Original size 2480x3500

Трансформация облика Синди Шерман

PROTECT STATUS: not protected
21
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 3500x1695

Синди Шерман, «Untitled #119», 1983 (фрагмент)

Концепция

На ее фотографиях не присутствует никто, кроме нее самой, но и ее самой там никогда нет. Она — древнегреческая аллегория, ожившая картина эпохи ренессанса и барокко — воплощение кисти Караваджо и Боттичелли. Она — мужчина, она — секс-кукла, она — шут и, наконец-то, она — женщина-фотограф с тысячью лицами. Провокационная персона Синди Шерман появляется на нью-йоркской сцене в начале 1980-х годов. Ее работы становятся, чем-то большим, чем просто запечатление реальности на фотобумаге. Наоборот, реальность там отсутствует, а всеобъемлющая бездна лжи порождает поистине автономные и ужасающие образы. Лицо Шерман, как зеркало потребительского мира, разбивается на множество осколков впиваясь в общепринятую безобманную философию фотографии. Из каждого из осколков на зрителя смотрит несуществующий лик, высматривает ту самую правду о самоидентичности, восприятии чужого взгляда и женских архетипах.

«Мне противно, как люди заставляют себя выглядеть красиво; меня гораздо больше завораживает другая сторона». — Синди Шерман в интервью с Ларри Фрасцелла. [1]

С помощью искусства ложного автопортрета Синди Шерман искажает бытие, бессовестно обманывает зрителя и заставляет всплыть на поверхность социально-критические вопросы. Увлечение фотографией становится для нее крайне выразительным способом изнурения сознания смотрящего. Начиная с суперреализма, художница оборачивается фотографом и оставляет живопись мужской вотчине. Сфера фотографии оказывается свободным полем для творчества и самовыражения, а Синди неумолимо находится со словами, которые должны быть сказаны. Глас масс-медиа под ее визуальными высказываниями тускнеет, раскрывая затуманенную правду объективизации индивидуальной и коллективной идентичности. В частности она обращает внимание на образ женщины во времена второй волны феминизма.

Послевоенная Америка присваивает женщинам роль домохозяйки, что приравнивается к общественному мнению, а средства массовой информации не чураются пропагандировать данную зашоренную позицию. Синди Шерман разрывает этот порочный круг их же оружием: утрирует и нарочито вываливает привитую женскому взгляду дереализацию. Бесстрашно выставляя камеру на себя, она вступает в ролевую игру с мужским государством и податливой ему рекламой. У нее получается привлечь внимание аудитории ее бесчисленным образами, циркулирующие в публичной культуре, как яркие маски на венецианском карнавале. Массовый обман оказывается подавлен неудержимым месивом мелкой и игривой лжи — Шерман успешно раскрывает абсурдность человечества в своих работах.

Original size 3500x1088

Синди Шерман, «Untitled Film Still #12», 1978 (фрагмент)

«Когда я училась в школе, меня раздражало отношение к искусству как к чему-то настолько религиозному или священному, поэтому я хотела создать что-то, с чем люди могли бы себя соотнести, не читая об этом книгу». — слова Синди Шерман в статье Лоры Малви 1991 года. [8]

Ее искусство — искусственное и сложное, как тряпичные цветы, которые способны годами держать форму. Эти цветы тщательно и откровенно конструируются, но при этом остаются доступны для понимания всем без каких-либо вторичных знаний. Художница с трепетом заботиться о своих творениях, как о детях. Она надевает роль всеобщей матери: она и объект в кадре, и режиссер, и гример, и субъект с камерой в руках. Ее идентичность никогда не попадает на снимки, ее там нет: там интерпретации, аллегории, образы, работающие через призму стороннего взгляда. Именно здесь происходит столкновение творчества Шерман с концепцией Сартра. Трансформируясь под объективом камеры, она создает «другого» внутри себя и показывает, что тело — это лишь оболочка, контролируемая взглядом общества, из-под которого пришло время выйти и вернуть себе утерянную субъектность.

Original size 3500x952

Синди Шерман, «Untitled A-E», 1975

Первая серия исследования сосредоточится на аналитическом разборе двух серий фотографий Синди Шерман «Untitled Film Stills» и «Centerfolds» через «взгляд другого» Сартра, в котором человек теряет его субъектность под чужим взглядом, то его идентичность создается посредством чужого мира. Образы и персонажи, созданные художницей, помогут показать, как внутри одного человека появляется «другой», а внешняя оболочка контролируется и устанавливается взглядом извне.

