Original size 896x1344

Эволюция фасадной пластики: от модернизма к брутализму

PROTECT STATUS: not protected
9
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция визуального исследования

Фасад, как лицо архитектуры на протяжении XX века, претерпел радикальные изменения, отражающие не только эстетические сдвиги эпохи, но и изменения инженерных, экономических и культурных установок профессиональной среды. Особый интерес представляет переход от модернизма — рационального, строгого, тяготеющего к «белой коробке» и минимализации деталей — к выразительному, массивному брутализму, который интерпретирует архитектуру через призму материала, конструктивной логики и масштабных пластических решений.

Эта тема актуальна, поскольку фасадная пластика — мощный инструмент коммуникации архитектурного замысла с городом и обществом: именно она задаёт первое прочтение здания, сигнализирует о культурной и функциональной идентичности, отражает исторические сдвиги мышления.

Анализ фасадных трансформаций у крупнейших архитекторов XX века позволяет проследить, каким образом технические новации, запросы городского развития, новые идеалы и материалы делали визуальный язык фасада отражением новых ценностей.

Принцип отбора материала для визуального исследования

В исследование включены объекты ключевых архитекторов модернизма и брутализма: Ле Корбюзье, Марсель Брейер, Пауль Рудольф, Элисон и Питер Смитсоны, Луис Кан, Кендикт, Эрно Голдфингер, 6 Кендзо Танге и др.

Отбор строится по следующим критериям:

Хронологический охват: объекты показывают пути перехода от раннего и зрелого модернизма к брутализму (от 1920-х до 1980-х). География и контекст: здания из Европы, США и Японии демонстрируют региональную специфику восприятия фасадной пластики. Материалы и технология: выбраны здания, в которых изменения фасада тесно связаны с использованием бетона, кирпича, металла, стекла, с развитием инженерных решений (консоли, пилоны, глубокие оконные ниши, солнцезащитные экраны, крупномасштабные панели). Историческое значение в развитии архитектуры: объекты считаются эталонными для соответствующего направления, вошли в профессиональные источники, музейные коллекции, литературные обзоры.

Принцип рубрикации исследования

Исследование структурировано по следующим разделам: Модернизм (плоскостная, рациональная фасадная пластика): поиск универсального языка, отказ от декора, доминирование плоскостей и лент окон. Ранний и переходный этап (фасад как инструмент конструктивной выразительности): усиление роли конструкции, появление новых материалов, начало игры с рельефом. Брутализм (экспрессивная, массивная, рельефная пластика): фасад как скульптура здания, демонстрация тектоники, хрестоматийная работа с бетоном, кирпичом, крупными формами.

Ключевой вопрос и гипотеза исследования

Ключевой вопрос: Какие этапы прошла фасадная пластика от модернизма к брутализму, и каким образом конструктивные возможности и новые материалы воздействовали на визуальный язык фасада у ведущих архитекторов XX века?

Гипотеза: Эволюция фасадных решений отражает не только формально-эстетические, но и технологические, социальные, идеологические и экономические изменения времени. В брутализме фасад перестаёт быть гладкой, обезличенной плоскостью, а становится материальным, выразительным посланием, где конструкция и материал играют ключевую роль, и где архитекторы активно используют глубокий рельеф, массивные торцы, открытые инженерные элементы в качестве новых носителей визуального смысла.

Ле Корбюзье. Villa Savoye (1929–1931), Пуасси, Франция

Original size 960x640

Villa Savoye — знаковый объект модернизма, построенный Ле Корбюзье для семьи Савуа под Парижем. Вилла стала проявлением «пяти пунктов» Корбюзье: пилоны, свободный план, свободный фасад, ленточные окна, эксплуатируемая крыша.

post

Фасад — гладкая белая поверхность без декора, разбитая горизонтальными ленточными окнами. Пилоны корректируют восприятие массы, визуально поднимая основной объём над землёй. Главная пластика — именно в соотношении твёрдых и прозрачных поверхностей, плавном сопряжении горизонталей и вертикалей.

Мис ван дер Роэ. Барселонский павильон (1929), Барселона, Испания

Original size 1600x1067

Построен для Всемирной выставки как временное административное здание. Стал культовым объектом модернизма, позднее восстановлен по оригинальным чертежам.

Фасада как такового нет: пространство образовано свободно стоящими стенами из стекла, камня, мрамора и стальных стоек. Кровля опирается только на точки, а не на сплошные стены, что создаёт эффект «парящей» поверхности. Огромные площади стекла визуально стирают границу фасада как разделителя. Переход к свободному плану, «открытому фасаду», универсальности архитектурного пространства. Пример предельного рационализма и минимализма: всё внимание — на конструкцию и материалах, отказ от традиционного фасада.

Рихард Нейтра. Lovell Health House (1929), Лос-Анджелес, США

Original size 1024x722

Один из первых полностью каркасных жилых домов в США, характерен применением индустриальных методов сборки.

