Original size 1140x1600

Работа со светом и цветом у Ингмара Бергмана

PROTECT STATUS: not protected
4
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

«Я всегда считаю свет моим соавтором. Он говорит так же много, как и мои персонажи»[1]

- Ингмар Бергман

big
Original size 2048x1530

Ингмар Бергман (1918-2007) — шведский режиссёр театра и кино, сценарист, писатель. [1]

Рубрикатор

Концепция Глава 1. Анализ визуальной поэтики света и цвета у Бергмана. • Свет как символ и инструмент эмоционального выражения. • Работа со светотенью и простраивание эмоциональных границ. • Цвет как выразительный элемент и символ. • Сравнение и взаимодействие света и цвета. Глава 2. Эмоциональный эффект и восприятие зрителя. • Эмоциональные реакции на «Персону». • Эмоциональные реакции на «Фани и Александр». • Эмоциональные реакции на «Шёпоты и крики» • Эмоциональные реакции на «Сцены из супружеской жизни» • Эмоциональные реакции на «Осенняя соната» Заключение

Концепция

Ингмар Бергман считается одним из крупнейших мастеров художественного кинематографа, его творчество оказало огромное влияние на развитие визуального языка и эстетики кино. В своих фильмах он создает уникальную поэтическую атмосферу, сочетая глубокий психологизм с философскими размышлениями. Одним из ключевых аспектов его кинематографического стиля является мастерское использование света и цвета, которые выступают не просто как декоративные элементы, а как мощные средства выражения внутреннего содержания произведения.

Работа со светом в фильмах Бергмана представляет собой сложную систему контрастов, теней и освещения, способную подчеркнуть эмоциональное состояние героев, их внутренние конфликты и психологические образы. Свет зачастую служит средством разделения пространства, создания символических границ или, наоборот, соединения внутреннего и внешнего мира. К примеру, мягкое, рассеянное освещение часто используется для передачи уязвимости и внутренней ламентации персонажей, тогда как резкие световые акценты усиливают драматические моменты или созвучны символичным образам.

Цвет в картинах Бергмана появляется в основном в более поздних его фильмах и играет важную роль в эмоциональной окраске сцен, акцентировании значимых деталей или передаче символики. Он позволяет режиссёру усиливать символические слои произведения, выражать духовные и экзистенциальные темы, а также создавать особую поэтическую атмосферу, которая дополняет философскую направленность фильмов.

Анализ визуальных решений Бергмана в части освещения и использования цвета позволит понять, каким образом он создает глубинную эмоционально-философскую драму, погружая зрителя в мир внутренней судьбы и духовных поисков, а в его работах создается уникальный визуальный стиль, делающий его фильмы узнаваемыми и глубоко запоминающимися, и как использование света и цвета — становится важнейшими инструментами для выражения его художественной концепции.

Original size 1080x720

Ингмар Бергман в молодости [1]

В ходе визуального исследования я постараюсь найти ответы на несколько возникших вопросов, связанных с применением световых и цветовых приёмов в фильмах Бергмана. Прежде всего, было важно понять, каким образом свет и цвет помогают создавать эмоциональную атмосферу и способствуют раскрытию внутреннего мира героев? Какие особенности визуального стиля Бергмана, проявляющиеся в его использовании освещения и цветовой палитры, делают его фильмы узнаваемыми и выразительными? Как теоретические подходы к киноязыку и визуальному восприятию помогают интерпретировать эти визуальные решения, раскрывая их глубокий смысл и эмоциональную силу? Ответы на эти вопросы позволят глубже понять роль визуального искусства в формировании идейных и эмоциональных аспектов фильмов Бергмана.

Для анализа использовались ключевые фильмы Иоганна Бергмана: «Персона» (1966), «Фани и Александр» (1982), «Шепоты и крики» (1972), «Сцены из супружеской жизни» (1973), «Осенняя соната» (1978).

Глава 1. Анализ визуальной поэтики света и цвета у Бергмана

Ингмар Бергман искусно использовал свет и цвет как важнейшие инструменты для создания поэтической, символической и эмоциональной эстетики. Его фильмы отличаются богатой, продуманной визуальной поэтикой, каждая сцена наполнена глубокими смысловыми слоями, которые достигаются через работу со светом и цветом.