Вторая серия направит взгляд зрителя через «зловещее» Фрейда в серии фотографий «Fairy Tales» и «Sex Pictures», которые вызывают двойственные ощущение «нездоровой» эстетики. В этом философско-визуальном сравнении работы Шерман выступят примером эффекта «uncanny valley», который вызывает ощущение дискомфорта от приближенных к реальности, но на самом деле искусственных, образов.

Третья серия продемонстрирует, как взгляд может контролировать чужую идентичность. В сериях фотографий «Clowns» и «History Portraits» Синди Шерман превращает себя в подчиняющийся социальным ролям и ожиданиям манекен: такие гипертрофированные и пугающие образы объединяют в себе уже две философские концепции, показывая, как человек становится управляемым объектом.

Основной принцип исследования строится поиске и анализе философско-визуальных пересечений в фотографиях Синди Шерман и теориях Жан-Поля Сартра и Зигмунда Фрейда. Такой подход позволяет соотнести современные визуальные практики с экзистенциальными и психологическими аспектами, чтобы показать, как эти концепции могут быть переведены на художественный язык интерпретаций.

Original size 3500x1344

Синди Шерман, «Untitled Film Still #4», 1977 (фрагмент)

Последовательность исследования построена на постепенном переплетении двух философских концепций через работы Шерман: от серий фотографий, где больше раскрывается «взгляд другого» Сартра к сериям, где уже превалирует «зловещее» Фрейда и заканчивая их миксом. Визуальный контент идет не в хронологическом порядке жизни художницы, а в синонимичном логике исследования.

Главным материалом выступают научные статьи о творчестве Синди Шерман, книги и интервью, в которых информация подается из уст самой художницы, что делает ее достоверной. Авторы таких трудов рассматривают и изучают фотографии Шерман в хронологическом порядке и с разных точек зрения: историческое влияние, социальное и политическое. Книга Amanda Cruz, Elizabeth A.T. Smith, Amelia Jones «Cindy Sherman: Retrospective» выступает одним из примеров качественно проанализированного и законспектированного материала. Она включает в себя основные работы каждой серии фотографий художницы, ее биографию и цитаты.

Серия 1. Смотри

«Некоторые люди говорили мне, что помнят фильм, из которого взято одно из моих изображений, но на самом деле я не имела в виду никакого фильма». — Синди Шерман. [4]

Original size 3500x2087

Синди Шерман, «Untitled Film Still», 1978 (фрагмент)

Untitled Film Stills, как визуализация сущности объекта

По Жану-Полю Сартру человеческая самоидентификация определяется в большей степени через оценку и восприятие сторонним индивидом. Посторонний взгляд неизбежно трансформирует субъект в объект, порождает экзистенциальное напряжение и ограничивает его свободу. Этим другим становится зритель, когда погружается в две громкие серии фотографий Синди Шерман «Untitled Film Stills» и «Centerfolds».

Original size 1600x1192

Синди Шерман, «Untitled Film Still #3», 1977

Серия маленьких черно-белых фотографий выходит в свет в 1977 году, показывая миру архетипичные образы женщин из никогда не существовавших фильмов категории «Б» и жанра «нуар». Нельзя утверждать, что Шерман прибегает к автопортрету в создании этих картин, корректнее будет сказать, что она использует себя в роли модели, манекена или безликого актера в данной задаче. Автопортрет отражает личность художница, в фильмах без названия Синди Шерман отказывается от себя. Такая подача заставляет наблюдающего отойти от изучения ее персоналии, и поднимает на поверхность проблему о социальных шаблонах, которые воздействуют на формирование представлений о наигранной женственности.

Синди Шерман, «Untitled Film Still #6», 1977

Original size 1126x840

Синди Шерман, «Untitled Film Still #11», 1978

Когда зритель становится другим, он начинает интерпретировать саму Шерман, как желаемого глазу персонажа. Каждая фигура в серии становится проекцией восприятия смотрящего и теряет какую-либо схожесть с реальной личностей. В работу вступает воображение и ассоциативный ряд выращенный на благодатной почве массовой культуры.

Не раскрывая внутренний мир персонажей, Шерман усиливает напряженность между субъективностью и объективностью. Кадры из «фильма без названия» не только работает с взглядом зрителя и камера, но иногда создают ощущение присутствия постороннего в сцене, как в «Untitled Film Still #1/10/14».

