
«Я всегда считаю свет моим соавтором. Он говорит так же много, как и мои персонажи»[1]
- Ингмар Бергман

Ингмар Бергман (1918-2007) — шведский режиссёр театра и кино, сценарист, писатель. [1]
Рубрикатор
Концепция Глава 1. Анализ визуальной поэтики света и цвета у Бергмана. • Свет как символ и инструмент эмоционального выражения. • Работа со светотенью и простраивание эмоциональных границ. • Цвет как выразительный элемент и символ. • Сравнение и взаимодействие света и цвета. Глава 2. Эмоциональный эффект и восприятие зрителя. • Эмоциональные реакции на «Персону». • Эмоциональные реакции на «Фани и Александр». • Эмоциональные реакции на «Шёпоты и крики» • Эмоциональные реакции на «Сцены из супружеской жизни» • Эмоциональные реакции на «Осенняя соната» Заключение
Концепция
Ингмар Бергман считается одним из крупнейших мастеров художественного кинематографа, его творчество оказало огромное влияние на развитие визуального языка и эстетики кино. В своих фильмах он создает уникальную поэтическую атмосферу, сочетая глубокий психологизм с философскими размышлениями. Одним из ключевых аспектов его кинематографического стиля является мастерское использование света и цвета, которые выступают не просто как декоративные элементы, а как мощные средства выражения внутреннего содержания произведения.
Работа со светом в фильмах Бергмана представляет собой сложную систему контрастов, теней и освещения, способную подчеркнуть эмоциональное состояние героев, их внутренние конфликты и психологические образы. Свет зачастую служит средством разделения пространства, создания символических границ или, наоборот, соединения внутреннего и внешнего мира. К примеру, мягкое, рассеянное освещение часто используется для передачи уязвимости и внутренней ламентации персонажей, тогда как резкие световые акценты усиливают драматические моменты или созвучны символичным образам.
Цвет в картинах Бергмана появляется в основном в более поздних его фильмах и играет важную роль в эмоциональной окраске сцен, акцентировании значимых деталей или передаче символики. Он позволяет режиссёру усиливать символические слои произведения, выражать духовные и экзистенциальные темы, а также создавать особую поэтическую атмосферу, которая дополняет философскую направленность фильмов.
Анализ визуальных решений Бергмана в части освещения и использования цвета позволит понять, каким образом он создает глубинную эмоционально-философскую драму, погружая зрителя в мир внутренней судьбы и духовных поисков, а в его работах создается уникальный визуальный стиль, делающий его фильмы узнаваемыми и глубоко запоминающимися, и как использование света и цвета — становится важнейшими инструментами для выражения его художественной концепции.
Ингмар Бергман в молодости [1]
В ходе визуального исследования я постараюсь найти ответы на несколько возникших вопросов, связанных с применением световых и цветовых приёмов в фильмах Бергмана. Прежде всего, было важно понять, каким образом свет и цвет помогают создавать эмоциональную атмосферу и способствуют раскрытию внутреннего мира героев? Какие особенности визуального стиля Бергмана, проявляющиеся в его использовании освещения и цветовой палитры, делают его фильмы узнаваемыми и выразительными? Как теоретические подходы к киноязыку и визуальному восприятию помогают интерпретировать эти визуальные решения, раскрывая их глубокий смысл и эмоциональную силу? Ответы на эти вопросы позволят глубже понять роль визуального искусства в формировании идейных и эмоциональных аспектов фильмов Бергмана.
Для анализа использовались ключевые фильмы Иоганна Бергмана: «Персона» (1966), «Фани и Александр» (1982), «Шепоты и крики» (1972), «Сцены из супружеской жизни» (1973), «Осенняя соната» (1978).
Глава 1. Анализ визуальной поэтики света и цвета у Бергмана
Ингмар Бергман искусно использовал свет и цвет как важнейшие инструменты для создания поэтической, символической и эмоциональной эстетики. Его фильмы отличаются богатой, продуманной визуальной поэтикой, каждая сцена наполнена глубокими смысловыми слоями, которые достигаются через работу со светом и цветом.
Свет как символ и инструмент эмоционального выражения
Вырезки из фильма «Персона» (1966) [2] // кадры 0:45–0:50 — пример мягкого освещения
В фильме «Персона» (1966) Бергман использует мягкое, рассеянное освещение, создающее ощущение интимности и внутренней уязвимости героев. В сценах, когда героини находятся в изоляции или переживают внутренний конфликт, освещение деликатно рассеяно, создавая ощущение интимности и психологического напряжения. Особенно выразительно игра света и тени в сценах, где изображаются внутренние конфликты персонажей, что подчеркивает их психологическую напряженность. В этих сценах свет становится средством разделения внутреннего и внешнего мира, он играет с контрастами, создавая ощущение непостижимой разделенности героев.
Вырезки из фильма «Персона» (1966) [2] // кадры 1:08–1:10 — пример игры света и тени
Вырезки из фильма «Фани и Александр» (1982) [3] // кадры 1:10 / 1:27 / 2:35 — пример холодного освещения
В «Фани и Александр» (1982) свет применяется для усиления атмосферы отчуждения и духовной пустоты. Здесь преобладает холодное, голубоватое освещение, создающее ощущение отстраненности. В сценах, где персонажи сталкиваются с внутренними тревогами, свет становится более жестким и резким, подчеркивая их эмоциональный разлад.
Вырезки из фильма «Шепоты и крики» (1972) [4] // пример контрастности
В фильме «Шепоты и крики» (1972) Бергман использует яркие насыщенные цвета, драматические световые контрасты и глубокую игру света и тени, чтобы подчеркнуть психологические страдания и внутренние конфликты героинь. В сценах, пропитанных эмоциями, свет подчеркивает страсть, боль и отчаяние, а богатство цветовой палитры усиливает драматизм.