Свет как символ и инструмент эмоционального выражения

0

Вырезки из фильма «Персона» (1966) [2] // кадры 0:45–0:50 — пример мягкого освещения

В фильме «Персона» (1966) Бергман использует мягкое, рассеянное освещение, создающее ощущение интимности и внутренней уязвимости героев. В сценах, когда героини находятся в изоляции или переживают внутренний конфликт, освещение деликатно рассеяно, создавая ощущение интимности и психологического напряжения. Особенно выразительно игра света и тени в сценах, где изображаются внутренние конфликты персонажей, что подчеркивает их психологическую напряженность. В этих сценах свет становится средством разделения внутреннего и внешнего мира, он играет с контрастами, создавая ощущение непостижимой разделенности героев.

0

Вырезки из фильма «Персона» (1966) [2] // кадры 1:08–1:10 — пример игры света и тени

0

Вырезки из фильма «Фани и Александр» (1982) [3] // кадры 1:10 / 1:27 / 2:35 — пример холодного освещения

В «Фани и Александр» (1982) свет применяется для усиления атмосферы отчуждения и духовной пустоты. Здесь преобладает холодное, голубоватое освещение, создающее ощущение отстраненности. В сценах, где персонажи сталкиваются с внутренними тревогами, свет становится более жестким и резким, подчеркивая их эмоциональный разлад.

0

Вырезки из фильма «Шепоты и крики» (1972) [4] // пример контрастности

В фильме «Шепоты и крики» (1972) Бергман использует яркие насыщенные цвета, драматические световые контрасты и глубокую игру света и тени, чтобы подчеркнуть психологические страдания и внутренние конфликты героинь. В сценах, пропитанных эмоциями, свет подчеркивает страсть, боль и отчаяние, а богатство цветовой палитры усиливает драматизм.

Вырезки из фильма «Сцены из супружеской жизни» (1973) [5] // пример цветовой гаммы

В «Сцены из супружеской жизни» (1973) также используют мягкое и направленное освещение, создающее интимную и часто напряженную атмосферу. Цветовая гамма здесь тонкая, сдержанная, она помогает подчеркнуть внутренние переживания и межличностные динамики, делая акцент на эмоциональной глубине диалогов и конфликтов.

Работа со светотенью и простраивание эмоциональных границ

0

Вырезки из фильма «Персона» (1966) [2] // кадры 1:00–1:05 — пример контраста света и тени

В сценах «Персоны» контраст света и тени используется для отображения границ между реалностью и иллюзией, внутренним и внешним мирами. Например, одна из ключевых сцен происходит в интерьере, где лицо героини иногда погружено в тень, иногда освещается, что подчеркивает её психологическую раздвоенность и внутреннюю борьбу. Визуальный прием акцентирует переход между различными состояниями героини.

Цвет как выразительный инструмент

0

Вырезки из фильма «Фани и Александр» (1982) [3] // пример зависимости цвета и эмоциональной обстановки

В «Фани и Александр», цвет приобретает особое значение. Бергман использует насыщенные красные, синие и зеленые оттенки для создания контрастных эмоциональных состояний. Сценическая палитра в доме Александра насыщена темно-зелеными и красными тонами — это подчеркивает противоречивый характер персонажей и их внутренние переживания. Красный здесь символизирует страсть, страдания, мучения, а синий — духовное отстранение.

0

Вырезки из фильма «Шепоты и крики» (1972) [4] // пример усиления эмоций цветом

Фильм «Шёпоты и крики» отличается богатой палитрой ярких, насыщенных цветов. Бергман использует выразительные красные оттенки, чтобы подчеркнуть внутренние страсти и эмоциональную напряженность героев. Особенно заметно это в сценах семейных конфликтов, где красный усиливает ощущение драматизма и тревоги, а мягкое освещение создает интимный, иногда почти театральный эффект.

0

Вырезки из фильма «Сцены из супружеской жизни» (1973) [5] // пример освещения

В фильме «Сцены из супружеской жизни» внимание к цвету проявляется в тонких, нюансированных палитрах. Здесь дом и мебель оформлены в теплых, приглушенных тонах — оливково-зеленых, бежевых и мягких коричневых. Такой выбор усиливает интимность и мягкость атмосферы, подчеркивая психологическую глубину взаимоотношений. Свет мягкий и рассеянный, создающий ощущение камерности и эмоциональной уязвимости.

