Original size 1140x1600

Готика как визуальный язык // эволюция готических хорроров

PROTECT STATUS: not protected
7
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

«Для некоторых из нас Хэллоуин наступает каждый день» — Тим Бертон

Готика — тот визуальный стиль, в котором ужас и страх рассматриваются как нечто элегантное, статное и невероятно красивое. В каждом своем воплощении готика выражает внутреннюю драму эпохи, превращая тень в язык, а свет — в инструмент… Зародившаяся еще в Средневековье, готика распространилась по всему миру, в том числе и в кино

Согласно работам Д. Пантера, К. Спунер и Ф. Боттинга, готика в современном культурном пространстве рассматривается прежде всего как эстетический и стилистический феномен, известный в хоррорах. Поэтому в кинематографе готика проявляется именно как визуальный феномен и визитная карточка хорроров, выраженная через визуальный язык, атмосферу и типовые мотивы, унаследованные от готического романа

Готика как эстетический феномен изначально возникла в архитектуре Средневековья в виде острых силуэтов соборов, драматических контрастов света и тени, подчеркнутой вертикальности пространств и остроконечных, вытянутых форм. Позже, в 1764 году, роман Хораса Уолпола «Замок Отранто» открыл путь литературной готике, объединив архитектурный мрак с психологической интригой и представлением о сверхъестественном как чего-то поэтичного и недосягаемого. Вслед за Уолполом жанр развивали Анна Радклиф, Мэтью Льюис, позже — Эдгар Аллан По, Мэри Шелли и Брэм Стокер. Они превратили готическую эстетику в универсальный художественный язык, способный выражать страхи индустриальной эпохи: отчуждение, утрату стабильности, кризис веры, столкновение научного прогресса и иррационального. К XIX веку готика утвердилась как культурный код, в котором архитектурный мотив замка или кладбища стал не столько декорацией, сколько визуальной метафорой эмоционального состояния.

С появлением кинематографа в начале XX века готика нашла новый медиум, идеально подходящий для работы с визуальной атмосферой. Немецкий экспрессионизм, сформированный в условиях послевоенной травмы и экономической нестабильности Веймарской республики, стал первой кинематографической площадкой, переосмыслившей готические традиции. Фильмы «Кабинет доктора Калигари» (1920) и «Носферату» (1922) использовали деформированные декорации, резкие тени, контрастное освещение и символические пространства, создавая не просто визуальный стиль, а модель выражения подсознательного. Таким образом, готика в кино возникла не как прямое наследие литературы, а как синтез архитектурной выразительности, романтической мистики и психологического анализа

Цель данного исследования — проследить исторический путь готики от архитектурных истоков к современному кинематографу и выявить, как визуальные коды стиля сохраняются и трансформируются в зависимости от культурного контекста. Гипотеза исследования состоит в том, что, несмотря на изменения в технологиях, жанровых формах и зрительских ожиданиях, готика остаётся устойчивым художественным элементом хорроров, который адаптируется к новым эпохам, сохраняя свою эмоциональную и символическую мощь. Анализ фильмов разных периодов позволяет увидеть, как готика не исчезает, а непрерывно обновляется, продолжая отражать страхи, фантазии и внутренние противоречия общества

РУБРИКАТОР

I — КЛАССИЧЕСКАЯ ГОТИКА В ХОРРОРАХ II — НЕОГОТИЧЕСКИЕ ХОРРОРЫ III — СОВРЕМЕННАЯ ГОТИКА. ХОРРОРЫ

I — КЛАССИЧЕСКАЯ ГОТИКА В ХОРРОРАХ

«В конце XVIII и в XIX веках готика служила символом иной, искаженной реальности, своего рода сумеречной зоны, в силу того отчуждения, которому она подверглась в эпоху Просвещения. Но в ХХ веке отчуждению подверглось буквально все, включая душу человека, столетием раньше еще считавшуюся цельной и неизменной. Чтобы заставить современного зрителя испытать переживания, сходные с теми, что испытывал читатель готического романа прошлых лет, не нужно было отправлять его в руины древнего монастыря — достаточно просто воссоздать то вгоняющее в дрожь ощущение, когда глаза большого города по-кошачьи светятся в темноте»

Самым значимым неоготическим романом, оказавшим непосредственное и очень сильное влияние на становление готики в кинематографе, стал роман Брэма Стокера «Дракула» написанный в 1897.

