Original size 1240x1750

Эволюция формы фотоаппарата: от шкафа до iPhone

4
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition
big
Original size 4169x510

Фотоаппарат — устройство, история создания которого начинается ещё с IV века до н. э., но в этом исследовании основной акцент будет смещён в сторону формы фотокамеры и её трансформации. Как писал Луи Х. Салливан в своём эссе «форма следует за функцией»⁸, несмотря на то, что это предназначалось для описания архитектуры, в случае с камерой это наталкивает на размышления и выстраивание связей между техническим прогрессом и формой устройств.

big
Original size 960x736

Эдвин Герберт Лэнд. Polaroid SX-70 с автофокусом. 1972

Актуальность исследования состоит в том, чтобы понять, как открытия в разных сферах науки и социальные процессы формировали визуальную форму фотоаппарата, но формировала ли? Изучение трансформации фотоаппарата даст понятие, каким образом технический прогресс, экономические модели производства и изменения в повседневных практиках пользователей влияют на дизайн устройств, которые сегодня воспринимаются как привычные. Данная практика позволит современному человеку критически относиться к визуальной среде, осознать логику развития технологий и оценить, как изменения в обществе напрямую отражаются на форме и функции предметов, с которыми мы взаимодействуем ежедневно.

post

Главный вопрос исследования звучит так: Каким образом визуальная форма фотоаппарата отражает эпоху его создания?Он и задаёт направленность анализа и служит связующей нитью для всех выбранных примеров камер, позволяя рассматривать форму как результат взаимодействия различных факторов. Анализ будет сосредоточен на самых характерных и интересных примерах камер каждого периода, чтобы показать, как конкретные решения и социальные условия отражались в визуальном облике устройства.

Принцип выбора источников основан на объединении визуального анализа корпусных форм с историческими и технологическими исследованиями: материалы по истории фотографии, архивы производителей (Kodak, Leica, Polaroid, Canon, Sony), промышленные патенты, статьи по истории дизайна, культурологические работы о визуальной культуре XX–XXI веков. Этот набор обеспечит комплексное рассмотрение формы фотоаппарата как технологического, культурного и визуального феномена.

Рубрикатор основной части:

○ Начало фотографии 1820 — 1900

◑ Массовая фотография и стандартизация 1900 — 1950

◕ Дизайн и пользовательский опыт 1950 — 1990

● Цифровая и мобильная революция 2000 — настоящее

Original size 4169x510

Если под «камерами» понимать устройства, создающие изображение, но не способные его фиксировать, то до фотоаппарата существовали оптические приборы, работающие по принципу формирования изображения светом. Одно из таких устройств и единственное в те века эта камера-обскура. Первые камеры до первых фотоаппаратов появились в IV век до н. э. Ими пользовались в основном художники, пишущие свои картины, свет проходил через отверстие в темную комнату и показал художнику перевернутую картинку реальности, с проекции которой он мог писать свои картины на холсте как с кальки. ся эта конструкция представляла собой огромный шкаф / коробку с одним лишь отверстием для света.

Original size 1600x524

Автор: неизвестно. Название произведения: неизвестно. Год: неизвестно

Первые камеры XIX века сформировались как технические инструменты, предназначенные решать конкретную физико-химическую задачу, а именно фиксировать изображение на светочувствительном материале. Поэтому их форма была максимально прямолинейна, конструктивна и подчинена процессу сьемки

post

Камера Жозефа Ньепса Одним из прорывов в области технологии камеры считается камера разработанная на основе принципов камеры-обскура Йоганн Цаном в 1686 году, которая была оснащена зеркалом, расположенным под углом 45° и проецировавшим изображение на верхнюю горизонтальную стенку ящика После этого камеры (1826 г.) представляли собой уменьшенную копию, предшествующей ей, комнаты с отверстием, из деревянного короба с простейшим объективом, рассчитанный на длительную экспозицию, от нескольких часов до суток. Технологические ограничения определяли её габариты: для получения устойчивого изображения требовался большой светочувствительный пласт и длиннофокусная оптика.

