Original size 1140x1600

Эволюция рекламных плакатов в России XX века

26
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция исследования

От агитации к актуальности: как язык плаката говорит с нами сегодня?

XX век богат событиями и является важной частью истории рекламы. Стремительное развитие печатных технологий заложило основу для плакатного искусства. Реклама моментально отражала изменения, происходящие в экономике, политике, промышленности и служила средством влияния на миллионы жителей страны.

Когда мы видим современную социальную рекламу или политический баннер, мы сталкиваемся с теми же методами, что и сто лет назад: яркий образ, короткий сильный текст, игра на контрастах. Изучая старые плакаты, мы учимся понимать, как на нас влияют сегодня через изображения и слоганы.

Если посмотреть на их эволюцию, можно понять гораздо больше. Можно заметить, как менялись художественные стили и шрифты. Например, после революции плакаты были резкими, угловатыми, как лозунг, а в спокойные времена становились более плавными.

В переломные моменты, когда людям нужна была уверенность или ясный враг, плакаты не просто показывали жизнь, а формировали её. Они создавали простые и понятные образы: «Не болтай!» или «Родина-мать зовёт!» — это мощные психологические инструменты.

Анализ эволюции плакатов позволит глубже понять, как видоизменялись художественные и типографические приемы, как плакат формировал общественное сознание в переломные моменты истории и какие методы визуальной коммуникации не теряют своей актуальности сейчас.

Материал исследования и подход к анализу.

Исследование охватывает ключевые периоды советской истории. Внутри каждого периода представлены плакаты, отражающие государственные нарративы, борьба с безграмотностью, индустриальный подъем, образ «врага», пропаганда здорового образа жизни, космическая тематика, борьба за мир, а также большое количество коммерческой рекламы.

Приоритет отдается работам ключевых художников-плакатистов (Д. Моор, В. Дени, А. Родченко, И. Тоидзе и др.), чье творчество задавало тон и становилось каноническим. В анализ включены как политические и агитационные плакаты, так и социальные, рекламные.

Метод исследования комбинированный: визуальный анализ (композиция, цвет, шрифт) и контекстуальный анализ (рассмотрение плаката в прямой связи с историческими событиями и государственной идеологией).

Истоки развития

В начале XVIII века появилась первая типография в Санкт-Петербурге, а уже в конце XIX века появились первые рекламные агентства. В истоках развития рекламного плаката стоит художественная афиша, используемая для продвижения книг и журналов. К началу XX века плакаты начали развиваться как самостоятельный вид искусства и стали инструментом коммерческой рекламы.

Original size 500x313

Первая типография в Санкт-Петербурге (начало XVIII века)

Дореволюционный период (1900—1917)

В плакате начала XX века плакатное искусство, называвшееся тогда «художественной афишей», было представлено во всех стилях: реализм, эклектика, неоклассицизм, символизм, авангард. Становление плаката в России тесно связано с историей развития плакатного искусства в Западной Европе.

Доминирующим направлением был модерн с его изящными, изогнутыми линиями, растительными орнаментами и изысканной цветовой гаммой. Плакаты этого периода отличались высоким художественным качеством. Коммерческая реклама активно развивалась, продвигая продукцию различных фабрик и мануфактур.

Неизвестный художник, «Жжёный кофе Товарищества Эйнемъ в Москве», 1900. Неизвестный художник, «Чая товарищества Василия Ивановича Попова», 1901.

Original size 5044x3574

Неизвестный художник, «Рекомендуются табаки и папиросы высшаго качества табачной фабрики торгового дома Н. К. Попова в Москве», 1890-е гг.

Многие плакаты имитировали народный лубок. Это делало их более понятными для крестьянства и вызывало ассоциации с народным творчеством.

Неизвестный художник, «Шоколад Эйнемъ», 1913. Неизвестный художник, Реклама чая А. К. Савина, 1900-е.

Период Революции (1917—1920)

Плакаты времен Революции — это яркий и эмоциональный жанр, который стал ключевым инструментом агитации и формирования массового сознания.

Простота образов и крупный, выразительный шрифт делали плакаты доступными для широких слоёв населения, включая малограмотных людей. Художники использовали яркие, контрастные цвета и динамичные композиции, чтобы вызвать сильный отклик у зрителя. Частый приём — изображение контраста между «новым» и «старым» миром. Образы рабочих, крестьян, красноармейцев символизировали новый народ, а буржуазия часто изображалась в виде жирного, жадного капиталиста. Красный цвет доминировал как символ революции.

Кустодиев Б., «Заёмъ свободы», 1917. Авилов М. И., «Голосуйте за список социалистов-революционеров», 1917.

