
Концепция
Паблик-арт — это направление в искусстве, объекты которого взаимодействуют с внешним миром вне стен зданий культурных институций, размещаются в открытых городских и природных пространствах. Направление сформировалось и получило свое название в 1960-е, когда городские ландшафты стали рассматриваться как места для искусства, не связанного с архитектурными конструкциями. Однако его предпосылки формировались значительно раньше — в традиции монументальной скульптуры, архитектурной декорации и городских памятников, которые веками определяли визуальный облик городов. Эти формы искусства были ориентированы на прославление власти, религии или исторических событий и подчинялись государственным или институциональным задачам. Именно против этой монументальной, идеологически нагруженной традиции позднее выступили художники новой волны.
Ключевая идея паблик-арта — это создание искусства, доступного для неподготовленного зрителя в общественных пространствах. Такое искусство побуждает прохожих к взаимодействию, стимулирует творческое переосмысление окружающей реальности и формирует чувство вовлечённости в окружающую среду.
Каким образом взаимодействие паблик-арта с пространством влияет на восприятие, использование и смысловое наполнение среды? — данный вопрос является ключевым для моего исследования. Гипотеза моего исследования — паблик-арт трансформирует городское пространство через механизмы визуального акцентирования, интерактивности и работы с локальными кодами.
Принцип рубрикации построен на последовательном раскрытии уровней взаимодействия паблик-арта с пространственной средой — от физического и контекстуального уровня до социального и перцептивного. Раздел «Пространство как контекст и материал искусства» вводит базовый уровень анализа, в котором пространство рассматривается не как пассивная площадка, а как активный компонент художественной практики. Далее в разделе «Диалог с сообществом и окружающей средой» анализируются приемы художников, служащие приемом коммуникации с людьми. Затем раздел «Трансформация восприятия окружающей среды» описывает, как паблик-арт влияет на когнитивное и эмоциональное восприятие. Рассматривается вопрос изменчивости отношения горожан к месту.
При отборе материала для исследования я опиралась на интернет источники и статьи. Для лучшего понимания темы и глубокого анализа различных точек зрения я посетила дискуссию с Франческо Бонами о паблик-арте в ГЭС-2. Также мною были просмотрены множественные архивы разных культурных институций. Эти данные помогли мне проанализировать как паблик-арт выделяется на фоне других направлений искусства, на что обращают внимание художники при создании своих произведений, каких принципов придерживаются при размещении своих объектов в тех или иных местах и таким образом применить полученные знания в своем визуальном исследовании.
Пространство как контекст и материал искусства
В паблик-арте пространство играет значительную роль, поскольку само существование произведения напрямую связано с его окружением. В отличие от музейных объектов, изолированных от повседневности, паблик-арт помещен в живую городскую ткань и неизбежно взаимодействует с архитектурой, историей, ритмами движения и социальными процессами.
Клас Олденбург и Коосье ван Брюгген «Упавший рожок» 2001 г.
«Упавший рожок» является примером объекта, который функционирует не просто как скульптурный объект, но как художественная интервенция в городскую среду, где пространство становится не фоном или площадкой для размещения, а полноценным материалом и смыслообразующим компонентом произведения. Гигантский рожок не просто декоративно дополняет здание, но и усиливает его роль как центра потребительской активности, превращая окружающий городской ландшафт в поле художественной интерпретации массовой культуры.
Студия «Line+ Studio», объект «Небесное кольцо» 2024 г.
Объект «Небесное кольцо» в Китае является элементом инициативы по развитию туристического потенциала региона горного хребта Чжэцзяна деревни Сяянбэй и формированию нового визуального опыта для местных жителей деревни Сяянбэй. Инсталляция выделяет уникальные пейзажи и акцентируют характерные черты территории.
Студия «Line+ Studio», объект «Небесное кольцо» 2024 г.
Для жителей и посетителей деревни объект становится точкой притяжения, задающей новый взгляд на привычный ландшафт. Он выделяет пространство, которое ранее могло казаться обыденным или незаметным, превращая его в место созерцания.
