Original size 1140x1600

Феминизм и визуальная революция формы: женщины в радикальном дизайне 70-х

PROTECT STATUS: not protected
2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

Прикрепить карточку 1. Концепция 2. Контекст эпохи 70-х 3. Радикальный дизайн 4. Феминизм в дизайне 4.1 Чини Боэри 4.2 Нандо Виго 4.3. Гаэтана Аутленти 5. Заключение

Концепция

В 1970-е годы, когда промышленный дизайн продолжал опираться на модернистские принципы рациональности и стандартизации, женщины-дизайнеры внесли неожиданный вклад в эту дисциплину. Они ввели в неё язык эмоций и телесности, что стало своеобразным вызовом устоявшимся канонам. В эпоху политической нестабильности, роста феминистского движения и пересмотра социальных ролей их практика представляла собой форму тихого, но глубокого сопротивления. Они стремились вернуть человеку право на чувства, а вещам способность откликаться на эти чувства.

В центре внимания — концепция формы как средства освобождения. Для Нандо Виго форма выражается через сенсорность, игру света и отражений, которые формируют «расширенное тело» пользователя. Её объекты и интерьеры вовлекают зрителя, устраняя дистанцию между предметом и человеком. Чини Боэри же фокусируется на мягкости и трансформации как на политическом жесте: её модульные диваны и передвижные элементы мебели создают не фиксированное пространство, а открытую, гибкую среду, где пользователь сам определяет свой сценарий пребывания. Гаэ Ауленти, мастерски интерпретируя исторические формы, придаёт им гуманистическую плотность — массивность, округлость и материальность, которые подчёркивают автономность вещи, не подавляя тело, а создавая для него безопасную и динамичную обстановку.

Исследование фокусируется на мягких линиях, пластичности и органичности. Эти свойства отражают новую эстетику, где ключевыми являются тактильные ощущения и способность к адаптации. Гибкие конструкции, такие как складные, модульные и подвижные элементы, символизируют множественность и отказ от доминирующей формы. Внимание к пользователям проявляется через эргономику, основанную на эмпатии: поверхности, в которые можно погрузиться; детали, меняющие своё положение; пространство, реагирующее на движения и вес тела.

Вклад женщин-дизайнеров 70-х годов выходит за рамки отдельных предметов и проявляется в формировании альтернативного визуального восприятия. Их работы не заявляют о феминизме напрямую, но через мягкую, адаптивную и эмоционально насыщенную структуру форм они создают уникальный визуальный язык. Это исследование рассматривает творчество Виго, Боэри и Ауленти как своего рода манифесты свободы: от жёстких норм индустрии, от иерархичности пространства и от безличной функциональности. В их проектах рождается дизайн, который способен чувствовать, дышать и вступать в диалог, тем самым расширяя границы профессии и человеческого опыта.

Контекст эпохи 70-х

Original size 500x318

Lotta Continua, LC

Время перемен и устройства нового мира. После послевоенного экономического роста 1950–60-х наступил кризис как экономический, так и культурный. Молодое поколение требовало пересмотра устоявшихся норм. Если в социально-политическом мире происходит вторая волна феминизма, студенческие движения и кризис традиционных ценностей. То в мире искусства переход от модернизма к постмодернизму, эксперименты с формой и материалами и рождение радикального дизайна.

Радикальный дизайн

Радикальный дизайн это художественно-дизайнерское движение конца 1960–1970-х годов (в основном в Италии), направленное на полное переосмысление роли дизайна в обществе. Он отвергал модернистскую идею «хорошей формы», функционализм и коммерческую ориентацию промышленного дизайна. Радикальные дизайнеры превратили объект, интерьер и архитектуру в носителей идей, манифестов и политических высказываний. Без радикального дизайна не возникло бы столь яркого разнообразия форм, визуальных стратегий и критического языка, которым пользуются дизайнеры XXI веке.

Это направление разрушило представление о дизайне как о «служебной дисциплине». Дизайнеры поставил на повестку вопросы экологии, потребления, власти брендов. Но каково влияние женщин — дизайнеров на это направление?