Во времена Гражданской войны существовало два противоборствующих лагеря: «красные» и «белые». Каждый из них имел собственные взгляды на будущее страны, и их плакаты различались в дизайне и типографике. Красные использовали агрессивную стилистику авангарда: мощные рубленые шрифты без засечек, контрастные цвета и динамичные композиции. В то же время у белых плакаты имели шрифты с засечками, сдержанную цветовую палитру и симметричные композиции.

Плакаты «красного» движения Неизвестный художник, «Обманутым братьям», 1918. Моор Д., «Смерть мировому империализму», 1919.

Плакаты «белого» движения Неизвестный художник, «За единую Россию!», 1919. Неизвестный художник, «Большевики на Дону. Кощунства в церкви», 1919.

Советский период

Плакатное искусство НЭПа (1921—1929)

Время сосуществования идеологической агитации и коммерческой рекламы в рамках ограниченного рынка. Появление первых частных предприятий и кооперативов, которые начинают активно использовать рекламу для привлечения покупателей.

Самохвалов А. Н., «Рабочих и Ленина соединила в своём пороховом дыму революция 1905 года», 1926. Изенберг В. К., «Юные ленинцы — дети Ильича. К 7-й годовщине Октябрьской революции», 1924.

Original size 842x429

Радаков А., «Неграмотный — тот же слепой. Всюду его ждут неудачи и несчастья», 1920. Меркулов Ю. А., «Готовим отпор», 1927. Дени В. Н., «Да здравствует первое мая», 1929.

Валерианов А. Н., «Работницы и крестьянки, все на выборы! Под красный стяг, в ряды с мужчиной! — Буржуазии страх несём!», 1925. Моор Д., «Помоги», 1921.

Рекламные плакаты часто носят экспериментальный характер, но уже отражают идею рыночной экономики и конкуренции.

Эпоха НЭПа стала золотым веком советского конструктивизма. Художники стремились к созданию новых, функциональных форм, активно использовали фотомонтаж, асимметричные композиции и геометрические шрифты. Плакаты НЭПа отличались экспериментальным подходом к графике и леттерингу. Наблюдалось развитие различных художественных стилей: конструктивизм, авангард, а также использование элементов модерна и эклектики.

Original size 3475x2387

Неизвестный художник, «Кондитерская фабрика Идеал», 1927.

Зеленский А. Н., «Папиросы Пушки», 1926. Неизвестный художник, «Букет моей бабушки», 1928.

Буланов М., «Мотоцикл за 50 коп. в лотерее», 1928. Буланов М., «Моссельпром. Табачные изделия», 1927.

Работы Маяковского и Родченко заложили основы современного брендинга и визуальной коммуникации. Маяковский писал слоганы, Родченко использовал простые геометрические формы, прямые линии и минимализм. Контрастные цвета и брусковые шрифты составляли геометрическую композицию и обладали высокой читаемостью и визуальной выразительностью. В своих работах Родченко часто использовал диагональные линии, чтобы придать плакатам динамику и ритм.

Маяковский В. В., Родченко А. М. , «Трудящиеся, не страшны дороговизна и НЭП, покупайте дешёвый хлеб!», 1923. Маяковский В. В., Родченко А. М. , «Нигде, кроме как в Моссельпроме», 1923.

Маяковский В. В., Родченко А. М. , «Лучших сосок не было и нет», 1923. Маяковский В. В., Родченко А. М. , «Самый деловой, самый аккуратный, самый модный в ГУМе обзаведитесь мозеровскими часами», 1923.

Маяковский В. В., Родченко А. М. , «Приезжий с дач, из городов и сел», 1923. Маяковский В. В., Родченко А. М. , «Трёхгорное пиво выгонит вон ханжу и самогон», 1925.

Период индустриализации (1930—1940)

На смену авангарду и конструктивизму пришёл социалистический реализм, который стал официальным и единственно допустимым художественным методом с 1934 года.

Сенькин С. Я., «Укрепим индустриальную мощь Советского Союза!», 1932. Длугач М. «Будущая война будет механизирована до последних пределов», 1931.

Плакаты отличались детализированностью и реалистичностью. Использовались яркие, насыщенные цвета. Типографика стала более строгой и функциональной.

Original size 3368x1525

Сварог В. С., «Батраки и комсомольцы, на трактор!», 1931. Клуцис Г. Г. «Вся Москва строит метро», 1934. Дейкин Б., «8 марта — день восстания работниц против кухонного рабства», 1932.

В этот период реклама была ограничена, и её роль была второстепенной из-за ликвидации частной торговли. Её главная задача сводилась к информационному оповещению о наличии продукции государственных предприятий и к демонстрации успехов производства.

Original size 3363x1193

Зеленский А. Н., «Морс Моссельпром», 1930. Тархов Д., «Моссельпром», 1926. Зеленский А. Н., «Воды-напитки… Хлебный квас…», 1930.

