Original size 1140x1600

Эволюция готического окна

14
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. Концепция 2. Появление готического окна 3. Основные виды и элементы готического окна 4. Декоративное значение витража в готическом окне 5. Готическое окно в других видах искусства 6. Заключение

Концепция

Во многие века окно считается одним из самых важных факторов при постройки разных сооружений. Они играли разные функции в зависимости от эпохи и географического положения. В большинстве случаев без их наличия сооружение не будет считаться полноценно функциональным. Так и в XII веке в Париже все было примерно также. С появлением готического стиля в архитектуре европейский колорит заиграл новыми красками, в том числе если рассматривать готические окна подробнее. Именно это я и собираюсь сделать в данном визуальном исследовании. Рассматривая окно как отдельный механизм, можно найти неописуемое количество деталей, связанных с ним. В особенности готические окна. Их стоит рассматривать с точки зрения произведения искусства, поскольку они представляют из себя не только металл или каменный каркас, но еще и проем, в котором кроются загадки, символы и порой даже мистика, которые формирующие свою энергетику и визуальный смысл.

Прежде всего я буду рассматривать готическое окно с точки зрения его эволюции, построения и конструктивных элементов, ведь и в нем тоже содержится множество важных и интересных деталей. В визуальном исследовании будут упоминаться важные исторические этапы развития и региональные особенности с примерами каждого из них, которые прямо повлияли на развитие готического окна в целом. Помимо основных факторов значительный вклад внесло декоративное значение готического окна, которое в некоторых случаях выходило за грань понимания. Готические окна несли очень важную символическую форму. Начиная от символики тех или иных витражных решений, вписанных в окно, и в принципе символики света, отражающей идею божественного света. Более того, эти окна несли повествовательную функцию.

Они превращали их в «библию для неграмотных». Также готические окна оказали большое влияние на искусство и культуру XII–XV веков. Их элементы можно было увидеть в рукописных иллюстрациях, интерьерах, в предметном дизайне и даже в моде. И по сей день мотив готического окна прослеживается во многих работах современных архитекторов и дизайнеров.

Таким образом, в данном визуальном исследовании я буду анализировать готическое окно как модель, в которой сконцентрированы основные идеи, вложенные в период развития готического стиля в архитектуре. Исследуя его конструктивные, декоративные и символические аспекты у меня сформировалась гипотеза, которую я хочу доказать: Готическое окно является не только проёмом в стене, но и визуальной эволюцией, которая оставила огромный след в истории искусства и культуры.

Появление готического окна

Рассматривая визуальный материал о готическом окне, как о предмете глубокого понимания и красоты, для начала я хотела бы структурировать исторические сведения о нём, связанных с особенностями декоративных элементов, о которых будет представлен подробный разбор в последующих главах.

Готические окна зародиись в XII веке в аббатстве Сен-Дени (в нынешнее время Базилика Сен-Дени) под руководством аббата Сугерия, для того, чтобы возродить проникновение божественного света, символизируя связь небес и земли. Эта идея получила широкое распространение и достигла расцвета в XIII–XIV веках.

Базилика Сен-Дени, Франция, 1122–1281 гг.

Original size 964x201

Скриншот из статьи RU DESIGN SHOP «Окна в готической архитекторе». [1]

Основные виды и элементы готического окна

Для того, чтобы выстроить понимание того, что из себя представляет готическое окно и в каких проявлениях его можно встретить для начала приведу примеры видов готических окон и их особенности. Всего видов 3:

- Остроконечные окна: сочетают в себе эстетику и функциональность; - Розетки (окна-розы): сочетают в себе витражи, символику и божественный контекст; - Ланцетные окна: узкие, стремятся вверх, зачастую украшены орнаментами и витражами.

Остроконечные окна. Линкольнский собор, Великобритания, конец XII века

Региональные особенности

- Франция — окна заполняли большое количества пространства (были крупнее, чем в других регионах). Визитной карточкой для французской готики стало окно-роза, начиная с Собора Парижской Богоматери.

