Original size 1140x1600

Эволюция репрезентации афроамериканцев в комиксе

PROTECT STATUS: not protected
1
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Репрезентация, как концепция, на сегодняшний день занимает ключевое место в обсуждениях, касающихся проблематики современной массовой культуры. Эта тема вызывает множество споров и различных мнений: одни утверждают, что репрезентация является неотъемлемой частью каждого произведения, в то время как другие считают, что она может нарушать целостность общего нарратива и замысла. Подобные дебаты также активно ведутся в контексте репрезентации чернокожего населения Америки в индустрии комиксов, начиная с самого момента возникновения этого жанра.

Концепция

Американский комикс стал уникальным культурным индикатором, который точно отражает дух каждой эпохи. Он позволяет проследить, как именно менялось общество, его сознание и отношение к различным аспектам социальной жизни. Через призму иллюстративного изображения можно наблюдать не только эволюцию визуальных образов, но и историю борьбы с предвзятостью, стереотипами, уничижением, а также стремление к идентичности и инклюзивности. Исследуя явление репрезентации афроамериканского населения Америки, я начала с болезненного наследия расистских карикатур, которые были популярны в эпоху «минстрель-шоу», закончила уже современными примерами, где культура афроамериканцев показана в уважительной форме. Также рассмотрела и социальные потрясения: движения за гражданские права, современный активизм, что которые заставляли индустрию комиксов переосмысливать свои подходы к репрезентации афроамериканского населения.

Вопрос о том, как массовая культура формирует общественное сознание и как сама изменяется под его воздействием, представляет собой важную часть моего визуального исследования. К тому же я обратить внимание на то, как борьба самих афроамериканских создателей проложила путь к подлинному многообразию в комиксах. По этой причине текстовая составляющая будет опираться на исторические справки, анализ сюжетных линий, а также на цитаты создателей комиксов и историков индустрии. Особое внимание будет уделено ключевым моментам—точкам разрыва, когда репрезентация качественно изменялась. Исследование будет организовано хронологически, разделяя историю на различные периоды, каждый из которых будет характеризоваться доминирующим подходом к изображению афроамериканцев.

В рамках исследования будут выбраны ключевые изображения из различных графических романов и серий иллюстративных работ, которые демонстрируют трансформацию визуального языка в репрезентации наиболее ярко. Мне было важно, чтобы примеры не копировали стилистику друг друга, были уникальны, так понимание вопроса будет наиболее целостным и комплексным.

Внутри каждого хронологического блока будет проведен тематический анализ, который позволит рассмотреть существующие стереотипы и их трансформацию. Это позволит не только глубже понять, как менялись представления о чернокожем населении в комиксах, но и выявить, каким образом эти изменения отражали более широкие социальные и культурные сдвиги в обществе. Как комиксы реагировали на вызовы времени, как они отражали борьбу за равные права и противостояние расизму, а также как они способствовали формированию новой идентичности и самосознания среди афроамериканцев.

Рубрикация

Структура визуального исследования: I Ранний период II Период сопротивления и первые изменения III Этап закрепления и преодоления стереотипов IV Современный этап V Вывод

I Ранний период

В начале своего существования, в период с конца XIX века до середины XX века, американские комиксы были наполнены изображениями чернокожих персонажей, которые в значительной степени основывались на устоявшихся стереотипах и карикатурах. Эти изображения часто были пропитаны расовыми предрассудками, негативными представления о чернокожих людях, которые существовали в обществе. В комиксах можно было встретить преувеличенные черты лиц, такие как гипертрофированные губы, большие глупые глаза и плоские носы, а также характерную «восьмерочную» форму головы. Эти визуальные клише не оставляли места для индивидуальности, а скорее укрепляли общие стереотипные образы.

Original size 2362x1703

Ауткоулт Р.Ф. «Жёлтый парень»/«Великая битва жёлтого парня». 20 декабря 1896 г.

Original size 3456x2433

Ауткоулт Р.Ф. «Жёлтый парень»/«Военная паника в переулке Хогана». 15 марта 1896 г.

