Original size 1140x1600

Final Fantasy: игровая обложка как иллюстративное искусство

PROTECT STATUS: not protected
9
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Final Fantasy (яп. ファイナルファンタジーФайнару Фантадзи:, Последняя фантазия) — серия JRPG (Japanese Role Playing Game) игр, за авторством Хиронобу Сакагути. Первая игра серии появилась в 1987 г. и полюбилась игрокам за свежий взгляд на принципы устройства внутриигрового мира, изобретательную боевую систему и, как следствие, незабываемый дух приключений.

И, конечно, успешная игра сформировала свой уникальный стиль. Обложка Final Fantasy — одна из самых узнаваемых в игровой истории, в первую очередь за счет подхода к её созданию.

Главная идея исследования: иллюстрация и графика — основы эстетики Final Fantasy, определившие все последующие визуальные решения.

big
Original size 1500x500

Логотип Final Fantasy IV, изд. Square, 1991 г.,

Я считаю крайне важным проанализировать разные составляющие дизайнерских решений, принятых в ходе создания игровой обложки серии Final Fantasy. Актуальность состоит в возможности лучше понять роль видеоигровой обложки в эпоху переноса игр с физических носителей на цифровые платформы. Учитывая, что серия выходит до сих пор и остается узнаваемой — дизайны и стиль прошли проверку временем.

Подобный анализ поможет, в первую очередь, расширить понимание функций иллюстрации и её возможностей и лучше выстроить взаимосвязь между визуальным оформлением и нарративом (жанром и настроением игры).

big
Original size 2300x1500

The Sky The Art of Final Fantasy Book 2, Ёситака Амано, 2014 г.

В исследовании рассматриваются не только физические обложки, но и цифровые — логотипы, использующиеся на страницах игр в виртуальных магазинах. Также представлены обложки с разных консолей, релизов в разных регионах.

Это позволит лучше проследить общие тенденции обложек, оценить степень сохранения узнаваемости стиля в условиях смены носителя и/или издания.

Исследование структурировано в соответствии с ходом анализа — каждый следующий блок «надстраивается» над предыдущим, формируя единое восприятие материала.

Так, начав со стиля иллюстраций — к концу мы уже сможем заметить какие конкретно элементы графики остались плотно укоренены в дизайне обложки серии.

Original size 1500x500

The Sky The Art of Final Fantasy Book 2, Ёситака Амано, 2014 г.

Понимание графического начала даст нам необходимый бэкграунд для последующего анализа. Так, чтобы понять причины композиционного и цветового решения — необходимо будет применить ранее полученные знания об особенностях стиля иллюстратора и, конечно, оценить «широту» художественного стиля.

Чтобы больше подчеркнуть это разнообразие — в последнем блоке также будут рассмотрены итерации элементов обложки на других составляющих упаковки игры. Мануалы, диски — мы сможем более ярко проследить общие тенденции.

Текстовые источники в основном были использованы для поиска дат, сравнения особенностей региональных релизов.

По более творческой части — артбуки Ёситака Амано помогли мне лучше подобрать слова для описания особенностей графического стиля обложек. Сами книги, хоть и являются по большей части сборниками иллюстраций, часто сопровождаются комментариями к работам и особенностям привычек рисования автора — что, можно сказать, напрямую связано с поиском особенностей дизайн-идентичности серии.

Графика Ёситака Амано

Original size 1500x1500

Переиздание первой части Final Fantasy (1987 г.), графика Ёситака Амано, 2002 г.

Ёситака Амано — иллюстратор, работающий преимущественно в стиле графики, берущий своё вдохновение из традиционных японских гравюр (укиё-э).

Графичность, яркие контрастные тени, лёгкие динамичные линии — основные черты творчества Ёситака Амано. Именно эти визуальные приёмы станут основой для формирования ключевых элементов обложки.

Параллельно с подробностью исполнения — Амано сохраняет в своих картинах динамику движения. Часто направление и состояние героя можно уложить в одну простую линию.

Original size 2300x1500

Промо-арт персонажа Final Fanasy IV, Ёситака Амано, 1994 г.

Original size 2300x1500

Промо-арт Final Fantasy IV, Ёситака Амано, 1994 г.

Стиль Ёситака Амано обогатил мир игр серии.

Original size 2009x1600

The Sky The Art of Final Fantasy Book 2, Ёситака Амано, 2014 г.

Детали, которые художник аккуратно подчёркивает линиями или контрастными цветами, создавали необходимое чувство богатства внутриигрового мира.

Игры 90-х и 90-х редко могли похвастаться подробной графикой и почти полностью состояли из примитивных пиксельных изображений.

Линия, сделанная с помощью традиционных материалов, по-особенному оживляла обложку.

Жанр Final Fantasy фокусируется на погружении в мир игры, поэтому подробный подход Амано к созданию яркой иллюстрации отлично подстёгивал интерес игрока, разжигал фантазию.

