Original size 1024x1534

Архаика в архитектуре Ар-деко

1
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Архаические мотивы в архитектуре Ар-деко выполняют не декоративную, а концептуальную функцию: они позволяют архитектуре модернизма выразить идею силы, порядка и вечности, связывая новые эстетические формы индустриального ХХ века с глубинными культурными архетипами древних цивилизаций. Через обращение к Египту, Междуречью и другим архаичным культурам Ар-деко конструирует представление о современности как образ вечных и универсальных структур, что обеспечивает модернизму символическую структуру.

big
Original size 3264x2448

«Египетский театр Граумана», бюро Мейер и Холлер, Лос-Анджелес, США, 1922

Египет ассоциировался у европейского и американского сознания с идеей бессмертия, неподвижного порядка. Пирамиды, обелиски, строгие фронтальные композиции и ритмические колоннады — всё это становилось визуальными формами, через которые Ар-деко стремился выразить идею долговечности современной цивилизации. В эпоху, пережившую шок Первой мировой войны, архитектуре требовались символы устойчивости. Ар-деко обожествлял свет и энергию — электрический, индустриальный. Солнечные диски Атона, лучистые орнаменты, веерные композиции напоминали о древнем солнечном культе, где свет был символом творческой силы. Если Египет принёс в стиль монументальность и идею вечности, то Месопотамия дала ему схему восходящей архитектуры и образ социальной иерархии. Новые города Америки, растущие вертикально, нуждались в символах: устремлённости вверх, силы, власти. Ар-деко использовал форму зиккурата как универсальный образ восхождения — от земли к свету, от хаоса к упорядоченности.

Принцип структурирования исследования был основан на систематическом анализе архитектурных сооружений эпохи Ар-деко, в которых обнаруживаются архаичные мотивы — египетские и месопотамские. Чтобы исследование выявило не только наличие этих мотивов, но и их смысловую нагрузку, рубрикация была организована по тематическим аспектам, отражающим различные направления взаимодействия архаики и модерности. Принцип подбора источников заключался в том, чтобы проследить взаимосвязь архитектуры и декоративного языка Ар-деко с визуальными традициями древних цивилизаций. Из-за этого исследование строилось на двух ключевых направлениях: изучении истории Ар-деко как художественного явления XX века и анализе культурных, архитектурных и символических систем Древнего Египта, Месопотамии, а также других архаических культур.

Гипотеза: Роль архаики в архитектуре Ар-деко

Какой смысл несли архаичные элементы в архитектуре XX века, в эпоху технологий и индустриализации? Почему архитектура Ар-деко была сконцентрирована на соединении прошлого и современности? Модернизм требовал оправдания и смыслового наполнения, и это наполнение часто находили в обращении к древним цивилизациям — Египту, Месопотамии, цивилизациям Средиземноморья и Востока. Архитектура Ар-деко стала одним из наиболее ярких выражений этого стремления. Гипотеза исследования покажет, как история древних цивилизаций повлияла на архитекторов прошлого столетия и какую символику обозначают структуры сооружений.

Исторический контекст и Причины популярности архаики в Ар-деко

Ар-деко, возникший в 1920–1930-е годы, стал одним из редких архитектурных стилей модерной эпохи, который сознательно соединял в себе футуристический импульс индустриального века и глубокое обращение к древнейшим культурным пластам — прежде всего к Египту и Междуречью. Египетские и месопотамские мотивы стали важнейшим идеологическим инструментом стиля, помогающим архитектуре модернизма заявить о своей устойчивости, универсальности и цивилизационной значимости.

Символика декоративных элементов на фасадах сооружений

1. Образ солнца

post

Атон — божество в Древнем Египте в виде солнечного диска. Культ Атона при правлении Эхнатона заключался в отражении солнца как жизненного света, создающего порядок и гармонию. Изображение божества можно встретить на египетских рельефах в гробницах.

Рельеф в гробнице Эхнатона, XIV в. до н. э. / Здание «Eastern Columbia», Клод Билман, Лос-Анджелес, США, 1930

Original size 1920x1282

«Египетский театр Граумана», бюро Мейер и Холлер, Лос-Анджелес, США, 1922

Здание кинотеатра посвящено египетской культуре, поэтому в главном зале наверху выполнен элемент в виде солнца, обозначая жизненный свет.

«Египетский театр Граумана», бюро Мейер и Холлер, Лос-Анджелес, США, 1922

Ворота здания «Баллокс Уилшир», Джон и Дональд Паркинсоны, Лос-Анджелес, США, 1929

В виде солнечных лучей в основном выполнялись декоративные элементы, такие как мозаики и витражи.