Original size 3500x1280

Синди Шерман, «Untitled Film Still #14/10», 1978 // «Untitled Film Still #1», 1977

В основе фотографий Шерман лежит перформанс. Она лишь позволяет зрителю подглядывать за ее игрой. Таким образом, серия представляет собой не отдельные кадры из фильмов, а скорее реконструкции, направленные на привлечение внимания и стимулирования желания смешанного с ностальгией у зрителя, как в рекламе с нарочито объективизированным изображением женщин.

Original size 3500x955

Синди Шерман, «Untitled» 1-5, 1976 (фрагменты)

Centerfolds, как визуализация экзистенциальная уязвимости

В 1981 Синди Шерман вдохновляется горизонтальным форматом журнала Artforum, для которого ее попросили создать портфолио фотографий, и создает серию работ отсылающую к разворотам порнографических журналов. Художница сменяет маску неназванной актрисы на томную, привлекающую своей доступностью девушку. Она использует театральное освещение, уводя окружение во тьму и выделяя определенные части тела, чтобы создать эффект эротического подглядывания.

Шерман снова играет с динамикой взгляда, перемещая взгляд зрителя выше относительно объектов в сцене, усиливая их уязвимость. Фотографии не просто заставляют, они насильно принуждают смотрящего погружаться в ощущения неловкости и случайного вуайеризма. Для зрителя в этой серии «взгляд другого» начинает работать не только инструментом контроля, но и зеркалом для него самого. Он оказывается в ситуации, где его оценка себя как субъекта связана с его восприятием героини.

Original size 1708x843

Синди Шерман, «Untitled #96», 1981

Original size 3470x1760

Сверху: Синди Шерман, «Untitled #90», «Untitled #86» Снизу: «Untitled #87», «Untitled #93», 1981

Мир раскритиковал художницу за такую пошлую подачу, которая как бы подтверждает сексистские стереотипы и намекает на след изнасилования в кадре. Шерман же опровергает эти предрассудки, рассказывая, что «она представляла себе кого-то, кто только что вернулся домой ранним утром с вечеринки, и солнце будит ее вскоре после того, как она ложится спать». [3] Такое недоразумение подтверждает силу массовой информации и стратегии мышления, которые она прививает обществу.

«Истина хочет отдаться голой… Этот безнадежный стриптиз — тот самый стриптиз реальности, который раздевается в буквальном смысле, предлагая глазам доверчивых вуайеристов видимость наготы. Но дело в том, что эта нагота окутывает ее второй кожей, которая уже не имеет даже эротического очарования платья». — Жан Бодрийяр. [3]

Мир раскритиковал художницу за такую пошлую подачу, которая как бы подтверждает сексистские стереотипы и намекает на след изнасилования в кадре. Шерман же опровергает эти предрассудки, рассказывая, что «она представляла себе кого-то, кто только что вернулся домой ранним утром с вечеринки, и солнце будит ее вскоре после того, как она ложится спать». [3] Такое недоразумение подтверждает силу массовой информации и стратегии мышления, которые она прививает обществу.

Original size 1662x840

Синди Шерман, «Untitled #92», 1981

Original size 1200x613

Синди Шерман, «Untitled #85», 1981

Синди Шерман, «Untitled #103», 1982

Обе серии показывают, как взгляды других конструируют идентичность. Герои фотографий тонко балансируют между собственным мнимым самосознание и тем как они видятся другими. И эти взгляды по своей натуре не пассивны: они искажаю реальность, создают ложные сценарии и ограничивают свободу.

Джон Бергер пишет в своей известной книге 1972 «Способы видения»: «мужчины действуют, а женщины появляются. Мужчины смотрят на женщин. Женщины наблюдают, как на них смотрят». [3]

Синди Шерман добавляет к идеи Сартра одну интересную деталь, такую, как объектив камеры. Он становится метафорой не только взгляда человека, но и культурного давления через гендерные стереотипы и социально принятые устои.

Серия 2. Воспринимай

Original size 3500x2261

Синди Шерман, «Untitled #305», 1994 (фрагмент)

«Зловещее» по Фрейду — это ощущение тревоги, вызванное парадоксальным восприятием одновременно знакомого и чуждого. Оно появляется под действием подавленных страхов и желаний, которые возвращаются в искаженной форме, и привычное становится каким-то неправильным. В сериях фотографий «Fairy Tales» и «Sex Pictures» Шерман создает собирательные, контрастные образы мерзкого и обычного, тем самым заставляя зрителя испытывать чувство дискомфорта. Телесные модификации и размытая грань между живым и неживым — приемы, к которым прибегает художница, невольно ссылаясь на концепцию Зигмунда Фрейда.

