

Фотоаппарат — устройство, история создания которого начинается ещё с IV века до н. э., но в этом исследовании основной акцент будет смещён в сторону формы фотокамеры и её трансформации. Как писал Луи Х. Салливан в своём эссе «форма следует за функцией»⁸, несмотря на то, что это предназначалось для описания архитектуры, в случае с камерой это наталкивает на размышления и выстраивание связей между техническим прогрессом и формой устройств.

Эдвин Герберт Лэнд. Polaroid SX-70 с автофокусом. 1972
Актуальность исследования состоит в том, чтобы понять, как открытия в разных сферах науки и социальные процессы формировали визуальную форму фотоаппарата, но формировала ли? Изучение трансформации фотоаппарата даст понятие, каким образом технический прогресс, экономические модели производства и изменения в повседневных практиках пользователей влияют на дизайн устройств, которые сегодня воспринимаются как привычные. Данная практика позволит современному человеку критически относиться к визуальной среде, осознать логику развития технологий и оценить, как изменения в обществе напрямую отражаются на форме и функции предметов, с которыми мы взаимодействуем ежедневно.

Главный вопрос исследования звучит так: Каким образом визуальная форма фотоаппарата отражает эпоху его создания?Он и задаёт направленность анализа и служит связующей нитью для всех выбранных примеров камер, позволяя рассматривать форму как результат взаимодействия различных факторов. Анализ будет сосредоточен на самых характерных и интересных примерах камер каждого периода, чтобы показать, как конкретные решения и социальные условия отражались в визуальном облике устройства.
Принцип выбора источников основан на объединении визуального анализа корпусных форм с историческими и технологическими исследованиями: материалы по истории фотографии, архивы производителей (Kodak, Leica, Polaroid, Canon, Sony), промышленные патенты, статьи по истории дизайна, культурологические работы о визуальной культуре XX–XXI веков. Этот набор обеспечит комплексное рассмотрение формы фотоаппарата как технологического, культурного и визуального феномена.
Рубрикатор основной части:
○ Начало фотографии 1820 — 1900
◑ Массовая фотография и стандартизация 1900 — 1950
◕ Дизайн и пользовательский опыт 1950 — 1990
● Цифровая и мобильная революция 2000 — настоящее
Если под «камерами» понимать устройства, создающие изображение, но не способные его фиксировать, то до фотоаппарата существовали оптические приборы, работающие по принципу формирования изображения светом. Одно из таких устройств и единственное в те века эта камера-обскура. Первые камеры до первых фотоаппаратов появились в IV век до н. э. Ими пользовались в основном художники, пишущие свои картины, свет проходил через отверстие в темную комнату и показал художнику перевернутую картинку реальности, с проекции которой он мог писать свои картины на холсте как с кальки. ся эта конструкция представляла собой огромный шкаф / коробку с одним лишь отверстием для света.
Автор: неизвестно. Название произведения: неизвестно. Год: неизвестно
Первые камеры XIX века сформировались как технические инструменты, предназначенные решать конкретную физико-химическую задачу, а именно фиксировать изображение на светочувствительном материале. Поэтому их форма была максимально прямолинейна, конструктивна и подчинена процессу сьемки

Камера Жозефа Ньепса Одним из прорывов в области технологии камеры считается камера разработанная на основе принципов камеры-обскура Йоганн Цаном в 1686 году, которая была оснащена зеркалом, расположенным под углом 45° и проецировавшим изображение на верхнюю горизонтальную стенку ящика После этого камеры (1826 г.) представляли собой уменьшенную копию, предшествующей ей, комнаты с отверстием, из деревянного короба с простейшим объективом, рассчитанный на длительную экспозицию, от нескольких часов до суток. Технологические ограничения определяли её габариты: для получения устойчивого изображения требовался большой светочувствительный пласт и длиннофокусная оптика.
The John C. Winston Company. 1918. Иллюстрация из «Сводная энциклопедия Уинстона»
Как итог формы — массивность, отсутствие какой-либо эргономики и полностью лабораторный характер устройства.

