. 21 марта 1934 года в доме, расположенном в районе Сумиёси города Хакодатэ, начался пожар, что в течение 2 дней распространился на весь округ, включая школу и больницу: к концу трагедии погибло 2166 человек, 9485 получили ранения; 145 500 человек остались без крова, а 11 055 зданий были разрушены. Пожар в целом уничтожил порядка 2/3 Хакодатэ. Почерневшие останки города были предсказуемо покинуты уцелевшими жителями, а слухи и дурная молва, вкупе с практически полным уничтожением жилой собственности, привели к тому, что город со временем оказался полностью покинут.
Зона великого пожара Хакодате; Хакодате; 1934 г.
Пожар — безразличный случай реального мира, подпитанный естественностью природы, и пожар от рук демона, ставший неестественной трагедией мира ирреального, несуществующего, — столь же схожи, как и различны. Музыка Китамуры передает и боль, и гнев, и хаос, что слушатель в силах сравнить с эмоциональным опустошением реальной трагедии и кажущимся беспощадным, будто бы направленным гневом природы.
3. Душа Пепла/Поджог Киото
Вновь, немного о самой игре: Dark Souls 3 это заключительная игра в серии, повествующей о затухающем пламени, жизни и сознании мира, древнего и привыкшего к трагедии. Темное фэнтези мира темных душ — это амальгамация историй, ни одна из которых не имеет счастливого конца, но каждая из которых имела полное надежд начало. Душа Пепла — это финальный, равно с точки зрения игровой механики и концептуальности, противник игры. Воплощение всех попыток возжечь угасающее пламя в надежде оттянуть неизбежный крах мира в беспросветную тьму, Душа Пепла — это испытание протагониста, великий вызов, должный проверить готовность и силу души героя для последующего самосожжения, чтобы однажды, следующий герой мог вернуть миру дарующее жизнь пламя…
Dark Souls 3; Обложка игрового издания; 2016 г.
Душа Пепла; скриншот из синематика игры; Dark Souls 3; 2016 г.
Душа Пепла; первая страница нот; Dark Souls 3 OST; Юка Китамура; Dark Souls 3; 2016 г.
Во время финальной, яростной битвы с боссом, звучит одна из самых узнаваемых композиций Юки Китамуры. В этом музыкальном отрывке развертывается насыщенная духовая секция, которая окружает пепельную Печь Первого Пламени, создавая атмосферу торжественности и предельного напряжения перед финальным рывком. В конце, словно воздушный шар, эта музыкальная тема лопается, и из неё с шипением вырывается фортепианная нота — отголосок ностальгии по финальной теме первой части серии.
Душа Пепла и Горнило Первого Пламени; скриншот из игры; Dark Souls 3; 2016 г.
Душа Пепла и Горнило Первого Пламени; скриншот из игры; Dark Souls 3; 2016 г.
Пламя, дарующее миру свет, а всем разумным существам в нем — надежду на будущее, равно творит и разрушает. Великим антагонистом Пламени служит Тьма, что не является силой аннигиляции или воплощенным злом, но началом разумной жизни. Это из тьмы в мире темных душ возникло человечество, и во тьму же ему и суждено вернуться. Пламя и его защитники не гнушаются никаких методов, чтобы предотвратить неизбежное. Жертвы, великие и малые, добровольные и насильственные, приносятся во имя надежды, что давно потеряла всякий вкус. Аналогов в реальной жизни великое множество, и музыка не раз передавала идею «добра» и «зла» не как противоборствующих начал, но силы, пытающейся выжить любой ценой, и абсолюта, безразличного к своей мимолетной противоположности. Трек Юки Китамуры создает ощущение великой торжественности и трагедии, героического противостояния, что обречено быть частью вечного цикла, победы, которой не суждено быть таковой на самом деле, и чувства прощания, которое вызвало у множества ветеранов серии непрошенную слезу…
Душа Пепла/ сет Храма Огня; оригинальный концепт-арт; Dark Souls 3 artbook; 2016 г.
…18 июля 2019 года в студии Kyoto Animation в Киото произошёл трагический поджог, в результате которого погибло 36 человек и 34 пострадали. Здание было серьёзно повреждено, утеряны материалы и компьютеры. Подозреваемый (а после и осужденный), Синдзи Аоба, вошёл в студию, подлил бензин и поджёг её, а затем попытался скрыться. Его задержали через 100 метров от места преступления. Аоба заявил, что студию обвинял в плагиате. После нескольких месяцев лечения он был арестован и ему предъявили официальное обвинение. В 2023 году он признал свою вину и получил смертный приговор в январе 2024 года…
Сгоревшее здание студии Киото; Киото; 2019 г.
История стала одним из самых смертоносных случаев массового убийства в Японии со времён Второй мировой войны, самым ужасным пожаром в здании в Японии со времён пожара Myojo 56 в 2001 году и первым случаем масштабного убийства когда-либо произошедшего в черте анимационной студии.
Здание студии Киото до поджога; Киото; 2019 г.