The John C. Winston Company. 1918. Иллюстрация из «Сводная энциклопедия Уинстона»

Как итог формы — массивность, отсутствие какой-либо эргономики и полностью лабораторный характер устройства.

post

В те же года Ньепсом был сделан первый снимок, который вошел в историю, как первая фотография под названием «Вид из окна в Ле Гра " — вид из окна мастерской Ньепса в поместье Le Gras в Сен-Лу-де-Варенне, Франция. Но для более точной проявки Ньепс объединился с Луи Дагером и они изобрели дагеротип — это изображение, полученное на отполированной серебряной пластине, покрытой йодистым серебром.

Дагерротипная студийная камера с 1839 по 1850-е

post

После появления метода Дагера камера становится более специализированной: формируется конструкция с выдвижной шахтой, позволяющей точно настраивать фокус. Материалы (дерево, латунь, стекло) диктовали прямоугольную строгую форму.Исходя из используемых материалов камера весила около 50 кг. Онастановилась частью громоздкой студийной системы с химическими ваннами и штативами, что исключало мобильность и делало форму стабильной, функциональной и далёкой от предметного дизайна в современном понимании.

Original size 964x768

Луи Дагер. Фотоаппарат с объективом конструкции Шевалье, выпускавшийся компанией «Susse Frères». 1839 г.

Пердомо Рамирес Х. Дж в своем исследовании анализирует факторы, которые могли бы оказать влияние на эволюцию формы у фотоаппаратов: «Можно выделить следующие принципы формообразования фотоаппаратуры:

а) технический принцип, который опирается на три отрасли наук — химию, оптическую физику, электронику; б) конструктивный принцип, предусматривающий использование элементов, создающих конструктивную основу объекта; в) художественный принцип, связанный с созданием художественного образа и пластического языка формообразования фотоаппаратов»⁷

Я согласна с его «принципами формообразования фотоаппаратуры» так как появление новых возможностей в химической области, физической давало большой толчок для создания новых форм фотокамеры, отвечающим требованиями общества определенного периода.

Original size 1024x634

Йоганн Цан. Камера —обскура раздвижной корпус с перемещающейся объективной доской. 1686

Технологический фактор:

↪ Форма камеры в этот период определяется: необходимостью размещения светочувствительных пластин большого формата;

↪ Потребностью в устойчивой оптической системе с фиксированным углом и длинной оптической осью;

↪ Длительными экспозициями, требующими жёстких корпусов и обязательного штатива.

Технология задаёт форму буквально: камера должна быть стабильной, прямой, негибкой, способной выполнять роль точного механического инструмента.

Original size 1600x990

Йоганн Цан. Камера —обскура единый корпус с выдвижным тубусом объектива. 1686

Экономический фактор Производство камер было ограничено мастерскими, их стоимость была высокой, а пользователей мало: учёные, инженеры, владельцы фотостудий. Это делало экономическую модель «индивидуального удобства» бессмысленной. Камера была не потребительским товаром, а специализированным оборудованием, поэтому форма не оптимизируется под массовое использование. Высокая цена химических процессов и оптики закрепляет камерную форму как инструментальную и профессиональную.

Социальный фактор Фотография воспринималась как научное открытие, а не бытовое действие. Социальное окружение это лаборатория, студия, выставочная площадка. Камера требует отдельного пространства, ассистентов, химической подготовки и это формирует её как объект, существующий вне повседневной практики.

Original size 5262x1378
Original size 4169x510

В период с 1900 по 1950 гг. фотоаппарат перестал быть научным прибором и превратился в предмет массового использования. Это напрямую повлияло на форму устройств, которые стали менее элитарными и вошли в быт масс. Так новые модели камер стали отражением и технической революции, и вниманием к эргономике использования.

post

Kodak Brownie

С изменением общества и приходом новых поколений с другим ритмом жизни, менялось и отношение к фотоиндустрии. Дорогие камеры и не дешевые услуги проявки фотографий не подходило среднестатистическому человеку как увлечение вне работы. Поэтому в конце XIX века (1888 г) Джордж Истман перевернул фотоиндустрии, буквально создав ее заново: «В Kodak продвигали не просто идею компактных камер, а образ жизни»². При помощи упрощенной конструкции и отказа от металлических пластин и тяжелого стекла, на легкую бумагу — пленку скрученную в рулоны, но чтобы она вошла в массы нужно было выпустить еще и простое устройство совмещенное с этой пленкой — Бокс-камера Kodak № 1с роликом пленки на 100 кадров.

