Original size 1140x1600

Эволюция технологий при создании образа пришельцев из серии фильмов Чужой

PROTECT STATUS: not protected

Рубрикатор

• Вступление и концепция • Чужой • Чужие • Чужой 3 • Чужой: Воскрешение • Прометей • Заключение • Источники

Вступление и концепция

Серия фильмов «Чужой» занимает особое место в истории кинематографа благодаря своим инновациям в создании ужасающих образов инопланетных существ. Начавшись с культового фильма Ридли Скотта Чужой (1979), эта франшиза на протяжении десятилетий продолжала развиваться. Образы ксеноморфов стали культовыми благодаря их уникальной и устрашающей эстетике. С каждым новым фильмом задействовалось больше новых приемов и эффектов, отражая прогресс в области кинематографических технологий.

big
Original size 640x448

На съемках Чужие 1986 г режиссера Джеймса Кэмерона

Появление франшизы связано с вкладом множества талантливых людей на разных этапах разработки каждой части франшизы, но одним из самых значимых был Ханс Руди Гигер (H.R. Giger) — швейцарский художник и дизайнер, который и создал дизайн Чужого. Его жуткий биомеханический стиль сыграл ключевую роль в формировании визуальной составляющей фильма.

Режиссером первой части был Ридли Скотт, который стал известен благодаря своему режиссерскому стилю и способности создавать атмосферу напряжения и ужаса. Его работа над «Чужим» принесла ему широкое признание. Сценарий написал Дэн О’Бэннон, который вдохновлялся своими работами в области научной фантастики, а также предыдущими проектами, такими как «Темная звезда».

Original size 648x424

О’Бэннон и Гигер на съёмочной площадке. 1979 г

В данном визуальном исследовании будет разобрана и наглядно показана эволюция технологий создания образа пришельцев из одноименной серии фильмов. Принцип рубрикации исследования строится на разборе каждого из фильмов, начиная с Чужого 1979 года, заканчивая Прометеем 2012 года, чтобы можно было отчетливо проследить эту эволюцию.

Цели данного визуального исследования — проследить развитие методов создания образов чужих в хронологическом порядке от первого фильма до последних частей франшизы, а также оценить вклад каждого из ключевых фильмов серии в развитие технологий аниматроники, практических эффектов, грима и компьютерной графики.

К методам исследования относятся детальный анализ всех фильмов франшизы с точки зрения использования различных технологий для создания ксеноморфов, сравнение технологий и методов, использованных в каждом из фильмов, с учетом их влияния на качество и реалистичность изображений, а также использование интервью с создателями фильмов, документальных материалов и закулисных кадров для понимания процессов и решений, стоящих за созданием образов чужих

Чужой 1979 г.

В первой части франшизы супервайзерами по специальным эффектам выступали Ник Алдер и Брайан Джонсон.

Original size 640x452

Ганс Гигер в Shepperton Studios работал для Чужого режиссера Ридли Скотта, 1979

Дизайн космического корабля, его интерьера, планеты, яиц и самого чужого разработал швейцарский художник и дизайнер Ганс Гигер, который даже по словам членов съёмочной группы, был «мрачным, жутким и похожим на Дракулу " человеком и судя по всему смог передать эти качества и своим творениям

Яйца чужих были созданы из полупрозрачного стеклопластика и открывались с помощью гидравлического механизма. В качестве внутренностей использовался желудок коровы и бараньи кишки, а имитацию жизни внутри яйца воплотил сам Ридли Скот, при помощи своих рук в перчатках, шевеля содержимым яйца

Original size 2000x1000

Слева: кадр яиц чужих из фильма / Справа: как это происходило за кадром / 1979 г

Лицехват был частично сделан из натуральной органики, например в сцене препарирования использовались внутренности осетра, икры, устриц

Original size 1920x1080

Перевернутый лицехват в сцене его препарирования / Чужой 1979 г

Сцену с рождением ксеноморфа из груди одного из персонажей должны были снять с первого дубля, так как для нее было необходимо большое количество крови и прочих внутренней и в случае неудачной попытки пришлось бы потратить кучу времени на повторную съёмку. В этой сцене была использована искусственная грудная клетка и рывок из груди был создан с помощью мощного потока воздуха, с последующими брызгами. Сцена снималась одновременно с 4 камер

Original size 1100x618

В этой сцене актера Джона Хёрта поместили под стол, чтобы создать иллюзию соединения его шеи с грудью / Чужой 1979 г

Чужого в этом фильме сыграл Боладжи Бадеджо, рост которого составлял чуть больше 2 метров, он был достаточно худым с довольно длинными руками и ногами. Костюм был сделан из латекса и был довольно тонким, что отлично сочеталось с худобой актера и создавало нужный образ.

