
Рубрикатор
1. Вступление 2. Отличие жанра инсталляции от тотальной инсталляции 3. История возникновения 4. Тотальная инсталляция в контексте современного времени 5. Заключение 6. Библиография 7. Источники изображений
Вступление
Инсталляция как жанр современного искусства представляет собой важное направление, способствующее расширению традиционных представлений о художественной практике и взаимодействии зрителя с произведением. В последние десятилетия этот жанр значительно повлиял на развитие современного искусства, открыв новые горизонты для художественного выражения и взаимодействия с аудиторией. В данном визуальном исследовании предполагается рассмотреть тотальную инсталляцию как отдельный жанр в современном искусстве, выявить отличие от традиционного понятия инсталляции. Также необходимо рассмотреть влияние данного направления на различные аспекты современного искусства, включая изменение художественного пространства, взаимодействие зрителя и художника, а также интеграцию новых технологий.

Тотальная инсталляция Christo Unveils «Inflatable, Light-Infused», Германия, 2013 г.

Тотальная инсталляция Christo Unveils «Inflatable, Light-Infused», Германия, 2013 г.
Тотальная инсталляция является более радикальной формой инсталляции, в которой произведение полностью трансформирует окружающее пространство, погружая зрителя в специально созданную среду.
Инсталляция кардинально изменила представления о художественном пространстве. Традиционные виды искусства, такие как живопись и скульптура, обычно предполагают создание произведений, которые занимают определенное место в галерее или музее. Тотальная инсталляция, напротив, рассматривает пространство как неотъемлемую часть произведения искусства, трансформируя его и вовлекая зрителя в новый контекст.
Отличие жанра инсталляции от тотальной инсталляции
Для понимания отличительных особенностей тотальной инсталляции необходимо выделить основные критерии для подборки объектов, соответствующих жанру. Среди основных характеристик тотальной инсталляции можно выделить полное погружение в окружающую обстановку. Основной целью тотальной инсталляции является создание среды, в которой зритель полностью погружается в художественное произведение. Все элементы пространства — стены, пол, потолок, свет, звук и т. д. — становятся частью инсталляции. Одним из примеров такой тотальной инсталляции является работы Яёи Кусамы «Бесконечная зеркальная комната — Поле Фаллии». Помещение представляет собой зеркальную комнату полностью покрытую красными точками, они умножаются в отражении, делая пространство нереальным и бесконечным.
Тотальная инсталляция Яёи Кусама «Бесконечная зеркальная комната — Поле Фаллии», 1965 г.
Еще одной важной характеристикой тотальной инсталляции является интеграция всех элементов. В отличие от обычной инсталляции, где элементы могут существовать отдельно, в тотальной инсталляции все компоненты интегрированы друг с другом и с окружающим пространством. В пространстве также могут полностью отсутствовать объекты. Примером такой работы является инсталляция Роберта Ирвина «Объем, охваченный черной линией». В работе художник использует только свет и пространство. Единственный объект — это полоса черной изоленты на полу выставочного зала.
Тотальная инсталляция Роберта Ирвина «Объем, охваченный черной линией», 1975 г.
Тотальная инсталляция также стремится создать новую, самостоятельную реальность, которая полностью захватывает внимание зрителя и погружает его историю и атмосферу, придуманную автором.
Тотальная инсталляция Аниша Капура «Svayambh», 2007 г.
Основным отличием тотальной инсталляции от инсталляции является степень вовлеченности зрителя. Жанр тотальной инсталляции предполагает пространство полностью разработанном художником для создания определенного эффекта или атмосферы. Инсталляция подразумевает взаимодействие с выставочным пространством, но не обязательно трансформирует его полностью. Фокус внимания в инсталляции строится на отдельном объекте или элементе, которые вместе создают художественное произведение, в то время как в тотальной инсталляции принципиально важным является рассмотрение пространства как полноценного объекта.
История возникновения
Первые шаги к созданию тотальных инсталляций можно увидеть в экспериментах с пространством, которые начались в начале 20-го века. Сюрреалисты и дадаисты активно использовали элементы окружающей среды в своих произведениях. Например, Марсель Дюшан в своих «готовых объектах» (ready-made) начал процесс интеграции повседневных предметов в художественное пространство, что можно рассматривать как антецедент тотальной инсталляции.