Original size 4477x1933

Сахаров С. Г., «Садвинсбыт. Виноградные вина совхозов Наркомзема РСФСР», 1937. Исиченко М. А., «Техноэкспорт. Электролампа», 1937. Исиченко М. А., «Техноэкспорт. Швейные машинки», 1938.

Неизвестный художник, «Карандаш Мосполиграф», 1928. Боград И. Д., «Санит», 1938.

Военное время (1941—1945)

Плакаты военного времени стали одним из самых мощных видов искусства в истории СССР. Их главная задача заключалась не только в информировании, но и в мобилизации всех сил народа на борьбу с врагом.

Кукрыниксы, «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941. Радаков А., «Болтун — находка для шпиона!» из серии «Окна ТАСС», 1941.

Плакаты обращались к самым глубоким патриотическим чувствам. Образы были простыми и понятными даже малограмотному человеку. Яркие контрасты без полутонов, шрифты стали ещё более жёсткими: грубые рубленые гарнитуры без засечек. Плакаты печатались массово в условиях дефицита и с ограниченным числом цветов. Чёткая символика и агрессивная типографика сделали их одним из самых мощных средств пропаганды в истории.

Ватолина Н.Н., Денисов Н.В., «Не болтай!», 1941. Тоидзе И. М., «Родина-мать зовёт!», 1941.

Период восстановления (1946—1953)

Визуальный язык сохранил черты соцреализма, но заметно смягчился: ушла военная экспрессия, вернулись масштабность и оптимизм довоенных индустриальных плакатов.

Корецкий В. Б., «Восстановим!», 1947. Иванов В. С., «Слава русскому народу — народу-богатырю, народу-созидателю!», 1947.

Миниович Э., «Маргарин», 1946. Цейров Ю. М., «Консервы натуральные», 1952.

Цветовая палитра стала сдержанно-яркой. Доминировали чистые, не кричащие цвета, резкие контрасты военных лет сменились гармоничными сочетаниями. Типографика сохранила рубленые шрифты, но они стали более плавными и с лёгким скруглением. Фотомонтаж использовался редко, преобладала рисованная иллюстрация в реалистичной манере.

Кашинская И., «Духи и одеколон „Маки“», 1950. Мартынов Н. И., «Пейте натуральный кофе», 1952.

Original size 1076x517

Пименов В. В., «Главшейсбыт. Капрон» 1952. Девятов Н., «Покупайте модельную обувь на облегчённой пористой подошве», 1952. Трухачев В. В., «Головные уборы. Шляпы» 1952.

Хрущевская оттепель (1954—1964)

Плакаты периода хрущёвской «оттепели» отличались некоторой либерализацией, появлением новых надежд и ослаблением идеологического давления, что немедленно отразилось на визуальном искусстве.

Original size 1100x752

Чудов Ю. Н., «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!», 1960.

Тоидзе И. М., «Во имя мира», 1959. Чарухин Н. П., «Пусть всегда будет солнце!», 1961 г.

На смену соцреализму пришли более лёгкие, лаконичные и модернистские формы. Художники экспериментировали с графикой, использовали большое количество «воздуха», появились стилизованные, упрощённые формы и минималистичный текст. Цветовая палитра стала более светлой и оптимистичной. Типографика обрела вариативность и пластичность, на смену единообразным рубленым шрифтам пришли рукописные начертания. Образы на плакатах стали ближе к реальным людям. Акцент сместился на личность, её труд, быт, досуг и будущее, полное научных открытий, мира и благополучия.

Original size 942x418

Гущин В., «Пельмени сибирские, мясные», 1952. Мичурин А., «Сосиски. Росглавмясо», 1952. Кузьмин А., «Покупайте свежезамороженные овощи», 1957.

Трухачев В. В., «Электрополотер», 1954. Трухачев В. В., «Электропылесос „Днепр“», 1954.

Original size 3368x1501

Сахаров С. С., «Цитрусовый сок. Натуральный напиток», 1951. Трухачев В. В., «Магазины потребкооперации», 1954. Сахаров С. Г., «Мороженое», 1957.

Эпоха застоя (1965—1985)

Плакаты эпохи «застоя» отличались официальным, торжественным и предсказуемым стилем. Они скорее поддерживали существующий порядок, чем вдохновляли на перемены.

Бабин Н., Овасапов И., Якушин А., «Продолжим эстафету прославленных олимпийцев», 1980. Авилов М. И., «БАМ-1», 1974.

Original size 1200x605

Евсеев Б. В., «Крепи союз серпа и молота!», 1976.

Художники работали в рамках привычного соцреализма, стиль стал более академичным и менее выразительным. Образы рабочих, колхозников и интеллигенции были идеализированы и лишены индивидуальности. Цветовая палитра стала сдержаннее и официальнее. На смену рукописным и пластичным шрифтам пришли строгие рубленые гарнитуры без засечек.