В те же года Ньепсом был сделан первый снимок, который вошел в историю, как первая фотография под названием «Вид из окна в Ле Гра " — вид из окна мастерской Ньепса в поместье Le Gras в Сен-Лу-де-Варенне, Франция. Но для более точной проявки Ньепс объединился с Луи Дагером и они изобрели дагеротип — это изображение, полученное на отполированной серебряной пластине, покрытой йодистым серебром.
Дагерротипная студийная камера с 1839 по 1850-е

После появления метода Дагера камера становится более специализированной: формируется конструкция с выдвижной шахтой, позволяющей точно настраивать фокус. Материалы (дерево, латунь, стекло) диктовали прямоугольную строгую форму.Исходя из используемых материалов камера весила около 50 кг. Онастановилась частью громоздкой студийной системы с химическими ваннами и штативами, что исключало мобильность и делало форму стабильной, функциональной и далёкой от предметного дизайна в современном понимании.
Луи Дагер. Фотоаппарат с объективом конструкции Шевалье, выпускавшийся компанией «Susse Frères». 1839 г.
Пердомо Рамирес Х. Дж в своем исследовании анализирует факторы, которые могли бы оказать влияние на эволюцию формы у фотоаппаратов: «Можно выделить следующие принципы формообразования фотоаппаратуры:
а) технический принцип, который опирается на три отрасли наук — химию, оптическую физику, электронику; б) конструктивный принцип, предусматривающий использование элементов, создающих конструктивную основу объекта; в) художественный принцип, связанный с созданием художественного образа и пластического языка формообразования фотоаппаратов»⁷
Я согласна с его «принципами формообразования фотоаппаратуры» так как появление новых возможностей в химической области, физической давало большой толчок для создания новых форм фотокамеры, отвечающим требованиями общества определенного периода.
Йоганн Цан. Камера —обскура раздвижной корпус с перемещающейся объективной доской. 1686
Технологический фактор:
↪ Форма камеры в этот период определяется: необходимостью размещения светочувствительных пластин большого формата;
↪ Потребностью в устойчивой оптической системе с фиксированным углом и длинной оптической осью;
↪ Длительными экспозициями, требующими жёстких корпусов и обязательного штатива.
Технология задаёт форму буквально: камера должна быть стабильной, прямой, негибкой, способной выполнять роль точного механического инструмента.
Йоганн Цан. Камера —обскура единый корпус с выдвижным тубусом объектива. 1686
Экономический фактор Производство камер было ограничено мастерскими, их стоимость была высокой, а пользователей мало: учёные, инженеры, владельцы фотостудий. Это делало экономическую модель «индивидуального удобства» бессмысленной. Камера была не потребительским товаром, а специализированным оборудованием, поэтому форма не оптимизируется под массовое использование. Высокая цена химических процессов и оптики закрепляет камерную форму как инструментальную и профессиональную.
Социальный фактор Фотография воспринималась как научное открытие, а не бытовое действие. Социальное окружение это лаборатория, студия, выставочная площадка. Камера требует отдельного пространства, ассистентов, химической подготовки и это формирует её как объект, существующий вне повседневной практики.
В период с 1900 по 1950 гг. фотоаппарат перестал быть научным прибором и превратился в предмет массового использования. Это напрямую повлияло на форму устройств, которые стали менее элитарными и вошли в быт масс. Так новые модели камер стали отражением и технической революции, и вниманием к эргономике использования.

Kodak Brownie
С изменением общества и приходом новых поколений с другим ритмом жизни, менялось и отношение к фотоиндустрии. Дорогие камеры и не дешевые услуги проявки фотографий не подходило среднестатистическому человеку как увлечение вне работы. Поэтому в конце XIX века (1888 г) Джордж Истман перевернул фотоиндустрии, буквально создав ее заново: «В Kodak продвигали не просто идею компактных камер, а образ жизни»². При помощи упрощенной конструкции и отказа от металлических пластин и тяжелого стекла, на легкую бумагу — пленку скрученную в рулоны, но чтобы она вошла в массы нужно было выпустить еще и простое устройство совмещенное с этой пленкой — Бокс-камера Kodak № 1с роликом пленки на 100 кадров.
Джордж Истман. Kodak № 1. 1888

Из-за тяжелой конструкции и дорогой детали входящей в камеру был выпущен новый аппарат. «Фотоаппарат по-прежнему представлял собой небольшой ящик, за что впоследствии получил название „детективная камера"»³. Её конструкция это — «небольшая коробка, покрытая искусственной кожей, ручка для переноски, отсутствие видоискателя, его позднее предлагали как дополнительный аксессуар. На коробку были нанесены метки, чтобы показать, что попадет в кадр. Внутри была пленка на шесть кадров, диаметром 2,25 дюйма на пленку»², то есть техническая часть сведена к минимуму. Форма камеры стала намеренно простой, почти геометрической: минимум деталей, один объектив, примитивный видоискатель. Это решение возникло из стремления сделать устройство дешёвым, прочным и удобным для новичка.
[Рекламный плакат Kodak Brownie. 1900 г.]
Джордж Истман. Kodak Brownie № 2. 1901
Технологически Brownie не нуждалась в сложной оптике или механизмах — плёнка стандартизирована, а простейшая выдержка обеспечивала базовую съёмку. Экономически камера была рассчитана на массовое производство: прямоугольный корпус упрощает сборку, снижал отходы и позволял выпускать миллионы экземпляров. Социально Brownie стала символом «демократизации» фотографии: устройство попадало в семьи, путешествия, школы, и для этого ему требовалась спокойная и несложная форма.
фОТОАППАРАТЫ ФИРМЫ «Leica»