Вырезки из фильма «Сцены из супружеской жизни» (1973) [5] // пример цветовой гаммы
В «Сцены из супружеской жизни» (1973) также используют мягкое и направленное освещение, создающее интимную и часто напряженную атмосферу. Цветовая гамма здесь тонкая, сдержанная, она помогает подчеркнуть внутренние переживания и межличностные динамики, делая акцент на эмоциональной глубине диалогов и конфликтов.
Работа со светотенью и простраивание эмоциональных границ
Вырезки из фильма «Персона» (1966) [2] // кадры 1:00–1:05 — пример контраста света и тени
В сценах «Персоны» контраст света и тени используется для отображения границ между реалностью и иллюзией, внутренним и внешним мирами. Например, одна из ключевых сцен происходит в интерьере, где лицо героини иногда погружено в тень, иногда освещается, что подчеркивает её психологическую раздвоенность и внутреннюю борьбу. Визуальный прием акцентирует переход между различными состояниями героини.
Цвет как выразительный инструмент
Вырезки из фильма «Фани и Александр» (1982) [3] // пример зависимости цвета и эмоциональной обстановки
В «Фани и Александр», цвет приобретает особое значение. Бергман использует насыщенные красные, синие и зеленые оттенки для создания контрастных эмоциональных состояний. Сценическая палитра в доме Александра насыщена темно-зелеными и красными тонами — это подчеркивает противоречивый характер персонажей и их внутренние переживания. Красный здесь символизирует страсть, страдания, мучения, а синий — духовное отстранение.
Вырезки из фильма «Шепоты и крики» (1972) [4] // пример усиления эмоций цветом
Фильм «Шёпоты и крики» отличается богатой палитрой ярких, насыщенных цветов. Бергман использует выразительные красные оттенки, чтобы подчеркнуть внутренние страсти и эмоциональную напряженность героев. Особенно заметно это в сценах семейных конфликтов, где красный усиливает ощущение драматизма и тревоги, а мягкое освещение создает интимный, иногда почти театральный эффект.
Вырезки из фильма «Сцены из супружеской жизни» (1973) [5] // пример освещения
В фильме «Сцены из супружеской жизни» внимание к цвету проявляется в тонких, нюансированных палитрах. Здесь дом и мебель оформлены в теплых, приглушенных тонах — оливково-зеленых, бежевых и мягких коричневых. Такой выбор усиливает интимность и мягкость атмосферы, подчеркивая психологическую глубину взаимоотношений. Свет мягкий и рассеянный, создающий ощущение камерности и эмоциональной уязвимости.