Original size 2186x1312

Херриман Д. «Музыкальный Моуз»/«Соблазняет шотландца, с печальными результатами». 16 февраля 1902 г.

Персонажи, изображенные в таких комиксах, часто занимали роли слуг или шутов, что лишь усиливало их уничижение в общественном сознании. Их физические характеристики были гипертрофированы, что делало их похожими на карикатуры, а не на реальных людей. В комических сценах, в которых они появлялись, их поведение и действия подчеркивали низкий социальный статус и отсутствие способности к рациональному мышлению, самостоятельности. Это создавало и закрепляло образ чернокожего человека как «дикого» или «недоразвитого». Использование специфических диалектов и искажений речи также играло важную роль в создании этих образов, служа дополнительным инструментом для закрепления расовых стереотипов.

Original size 2213x1592

Ауткоулт Р.Ф. «Бедный маленький Моуз: его письма к мамушке»/«Настоящая история призраков от бедного маленького Моуза» 1902 г.

Original size 2162x1593

Ауткоулт Р.Ф. «Бедный маленький Моуз: его письма к мамушке»/«Почему бедный маленький Моуз бросил школу» 1902 г.

Original size 2178x1586

Ауткоулт Р.Ф. «Бедный маленький Моуз: его письма к мамушке»/«Бедный маленький Моуз связался с художником» 1902 г.

Original size 2399x3087

Марринер У. Ф. «Самбо и его забавные звуки»/«Самбо создает шум, подобно гению». 22 марта 1908 г.

Original size 2655x3428

Марринер У. Ф. «Самбо и его забавные звуки». 5 января 1908 г.

Эти комиксы не просто развлекали, но и способствовали распространению негативных представлений о чернокожих людях, оправдывая расовую сегрегацию и дискриминацию. Они отражали и усиливали социальные расистские представления того времени. Чернокожие персонажи часто изображались как «звери», «дети» или «недалёкие личности», что находило поддержку в средствах массовой информации и популярной культуре. Хотя такие образы использовались как элемент юмора, они в действительности способствовали закреплению расовых предрассудков в умах обычных граждан.

Original size 2480x3166

Уорт Т. «Комиксы Дарктауна»/«Две души, но с одной мыслью». 13 ноября 1889 г.

0

Уорт Т. «Комиксы Дарктауна»/«Отличный матч по поеданию устриц между Бакланом из Дарктауна и Блэквилльским бандитом». 9 сентября 1886 г.

0

Уорт Т. «Комиксы Дарктауна»/«Церемонии посвящения в ложу Дарктауна—часть первая: великий босс обвиняет кандидата.—часть вторая: кандидат обвиняет великого босса». 1887 г.

Однако важно отметить, что в это же время в черных и афроамериканских сообществах начали возникать собственные формы сопротивления этим стереотипам. Люди начали создавать альтернативные образы и культурные практики, которые противостояли доминирующим расовым представлениям. Культивирование положительных образов чернокожих персонажей и их культурных достижений стало важным шагом в борьбе с расизмом и предрассудками, которые так долго существовали в американском обществе.

II Период сопротивления и первые изменения

С начала 1935-х годов в мире комиксов и визуальных медиа произошло значительное преобразование в изображении чернокожих персонажей. В этот период на первый план впервые имеют возможность выйти герои-афроамериканцы, обладающие разнообразием внешних признаков и уникальными личностными качествами. В отличие от карикатурных образов, которые были характерны для предшествующих десятилетий, новые персонажи начинают выглядеть более реалистично. Визуальная эстетика новых героев постепенно начинает отходить от гипертрофированных черт и стереотипных образов, которые были распространены в предыдущие времена. Вместо этого персонажи становятся более привлекательными и заслуживающими уважения. Одним из ключевых аспектов этих изменений является отказ от карикатурных образов, которые возникли в эпоху расовой сегрегации и дискриминации.