Феминизм в дизайне

Радикальный дизайн, отказываясь от функционализма и рыночных норм, предоставил женщинам пространство для формального и идеологического эксперимента. Женщины все больше вносят вклад в дизайн, формы смягчаются, эмпатия становиться ведущим инструментом, возникает чувственный минимализм. Происходит отказ от геометрической жестокости и стандартизации.

Для дизайнеров и архитекторов это означало необходимость пересмотра самой логики проектирования:

1. Кто создаёт вещи и для кого? 2. Как форма отражает власть, идентичность, гендер? 3. Может ли дизайн быть инструментом освобождения, а не подчинения?

Таким образом, феминизм стал не отдельным стилем, а методом переосмысления отношений между телом, пространством и объектом.

В своей работе я рассмотрю трех женщин-дизайнеров родом из Италии: Чини Боэри, Нандо Виго и Гаэ Аутленти. Рассмотрим их работы, изменения в промышленном радикальном дизайне, принципы и смыслы, которые они вкладывают.

Чини Боэри (1924 — 2020)

Чини Боэри, выдающийся представитель итальянского радикального дизайна, объединяет в своей практике эксперимент, социальную чуткость и глубокое понимание человеческого тела.

Original size 1024x576

Чини Боэри за работой

Одна из первых женщин, получивших профессиональное архитектурное образование, она вписала своё имя в историю рядом с такими мастерами, как Акилле Кастильони, Марко Дзанузо и Джо Коломбо. Однако её подход к дизайну отличался гуманистической оптикой, которая выделяла её среди коллег-мужчин. Для Боэри дизайн не просто формальное действие, а политический, телесный и эмоциональный акт, где каждый предмет становится инструментом заботы и способом демократизации жилья.

Serpentone Sofa, 1971

Её проекты 1970-х и 1980-х годов демонстрируют последовательность идей, построенных вокруг телесного комфорта и свободы пользователя. Змеевидный диван (Serpentone Sofa, 1971) — модульная, гибкая, змеевидная система, которая буквально разворачивается в пространстве, подстраиваясь под пожелания и позы человека. Эта «мягкая архитектура» воплощает принцип «мягкого функционализма». Форма здесь не диктует поведение, а открывает выбор, разрушая стандартизированные сценарии сидения и отдыха.

Ghost, 1987

Спустя годы Приведение (Ghost, 1987) продолжает те же поиски: прозрачная, словно исчезающая, она расширяет идеи адаптации пространства под пользователя, вводя легкость и невесомость как метафору личной свободы.

Original size 1456x1062

Ghost, 1987

«Ghost — это как бы душа мебели, чистая форма, лишённая цвета и деталей» — Чини Боэри

Casa nel bosco, 1969

В проекте Дом в лесу (Casa nel Bosco, 1969) Боэри воплощает те же принципы в масштабе жилого пространства. Дом, интегрированный в природу, не доминирует, а поддерживает физическое состояние и повседневные привычки человека, создавая среду, где личные предпочтения важнее стандартных архитектурных норм.

Casa nel bosco, 1969

Её работы обладают эмоциональной глубиной, выраженной через мягкие формы, пластичность и дружелюбные материалы. Эти предметы становятся мостом между человеком и его окружением, не навязывая, а приглашая к диалогу. Они символизируют личную свободу и доверие к собственному телесному опыту, создавая атмосферу открытости и комфорта.

Original size 1200x1095

Чини Боэри и ее проект стул Ghost

Вклад Чини Боэри в радикальный дизайн важен не только формально, но и этически: она доказала, что дизайн может быть одновременно экспериментом и жестом нежности по отношению к человеку. Её феминистский подход выражается в том, что дизайн рассматривается как проявление заботы, способ обеспечить физический комфорт, автономию и уважение к личным границам. Для Боэри уют не является чем-то обыденным, а скорее формой сопротивления стандартизации и обезличиванию.

Нандо Виго (1936 — 2020)

Одна из самых поэтичных и одновременно радикальных фигур итальянского авангарда Нандо Виго, чья работа смещает дизайн из сферы предметности в область восприятия.