Fairy Tales, как визуализация тревоги

«Сказочные» работы демонстрируют полуразлагающиеся или искаженные тела, покрытые грязью. Границы между живым и мертвым размываются, узнаваемые человеческие лица кажутся пугающими за счет контекста и выкрученными на максимум мимикой эмоциями. Изображаемые сцены напоминают события из страшных сказок, где у зрителя создается ощущение погони, напряжения и небезопасности. Такими аберрациями Шерман обращает внимание на связь фантастических сказок с глубинными страхами человека, такими как смерть. Это усиливается за счет использования имитирующих реальную плоть материалов: глины и латекса, укрепляя странную тревогу в восприятии зрителя.

Синди Шерман, «Untitled #152», 1985

Original size 3500x2356

Синди Шерман, «Untitled #153, #145», 1985

«В историях ужасов или сказках очарованность чем-то болезненным также является, по крайней мере для меня, способом подготовиться к немыслимому… Вот почему для меня очень важно показать искусственность всего этого, потому что настоящие ужасы мира не имеют себе равных, и они слишком глубоки». — Синди Шерман. [3]

Синди Шерман, «Untitled #155», 1985

Синди Шерман, «Untitled #146», 1985

Художница удивительным образом добивается сходства с куклой, буквально теряя свою человечность на фотографиях. Она создает бесконечно фальшивых персонажей, но от этого лишь более тревожных. Ее герои непривычны наблюдающему не только из-за фактора страха, а также потому что никто не привык видеть такие синонимичные слову «сказки» визуализации.

Original size 3500x987

Синди Шерман, «Untitled», 1954 (фрагмент)

Sex Pictures, как визуализация зловещей порнографии

Сексуальные картины подобно сказочным продолжают играться с границами, но уже между человеческим и искусственным. Такая модификация телесности продолжает взывать к внутренним желанием и фетишизации, но при этом пробирает до дрожи от ощущения этой вычурной декоративности, которая уже начинает угрожать идентичности. В этой серии Шерман конструирует гибридных кукол из разных частей манекенов, собранных наигранно гротескно. Она располагает их в порнографически провокационных позах, где куклы не совокупляются друг с другом, а с гордостью демонстрируют свое ложное естество.

Original size 3500x2378

Синди Шерман, «Untitled #255», 1992

Original size 3500x1680

Синди Шерман, «Untitled #251, #258, #261», 1992

Синди Шерман, «Untitled #315», 1995

Работы ожидаемо подвергаются угрозе цензуре, возбуждая общество на вопрос том, что является непристойностью в искусстве. Однако эти изображения хоть и действительно по-настоящему порнографичны, но они объективизируют секс. Зритель начинает испытывать трудности с разделением этих понятий, что отражает фрейдовскую идею. «Зловещее» окутывает смотрящего, когда он не может различить настоящее от синтетического.

Шерман изображает порнографию нелепой — реальной, от этого в нее хочется верить, но явные нарушения пластики тел манекенов подрывают эту веру, вызывая пограничное ощущение жуткого и сексуального. Зритель видит, как знакомая ему форма человеческого тела ломается в нечто уродливое и неправильное, и приходит в ужас.

Синди Шерман, «Untitled #259», 1992

Таким образом, Шерман переносит зрителя в пространство, где создается ощущение одновременно притягательное и отталкивающее, за счет вернувшегося в памяти искажения когда-то подавленного личного и культурного аспекта. Она вскрывает спрятанные страхи и тревоги, которые обычно все предпочитают игнорировать.

«Но что может сделать порно в мире, заранее порнографированном? . . . Кроме как придать внешности дополнительную ироническую ценность?» — Жан Бодрийяр. [3]

Серия 3. Контролируй

Original size 1280x894

Синди Шерман, «Untitled #322», 1996 (фрагмент)

Две рассмотренные ранее философские концепции «зловещего» и «взгляда другого» переплетаются в сложною систему образов, исследующих идентичность и восприятие. Такой синтез происходит в сериях «Clowns» и «History Portraits». Зритель оказывается вовлечен в процесс критического осмысления человеческой индивидуальности через эти работы. Они показывают, как разработка определенных визуальных кодов порождает одновременно интригу и страх, как маска формирует другую, сублимационную личность.