Фасад — легкая металлическая решётка с панелями и ленточными окнами. Прозрачность, осторожная работа с пропорциями, акцент на индустриальной логике. Утверждение принципов модернистского жилища, связь с функционализмом и техническим прогрессом. Типичный пример раннего модернизма, где конструкция формирует внешний облик, а фасад — чистая функция и свет.

Уолтер Гропиус. Баухаус (Дессау, 1925–1926), Германия

Original size 2000x1333
post

Здание школы Баухаус — манифест авангарда и функционализма, прототип для многих будущих модернистских проектов.

post

Главный фасад — стена сплошных окон, визуально «обездвиженная» лишь тонким металлическим каркасом. Количество декора сведено к нулю. Полное следование принципам функционализма, прозрачность, призыв к конструктивной честности и индустриальному прогрессу. Баухаус воплощает кульминацию раннего модернизма, где фасад — результат оптимизации для идеального светового режима.

Ле Корбюзье. Unité d’habitation (Марсель, 1947–1952), Франция

Original size 1260x929

Первый и самый известный пример «жилого модуля» Корбюзье — крупный общественный дом на пилонах.

post

Здесь фасад становится пластическим объектом: мощные бетонные балконы, выразительные рельефные стены, фактурные элементы, почти отсутствует традиционный декор. Преодоление строгой гладкости модернизма, переход к работе с материалом, масштабом, светотенью. Прямой пример перехода к бруталистской пластике: архитектуру определяет конструкция, рельеф и открытая вещественность.

Ле Корбюзье. Капитолий, Чандигарх (1951–1964), Индия

Original size 2000x834

Центральный символ городского комплекса Чандигарха, один из манифестов зрелого брутализма.

post

Фасады — массивные бетонные плиты и пилоны, глубокие углубления, мощные тени, выраженная архитектурная масса, подчеркнутая конструктивность. Формируется новый тип фасада — массив, рельеф, открытая конструкция, отказ от гладкости. Ярко выраженный переход от модернистского минимализма к пластике и массе брутализма.

Фрэнк Ллойд Райт. Price Tower (1953), США

Original size 1024x1365

Единственный небоскрёб Райта, ранний переходный объект от модернизма к брутализму.

Фасад — литой бетон, выраженная фактура, прямая геометрия, сочетание вертикальных и горизонтальных элементов. Экспериментальная работа с материалом, предвосхищение мотивов будущего брутализма в США. Символ перехода от модернизма к пластике массы.

Элисон и Питер Смитсоны. Hunstanton School (1954), Великобритания

Original size 900x598

Ранняя британская работа категорически противопоставленная декоративной архитектуре.

Простая кирпичная кладка, видимая стальная конструкция, отсутствие всяческих украшений, рациональность и жесткость линий. Голос революции против «доминирующей» гладкости, акцент на правду материала и конструкцию. Провозглашение новых начал брутализма в Англии — материал и конструкция становятся и эстетикой, и функцией.

Луис Кан. Salk Institute (1965), Ла-Хойя, США

Original size 2000x1312

Научный центр, организованный как архитектурный ансамбль, одно из самых поэтичных решений периода зрелого брутализма.

Фасады образованы мощными бетонными стенами, нишами, высокими вертикалями и скульптурным ритмом пустот. Формируется архитектура массы, пространство как взаимодействие света, тени, ритма и масштабности. Типичный пример зрелого брутализма: доминанта материала, глубокий рельеф, скульптурная композиция.

Эрно Голдфингер. Trellick Tower (1972), Лондон, Великобритания

Original size 2000x2000

Один из знаковых британских жилых проектов брутализма.

post

Фасад — массивный бетон, крупные вертикальные акценты, разнонаправленные балконы, выразительные узлы коммуникаций. Культивирование «брутальной» эстетики массы, честности конструкции. Показатель зрелого брутализма — фасад становится городским маркером, демонстрирует структуру жизни внутри.

Кендзо Танге. Yamanashi Press & Broadcasting Center (1966), Кофу, Япония

Original size 1000x1000

Фасад образован бетонным каркасом и подвесной системой панелей, выражены технические узлы и структуры. Появление новых фасадных парадигм: индустриальная честность, модульность, открытая конструкция. Симбиоз модернизма и брутализма, работа с бетонной тектоникой.

Марсель Брейер. Whitney Museum of American Art (1966), Нью-Йорк, США

Original size 500x640

Главная музейная работа Брейера, яркое воплощение монументального брутализма в США.

post

Фасад — массивная бетонная поверхность, резкие выступы окон, отсутствие декора, глубокие ниши. Фасад как манифест материала и массы, максимальная скульптурность. Яркий представитель американского монументального брутализма.