- Англия — появилось позднее, чем во Франции. Преобладали ланцетовидные окна (высокий и узкий проём), орнаментов особо не было, но за счёт выстроенной архитектурной композиции сохраняли в себе некую утончённость.

- Германия — готические окна были достаточно узкими высокими и в частности вида остроконечных. Фигурировала ажурность (орнаменты или узоры), но не в большом количестве.

Примеры таких особенностей будут продемонстрированы на протяжении всего визуального исследования.

Геометрия и пропорции

Прежде всего окно — это проём в стене, который служит для проникновения света и воздуха, но поскольку мы разбираем готическое окно, то в данном случае геометрия и пропорции создают не окно, а произведение искусства. Также форма окон подвластна влиянию математических принципов ((золотое сечение* (божественная пропорция) и ряд Фибоначчи**)). Разберу их на примере окна-розетки «Роза Франции» в северном поперечном нефе Шартрского собора и собора Парижской Богоматери.

«Роза Франции» в Шартрском соборе идеально сочетает органические формы с геометрией окна-розы, используя золотое сечение и ряд Фибоначчи. Эти важные математические пропорции считаются священными и часто используемыми в готике. Использование этих принципов в узорах окна намекает на божественный порядок, гармонию и совершенство творения.

Окно-розетка «Роза Франции» в северном поперечном нефе Шартрского собора во Франции (снаружи), 1194–1260 гг.

Original size 2635x1847

Окно-розетка «Роза Франции» в северном поперечном нефе Шартрского собора (внутри), 1846–1904 ггг.

Золотое сечение присутствует в построении собора Парижской Богоматери. Можно сказать, что окно в данном случае не является основным компонентом сечения, а только затрагивается, формируя полноценный математический принцип.

Окно-розы в соборе Парижской Богоматери также является примером, в котором фигурирует ряд Фибоначчи.

Золотое сечение в Соборе Парижской Богоматери, Франция, 1163–1345 гг.

Original size 1000x666

Окно-роза в Соборе Парижской Богоматери, 1220 г.

* — «Золотое сечение — это пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему. Приблизительная величина золотого сечения — примерно 1,618». [2] ** — «Ряд Фибоначчи — это математическая последовательность, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих». [3]

Конструктивные элементы

Окно в совокупности представляет из себя элементы, которые образуют единое целое.

Конструктивные элементы в готическом окне выполняют разные функции. Я приведу примеры элементов, которые относятся исключительно к окну, а не к архитектуре. Так, стрельчатая арка и каменный переплёт декоративную. Но стоит отметить, что вышеперечисленные архитектурные функции можно отнести в какой-то мере и к декоративным.

Стрельчатая арка

Стрельчатая арка в готическом окне прежде всего выполняет архитектурную функцию, а потом уже декоративную.

«Архитектурная функция выполняет принцип распределения нагрузки в готике был таким: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили более лёгким ажурным, давление этого свода передавалось нервюрами и арками на столбы (колонны)». [4]

Стрельчатая арка. Кёльнский собор, Германия, 1248–1880 гг.

С точки зрения декоративного элемента арка создает эффект вытяжения и вертикальности, что способствует визуальной высоте окна.

Стрельчатая арка. Вестминстерское аббатство, Великобритания, 1245–1745 гг.

Каменный переплёт

Каменный переплёт в готическом окне является важной частью конструкции окна и здания в целом, представляющий из себя каменную решетку, поддерживающую стекло. В больших готических окнах переплёт служит опорой для стекла и защищает от сильного ветра. Также служит декоративным элементом.

Существует 5 основных видов переплётов: прорезной, переплёты с колонками, геометрический, криволинейный (текучий, перпендикулярный. Приведу пример каждого из вида.

Прорезной переплёт. Суассонский собор, Франция, 1176–1479 гг.

Переплёт с колоннами. Собор Парижской Богоматери, Франция, 1163–1345 гг.

Геометрический переплёт. Собор Или, Великобритания, 1083–1375 гг.

