
Рубрикатор
1. Концепция 2. Зарождение и развитие футуризма в архитектуре 3. Космическая эпоха и архитектура движения 4. Футуристические идеи в современных детских пространствах 5. Заключение
Концепция
Футуризм в архитектуре возник как художественно-технологический протест против статичности прошлого и как стремление создать город, соответствующий духу новой эпохи. Идея Антонио Сант’Элиа о том, что «каждое поколение должно построить свой город» [1] стала отправной точкой для анализа того, как архитектурные утопии трансформировались в реальные формы среды XXI века.
Во второй половине XX века идеи футуризма нашли развитие в эпоху Space Age: космические формы, модульность, технологическая эстетика, вера в прогресс и человекоцентричность стали основой для архитектуры движения.
Современные детские площадки и сады демонстрируют, как футуризм воплотился в архитектуре, ориентированной на ребёнка. Эти пространства не только воспроизводят эстетические коды космической эпохи, но и превращают игру в инструмент познания и развития. Архитектура становится средой участия, где ребёнок исследует, двигается, учится взаимодействовать с пространством и технологиями.
Зарождение и развитие футуризма в архитектуре
Футуризм (от латинского futurum — будущее) возник в Италии в начале ХХ века в период глубоких перемен в жизни европейского общества. Италия поздно утвердила свою независимость, поэтому ее положение «казалось не отвечающим величию прошлого». Неудовлетворенность настоящим должны была быть компенсирована образом будущего. Для молодого поколения деятелей искусств эпоха фабрик, поездов и машин символизировала освобождение от прошлого.
Название футуризму дал итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти, опубликовавший «Манифест футуризма» 20 февраля 1909 года. Манифест провозгласил культ скорости, энергии и технического прогресса.
«Мы говорим: наш прекрасный мир стал еще прекраснее — теперь в нем есть скорость. Под багажником гоночного автомобиля змеятся выхлопные трубы и изрыгают огонь. Его рев похож на пулеметную очередь, и по красоте с ним не сравнится никакая Ника Самофракийская» [2]. (Антонио Сант’Эли)
В контексте архитектуры футуризма появляется мысль о том, что мегаполис является символом современного общества. Эта идея отразилась в проектах молодого архитектора Антонио Сант’Эли, соединявших урбанизм, технику и романтику будущего.
Антонио Сант’Элиа «Новый город», 1914 г.
Антонио Сант’Элиа «Новый город», 1914 г.
Знаменитый проект Антонио Сант’Элиа «Новый город» представляет собой грандиозный мегаполис из стекла, бетона и стали. Город не имеет статичных площадей и орнаментальных фасадов. Вместо этого он состоит из многоуровневых транспортных систем, вертикальных линий лифтов и динамических объемов.
Мечта архитектора — построить «футуристический дом, напоминающий гигантскую машину. Лифты не должны в нем забиваться как черви в пустоты лестничных клеток, а лестницы, ставшие ненужными, должны быть упразднены. Фасады нужно обвить змеями лифтов из стали и стекла» [3].
Архитектура Антонио Сант’Элиа осознала город как систему движения и коммуникации, что станет особенно значимым для пространственного мышления будущего.
В отличие от Сант’Элиа, у которого город является рациональной структурой, у Вирджилио Марки пространство не только функционирует, но и является динамической формой жизни.
Виржилио Марки. Чертеж «Видение футуристического города», 1919–1920 гг. / «Исследование объёмов в отдельно стоящем здании», 1919 г.
Проекты Вирджилио Марки являются образцами футуристической идеологии в архитектуре, отображая технологический дух времени. Архитектор изображает идеальной город будущего: динамичную композицию, многоуровневые конструкции, транспортные потоки, эффекты наклона и подъема. В представлении Вирджилио Марки архитектура является не формой, а процессом.
Вирджилио Марки «Здание, видимое с поворачивающегося самолёта», 1919–1920 гг.
Особое место занимает его работа «Здание, увиденное с борта самолета, совершающего витраж». Вирджилио Марки демонстрирует взгляд на архитектору с высоты в движении, где наблюдатель становится частью динамики архитектуры.
Вирджилио Марки создал не просто проект города будущего, а новый взгляд на пространство как на живой организм, где человек является активным участником его действия. Впоследствии идеи архитектора повлияли на эстетику современных урбанистических и игровых пространств.