Марсель Дюшан с работами «Фонтан» (1917 г.) и «Велосипедное колесо» (1913 г.)
В 1950-1960-х годах художники начали активно исследовать перформативные аспекты искусства. «Хэппенинги» или «искусство действия» Аллана Капроу и действия группы «Fluxus» использовали живую среду и зрителей как неотъемлемую часть произведения. Эти практики заложили основу для дальнейшего развития инсталляционного искусства, где пространство и взаимодействие с ним становятся центральными элементами.
Инсталляция Аллана Капроу «Слова», 1962
Инсталляции Аллана Капроу. Слева «Yard», 1961 г. Справа «Happening», 1967 г.
В 1970-е годы жанр тотальной инсталляции начал формироваться как самостоятельное направление. Художники начали активно использовать весь объем пространства, включая стены, пол, потолок и окружающую среду, чтобы создать погружающие инсталляции. В это время стали популярны крупномасштабные инсталляции, которые трансформировали выставочные залы и создавали у зрителей чувство полного погружения в искусство. Одной из ключевых фигур в истории тотальной инсталляции является Илья Кабаков. Его работы с конца 1980-х годов стали эталоном жанра. Кабаков создавал инсталляции, которые представляли собой целостные миры, наполненные деталями и историями. Например, его инсталляция «Человек, который улетел в космос из своей комнаты» (1985) представляет собой реконструкцию комнаты, полностью измененную и наполненную элементами, создающими иллюзию взлета в космос.
Кабаков писал: «… главный мотор тотальной инсталляции, то, чем она жива, — раскрутить колесо ассоциаций, культурных или бытовых аналогий, личных воспоминаний». [11]
Тотальная инсталляция Ильи Кабакова «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1985 г.)
В 1990-е годы жанр тотальной инсталляции получил международное признание. Художники по всему миру начали создавать масштабные инсталляции, которые трансформировали общественные пространства и привлекали внимание широкой аудитории. В это время жанр стал частью основных художественных выставок и биеннале, таких как Венецианская биеннале и Documenta.
Тотальная инсталляция Илья и Эмилия Кабаковых «Туалет» на выставке Documenta, 1992 г.
Тотальная инсталляция Корнелия Паркер «Холодная темная материя», 1991 г.
Тотальную инсталляция Дэмиена Хёрста «Аптека», 1992 г.
Фрагменты картин с тотальной инсталляции Дэмиена Хёрста «Аптека», 1992 г.
Тотальная инсталляция в контексте современного времени
Сегодня тотальная инсталляция продолжает развиваться и адаптироваться к новым условиям и технологиям. Современные художники активно используют цифровые медиа, виртуальную и дополненную реальность для создания еще более погружающих и интерактивных пространств. Это открывает новые возможности для художественного выражения и взаимодействия с аудиторией. Именно к совмещению технологий и зрителя прибегает Рафаэль Лозано-Хеммер в и инсталляции «Pulse Room». Используя биометрические данные посетителей художник создает интерактивное световое шоу.
Рафаэль Лозано-Хеммер «Pulse Room», 2006 г.
Тотальная инсталляция Анна Гамильтон «Событие нити», 2012 г.
Тотальная инсталляция Анна Гамильтон «Событие нити», 2012 г.
В качестве характерного примера тотальной и интерактивной инсталляции, направленной на максимальное вовлечение и развлечение зрителя, стоит рассмотреть архитектурную конструкцию Amaze, созданную студией Unstable, базирующейся в Рейкьявике. Конструкция Amaze (2014 г.) представляет лабиринт, вписанный в городской ландшафт. Вошедшие туда зрители теряется и находят себя заново, пересмотрев представление о пространстве.
Тотальная инсталляция «Amaze» от студии Unstable, 2014 год
Тотальная инсталляция «Amaze» от студии Unstable, 2014 год
Однако не только цифровизация объектов и пространства характеризует современные тотальные инсталляции. Некоторые художники обращаются к природным материалам, чтобы создать контраст восприятия современного искусства. Примером такой работы является инсталляция Олафура Эллисона «Русло реки», 2014 год.