Инсталляция Джеффри Гибсона «Животное, которым я стал», размещенная снаружи нью-йоркского музея Метрополитен, наглядно демонстрирует, как направление паблик-арта берет во внимание исторический и культурный контекст места, в котором оно представлено.
Джеффри Гибсон «Животное, которым я стал» 2021 г.
Эта серия масштабных бронзовых скульптур животных — оленя, белки, ястреба и койота — установлена во внешних нишах музея и исследует темы идентичности, природы и взаимодействия человека с окружающим миром, при этом переосмысливая классическую архитектуру здания через новую визуальную и концептуальную видение. Гибсон, обращаясь к визуальной истории коренных народов Северной Америки, к визуальным кодам поп-культуры и к собственному культурному опыту, помещает объект в окружение классической музейной архитектуры, характерной для западного канона искусства.
Николай Полисский «Супрематический лес» 2025 г.
Проект Николая Полисского «Супрематический лесч» в Парке Малевича представляет собой своеобразный лес из геометрических неестественно ярких элементов, выполненных из природных и индустриальных материалов — дерева, металла и сетки, которые художник интегрирует в существующий природный ландшафт. Особенность работы заключается в взаимодействие со средой парка. Ландшафт, растительность, рельеф становятся частью композиции: деревья и дорожки интегрированы в визуальные линии, а промежутки между объектами и открытые пространства задают ритм и масштаб инсталляции.
Диалог с сообществом и окружающей средой
Художники создают условия, в которых зрители становятся активными участниками процесса, а пространство оживает через социальные и культурные связи. В данном разделе внимание смещается на динамику отношений: как арт-объекты вовлекают сообщество, каким образом они инициируют диалог, стимулируют совместные действия и переосмысление привычной среды. Рассматриваются стратегии участия, взаимодействие с локальной идентичностью.
Ануш Капур «Облачные врата» 2006 г.
Инсталляция «Облачные врата» является одним из ярчайших примеров того, как паблик-арт может вступать в активный диалог с сообществом и окружающей средой. Огромная зеркальная скульптура в форме фасоли, выполненная из полированной нержавеющей стали, отражает городской пейзаж, архитектуру и небо, а также вовлекает зрителей в процесс восприятия. Объект становится инструментом переосмысления привычного пространства.
«Облачные врата» являются наглядным примером того как инсталляции становятся ассоциациями, местами встреч, что подчеркивает социальную функцию паблик-арта. Объекты задают определенный имидж местности.
Клас Олденбург и Коосье ван Брюгген «Садовая лопатка» 2001 г.
Одним из аспектов диалога с сообществом можно считать культурный обмен объектами паблик-арта. Например, «Садовая лопатка» Класа Олденбурга была привезена в Москву из Нью-Йорка. Перемещаясь между странами и городами инсталляция не просто поменяла географическую локацию, но и обрела новую жизнь в новом контексте.
Каждое место, каждая городская среда формируют уникальный визуальный, социальный и культурный фон, который влияет на восприятие произведения и его взаимодействие с аудиторией. Такие перемещения способствуют культурному обмену: идеи, формы и концепции искусства, возникшие в одной культурной среде, адаптируются и интерпретируются заново в другой, обогащая локальную культурную жизнь.
При этом такие объекты способны оказывать экономическое воздействие. Они привлекают туристов, формируют новые культурные маршруты и увеличивают посещаемость общественных пространств.
Флорентин Хофман «Резиновая утка» 2007 г.
Флорентин Хофман демонстрирует свое произведение «Резиновая утка» в множестве городах по всему миру. В каждом городе плавает уникальная инсталляция разного размера. Ее появление рядом с берегом привлекает туристов, стимулирует социальное взаимодействие. Также данный объект преображает акватическое пространство, вклиниваясь в среду водителей водного транспорта.
Флорентин Хофман «Резиновая утка» в Сантьяго (Чили) / Флорентин Хофман «Резиновая утка» в Пекине (Китай)
Объект преобразует среду (природные виды парков, городские пейзажи, набережные) в художественную площадку, где пространство и объект действуют как единое целое.
