Original size 556x800

Формирование «барочной» визуальности в итальянском кинематографе 1970-х

2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

РУБРИКАТОР

post

1. Концепция 2. Ключевые черты — Кьяроскуро — Цветовая палитра — «Складчатость», разноплановость пространства — Эксцесс и гипертрофированная театральность — Телесность и эротизм — Длинные пространственные трекинги 3. Заключение 4. Список используемых источников, литературы и фильмография

КОНЦЕПЦИЯ

post

Итальянское кино 1970-х годов — это переходный момент от поствоенного кинематографа, отражающего бедность, трагизм и разруху, нашедшего свое раскрытие в неореализме, к помпезной барочности полной эксцессов, орнаментальности и перформативности. Такая смена фокуса внимания связана с кризисом модернистских форм и повышением интереса к телесности, контрасту сакрального и профанного. Зрителю хотелось зрелища. «Барочная визуальность» становится главным инструментом в руках режиссеров, стремящихся визуализировать неопределенность реальности и отсутствие целостности сформировавшейся конъюнктуры.

По словам Эжена д’Орса [1], барокко возвращается во времена духовного напряжения и потери гармонии — тогда, когда искусство стремится не к миру, а к эффекту.

post

Это очень четкое описание поля итальянской культуры, в котором оказываются режиссеры 1970-х. В своих кинокартинах они сталкивают религиозный, эротический и политические аспекты, противопоставляя трансцендентное мирскому, сакральное искусственному, телесное зрелищному, мастерски сплетая все между собой.

Для анализа выбраны фильмы, в полной мере отражающие барочные аспекты итальянского кинематографа: Ф. Феллини («Рим», 1972); П. П. Пазолини («Сало», 1975), Л. Висконти («Смерть в Венеции», 1971), Б. Бертолуччи («Конформист», 1970) и Кен Рассел («Дьяволы», 1971).

Несмотря на то, что Кен Рассел — не итальянец, и работал всегда в английской студийной системе, его фильмы сняты в барочной парадигме Делеза и Калабрезе: избыточность, театральность, абсурдность. Кен Рассел включен в исследование наравне с итальянскими режиссерами, как ключевой представитель европейского барочного эксцесса.

Барочный визуал итальянского кинематографа 1970-х годов — это не оммаж на эстетику XVII века, а в первую очередь способ, прием, отражающий раздробленность внутреннего и внешнего, то, что Жиль Делёз называл «складчатой» природой современного мира [2]: вариабельность/ эклектичность без строгого центра, отсутствие границ между внутренним и внешним или их размытие.

Баррочность — метафора кризиса персонажа, способ восприятия, где внешняя оболочка превалирует над глубиной смыслов. Режиссерам того периода удается визуализировать это состояние эпохи через обилие декораций, эстетизацию раздробленности и телесный эксцесс. Так барочная визуальность в итальянском кино становится не ностальгией по апофеозному направлению искусства XVII века, а формой сопротивления трагедии неореализма, линейности и рациональности.

В парадигме Делёза (Le Pli: Leibniz et le Baroque), барокко — бесконечно разворачивающаяся фигура, в рамках которой границы между телом и формой растворяются [2]. У Калабрезе (L’età neobarocca) универсальная логика барокко заключается в рапортности и фрагментации [3].

В визуальном исследовании фильмы рассматриваются сквозь призму света, цвета и композиции кадра, образующих смысловой контекст. Таким образом, через анализ итальянских кинокартин 1970-х годов, будет выявлено, как именно барочная визуальность становится инструментом для рефлексии культурного кризиса и формирования нового эстетического поля, в котором телесность, театральность и дискурс сакрального и профанного замещают прежний метафизический базис кинематографа.

КЛЮЧЕВЫЕ ЧЕРТЫ

Кьяроскуро

Контрастная игра света и тени в контексте барокко — это инструмент, усиливающий гротескность и драматизм происходящего. Гипертрофированный контраст сакрального и профанного, красивого и омерзительного — эмоциональная архитектура, на которой строится кинематографическая визуальность 1970-х годов.

Original size 2286x416

Кадры из фильма «Конформист» / Бернардо Бертолуччи / 1970

Original size 3456x1442

Кадр из фильма «Дьяволы» / Кен Рассел / 1971

Кадры из фильма «Сало или 120 дней Содома» / Пьер Паоло Пазолини / 1975

Прием кьяроскуро не только подсвечивает противоречивость происходящего, но и гиперболизирует театральность и помпезность места действия. Пространство становиться метафорической сценой барочного перфоманса.