«Именно с этого романа началась масштабная популяризация вампирского мифа. История о любви трансильванского графа была неоднократно экранизирована, а в настоящее время встречается в низкопробных вариантах фильмов ужасов категории Б и даже в таком своеобразном направлении, как аниме».

Первая экранизация классического готического хоррора была снята немецким режиссером Фридрихом Вильгельмом Мурнау в 1922 году. Это был «Носферату: Симфония ужаса»

НОСФЕРАТУ: СИМФОНИЯ УЖАСА / 1922

Original size 800x533

«Носферату: Симфония ужаса», реж. Вильгельм Мурнау, 1922

Original size 800x533

«Носферату: Симфония ужаса», реж. Вильгельм Мурнау, 1922

Фильм «Носферату: Симфония ужаса» стал первой экранизацией романа «Дракула», написанного Брэмом Стокером в 1897 году. Это был классический немой экспрессионистский фильм ужасов, однако он стал первым шагом на пути становления готики как самостоятельного стиля

В фильме хорошо просматриваются узнаваемые готические визуальные коды: зловещий замок со стрельчатыми окнами, мрачные, порой зловещие тени, яркое контрастное освещение, которое создает атмосферу страха и мистики. Ну и самое важное, главная фигура — вампир с невероятной мощью и властью

Original size 1281x1000

«Носферату: Симфония ужаса», реж. Вильгельм Мурнау, 1922

КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ / 1920

Original size 1200x776

«Кабинет доктора Калигари», реж. Роберт Вине, 1920

Original size 1920x1080

«Кабинет доктора Калигари», реж. Роберт Вине, 1920

Практически все съемки фильма проводились в павильонах. Художники-оформители Герман Варм, Вальтер Рёрриг и Вальтер Райман создали деформированные декорации из нарисованных теней и ломаных линий. Перспектива нарушена, углы кривые. Более того, фильм снимался с использование минимального света. Этот прием вызывал чувство замкнутости и скованности, практически клаустрофобию

Хотя сюжет фильма связан с убийствами и безумием, «Кабинет доктора Калигари» не стремится напугать, как это делает классический фильм ужасов. Картина больше про мрачную атмосферу тревожной красоты и эстетического кошмара, где зло и безумие становятся метафорами внутреннего мира человека

Original size 1920x1080

«Кабинет доктора Калигари», реж. Роберт Вине, 1920

Готическая архитектура пространства — деформированные улицы, острые шпили, наклонённые дома — все это создает ощущение собора, где каждая линия направлена вверх и внутрь. Дуализм света и тьмы — главный готический принцип, и в фильме он становится философским. Мотив одержимости — доктор Калигари не чудовище, а человек, пленённый идеей власти над душами. Это наследие романтической готики XVIII–XIX веков, где зло — психологическое, не телесное

Именно эти фильмы сформировали основы готического хоррора в кино, превратив архитектурные и литературные мотивы в самостоятельный визуальный язык. «Калигари» вводит принцип субъективного, деформированного пространства как выражение внутреннего ужаса, тогда как «Носферату» демонстрирует возможность создавать готику средствами реальной среды — светом, тенью и архитектурой. Вместе они показывают, что готика в кинематографе основана не на сюжете, а на визуальной атмосфере и эмоциональном восприятии пространства. Эти фильмы заложили фундамент, на котором позже возникнут все остальные формы готики в кино