Криволинейный переплёт. Церковь Святой Марии в Коттигеме, Великобритания, 1450–1470 гг.

Original size 1919x905

Перпендикулярный переплёт. Окна капеллы Королевского колледжа в Кембридже, Великобритания, 1445–1544 гг.

Ремланж не является часто используемым видом переплёта, но за счёт ажурности совсем не уступает остальным видам.

Original size 1187x741

Ремплаж на фасаде монастыря Санта-Мария-да-Витория, Португалия, 1385–1517 гг.

Витраж

Витраж является важной частью готического окна, поскольку превращает его в мощный акцент для создания особенного пространства и передачи глубоких религиозных и культурных смыслов.

Витражу особое внимание я посвящу в главе «Декоративное значение готического окна», а сейчас рассмотрю просто как конструктивный элемент.

Original size 828x1035

Витраж «Успение Богородицы» Реймсский собор, Франция, конец XIII века

Витраж «Окно голубой Девы Марии» в Шартрском соборе, Париж 1140–1144 гг.

Original size 960x641

Серия витражей «Древо Иессеево», Ахенский собор, с IX по XVI век.

Декоративное значение витража в готическом окне

Символика света (отражение божественного света через витражи)

Отражение божественного света через витражи имело декоративное значение для связи между абсолютным светом, молитвами и людьми. Символика света стала проводником идеи божественного света, который, проникая сквозь витражные композиции, не только освещая пространство, но и преображая свет в Божье послание, где цвет имел глубокое символическое значение и энергию.

Так, символика цветов в готических витражах включала следующие значения:

«• Красный цвет. Ассоциируется со страстью, любовью и самопожертвованием. Обычно используется для изображения крови Христа и представляет Его способность искупить и спасти человечество. • Синий цвет. Ассоциируется с небесами и божественным. Символизирует чистоту, мир и присутствие Бога. Во многих витражах синий используется для изображения одежд ангелов и святых. • Зелёный цвет. Обозначает жизнь, рост и воскресение. Его обычно можно найти в изображениях Эдемского сада и других повествованиях, связанных с новыми начинаниями. • Жёлтый цвет. Символизирует веру и свет». [5]

«Витраж святых» Собор Святого Стефана, Вена, XIX век.

Original size 1280x800

Витраж «Сеющие со слезами, пожнут посеянное в радости», Собор Святого Вита, Чехия, 1927–1929 гг.

Слева: Кафедральный собор Святого Петра и Святой Неделимой Троицы, Великобритания, середина XII века — начало XIII века Справа: Монастырь Санта-Мария-да-Витория, Португалия, 1497–1510 гг.

Original size 2048x1536

Витражи. Бургосский собор, Испания, 1221–1567 гг.

Повествовательные функции витражей

Витражи готических окон выполняли важнейшую повествовательную функцию, служа «Библией для неграмотных». Они служили символами и пояснениями, через которые показывались сцены из Библии, жития святых и аллегории. Благодаря им люди стали больше ближе к вере и глубже углубились в изучение Библии.

Original size 1024x1079

Витраж «Грехопадение Адама и Евы», деталь Большого Восточного окна, Йоркский собор, Великобритания, 1405 г.

Original size 1024x954

Витраж «Апокалипсис», деталь Большого Восточного окна, Йоркский собор, Великобритания, 1405–1408 гг.

Original size 960x1372

Витраж «Древо Иессея» Шартрский собор, Франция, начало XIII века.

Слева: Окно Доброго Самаритянина, Шартрский собор, Франция, начало XIII века. Справа: Окно Ноя, Шартрский собор, Франция, начало XIII века.

Готическое окно в других видах искусства

Готическое окно оставило след не только в архитектуре среды, но и во многих других сферах. С прошлых эпох осталось большое разнообразие искусства, не связанного с архитектурой. Например, готическое окно можно увидеть как приём в иллюстрации рукописей в книгах или миниатюрах. Так мотив и идея готики перенеслись в современный дизайн и зачастую используются в дизайне интерьера, предметном дизайне, фэшн сфере и служат вдохновением для создание новых проектов, связанных с интерпретацией готического окна.

