Original size 2930x4000

Кричащие стены

PROTECT STATUS: not protected
1
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Содержание

1. Концепция 2. Первобытность 3. Древний Восток и Египет 4. Античность 5. Средневековье 6. Эпоха Возрождения 7. Барокко и классицизм 8. Вывод 9. Библиография и источники

Введение

Рельеф — это изображение, частично выступающее над фоном. Барельеф является неглубокой формой рельефа, где тени мягкие и спокойные. А Горельефом называют глубокий рельеф, где фигуры почти выпрыгивают наружу. Иногда они отделены от фона более чем наполовину. Со временем Горельеф стал наивысшей и самой заметной формой рельефа. С середины IV тысячелетия до нашей эры и по сегодняшний день рельеф остаётся одним из самых живучих и выразительных форматов пластического искусства. Он сопровождает нас в архитектуре, в городской среде, в музейных пространствах и в публичном искусстве, оставаясь универсальным способом говорить о сложном через форму и тень.

Целью исследования является углубленное познание рельефов разных эпох. Что же являлось мотивацией для мастеров, как они рассуждали во время создания своих работ и как стены стали повествовать историю.

big
Original size 1648x726

Мемориальный фриз Альберта, вид на юг

С каждой эпохой творцы забирались все дальше, раскрывая все больший потенциал камня, заигрывая с формой и сюжетом. И эволюция рельефа это всегда прыжок выше головы.

Рельеф возник гораздо раньше, чем свободностоящая скульптура. Человек сначала не «лепил» фигуру из камня, а высвобождал её из поверхности — как будто герой уже жил в плите, и нужно было только снять лишнее. Именно это ощущение — фигура, «рождающаяся» из стены — делает рельеф уникальным художественным инструментом, не похожим ни на живопись, ни на скульптуру, но стоящим между ними.

Данное визуальное исследование охватывает всю историю эволюции создания рельефов начиная от палеолита и заканчивая XVIII веком.

Original size 2330x664
Original size 1000x125
Original size 3120x3990

Венера Лоссельская

Рельеф зарождается как продолжение наскального искусства, превращая следы на камне в осмысленную объёмную форму, способную передавать масштаб и присутствие.

post

Разнообразие фауны, изображенной на колоннах, означает, что они, вероятно, не отражают ни одной иконографии.

Каменные столбы в ограждениях в Гёбекли-Тепе имеют Т-образную форму, подобно другим памятникам докерамического неолита в регионе.

Рельефы на столбах в Гёбекли-Тепе

Original size 1000x125

Особенностью этой эпохи является повествование и пропаганда власти.Мягкие рельефы животных сменяются на глубокие и величественные рельефы правителей и богов.

Original size 2048x1184

Данная эпоха знаменита активным строительством пирамид, храмов и дворцов, где рельефы служили своеобразной «кожей» зданий.

post

В Древнем Египте архитектура была очень важной культурной ценностью и декоративное искусство стало обязательным элементом, украшающим все её стены от чего кажется что каждая стена готова поведать о своей истории. Рельеф сделал Египетскую архитектуру визуально насыщенными и символически значимыми. А также Египет является самым активным пользователем контррельефа, для придания образам императоров и богов солидности.

Original size 1000x125

В античности рельеф становится подвижным пластическим языком, где форма, свет и пространство работают как единая система. Архитекторы и скульпторы начинают мыслить не плоскостью, а пространством, В итоге античный рельеф — это живое, динамичное искусство, которое одновременно украшает архитектуру и рассказывает историю.

Индонезийские горельефы вырезались из вулканического камня без предварительных эскизов. Сцены строились в «кадровой» логике — каждый блок передаёт момент истории. Это один из первых примеров визуального нарратива в архитектуре.

Original size 0x0

Рельеф на стене коридора в храме Боробудур

Рим делает его частью архитектурной хроники: масштабные панели фиксируют реальные события и демонстрируют власть через каменный нарратив.

Original size 1950x1508

Алтарь мира (13 г. до н. э.)

Группа Теллуса

Римляне использовали рельеф для фиксации событий — войны, триумфы, ритуалы.

Команды скульпторов вели историю сценами. Так как, каждый рельеф подчинён политическому заказу. Император всегда в центре, выше, крупнее, собранней. Размер, глубина резьбы, поза, направление взгляда — всё подчиняется статусу. Император и божества выделяются глубиной и фронтальностью, обычные воины — мелкие, динамичные, часто в профиле. Даже самые плотные боевые сцены (Лудовизи, Портоначчо) имеют задачу: провести взгляд зрителя от императора к победе. Линии щитов, копий, диагонали тел работают как направляющие.

Original size 1661x933

Саркофаг Портоначчо (180–190 н. э.)

