
Концепция
В 1920-е появилось первое авангардное направление — французские импрессионисты. Они решили развивать кино как самостоятельное искусство, сместив фокус с пересказа конкретных фактов на авторское видение. Кино для киноимпрессионистов представлялось симфонией, все части которой связаны и ритмичны. Главным вдохновением для режиссеров этого движения стала книга Луи Деллюка «Фотогения», где душа и внутренний мир человека противопоставляется излишней вычурности и искусственности. По его мнению, режиссеры должны научится находить и показывать красоту вокруг себя, только открывая ее и подчеркивая, но не создавая искусственно. Киноимпрессионисты считали, что технические приемы всегда должны идти в рука об руку с идеей произведения, поэтому такой самобытный поэтический взгляд на создание фильмов требовал нового художественного языка.
«Техника не может отделиться от идеи; в противном случае, творение холодно, неясно, бесплодно». (Луи Деллюк, Фотогения, пер. Т.Сорокина, 1924)
В одной из глав своей книги Деллюк восхищается сценами из фильма «Женщина Жанна» Сесиль Де Милль (1916), когда перед главной героиней, как видения, проходят картины. Прием, который его поразил «surimpression» — мультиэкспозиция. Это техника наложения нескольких сцен друг на друга, которая в итоге стала одним из важных инструментов визуального повествования для киноимпрессионистов. Впервые этот способ съемки был применен в фильме «У человека несколько голов» (1898) Мельесом, которого неслучайно называли волшебником. Он использовал двойную экспозицию, чтобы показать фокус: он будто бы отрывал свои головы и раскладывал их на столе. Таким образом, изначально этот прием использовался для создания магии и призраков в кино, чтобы удивлять и пугать зрителей. Но в фильмах французского импрессионизма круг применения мультиэкспозиции расширился, так как теперь режиссерам было важно не удивить, а передать эмоцию.

«Женщина Жанна», реж. Сесиль Де Милль, 1916
В своем визуальном исследовании я хочу проследить, как и для каких целей разные режиссеры французского импрессионизма использовали двойную экспозицию. Для раскрытия темы выделила шесть главных разделов: сравнение, параллель, многослойность, гипербола, призрак и противопоставление. Некоторые из них вдохновлены художественными средствами выразительности из литературы, потому что работают по схожему с ними принципу: контрастируют, сопоставляют, преувеличивают и дополняют. В качестве иллюстративного ряда решила взять кадры из фильмов ключевых режиссеров французского импрессионизма, где мультиэкспозиция используется для решения разных задач от изображения мыслей и чувств человека до обогащения фильма скрытыми символами и деталями.
«Верное сердце», реж. Жан Эпштейн, 1923
Сравнение
В первую очередь, с помощью двойной экспозиции создавали художественные образы персонажей, сравнивая их с предметами, явлениями и животными, на которых они похожи.
«Наполеон», реж. Абель Ганс, 1927
Очень часто визуальные метафоры вторили тексту: Мария Лазар из фильма «Я обвиняю» — «прямой и простой, как лезвие меча», возлюбленная Хедвика — «гордая и нежная, подобно дворцу».
«Я обвиняю», реж. Абель Ганс, 1919
«Эльдорадо», реж. Марсель Л’Эрбье, 1921
Сравнение использовали не только для создания портрета героя, но и чтобы передать эмоции, показать суть и глубину любовных отношений, описать политические настроения и взгляды героев: хаос и порядок.
«Верное сердце», реж. Жан Эпштейн, 1923 / «Улыбающаяся мадам Бёде», реж. Жермен Дюлак, 1923
Параллель
Показывая события, происходящие в одно и то же время, можно было связать сцены и провести между ними параллель. Так, погребение жены Ашера происходит осенью — в момент увядания природы, жаркие споры в Национальном Конвенте во время бури, в которую попал Наполеон.
«Падение дома Ашеров», реж. Жан Эпштейн, 1928
«Наполеон», реж. Абель Ганс, 1927
Многослойность
Наслаивая несколько сцен друг на друга, можно было добиться ощущения потерянности, оторванности от реальности и полной дезориентации. Зачастую одна из сцен крутится словно карусель на фоне статичного объекта/героя или одни и те же действия накладываются друг на друга.
«Верное сердце», реж. Жан Эпштейн, 1923 / «Менильмонтан», реж. Дмитрий Кирсанов, 1926
«Падение дома Ашеров», реж. Жан Эпштейн, 1928
Идеализированные воспоминания тоже передаются с помощью наслаивания образов настоящего и прошедшего друг на друга. Задумчивый персонаж смотрит влево, как бы обращаясь к прошлому.