Кадры из фильма «Сало или 120 дней Содома» / Пьер Паоло Пазолини / 1975

Original size 3118x416

Кадры из фильма «Дьяволы» / Кен Рассел / 1971

Цветовая палитра

Цветовая гамма фильмов продиктована каноничными барочными оттенками: телесные, золотые, белые, бежевые, но не без ярких акцентных пятен, красных оранжевых и других, отвечающих за эмоциональный избыток.

Original size 2660x416

Кадры из фильмов (1) «Сало или 120 дней Содома» / Пьер Паоло Пазолини / 1975; (2) «Дьяволы» / Кен Рассел / 1971; (3) «Рим» / Федерико Феллини / 1972

Кадры из фильма «Рим» / Федерико Феллини / 1972

Цветовые решения не только отражают барочную помпезность и театральность в золотых тонах, но и демонстрируют противоречивость происходящего и внутренний конфликт персонажа, раскол его личности, посредством теплых и холодных оттенков.

Кадры из фильма «Конформист» / Бернардо Бертолуччи / 1970

Кадры из фильма «Конформист» / Бернардо Бертолуччи / 1970

«Складчатость», разноплановость пространства

Для барокко свойственно разрушение линейности, как в архитектуре: наслоение лепнины, валют и картушей, раскрепованный антаблемент, волнообразные фасады, так и в композиции кадра, не просто наблюдение со стороны, а погружение в самое сердце событий. Перед зрителем разворачивается многоплановость происходящего, слой за слоем раскрывается канва сюжета, погружая его глубже и глубже, в бесконечное пространство, в «складку».

Кадры из фильма «Конформист» / Бернардо Бертолуччи / 1970

Кадры из фильма «Сало или 120 дней Содома» / Пьер Паоло Пазолини / 1975

Пространство барокко — это сцена театра. Персонажи используют комнаты, балконы, залы, как амфитеатр для ораторских дискурсов или находятся по другую сторону, наблюдая за всем с высоты трибун.

Original size 3005x416

Кадры из фильма «Дьяволы» / Кен Рассел / 1971

Фрагмент из фильма «Смерть в Венеции» / Лукино Висконти / 1971

Original size 2428x416

Кадры из фильма «Сало или 120 дней Содома» / Пьер Паоло Пазолини / 1975

Помещения не только создают гипертрофированную театральную оболочку, но и заточают персонажей в помпезные интерьеры, давя своей избыточностью, монументальностью и нарочитой симметрией. Герои оказываются в ловушке греха, судьбы и власти. Перед ними встает нравственный выбор: отдаться в объятья роскоши и страсти или сконцентрироваться на духовном и высококонтекстном.

Кадры из фильмов (1) «Конформист» / Бернардо Бертолуччи / 1970; (2) «Дьяволы» / Кен Рассел/ 1971

Original size 900x480

Фрагмент из фильма «Конформист» / Бернардо Бертолуччи / 1970

Кадры из фильма «Сало или 120 дней Содома» / Пьер Паоло Пазолини / 1975

Длинные пространственные трекинги

post

Продолжительное движение камеры вдоль локации или сквозь нее без склеек и монтажных переходов также работает на раскрытие, развертывание пространственного континуума.

Бесконечная изменчивость, вариабельность, эклектичность и «дискретная цельность» — фундамент барочной визуальности.

Original size 900x480

Фрагмент из фильма «Конформист» / Бернардо Бертолуччи / 1970

Original size 2661x1126

Кадры из фильма «Смерть в Венеции» / Лукино Висконти / 1971

Original size 900x378

Фрагмент из фильма «Дьяволы» / Кен Рассел / 1971

Эксцесс и гипертрофированная театральность

Барокко — это про переизбыток, намеренную наигранность и чрезмерную перформативность. Персонажи помимо того что относятся к окружающему их пространству как к сцене, а обществу как зрителям, подкрепляют данную парадигму вычурно театральным поведением: жесты, взгляды, пластика тела и движений — все противоречит понятию естественности.

Original size 900x373

Фрагмент из фильма «Смерть в Венеции» / Лукино Висконти / 1971

Кадры из фильмов (1) «Смерть в Венеции» / Лукино Висконти / 1971; (2) «Сало или 120 дней Содома» / Пьер Паоло Пазолини / 1975

Все доводится до апогея: апогея эротизма, экстремальной жестокости, абсурда, экзальтированной религиозности, напыщенной декоративности.