Потребовалось минимизировать трудности перевозки кинооборудования, над усовершенствованием которого работал Оскар Барнак: «Существовавшие тогда киносъемочные аппараты изготовлялись из дерева, имели большие размеры и были неудобны в работе»⁴ До 1925 года была выпущена цельнометаллическую кинокамера, которая не только была легче но и «объединив в один два кинокадра 18X24 мм и создав тем самым принципиально новый формат кадра — 24X36 мм»⁴. Так появился новый «леечный» размер малоформатной фотографии
[На фотографии Оскар Барнак. Год неизвестен]
Оскар Барнак. Leica I (без автозатвора объектива). 1913
Технологически камера требовала корпуса из металла, плотной обработки деталей и точной компоновки внутреннего механизма. Это определяло плавные закругления, цилиндрические выступы, компактную длину камеры и утилитарную поверхность. Экономически Leica позиционировалась как профессиональный инструмент, поэтому форма была оптимизирована под долговечность и производственную точность, а не удешевление. Социально камера отвечала запросам новых мобильных фотографов и репортёров: она должна была быстро реагировать на ситуации, удобно держаться в руке и быть готовой к съёмке в любой момент.
Оскар Барнак. Leica I (A). 1925
Технологический фактор Стандартизация плёночных форматов и распространение серийного производства сделали возможным стабильное повторение корпуса. Упрощённые оптические схемы и механизмы позволили массовым камерам иметь минимальное количество элементов, тогда как профессиональные устройства развивали точные механические конструкции, что влияло на форму как на инженерный объект.
Экономический фактор Форма камер в этот период определяется выбором рынка: дешёвые массовые устройства стремятся к максимальной простоте корпуса, профессиональные — к высокому качеству механообработки и долговечности. Производственные линии впервые влияют на визуальную форму: прямые плоскости, простые разъёмы, однообразные детали.
Социальный фактор Фотография становится частью повседневности. Массовый пользователь требует простого и понятного устройства, профессионал — инструмента, который не мешает работе. Это впервые выводит форму камеры в область предметного дизайна: возникает различие между бытовым и профессиональным языком формы.
Оскар Барнак. Leica I (A). 1925
Leica I демонстрирует противоположный, профессиональный путь развития формы. Камера была компактной, металлической, эргономичной, с продуманной геометрией корпуса. Её форма определяется точной механикой и оптической системой, разработанной под плёнку

Nikon F Фотоаппарат разработан инженерами компании Nikon в Японии для профессиональных фотографов, репортёров. Камера была создана в период, когда спрос на надёжные, универсальные и мобильные зеркальные камеры резко вырос в связи с развитием фото-журналистики в 1959. Если перечитать предыдущие блоки то можно составить преимущества камеры одного поколения пере другой, но « все эти усовершенствования уже использовались по отдельности в разных типах фотоаппаратов, но одновременно появились только в этой камере»⁶ Механизм зеркала и сменные объективы позволили работать с различными фокусными расстояниями.
Опытный образец фотоаппарата «Nikon F». 1957
Металлический корпус и точные механические органы управления обеспечивали надёжность и долговечность: «Корпуса и пентапризмы Nikon F выпускались в двух вариантах: чёрном и „хромированном“. Чёрное исполнение предусматривало окраску всех наружных деталей корпуса чёрной эмалью. В хромированном исполнении верхняя и нижняя крышки корпуса камеры, а также передний щиток пентапризмы покрывались краской серебристого цвета»⁶ Точные оптические элементы улучшили качество изображения без необходимости увеличивать габариты камеры.
Реклама «Nikon F» в шведском журнале. 1960
Polaroid SX-70
был изобретён Эдвином Лэндом в 1972 году в США, в компании Polaroid. Лэнд хотел создать устройство, которое бы позволяло получать готовый снимок сразу после экспозиции, без необходимости в лабораторной проявке плёнки, что поменяло бы опыт пользования фотоаппаратом. И мир увидел камеру, одной из особенностей которой … «была способность складываться в небольшую плоскую коробку, легко умещавшуюся в кармане пиджака»⁵ и мгновенно выдавать фотографию
Эдвин Герберт Лэнд на собрании акционеров в апреле 1972
Техническая возможность создать такую камеру появилась благодаря интеграции химического процесса проявления внутрь корпуса, а также усовершенствованию светочувствительных материалов и химических слоёв плёнки, которые позволяли фотохимии завершаться в ограниченном пространстве и за считанные минуты.
Параллельно с этим инженеры смогли оптимизировать механические узлы подачи и проявки плёнки, что позволило сделать складную конструкцию с компактным профилем из легких материалов с формой новой, но удобной для серийного производства.