II — НЕОГОТИЧЕСКИЕ ХОРРОРЫ

Готика потеряла интерес зрителя вплоть до 80-х годов, так как монастыри и замки были заменены на мегаполисы и небоскребы, а ведущая киноиндустрия больше не видела смысла в данном стиле. «Результатом этих процессов становится исчезновение готики с экранов в эпоху рейгановского консерватизма — как морально устаревшей и идеологически сомнительной. Поколению яппи приходится более по душе спилберговская модель хоррора, заложенная „Полтергейстом“ (1982). Ее основу составляет столкновение неких фундаментальных ценностей — как правило, семейных — с враждебной, хаотической стихией потусторонних сил. Разумеется, семейные ценности всегда торжествуют, и весь вопрос в том, с каким количеством кинематографических аттракционов будет одержана эта победа. Итальянец Дарио Ардженто, пытавшийся в те годы раскрутить Universal на новую версию „Франкенштейна“, получил от студийных боссов однозначный ответ: Готика умерла! Зрители больше не хотят этой старомодной ерунды.»

Люди больше не хотели видеть эстетику, история кино изменилась и стали цениться яркие эмоции во время просмотра, чем сама готика не могла похвастаться. А как уже говорилось ранее, готика никогда не преследовала цель пугать людей, она хотела показывать мистику и ужасы в виде прекрасного и манящего

В 1992 режиссер Фрэнсис Форд Коппола снимает «Дракулу». Этот фильм становится поворотной точкой в истории кинематографа

ДРАКУЛА / 1992

Original size 1280x646

«Дракула», реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1992

Original size 3840x2160

«Дракула», реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1992

Коппола сознательно соединяет традиции классической готики с новым визуальным барокко конца XX века. Если старый Дракула — чудовище, скрывающееся в замке, то у Копполы — это человек, потерявший Бога и пытающийся вернуть любовь через проклятие. Это и есть неоготика: переосмысление старых страхов через внутренние конфликты современности

Пространство выстраивается по принципу барочной сцены. Камера редко «следует» за персонажем — чаще наблюдает. Персонажи движутся будто внутри замкнутого круга. Когда же движение резкое (например, полёт летучих мышей, развевающееся платье Мины), оно становится символом внезапного вторжения сверхъестественного в человеческое. Все это сопровождается резкими минорными мелодиями

Original size 540x290

«Дракула», реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1992

Original size 540x400

«Дракула», реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1992

Интересно, что Коппола часто использует многоплановые мизансцены: передний, средний и задний план живут одновременно. Например, Мина стоит у окна, олицетворяя свет и жизнь, а позади, в отражении, виднеется силуэт Дракулы — тьма, смерть, размытые силуэты и туман. Это чистая визуальная метафора раздвоения

Original size 1200x913

«Дракула», реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1992

ИНТЕРВЬЮ С ВАМПИРОМ / 1994

Original size 1024x577

«Интервью с вампиром», реж. Нил Джордан, 1994

«Интервью с вампиром» было снято через пару лет после ошеломительного успеха Дракулы и возведении его в статус культового фильма. Режиссер Нил Джордан решил повторить успех и взялся за экранизацию по мотивам одноимённого романа американской писательницы Энн Райс

Главный герой в фильме «Интервью с вампиром» — классический готический герой: несчастный, меланхоличный, с вечным чувством вины, утраты и одиночества. В фильме ярко прослеживается его поэтичная боль и тоска, а главная идея фильма — это то, что бессмертие не освобождает, а лишает смысла

Original size 1200x804

«Интервью с вампиром», реж. Нил Джордан, 1994

Неотъемлемой частью готики является переплетение мистики и эротики. Демоническая сексуальность тесно соединяется с мистикой, тьмой и кровью.