Original size 1750x1284

Центральная библиотека Лос-Анджелеса, Бертрам Гудхью, Лос-Анджелес, США, 1925

Интерьер здания «Ратуша Буффало», Джордж Дител, Буффало, США, 1932

В Египте было возвышение солнечного света, как единственного божественного принципа, поэтому лучи чаще встречаются на потолке.

Вход здания «Баллокс Уилшир», Джон и Дональд Паркинсоны, Лос-Анджелес, США, 1929

2. Орнаменты

post

Ар-деко переосмысливает Египет как источник строгой геометрической красоты, превращая древние символы в модернистский стиль света, движения и власти.

Здание бывшей сигаретной фабрики «Каррерас», М. Э. Коллинз, О. Х. Коллинз и А. Д. Порри, Лондон, 1928

Original size 1024x670

«Египетский театр Граумана», бюро Мейер и Холлер, Лос-Анджелес, США, 1922

Часто в виде орнамента изображался лотос как распускающийся цветок или стилизованный букет. Он символизирует возрождения, солнца, рождения мира, вечной жизни.

Кинотеатр «Le Louxor», Генри Зипси, Париж, 1921

post

Также на фасадах зданий можно заметить крылатый солнечный диск — символ бога Ра, защиты и царской власти. Диск с расправленными крыльями встречается над порталами храмов.

Original size 2364x1330

Интерьер кинотеатра «Le Louxor», Генри Зипси, Париж, 1921

post

Скарабей символ восходящего солнца, рождения, движения вселенной; священное насекомое Хепри.

Original size 1200x685

Кинотеатра «Le Louxor», Генри Зипси, Париж, 1921

Змеи и уреусы могут встретиться в виде декоративных элементов на фасадах. Уреус — священная кобра, символ царской защиты и солнечной энергии.

Кинотеатр «Le Louxor», Генри Зипси, Париж, 1921 / «The Pythian Temple», Нью-Йорк, США, 1927

Образ величия

1. Зиккураты

post

Отличительным признаком архитектуры Месопотамии являлись зиккураты. Они имели ступенчатую форму, которая обозначала духовный подтекст, а именно возвышение над человеком, то есть показатель власти.

Зиккурат в Уре, Ирак, XXI век до н. э. / «Баллокс Уилшир», Джон и Дональд Паркинсоны, Лос-Анджелес, США, 1929

В архитектуре Ар-деко зиккураты являются основным принципом при постройке зданий. Ступенчатая структура создает влиятельный образ, приближая человека к Богу.

Здание «Eastern Columbia», Клод Билман, Лос-Анджелес, США, 1930

Original size 1500x925

«Макгроу-Хилл-билдинг», Нью-Йорк, США, 1931

«Макгроу-Хилл-билдинг», Нью-Йорк, США, 1931

post

Направление Ар-деко особенно нравилось крупным заказчикам (компаниям), которые стремились отразить свою влиятельность и власть. Это объясняет форму известных небоскребов в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и во многих других городах.

Здание «The Fisher Building», Детройт, США, 1928

«Ратуша Буффало», Джордж Дител, Буффало, США, 1932

Original size 1920x1946

«Ратуша Буффало», Джордж Дител, Буффало, США, 1932

Архитекторы Ар-деко использовали эту форму, как универсальный образ восхождения — от земли к свету, от хаоса к упорядоченности.

Original size 2560x1724

Здание энергетической корпорации Ниагара Хадсон, Бюро Melvin L. King, Bley & Lyman, Нью-Йорк, США, 1932

Здание энергетической корпорации Ниагара Хадсон, Бюро Melvin L. King, Bley & Lyman, Нью-Йорк, США, 1932

Подобная форма зданий является слиянием желания возведения чего-то масштабного и незыблемого, и также структуры Ар-деко в виде четких фигур.

Здание «The Guardian Building», Детройт, США, 1929

Original size 2844x1934

Здание «The Guardian Building», Детройт, США, 1929

2. Скульптуры

Архитекторы Ар-деко восхищались не только Египтом или Месопотамией. Их мотивы также шли от классицизма. Титаны в виде скульптур на сооружениях обозначали веру в тождество человеческого разума.