Clowns, как визуализация искренности

Сложный грим, причудливые костюмы, мимическая маска — все это атрибуты, с помощью которых Синди Шерман исследует крайности характера играющей на публику персоны. Образ клоуна всегда формируется под взглядом окружающих, он создан для того, чтобы провоцировать реакцию, которую он сам до конца не может контролировать, потому что она зависит от личного восприятия каждого. Маска стирает субъектность личности и заменяет ее на набор гротескных эмоций, который можно считать объектным. Зритель решает смеется или плачет клоун, он выбирает ему эмоцию, использует это изобилие красок и фарса, как почву для собственных скрытых переживаний. Его взгляд невольно преображает маску, превращая ее в нечто близкое для него. Новое субъектное поле для клоуна становится зеркальным, вступая в спор о главности роли наблюдателя.

Синди Шерман, «Untitled #419», 2004

Original size 1139x761

Синди Шерман, «Untitled #417», 2004

«Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя». — Фридерих Ницше, «По ту сторону добра и зла», 1886.

Original size 3500x2480

Синди Шерман, «Untitled #412» / «Untitled #410», 2003

Чувство тревоги от созерцания маски усиливается под действием микса двух контрастов: яркими костюмом с улыбкой и пустым взглядом клоуна. Его лицо трансформируется в карикатуру, человеческие черты все еще узнаются, но их утрирование рождает эффект зловещего — зритель встречается со знакомым, но пугающим в своей искаженной форме.

Original size 3500x551

Синди Шерман, «Untitled #414/411», 2003 / «Untitled #424», 2004 (фрагменты)

History Portraits, как визуализация искусственности

В очередной раз играя с восприятием, Синди Шерман обращает взгляд зрителя на искусство: на его историчность и эстетический канон. В некоторых работах она переосмысливает труды великих художников, но в основном фотографии лишь имитируют живопись, выделяя на ее фоне искусственные и ироничные элементы. Откровенно издеваясь над искусственностью портретов эпохи ренессанса и барокко, Шерман дописывает их с помощью нелепых, эротических деталей, таких как накладная грудь. Портреты призванные концентрировать иллюзию величия обретают новую приземленную и обнаженную оболочку, как и клоуны, меняются от взгляда смотрящего. Художница подчеркивает объективизацию классического искусства, которое заведомо перевирает реальность, формируя ложные идеалы красоты и статуса.

Синди Шерман, «Untitled #222», 1990

Original size 3500x1543

Синди Шерман, «Untitled #216/198/205», 1989

«Жуткое — это нечто, что должно было бы оставаться в скрытом виде, но проявилось…» — Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. [6]

Синди Шерман, «Untitled #225», 1990

Фиксируя связь с реальным искусством, зритель сначала считывает картину вполне обычной, но детали нарушают чувство целостности. Иллюзия достоверности разрушается, стоит взгляду упасть на кукольную грудь или современный макияж. Классические портреты не отражают реальность, стремясь к ложной гармонии, гротескные работы Шерман же наоборот поднимают на поверхность скрытые пороки. Зрительские ожидания оказываются нарушены, на их место приходит чувство фрустрации.

Original size 3500x577

Синди Шерман, «Untitled #211/214», 1989

Через обе серии фотографий Шерман показывает, что человеческая идентичность формируется из двух исследуемых философских концепций. Она театрально выпячивает глубинные страхи зрителя из-под одежды, обнажая его, и заставляет принять роль другого, страстно рассматривающего ее образы и играющего в мнимый контроль.

Заключение

Исследуя идентичность, телесность, человеческое сознание и разрушая навязанные массовой культурой шаблоны, Синди Шерман управляет взглядом зрителя и направляет его на более глубинные уровни восприятия. Ее Работы перформативно общаются со смотрящим, разыгрывая через репрезентации устоявшиеся, навязанные архетипы женского, сексуального и социального, а не завуалирую их. Создаются совершенно новые отношения взаимодействия между художником и зрителем, в которых не только субъекты властны над объектами, но и объекты под действием этого «другого взгляда» обретают черты субъектности, тем самым оживают и превращаются в настоящую плоть. Шерман выворачивает наизнанку потребителей искусства, превращая их в полноценных участников разворачивающихся на фотографиях сцен. Она обращается к отвратительному в своей художественной практике, добавляя образам характеристику театральной реальности, которая высмеивает пороки зала. Такие фотографии не могут быть интерпретированы одноразово и окончательно, ведь каждый ужасается и восторгается по-своему.