Георгий Крутиков «Летающий город», 1928 г.
Одним из самых поэтичных и одновременно радикальных воплощений идей футуризма в архитектуре стал проект «Летающий город» русского архитектора-авангардиста Георгия Крутикова. Проект был представлен в качестве дипломной работы ВХУТЕМАСа. Несмотря на утопичность замысла, он стал одним из манифестов советского футуризма.
В представлении Георгия Крутикова, наземное пространство должно быть освобождено от бытовых функций, а основная жизнь человека должна переместиться в воздушное пространство.
Георгий Крутиков «Летающий город», 1928 г.
Композиционно Летающий город представляет собой совокупность сферических моделей, соединенный подвесными системами. Формообразующими принципами пространства является отказ от массивных опор и вертикалей, модульность, многоуровневого, органичность формы и гибкость. Некоторые из этих принципов нашли применение в дизайне интерактивных и игровых пространств.
Летающий город Георгия Крутикова является не просто архитектурной фантазией, а концепцией нового устройства пространства, где человек становится участником динамической среды.
Иван Леонидов. Проект «Институт Ленина», 1927 г.
Проект Ивана Леонидова «Институт Ленина» стал символом новой архитектуры, синтезирующей технологию, утопию и искусство. Архитектор проектирует научно-исследовательский и образовательный комплекс, посвященный памяти Ленина. В его замысле это не просто здание, а город знаний, объединяющий функции библиотеки, института, аудитории, выставочных залов и обсерватории.
Композиция «Института Ленина» построена на геометрической ясности и пространственном ритме: центральная сфера является смысловым и визуальным центром, вертикальная башня символизирует прогресс, а подвесные переходы объединяют отдельные блоки в систему.
Иван Леонидов создал образ архитектуры будущего, в котором мысль, форма и технология соединяются в единую систему.
Владимир Татлин «Башня III Интернационала», 1919–1920 гг.
Несмотря на то, что Владимир Таллин являлся основателем конструктивизма, его проект «Башня III Интернационала» выражает футуристическую идею архитектуры как движения и энергии. Башня, состоящая из куба, пирамиды, цилиндра и сферы символизировала динамику нового общества.
Проект Владимира Татлина отражал некоторые важные принципы футуризма: динамику формы, отказ от симметрии, а также синтез инженерии и искусства. Но в отличие от итальянских футуристов, Таторин не просто изображал движение, а встраивал его в саму конструкцию, превращая здание в механизм.
Владимир Таллин создает архитектурную метафору бесконечного движения вперед, которая до сих пор вдохновляет художников, архитекторов и инженеров.
Итак, футуризм сформировал основы архитектуры движения и технологического оптимизма. Его идеи, от Сант’Элиа до Татлина, стали фундаментом современного проектирования, где пространство превращается в динамическую и открытую систему взаимодействия.
Космическая эпоха и архитектура движения
После Второй мировой войны человечество вступило в эпоху технологических изменений: запуск первого спутника (1957), полёт Юрия Гагарина (1961), развитие авиации и атомной энергетики — всё это породило новый визуальный миф о будущем, который отразился в космической эстетике. В архитектуре, дизайне и городской среде появились аэродинамические формы, лёгкие конструкции, гибкие пространства, имитирующие движение, полёт и трансформацию.
Ээро Сааринен. Терминал авиакомпании TWA, аэропорт имени Джона Кеннеди, Нью-Йорк, 1962 г.
Построенный между 1956 и 1962 годами, TWA Flight Center воплотил эстетические принципы Space Age, архитектуры, вдохновлённой идеей полёта, скоростью, органическими формами и техническим совершенством.
Ээро Сааринен. Терминал авиакомпании TWA, аэропорт имени Джона Кеннеди, Нью-Йорк, 1962 г.
Архитектурная форма терминала передает метафору полёта. Здание сделано в виде расправленных крыльев птицы. Главная конструкция представляет собой бетонную оболочку сложной криволинейной формы, где все линии изгибаются и пересекаются, создавая ощущение полета.
Эта пластика подчёркивается естественным освещением: дневной свет мягко освещает поверхности, усиливая эффект полёта. Пространство терминала проектировалось как опыт вхождения в архитектуру: человек не просто наблюдает её, а физически переживает, перемещаясь по пространствам, плавно переходящим друг в друга.