Original size 2480x1350

Арнесон Д., Талларико Т. «Лобо № 1». Декабрь 1965 г.

Original size 2480x1350

Арнесон Д., Талларико Т. «Лобо № 1». Декабрь 1965 г.

Кроме того, в это время наблюдается усиление тенденции изображать афроамериканских героев в ролях, связанных с лидерством, властью и профессиональной деятельностью. Они начинают появляться в образах детективов, ученых и героев с положительными качествами. Это явление стало частью более широкой социальной атмосферы, связанной с борьбой за гражданские права и равенство между расами.

«All-Negro Comics № 1»—это редкий и важный комикс 1947 года, созданный от и до афроамериканскими авторами, отображающий позитивные образы чернокожих героев и противостоящий расистским стереотипам того времени. Он стал первым публицистическим произведением такого рода, подчеркивая достоинства и героические роли афроамериканских персонажей, и состоял из рассказов, иллюстрированных чернокожими художниками, что делало его уникальным в истории комиксов не только того времени, но и настоящего. Выпуск вышел только один раз, поскольку был дорогим и тематически сложным для массовой аудитории, а сохранившиеся экземпляры очень редки.

«Дорогие читатели, это первый выпуск All-Negro Comics, наполненный быстрым экшеном, африканскими приключениями, добрым чистым юмором и фэнтези. Каждый штрих кисти и линия пера в рисунках на этих страницах выполнены афроамериканскими художниками. И каждый рисунок является оригинальным, то есть ни один из них ранее нигде не публиковался. Эта публикация — еще одна веха в великолепной истории афроамериканской журналистики. All-Negro Comics не только дадут возможность афроамериканским художникам с пользой использовать свои таланты, но и прославят исторические достижения афроамериканского населения.»

Цитата из обращения к четателю от Оррин Эванса, который был одним из первых афроамериканских журналистов и издателем комиксов. Его считают «первым чернокожим писателем, писавшим общие статьи для ведущей белой газеты в США», и он также издавал «All-Negro Comics. Эванс горел желанием создать комикс, который бы отражал его ценности и показывал афроамериканцев в позитивных ролях.

Original size 2480x1350

Террелл Дж., Джей Дж., Эванс Дж. «All-Negro Comics № 1». 1947 г.

Original size 2480x1350

Террелл Дж., Джей Дж., Эванс Дж. «All-Negro Comics № 1». 1947 г.

Одной из первых женщин афроамериканок-карикатуристок, чьи работы были опубликованы в печати, была Джеки Ормс. Хотя она не была писательницей-фантастом, она стала пионером афрофутуристического направления, создавая комиксы, которые предлагали идеализированные миры для чернокожих персонажей, особенно для чернокожих женщин и девочек. Ормс отказалась от расовых стереотипов, таких как «Мамуля» и «Пиканинни», и создала пространство для оригинальных, беззаботных и динамичных чернокожих персонажей в комиксах и историях, таких как «Торчи Браун в „Из Дикси в Гарлем“» и «Пэтти-Джо и Джинджер». Ее работы стали важным шагом к созданию более разнообразного и правдивого изображения чернокожих людей в комиксах.

Original size 2000x1500

Джеки Ормс, первая известная афроамериканка-карикатуристка за своим рабочим столом

Original size 3000x1970

Ормс Дж. «Торчи в Сердцебиение». 22 сентября 1951 г.

Original size 3000x970

Ормс Дж. «Торчи Браун в „Из Дикси в Гарлем“». 22 января 1938 г.

Original size 2480x1670

Ормс Дж. «Пэтти-Джо и Джинджер». 1947/1951 г.

0

Ормс Дж. «Торчи Браун в „Из Дикси в Гарлем“». 22 января 1938 г.

Original size 3000x2018

Ормс Дж. «Наряды Торчи», бумажная кукла. 3 марта 1951 г.