Original size 1280x609

Боладжи Бадеджо для Чужого режиссера Ридли Скотта, 1979 г

Самым сложным элементом костюма была голова. Было сделано несколько ее версий. Для съёмок крупным планом использовалась модель со специальным механизмом открытия и закрытия пасти. А для модели которую носил актер использовались различные элементы, включая позвонки змей, пластилин и даже человеческий череп

Original size 969x486

Механизм головы ксеноморфа / Чужой 1979 г

Чужие 1986

В этом фильме режиссером выступал Джеймс Кэмерон, супервайзером специальных эффектов Джон Ричардсон, а визуальных Брайан Джонсон и Денис и Роберт Скотак. В создании спецэффектов также принимал участие Стэн Уинстон

Original size 1280x1204

Стэн Уинстон, Том Вудрафф-младший и Джон Розенгрант поправляют хвост ксеноморфа, а Сигурни Уивер, Джеймс Кэмерон и члены съемочной группы стоят рядом / Чужие 1986 г

В целом образ лицехватов остался таким же как и в первом фильме, однако в фильме 1986 мы можем увидеть что они ещё и могут самостоятельно передвигаться. Хоть в фильме и было задействовано 2 лицехвата, за кадром их было больше и каждая модель служила для определенных сцен и движений. Одна модель прыгала: сделано это было при помощи тросов и реверсивной съёмки. Другая модель бежала. Сделано это было при помощи лесок и механизмов приводящих в движении ее лапки. Ещё одна модель хватала и была одной из самых сложных, ею управляло одновременно 9 операторов, так как она должна была совершать много разных движений. 4 модель должна была двигать лапками в полете, в сцене где ее подбрасывают военные. Ещё одной моделью управляли тросами.

Original size 360x360

Аниматроника лицехвата / Чужие 1986 г

В отличие от первого фильма, здесь были задействованы не только костюмы и актеры, но и аниматроники с куклами в полный рост, которые задействовались в сценах убийств чужих. Ими управляли при помощи тросов и лесок

Original size 869x520

Аниматроник чужого / Чужие 1986 г

Аниматронная кукла королевы чужих была сделана в двух экземплярах. Ее дизайн разработал сам Кэмерон. Движениями челюстей и языка управляли с помощью тросов. Внутри полноразмерной модели было 2 человека которые управляли руками. В целом, конструкцией управляло около 15 человек.

Original size 575x365

Голова, туловище и хвост Королевы чужих собраны командой Стэна Уинстона / Чужие 1986 г

Original size 575x365

Завершенная голова аниматроник Королевы Чужих / Чужие 1986 г

Вторым экземпляром была миниатюрная модель, управляемая 50 тросами и лесками, она была задействована в сценах с гнездом чужих, коридоре и сценах с погрузчиком.

Original size 724x471

Миниатюрные модели Королевы чужих и погрузчика / Чужие 1986 г

Чужой 3 (1992 г.)

В этом фильме режиссером уже выступил Дэвид Финчер, а руководителем отдела спецэффектов Том Вудрафф

Original size 572x847

Режиссер Дэвид Финчер во время съемок Чужой 3 1992 г

Изначально в фильме чужой должен был появиться из быка, но вскоре его заменили на собаку. Сперва даже предложили нарядить собаку в костюм ксеноморфа, но вскоре от этой идеи пришлось отказаться, так как собака не смогла передать те движения присущие чужим, она просто бегала и виляла хвостом.

Original size 1280x847

Собака в костюме чужого / Чужой 1992 г

Поэтому идею с собакой отклонили и была создана полноценная аниматронная модель чужого, которой управляло 5 человек

Original size 1920x1080

Аниматронная модель чужого / Чужой 1992 г

Original size 1279x849

Кукла марионетка чужого / Чужой 1992 г

Также не обошлось и без человека в костюме ксеноформа, роль которого взял Том Вудрафф. Для костюма было создано 3 сменных головы чужого: одна статичная для общих планов и две механизированные

Original size 1280x847

Том Вудрафф в костюме чужого / Чужой 1992 г

Original size 1278x846

Том Вудрафф в костюме чужого и режиссер Дэвид Финчер / Чужой 1992 г

В этом фильме практически не фигурировали сцены с лицехватами и яйцами чужих, они были в основном только в начале фильма и были в неподвижном состоянии, что дало возможность лучше их детализировать, а аниматроника если и была задействована, то только в сценах с крупным планом чужого. В фильме однако появляется новый вид лицехватов — Королевские лицехваты, которые больше и темнее обычных.