Приём в иллюстрации рукописи

Миниатюра «Шествие святого Григория» Братья Лимбург, 1410–1411 гг.

Слева: Миниатюра «Жан де Водетар преподносит свой труд, Историческую Библию, в дар от короля Карла V», Жан де Бондоль, 1372 Справа: Миниатюра «Всеобщая хроника Рудольфа фон Эмсаи Карл», Der Stricker

*Миниатюра «Всеобщая хроника Рудольфа фон Эмсаи Карл», Der Stricker написана в 1300 году.

«Der Stricker — это псевдоним средневерхненемецкого странствующего поэта XIII века, чьё настоящее имя не сохранилось в истории. Его имя, которое переводится как Вязальщик, может указывать на то, что он был простолюдином; скорее всего, он был родом из Франконии, но позже работал в Австрии». [6]

Original size 1920x915

Миниатюра «Песни Святой Марии», Альфонсо X Кастильский (1221–1284)

В интерьере

Готическое окно в интерьере

Слева: Стены с отделкой элементов готического окна Справа: Шкаф с элементами готического окна

Original size 1200x627

Готическое окно в интерьере

Original size 1200x800

Интерпретация готического витража в интерьере

Элементы готического окна в ювелирных изделиях

Украшение Christian Dior в форме витражного окно-роза в Орлеанском соборе

Легендарный четырёхлистник Van Cleef & Arpels похожий на четырёхлепестковый орнамент готического окна

Витраж 2 «Добрый самаритянин» (Шартрский собор) и эклектизм готики Tiffany & Co

Заключение

Таким образом, готическое окно — это поистине произведение искусства, которое передаёт энергетику, символику, божественные идеи и принципы. Оно соединяет искусство прошлых эпох, напоминает современному миру о красоте и изысканности. И самое главное, хранит память, ощущение прикосновения к вечному, вызывая искреннее восхищение.

Это доказывает, что эволюция готического окна является историей технического процесса и духовных исканий, выполненных в камне и стекле, оказавших значительное влияние на искусство и культурное наследие современности, для создания новых тенденций и вдохновения для нового поколения людей.

Bibliography
Show
1.

Новоселова Анастасия Павловна ЭВОЛЮЦИЯ ГОТИЧЕСКОГО СТИЛЯ В АРХИТЕКТУРЕ: ОТ СРЕДНЕВЕКОВЫХ СОБОРОВ ДО СОВРЕМЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ // Бизнес и дизайн ревю. 2024. № 3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-goticheskogo-stilya-v-arhitekture-ot-srednevekovyh-soborov-do-sovremennyh-konstruktsiy (дата обращения: 30.10.2025).

2.

Е. А. Кротова Конструктивные особенности готических храмов // Наука, образование и экспериментальное проектирование. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruktivnye-osobennosti-goticheskih-hramov (дата обращения: 30.10.2025).

3.

https://rudesignshop.ru/blog/okna-v-goticheskoy-arhitekture/ (дата обращения: 30.10.2025). [1]

4.5.

https://oknabm.ru/about/articles/zolotoe-sechenie-okna/ [2] (дата обращения: 04.11.2025).

6.

https://trends.rbc.ru/trends/education/6800b4e39a79477d85de130b [3] (дата обращения: 09.11.2025).

7.

https://studfile.net/preview/2069675/ [4](дата обращения: 04.11.2025).

8.9.10.11.12.13.
Image sources
Show
1.

https://pin.it/4KjXKJzVC (дата обращения: 30.10.2025).

2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.

https://live.staticflickr.com/65535/54180292190_02e398ed07_b.jpg (дата обращения: 30.10.2025).

21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.

https://ru.pinterest.com/pin/592434526018414134/ (дата обращения: 04.11.2025).

32.

https://ru.pinterest.com/pin/861172759995614911/ (дата обращения: 04.11.2025).

33.34.35.36.37.38.39.40.41.42.43.44.45.46.
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more