Original size 1600x1000

Джордж Истман. Kodak № 1. 1888

post

Из-за тяжелой конструкции и дорогой детали входящей в камеру был выпущен новый аппарат. «Фотоаппарат по-прежнему представлял собой небольшой ящик, за что впоследствии получил название „детективная камера"»³. Её конструкция это — «небольшая коробка, покрытая искусственной кожей, ручка для переноски, отсутствие видоискателя, его позднее предлагали как дополнительный аксессуар. На коробку были нанесены метки, чтобы показать, что попадет в кадр. Внутри была пленка на шесть кадров, диаметром 2,25 дюйма на пленку»², то есть техническая часть сведена к минимуму. Форма камеры стала намеренно простой, почти геометрической: минимум деталей, один объектив, примитивный видоискатель. Это решение возникло из стремления сделать устройство дешёвым, прочным и удобным для новичка.

[Рекламный плакат Kodak Brownie. 1900 г.]

Original size 1600x1000

Джордж Истман. Kodak Brownie № 2. 1901

Технологически Brownie не нуждалась в сложной оптике или механизмах — плёнка стандартизирована, а простейшая выдержка обеспечивала базовую съёмку. Экономически камера была рассчитана на массовое производство: прямоугольный корпус упрощает сборку, снижал отходы и позволял выпускать миллионы экземпляров. Социально Brownie стала символом «демократизации» фотографии: устройство попадало в семьи, путешествия, школы, и для этого ему требовалась спокойная и несложная форма.

фОТОАППАРАТЫ ФИРМЫ «Leica»

post

Потребовалось минимизировать трудности перевозки кинооборудования, над усовершенствованием которого работал Оскар Барнак: «Существовавшие тогда киносъемочные аппараты изготовлялись из дерева, имели большие размеры и были неудобны в работе»⁴ До 1925 года была выпущена цельнометаллическую кинокамера, которая не только была легче но и «объединив в один два кинокадра 18X24 мм и создав тем самым принципиально новый формат кадра — 24X36 мм»⁴. Так появился новый «леечный» размер малоформатной фотографии

[На фотографии Оскар Барнак. Год неизвестен]

Original size 1600x1000

Оскар Барнак. Leica I (без автозатвора объектива). 1913

Технологически камера требовала корпуса из металла, плотной обработки деталей и точной компоновки внутреннего механизма. Это определяло плавные закругления, цилиндрические выступы, компактную длину камеры и утилитарную поверхность. Экономически Leica позиционировалась как профессиональный инструмент, поэтому форма была оптимизирована под долговечность и производственную точность, а не удешевление. Социально камера отвечала запросам новых мобильных фотографов и репортёров: она должна была быстро реагировать на ситуации, удобно держаться в руке и быть готовой к съёмке в любой момент.

Original size 1600x1066

Оскар Барнак. Leica I (A). 1925

Технологический фактор Стандартизация плёночных форматов и распространение серийного производства сделали возможным стабильное повторение корпуса. Упрощённые оптические схемы и механизмы позволили массовым камерам иметь минимальное количество элементов, тогда как профессиональные устройства развивали точные механические конструкции, что влияло на форму как на инженерный объект.

Экономический фактор Форма камер в этот период определяется выбором рынка: дешёвые массовые устройства стремятся к максимальной простоте корпуса, профессиональные — к высокому качеству механообработки и долговечности. Производственные линии впервые влияют на визуальную форму: прямые плоскости, простые разъёмы, однообразные детали.

Социальный фактор Фотография становится частью повседневности. Массовый пользователь требует простого и понятного устройства, профессионал — инструмента, который не мешает работе. Это впервые выводит форму камеры в область предметного дизайна: возникает различие между бытовым и профессиональным языком формы.

Original size 1600x1000

Оскар Барнак. Leica I (A). 1925

Leica I демонстрирует противоположный, профессиональный путь развития формы. Камера была компактной, металлической, эргономичной, с продуманной геометрией корпуса. Её форма определяется точной механикой и оптической системой, разработанной под плёнку

Ur-Leica 1913/14 г

Original size 4169x510
post

Nikon F  Фотоаппарат разработан инженерами компании Nikon в Японии для профессиональных фотографов, репортёров. Камера была создана в период, когда спрос на надёжные, универсальные и мобильные зеркальные камеры резко вырос в связи с развитием фото-журналистики в 1959. Если перечитать предыдущие блоки то можно составить преимущества камеры одного поколения пере другой, но « все эти усовершенствования уже использовались по отдельности в разных типах фотоаппаратов, но одновременно появились только в этой камере»⁶ Механизм зеркала и сменные объективы позволили работать с различными фокусными расстояниями.