Ээро Сааринен стремился создать не просто здание, а эмоциональный опыт, в котором человек ощущает себя частью движения. Эта тема напрямую восходит к философии архитектурного футуризма начала XX века.
Оскар Нимейер. Кафедральный собор Бразилиа, 1958–1970 гг.
Кафедральный собор Бразилиа — не просто религиозное здание, а универсальный символ веры в будущее. Он объединяет идеалы футуризма, движение и прогресс, с духовным содержанием.
Собор представляет собой круг, раскрытый к небу шестнадцатью гиперболическими арками, соединёнными в верхней точке. Эти арки, изготовленные из белого железобетона, образуют динамическую конструкцию, напоминающую лучи света, устремлённые вверх. Прозрачные витражи, встроенные между арками, создают ощущение невесомости.
Архитектура Нимейера повлияла на формирование нового подхода к пространству — эмоционального, текучего, вовлекающего. Его собор стал моделью интерактивного переживания пространства, в котором зритель играет активную роль.
Бакминстер Фуллер. Геодезический купол для выставки «Экспо-67» в Монреале, 1967 г.
Фуллер рассматривал архитектуру не как неподвижное сооружение, а как динамическую систему, подобную живому организму. Для него купол является не только формой, но и модель мира, где всё взаимосвязано и подчинено единому принципу равновесия.
Купол представляет собой сферическую оболочку, составленную из множества равносторонних треугольников, равномерно распределяющих нагрузку по поверхности. Благодаря этому конструкция отличается необычайной прочностью при минимальном расходе материала. Форма купола для Фуллера имела глубокое философское значение образf целостности и гармонии. Он называл Землю космическим кораблём, где человек является не пассажиром, а участником экипажа.
Идеи Бакминстера Фуллера о динамичной, самоорганизующейся и экологически сбалансированной архитектуре, воплощённые в его геодезических куполах, легли в основу современной архитектуры устойчивого развития, где форма становится живой системой взаимодействия человека, технологии и природы.
Richard Seifert & Partners. Space House, Лондон, 1964–1968 гг.
Здание Space House воплотило в себе эстетику футуризма и архитектуры космической эры. Построенный по проекту бюро Richard Seifert & Partners, он объединил инженерную рациональность модернизма и эмоциональную выразительность формы, характерную для Space Age архитектуры.
Здание состоит из двух объёмов: цилиндрической башни и прямоугольного блока, соединённых между собой переходом. Башня поднята на железобетонных пилонах, которые придают конструкции ощущение невесомости. Цилиндрическая форма и отсутствие традиционного фасада усиливают ощущение симметрии и автономности.
В здании Space House футуристические утопии воплотились в реальность космической эстетики и инженерной гармонии.
Денис Ласдун. Дом Тревельяна, Лондон, 1952 г. / Бернард Ловелл. Обсерватория Джодрелл-Бэнк, Чешир, 1948 г. / Хью Сегар Скорер. Навес в Маркхэм-Мур, Ноттингемшир, 1961 г.
Таким образом, эпоха космического стиля стала естественным продолжением футуризма, воплотив его веру в технологию, движение и архитектуру будущего, но добавила к ней новое измерение — пластичность формы, ощущение лёгкости и стремление к гармонии между человеком и техникой. Архитекторы Space Age превратили футуристические утопии в реальные сооружения, где конструкция стала символом устремлённости к небу и прогрессу.
Именно этот синтез инженерной логики и художественного воображения оказал мощное влияние на архитектуру XXI века, вдохновив создание динамичных, интерактивных и игровых пространств, в которых продолжается идея движения, рожденная футуризмом и осмысленная в космическую эпоху.
Футуристические идеи в современных детских пространствах
Современные детские площадки и пространства для обучения и игры являются не просто функциональными зонами, а своеобразными лабораториями будущего, где архитектура становится инструментом воспитания, творчества и исследования. Их формообразование и эстетика обращается к идеям футуризма и эпохи Space Age, которые заложили основы архитектуры движения, технологического оптимизма и взаимодействия человека со средой.
Габриэла Буркхальтер при участии Анастасии Митюшиной. Проект «Игровая площадка: от Нью-Йорка до Москвы», 2016–2017 гг.