Вырезки из фильма «Осенняя соната» (1978) [6] // пример изменения цвета и света от начала к концу

Фильм «Осенняя соната» передает вершину использования светового и цветового контраста. Фильм расколот на две части — в начале яркое и красочное освещение, наполненное теплыми тонами, символизируя духовное тепло и искренность, а в конце — фильм окутан тенью, холодом и серыми оттенками, что отражает эмоциональный разлом между матерью и дочерью. Этот приём с цветом и светом помог подчеркнуть внутренние конфликты и поиск истины, создав мощную драматическую атмосферу.

Сравнение и взаимодействие света и цвета

Работа светом и цветом в разных фильмах Бергмана показывает его разный подход к визуальной экспрессивности. В «Персоне» свет используется для психологической герменевтики, его игра создает многослойность и двусмысленность сцен. Тут преобладает минимализм в цвете — главный акцент делается на форме, тенях и тонких градациях освещения.

0

Вырезки из фильма «Персона» (1966) [2] // кадры 1:15–1:18 — пример эмоциональной передачи через освещение

В «Фани и Александр» наоборот, насыщенность цвета и яркость света создают эмоциональный фон, погружая зрителя в богатую атмосферу эстетики и внутренней субъективности.

Вырезки из фильма «Фани и Александр» (1982) [3] // пример работы с цветом

В этих двух фильмах часто применяются цветовые контрасты и яркие, насыщенные тона, чтобы подчеркнуть кульминационные моменты и внутренние переживания героев.

Глава 2. Эмоциональный эффект и восприятие зрителя

Работы Иоганна Бергмана, создают глубокий эмоциональный отклик у зрителя благодаря мастерскому использованию света и цвета. Их восприятие варьируется в зависимости от особенностей каждой картины, однако все фильмы вызывают сильное эмоциональное вовлечение и оставляют длительный след.

Эмоциональные реакции на «Персону»

«Персона» обладает мощным психологическим зарядом и создает атмосферу неопределенности, тревоги и внутренней раздробленности. Минимализм в визуальных средствах, мягкое освещение и монохромная палитра усиливают ощущение изоляции и внутренней конфликтности героинь. Сцена, где лицо героини почти полностью растворяется в светлом фоне, акцентирует ее внутреннюю раздробленность и потерю идентичности.

Original size 0x0

Вырезка из фильма «Персона» (1966) [2] // кадр 1:16

Наблюдая за внутренним миром героинь и их диалогами, появляется чувство неопределенности, дискомфорта и даже тревоги. Этот внутренний конфликт вызывает у зрителя ощущение уязвимости, сочувствия и иногда — чувства тревоги и замешательства. Визуальный минимализм, работа со светом и тенями способствует тому, чтобы зритель сконцентрировался на психологическом состоянии героинь и проникся их внутренним драматизмом.

Эмоциональные реакции на «Фани и Александр»

Этот фильм создает более насыщенную и яркую эмоциональную атмосферу за счет использования богатых цветов, теплого освещения и глубокой межличностной драмы. Сцены внутри дома, где герои окружены тёплыми солнечными или насыщенными цветовыми тонами, вызывают чувство уюта, тепла, надежды или, наоборот, скрывающейся боли.

Вырезки из фильма «Фани и Александр» (1982) [3] // кадры 0:27 / 1:48 — пример надежды и боли

Темы духовности, поиска гармонии или внутренней свободы пробуждают в зрителе желание понять внутренние переживания героев и объяснить их поведение. Глубокое богатство цветов и света, возбуждает эмпатию и интерес к внутренним мирами героев. Сцены, наполненные светом и теплом, могут порождать чувства надежды, тёплых воспоминаний или грусти по поводу потерянных духовных ценностей.

Эмоциональные реакции на «Шёпоты и крики»

«Шёпоты и крики» обладает мощным эмоциональным зарядом, создавая атмосферу глубокого внутриличностного напряжения, страдания и внутренней раздробленности. Бергман использует насыщенные цвета, драматические сцены и театральное освещение, чтобы подчеркнуть внутренние переживания героев. В сцене семейного конфликта, где ярко-красный цвет и резкое освещение усиливают ощущение страсти, гнева и тревоги, погружая зрителя в ощущение эмоциональной битвы.

