
Рубрикатор
• Вступление и концепция • Чужой • Чужие • Чужой 3 • Чужой: Воскрешение • Прометей • Заключение • Источники
Вступление и концепция
Серия фильмов «Чужой» занимает особое место в истории кинематографа благодаря своим инновациям в создании ужасающих образов инопланетных существ. Начавшись с культового фильма Ридли Скотта Чужой (1979), эта франшиза на протяжении десятилетий продолжала развиваться. Образы ксеноморфов стали культовыми благодаря их уникальной и устрашающей эстетике. С каждым новым фильмом задействовалось больше новых приемов и эффектов, отражая прогресс в области кинематографических технологий.

На съемках Чужие 1986 г режиссера Джеймса Кэмерона
Появление франшизы связано с вкладом множества талантливых людей на разных этапах разработки каждой части франшизы, но одним из самых значимых был Ханс Руди Гигер (H.R. Giger) — швейцарский художник и дизайнер, который и создал дизайн Чужого. Его жуткий биомеханический стиль сыграл ключевую роль в формировании визуальной составляющей фильма.
Режиссером первой части был Ридли Скотт, который стал известен благодаря своему режиссерскому стилю и способности создавать атмосферу напряжения и ужаса. Его работа над «Чужим» принесла ему широкое признание. Сценарий написал Дэн О’Бэннон, который вдохновлялся своими работами в области научной фантастики, а также предыдущими проектами, такими как «Темная звезда».
О’Бэннон и Гигер на съёмочной площадке. 1979 г
В данном визуальном исследовании будет разобрана и наглядно показана эволюция технологий создания образа пришельцев из одноименной серии фильмов. Принцип рубрикации исследования строится на разборе каждого из фильмов, начиная с Чужого 1979 года, заканчивая Прометеем 2012 года, чтобы можно было отчетливо проследить эту эволюцию.
Цели данного визуального исследования — проследить развитие методов создания образов чужих в хронологическом порядке от первого фильма до последних частей франшизы, а также оценить вклад каждого из ключевых фильмов серии в развитие технологий аниматроники, практических эффектов, грима и компьютерной графики.
К методам исследования относятся детальный анализ всех фильмов франшизы с точки зрения использования различных технологий для создания ксеноморфов, сравнение технологий и методов, использованных в каждом из фильмов, с учетом их влияния на качество и реалистичность изображений, а также использование интервью с создателями фильмов, документальных материалов и закулисных кадров для понимания процессов и решений, стоящих за созданием образов чужих
Чужой 1979 г.
В первой части франшизы супервайзерами по специальным эффектам выступали Ник Алдер и Брайан Джонсон.
Ганс Гигер в Shepperton Studios работал для Чужого режиссера Ридли Скотта, 1979
Дизайн космического корабля, его интерьера, планеты, яиц и самого чужого разработал швейцарский художник и дизайнер Ганс Гигер, который даже по словам членов съёмочной группы, был «мрачным, жутким и похожим на Дракулу " человеком и судя по всему смог передать эти качества и своим творениям
Яйца чужих были созданы из полупрозрачного стеклопластика и открывались с помощью гидравлического механизма. В качестве внутренностей использовался желудок коровы и бараньи кишки, а имитацию жизни внутри яйца воплотил сам Ридли Скот, при помощи своих рук в перчатках, шевеля содержимым яйца
Слева: кадр яиц чужих из фильма / Справа: как это происходило за кадром / 1979 г
Лицехват был частично сделан из натуральной органики, например в сцене препарирования использовались внутренности осетра, икры, устриц
Перевернутый лицехват в сцене его препарирования / Чужой 1979 г
Сцену с рождением ксеноморфа из груди одного из персонажей должны были снять с первого дубля, так как для нее было необходимо большое количество крови и прочих внутренней и в случае неудачной попытки пришлось бы потратить кучу времени на повторную съёмку. В этой сцене была использована искусственная грудная клетка и рывок из груди был создан с помощью мощного потока воздуха, с последующими брызгами. Сцена снималась одновременно с 4 камер
В этой сцене актера Джона Хёрта поместили под стол, чтобы создать иллюзию соединения его шеи с грудью / Чужой 1979 г
Чужого в этом фильме сыграл Боладжи Бадеджо, рост которого составлял чуть больше 2 метров, он был достаточно худым с довольно длинными руками и ногами. Костюм был сделан из латекса и был довольно тонким, что отлично сочеталось с худобой актера и создавало нужный образ.