Экспозиция визуализирует идею архитектуры игры как города будущего, где пространство не статично, а динамично и изменяемо. Капсулы можно рассматривать как метафору мобильного города, разработанного Георгием Крутиковым и Иваном Леонидовым в 1920-е. Игровая структура создаёт опыт пространственного исследования: дети перемещаются, ползут, взбираются, ощущая архитектуру как живую систему, которая откликается на их действия.
Этот проект иллюстрирует переход от утопических идей футуристов к их реализации в архитектуре для детей. Форма капсулы, модульность и геометрическая чистота — всё это приходит из космической архитектуры и конструктивистских экспериментов XX века.
Проект Буркхальтер и Митюшиной демонстрирует, что даже игровое пространство может стать носителем идеи будущего.
Архитектурное бюро Xisui Design. Проект «Red Dunes Playtopia», Китай, Гуанчджоу, 2023 г.
Архитекторы Xisui Design спроектировали пространство как абстрактный марсианский ландшафт, в котором ребёнок становится первооткрывателем. Основу композиции составляют плавные, текучие формы, напоминающие о песчаных дюнах и тектонических складках.
«Red Dunes Playtopia» опирается на принципы органического футуризма: единство формы и функции, текучесть объёмов, интеграция с природой. Подъемы, спуски, переходы — всё подчинено ритму движения.
Проект переосмысляет идеи технологического оптимизма через игру и чувственное восприятие пространства. Вместо прямой демонстрации машинной эстетики здесь техника превращается в метафору живого природного процесса.
Студия Roar. Проект «Детский сад будущего», Дубай, ОАЭ, 2018 г.
Фасад «Детского сада будущего» представляет собой текучий белый объём с плавными линиями, формирующими ритмичную волну крыши. Архитектура лишена углов и жёстких вертикалей: все элементы стремятся к органической пластике, создающей впечатление движения. Это отражает идеи динамической формы, характерные для футуризма начала XX века, а также напоминает космические образы середины века: капсулы, купола и аэродинамические корпуса.
Компания «Новые горизонты». Игровой комплекс «Дирижабль» в семейном клубе «Горицы», 2023 г. / Компания «Новые горизонты». Игровой комплекс «Птички» на ВДНХ, 2022 г.
Игровой комплекс «Дирижабль» обращается к образу летательного аппарата, символу технического прогресса и устремлению к небу. Это характерно для эстетики Space era.
Игровой комплекс «Птички» на ВДНХ развивает тему движения и лёгкости, используя образ природы, переосмысленный через язык технологии. Органические линии соединяются с индустриальной эстетикой: металлические каркасы, разноуровневые мостики и подсветка формируют ощущение динамики и полёта.
Оба проекта наследуют традицию архитектуры Space Era, когда дизайн рассматривался как часть космического мировоззрения. Их конструкции напоминают о визуальном языке эпохи: аэрокосмических станциях, модулях и летающих аппаратах, воплощающих веру в движение и прогресс.
Бюро ASPECT Studios «The Ribbon Playground», Сидней, Австралия, 2024 г.
Площадка, открытая на набережной Сиднея, представляет собой непрерывную волнообразную структуру из металла и дерева, по которой можно свободно двигаться, скользить и лазать. Формы напоминают аэродинамические поверхности и текучие конструкции футуризма. Так проект демонстрирует преемственность идей динамики, непрерывности и архитектуры, воплощая их в инклюзивной и современной городской среде.
Компания «Новые горизонты». Игровой комплекс «Оливки» в парке «Филатов луг», 2022 г. / Научный игровой комплекс «Солнечная система», Калининград, Парк им. Ю. Гагарина, 2025 г.
В проекте «Оливки» пространство выстроено как последовательность маршрутов и вертикальных капсул, соединённых переходами и лестницами. Органические формы и натуральные цвета создают впечатление естественного ландшафта, переработанного через язык технологий и дизайна. Важна не только игра, но и процесс исследования: именно так ребёнок становится активным участником пространства, взаимодействуя с ним на разных уровнях.
В проекте «Солнечная система» архитекторы обращаются к прямой метафоре космоса. Игровые элементы выполнены в форме сфер и орбитальных конструкций, а маршруты движения повторяют логику планетных орбит. Принципы модульности, симметрии и геометрической ясности перекликаются с идеями Бакминстера Фуллера, создателя геодезического купола. Как и купол Фуллера, эти игровые структуры используют простые геометрические элементы для создания сложных систем.