Вырезки из фильма «Осенняя соната» (1978) [6] // пример изменения цвета и света от начала к концу
Фильм «Осенняя соната» передает вершину использования светового и цветового контраста. Фильм расколот на две части — в начале яркое и красочное освещение, наполненное теплыми тонами, символизируя духовное тепло и искренность, а в конце — фильм окутан тенью, холодом и серыми оттенками, что отражает эмоциональный разлом между матерью и дочерью. Этот приём с цветом и светом помог подчеркнуть внутренние конфликты и поиск истины, создав мощную драматическую атмосферу.
Сравнение и взаимодействие света и цвета
Работа светом и цветом в разных фильмах Бергмана показывает его разный подход к визуальной экспрессивности. В «Персоне» свет используется для психологической герменевтики, его игра создает многослойность и двусмысленность сцен. Тут преобладает минимализм в цвете — главный акцент делается на форме, тенях и тонких градациях освещения.
Вырезки из фильма «Персона» (1966) [2] // кадры 1:15–1:18 — пример эмоциональной передачи через освещение
В «Фани и Александр» наоборот, насыщенность цвета и яркость света создают эмоциональный фон, погружая зрителя в богатую атмосферу эстетики и внутренней субъективности.


Вырезки из фильма «Фани и Александр» (1982) [3] // пример работы с цветом
В этих двух фильмах часто применяются цветовые контрасты и яркие, насыщенные тона, чтобы подчеркнуть кульминационные моменты и внутренние переживания героев.
Глава 2. Эмоциональный эффект и восприятие зрителя
Работы Иоганна Бергмана, создают глубокий эмоциональный отклик у зрителя благодаря мастерскому использованию света и цвета. Их восприятие варьируется в зависимости от особенностей каждой картины, однако все фильмы вызывают сильное эмоциональное вовлечение и оставляют длительный след.
Эмоциональные реакции на «Персону»
«Персона» обладает мощным психологическим зарядом и создает атмосферу неопределенности, тревоги и внутренней раздробленности. Минимализм в визуальных средствах, мягкое освещение и монохромная палитра усиливают ощущение изоляции и внутренней конфликтности героинь. Сцена, где лицо героини почти полностью растворяется в светлом фоне, акцентирует ее внутреннюю раздробленность и потерю идентичности.
Вырезка из фильма «Персона» (1966) [2] // кадр 1:16
Наблюдая за внутренним миром героинь и их диалогами, появляется чувство неопределенности, дискомфорта и даже тревоги. Этот внутренний конфликт вызывает у зрителя ощущение уязвимости, сочувствия и иногда — чувства тревоги и замешательства. Визуальный минимализм, работа со светом и тенями способствует тому, чтобы зритель сконцентрировался на психологическом состоянии героинь и проникся их внутренним драматизмом.
Эмоциональные реакции на «Фани и Александр»
Этот фильм создает более насыщенную и яркую эмоциональную атмосферу за счет использования богатых цветов, теплого освещения и глубокой межличностной драмы. Сцены внутри дома, где герои окружены тёплыми солнечными или насыщенными цветовыми тонами, вызывают чувство уюта, тепла, надежды или, наоборот, скрывающейся боли.


Вырезки из фильма «Фани и Александр» (1982) [3] // кадры 0:27 / 1:48 — пример надежды и боли
Темы духовности, поиска гармонии или внутренней свободы пробуждают в зрителе желание понять внутренние переживания героев и объяснить их поведение. Глубокое богатство цветов и света, возбуждает эмпатию и интерес к внутренним мирами героев. Сцены, наполненные светом и теплом, могут порождать чувства надежды, тёплых воспоминаний или грусти по поводу потерянных духовных ценностей.
Эмоциональные реакции на «Шёпоты и крики»
«Шёпоты и крики» обладает мощным эмоциональным зарядом, создавая атмосферу глубокого внутриличностного напряжения, страдания и внутренней раздробленности. Бергман использует насыщенные цвета, драматические сцены и театральное освещение, чтобы подчеркнуть внутренние переживания героев. В сцене семейного конфликта, где ярко-красный цвет и резкое освещение усиливают ощущение страсти, гнева и тревоги, погружая зрителя в ощущение эмоциональной битвы.


