Понимание структуры шрифта открывает новые возможности для самовыражения и помогает дизайнерам разговаривать на одном языке.

Pentagram, Bibliothèque nationale du Luxembourg
Буква лежит в основе всего графического дизайна. Используя шрифты разного начертания дизайнер может передать характер, настроение и атмосферу бренда. Понимание основных элементов дает возможность более вдумчиво выбирать шрифты и создавать свои собственные акцидентные буквы, например для логотипа, или плаката.
Из чего состоит буква?

Каждая буква, как и человек, обладает своим собственным характером, который может выражаться в разных элементах, таких как основной штрих, выносные элементы, засечки. Как будто рисуя портрет, дизайнер составляет из деталей каждую букву шрифта, придавая ей отличительные особенности, помогающие нам потом отличать один шрифт от другого. Именно эти небольшие на первый взгляд детали играют очень большую роль в типографике.

В основном, при разговоре о структуре буквы, шрифтовые дизайнеры, пользуются следующими терминами: Рука — Штрих, направленный вверх по диагонали Нога — Нижние диагональные штрихи в таких буквах как K, R, Я, Ж Капля — Модифицированная вертикальная засечка на конце дуги Петля — Замкнутый выноской элемент в букве «g» Арка — Дуга «стоящая» на двух опорах Спинка — Центральный изогнутый штрих у латинской буквы «s» и производных от неё знаков. Именно за счет изменения этих элементов, дизайнерам удается добиться разного характера буквы
Основные термины типографики
Pentagram, Tribeca Festival 2023
В первую очередь, когда мы начинаем работу, мы выбираем размер шрифта — его кегль (высота шрифта, которая измеряется в пункатах). Не существует универсального правила, в какой ситуации какой кегль нужно использовать, но для небольших наборных текстов, например в книгах, чаще всего используется шрифт размером 9-11 пунктов. Для плаката или баннера кегль будет значительно больше, в зависимости от размера листа.
Чтобы буквы не прыгали по листу, стоит воспользоваться привязкой к базовой линии — линии, на которой «стоят» знаки шрифта.
Расстояние от одной базовой линии до другой формирует интерлиньяж, который регулирует плотность и читаемость текста.
Базовая линия
Особенно важно выдерживать правильный интерлиньяж, когда речь идет о дизайне книг или буклетов, где читаемость и простота передачи информации выходят на первое место. Текст с хорошим интерлиньяжем приятно и легко читать. Универсальное правило — чем меньше размер (кегль) шрифта, тем больше интерлиньяж, и наоборот.
Интерлиньяж
Эссенция Сенца, Светлана Данилюк, Дмитрий Мордвинцев, ABCdesign
Кернинг или трекинг?
Эти два понятия начинающие дизайнеры довольно часто путают между собой. Однако применение у них разное. Кернинг — увеличение или уменьшение интервала между двумя символами, которое делается выборочно, между несколькими буквами. Это помогает достичь более равномерного набора. Особенно стоит обращать внимание на кернинг при работе с логотипом.
Кернинг
Трекинг — это увеличение или уменьшения между всеми буквами. Может применяться в случаях, когда нам нужно добиться лучшей читаемости в маленьком кегле.
Трекинг
Чтобы было проще запомнить: кернинг — буквы как бегуны, стоят на разном расстоянии, которое может меняться, а трекинг — как поплавки, равномерно натянутые на канате на одинаковом друг от друга расстоянии.
Антиква или гротеск?
Pentagram, serif
Антиква — отличный вариант, чтобы передать ощущение традиционности и надежности. Например, часто ее можно встретить в логотипах и афишах музеев и театров, традиционных изданиях. Тем не менее, это не значит, что ее применение ограничивается этими сферами. Современные шрифтовые дизайнеры создают модные акцидентные и наборные антиквы, которые придают особый изысканный характер проектам.
Антиква — шрифт с засечками
Элементы, составляющие антикву (засечки)
TypeType, шрифт TT Octosquares
Гротеск — шрифт без засечек
Гротеск — это шрифт без засечек, который широко используется в графическом дизайне благодаря своей современности и универсальности. Он часто применяется в веб-дизайне, так как обеспечивает отличную читабельность на экранах различных устройств.
А что мы сегодня будем делать?
Сегодня практическая часть занятия посвящена ручной печатной графике. Мы с вами разобрались из каких элементов состоит буква, из чего складывается ее характер и теперь попробуем создать свой акцидентный алфавит, печатая его разными способами на бумаге.
Этап 1
На первом этапе нам нужно выбрать букву и поробовать почувствовать ее характер. Чтобы это было проще сделать, предлагаю воспользоваться принципом азбуки и к каждой выбранной букве подобрать слово, которое будет отвечать за настроение. Например, при выборе буквы «В», мы можем взять слово «Волосы», в таком случае буква может выглядеть как на изображении справа, как будто бы состоя из тоненьких волосков.
Этап 2
После выбора слова, соответствующего букве, нам нужно подобрать подходящую задумке технику, их может быть много, можно воспользоваться совершенно любыми подручными материалами, но далее приведены самые основные


Печать буквы, Рокитянская Анастасия
Данное задание поможет лучше почувствовать форму буквы, научиться передавать ее характер и понимать взаимосвязь между образом и техникой исполнения