Original size 1600x1000

Опытный образец фотоаппарата «Nikon F». 1957

Металлический корпус и точные механические органы управления обеспечивали надёжность и долговечность: «Корпуса и пентапризмы Nikon F выпускались в двух вариантах: чёрном и „хромированном“. Чёрное исполнение предусматривало окраску всех наружных деталей корпуса чёрной эмалью. В хромированном исполнении верхняя и нижняя крышки корпуса камеры, а также передний щиток пентапризмы покрывались краской серебристого цвета»⁶ Точные оптические элементы улучшили качество изображения без необходимости увеличивать габариты камеры.

Original size 1500x1660

Реклама «Nikon F» в шведском журнале. 1960

Polaroid SX-70

был изобретён Эдвином Лэндом в 1972 году в США, в компании Polaroid. Лэнд хотел создать устройство, которое бы позволяло получать готовый снимок сразу после экспозиции, без необходимости в лабораторной проявке плёнки, что поменяло бы опыт пользования фотоаппаратом. И мир увидел камеру, одной из особенностей которой … «была способность складываться в небольшую плоскую коробку, легко умещавшуюся в кармане пиджака»⁵ и мгновенно выдавать фотографию

Original size 1280x720

Эдвин Герберт Лэнд на собрании акционеров в апреле 1972

Техническая возможность создать такую камеру появилась благодаря интеграции химического процесса проявления внутрь корпуса, а также усовершенствованию светочувствительных материалов и химических слоёв плёнки, которые позволяли фотохимии завершаться в ограниченном пространстве и за считанные минуты.

Параллельно с этим инженеры смогли оптимизировать механические узлы подачи и проявки плёнки, что позволило сделать складную конструкцию с компактным профилем из легких материалов с формой новой, но удобной для серийного производства.

Эдвин Герберт Лэнд. Polaroid SX-70. 1972

форма подстраивается под сценарий съёмки (Polaroid), а корпус становится инструментом эргономики и скорости работы (Nikon F) Тем самым фотоаппарат становится продуктом, в котором дизайн и пользовательский опыт начинают определять устройство наравне с технологией.

Original size 4169x510
post

В конце XX века появились первые цифровые камеры одной из них является Sony Mavica MVC-FD5 (1997). Фотоаппараты этого поколения показали тенденцию: форма корпуса перестала полностью зависеть от механики и плёнки, а стала определяться цифровыми сенсорами, электроникой. Они создали основу для массового внедрения цифровых технологий и перехода к мобильным устройствам XXI века

Original size 1600x1000

Sony Mavica MVC-FD5. 1997

Canon EOS 300D (2003)

Камера была разработана инженерами компании Canon в Японии 2003 года выпуска — первая массовая цифровая зеркалка для широкой аудитории. Идея заключалась в том, чтобы сделать профессиональные функции доступными любителям, при этом сохранив привычную форму и эргономику камеры.

0

Canon EOS 300D. 2003 г

Цифровизация освободила внутреннее пространство от механики плёнки и затвора, но внешний вид камеры остался узнаваемым привычная зеркальная форма и расположение органов управления создавали ощущение привычного инструмента

Canon EOS 300D демонстрирует переходный этап, когда форма камеры сохраняет традиционные признаки, но внутренние технологии и возможности начинают диктовать новую архитектуру корпуса, подготавливая поле для мобильной и встроенной фотографии XXI века

Резкий скачок в развитии программной инженерии, главенство кода, програмного обеспечения и желание «впихнуть» все функции в одно устройство — примерно так можно описать нашу современность. Стоит учитывать, что камера приобрела два прилагательных: профессиональная и «в телефоне». Заключительный этап исследования сконцентрируется на рассказе о телефонной камере.

Куда же делся фотоаппарат?

post

iPhone 2007–настоящее

Первая версия iPhone была представлена Стивом Джобсом и командой Apple в 2007 году. Камера была встроена как часть смартфона с целью заменить отдельное устройство для массового пользователя и интегрировать съёмку в повседневное общение и онлайн-коммуникацию.