Вырезки из фильма «Шепоты и крики» (1972) [4]
Визуальный язык фильма вызывает у зрителя ощущение уязвимости и отчаяния, затягивая его в атмосферу психологического кризиса. Использование ярких контрастов, насыщенных цветов и театрализованных сцен создает сильное эмоциональное влияние, погружая в состояние страстной драмы и неспособности уйти от внутренней боли героев.
Эмоциональные реакции на «Сцены из супружеской жизни»
Этот фильм обладает тонкой психологической глубиной, создающей атмосферу интимности, теплоты и эмоционального уязвимого состояния. Бергман здесь использует приглушенную палитру и мягкое, рассеянное освещение, чтобы подчеркнуть сложность и многогранность взаимоотношений между героями. В сценах домашней обстановки мягкие тона и тихий свет подчеркивают деликатность эмоций и внутренние переживания.
Вырезки из фильма «Сцены из супружеской жизни» (1973) [5]
Визуальное оформление, мягкий свет и нюансированные цвета вызывают у зрителя ощущение душевной ранимости, необходимости понять и почувствовать глубину чувств героев. Эти сцены оставляют ощущение камерного чувства, а также заставляют задуматься о сложности человеческих отношений и внутренней боли, скрытой за внешней безмятежностью.
Эмоциональные реакции на «Осенняя соната»
«Осенняя соната» — вершина игры света и цвета, создающее мощный эмоциональный контраст и психологическую глубину. В фильме использованы яркие, теплые тона для символизации искренности и духовной теплоты, а холодные, затемнённые цвета — для выражения внутреннего конфликта и разлома между персонажами.


Вырезки из фильма «Осенняя соната» (1978) [6]
Наблюдая за этой визуальной игрой света и цвета, зритель переживает ощущение внутренней борьбы, конфликта и поиска истины. Контрасты в каждый момент подчеркивают эмоциональную напряженность, а образы яркого и холодного — усиливают чувство трагедии и расстояния между героями. Фильм вызывает ощущение драматического конфликта внутри человека, проецируемого через визуальные средства.
Заключение
Рассмотренные фильмы показывают, что эмоциональный эффект Бергмана достигается за счет гармоничного сочетания тематических аспектов и визуальных приемов со светом и цветом. В «Персоне» формируется ощущение внутренней раздробленности и неопределенности, вызывающее у зрителя чувства тревоги и сострадания, а в «Фани и Александр» — ощущение тепла, надежды и духовных исканий, стимулирующее эмоциональную эмпатию.
Ключевым результатом исследования является понимание того, что игры с освещением и цветами позволяют Бергману достигать двух образцов воздействия: внутреннего психологического погружения и эмоциональной насыщенности, что делает его творчество универсальным и воздействующим на разные уровни восприятия. Его фильмы способны не только инициировать интеллектуальные размышления, но и переживания, сопереживание и эмоциональный отклик, что свидетельствует о высокой художественной ценности и универсальности его работы в киноискусстве.
Влияние Бергмана базируется на его мастерстве передавать внутренние состояния героев через визуальные символы и глубинные темы, а также на его способности вызывать у зрителя сильные эмоциональные реакции. В целом, творчество Иоганна Бергмана выступает ярким примером кино, способного одновременно передавать внутренний мир персонажей и вызывать широкий спектр чувств у аудитории.
Бергман Ингмар. Его собственное слово: интервью и размышления / пер. с шведского/ ред. и примеч. Фелиция Блумуэтц. — М.: Издательство «Культура», 2005. — 320 с.
Статья: «Как снимал Ингмар Бергман: краткий гид по режиссёрскому стилю великого шведа» — https://tvigle.ru/cinema/article/567-kratkiy-gaid-po-rezhisserskomy-stilju-ingmara-bergmana/
Статья: Цвет в фильме «Шепоты и крики» https://theblueprint.ru/culture/cinema/cries-and-whispers-by-ingmar-bergman
Статья: «Ингмар Бергман — биография» — https://biographe.ru/znamenitosti/ingmar-bergman/
Фильм «Персона» (1966) — https://hd.kinopoisk.ru/film/409575c031e477be8f56da728694be0a?from_block=kp-button-online&playingContentId=409575c031e477be8f56da728694be0a&watch=
Фильм «Фани и Александр» (1982) — https://hd.kinopoisk.ru/film/530349075bf04b3aa70793ab1e06109a?from_block=kp-button-online&playingContentId=530349075bf04b3aa70793ab1e06109a&watch=
Фильм «Шепоты и крики» (1972) — https://hd.kinopoisk.ru/film/5e33451b084844eeb134f59b70293d11?from_block=kp-button-online&playingContentId=5e33451b084844eeb134f59b70293d11&watch=
Фильм «Сцены из супружеской жизни» (1973) — https://vk.com/video588668315_456245299