Original size 1920x1080

Модель Королевского лицехвата / Чужой 1992 г

В целом в этом фильме не было задействовано каких-либо новых спецэффектов, отличных от предыдущих фильмов и возможно на это частично мог повлиять конфликт Финчера с продюсерами во время съемок фильма.

Чужой: Воскрешение (1997 г.)

В 4 части франшизы режиссерское кресло занял Жан-Пьер Жёне. Супервайзерами визуальных эффектов выступали Питоф (Жан-Кристоф Комар), Эрик Генри и Ричард Холландер. Специалистом по спецэффектам также выступил Том Вудрафф.

Также стоит отметить, что этот фильм принес в серию первые полноценные компьютерные спецэффекты над которыми работала команда Питофа.

Original size 1920x1080

3д модель чужого с экрана компьютера студии / Чужой 1992 г

Original size 1920x1080

Компьютерная модель чужого / Чужой 1992 г

Яйца чужих были доработаны и их по просьбе режиссера сделали более живыми и подвижными. Если в прошлых фильмах эти яйца состояли из около 6 элементов приводящих их в движение, то в этом фильме их было около 20 и таким образом яйцо выглядело более живым.

Original size 1059x776

Кладка яиц чужих / Чужой 1992 г

Лицехваты остались все теми же и при их создании не использовалась компьютерная графика.

Также в этом фильме появляется гибрид человека и Чужого, который внешне имеет черты обоих видов. При его создании практически полностью использовалась аниматроника.

Original size 960x646

Аниматроник Ньюборна — гибрида человека и чужого / Чужой 1992 г

Прометей (2012 г.)

Супервайзеры по визуальным эффектам Ричард Стаммерс и Чарли Хенли, а также продюсер визуальных эффектов Марианна Спейт возглавили команду

В этом фильме хоть и использовалась компьютерная графика, но во многих сценах с пришельцами обошлись и без нее и все существа были созданы в натуральную величину.

Original size 701x463

Костюм инженера / Прометей 2012 г

Original size 1468x972

Манекены инженеров в процессе создания / Прометей 2012 г

Original size 1920x1080

Марионетка чужого, управляемая кукловодами / Прометей 2012 г

Управлялись они на расстоянии либо техниками аниматронщиками, либо кукловодами, которые удалялись на компьютере из кадра, что в наше время было сделать возможно, в отличие от 80-х годов.

Без компьютерной графики конечно не обошлось и некоторые сцены и существа были созданы при ее помощи

Original size 1920x1080

Помимо загримированного актера в костюме инженера, была также и сделана его CGI модель / Прометей 2012 г

Original size 1920x1080

Ксеноморф в CGI / Прометей 2012 г

Original size 1468x972

Работа над моделью Трилобита / Прометей 2012 г

Гигантский осьминог (Трилобит), несмотря на то что был создан в полномасштабном размере, в сцене с поеданием инженера был создан компьютерно.

Original size 1000x1200

Сцена с Трилобитом в CGI и в фильме / Прометей 2012 г

Оторванная голова Дэвида была аниматронной. Полностью компьютерным были некоторые сцены с инженерами.

Original size 1600x887

Аниматронные головы Дэвида / Прометей 2012 г

Заключение

С самого первого фильма, выпущенного в 1979 году, режиссер Ридли Скотт и его команда установили высокие стандарты, используя передовые на то время методы аниматроники и практических эффектов для создания незабываемых и пугающих образов чужих.

С каждым последующим фильмом технологии совершенствовались, что позволило создать более реалистичные и детализированные изображения этих существ. Использование аниматроники и костюмов в первых фильмах обеспечивало физическое присутствие монстров, что добавляло глубину и правдоподобность сценам. В более поздних фильмах, таких как «Чужие» (1986) и «Чужой 3» (1992) и «Чужой: Воскрешение» (1997 г.), применение более сложных механизмов и появление компьютерной графики расширило возможности для воплощения чужих на экране, делая их движения более плавными и естественными.

С развитием компьютерной графики, фильмы франшизы смогли показать чужих в новых, ранее невозможных сценариях. Появление CGI позволило создавать масштабные и динамичные сцены с множеством чужих, что особенно заметно в фильмах «Чужой: Воскрешение» (1997) и «Прометей» (2012).

Источники

Эволюция технологий при создании образа пришельцев из серии фильмов Чужой
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more