Тотальная инсталляция Олафура Эллисона «Русло реки», 2014 год.
Тотальная инсталляция Олафура Эллисона «Русло реки», 2014 год.
Основная концепция тотальной инсталляции «In-Between» заключается в исследовании состояния неопределенности и промежуточного положения (отсюда и название — «Между»). Хиршхорн создает пространство, в котором зрители находятся в постоянном движении и поиске, символизируя состояние современного человека, находящегося между различными политическими, социальными и культурными силами.
Тотальная инсталляция Томаса Хиршхорна «In-Between», 2015 г.
Wade Kavanaugh + Stephen B. Nguyen " Ellis-Beauregard Fellowship», 2019 г.
Примерами крупномасштабных инсталляций являются работы Олафура Элиассона, в которых он исследует взаимодействие света, воды, тумана и других природных элементов. Его работы часто создают уникальные погружающие среды, позволяя зрителям переживать искусство на физическом и эмоциональном уровнях. Две из его наиболее значимых работ, «Rainbow Assembly» (2016 г.) и «Fog Assembly» (2016 г.), являются яркими примерами использования природных феноменов для создания художественных произведений.
Тотальная инсталлция Олафура Элиассона «Fog Assembly», 2016 г.
«Rainbow Assembly» — это инсталляция, в которой Элиассон создает радужные эффекты, используя свет и воду. Зрители проходят через пространство, наполненное тонко распыленной водой, освещенной ярким светом, что создает эффект радуги, видимой под разными углами. «Fog Assembly» — инсталляция, в которой пространство заполняется густым туманом, создавая ощущение таинственности и неопределенности. Зрители оказываются в среде, где видимость ограничена, что стимулирует чувства и восприятие.
Тотальная инсталлция Олафура Элиассона «Rainbow Assembly», 2016 г.
Заключение
Тотальная инсталляция как отдельный жанр в современном искусстве представляет собой уникальное явление, кардинально изменившее подходы к художественному выражению и взаимодействию зрителя с искусством. Этот жанр, отличающийся полной интеграцией всех элементов пространства и созданием погружающей среды, значительно расширяет границы традиционного искусства. История возникновения жанра тотальной инсталляции отражает эволюцию искусства 20-го и 21-го веков, где акцент смещается с отдельных объектов на создание целостных сред и погружающих пространств. От ранних экспериментов с пространством до современных технологий, тотальная инсталляция продолжает влиять на развитие искусства, предлагая зрителям уникальные и трансформирующие опыт.
Башляр Г. Поэтика пространства. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 352 с.
Жданов, С. А. (2013). Инсталляция в современном искусстве: теория и практика. Санкт-Петербург: Алетейя.
Краусс Р., Фостер Х., Буа Ив-Ален, Бухло Б., Джослит Д. Искусство с 1900 года. Модернизм. Антимодернизм. Постмодернизм. М.: Ад Маргинем Пресс, ABC design, 2019.
Левашов, В. К. (2018). Современные художественные практики: тотальная инсталляция. Вестник культурологии, 4(10), 112-127.
О’Догерти Б. Внутри белого куба. М.: Ад Маргинем пресс, 2015. 144 с.
Тупикина, Е. С. (2020). Роль зрителя в тотальных инсталляциях Ильи Кабакова. Москва: Научная книга.
Bishop, Claire. Installation Art a Critical History. London: Tate, 2005.
Bright 2: Architectural Illumination and Light Installations. Amsterdam: Frame Publishers, 2015.
Buck L., McClean D. Commissioning contemporary art. London: Thames & Hudson, 2012
Groys, B. (2008). Art Power. Cambridge, MA: MIT Press.
Kabakov, I. (1995). On the «Total» Installation. Ostfildern: Hatje Cantz Verlag
Reiss, J. H. (1999). From Margin to Center: The Spaces of Installation Art. Cambridge, MA: MIT Press.
Rosenthal, M. (2003). Understanding Installation Art: From Duchamp to Holzer. Munich: Prestel Publishing.