Кононов В. Г., «Слава земледельцам!», 1978. Кононов В. Г., «Хлеб — Родине!», 1978.

Потапов В. М., «Москва — столица игр XXII Олимпиады», 1980 г. Волкова О., Аввакумов М., «Добро пожаловать в Москву!», 1980 г.

В эту эпоху визуальная составляющая рекламы испытывала сдержанное, но заметное влияние западного дизайна. Композиции оставались информативно-нейтральными, без акцента на эмоциональную вовлечённость, цветовая гамма, хотя и стала живее, избегала чрезмерно смелых контрастов, а фотоизображения нужны были прежде всего для демонстрации самого товара.

Неизвестный художник, «Союзплодоимпорт», 1980-е. Пчелко И. И., «Аэрофлот — советские авиалинии», 1973 г.

Сухомлинов В. Н., «Электро-механический будильник Слава», 1974 г. Филиппова Л. Н., «Электросоковыжималки», 1975 год

Перестройка (1986—1991)

Плакаты периода Перестройки радикально отличались от всего, что было раньше. Это было время гласности, демократизации и быстро меняющейся политической реальности. Появилось огромное стилистическое разнообразие: от минимализма и постмодернизма до прямого использования шокирующих и сюрреалистических образов.

Горнов А., «Берегись! Смертельно опасно! Шприц наркомана переносит СПИД», 1989. Решетников Б., «Гласность — наша сила!», 1988.

Original size 988x477

Сурьянинов В., «За мир надо бороться!», 1987.

Художники начали активнее применять контрастные сочетания, палитра становилась разнообразнее, допускались более сложные цветовые решения, включая градиенты и переходы. Появились асимметричные композиции, динамичные ракурсы, наслоение планов и «открытое» пространство с большими свободными зонами. Наряду с классическими гарнитурами возникли рукописные, гротескные и экспериментальные шрифты.

Кондуров А., Ковалева Л., «Только через демократию и благодаря демократии возможна сама перестройка», 1987 г. Механтьев В., «Гласность не для сведения личных счетов», 1989 г.

Постсоветский период (1992—1999)

Плакаты постсоветского периода отражали слом системы, переход к рыночной экономике и погрузились в хаос эклектики, вызванный отсутствием цензуры. Визуальный язык этого времени отражал эпоху перемен и освоение западной культуры.

Original size 2986x2000

Боксер Ю. Б., «Голосуй или проиграешь», 1996.

Неизвестный художник, «МЕНАТЕП-СПб», 1990-е. Неизвестный художник, «Юкос. Мы всегда на шаг впереди», 1990-е.

Неизвестный художник, «Автобанк», 1999. Неизвестный художник, «Столичный банк сбережений», 1990-е.

Неизвестный художник, «Аэрофлот», 1998 г. Неизвестный художник, «Ингосстрах», 1990-е.

Влияние западной рекламы на российский плакат привело к полному переосмыслению визуальной коммуникации в пользу яркой, агрессивной и эмоциональной западной эстетики. Она принесла философию, ориентированную на потребителя, свободу творчества и новые технологии.

Главным новшеством стало широкое использование Adobe Photoshop и CorelDRAW: активное использование фотомонтажа, коллажей, фильтров и появление большого количества шрифтов.

После дефолта 1998 года, компании резко сократили бюджеты, многие компании разорились. Появление видеорекламы стало одной из причин, почему плакатная реклама отошла на второй план.

Заключение

История плаката XX века в России — это история развития от лубка до изысканных афиш современного графического дизайна. Это зеркало эпохи, в котором отразились революция, война, урбанизация, научные достижения и сила духа России. Это история типографических экспериментов и дизайнерских решений, где каждый период создавал свой уникальный набор художественных инструментов, вынужденных подчиняться требованиям времени, но сумевших сохранить свою самобытность.

Наследие плаката XX века имеет огромный вклад и находит широкое практическое применение в современном рекламном дизайне. Методы визуального воздействия и агитации сегодня изучаются специалистами по маркетингу и коммуникациям как примеры эффективного воздействия на массовое сознание. Приемы конструктивистов, такие как фотомонтаж, асимметричные композиции и выразительная типографика, стали фундаментальными элементами мирового графического дизайна. Приемы модерна, известные леттерингом и витиеватыми линиями, заложили основу стиля ар-нуво и повлияли на развитие коммерческой иллюстрации. Социалистический реализм отличился сильными эмоциональными образами, методами воздействия на массовое сознание, и сегодня этот стиль используется в политическом брендинге. Веяния периода оттепели запомнились модернистскими тенденциями, чистым графическим языком и стали основой современного минимализма.

Bibliography
Show
1.

Вашик К., Бабурина Н. Реальность утопии: искусство русского плаката XX века. — М.: Прогресс‑Традиция, 2004.

2.