Эдвин Герберт Лэнд. Polaroid SX-70. 1972
форма подстраивается под сценарий съёмки (Polaroid), а корпус становится инструментом эргономики и скорости работы (Nikon F) Тем самым фотоаппарат становится продуктом, в котором дизайн и пользовательский опыт начинают определять устройство наравне с технологией.

В конце XX века появились первые цифровые камеры одной из них является Sony Mavica MVC-FD5 (1997). Фотоаппараты этого поколения показали тенденцию: форма корпуса перестала полностью зависеть от механики и плёнки, а стала определяться цифровыми сенсорами, электроникой. Они создали основу для массового внедрения цифровых технологий и перехода к мобильным устройствам XXI века
Sony Mavica MVC-FD5. 1997
Canon EOS 300D (2003)
Камера была разработана инженерами компании Canon в Японии 2003 года выпуска — первая массовая цифровая зеркалка для широкой аудитории. Идея заключалась в том, чтобы сделать профессиональные функции доступными любителям, при этом сохранив привычную форму и эргономику камеры.
Canon EOS 300D. 2003 г
Цифровизация освободила внутреннее пространство от механики плёнки и затвора, но внешний вид камеры остался узнаваемым привычная зеркальная форма и расположение органов управления создавали ощущение привычного инструмента
Canon EOS 300D демонстрирует переходный этап, когда форма камеры сохраняет традиционные признаки, но внутренние технологии и возможности начинают диктовать новую архитектуру корпуса, подготавливая поле для мобильной и встроенной фотографии XXI века
Резкий скачок в развитии программной инженерии, главенство кода, програмного обеспечения и желание «впихнуть» все функции в одно устройство — примерно так можно описать нашу современность. Стоит учитывать, что камера приобрела два прилагательных: профессиональная и «в телефоне». Заключительный этап исследования сконцентрируется на рассказе о телефонной камере.
Куда же делся фотоаппарат?

iPhone 2007–настоящее
Первая версия iPhone была представлена Стивом Джобсом и командой Apple в 2007 году. Камера была встроена как часть смартфона с целью заменить отдельное устройство для массового пользователя и интегрировать съёмку в повседневное общение и онлайн-коммуникацию.
Технологический фактор: миниатюризация сенсоров, отказ от механики, вычислительная фотография и объединение оптических и цифровых систем устраняют зависимость формы от физических параметров камеры.
Эволюция Iphone от самого первого до Iphone 15. 2007 — 2023
Экономический фактор: рынок массовых смартфонов формирует спрос на компактные, интегрированные решения; производители конкурируют через улучшение качества съёмки, а не через корпус камеры.
Социальный фактор: фотография становится частью общения, социальных сетей и онлайн-культуры — камера превращается в инструмент коммуникации, а не отдельное устройство. Из-за этого форма полностью перенимает логику мобильного интерфейса.
Заключение

Анализ исторических этапов формирования фотоаппарата показал, что форма камеры отражает совокупность технологических, экономических и социальных факторов, это доказывает, что это формообразование не являлось случайным решением. С самых ранних опытов Ньепса и Дагера до современных смартфонов и носимых устройств можно проследить закономерность: технические возможности определяют базовую конструкцию, экономические условия задают масштаб и доступность, а социальные факторы формируют взаимодействие человека с устройством и визуальный макет корпуса.

В ранний период (1820–1900) ограничения фотохимии и оптики формировали громоздкие, стационарные формы, а камера оставалась инструментом для профессионала. Появление массового рынка и стандартизированной плёнки (1900–1950) позволило сократить размеры и упростить корпус, одновременно формируя различие между бытовыми и профессиональными моделями. С середины XX века (1950–2005) дизайн начинает учитывать пользовательский опыт, что проявляется в эргономике, интерфейсах и фирменной визуальной идентичности; форма камеры перестаёт быть только инженерной. Наконец, цифровая и мобильная революция (2000–настоящее) разрушает традиционную связь формы с механизмом: камера превращается в модуль цифровой системы, встроенный в плоскую форму смартфона, а визуальный язык устройства определяется требованиями интерфейса и социальной практики, а не физической конструкцией.