Боладжи Бадеджо для Чужого режиссера Ридли Скотта, 1979 г
Самым сложным элементом костюма была голова. Было сделано несколько ее версий. Для съёмок крупным планом использовалась модель со специальным механизмом открытия и закрытия пасти. А для модели которую носил актер использовались различные элементы, включая позвонки змей, пластилин и даже человеческий череп
Механизм головы ксеноморфа / Чужой 1979 г
Чужие 1986
В этом фильме режиссером выступал Джеймс Кэмерон, супервайзером специальных эффектов Джон Ричардсон, а визуальных Брайан Джонсон и Денис и Роберт Скотак. В создании спецэффектов также принимал участие Стэн Уинстон
Стэн Уинстон, Том Вудрафф-младший и Джон Розенгрант поправляют хвост ксеноморфа, а Сигурни Уивер, Джеймс Кэмерон и члены съемочной группы стоят рядом / Чужие 1986 г
В целом образ лицехватов остался таким же как и в первом фильме, однако в фильме 1986 мы можем увидеть что они ещё и могут самостоятельно передвигаться. Хоть в фильме и было задействовано 2 лицехвата, за кадром их было больше и каждая модель служила для определенных сцен и движений. Одна модель прыгала: сделано это было при помощи тросов и реверсивной съёмки. Другая модель бежала. Сделано это было при помощи лесок и механизмов приводящих в движении ее лапки. Ещё одна модель хватала и была одной из самых сложных, ею управляло одновременно 9 операторов, так как она должна была совершать много разных движений. 4 модель должна была двигать лапками в полете, в сцене где ее подбрасывают военные. Ещё одной моделью управляли тросами.
Аниматроника лицехвата / Чужие 1986 г
В отличие от первого фильма, здесь были задействованы не только костюмы и актеры, но и аниматроники с куклами в полный рост, которые задействовались в сценах убийств чужих. Ими управляли при помощи тросов и лесок
Аниматроник чужого / Чужие 1986 г
Аниматронная кукла королевы чужих была сделана в двух экземплярах. Ее дизайн разработал сам Кэмерон. Движениями челюстей и языка управляли с помощью тросов. Внутри полноразмерной модели было 2 человека которые управляли руками. В целом, конструкцией управляло около 15 человек.
Голова, туловище и хвост Королевы чужих собраны командой Стэна Уинстона / Чужие 1986 г
Завершенная голова аниматроник Королевы Чужих / Чужие 1986 г
Вторым экземпляром была миниатюрная модель, управляемая 50 тросами и лесками, она была задействована в сценах с гнездом чужих, коридоре и сценах с погрузчиком.
Миниатюрные модели Королевы чужих и погрузчика / Чужие 1986 г
Чужой 3 (1992 г.)
В этом фильме режиссером уже выступил Дэвид Финчер, а руководителем отдела спецэффектов Том Вудрафф
Режиссер Дэвид Финчер во время съемок Чужой 3 1992 г
Изначально в фильме чужой должен был появиться из быка, но вскоре его заменили на собаку. Сперва даже предложили нарядить собаку в костюм ксеноморфа, но вскоре от этой идеи пришлось отказаться, так как собака не смогла передать те движения присущие чужим, она просто бегала и виляла хвостом.
Собака в костюме чужого / Чужой 1992 г
Поэтому идею с собакой отклонили и была создана полноценная аниматронная модель чужого, которой управляло 5 человек
Аниматронная модель чужого / Чужой 1992 г
Кукла марионетка чужого / Чужой 1992 г
Также не обошлось и без человека в костюме ксеноформа, роль которого взял Том Вудрафф. Для костюма было создано 3 сменных головы чужого: одна статичная для общих планов и две механизированные
Том Вудрафф в костюме чужого / Чужой 1992 г
Том Вудрафф в костюме чужого и режиссер Дэвид Финчер / Чужой 1992 г
В этом фильме практически не фигурировали сцены с лицехватами и яйцами чужих, они были в основном только в начале фильма и были в неподвижном состоянии, что дало возможность лучше их детализировать, а аниматроника если и была задействована, то только в сценах с крупным планом чужого. В фильме однако появляется новый вид лицехватов — Королевские лицехваты, которые больше и темнее обычных.