Именно от этого «взгляда другого» зависит, с каким посылом тысячи ликов Синди Шерман обернутся на случайного наблюдателя, попавшего в сети ее правдивой лжи.

Original size 3500x1369

Синди Шерман, «Untitled», 1975 (фрагмент)

Bibliography
Show
1.

Interview by Larry Frascella: Cindy Sherman’s Tales Of Terror // archive.aperture.org: The Complete Aperture Archive. 2024. URL: https://archive.aperture.org/article/1986/2/2/cindy-shermans-tales-of-terror (дата обращения: 18.11.2024)

2.

Simon Hattenstone Cindy Sherman: Me, myself and I // theguardian.com: Guardian News & Media Limited. 2024. URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2011/jan/15/cindy-sherman-interview (дата обращения: 18.11.2024)

3.

Amanda Cruz, Elizabeth A.T. Smith, Amelia Jones Cindy Sherman: Retrospective. New York: Thames & Hudson, 1997. P. 216.

4.

Krauss, Rosalind E. Cindy Sherman, 1975–1993. New York: Rizzoli, 1993. P. 240.

5.

Зиновьева А. А. ПРОБЛЕМА ДРУГОГО В ФИЛОСОФИИ Ж.-П. САРТРА // cyberleninka.ru: КиберЛенинка. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-drugogo-v-filosofii-zh-p-sartra (дата обращения: 18.11.2024)

6.

Фрейд З. Жуткое (1919) // freudproject.ru: Проект «Весь Фрейд». 2024. URL: https://freudproject.ru/?p=723 (дата обращения: 18.11.2024)

7.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М.: Республика, 2000. 639 с.

8.

Caterina Bellinetti Cindy Sherman’s Iconic Career on View at Paris Retrospective // artandobject.com: Art & Object. 2021. URL: https://www.artandobject.com/news/cindy-shermans-iconic-career-view-paris-retrospective (дата обращения: 18.11.2024)

Image sources
Show
1.

Синди Шерман, «History Portrait #224», 1990 // URL: https://www.mutualart.com/Artwork/Untitled--Bacchus-/5EE09DC5D390751D4EBB34C77DA33200 (дата обращения: 18.11.2024)

2.

Синди Шерман, «Untitled #92 (Centerfold)», 1981 // URL: https://www.nasjonalmuseet.no/en/collection/object/MS-03741-1994 (дата обращения: 18.11.2024)

3.

Синди Шерман, «Untitled #155», 1985 // URL: https://www.phillips.com/detail/cindy-sherman/NY010815/147?fromSearch=c-print&searchPage=27 (дата обращения: 18.11.2024)

4.

Синди Шерман, «Untitled #119», 1983 // URL: https://www.mutualart.com/Artwork/Untitled--119---1983/82BA057D9854D9F3354CB772D9B7243F (дата обращения: 19.11.2024)

5.

Синди Шерман, «Untitled #322», 1996 // URL: https://www.mutualart.com/Artwork/Untitled--322-/7125B448BEE988D44708CC6F1E5ECCC5 (дата обращения: 19.11.2024)

6.

Синди Шерман, «Untitled», 1975 // URL: https://www.mutualart.com/Artwork/Untitled/44AB0D1E34780633 (дата обращения: 19.11.2024)

7.

Синди Шерман, «Untitled #305», 1994 // URL: https://bard.emuseum.com/objects/708/untitled-305?ctx=422f693ce44ec0b26a64de5ff6c9441a50ab507d&idx=5 (дата обращения: 19.11.2024)

8.

Синди Шерман, «Untitled A», 1975 // URL: https://www.tate.org.uk/art/artworks/sherman-untitled-a-p11437 (дата обращения: 19.11.2024)

9.

Синди Шерман, «Untitled B», 1975 // URL: https://www.tate.org.uk/art/artworks/sherman-untitled-b-p11438 (дата обращения: 19.11.2024)

10.

Синди Шерман, «Untitled C», 1975 // URL: https://www.tate.org.uk/art/artworks/sherman-untitled-c-p11439 (дата обращения: 19.11.2024)

11.

Синди Шерман, «Untitled D», 1975 // URL: https://www.tate.org.uk/art/artworks/sherman-untitled-d-p11440 (дата обращения: 19.11.2024)

12.13.