Мемориал и цветы у входа в сгоревшую студию; Киото; 2019
Подобно тому, как трек Душа Пепла вызывает чувство неминуемой трагедии, смешанной с осознанием бессмысленности рукотворного цикла, так и смертоносный поджог анимационной студии, призванной творить и привносить нечто новое в мир, является актом лишенной всякой духовности уничтожения, ведь со смертью творцов обрываются не только жизни, но и устремляющиеся в вечность истории, что могли бы быть, но не были созданы. И ради чего? Зависти и отчаянной попытки ответить на зов всепожирающего безумия.
4. Отец Гаскойн/Резня в Цуяме
Наконец, речь дошла до Bloodborne, одной из самых лучших (по мнению автора исследования лучшей) игр студии Fromsoftware. Мир оккультной и овеянной космическим ужасом викторианской эпохи, Bloodborne — это игра о циклах, потустороннем, греховных амбициях и неполноценностях человечества и насилии, сопровождающем каждую неизбежную его попытку возвыситься над собой. Отец Гаскойн — это охотник на чудовищ, что сам поддается зову крови, обращаясь зверем, которых поклялся истреблять. В руках протагониста принести ему трагичный и кровавый конец.
Bloodborne; Обложка игрового издания; 2015 г.
Отец Гаскойн; внутриигровой скриншот; Bloodborne; 2015 г.
Музыка Юки Китамуры придает трагедии Гаскойна невероятно атмосферный аккомпанемент: виолончель, скрипка, ударный инструменты, — все вопит о насилии и слепом безумии, что побуждает охотника, потерявшего свою семью, обратиться против единственного союзника во всем городе, нападая на протагониста в рваных и напоминающих тяжелые удары звуках. Весь официальный саундтрек Bloodborne — это полная движения, агрессии и торжественности оркестровая музыка, где каждый трек рассказывает историю.
Отец Гаскойн; первая страница нот; Bloodborne OST; Юка Китамура; Bloodborne; 2015 г.
Музыка Гаскойна вовсе не исключение, но скорее вершина данного правила. Его история — это жизнь отчаянного героя и отца, пытавшегося защитить свою семью, охотника, что шаг за шагом, труп за трупом, вошел во вкус, пока наконец жажда крови и пристрастие к смерти не сделали из него монстра, что был ничем не лучше его жертв: даже хуже, ведь его нисхождение берет начало в человечности, а не одном лишь проклятии крови. Первая половина саундтрека — это трагичное набирание темпа, полное далекой тревоги и печали, почти плавное в своем звучании, но вторая, после окончательного превращения Гаскойна в зверя, является бездной человеческого существа, хаотичным и полным одной лишь ярости темпом, не стихающим и не сменяющимся ничем иным, символизируя безвозвратное падение Гаскойна в состояние кровавой ярости, самый милосердный исход которому — это смерть от рук еще не утратившей человечности справедливости в лице протагониста.
Отец Гаскойн (Зверь); внутриигровой скриншот; Bloodborne; 2015 г.
Отец Гаскойн; оригинальный концепт-арт; Bloodborne artbook; 2015 г.
…Резня в Цуяме — это массовое убийство и последовавшее за ним самоубийство, произошедшее ночью 21 мая 1938 года в деревне Камо, не так далеко от Цуямы, в префектуре Окаяма, в Японии. 21-летний Муцуо Тои убил 30 человек, включая собственную бабушку, и тяжело ранил трёх других, используя настоящий арсенал: дробовик, катану, кинжалы и даже топор. Потом он покончил с собой тем же дробовиком. Это самый смертоносный случай стрельбы одиночки в истории Японии.
Последствия трагедии; Резня в Цуяме; 1938 г.
Мотивом Муцуо, предположительно, стала месть за социальное отторжение: после диагностики туберкулёза и отказа молодых женщин в деревне, с которыми он ранее имел отношения, Тои решил совершить массовое убийство. Свою бедную бабушку он убил, согласно предсмертным запискам убийцы, чтобы не навлечь на нее позор от причастности к роду убийцы. Япония полна случаев кажущейся абсурдной чести, но эта честь не всегда оказывается достойной уважения, а принципы, ее поддерживающие, далеко не всегда являются достойными или здоровыми.
Постер фильма; «Деревня Рока»; 1983 г.
Уникальность любого характера порождает отклик в обществе, оттого и Резня в Цуяме привлекла к себе внимание медиа и даже создание нескольких фильмов, известнейшим из которых является «Деревня Рока» 1983 года, следующая по стопам ужасной трагедии.
Кадр из фильма «Деревня Рока»; 1983 г.
История и музыка Отца Гаскойна сравнима с печальной жизнью многих безумцев, чья трагедия и боль были достаточно велики, чтобы затронуть жизни вокруг них, приводя невинных к насильственной смерти, а психопата, повинного в учиненном ужасе, к точки абсолютного невозврата как в глазах закона, так и здравомыслия. Будь то социальное отвержение или страсть к кровопролитию, проклятие крови или же туберкулез, отчуждение от соплеменников или же падение горожан во власть одержимости зверем, — параллель живет в сознании слушателя обеих историй, рассказанных словом или же услышанных душой.