Оба комплекса демонстрируют преемственность идей инженерного и художественного футуризма. Подобно Фуллеру, архитекторы ищут баланс между технологией и природой, между рациональной конструкцией и эмоциональной формой.
Заключение
Таким образом, футуризм является не только художественным направлением начала XX века, но и методом мышления, который во многом определил архитектуру XXI века. Его идеи — динамика формы, вера в технологию, стремление к синтезу человека и среды, — оказались устойчивыми и трансформировались в конкретные практики современного проектирования. Эпоха Space Age усилила этот импульс, превратив архитектуру в средство воплощения воображения и инженерной гармонии.
Современные детские площадки и образовательные пространства наследуют эти идеи, переводя их в язык игры и опыта. Проекты демонстрируют, как футуризм воплощается в гуманистической архитектуре, ориентированной на развитие ребёнка как созидателя. Здесь техника становится средством творчества, а форма — выражением свободы.
Таким образом, архитектура детства XXI века продолжает футуристическую традицию строить не просто здания, а пространства будущего, где человек с ранних лет учится взаимодействовать с технологией, природой и собой.
Сант’Элиа А. Манифест футуристической архитектуры. — М.: Издательство архитектурной литературы, 1914. — 24 с.
Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западноевропейской литературы. — М.: Прогресс, 1986. — 158–162 с.
Мастера архитектуры об архитектуре. — Москва: Искусство, 1972. — 159–163 с.
Анна Броновицкая Футуристический город Антонио Сант’Элиа // Искусство. — 2018. — № 3
А. В. Иконников. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность.
Издание в двух томах. Том 1. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 656 с.
Urban Futurism [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.architime.ru/s/urban_futurism.htm (дата обращения: 16.11.2025).
Фуллер Б. Операционное руководство к космическому кораблю «Земля» / пер. с англ. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2019. — 168 с.
Антонио Сант’Элиа «Новый город», 1914 г. // https://thecharnelhouse.org/wp-content/uploads/2014/06/sant-elia_large1.jpg (дата обращения: 16.11.2025)
Антонио Сант’Элиа «Новый город», 1914 г. // https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4f/Stazione_Sant%27Elia.jpg/960px-Stazione_Sant%27Elia.jpg (дата обращения: 16.11.2025)
Антонио Сант’Элиа «Новый город», 1914 г. // https://www.reddit.com/r/europe/comments/str4p1/projects_by_antonio_santelia_futurist_architect/?tl=ru#lightbox (дата обращения: 16.11.2025)
Антонио Сант’Элиа «Новый город», 1914 г. // https://www.reddit.com/r/europe/comments/str4p1/projects_by_antonio_santelia_futurist_architect/?tl=ru#lightbox (дата обращения: 16.11.2025)
Антонио Сант’Элиа «Новый город», 1914 г. // https://iskusstvo-info.ru/futuristicheskij-gorod-antonio-sant-elia/ (дата обращения: 16.11.2025)
Виржилио Марки. Чертеж «Видение футуристического города», 1919–1920 гг. // https://in.pinterest.com/pin/9922061674405904/ (дата обращения: 16.11.2025)
Виржилио Марки «Исследование объёмов в отдельно стоящем здании», 1919 г. // https://www.metmuseum.org/art/collection/search/344008?utm_source= (дата обращения: 16.11.2025)
Вирджилио Марки «Здание, видимое с поворачивающегося самолёта», 1919–1920 гг. // https://www.metalocus.es/sites/default/files/styles/mopis_news_carousel_item_desktop/public/metalocus_Italian_Futurism_exp_Gugg_25_996.jpg?itok=Snri6GJG (дата обращения: 16.11.2025)
Георгий Крутиков «Летающий город», 1928 г. // https://www.metalocus.es/en/news/georgii-krutikov-flying-city-and-beyond?utm_source= (дата обращения: 16.11.2025)