«Рокфеллер центр», Ли Оскар Лори, Нью-Йорк, США, 1936-1937

Вывод

Архаичные элементы в архитектуре XX века выполняли функцию смысловой опоры современности, становясь важнейшим способом примирения технологического прогресса с культурной традицией. В эпоху стремительной индустриализации архитекторы стремились не только создавать новые формы, но и вписывать их в широкий исторический контекст, чтобы придать современной архитектуре глубину, устойчивость и символическую значимость. Ар-деко оказался наиболее ярким стилем, в котором это стремление выразилось: он объединил машинную эстетику и геометрическую строгость с визуальными кодами древних цивилизаций — Египта, Месопотамии. Эти культурные источники предоставили архитектуре модернизма мощь, вечность, позволив новым сооружениям говорить не только о скорости и технологии, но и о преемственности, универсальных архетипах и цивилизационных основаниях.

Bibliography
1.

Малинина Т. Г. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. М.: Пинакотека, 2005

2.

Хайт В. Л. «Ар-деко: генезис и традиция» // Об архитектуре, её истории и проблемах. М.: Едиториал УРСС, 2003

3.

Bayer P. Art Deco Architecture. London: Thames & Hudson Ltd, 1992.

Image sources
Show
1.2.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Нефертити#/media/Файл: Akhenaten, _Nefertiti_and_their_children.jpg (дата обращения 18.11.25)

3.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Эхнатон#/media/Файл: La_salle_dAkhenaton_(1356-1340_av_J.C.) (Musée_du_Caire) (2076972086).jpg (дата обращения 18.11.25)

4.

18041776335_3dc8a46acd_b.jpg (дата обращения 18.11.25)

5.6.7.8.9.

Bullocks-Wilshire-3-1200×800.jpg (дата обращения 18.11.25)

10.

WEB-Library-pyramid_Zeetz-Jones.jpg

11.

1920px-Buffalo_City_Hall_-_Council_Chambers_2.jpg (дата обращения 18.11.25)

12.13.

Bullocks-Wilshire-2-1200×1800.jpg (дата обращения 18.11.25)

14.

1280px-Female_with_Lotus_LACMA_M.71.73.46.jpg (дата обращения 18.11.25)

15.

Carreras_Cigarette_Factory_6.max-1920×1080.jpg (дата обращения 18.11.25)

16.

Carreras_Cigarette_Factory_2.max-1920×1080.jpg (дата обращения 18.11.25)

17.18.19.20.

2560px-Edfu_Temple_9612.JPG (дата обращения 18.11.25)

21.

hero-le-louxor-cinema-paris-art-deco-egyptian_dezeen_2364_col_6.jpg (дата обращения 18.11.25)

22.

What-Is-the-Scarab-in-Ancient-Egypt-714×1024.jpg (дата обращения 18.11.25)

23.24.25.26.

2560px-Drawing_of_the_Ziggurat_of_Ur, _Iraq, _by_Marjorie_V._Duffell_for_C._L._Woolley, _1937.jpg (дата обращения 18.11.25)

27.28.

Bullocks-Wilshire.jpg (дата обращения 18.11.25)

29.

ECLofts3.jpg (дата обращения 18.11.25)

30.

eastern-900×900-1.jpg (дата обращения 18.11.25)

31.

i9g3jup7xjp91.jpg (дата обращения 18.11.25)

32.

1280px-McGraw_Hill_Building, _from_42nd_Street_and_Ninth_Avenue_looking_east, Manhattan(NYPL_b13668355-482670).jpg (дата обращения 18.11.25)

33.

960px-Mcgraw-hill-42nd-st_1.jpg (дата обращения 18.11.25)

34.

1024px-Fisher_Building, _West_Grand_Boulevard, _Detroit, Mich(65799).jpg (дата обращения 18.11.25)

35.

fisher-building.jpg (дата обращения 18.11.25)

36.

1024px-Fisherb1.jpg (дата обращения 18.11.25)

37.

960px-Buffalo_City_Hall.jpg (дата обращения 18.11.25)

38.

1280px-Buffalo_City_Hall, _Buffalo, NY-_IMG_3745.JPG (дата обращения 18.11.25)

39.

1920px-View_of_Buffalo_City_Hall_(cropped).jpg (дата обращения 18.11.25)

40.

2560px-Niagara_Mohawk_Building, _Syracuse_New_York.jpg (дата обращения 18.11.25)

41.42.43.

1024px-GuardianTallSpire.png (дата обращения 18.11.25)

44.

1024px-GuardianShortSpire.png (дата обращения 18.11.25)

45.

guardian-building.jpg (дата обращения 18.11.25)

46.

Untitled-design-68.jpg (дата обращения 18.11.25)

47.

29f951d191d029e4761e4691463c3f39475d402f-3200×4630.jpg (дата обращения 18.11.25)

Архаика в архитектуре Ар-деко
1
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more