В фильме Нила Джордана эротика и готика не противопоставлены, а сплетены, как две стороны одной медали. Здесь нет откровенных сцен, однако есть ощущение телесного напряжения, которое пронизывает каждый кадр. Фильм превращает акт питья крови в акт интимности, заменяя физическое влечение на метафизическое

Original size 365x205

«Интервью с вампиром», реж. Нил Джордан, 1994

Вампирский укус в фильме — это не агрессия, а красивый и элегантный жест. Камера всегда фиксирует момент укуса так, будто это поцелуй: мягкий свет, крупный план, дыхание, нежные прикосновения. Кровь здесь — не ужасающая жидкость, а форма связи и знак принадлежности

Original size 1280x822

«Интервью с вампиром», реж. Нил Джордан, 1994

Original size 1400x700

«Интервью с вампиром», реж. Нил Джордан, 1994

Original size 1366x924

«Интервью с вампиром», реж. Нил Джордан, 1994

Original size 540x360

«Интервью с вампиром», реж. Нил Джордан, 1994

В «Интервью с вампиром» мизансцена — главный способ выражения готического визуала. Она строится на трёх принципах: контраст света и тени, барочно-викторианская эстетизация пространства и символическая архитектура

III — СОВРЕМЕННАЯ ГОТИКА. ХОРРОРЫ

Конец XX века обозначился сменой культурной парадигмы: человечество вступило в эпоху цифровизации, ускорения времени, кризиса идентичности и утраты привычных систем веры. Страхи, ранее проецируемые на внешнюю среду, такие как призраки, чудовища, сверхъестественное, стали приобретать психологический и экзистенциальный характер. Именно поэтому современная готика перемещается из пространства физического ужаса в пространство внутреннего опыта, делая главным источником тревоги не потусторонние силы, а самого человека

Основные признаки современной готики: современная готика сохраняет традиционные мотивы тьмы, меланхолии и разрушения, но интерпретирует их через призму новой эпохи и становится неким анализом человеческого состояния. Её ключевые особенности: психологизм и внутренняя тьма. Монстр больше не внешний, а внутренний: это травма, расщепление личности, вина и навязчивые воспоминания из болезненного прошлого

СОННАЯ ЛОЩИНА / 1999

Original size 1920x1080

«Сонная лощина», реж. Тим Бертон, 1999

Режиссер Тим Бертон использует готику как художественный выбор, а не как данность. В то время как классическая готика строго следовала жанру, современная смешивает в себе детектив, фольклор, драму и элементы ужаса

Original size 1920x1080

«Сонная лощина», реж. Тим Бертон, 1999

В фильме присутствуют классические для стиля доминирование контраста, холодных подтонов и низкая насыщенность цветов

ДРУГИЕ / 2001

Original size 1920x1080

«Другие», реж. Алехандро Аменабара, 2001

«Другие», реж. Алехандро Аменабара — один из самых ярких фильмов современной (постклассической) готики. Он не опирается на классических монстров и замки XIX века. Его сила в чистой атмосферности, выстроенной из традиционных готических кодов, но поданных по-новому: минималистично, психологично, гротескно, через звук, свет и пространство

Original size 1920x1080

«Другие», реж. Алехандро Аменабара, 2001

Original size 540x324

«Другие», реж. Алехандро Аменабара, 2001

«Другие» — пример того, как готика отрывается от визуальной избыточности и работает через тишину и пустоту, используя готические тропы, но подавая их современными методами

БАГРОВЫЙ ПИК / 2015

Original size 1386x924

«Багровый пик», реж. Гильермо дель Торо, 2015

Original size 3600x2400

«Багровый пик», реж. Гильермо дель Торо, 2015

«Багровый пик» 2015 года — хороший пример современной репрезентации классического хоррора в кино, который отдает дань уважения классической готике и смешивается с хорорром и мелодрамой. Готические элементы больше всего просматриваются в архитектуре: высокие пики, остроконечные формы, замкнутые, неуютные пространства, античные капители и резные окна хорошо передают атмосферу фильма и его настроение

Original size 1711x924

«Багровый пик», реж. Гильермо дель Торо, 2015

Original size 540x288

«Багровый пик», реж. Гильермо дель Торо, 2015

Original size 540x291

«Багровый пик», реж. Гильермо дель Торо, 2015

Также можно отметить современное видение костюмов, вписывающихся в готический визуальный стиль картины: зритель опять видит бархат, золото и кружево. Все это богатство контрастирует не только с экстерьером, но и с бледной низко-контрастной внешностью героев