Нандо Виго

В отличие от многих представителей радикального движения, экспериментировавших прежде всего с формой и социальными сценариями, Виго сосредотачивается на оптике, свете, отражении — на самой ткани опыта. Для неё свет становится не декоративным эффектом, а способом переживания, инструментом освобождения зрения и тела от привычных ограничений.

0

Lo Scarabeo sotto la foglia, 1969

В интерьере Скарабей под листом (Lo Scarabeo sotto la foglia, 1969) идея становится почти философской: пространство больше не константа, а изменяемая светом и движением структура, подчеркивающая относительность восприятия. Виго развивает диалог между светом и материалом в более интимном масштабе, превращая комнату в оптический кокон, где зритель становится активным участником визуального процесса.

Lo Scarabeo sotto la foglia, 1969

Original size 1000x735

Интерьер гостиной в Zero House, 1959–1962

Мебель для проекта Дом под листом (Casa sotto la Foglia) И Нулевой дом (Zero House, 1959-1962), Кронотопо (Cronotopo, 1969), предметы, в которых отражающие поверхности, зеркала и полупрозрачные материалы создают «световые поля». Зритель здесь теряет привычную ориентацию, а предмет превращается в динамическую матрицу, где тело и отражение вступают в игру.

Scomice и мебель для проекта Casa sotto la Foglia

Original size 1000x1000

Cronotopo, 1969

«В искусстве я сразу нашла новые меры свободы» — Нандо Виго

Original size 1200x736

Нандо Виго в Lo Scarabeo sotto la foglia

Визуальный язык Виго направлена на размытие границ между телом и пространством, делая видимым сам процесс восприятия. Виго использует свет и зеркала не для демонстрации эффектов, а для исследования внутреннего восприятия. Эти элементы становятся инструментами не для самопрезентации, а для осознания собственного «я».

Нандо Виго и ее проекты Arredoluce, 1970 и Golden Gate, 1969

Виго предлагает альтернативу линейному, контролирующему взгляду — взгляду, исторически ассоциированному с мужским субъектом. Она создает пространства, в которых женщина становится не объектом визуального анализа, а субъектом опыта, управляющим собственным восприятием.

Гаэтана Аутленти (1927 — 2012)

Ауленти вошла в историю именно благодаря своей независимости — творческой, интеллектуальной и профессиональной. Её собственная формула непохожести: «если мода диктует красное, я сразу надену зеленое» — не просто ироничный жест, а манифест художественной автономии, который определял её путь в радикальном дизайне.

Original size 1000x768

Гаэ Ауленти

«Если мода диктует красное, я сразу надену зеленое» — Гаэ Аутленти

Предметы, которые не навязывают себя, а раскрываются в процессе взаимодействия. Гаэ продемонстрировала, что радикальность может проявляться не только в противостоянии, но и в нюансах, тонкой пластике, работе с масштабом и светом, способности соединять индустриальное и интимное, превращая пространство для человеческого опыта.

Locus Solus, 1964

Ауленти делала свой вклад не через разрушение предмета, а через масштаб, реконструкцию и синтез индустриального и интимного.

В своей ранней серии Особенное место (Locus Solus, 1964) она использовала конструктивную «оголённость», создавая мебель из металлических трубок и пластичных форм с неожиданными пропорциями. Эта мебель взаимодействует как с телом, так и с пространством, что подчеркивает её инновационный подход.

0

Pipistrello Lamp, 1965

В знаменитой Летучая мышь (Pipistrello Lamp, 1965) её подход раскрывается полностью: лампа, которая может менять высоту, сочетает мягкую пластику «крыльев» абажура и индустриальную телескопическую основу. Это не просто объект — это сцена для света, маленькая архитектура, вписывающаяся в любое пространство без потери выразительности.

Pipistrello Lamp, 1965

Original size 1200x849

Шоурум Olivetti, 1966- 1967

Шоу-рум Olivetti в Париже 1967 года ярко продемонстрировал уникальную методологию Гаэ Ауленти. Она мастерски соединила масштабность архитектуры с утонченной материальностью пространства, а индустриальные элементы с интимной чувственностью интерьера.