Пауль Рудольф. Yale Art and Architecture Building (1963), США

Original size 1280x709

Образцовая работа американского брутализма, учебный корпус факультета искусств и архитектуры.

post

Фасад — многоуровневый бетон, глубокие ниши, мощные выступы, сложная игра светотени. Работа с массой и светом, скульптурная тектоника, рельеф. Фасад как высказывание инженерной сложности и художественной массы.

Джон Андрю. Robarts Library (1973), Торонто, Канада

Original size 1920x1628

Одна из крупнейших библиотек Канады, объект зрелого североамериканского брутализма.

post

Фасад — массивный бетон, рельефная пластика, отсутствие намёка на декор, крупномасштабная композиция. Фасад как выражение силы, постоянства, тотальной скульптурности. Демонстрация позднего брутализма — архитектура массы и ритма.

Геральд Кальман, Майкл МакКиннел, Филип Ноулс. Boston City Hall (1968), США

Original size 1640x1020

Центр административной жизни Бостона, один из самых дискуссионных образцов брутализма.

post

Фасад — многослойная бетонная структура, глубокие выступы, сочетание открытой структуры и внутренней функции. Фасад как сценический элемент, максимальное раскрытие архитектурной массы и ритма Типовой объект фасадной массы, социальной символики архитектуры этой эпохи.

Заключение

Переход от строгого, рационального модернизма к экспрессивному брутализму — это не только смена эстетики, но и фундаментальное изменение отношения к фасаду как к архитектурному носителю смысла, технологии и идеологии. В модернизме фасад стремился к невидимости конструкции, был «плоским» и функционально-обоснованным результатом движения к универсальности.
С развитием брутализма фасад стал ареной архитектурного эксперимента: здесь раскрывается материал, показывается «честная» конструкция, используется рельеф, масса, глубина, а технические узлы становятся точками художественной выразительности.
Символикой изменения языка фасада стали крупные бетонные поверхности, открытые балки, глубокие ниши, игра светотени, использование необработанного кирпича или рельефных панелей. Это — архитектурный ответ на вызовы индустриализации, стремление к радикальной выразительности, поиск новых градостроительных и социальных смыслов здания.
Сегодня при переосмыслении наследия брутализма архитекторы активно используют его пластические и конструктивные решения в новых контекстах, демонстрируя живучесть визуального языка эпохи

Bibliography
Show
1.

Рейнер Бэнем. Новый брутализм: этика или эстетика? (The New Brutalism: Ethic or Aesthetic? , 1966)

2.

Kenneth Frampton. Modern Architecture: A Critical History.

3.

William Curtis. Modern Architecture Since 1900.

4.

Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века.

5.

Власов В. Г. Ле Корбюзье // Стили в искусстве.

6.

Гидион З. Пространство, время, архитектура.

7.

Миронов А. В. Философия архитектуры: Творчество Ле Корбюзье.

Image sources
Show
1.

Ле Корбюзье Villa Savoye (1929–1931) «https://archeyes.com/the-villa-savoye-le-corbusier/

2.

Мис ван дер Роэ Барселонский павильон (1929) https://archeyes.com/the-barcelona-pavilion-an-insightful-exploration-of-mies-van-der-rohes-modernist-manifesto/

3.

Рихард Нейтра Lovell Health House (1929) https://en.wikiarquitectura.com/building/lovell-health-house/#

4.

Уолтер Гропиус Баухаус (Дессау, 1925–1926) https://archeyes.com/bauhaus-building-in-dessau-by-walter-gropius/

5.

Ле Корбюзье Unité d’habitation (Марсель, 1947–1952) https://archeyes.com/unite-d-habitation-de-marseille-le-corbusiers-visionary-masterpiece/

6.

Ле Корбюзье Капитолий, Чандигарх (1951–1964) https://archeyes.com/palace-of-the-assembly-in-chandigarh-by-le-corbusier/

7.

Элисон и Питер Смитсоны Hunstanton School (1954) https://hicarquitectura.com/2023/07/alison-and-peter-smithson-hunstanton-school/

8.9.

Эрно Голдфингер Trellick Tower (Лондон, 1972) https://archeyes.com/trellick-tower-by-erno-goldfinger-a-brutalist-landmark-in-london/

10.11.

Марсель Брейер Whitney Museum of American Art (1966)

12.13.14.15.

Пауль Рудольф Yale Art and Architecture Building (1963) https://archeyes.com/the-yale-school-of-architecture-building-by-paul-rudolph/

16.

Джон Андрю Robarts Library (Торонто, 1973) https://en.wikipedia.org/wiki/Robarts_Library

17.

Геральд Кальман, Майкл МакКиннел, Филип Ноулс Boston City Hall (1968) https://archeyes.com/boston-city-hall-a-brutalist-icon-by-kallmann-mckinnell-knowles/

18.

Фрэнк Ллойд Райт Price Tower (1953) https://en.wikipedia.org/wiki/Price_Tower

Эволюция фасадной пластики: от модернизма к брутализму
9
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more