0

Саркофаг Людовизи — идеальный пример того, как можно ориентироваться в таких плотных войнах. В центре — молодой римский военачальник, всадник без шлема. Его лицо спокойно, не искажено битвой, в отличие от остальных. Такой контраст говорит о стоической доблести, идеале римского аристократа, сохраняющего порядок в хаосе. Он не добивает врагов, а управляет сражением, символически «над схваткой». Важный прием в композиции это распределение плотности по убыванию к верху. Снизу полный хаос, в середине уже отчетливые удар, а в верхней части доблестные воины, но не в битве, а в боевом кличе, защищающие главного героя.

Греки выводят фигуру из плоскости, добиваясь ощущения живого движения через мягкие переходы и выразительные жесты

Original size 2350x2560

Восточная метопа 4 из храма Зевса в Олимпии

Расположение элементов повествования сверху является характерной чертой греческой архитектуры. И чаще всего являлись не только повествованием, но и самыми первыми элементами при входе во дворцы и храмы.

Original size 1500x936

Восстановленный поперечный разрез храма Зевса в Олимпии

0

Фриз Парфенона. Западная сторона.

Греческий рельеф — это длинные пласты рельефа, по одиночке это невзрачные каменные фигуры, но вместе они повествуют длинную историю. Чтобы все прочитать придется пройти все здание. Такие длинные рельефы становятся и орнаментом и историей и путеводителем по всему храму или дворцу. Камень работал как канал коммуникации: храмы превращались в смысловые витрины, а скульпторы через богов, героев и ритуалы закрепляли общую идентичность. Визуальный язык строился на динамике, точной пластике и ощущении живого движения, потому что рельеф должен был не просто украшать архитектуру, а транслировать амбиции города, фиксировать историю и усиливать идеологию.

В эллинизме рельеф набирает драму и глубину, превращаясь почти в сцену

Original size 2048x936

Гигантомахии на пергамском Алтаре Зевса истребляют гигантов.

Original size 2702x1909

Слева Афина и гигант Лакионей / справа Ника и Гея.

Эллинизм — это момент, когда греческая культура вместо спокойной классики появилась экспрессия, драматургия. Визуальный язык стремился не к идеальному балансу, а к сильному воздействию, и именно поэтому мне так понравились все работы этой эпохи, особенно «Алтарь Зевса в Пергаме», где при первом просмотре кидает в краски от страха за персонажей и до неприятного давления всей композиции. Произведения тех лет ощущаются максимально живыми и эмоциональными.

Original size 1000x125

В Многочисленных соборах рельефы начинают выбиваться совместно с колоннами участвуя в общей композиции фасадов.

Original size 1744x1160

Муассак Тимпан-Портал

В Средние века рельефы на архитектуре играли роль мощного коммуникационного инструмента: они рассказывали библейские истории, доносили религиозные идеи и страхи — особенно в обществе, где большая часть людей была неграмотной. Скульптура переходила от статичных, более архаичных форм раннего христианства к более живым, экспрессивным образам в романской и готической архитектуре. В романском стиле преобладало организованное, учительное изображение — мощные тимпаноны, симметричные композиции, аллегории, символы. С развитием готики фигуры становятся более вытянутыми, эмоциональными, что привлекает внимание, и выражает драму.

Original size 2958x2644

Экклезия — Западный фасад Шартрского собора.

Original size 736x1134

Шартратский собор, распятие Христа.

Original size 1000x125

Возвращение к античной пластике и перспективе. Изобретение stiacciato сверхплоского рельефа и независимость от стен соборов и дворцов.

Original size 807x584

Донателло, «Вознесение Марии»

Original size 1706x1080

Кантория (балкон для пений) Луки делла Роббиа

Рельефы эпохи Возрождения, основанные на возрождении античных идеалов, характеризуются реалистичным изображением фигур, использованием перспективы для создания глубины и передачей драматизма через движение и композицию. Эту эпоху можно назвать переизданием уже существующих канонов с использованием новых приемов и подходов к этому искусству.

С повышением навыка, у мастеров эпохи Возрождения получается разделять даже самые неглубокие детали, так, чтобы они не терялись и сохраняли свою значимость.

Original size 2048x1360

Лоренцо Гиберти «Врата рая»

0

Лоренцо Гиберти «Врата рая»

" «Врата Рая» — это знаменитые бронзовые двери баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, созданные скульптором Лоренцо Гиберти в эпоху раннего Возрождения (1425–1452 гг.). Рельефы изображают 10 сцен из Ветхого Завета и украшены фигурами пророков, а их реализм и мастерское использование перспективы восхитили современников, включая Микеланджело, который и дал им название. Оригиналы хранятся в Музее собора, а на входе в баптистерий установлены их копии.» "

Original size 1000x125

В Барокко рельеф стал сильнейшим катализатором выразительности в архитектуре, а также очень гибким инструментом, который можно было применить к любой части здания.