Флорентин Хофман «Резиновая утка» в Сиднее (Австралия) / Флорентин Хофман «Резиновая утка» в Питтсбурге (США)
В целом, проект Хофмана демонстрирует, как паблик-арт, существуя в разных городах, вовлекает местное сообщество в диалог, где каждая установка становится уникальной интерпретацией произведения, адаптированной к конкретной среде и аудитории.
Клас Олденбург и Коосье ван Брюгген «Похороненный велосипед» 1990 г.
«Похороненный велосипед» это работа, представляющая собой гигантскую «зарытую» наполовину в землю велосипедную конструкцию, встроена в городскую среду таким образом, что воспринимается одновременно как артефакт повседневности и как неожиданный художественный жест. Прием частичного «погружения» объекта в землю или под поверхность стимулирует участие зрителя, побуждая его мысленно завершать форму скульптуры и достраивать ее образ в воображении самостоятельно.
Также велосипед в реальной жизни это не вещь, которой любуются со стороны, а предмет, на который садятся, к которому прикасаются, который приводят в движение. Перенося эту идею в публичное пространство, Ольденбург расширяет функции арт-объекта: он превращает его в элемент городской активности, побуждая прохожих не просто смотреть, но взаимодействовать — трогать, залезать, использовать скульптуру как часть своего маршрута или отдыха.
Жауме Пленса «Фонтан Крауна» 2004 г.
Пленса построил инсталляцию вокруг идеи включенности горожан в само произведение. На двух 15-метровых стеклянных башнях транслируются крупные портреты жителей Чикаго — разных возрастов, профессий, национальностей. Такая визуальная стратегия превращает жителей в главных героев пространства: город начинает «говорить» лицами своих людей. Когда десятки людей одновременно смотрят на смену лица, ждут появления струи воды или вместе входят в водяные брызги, возникает общее переживание.
Жауме Пленса «Фонтан Крауна» 2004 г.
Механизм «Фонтана Крауна» можно рассматривать не только как техническое устройство, но прежде всего как социальный инструмент, который формирует новую модель взаимодействия людей с городским пространством и друг с другом.
Тимофей Радя «Все это не сон» 2018 г.
Работа «Все это не сон» размещалась в заброшенном и неблагополучном пространстве, которое местные жители обходили стороной. называли Лесопосадкой. Место вызывало страх и недоверие. Благодаря появлению объекта изменилось отношение горожан. Место стало восприниматься как привлекательная, живая часть городской среды, перезапустился ее эмоциональный и социальный статус, вернулось понимание принадлежности к городу.
Трансформация восприятия окружающей среды
Паблик-арт способен преобразовывать восприятие ландшафтов, вмешиваясь в ее визуальные слои. Художественные интервенции становятся инструментом, который меняет то, как человек видит, проживает и интерпретирует пространство: они создают новые акценты, перенастраивают точки притяжения. Благодаря этому среда начинает восприниматься иначе: пространство, которое казалось обыденным или безличным, обретает индивидуальность и характер.
Николай Полисский «Священный табун мифических лошадей» 2018 г.
«Священный табун мифических лошадей» это пример того, как паблик-арт способен менять восприятие ландшафта, превращая привычную природную среду в пространство фантазии и символического опыта. Произведение, созданное из натуральных материалов и размещенное в природном окружении, не столько вторгается в ландшафт, сколько продолжает его, предлагая зрителю новый способ видеть знакомую территорию.
Николай Полисский «Священный табун мифических лошадей» 2018 г.
Таким образом, инсталляция создает эффект погружения в мифическую и одновременно древнюю историю, в которой сливаются величие природных сил, культурная память и образ будущего.
Клас Олденбург и Коосье ван Брюгген «Зонт Крузо» 1979 г.
Инсталляция зонта несет в себе образ человеческого стремления к защите. Это не просто увеличенный бытовой предмет, а символ умения человека адаптироваться к внешним обстоятельствам. В городском контексте такая интерпретация приобретает особую глубину: зонт становится своеобразным «убежищем» внутри урбанистического хаоса.
Урс Фишер «Большая глина № 4» 2014 г.
Огромная, неупорядоченная форма «Большой глины № 4» резко контрастирует с архитектурной логикой здания ГЭС-2. На фоне строгих линий индустриального здания скульптура выглядит живой, органичной, будто увеличенной до невозможного деталью человеческого жеста. Включение художественных объектов в городскую среду способствует оживлению и обновлению пространства.