Original size 1920x1080

«Багровый пик», реж. Гильермо дель Торо, 2015

НОСФЕРАТУ / 2024

Original size 940x627

«Носферату», реж. Роберт Эггерс, 2024

«Носферату» — современный ремейк оригинального фильма 1922 года, который является частью современной готики, тяготеющей к гиперреализму и сенсорной эстетике

Original size 1200x800

«Носферату», реж. Роберт Эггерс, 2024

Original size 1600x800

«Носферату», реж. Роберт Эггерс, 2024

Фильм Роберта Эггерса «Носферату» (2024) представляет собой наиболее современную интерпретацию готического стиля, соединяющую традиционные экспрессионистские коды с визуальными возможностями XXI века. В мизансцене сохраняются архетипические элементы готики, такие как узкие и вытянутые пространства, подавляющая архитектура и резкие светотеневые контрасты. Однако они реализованы в материально фактурной, почти документальной манере, характерной для современного «атмосферного» кинематографа.

В отличие от романтизированных вампирских образов позднего XX века, Орлок Эггерса возвращает готике её первозданный телесный и гротескный характер

Original size 1280x720

«Носферату», реж. Роберт Эггерс, 2024

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на различия между эпохами, готика неизменно остаётся узнаваемой. Её стиль формируется набором устойчивых визуальных и эмоциональных кодов: контрастным освещением, эстетизацией мрака, мотивами обречённости, иррационального страха и притяжения к запретному. Она также выходит за рамки исключительно хорроров и проникает в другие направления. Меняется и киноязык: от театральных декораций 1920-х до цифровой реконструкции прошлого в 21 веке, но сама эстетика готического остаётся актуальной, продолжая отражать страхи, желания и внутренние конфликты общества

Таким образом, готика доказывает свою устойчивость как смесь уникальных визуальных кодов, которая способна адаптироваться, расширяться и переосмысляться, сохраняя при этом свою эмоциональную силу и эстетику

Фильмография:

1. «Носферату: Симфония ужаса» (реж. Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922). 2. «Кабинет доктора Калигари» (реж. Роберт Вине, 1920). 3. «Дракула» (реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1992). 4. «Интервью с вампиром» (реж. Нил Джордан, 1994). 5. «Сонная лощина» (реж. Тим Бертон, 1999). 6. «Другие» (реж. Алехандро Аменабар, 2001). 7. «Багровый пик» (реж. Гильермо дель Торо, 2015). 8. «Носферату» (реж. Роберт Эггерс, 2024).

Bibliography
Show
1.

Васильева Е. Новый черный: Как Тим Бёртон перепридумал готику // Сайт Кinopoisk.ru. 24 августа 2018. (URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/3245535/) Просмотрено: 15.11.2025.

2.

Довбешко А. Образ готики в кинематографе // Сайт Кино-Театр.ру. 2 февраля 2011. (URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/1982/) Просмотрено: 15.11.2025.

3.

Комм Д. Готика: больше, чем кино. История жанра. № 7. // Сайт Old.kinoart.ru. 2006. (URL: http://old.kinoart.ru/archive/2006/07/n7-article13) Просмотрено: 15.11.2025.

4.

Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. Перев. с франц. Б. Нарумова. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. —144 с. — С. 121. (URL: https://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/todorov.pdf) Просмотрено: 15.11.2025.

5.

Botting F. Gothic. London: Routledge, 1996. — 248 p. — P. 1–5. Просмотрено: 15.11.2025.

6.

Punter D. The Gothic. Oxford: Blackwell Publishing, 2004. — 192 p. — P. 1–3. Просмотрено: 15.11.2025.

7.

Spooner C. Contemporary Gothic. London: Reaktion Books, 2006. — 192 p. — P. 7–12. Просмотрено: 15.11.2025.

Готика как визуальный язык // эволюция готических хорроров
7
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more