С другой стороны, мейнстрим-комикс-промышленность оставалась в значительной степени консервативной. Особенно ярко это проявлялось в сопротивлении со стороны крупных издательств, которые продолжали придерживаться устаревших стереотипов и избегали серьезных изменений в изображении чернокожих персонажей. Это создавало определенное напряжение между новыми инициативами, которые стремились к разнообразию и инклюзивности, и традиционными подходами, которые не желали меняться.

Фальк Л. и Дэвис Ф. представили новую серию «Мэндрейк-фокусник». Одним из героев, пускай и не главных, являлся Лотар—крупный африканец с темной кожей, небольшими глазками-бусинками и массивными губами. Лотар был очень послушен: говорил редко и кратко, его была плохо сформирована. На нём была короткая туника, поверх которой он носил кусок леопардовой шкуры. Лотар выполнял роль слуги Мэндрейка, сопровождая его повсюду и выполняя функции охраны или защитника/наемника. Позже его называли «самым сильным человеком на Земле», что могло бы сделать его первым в истории чернокожим супергероем в комиксах, даже несмотря на отголоски расистских стереотипов.

Original size 4960x2700

Фальк Л. «Мэндрейк-волшебник». ~1940 г.

0

Фальк Л. «Мэндрейк в Голливуде». 1938 г.

Original size 2480x1350

Макнил Р. Х. «Дети с улицы „Т“ читают комиксы». 1941 г.

III Этап закрепления и преодоления стереотипов

В 1960-х годах в мире комиксов произошел значительный и важный сдвиг в визуальной презентации черных героев, что стало отражением более широких социальных и культурных изменений в обществе. Этот период ознаменовался появлением персонажей, которые, хотя и относились к категории супергероев, обладали более реалистичными и детализированными визуальными характеристиками, что позволяло им отражать культурный и социальный контекст афроамериканского сообщества. Эти новые образы отличались стремлением к аутентичности: цвет кожи, прически, стиль одежды и манера поведения персонажей стали более соответствующими реальным представлениям и стилистике, характерным для людей из данного сообщества.

Например, такие персонажи, как Люк Кейдж и Черная Пантера, были изображены гораздо более «человечно» и реалистично по сравнению с ранее существовавшими стереотипными и карикатурными образами, которые часто не отражали истинную суть и разнообразие афроамериканской культуры.

Original size 2480x1350

Гудвин, Туска, Ромита, Грэм, Энглхарт. Обложки комикса «Герой по найму» выпуска 1-3. 1972 г.

Original size 2480x1350

Гудвин, Туска, Ромита. Страницы комикса «Герой по найму» № 1. 1972 г.

Original size 2480x1350

Гудвин, Туска, Ромита, Грэм, Энглхарт. Обложки комикса «Герой по найму» выпуска 4-6. 1972 г.

В 1960-70-х годах в Соединенных Штатах активно велась борьба за гражданские права, что оказало значительное влияние на продукты культуры, включая комиксы. Важную роль в этом процессе сыграли художники и сценаристы, которые внедряли элементы культурного самоопределения, аккуратно интегрируя в визуальный стиль черных героев черты, связанные с их этнической принадлежностью, стилем жизни и культурными традициями. В условиях политического и социального движения за гражданские права, образ афроамериканца в комиксах стал символом борьбы.

Важным шагом на этом пути стало создание таких персонажей, как Черная Пантера, который стал символом не только супергеройского жанра, но и борьбы за права чернокожих. Его образы, наполненные культурными отсылками и политическим подтекстом, стали отражением коллективной идентичности афроамериканского народа. Черная Пантера стал примером силы и сопротивления, что сделало его популярным как среди черной аудитории, так и среди более широкой публики.

Original size 2480x1350

Ли, Кирби. Обложка комикса «Фантастическая четверка» #52. 1966 г.

Original size 3070x2846

Ли, Кирби. Кадр из комикса «Фантастическая четверка» № 52. 1966 г.

Борьба афроамериканского населения за собственные права продолжалась. К 80-90-м годам общество добилось многого, а в индустрии комикса начался полноценный рассвет репрезентации «цветного населения», образовались инициативные объединения афроамериканских автором, например, Milestone Media. Эти изменения происходили на фоне роста интереса к многообразию, что явно отражалось в том числе и в комиксах.