Грицук А. П. История отечественной рекламы. Советский период. М.: Московский государственный университет печати, 2004.

3.

Николаева М. А. История рекламы и средств массовой информации: учебно‑методический комплекс . Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2012.

4.

Учёнова В. В., Старых Н. В. История рекламы: учебник. М.: ЮНИТИ‑ДАНА, 2010.

5.

Фролов В. В. История отечественной рекламы XX–XXI вв.: учебное пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018.

6.

Reclama.school [Образовательный портал по истории рекламы]. (URL: https://reklama.school/).

Image sources
Show
1.

Неизвестный художник. «Жжёный кофе Товарищества Эйнемъ в Москве», 1900 / Источник: Reklama.School: образовательный портал о рекламе. — URL: https://reklama.school/pre-revolutionary/1-4 (дата обращения: 11.11.2025).

2.

Неизвестный художник. «Чай товарищества Василия Ивановича Попова», 1901 / Источник: Reklama.School: образовательный портал о рекламе. — URL: https://reklama.school/pre-revolutionary/1-4 (дата обращения: 11.11.2025).

3.

Неизвестный художник. «Рекомендуются табаки и папиросы высшаго качества табачной фабрики торгового дома Н. К. Попова в Москве», 1890-е / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

4.

Неизвестный художник. «Шоколад Эйнемъ», 1913 / Источник: Reklama.School : образовательный портал о рекламе. — URL: https://reklama.school/pre-revolutionary/1-4 (дата обращения: 11.11.2025).

5.

Неизвестный художник. Реклама чая А. К. Савина, 1900-е / Источник: Reklama.School: образовательный портал о рекламе. — URL: https://reklama.school/pre-revolutionary/1-4 (дата обращения: 11.11.2025).

6.

Кустодиев Б. «Заёмъ свободы», 1917 / Источник: Gallerix.ru : Онлайн‑галерея изобразительного искусства. — URL: https://gallerix.ru/storeroom/1973977528/N/994282936/ (дата обращения: 11.11.2025).

7.

Авилов М. И. «Голосуйте за список социалистов-революционеров», 1917 /  Источник: https://www.spbmuseum.ru/: Государственный музей истории Санкт Петербурга : официальный сайт. — URL: https://www.spbmuseum.ru/funds/368/49260/ (дата обращения: 11.11.2025).

8.

Неизвестный художник «Обманутым братьям», 1918 / Источник: Reklama.School : образовательный портал о рекламе. — URL: https://reklama.school/nep/2-1 (дата обращения: 11.11.2025).

9.

Моор Д. «Смерть мировому империализму», 1919 / Источник: Gallerix.ru : Онлайн‑галерея изобразительного искусства. — URL: https://gallerix.ru/storeroom/1973977528/N/190642038/ (дата обращения: 11.11.2025).

10.

Неизвестный художник. «За единую Россию!», 1919 / Источник: Reklama.School : образовательный портал о рекламе. — URL: https://reklama.school/nep/2-1 (дата обращения: 11.11.2025).

11.

Неизвестный художник. «Большевики на Дону. Кощунства в церкви», 1919 / Источник: Reklama.School : образовательный портал о рекламе. — URL: https://reklama.school/nep/2-1 (дата обращения: 11.11.2025).

12.

Самохвалов А. Н. «Рабочих и Ленина соединила в своём пороховом дыму революция 1905 года», 1926 / Источник: Reklama.School: образовательный портал о рекламе. — URL: https://reklama.school/cases/nep-posters (дата обращения: 11.11.2025).

13.

Изенберг В. К. «Юные ленинцы — дети Ильича. К 7-й годовщине Октябрьской революции», 1924 / Источник: Reklama.School: образовательный портал о рекламе. — URL: https://reklama.school/cases/nep-posters (дата обращения: 11.11.2025).

14.

Радаков А. «Неграмотный — тот же слепой. Всюду его ждут неудачи и несчастья», 1920 / Источник: Gallerix.ru : Онлайн‑галерея изобразительного искусства. — URL: https://gallerix.ru/storeroom/1973977528/N/92766024// (дата обращения: 11.11.2025).

15.

Меркулов Ю. А. «Готовим отпор», 1927 / Источник: Reklama.School : образовательный портал о рекламе. — URL: https://reklama.school/cases/nep-posters (дата обращения: 11.11.2025).

16.

Дени В. Н. «Да здравствует первое мая», 1929 / Источник: Reklama.School : образовательный портал о рекламе. — URL: https://reklama.school/cases/nep-posters (дата обращения: 11.11.2025).

17.

Валерианов А. Н. «Работницы и крестьянки, все на выборы! Под красный стяг, в ряды с мужчиной! — Буржуазии страх несём!», 1925 / Источник: Reklama.School : образовательный портал о рекламе. — URL: https://reklama.school/cases/nep-posters (дата обращения: 11.11.2025).