Иван Леонидов. Проект «Институт Ленина», 1927 г. // https://vk.com/wall-52526415_6296 (дата обращения: 16.11.2025)
Владимир Татлин «Башня III Интернационала», 1919–1920 гг. // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F_%D0%A2%D0%B0%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Tatlin’s_Tower_maket_1919_year.jpg (дата обращения: 16.11.2025)
Ээро Сааринен. Терминал авиакомпании TWA, аэропорт имени Джона Кеннеди, Нью-Йорк, 1962 г. // https://www.archdaily.com/788012/ad-classics-twa-flight-center-eero-saarinen/57534b58e58eceff09000580-ad-classics-twa-flight-center-eero-saarinen-photo?next_project=no (дата обращения: 16.11.2025)
Оскар Нимейер. Кафедральный собор Бразилиа, 1958–1970 гг. // https://www.architime.ru/specarch/oscar_niemeyer/cathedral_virgin_mary.htm (дата обращения: 16.11.2025)
Бакминстер Фуллер. Геодезический купол для выставки «Экспо-67» в Монреале, 1967 г. // https://www.worldofinteriors.com/story/george-yabu-buckminster-fuller-biosphere (дата обращения: 16.11.2025)
Richard Seifert & Partners. Space House, Лондон, 1964–1968 гг. // https://images.adsttc.com/media/images/5af5/ea76/f197/cc7f/fc00/01e1/large_jpg/BeFunky-collage.jpg (дата обращения: 16.11.2025)
Денис Ласдун. Дом Тревельяна, Лондон, 1952 г. // https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1925603/pub_5ee4705369fe895ccbaa3338_5ee4721f7036ec19360e655f/scale_1200 (дата обращения: 16.11.2025)
Бернард Ловелл. Обсерватория Джодрелл-Бэнк, Чешир, 1948 г. // https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9b/Lovell_Telescope_05.jpg (дата обращения: 16.11.2025)
Хью Сегар Скорер. Навес в Маркхэм-Мур, Ноттингемшир, 1961 г. // https://i.pinimg.com/originals/f3/3c/88/f33c888b91cc10a5052e57ebd75a06be.jpg (дата обращения: 16.11.2025)
Габриэла Буркхальтер при участии Анастасии Митюшиной. Проект «Игровая площадка: от Нью-Йорка до Москвы», 2016–2017 гг. https://garagemca.org/ru/exhibition/art-experiment-the-playground-project-from-new-york-to-moscow (дата обращения: 16.11.2025)
Архитектурное бюро Xisui Design. Проект «Red Dunes Playtopia», Китай, Гуанчджоу, 2023 г. // https://images.adsttc.com/media/images/64eb/da23/bbf5/6301/7cd0/1bf5/large_jpg/red-dunes-playtopia-xisui-design_14.jpg?1693178431; https://images.adsttc.com/media/images/64eb/da1d/5286/7b01/7cf2/2d8c/large_jpg/red-dunes-playtopia-xisui-design_3.jpg?1693178425; https://images.adsttc.com/media/images/64eb/da19/5286/7b01/7cf2/2d8a/large_jpg/red-dunes-playtopia-xisui-design_1.jpg?1693178411; https://images.adsttc.com/media/images/64eb/da1f/5286/7b01/7cf2/2d90/large_jpg/red-dunes-playtopia-xisui-design_9.jpg?1693178439 (дата обращения: 16.11.2025)
Компания «Новые горизонты». Игровой комплекс «Дирижабль» в семейном клубе «Горицы», 2023 г. // https://www.newhorizons.ru/projects/olivki/ (дата обращения: 16.11.2025)
Компания «Новые горизонты». Игровой комплекс «Птички» на ВДНХ, 2022 г. // https://www.newhorizons.ru/projects/ptichki/ (дата обращения: 16.11.2025)
Бюро ASPECT Studios «The Ribbon Playground», Сидней, Австралия, 2024 г. // https://landezine-award.com/the-ribbon-playground-by-aspect-studios/?utm_source= (дата обращения: 16.11.2025)
Компания «Новые горизонты». Игровой комплекс «Оливки» в парке «Филатов луг», 2022 г. // https://www.newhorizons.ru/projects/olivki/ (дата обращения: 16.11.2025)
Компания «Новые горизонты».Научный игровой комплекс «Солнечная система», Калининград, Парк им. Ю. Гагарина, 2025 г. // https://www.newhorizons.ru/projects/g-kaliningrad-nauchnyy-igrovoy-kompleks-solnechnaya-sistema/ (дата обращения: 16.11.2025)