«Колесо», реж. Абель Ганс, 1922
«Я обвиняю», реж. Абель Ганс, 1919
Гипербола
«Наполеон», реж. Абель Ганс, 1927
Гипербола используется, чтобы подчеркнуть и преувеличить жизненные события и состояния героев. Выразительные образы вызывают более насыщенные эмоции будь то огромный маятник в спальне мадам Бёде или обезображенные лица спорящих революционеров в Конвенте.
«Улыбающаяся мадам Бёде», реж. Жермен Дюлак, 1923
«Наполеон», реж. Абель Ганс, 1927
Призрак
Призраки в виде еле заметных белых контуров людей появляются в жизни героев, как плод их воображения.
Фантазии
Фантазии героев отвлекают их от реальности и дают им надежду. Герои либо сами переносятся в прекрасный утопичный мир, либо создают для себя защитника и опору в моменты трудностей и бессилия. Покровитель может быть вдохновлен как фотоснимком из газеты, так и легендой о могущественных предках, галлах.
«Я обвиняю», реж. Абель Ганс, 1919
«Улыбающаяся мадам Бёде», реж. Жермен Дюлак, 1923
«Я обвиняю», реж. Абель Ганс, 1919
Иллюзии
В отличие от фантазии, иллюзия обманывает наши чувства. Героям мерещатся навязчивые образы во снах и наяву, от которых они изо всех сил пытаются сбежать. Это пугающее наваждение часто сводит их с ума.
«Дочь воды», реж. Жан Ренуар, 1925
«Я обвиняю», реж. Абель Ганс, 1919
«Улыбающаяся мадам Бёде», реж. Жермен Дюлак, 1923
Противопоставление
Противопоставление создает контраст между образами. Такой прием помогает выделить главного героя, отличающегося от остальных, подчеркнуть полярных по характеру персонажей и усилить выразительность идеи на сопоставлении противоположных образов.
«Наполеон», реж. Абель Ганс, 1927
«Я обвиняю», реж. Абель Ганс, 1919
«Улыбающаяся мадам Бёде», реж. Жермен Дюлак, 1923
Заключение
Двойная композиция была очень распространена среди киноимпрессионистов. Ее использовали, чтобы создать образ персонажа и передать эмоции, показать параллельные события, подчеркивающие друг друга, добиться ощущения дезориентации с помощью многослойности, показать воспоминания, мысли, фантазии и иллюзии, гиперболизировать эмоции и события, подчеркнуть полярных по характеру персонажей и усилить выразительность идеи на сопоставлении противоположных образов. По этим причинам я считаю, что этот прием играет большую роль в кино французского импрессионизма, так как является важным инструментом для отображении атмосферы фильма и внутреннего мира героев.
«Верное сердце», реж. Жан Эпштейн, 1923
Луи Деллюк. Фотогения. пер. Т.Сорокина. М.: Новые вехи, 1924
The Lucky Dog Picturehouse. Un homme de têtes (or The Four Troublesome Heads) by Georges Melies, 1898 // YouTube. 20 июня 2014 (URL: https://www.youtube.com/watch?v=IKQRV4XKZt4) Просмотрено: 15.11.2023.
Wikipedia. Multiple_exposure // Сайт wikipedia.org. (URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Multiple_exposure) Просмотрено: 12.11.2023.
Д. Поречный. Кинематограф под пером: Эссе ограниченного // Сайт https://cinetexts.ru. 31 октября 2021. (URL: https://cinetexts.ru/under_the_feather?ysclid=lpb1t1lkn3594669314) Просмотрено: 10.11.2023.
КиноПоиск. От магии фокусов к магии кино: Отрывок из книги «Исчезающий слон» // Сайт kinopoisk.ru. 1 апреля 2018. (URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/3146038/comment/2054645/?ysclid=lpb3z9hg4v408680956) Просмотрено: 10.11.2023.
«Верное сердце» (Coeur fidèle, реж. Жан Эпштейн, 1923)
«Дочь воды» (La Fille de l’eau, реж. Жан Ренуар, 1925)
«Женщина Жанна» (Joan the Woman, реж. Сесиль Де Милль, 1916)
«Колесо» (La Roue, реж. Абель Ганс, 1922)
«Менильмонтан» (Ménilmontant, реж. Дмитрий Кирсанов, 1926)
«Наполеон» (Napoléon, реж. Абель Ганс, 1927)
«Падение дома Ашеров» (The Fall of the House of Usher, реж. Жан Эпштейн, 1928)
«Улыбающаяся мадам Бёде» (The Smiling Madame Beudet, реж. Жермен Дюлак, 1923)
«Эльдорадо» (El Dorado, реж. Марсель Л’Эрбье, 1921)
«Я обвиняю» (J’Accuse, реж. Абель Ганс, 1919)