18.

Моор Д. «Помоги», 1921 / Источник: Gallerix.ru : Онлайн‑галерея изобразительного искусства. — URL: https://gallerix.ru/storeroom/1973977528/N/1467388961/ (дата обращения: 11.11.2025).

19.

Неизвестный художник «Кондитерская фабрика Идеал», 1927 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

20.

Зеленский А. Н. «Папиросы Пушки», 1926 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

21.

Неизвестный художник «Букет моей бабушки», 1928 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

22.

Буланов М. «Мотоцикл за 50 коп. в лотерее», 1928 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

23.

Буланов М. «Моссельпром. Табачные изделия», 1927 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

24.

Маяковский В. В., Родченко А. М. «Трудящиеся, не страшны дороговизна и НЭП, покупайте дешёвый хлеб!», 1923 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

25.

Маяковский В. В., Родченко А. М. «Нигде, кроме как в Моссельпроме», 1923 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

26.

Маяковский В. В., Родченко А. М. «Лучших сосок не было и нет», 1923 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

27.

Маяковский В. В., Родченко А. М. «Самый деловой, самый аккуратный, самый модный в ГУМе обзаведитесь мозеровскими часами», 1923 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

28.

Маяковский В. В., Родченко А. М. «Приезжий с дач, из городов и сел», 1923 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

29.

Маяковский В. В., Родченко А. М. «Трёхгорное пиво выгонит вон ханжу и самогон», 1925 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

30.

Сенькин С. Я. «Укрепим индустриальную мощь Советского Союза! Введём в строй Краматорский завод тяжёлого машиностроения», 1932 / Источник:  artchive.ru: онлайн галерея и энциклопедия искусства. — URL: https://artchive.ru/artists/26339~Sergej_Jakovlevich_Sen'kin (дата обращения: 11.11.2025).

31.

Длугач М. «Будущая война будет механизирована до последних пределов», 1931 / Источник: Gallerix.ru : Онлайн‑галерея изобразительного искусства. — URL: https://gallerix.ru/storeroom/1973977528/N/1169119492/ (дата обращения: 11.11.2025).

32.

Сварог В. С. «Батраки и комсомольцы, на трактор! В ударные колонны весеннего сева!», 1931 / Источник: Plakat CCCP : онлайн коллекция советских плакатов. — URL: https://www.plakat-cccp.ru/prom_version/plakat_1/plakatyi_sssr_ob_industrializacii.html (дата обращения: 11.11.2025).

33.

Клуцис Г. Г. «Вся Москва строит метро», 1934  / Источник: Национальная электронная библиотека : официальный сайт. — URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_009675482/ (дата обращения: 11.11.2025).

34.

Дейкин Б. «8 марта — день восстания работниц против кухонного рабства», 1932 / Источник: Gallerix.ru : Онлайн‑галерея изобразительного искусства. — URL: https://gallerix.ru/storeroom/1973977528/N/2029030147/ (дата обращения: 11.11.2025).

35.

Зеленский А. Н. «Морс Моссельпром», 1930 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

36.

Тархов Д. «Моссельпром», 1926 / Источник: Gallerix.ru : Онлайн‑галерея изобразительного искусства. — URL: https://gallerix.ru/storeroom/1973977528/N/647322202/ (дата обращения: 11.11.2025).

37.

Зеленский А. Н. «Воды-напитки… Хлебный квас…», 1930 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

38.

Сахаров С. Г. «Садвинсбыт. Виноградные вина совхозов Наркомзема РСФСР», 1937 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

39.

Исиченко М. А. «Техноэкспорт. Электролампа», 1937 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

40.

Исиченко М. А. «Техноэкспорт. Швейные машинки», 1938 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

41.

Неизвестный художник «Карандаш Мосполиграф», 1928 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

42.

Боград И. Д. «Санит», 1938 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

43.

Кукрыниксы «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941 / Источник: Gallerix.ru : Онлайн‑галерея изобразительного искусства. — URL: https://gallerix.ru/storeroom/1973977528/N/758418545/ (дата обращения: 11.11.2025).

44.

Радаков А. «Болтун — находка для шпиона!» из серии «Окна ТАСС», 1941 / Источник: Gallerix.ru : Онлайн‑галерея изобразительного искусства. — URL: https://gallerix.ru/storeroom/1973977528/N/1615891756/] (дата обращения: 11.11.2025).

45.

Ватолина Н.Н., Денисов Н.В. «Не болтай!», 1941 / Источник: Плакатный архив АиФ : Цифровая коллекция плакатов. — URL: https://plakat.aif.ru/history-russia (дата обращения: 11.11.2025).

46.

Тоидзе И. М. «Родина-мать зовёт!», 1941 / Источник: Плакатный архив АиФ : Цифровая коллекция плакатов. — URL: https://plakat.aif.ru/history-russia (дата обращения: 11.11.2025).