Компания Milestone Media была основана в 1993 году коалицией афроамериканских художников и писателей, состоящей из Дуэйна Макдаффи, Дениса Коуэна, Майкла Дэвиса, Дерека Т. Дингла и Кристофера Приста. Основатели считали, что некоторые группы социальных меньшинств крайне недостаточно представлены в американских комиксах, в связи с определенными стандартами индустрии, они хотели решить эту проблему.

Original size 2480x1350

Основатели Milestone Media: Дуэйн Макдаффи, Денис Коуэн, Дерек Ти Дингл

Компания Milestone имела ряд преимуществ, таких как распространение и продажа своих книг через крупное издательство из «большой двойки» комиксов, что обеспечивало доступ к широкой аудитории, а также участие признанных и критически оцененных авторов и использование цветной техники, что придавало их изданиям уникальный внешний вид и помогало привлекать новую аудиторию.

Original size 2480x1220

Макдаффи Д., Коуэн Д. «Аппаратура». Апрель 1993 г.

Original size 2480x1220

Макдаффи Д., Велес И., Коуэн Д., Эден Т. «Кровавый синдикат». Апрель 1993 г.

Original size 2480x1220

Макдаффи Д., Брайт М. «Икона». Май 1993 г.

Original size 2480x1220

Макдаффи Д., Вашингтон III Р. Л., Коуэн Д., Леон Дж. П. «Статика». Июнь 1993 г.

Однако у них были и недостатки: рынок комиксов находился в состоянии переизбытка новых вселенных, так как в то же время появились конкурирующие линии супергероев, а в 1993–1994 годах начался спад и крах рынка. К тому же, маркетинговое восприятие этих книг как «комиксов для чернокожих» ограничивало их распространение за пределами целевой аудитории, что вместе с увеличенной ценой из-за техники печати привело к тому, что продажи достигли пикового уровня во время запуска Milestone, но резко упали в последующие годы.

IV Современный этап

В течение современного периода, охватывающего годы с 2005 по 2025, афроамериканские создатели и их произведения, а также истории и персонажи, которые они представляют, прочно вошли в индустрию комиксов. Они уже не испытывают тех притеснений, которые были характерны для предыдущих эпох. Значительные изменения в культуре комиксов и в обществе в целом во многом связаны с влиянием движений за гражданские права, среди которых особенно выделяется Black Lives Matter. Это международное социальное движение возникло в 2013 году в США как реакция на системную дискриминацию и насилие, направленное против чернокожих граждан. Основная цель Black Lives Matter заключается в привлечении внимания к проблемам полицейского произвола, расовой несправедливости и социального неравенства, а также в содействии изменениям в законодательстве и общественном восприятии этих вопросов.

Original size 2480x1350

Брайт Шейла При/Аллен Девин. «Неизвестные женщины и ребеёнок»/«Неизвестный ребёнок». 2015 г.

Влияние Black Lives Matter на индустрию комиксов проявляется, прежде всего, в изменении тематического наполнения произведений. Комиксы все чаще отражают актуальные социальные проблемы, поднимают важные темы борьбы за равноправие и показывают героев, которые выступают за справедливость. Множество авторов начали воплощать идеи противостояния дискриминации, и в результате новые герои, ставшие символами борьбы за права и достоинство, появились в публичном пространстве благодаря активной общественной деятельности и требованиям к более ответственному и разнообразному изображению культурных реалий.

Движение Black Lives Matter побудило художников и сценаристов уделять больше внимания актуальным социальным темам, внедряя их в свои произведения и тем самым делая комиксы важным инструментом культурного диалога. В это же время современные комиксы все чаще вводили персонажей, обладающих сложной психологической структурой, внутренними конфликтами и социальными мотивами. Это отражает более широкую тенденцию к гуманизации и углублению образов героев, что является важным аспектом в развитии всей индустрии.