Николай Полисский «Чермянка» 2014 г.
Пять скульптурных объектов Николая Полисского формируют своеобразный художественный маршрут в парк. Благодаря своей масштабности и ритмическому расположению вдоль пешеходных троп, работы Полисского формируют своеобразную линию движения — они словно «сопровождают» посетителя. Пластика объекта подстраивается под ландшафт, помещая искусство в диалог с природой.
Клас Олденбург и Коосье ван Брюгген «Перевернутый воротничок и галстук» 1994 г.
Размещенная в деловом районе, масштабная скульптура изображает классические символы офисной культуры — воротничок и галстук, однако исполненные в нарочито увеличенном масштабе и в перевёрнутом положении, они теряют свою утилитарность и приобретают метафорическое значение. Привычный атрибут корпоративной повседневности превращается в необычный, почти абсурдный объект, который разрушает рутину.
Жана Дюбюффе «Группа из четырех деревьев» 1969 г.
«Группа из четырех деревьев» одно из ключевых произведений в истории американского публичного искусства, наглядно демонстрирующее, как художественное вмешательство способно радикально изменить восприятие плотной урбанистической среды. Своими черными неровными контурами на белой поверхности и крупными масштабами объект создает оптический разрыв — они прерывают визуальную монотонность, заставляют остановиться, изменить траекторию движения или взгляда.
Клас Олденбург и Коосье ван Брюгген «Ложка-мост и вишня» 1988 г.
«Ложка-мост и вишня» образец тонкого взаимодействия искусства с пространством. Композиция выполняет функциональную роль: вишня работает как фонтан, из которого вода стекает прямо в расположенный ниже пруд. Тем самым скульптура становится не статичным элементом, а живой частью окружающей среды. Форма водоема, напоминает семечко липы, тем самым обращается в смысловой жест — художники стремились подчеркнуть связь инсталляции с природным окружением и обратить внимание посетителей на рощу лип, растущую поблизости.
Заключение
Исследование показало, что направление паблик-арта формируется на пересечении исторических традиций и радикального пересмотра роли искусства в городской жизни. Отталкиваясь от монументальной скульптуры и архитектурной декорации, художники переопределили саму функцию арт-объекта, освободив его от идеологической нагрузки и институциональной замкнутости.
Паблик-арт в действительности преобразует пространство, делая его более выразительным, доступным и значимым для горожан. Объекты можно рассматривать как памятники не конкретным личностям или историческим событиям, а самим городам и его жителям в целом. Образы инсталляций так или иначе обращены к повседневному опыту обычных людей, а не к выдающимся достижениям, признанным значимыми с точки зрения власти.
Паблик-арт взаимодействует с окружающей средой не только формально, но и содержательно, используя пространство как материал, а контекст — как смысловой ориентир. Данное направление искусства способно как просто украшать пространство, так и стимулировать разнообразные сценарии взаимодействия с ним.
Паблик-арт в городском пространстве: разные точки зрения // Design Mate. 05.02.2021. URL: https://design-mate.ru/read/an-experience/public-art-in-urban-space-different-points-of-view (дата обращения: 19.11.2025).
Карцева Е. А., Звягинцева М. Л. Паблик-арт: терминологические подходы и критерии идентификации // Артикульт. 2020. № 37(1), с. 58–73. DOI: 10.28995/2227-6165-2020-1-58-73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pablik-art-terminologicheskie-podhody-i-kriterii-identifikatsii (дата обращения: 19.11.2025).
Паблик-арт как социокультурный феномен городской художественной среды // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pablik-art-kak-sotsiokulturnyy-fenomen-gorodskoy-hudozhestvennoy-sredy (дата обращения: 19.11.2025).
Паблик-арт в историческом городе: визуализация локального культурного кода // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pablik-art-v-istoricheskom-gorode-vizualizatsiya-lokalnogo-kulturnogo-koda (дата обращения: 19.11.2025).
Современный паблик-арт и публичное пространство: страницы истории и границы понятия // CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-pablik-art-i-publichnoe-prostranstvo-stranitsy-istorii-i-granitsy-ponyatiya (дата обращения: 19.11.2025).