47.

Корецкий В. Б. «Восстановим!», 1947 / Источник: Reklama.School : образовательный портал о рекламе. — URL: https://reklama.school/stalin/3-6 (дата обращения: 11.11.2025).

48.

Иванов В. С. «Слава русскому народу — народу-богатырю, народу-созидателю!», 1947 / Источник: https://artchive.ru/ : онлайн галерея и энциклопедия искусства. — URL: https://artchive.ru/artists/20242~Viktor_Semenovich_Ivanov/works/507331~Slava_russkomu_narodu_narodubogatyrju_narodusozidatelju (дата обращения: 11.11.2025).

49.

Миниович Э. «Маргарин», 1946 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

50.

Цейров Ю. М. «Консервы натуральные», 1952 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

51.

Кашинская И. «Духи и одеколон „Маки“», 1950 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

52.

Мартынов Н. И. «Пейте натуральный кофе», 1952 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

53.

Пименов В. В. «Главшейсбыт. Капрон» 1952 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

54.

Девятов Н. «Покупайте модельную обувь на облегчённой пористой подошве», 1952 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

55.

Трухачев В. В. «Головные уборы. Шляпы» 1952 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

56.

Чудов Ю. Н. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!», 1960 / Источник: https://tramvaiiskusstv.ru/ : онлайн платформа искусства. — URL: https://tramvaiiskusstv.ru/plakat/spisok-khudozhnikov/item/152-chudov-yurij-nikolaevich-1924.html (дата обращения: 11.11.2025).

57.

Тоидзе И. М. «Во имя мира», 1959 /  Источник: http://iss.rybmuseum.ru/ : Рыбинский музей-заповедник : официальный сайт. — URL: http://iss.rybmuseum.ru/entity/OBJECT/78080 (дата обращения: 11.11.2025).

58.

Чарухин Н. П. Пусть всегда будет солнце! 1961 / Источник: Reklama.School : образовательный портал о рекламе. — URL: https://reklama.school/cases/khrushchev-thaw-posters (дата обращения: 11.11.2025).

59.

Гущин В. «Пельмени сибирские, мясные», 1952 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

60.

Мичурин А. «Сосиски. Росглавмясо», 1952 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

61.

Кузьмин А. «Покупайте свежезамороженные овощи», 1954 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

62.

Трухачев В. В. «Электрополотер», 1954 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

63.

Трухачев В. В. «Электропылесос „Днепр“», 1954 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

64.

Сахаров С. С. «Цитрусовый сок. Натуральный напиток», 1951 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

65.

Трухачев В. В. «Магазины потребкооперации», 1954 / Источник:  artchive.ru : онлайн галерея и энциклопедия искусства. — URL: https://artchive.ru/artists/66417~Neizvestnyj_khudozhnik/works/486307~Vino_vodku_nalivki_nastojki_konservy_rybu_konditerskie_izdelija_spichki_papirosy_sol'_sakhar_mozhno_kupit'_v_magazinakh_Potrebkooperatsii (дата обращения: 11.11.2025).

66.

Сахаров С. Г. «Мороженое», 1957 / Источник: Искусство убеждать. Русский рекламный плакат 1890–1954. — М. : Контакт Культура, 2001.

67.

Бабин Н., Овасапов И., Якушин А. «Продолжим эстафету прославленных олимпийцев», 1980 / Источник: Национальная электронная библиотека : официальный сайт. — URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_010198405/ (дата обращения: 11.11.2025).

68.

Бабин Н., Овасапов И., Якушин А. «БАМ-1», 1974 / Источник: Национальная электронная библиотека : официальный сайт. — URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_010198405/ (дата обращения: 11.11.2025).

69.

Авилов М. И., «БАМ-1», 1974. /  Источник:  catalog.shm.ru/ : Государственный исторический музей : официальный сайт. URL: https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/2957409?exhibition=712143767 (дата обращения: 11.11.2025).

70.

Евсеев Б. В. «Крепи союз серпа и молота!», 1976 /  Источник:  catalog.shm.ru: Государственный исторический музей : официальный сайт. — URL: https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/2957041 (дата обращения: 11.11.2025).

71.

Кононов В. Г. «Слава земледельцам!», 1978 / Источник: artchive.ru: онлайн галерея и энциклопедия искусства. — URL: https://artchive.ru/artists/22189~Vladimir_Gavrilovich_Kononov/works/485967~Slava_zemledel'tsam (дата обращения: 11.11.2025).

72.

Кононов В. Г. «Хлеб — Родине!», 1978 / Источник: artchive.ru : онлайн галерея и энциклопедия искусства. — URL: https://artchive.ru/artists/22189~Vladimir_Gavrilovich_Kononov/works/507382~Khleb_Rodine (дата обращения: 11.11.2025).