Модель Королевского лицехвата / Чужой 1992 г
В целом в этом фильме не было задействовано каких-либо новых спецэффектов, отличных от предыдущих фильмов и возможно на это частично мог повлиять конфликт Финчера с продюсерами во время съемок фильма.
Чужой: Воскрешение (1997 г.)
В 4 части франшизы режиссерское кресло занял Жан-Пьер Жёне. Супервайзерами визуальных эффектов выступали Питоф (Жан-Кристоф Комар), Эрик Генри и Ричард Холландер. Специалистом по спецэффектам также выступил Том Вудрафф.
Также стоит отметить, что этот фильм принес в серию первые полноценные компьютерные спецэффекты над которыми работала команда Питофа.
3д модель чужого с экрана компьютера студии / Чужой 1992 г
Компьютерная модель чужого / Чужой 1992 г
Яйца чужих были доработаны и их по просьбе режиссера сделали более живыми и подвижными. Если в прошлых фильмах эти яйца состояли из около 6 элементов приводящих их в движение, то в этом фильме их было около 20 и таким образом яйцо выглядело более живым.
Кладка яиц чужих / Чужой 1992 г
Лицехваты остались все теми же и при их создании не использовалась компьютерная графика.
Также в этом фильме появляется гибрид человека и Чужого, который внешне имеет черты обоих видов. При его создании практически полностью использовалась аниматроника.
Аниматроник Ньюборна — гибрида человека и чужого / Чужой 1992 г
Прометей (2012 г.)
Супервайзеры по визуальным эффектам Ричард Стаммерс и Чарли Хенли, а также продюсер визуальных эффектов Марианна Спейт возглавили команду
В этом фильме хоть и использовалась компьютерная графика, но во многих сценах с пришельцами обошлись и без нее и все существа были созданы в натуральную величину.
Костюм инженера / Прометей 2012 г
Манекены инженеров в процессе создания / Прометей 2012 г
Марионетка чужого, управляемая кукловодами / Прометей 2012 г
Управлялись они на расстоянии либо техниками аниматронщиками, либо кукловодами, которые удалялись на компьютере из кадра, что в наше время было сделать возможно, в отличие от 80-х годов.
Без компьютерной графики конечно не обошлось и некоторые сцены и существа были созданы при ее помощи
Помимо загримированного актера в костюме инженера, была также и сделана его CGI модель / Прометей 2012 г
Ксеноморф в CGI / Прометей 2012 г
Работа над моделью Трилобита / Прометей 2012 г
Гигантский осьминог (Трилобит), несмотря на то что был создан в полномасштабном размере, в сцене с поеданием инженера был создан компьютерно.
Сцена с Трилобитом в CGI и в фильме / Прометей 2012 г
Оторванная голова Дэвида была аниматронной. Полностью компьютерным были некоторые сцены с инженерами.
Аниматронные головы Дэвида / Прометей 2012 г
Заключение
С самого первого фильма, выпущенного в 1979 году, режиссер Ридли Скотт и его команда установили высокие стандарты, используя передовые на то время методы аниматроники и практических эффектов для создания незабываемых и пугающих образов чужих.
С каждым последующим фильмом технологии совершенствовались, что позволило создать более реалистичные и детализированные изображения этих существ. Использование аниматроники и костюмов в первых фильмах обеспечивало физическое присутствие монстров, что добавляло глубину и правдоподобность сценам. В более поздних фильмах, таких как «Чужие» (1986) и «Чужой 3» (1992) и «Чужой: Воскрешение» (1997 г.), применение более сложных механизмов и появление компьютерной графики расширило возможности для воплощения чужих на экране, делая их движения более плавными и естественными.
С развитием компьютерной графики, фильмы франшизы смогли показать чужих в новых, ранее невозможных сценариях. Появление CGI позволило создавать масштабные и динамичные сцены с множеством чужих, что особенно заметно в фильмах «Чужой: Воскрешение» (1997) и «Прометей» (2012).
Источники