Это исследование подчёркивает, что современные устройства, воспринимаемые как привычные, — результат длительного процесса взаимодействия науки, производства и общества. Таким образом форма фотоаппарата не просто следует за функцией, она отражает и формирует социальное, технологическое и культурное окружение своего времени. Это знание позволит современному человеку осознавать логику технологического прогресса и визуальной среды, а также видеть, как изменения в обществе напрямую влияют на дизайн предметов повседневного использования.
Что изображено на самой старой в мире фотографии? // travelask URL: https://travelask.ru/blog/posts/8363-chto-izobrazheno-na-samoy-staroy-v-mire-fotografii (дата обращения: 07.11.2025)
Самая популярная фотокамера начала XX века — Kodak Brownie // mobile-review URL: https://mobile-review.com/all/articles/misc/samaya-populyarnaya-fotokamera-nachala-xx-veka-kodak-brownie/ (дата обращения: 07.11.2025)
История компании Kodak // ergofoto URL: https://ergofoto.ru/articles/history/istoriya-kompanii-kodak-istoriya-izobretenii-444 (дата обращения: 07.11.2025)
Leica I (Leica A) (1925) // liveviewer URL: https://liveviewer.ru/2015/01/leica-i/?ysclid=mi4i9691sx473239439 (дата обращения: 08.11.2025
Polaroid SX-70 // ruwiki URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Polaroid_SX-70 (дата обращения: 10.11.2025)
The Nikon F’s Place in History // cameraquest URL: https://www.cameraquest.com/fhistory.htm (дата обращения: 15.11.2025)
Пердомо Рамирес Х. Д. ПРИНЦИПЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ФОТОТЕХНИКИ БЫТОВОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ: дис. канд. техническая эстетика и дизайн наук: 17.00.06. — Минск, 2022. — 20 с.
Louis H. Sullivan The tall office building artistically considered // Издание The tall office building artistically considered. — 1896. — С. 409.
https://wraysofsunshine.wordpress.com/2015/06/07/make-pinhole-camera/comment-page-1/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 07.11.2025)
https://www.fotoprizer.ru/articles/istoriya-fotografii/fotografii-nepsa-kak-sozdavalis-pervie-snimki/150/?q=1335&n=150 (дата обращения: 07.11.2025)
https://etc.usf.edu/clipart/27900/27919/camera_obscu_27919.htm?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 07.11.2025)
https://ergofoto.ru/articles/history/istoriya-kompanii-kodak-istoriya-izobretenii-444 (дата обращения: 07.11.2025)
https://liveviewer.ru/2015/01/leica-i/?ysclid=mi4i9691sx473239439 (дата обращения: 08.11.2025)
https://photogrammetria.ru/401-primenenie-arhivnyh-snimkov-dlja-reshenija-zadach-restavracii-i-vossozdanija-pamjatnikov-arhitektury.html(дата обращения: 07.11.2025)
https://www.flickr.com/photos/coleccionandocamaras/albums/72157626374584936/with/5568940579/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 07.11.2025)
https://unews.pro/news/91410/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 10.11.2025)
https://petapixel.com/2015/02/24/polaroids-history-of-innovation-war-and-lawsuits/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 10.11.2025)
https://www.digicammuseum.de/da/geschichten/erfahrungsberichte/1959-bis-2019-60-jahre-nikon-f/ (дата обращения: 10.11.2025)
https://fotocccp.ru/canon-eos-300d-body (дата обращения: 15.11.2025)
https://www.westporttechmuseum.com/products/sony-mavica-digital-camera-line-1997-1998#: ~:text=The%20Sony%20Mavica%20MVC%2DFD5, of%20memory%20for%20the%20camera.& text=The%20Sony%20Mavica%20MVC%2DFD81, also%20recorded%20on%203.5%22%20floppies (дата обращения: 15.11.2025)
https://shop.info-mall.ru/2024/01/01/polnaya-istoriya-evolyutsii-iphone-vse-17-pokoleniy-s-kakogo-nachal-ty/?srsltid=AfmBOorPTf1R8GhU2UTWQjVkuBVW-HByeD8a1MjZcOmkfbpbzVzfzu_o (дата обращения: 15.11.2025)
https://fotospektr.ru/blog/istoriya-kompanii-leica?ysclid=mi63fcpey8875754194 (дата обращения: 15.11.2025)