Original size 2000x1000
0

Барокко XVI–XVIII

Барокко как стиль взлетел благодаря целому комбо факторов — архитектуре, живописи, городскому планированию, театрализации пространства, церковным заказам. Но именно рельеф дал барокко возможность «разорвать» границу между архитектурой и скульптурой, что стало фирменным знаком эпохи. Рельеф стал медиатором между стеной и скульптурой. Барокко как стиль обожал размывать плоскости: стена → рельеф → полуфигура → скульптура. Рельеф идеально ложился в эту гибридную логику. Световое моделирование — фирменный барочный приём — лучше всего проявилось именно в рельефе. Глубокий рез, тени, контраст — рельеф позволил управлять светом как драматургией. Барокко стремилось к эффекту театра. Рельеф дал «сцену» на любой поверхности.Алтарные стены, капеллы, фасады — рельеф превращал их в эмоциональный спектакль. А рельеф можно «натянуть» на любую архитектуру и встроить в город.

Но в эпоху классицизма рельеф подчинялся форме и только рамках архитектурной структуры. Архитектура -> рельеф, а не наоборот.

Original size 1297x463

Фронтон Церкви Мадлен, Париж

Original size 3000x1556

Иллюстрация со скульптурами двух фронтонов Парфенона, 1794

Триумфальная арка является прекрасным примером классицизма, где каждый элемент скомпанован рамками. Паттерны не забирают на себя много внимания, но при этом сохраняют свою выразительность.

0

Сцены из истории Великой французской революции и Первой империи

Original size 1280x960

Внутренние стены Триумщальной арки

Классический рельеф работает как идеальная «визуальная дисциплина» — строгий порядок, ясная линия и контролируемая эмоция. В отличие от барокко с его вихрями и театральностью, классицизм возвращает рельефу античную логику: уравновешенность, чистоту форм и рациональный сюжет. Технически рельефы классицизма держатся на плоской, выверенной глубине — без чрезмерных провалов и резких теней. Свет не драматизирует, а подчеркивает форму. В итоге рельеф этой эпохи — это не эмоциональный взрыв, а выстроенная система

Original size 1014x1039

Алтарь Благовещения в церкви Сант-Игнацио, Рим 1

Вывод

Рассмотрев развитие рельефа, от его задатков и заканчивая самыми современными его проявлениями, можно отследить повторяющиеся приемы и устойчивые каноны. Не смотря на разношерстность рельефов, каждая её часть была обоснована, и то на что опираться и является важной информацией на что опираться. Многие рельефы основываются на иерархии, в основном исторической. В зависимости от формы поверхности эта иерархия может складываться благодаря пирамиоидной композиции, где самые невзрачные её элементы находятся внизу, а главные фигуры наслаждаются свободой в верхней части. Также создание силовых линий, даже в самых хаотичных и плотно выписанных рельефах прослеживаются линии, охранные поля и сюжеты ведущие к главной фигуре. Такой подход имеет место быть во всем искусстве. От начала и до конца рельеф демонстрировал разные подходы к расположению, он бывал гибким, бывал строгим как в классическом примере, бывал выразительным и невзрачным, там где это было нужно. Мастера начиная с древнего царства понимали цель рельефа, и я считаю что это самое важное, ведь это главная опора. Не смотря на свою сложность рельеф стал очень гибким, и уверен, что и в нашей работе любой инструмент может быть опорой для всей композиции.

Bibliography
Show
1.

Parnassus’s Frieze

2.

https://en.wikipedia.org/wiki/Frieze_of_Parnassus (дата обращения: 17.11.2025)

3.4.5.

Relief wiki https://ru.wikipedia.org/wiki/Рельеф_(скульптура) (дата обращения: 17.11.2025).

6.7.

The Meeting of Leo I and Attila https://www.wga.hu/html_m/a/algardi/3/index.html

Image sources
Show
1.2.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Алтарь_Мира (дата обращения: 17.11.2025)

3.4.5.

Madeleine collage https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=20119205 (дата обращения: 18.11.2025).

6.7.8.

Basilica di Santa Croce. https://ru.wikipedia.org/wiki/Базилика_Санта-Кроче_%28Лечче%29 (дата обращения: 18.11.2025)

9.

Arc de Triomphe de l'Étoile https://ru.wikipedia.org/wiki/ Триумфальная_арка_(Париж) (дата обращения: 18.11.2025)

10.11.12.

Filippo Della Valle https://en.wikipedia.org/wiki/Filippo_della_Valle?utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 18.11.2025)

13.14.15.

The Meeting of Leo I and Attila https://www.wga.hu/html_m/a/algardi/3/index.html

16.17.
Кричащие стены
1
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more