Original size 1500x500

Промо-арт с обложки Final Fantasy II, Ёситака Амано, 1988 г.

Original size 2009x1600

The Sky The Art of Final Fantasy Book 2, Ёситака Амано, 2014 г.

Original size 1500x1500

Final Fantasy IV, графика Ёситака Амано, 1991 г.

В центре обложки — персонаж. Это может быть человек или реже животное, но всегда это нечто одушевлённое.

Так как сама суть жанра JRPG — отыгрыш героя, фокус на персонаже уже на этапе обложки предвещал интересный сюжет, предлагая сразу увидеть ядро конкретной игры — персонажа.

Original size 1500x1500

Final Fantasy V, графика Ёситака Амано, 1992 г.

Original size 1500x1500

Final Fantasy II PSP release, изд. Square, 2007 г.

Original size 2009x1600

The Sky The Art of Final Fantasy Book 2, Ёситака Амано, 2014 г.

Original size 1500x1500

Final Fantasy II (Pixel Remaster Edition) PC release, изд. Square, 2022 г.

Original size 2500x800
Original size 2500x800

Final Fantasy VI, графика Ёситака Амано, 1994 г.

Так, Ёситака Амано очень долго и плотно работает над почти всеми обложками серии, начиная с 80-х.

Даже когда художник станет реже рисовать живописные подробные обложки для серии ближе к 2010-м и распространению цифровых носителей — именно влияние традиционной графики будет оставаться самой яркой чертой обложек серии.

Негативное пространство

Original size 2048x2048

Final Fantasy VIII, изд. Square, Playstation, 1999 г.

Простор для фантазии

Обложки Final Fantasy часто оставляют много пустого пространства, на фоне которого резко выдаётся вперед двухмерный логотип. Помимо очевидного правила композиции, по которому такое решение принимается для концентрации фокуса зрителя исключительно на самом важном (снова — герои) — в этом также присутствует продолжение попытки создать «иммерсивность».

Original size 1500x500

Логотип Final Fantasy V, изд. Square, 1992 г.

post

Возвращаясь к теме технических ограничений — играм было важно «разбудить» фантазию игрока, чтобы тот сам додумал красивое приключение поверх примитивной графики.

Именно эту потребность закрывает негативное пространство на обложках серии.

В фокус попадает яркий силуэт героя — интересно композиционно связанный с названием игры. И всё. Остальные детали — кто этот герой, где он находится и т. п. остаются только фантазии игрока.

Логотип Final Fantasy Revenant Wings, изд. Square, 2007 г.

Original size 2300x1500

Логотип Final Fantasy XIII-2, изд. Square Enix, 2011 г.

Original size 2300x1500

Final Fantasy Collection, изд. Square Enix, 1999 г.

Original size 2300x1500

Final Fantasy XII, изд. Square Enix, 2009 г.

Негативное пространство создаёт завесу, туман, за которым кроется сам сюжет и мир игры.

0

Stranger of Paradise: Final Fantasy Origin, изд. Square Enix, 2022 г.

Original size 1500x1500

Final Fantasy XII, изд. Square Enix, 2006 г.

Final Fantasy XII, изд. Square Enix, 2006 г.

0

Final Fantasy VII Remake Integrade, изд. Square Enix, 2020 г.

Примечательно, что в цифровых версиях обложки этот эффект даже усиливается.

Физическая обложка имеет вторую сторону — пояснения и первый взгляд на геймплей, чтобы перед потенциальным игроком сразу была возможность оценить наполнение без доступа к медиа материалам вроде видео и трейлеров.

В цифровом магазине — трейлер и скриншоты геймплея предложены сразу отдельным файлом, что снимает с обложки необходимость подробно информировать игрока и оставляет задачу взять на себя ассоциацию со всем, представленным в трейлере.

Так, остаётся только логотип.

Original size 1500x500

Логотип Final Fantasy X-2, изд. Square, 2003 г.

Original size 2300x1500

Final Fantasy III Remaster, изд. Square Enix (Square), 1990 г.

Original size 2300x1500

Final Fantasy IV, изд. Square, 1991 г.

Original size 1500x500

Логотип Final Fantasy III Remaster, изд. Square Enix (Square), 1990 г.

Трансформация и адаптация

Серия развивалась, технологии становились мощнее — поэтому в какой-то момент пришлось начать адаптировать ключевые стилевые элементы под нестандартные форматы. Если ранее обложка имела место только на упаковке — то с 90-х варианты её расположения стали разнообразнее.

Самым интересным и необычным являются, конечно, игровые диски. Помимо отсутствия стандартного прямоугольного формата — диск имеет стандарты материала, которые отличаются для разных консолей. Так, необходимость сохранить идентичность в оформлении вылилась в поиск оптимальных решений — по итогам которых только самые яркие элементы стиля добирались до дисковых носителей.