73.

Потапов В. М., «Москва — столица игр XXII Олимпиады», 1980 / Источник: Reklama.School : образовательный портал о рекламе. —  URL: https://reklama.school/brezhnev/5-5 (дата обращения: 11.11.2025).

74.

Волкова О., Аввакумов М., «Добро пожаловать в Москву!», 1980 / Источник: Reklama.School : образовательный портал о рекламе. —  URL: https://reklama.school/brezhnev/5-5 (дата обращения: 11.11.2025).

75.

Неизвестный художник «Союзплодоимпорт», 1980-е / Источник: Reklama.School : образовательный портал о рекламе. —URL: https://reklama.school/brezhnev/5-3 (дата обращения: 11.11.2025).

76.

Пчелко И. И., «Аэрофлот — советские авиалинии», 1973 / Источник: Reklama.School : образовательный портал о рекламе. —URL: https://reklama.school/brezhnev/5-3 (дата обращения: 11.11.2025).

77.

Сухомлинов В. Н. «Электро-механический будильник Слава», 1974 / Источник: Reklama.School : образовательный портал о рекламе. URL: https://reklama.school/brezhnev/5-2 (дата обращения: 11.11.2025).

78.

Филиппова Л. Н. Электросоковыжималки, 1975 год / Источник: Reklama.School : образовательный портал о рекламе. —  URL: https://reklama.school/brezhnev/5-2 (дата обращения: 11.11.2025).

79.

Горнов А. «Берегись! Смертельно опасно! Шприц наркомана переносит СПИД», 1989 / Источник: Национальная электронная библиотека : официальный сайт. — URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_008783184 (дата обращения: 11.11.2025).

80.

Решетников Б. «Гласность — наша сила!», 1988 / Источник: Национальная электронная библиотека : официальный сайт. — URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_010000342/ (дата обращения: 11.11.2025).

81.

Сурьянинов В. «За мир надо бороться!», 1987 / Источник: Национальная электронная библиотека : официальный сайт. — URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_010232998/ (дата обращения: 11.11.2025).

82.

Кондуров А., Ковалева Л., «Только через демократию и благодаря демократии возможна сама перестройка», 1987 г. /  Источник:  catalog.shm.ru: Государственный исторический музей : официальный сайт. — URL: https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/2980027?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 11.11.2025).

83.

Механтьев В., «Гласность не для сведения личных счетов», 1989 /  Источник:  catalog.shm.ru: Государственный исторический музей : официальный сайт. — URL: https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/2969162 (дата обращения: 11.11.2025).

84.

Сабинин П., «Ростки нового не остановить!», 1988 /  Источник:  catalog.shm.ru: Государственный исторический музей : официальный сайт. — URL: https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/2980207 (дата обращения: 11.11.2025).

85.

Лопатина Г., «Курс — ускорение. Цель — благо народа!», 1986 /  Источник:  catalog.shm.ru: Государственный исторический музей : официальный сайт. — URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_009637654/ (дата обращения: 11.11.2025).

86.

Боксер Ю. Б. «Голосуй или проиграешь», 1996 / Источник: artchive.ru: онлайн галерея и энциклопедия искусства. — URL: https://artchive.ru/artists/15813~Jurij_Borisovich_Bokser/works/507454~Golosuj_ili_proigraesh' (дата обращения: 11.11.2025).

87.

Неизвестный художник, «Юкос. Мы всегда на шаг впереди», 1990-е / Источник: Reklama.School : образовательный портал о рекламе. —URL: https://reklama.school/90s/7-6 (дата обращения: 11.11.2025).

88.

Неизвестный художник, «МЕНАТЕП-СПб», 1990-е / Источник: Reklama.School: образовательный портал о рекламе. — URL: https://reklama.school/90s/7-6 (дата обращения: 11.11.2025).

89.

Неизвестный художник, «Автобанк», 1999 / Источник: Reklama.School : образовательный портал о рекламе. — URL: https://reklama.school/90s/7-6 (дата обращения: 11.11.2025).

90.

Неизвестный художник, «Столичный банк сбережений», 1990-е / Источник: Reklama.School: образовательный портал о рекламе. —  URL: https://reklama.school/90s/7-6 (дата обращения: 11.11.2025).

91.

Неизвестный художник, «Аэрофлот», 1998 / Источник: Reklama.School : образовательный портал о рекламе. —  URL: https://reklama.school/90s/7-introduction (дата обращения: 11.11.2025).

92.

Неизвестный художник, «Ингосстрах», 1990-е / Источник: Reklama.School : образовательный портал о рекламе. —  URL: https://reklama.school/90s/7-introduction (дата обращения: 11.11.2025).

Эволюция рекламных плакатов в России XX века
26
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more