Технологический фактор: миниатюризация сенсоров, отказ от механики, вычислительная фотография и объединение оптических и цифровых систем устраняют зависимость формы от физических параметров камеры.

Original size 1200x674

Эволюция Iphone от самого первого до Iphone 15. 2007 — 2023

Экономический фактор: рынок массовых смартфонов формирует спрос на компактные, интегрированные решения; производители конкурируют через улучшение качества съёмки, а не через корпус камеры.

Социальный фактор: фотография становится частью общения, социальных сетей и онлайн-культуры — камера превращается в инструмент коммуникации, а не отдельное устройство. Из-за этого форма полностью перенимает логику мобильного интерфейса.

Заключение

post

Анализ исторических этапов формирования фотоаппарата показал, что форма камеры отражает совокупность технологических, экономических и социальных факторов, это доказывает, что это формообразование не являлось случайным решением. С самых ранних опытов Ньепса и Дагера до современных смартфонов и носимых устройств можно проследить закономерность: технические возможности определяют базовую конструкцию, экономические условия задают масштаб и доступность, а социальные факторы формируют взаимодействие человека с устройством и визуальный макет корпуса.

post

В ранний период (1820–1900) ограничения фотохимии и оптики формировали громоздкие, стационарные формы, а камера оставалась инструментом для профессионала. Появление массового рынка и стандартизированной плёнки (1900–1950) позволило сократить размеры и упростить корпус, одновременно формируя различие между бытовыми и профессиональными моделями. С середины XX века (1950–2005) дизайн начинает учитывать пользовательский опыт, что проявляется в эргономике, интерфейсах и фирменной визуальной идентичности; форма камеры перестаёт быть только инженерной. Наконец, цифровая и мобильная революция (2000–настоящее) разрушает традиционную связь формы с механизмом: камера превращается в модуль цифровой системы, встроенный в плоскую форму смартфона, а визуальный язык устройства определяется требованиями интерфейса и социальной практики, а не физической конструкцией.

post

Это исследование подчёркивает, что современные устройства, воспринимаемые как привычные, — результат длительного процесса взаимодействия науки, производства и общества. Таким образом форма фотоаппарата не просто следует за функцией, она отражает и формирует социальное, технологическое и культурное окружение своего времени. Это знание позволит современному человеку осознавать логику технологического прогресса и визуальной среды, а также видеть, как изменения в обществе напрямую влияют на дизайн предметов повседневного использования.

Bibliography
Show
1.

Что изображено на самой старой в мире фотографии? // travelask URL: https://travelask.ru/blog/posts/8363-chto-izobrazheno-na-samoy-staroy-v-mire-fotografii (дата обращения: 07.11.2025)

2.

Самая популярная фотокамера начала XX века — Kodak Brownie // mobile-review URL: https://mobile-review.com/all/articles/misc/samaya-populyarnaya-fotokamera-nachala-xx-veka-kodak-brownie/ (дата обращения: 07.11.2025)

3.

История компании Kodak // ergofoto URL: https://ergofoto.ru/articles/history/istoriya-kompanii-kodak-istoriya-izobretenii-444 (дата обращения: 07.11.2025)

4.

Leica I (Leica A) (1925) // liveviewer URL: https://liveviewer.ru/2015/01/leica-i/?ysclid=mi4i9691sx473239439 (дата обращения: 08.11.2025

5.

Polaroid SX-70 // ruwiki URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Polaroid_SX-70 (дата обращения: 10.11.2025)

6.

The Nikon F’s Place in History // cameraquest URL: https://www.cameraquest.com/fhistory.htm (дата обращения: 15.11.2025)

7.

Пердомо Рамирес Х. Д. ПРИНЦИПЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ФОТОТЕХНИКИ БЫТОВОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ: дис. канд. техническая эстетика и дизайн наук: 17.00.06. — Минск, 2022. — 20 с.

8.

Louis H. Sullivan The tall office building artistically considered // Издание The tall office building artistically considered. — 1896. — С. 409.

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.

https://fotocccp.ru/canon-eos-300d-body (дата обращения: 15.11.2025)

13.14.15.
Эволюция формы фотоаппарата: от шкафа до iPhone
4
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more