Кадры из фильма «Рим» / Федерико Феллини / 1972

Original size 900x460

Фрагмент из фильма «Рим» / Федерико Феллини / 1972

Original size 3080x416

Кадры из фильма «Дьяволы» / Кен Рассел / 1971

Телесность и эротизм

В работе Пьера Паоло Пазолини «Сало или 120 дней Содома» привилегированный класс относится к телу прислуги, как к физической оболочке, которой можно пользоваться, как угодно. Чрезмерная жестокость и потребительское отношение стремительно эволюционируют в богатом убранстве дома, достигая апофеоза абсурда.

Original size 2404x416

Кадры из фильма «Сало или 120 дней Содома» / Пьер Паоло Пазолини / 1975

Барокко возводит тело в культ, его хрупкость, греховность, красоту и свободу. В аспекте барочной визуальности тело становится полем противостояния духа и материи, свободы и обреченности.

Кадры из фильмов (1) «Конформист» / Бернардо Бертолуччи / 1970; (2) «Смерть в Венеции» / Лукино Висконти / 1971

Кадры из фильмов (1) «Дьяволы» / Кен Рассел / 1971; (2) «Рим» / Федерико Феллини / 1972

Более того, режиссеры показывают тело не только соблазнительным и желанным, но и уязвимым, смертным и болезненным, что вступает в диссонанс с роскошным внешним убранством, нарушая визуальную целостность.

Original size 1544x1328

Кадры из фильма «Дьяволы» / Кен Рассел / 1971

Original size 2806x416

Кадры из фильмов (1) «Смерть в Венеции» / Лукино Висконти / 1971; (2) «Конформист» / Бернардо Бертолуччи / 1970; (3) «Дьяволы» / Кен Рассел / 1971

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

post

Возвращаясь к главным чертам, формирующим барочную визуальность, можно выделить несколько ключевых фигур: прием кьяроскуро, натуральная цветовая гамма с яркими, золотыми, огненными акцентными пятнами, многогранная работа с пространством (пространство, как сцена/ клетка/ глубокий многоплановый континуум), эксцесс и доходящая до абсурда театральность театральность, культ тела и эротизма.

Эти приемы являются инструментами для раскрытия канонизированных основополагающих барокко. В первую очередь, это нарочито вывернутый наружу и нагроможденный помпезным «декором» визуал. Цвета, интерьеры, поведение персонажей их наряды, все кричит: «Посмотри на меня! Восхитись!». Режиссеры экзальтируют тело, как объект страсти, похоти, плоти. Оно рассматривается, как физическая оболочка для пользования, как хрупкий и уязвимый сосуд или как источник греха.

Картинка не бывает цельной до конца. Как и барокко ей свойственна эклектичность и дискретность, которые сливаются в единую канву повествования. Богато обставленные помещения, пышущие жизнью и роскошью контрастируют с главным персонажем, пожираемым болезнью или претерпевающим внутренний раскол.

Конфликт между красивым и уродливым, сакральным и профанным, духовным и аморальным является лейтмотивом, прослеживающимся во всем. Пространство буквально звенит от физически ощутимого противоречия, давит на героев и зрителя.

Плавность и гибкость барочных архитектурных линий передаются через движение, кружение камеры, которая проникает вглубь события, разворачивая пространство перед зрителем и завлекая его с собой.

Таким образом, главный принцип барочной визуальности — избыточность: избыточность цвета, форм, движения, декора, противоречий, чем пропитан каждый кадр кинематографа 1970-х.

Original size 900x190

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ, ЛИТЕРАТУРЫ И ФИЛЬМОГРАФИЯ

Bibliography
1.

Д’Орс Э. Du Baroque. Париж: Gallimard, 1935.

2.

Делёз Ж. Le Pli: Leibniz et le Baroque. Париж: Les Éditions de Minuit, 1988.

3.

Калабрезе О. L’età neobarocca. Рим–Бари: Laterza, 1987.

Image sources
1.

«Дьяволы» (The Devils, реж. Кен Рассел, 1971).

2.

«Конформист» (Il conformista, реж. Б. Бертолуччи, 1970).

3.

«Рим» (Roma, реж. Ф. Феллини, 1972).

4.

«Сало, или 120 дней Содома» (Salò o le 120 giornate di Sodoma, реж. П. П. Пазолини, 1975).

5.

«Смерть в Венеции» (Death in Venice, реж. Л. Висконти, 1971).

Формирование «барочной» визуальности в итальянском кинематографе 1970-х
2
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more