Паблик-арт как новое благоустройство и его следствие. Интервью // ProRus. 24.06.2024. URL: https://prorus.ru/interviews/pablikart-kak-novoe-blagoustrojstvo-iego-sledstvie/ (дата обращения: 19.11.2025).
Что такое паблик-арт и кто работает в этом направлении в России — отвечает Ксения Фаресова // Сноб. 23.04.2025. URL: https://snob.ru/art/chto-takoe-pablik-art-i-kto-rabotaet-v-etom-napravlenii-v-rossii-otvechaet-kseniia-faresova/ (дата обращения: 19.11.2025).
https://www.archdaily.com/1020493/woven-passage-to-cloudy-peaks-and-sky-ring-line-plus-studio (дата обращения: 19.11.2025)
https://lenta.ru/articles/2022/07/21/claes_oldenburg/?clid=2296754&utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 19.11.2025)
https://www.sartle.com/artwork/dropped-cone-claes-oldenburg (дата обращения: 19.11.2025)
https://www.metmuseum.org/audio-guide?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 19.11.2025)
https://www.timeout.com/newyork/news/the-met-just-unveiled-four-new-sculptures-atop-its-famous-steps-heres-how-they-relate-back-to-new-yorks-natural-habitat-092225 (дата обращения: 19.11.2025)
https://kb.nikola-lenivets.ru/suprematicheskiy-les?ysclid=mi67gss55b812471017 (дата обращения: 19.11.2025)
https://en.wikipedia.org/wiki/Cloud_Gate (дата обращения: 19.11.2025)
https://supersnimki.ru/ru/photo/4/6598146be2cfda44e772d562 (дата обращения: 19.11.2025)
https://m.buro247.ru/news/culture/3-oct-ner-with-gas-2new-sculpture.html?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 19.11.2025)
https://mail.design-mate.ru/read/person/claes-oldenburg-and-coosje-van-bruggen?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 19.11.2025)
https://loveopium.ru/pozitiv/ogromnaya-rezinovaya-utka-florentina-xofmana.html (дата обращения: 19.11.2025)
https://claescoosjeandme.org/2019/07/24/the-buried-bicycle-sculpture-1/ (дата обращения: 19.11.2025)
https://atsman.livejournal.com/2448576.html (дата обращения: 19.11.2025)
https://www.giftory.com/products/the-art-heist-exploration-game (дата обращения: 19.11.2025)
https://www.interior.ru/art/18051-art-obiekti-posredi-gornogo-hrebta-v-kitae.html (дата обращения: 19.11.2025)
https://kb.nikola-lenivets.ru/projects/publicart/vse-eto-ne-son (дата обращения: 19.11.2025)
https://kb.nikola-lenivets.ru/projects/publicart/svyashchennyj-tabun-loshadej (дата обращения: 19.11.2025)
https://www.geocaching.com/geocache/GC1G3F6_landmark-journey-7-crusoe-umbrella?guid=3f27d614-e01f-4bc2-9dd8-b3535dac502a&utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 19.11.2025)
https://dzen.ru/a/aOQ2zZKM6AEemQZv?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 19.11.2025)
https://m-rostov.tsargrad.tv/news/bolshuju-glinu-4-na-bolotnoj-nakonec-uberut-nazvana-prichina_1320324?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 19.11.2025)
https://kb.nikola-lenivets.ru/projects/publicart/chermyanka (дата обращения: 19.11.2025)
https://www.waymarking.com/gallery/image.aspx?f=1&guid=9178a78e-b2d5-4866-99e7-45ba5a8de8bb&gid=3 (дата обращения: 19.11.2025)
https://de-academic.com/dic.nsf/dewiki/279296?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 19.11.2025)
https://en.wikipedia.org/wiki/File:Dubuffet_Group_of_Four_Trees_1972_NYC.jpg?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 19.11.2025)
https://www.flickr.com/photos/padraics_travels/500833743/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 19.11.2025)
https://www.onlyinyourstate.com/experiences/minnesota/adventurous-activities-minneapolis-mn (дата обращения: 19.11.2025)