Кровавый закат; Кадр из фильма «Деревня Рока»; 1983 г.
5. Заключение
В общем и целом, данное исследование, по крайней мере в какой-то степени, подчеркивает глубокую связь между эмоциональной силой трагической музыки Юки Китамуры, произведениями студии Fromsoftware как пространство композиций автора, и историческими трагедиями Японии. Партитура из анализа пространств, насыщенных кровопролитием и бедствиями, в контексте их отражения в искусстве, позволяет выявить скрытые взаимосвязи между реальностью и воображением, между трагедией как событием и как художественным жанром.
Рассвет над Ярнамом; внутриигровой скриншот; Bloodborne; 2015 г.
Подводя финальный штрих: объединяя визуальные, аудиовизуальные и исторические аспекты, трагедия может быть местом, а место — трагедией. В конце концов, трагедия — это не только жизненная драма, но и мощное средство выражения человеческих переживаний, способное переродиться через искусство и создать уникальные мосты между историей, местом, воспоминаниями и воображением.
Lieberman, David 2006. «Game Enhanced Music Manuscript». In GRAPHITE '06: Proceedings of the 4th International Conference on Computer Graphics and Interactive Techniques in Australasia and South East Asia, ACM Press, Melbourne, Australia, 245–250. (Дата обращения 04.11.2025)
Графическая нотация https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F (Дата обращения 04.11.2025)
Общие примеры партитур. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F (Дата обращения 04.11.2025)
Жуткие фото Японии https://gatamagazine.com/articles/culture/japan-haunted-palces (Дата обращения 12.11.2025)
Катастрофы Японии https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_disasters_in_Japan_by_death_toll (Дата обращения 12.11.2025)
Места с паршивой историей https://gatamagazine.com/articles/culture/japan-haunted-palces (Дата обращения 12.11.2025)
Поджог Кайоты https://en.wikipedia.org/wiki/Kyoto_Animation_arson_attack (Дата обращения 23.11.2025)
Великий пожар Хакодаты https://en.wikipedia.org/wiki/Great_Fire_of_Hakodate (Дата обращения 23.11.2025)
Резня в Тсуяме https://en.wikipedia.org/wiki/Tsuyama_massacre (Дата обращения 23.11.2025)
Музыка — Father Gascoigne https://www.youtube.com/watch?v=kA614N3IHD4 (Дата обращения 23.11.2025)
Музыка — Soul of Cinder https://www.youtube.com/watch?v=x0euNw-4YOo (Дата обращения 23.11.2025)
Музыка — Demon of Hatred https://www.youtube.com/watch?v=2ZKPnmyAQ5Q (Дата обращения 23.11.2025)
Village of Doom, 1983 https://60minuteswith.co.uk/reviews/review-village-of-doom/ (Дата обращения 24.11.2025)
Юка Китамура, детали биографии https://www.consolecreatures.com/yuka-kitamura-departs-fromsoftware/(Дата обращения 24.11.2025)
Секиро https://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/VideoGame/SekiroShadowsDieTwice (Дата обращения 24.11.2025)
Секиро — Скульптор https://sekiroshadowsdietwice.wiki.fextralife.com/Sculptor (Дата обращения 24.11.2025)
Деревня Рока https://www.imdb.com/title/tt0229820/ (Дата обращения 24.11.2025)
Интервью с Юкой Китамурой https://toneglow.substack.com/p/tune-glue-023-yuka-kitamura (Дата обращения 26.11.2025)
Поджог Кайоты https://en.wikipedia.org/wiki/Kyoto_Animation_arson_attack (Дата обращения 23.11.2025)
Великий пожар Хакодаты https://en.wikipedia.org/wiki/Great_Fire_of_Hakodate (Дата обращения 23.11.2025)
Резня в Цуяме https://en.wikipedia.org/wiki/Tsuyama_massacre (Дата обращения 23.11.2025)
Музыка — Father Gascoigne https://www.youtube.com/watch?v=kA614N3IHD4 (Дата обращения 23.11.2025)
Музыка — Soul of Cinder https://www.youtube.com/watch?v=x0euNw-4YOo (Дата обращения 23.11.2025)
Музыка — Demon of Hatred https://www.youtube.com/watch?v=2ZKPnmyAQ5Q (Дата обращения 23.11.2025)
Village of Doom, 1983, постер https://60minuteswith.co.uk/reviews/review-village-of-doom/ (Дата обращения 24.11.2025)
Юка Китамура, детали биографии https://www.consolecreatures.com/yuka-kitamura-departs-fromsoftware/(Дата обращения 24.11.2025)
Юка Китамура, детали биографии https://nichegamer.com/fromsoftware-lead-composer-yuka-kitamura-leaves-company/ (Дата обращения 24.11.2025)
Секиро https://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/VideoGame/SekiroShadowsDieTwice (Дата обращения 24.11.2025)
Юка Китамура, фото https://toneglow.substack.com/p/tune-glue-023-yuka-kitamura (Дата обращения 26.11.2025)
Ноты https://musescore.com/ (Дата обращения 26.11.2025)