Синди Шерман, «Untitled #424», 2004 // URL: https://www.christies.com/lot/cindy-sherman-b-1954-untitled-424-5408946/?intObjectID=5408946&lid=1 (дата обращения: 19.11.2024)

14.

Синди Шерман, «Untitled Film Still #12», 1978 // URL: https://www.moma.org/collection/works/56571 (дата обращения: 20.11.2024)

15.

Синди Шерман, «Untitled Film Still #4», 1977 // URL: https://www.moma.org/collection/works/56525?artist_id=5392&page=1&sov_referrer=artist (дата обращения: 20.11.2024)

16.

Синди Шерман, «Untitled Film Still», 1978 // URL: https://www.mutualart.com/Artwork/-Untitled-Film-Still--Tray/1228594DE6BA6DFF67E548465DB5E216 (дата обращения: 20.11.2024)

17.

Синди Шерман, «Untitled», 1976 // URL: https://www.tate.org.uk/art/artworks/sherman-untitled-p78508 (дата обращения: 20.11.2024)

18.

Синди Шерман, «Untitled», 1976 // URL: https://www.tate.org.uk/art/artworks/sherman-untitled-p78495 (дата обращения: 20.11.2024)

19.

Синди Шерман, «Untitled», 1976 // URL: https://www.tate.org.uk/art/artworks/sherman-untitled-p78499 (дата обращения: 20.11.2024)

20.

Синди Шерман, «Untitled», 1976 // URL: https://www.tate.org.uk/art/artworks/sherman-untitled-p78498 (дата обращения: 20.11.2024)

21.

Синди Шерман, «Untitled», 1976 // URL: https://www.tate.org.uk/art/artworks/sherman-untitled-p78507 (дата обращения: 20.11.2024)

22.

Синди Шерман, «Untitled #255», 1992 // URL: https://sammlung.kunstmuseum.de/artwork/untitled-255/ (дата обращения: 20.11.2024)

23.

Синди Шерман, «Untitled Film Still #3», 1977 // URL: https://www.moma.org/collection/works/56520?artist_id=5392&page=1&sov_referrer=artist (дата обращения: 20.11.2024)

24.

Синди Шерман, «Untitled Film Still #6», 1977 // URL: https://www.moma.org/collection/works/56535?artist_id=5392&page=1&sov_referrer=artist (дата обращения: 20.11.2024)

25.

Синди Шерман, «Untitled Film Still #11», 1978 // URL: https://www.moma.org/collection/works/56560 (дата обращения: 20.11.2024)

26.

Синди Шерман, «Untitled #96», 1981 // URL: https://www.moma.org/collection/works/46055 (дата обращения: 20.11.2024)

27.

Синди Шерман, «Untitled #92», 1981 // URL: https://www.moma.org/collection/works/56480 (дата обращения: 20.11.2024)

28.

Синди Шерман, «Untitled #85», 1981 // URL: https://www.royalacademy.org.uk/art-artists/name/cindy-sherman-hon-ra (дата обращения: 20.11.2024)

29.

Синди Шерман, «Untitled #259», 1992 // URL: https://www.mutualart.com/Artwork/Untitled--259/B7249D41282582E3 (дата обращения: 20.11.2024)

30.

Синди Шерман, «Untitled #152», 1985 // URL: https://www.mutualart.com/Artwork/Untitled---152-/4FB338FAB4A3BC3D3BDD5D889BAA3EAD (дата обращения: 20.11.2024)

31.

Синди Шерман, «Untitled #146», 1985 // URL: https://www.mutualart.com/Artwork/Untitled---146-/46F8051782227A5F3372E4055C956381 (дата обращения: 20.11.2024)

32.

Синди Шерман, «Untitled #251», 1992 // URL: https://www.sadiecoles.com/exhibitions/955-hardcore/works/#/image_popup/image12703/ (дата обращения: 20.11.2024)

33.

Синди Шерман, «Untitled #258», 1992 // URL: https://ocula.com/art-galleries/hauser-wirth/artworks/cindy-sherman/untitled-%285%29/ (дата обращения: 20.11.2024)

34.

Синди Шерман, «Untitled #261», 1992 // URL: https://www.mutualart.com/Artwork/Untitled---261/A15789B1BB027EC1 (дата обращения: 20.11.2024)

35.

Синди Шерман, «Untitled #153», 1985 // URL: https://www.mutualart.com/Artwork/Untitled--153/DE48C9F0640C8068 (дата обращения: 20.11.2024)

36.