Вырезки из фильма «Шепоты и крики» (1972) [4]

Визуальный язык фильма вызывает у зрителя ощущение уязвимости и отчаяния, затягивая его в атмосферу психологического кризиса. Использование ярких контрастов, насыщенных цветов и театрализованных сцен создает сильное эмоциональное влияние, погружая в состояние страстной драмы и неспособности уйти от внутренней боли героев.

Эмоциональные реакции на «Сцены из супружеской жизни»

Этот фильм обладает тонкой психологической глубиной, создающей атмосферу интимности, теплоты и эмоционального уязвимого состояния. Бергман здесь использует приглушенную палитру и мягкое, рассеянное освещение, чтобы подчеркнуть сложность и многогранность взаимоотношений между героями. В сценах домашней обстановки мягкие тона и тихий свет подчеркивают деликатность эмоций и внутренние переживания.

Original size 3024x1964

Вырезки из фильма «Сцены из супружеской жизни» (1973) [5]

Визуальное оформление, мягкий свет и нюансированные цвета вызывают у зрителя ощущение душевной ранимости, необходимости понять и почувствовать глубину чувств героев. Эти сцены оставляют ощущение камерного чувства, а также заставляют задуматься о сложности человеческих отношений и внутренней боли, скрытой за внешней безмятежностью.

Эмоциональные реакции на «Осенняя соната»

«Осенняя соната» — вершина игры света и цвета, создающее мощный эмоциональный контраст и психологическую глубину. В фильме использованы яркие, теплые тона для символизации искренности и духовной теплоты, а холодные, затемнённые цвета — для выражения внутреннего конфликта и разлома между персонажами.

Вырезки из фильма «Осенняя соната» (1978) [6]

Наблюдая за этой визуальной игрой света и цвета, зритель переживает ощущение внутренней борьбы, конфликта и поиска истины. Контрасты в каждый момент подчеркивают эмоциональную напряженность, а образы яркого и холодного — усиливают чувство трагедии и расстояния между героями. Фильм вызывает ощущение драматического конфликта внутри человека, проецируемого через визуальные средства.

Заключение

Рассмотренные фильмы показывают, что эмоциональный эффект Бергмана достигается за счет гармоничного сочетания тематических аспектов и визуальных приемов со светом и цветом. В «Персоне» формируется ощущение внутренней раздробленности и неопределенности, вызывающее у зрителя чувства тревоги и сострадания, а в «Фани и Александр» — ощущение тепла, надежды и духовных исканий, стимулирующее эмоциональную эмпатию.

Ключевым результатом исследования является понимание того, что игры с освещением и цветами позволяют Бергману достигать двух образцов воздействия: внутреннего психологического погружения и эмоциональной насыщенности, что делает его творчество универсальным и воздействующим на разные уровни восприятия. Его фильмы способны не только инициировать интеллектуальные размышления, но и переживания, сопереживание и эмоциональный отклик, что свидетельствует о высокой художественной ценности и универсальности его работы в киноискусстве.

Влияние Бергмана базируется на его мастерстве передавать внутренние состояния героев через визуальные символы и глубинные темы, а также на его способности вызывать у зрителя сильные эмоциональные реакции. В целом, творчество Иоганна Бергмана выступает ярким примером кино, способного одновременно передавать внутренний мир персонажей и вызывать широкий спектр чувств у аудитории.

Bibliography
Show
1.

Бергман Ингмар. Его собственное слово: интервью и размышления / пер. с шведского/ ред. и примеч. Фелиция Блумуэтц. — М.: Издательство «Культура», 2005. — 320 с.

2.

Статья: «Как снимал Ингмар Бергман: краткий гид по режиссёрскому стилю великого шведа» — https://tvigle.ru/cinema/article/567-kratkiy-gaid-po-rezhisserskomy-stilju-ingmara-bergmana/

3.

Статья: Цвет в фильме «Шепоты и крики» https://theblueprint.ru/culture/cinema/cries-and-whispers-by-ingmar-bergman

4.

Статья: «Ингмар Бергман — биография» — https://biographe.ru/znamenitosti/ingmar-bergman/

Работа со светом и цветом у Ингмара Бергмана
4
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more