Шоурум Olivetti, 1966- 1967

В парижском интерьере Ауленти строит динамическую среду, где техника и тело вступают в диалог. Модульные плоскости, жесткие металлические объемы и строгая графика индустриальных элементов уравновешены мягкими световыми решениями, теплыми текстурами и пластикой движения внутри пространства. Ауленти не демонстрирует технику как фетиш прогресса, она помещает её в человеческий ритм, «одомашнивает» индустриальное через архитектурную чувствительность. Именно этот синтез «жесткого» и «мягкого» стал ее фирменным жестом.

Шоурум Olivetti, 1966- 1967

Феминистская перспектива Ауленти проявляется в профессиональной смелости. Её практика — это пересборка модернизма: она не разрушает его наследие, а перенастраивает, делает гибким, человеческим, менее догматичным.

Заключение

Именно в это десятилетие женщины-дизайнеры начали менять саму структуру визуального высказывания, расширяя рамки того, что дизайн может означать и какую социальную роль он способен выполнять. Их участие не просто дополняло движение, но задавало новые принципы формообразования, основанные на теле, идентичности, эмоциональности и политической телесности, что сегодня можно прочесть как раннюю форму феминистской визуальной революции.

Источники

Bibliography
Show
1.

А. В. Марьин / Время радикального дизайна / Статья / http://www.art-in-school.ru/art/iskusstvo_i_obrazovanie__2013_01_-_06_Maryin.pdf Просмотрено: 15.11.25

2.

Мастера итальянского дизайна: Чини Боэри / Статья / https://mydecor.ru/heroes/architects/chelovek-legenda-dizayner-chini-boeri/ Просмотрено: 15.11.25

3.

Чини Боэри — гордость итальянской республики / Статья / https://www.interior.ru/design/1861-chini-boeri-gordosti-italiyanskoi-respubliki.html Просмотренно: 15.11.2025

4.

Cini Boeri Milan, Italy, 1924 / Статья / https://www.designculture.it/interview/cini-boeri.html Просмотрено: 15.11.2025

5.

Cini Boeri: vita, opere e innovazione nel design italiano / Статья / https://lauranoedesign.com/cini-boeri/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera Просмотрено: 15.11.2025

6.

Чини Боэри / Статья/ ttps://www.dezeen.com/11.09.2020/cini-boeri-design-architecture-obituary/? utm_medium=organic& utm_source=yandexsmartcamera Просмотрено: 15.11.2025

7.

Дизайн без границ: «королева света» Нанда Виго / Статья / https://www.casaricca.ru/journal/art/dizayn_bez_granits_koroleva_sveta_nanda_vigo/ Просмотрено: 15.11.2025

8.

‘La Scarabeo Sotto Una Foglia, 1969 / Статья / https://www.themillievintage.com/design-living/gio-ponti-amp-nanda-vigos-la-scarabeo-sotto-una-foglia-villa-anguissola-malo-italy-1969 Просмотрено: 15.11.2025

9.10.

INTERVIEW: The Late Nanda Vigo, Radical Artist And Designer Light-Years Ahead Of Her Time / Статья / https://www.interior.ru/design/7962-nanda-vigo-svet-mezhdu-iskusstvom-i-dizainom.html Просмотрено: 15.11.2025

11.

Архитектор Гаэ Ауленти: «если мода диктует красное, я сразу надену зеленое» / Статья / https://www.interior.ru/education/geroi-dizaina/2353-arkhitektor-gae-aulenti-esli-moda-diktuet-krasnoe-ya-srazu-nadenu-zelenoe.html Просмотрено: 15.11.2025

12.

Гаэ Ауленти: 10 фактов о легенде дизайна / Статья / https://mydecor.ru/heroes/architects/gae-aulenti-arhitektura-muzhskaya-professiya-poetomu-ya-vsegda-delala-vid-chto-ne-imeyu-k-nei-nikakogo-otnosheniya-id6801914/ Просмотрено: 15.11.2025

13.

Творческая вселенная Гаэ Ауленти: новая выставка музея Vitra / Статья / https://mydecor.ru/news/events/gae-aulenti-novaya-vystavka-muzeya-vitra-id6858017/ Просмотрено: 15.11.2025

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.
Феминизм и визуальная революция формы: женщины в радикальном дизайне 70-х
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more