Синди Шерман, «Untitled #145», 1985 // URL: https://www.mutualart.com/Artwork/UNTITLED--145/570EA7FC7A1D0F94 (дата обращения: 20.11.2024)

37.

Синди Шерман, «Untitled #103», 1982 // URL: https://www.mutualart.com/Artwork/Untitled-103/B12A320FF3BE5F2783995BC44B23D23E (дата обращения: 20.11.2024)

38.

Синди Шерман, «Untitled Film Still #1», 1977 // URL: https://www.moma.org/collection/works/56510?artist_id=5392&page=1&sov_referrer=artist (дата обращения: 23.11.2024)

39.

Синди Шерман, «Untitled Film Still #10», 1978 // URL: https://www.moma.org/collection/works/56555 (дата обращения: 23.11.2024)

40.

Синди Шерман, «Untitled Film Still #14», 1978 // URL: https://www.moma.org/collection/works/56581 (дата обращения: 23.11.2024)

41.

Синди Шерман, «Untitled #87», 1981 // URL: https://www.artic.edu/artworks/234616/untitled-87 (дата обращения: 23.11.2024)

42.

Синди Шерман, «Untitled #90», 1981 // URL: https://www.artic.edu/artworks/229388/untitled-90 (дата обращения: 23.11.2024)

43.

Синди Шерман, «Untitled #86», 1981 // URL: https://www.artic.edu/artworks/229386/untitled-86 (дата обращения: 23.11.2024)

44.

Синди Шерман, «Untitled #93», 1981 // URL: https://www.artic.edu/artworks/229390/untitled-93 (дата обращения: 23.11.2024)

45.

Синди Шерман, «Untitled #419», 2004 // URL: https://www.mutualart.com/Artwork/UNTITLED--419/AE287BF71386F8B9 (дата обращения: 23.11.2024)

46.

Синди Шерман, «Untitled #417», 2004 // URL: https://www.moma.org/audio/playlist/261/3371 (дата обращения: 23.11.2024)

47.

Синди Шерман, «Untitled #412», 2003 // URL: https://www.mutualart.com/Artwork/Untitled---412-/F1665618C60A859D (дата обращения: 23.11.2024)

48.

Синди Шерман, «Untitled #410», 2003 // URL: https://www.nationalgalleries.org/art-and-artists/77087 (дата обращения: 23.11.2024)

49.

Синди Шерман, «Untitled #414», 2003 // URL:

50.51.

Синди Шерман, «Untitled #411», 2003 // URL: https://www.mutualart.com/Artwork/Untitled--411/49428FF09C180C35 (дата обращения: 23.11.2024)

52.

Синди Шерман, «Untitled #424», 2004 // URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-5408946 (дата обращения: 23.11.2024)

53.

Синди Шерман, «Untitled #211», 1989 // URL:

54.

https://www.thebroad.org/art/cindy-sherman/untitled-211 (дата обращения: 23.11.2024)

55.

Синди Шерман, «Untitled #214», 1989 // URL: https://www.thebroad.org/art/cindy-sherman/untitled-214 (дата обращения: 23.11.2024)

56.

Синди Шерман, «Untitled #222», 1990 // URL: https://www.moca.org/collection/work/untitled-222-2 (дата обращения: 23.11.2024)

57.

Синди Шерман, «Untitled #216», 1989 // URL: https://www.thebroad.org/art/cindy-sherman/untitled-216 (дата обращения: 23.11.2024)

58.

Синди Шерман, «Untitled #198», 1989 // URL: https://www.thebroad.org/art/cindy-sherman/untitled-198 (дата обращения: 23.11.2024)

59.

Синди Шерман, «Untitled #205», 1989 // URL: https://www.thebroad.org/art/cindy-sherman/untitled-205 (дата обращения: 23.11.2024)

60.

Синди Шерман, «Untitled #225», 1990 // URL: https://www.thebroad.org/art/cindy-sherman/untitled-225 (дата обращения: 23.11.2024)

61.

Синди Шерман, «Untitled», 1954 // URL: https://www.museoreinasofia.es/en/collection/artwork/untitled-28 (дата обращения: 23.11.2024)

62.

Синди Шерман, «Untitled #315», 1995 // URL: https://www.thebroad.org/art/cindy-sherman/untitled-315 (дата обращения: 23.11.2024)

Трансформация облика Синди Шерман
21
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more