Original size 2300x1500

Final Fantasy Anniversary Edition PSP (европейский релиз слева, японский релиз справа), изд. Square Enix, 2007 г.

Original size 2300x1500

Диски (UMD) Final Fantasy Anniversary Edition PSP (европейский релиз слева, японский релиз справа), изд. Square Enix, 2007 г.

Примечательно, что диски при разных региональных релизах иллюстрировались отдельно.

Элементы стиля обложки, которые сохранялись в дизайне диска, определялись состоянием и восприятием серии в конкретном регионе.

Original size 1600x1600

Диск Final Fantasy X японский релиз для Playstation 2, изд. Square, 2001 г.

Один из самых ярких примеров — первый релиз Final Fantasy VIII на Playstation в Европе.

Популярность серии в европейском регионе, несмотря на регулярные релизы, всё ещё слабо сопоставима с уровнем внутри Японии. Это вполне логично, учитывая, что серия стала мгновенным локальным хитом уже в 1987 г., а первый европейский релиз случился только спустя десять лет (1997 г.) и являлся уже 8-й игрой в серии.

Диски Final Fantasy VIII (японский релиз для Playstation), изд. Square Enix, 1997 г.

Диски Final Fantasy VIII (европейский релиз для Playstation), изд. Square Enix, 1997 г.

В европейском релизе больше классических элементов стиля обложки серии. В логотипе присутствует графический элемент, на дисках изображены персонажи, представляющие разные игровые классы.

Такое решение, вероятно, было принято, чтобы познакомить игроков с главными составляющими идентичности серии — фокусе на героях и их историях, отыгрыше.

В японском релизе присутствуют логотипы, за которыми подразумеваются герои, т. к. предполагается, что игроки уже как семь частей знакомы с серией.

Original size 1600x1600

Диск Final Fantasy X, релиз для Playstation 2 (в России), изд. Square, 2002 г.

Final Fantasy VIII японский релиз для Playstation, изд. Square Enix, 1997 г.

Диски Final Fantasy VIII (европейский релиз для Playstation), изд. Square Enix, 1997 г.

Original size 2009x1600

Final Fantasy VIII американский релиз для Windows, изд. Square, 2001 г.

Original size 2009x1600

Диск Final Fantasy VIII американский релиз для Windows, изд. Square, 2001 г.

Дизайны героев выполнены с помощью линий и теней, как это обычно делал Ёситака Амано.

Стиль оформления сильно обращается по приёмам к графике, несмотря на то, что процесс работы разный: изображенные персонажи изначально созданы в 3D и перенесены 2D формат, а не нарисованы с помощью традиционной туши.

Original size 2009x1600

Диск Final Fantasy VIII американский релиз для Windows, изд. Square, 2001 г.

Графические приёмы сохраняются и накладываются на новые технологические решения.

Original size 2009x1600

Диск Final Fantasy VIII американский релиз для Windows, изд. Square, 2001 г.

Original size 2009x1600

Диск Final Fantasy VIII американский релиз для Windows, изд. Square, 2001 г.

Original size 2009x1600

Диск Final Fantasy VIII американский релиз для Windows, изд. Square, 2001 г.

Заключение

Original size 1500x500

Переиздание Final Fantasy (1987 г.), графика Ёситака Амано, 2002 г.

Иллюстративная составляющая до сих пор остается одним из самых ярких стилевых аспектов серии. Как и в случае с цифровой обложкой — иллюстрация только выиграла и усилила свою значимость для нарратива и создания индивидуальности игры.

Исчезновение технических ограничений самих игр только сильнее укрепило обложки в своей оригинальности — теперь многие современные решения по дизайну обложек серии выполняются с целью сохранения наследия серии и подчеркивания приключенческого духа как игр прошлых, так и выходящих до сих пор.

Источники

Original size 1500x500

The Sky The Art of Final Fantasy Book 2, Ёситака Амано, 2014 г.

Bibliography
1.

MobyGames, дата обращения: 15.11.2025 г.

2.

«Worlds of Amano», изд. Soleil, 2004 г., дата обращения: 16.11.2025 г.

3.

The Sky The Art of Final Fantasy Book 2, изд. Dark Horse Books, 2014 г., дата обращения 14.11.2025 г.

4.

The Sky The Art of Final Fantasy Book 3, изд. Dark Horse Books, 2014 г., дата обращения 17.11.2025 г.

Image sources
1.

The Cover Project, дата обращения: 16.11.2025

2.

«Worlds of Amano», изд. Soleil, 2004 г., дата обращения: 16.11.2025 г.

3.

The Sky The Art of Final Fantasy Book 2, изд. Dark Horse Books, 2014 г., дата обращения 17.11.2025 г.

4.

The Sky The Art of Final Fantasy Book 3, изд. Dark Horse Books, 2014 г., дата обращения 17.11.2025 г.

5.

MobyGames, дата обращения: 15.11.2025 г.

Final Fantasy: игровая обложка как иллюстративное искусство
9
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more