Original size 2480x1350

Браун Ч., Уокер Д. Ф., Грин С. «Горький корень». 14 ноября 2018 г.

Одним из наиболее ярких и впечатляющих примеров влияния движения Black Lives Matter на современное искусство является комикс «Bitter Root». Это произведение затрагивает важные вопросы, касающиеся расовых конфликтов и дискриминации, которые по-прежнему остаются актуальными в современном обществе, хоть действия и происходят в 1920 году. В центре повествования находится семья охотников на монстров, которая использует традиционные афроамериканские и магические практики для борьбы с различными сверхъестественными угрозами.

Original size 3846x3256

Браун Ч., Уокер Д. Ф., Грин С. «Горький корень». 14 ноября 2018 г.

Original size 2480x1178

Браун Ч., Уокер Д. Ф., Грин С. «Горький корень». 14 ноября 2018 г.

Такой необычный подход позволяет авторам комикса не только создать увлекательную историю, но и подчеркнуть богатство культурного наследия афроамериканского сообщества, а также его внутреннюю силу. В этом произведении метафорически отражены как внутренние, так и внешние конфликты, связанные с вопросами расовой идентичности и борьбы за самобытность, сопротивление угнетению.

Original size 4748x1526

Браун Ч., Уокер Д. Ф., Грин С. «Горький корень». 14 ноября 2018 г.

Важную роль в комиксе играют женские персонажи, которые активно противостоят устоявшимся стереотипам. Это символизирует не только развитие ролей женщин внутри афроамериканского сообщества, но и общее изменение восприятия женской роли в современном обществе. Комикс показывает, как можно через призму фантастики говорить о реальных социальных проблемах, рассуждать о серьёзных проблематиках.

Original size 2480x1746

Браун Ч., Уокер Д. Ф., Грин С. «Горький корень». 14 ноября 2018 г.

Продолжая рассуждать о влиянии внешней среды на внутренний мир индустрии комиксов, сложно не упомянуть афроамериканского Человек-паук, более известного как Майлз Моралес. Впервые он появился на страницах комиксов в августе 2011 года, когда был представлен в выпуске Ultimate Fallout #4. Этот персонаж стал одним из ключевых элементов в процессе реструктуризации вселенной Marvel, что было связано с её слиянием и разделением различных вселенных. Появление Майлза на свет было обусловлено не только стратегическими и культурными соображениями, но и реакцией на изменения, происходившие в обществе, такие как избрание Барака Обамы на пост президента США, волнение граждан. Создатели комиксов стремились отразить разнообразие и актуальность своего продукта, что в свою очередь способствовало появлению новых, более инклюзивных персонажей.

Original size 2480x1616

Бендис Б.М., Бэгли М. «Окончательные последствия» № 4. 2011 г.

Original size 2480x1350

Бендис Б. М., Самни К., Маркес Д., Ларраз П., Пичелли С. «Майлз Моралес: Полный список людей-пауков», 2018 г.

Original size 1720x1453

Бендис Б. М., Самни К., Маркес Д., Ларраз П., Пичелли С. «Майлз Моралес: Полный список людей-пауков», 2018 г.

Original size 2142x1014

Ахмед С., Гаррон Дж. «Майлз Моралес: Человек-паук». 2019 г.

На первоначальном этапе общественность восприняла Майлза как нечто совершенно новое и необычное. Традиционно Человек-паук ассоциировался с белым героем—Питером Паркером, и многие не ожидали появления чернокожего персонажа в такой классической роли. Это вызвало широкий общественный резонанс, проявлявшийся в удивлении, скептицизме и даже острой критике.Тем не менее, появление Майлза стало вызовом устоявшимся стереотипам. Он быстро начал восприниматься как символ перемен и расширения представлений о том, каким может быть этот герой. Со временем, после ряда публикаций и укрепления в поп-культуре, Майлз Моралес завоевал особое место в сердцах читателей. Он стал любимым персонажем для многих и примером гармоничной инклюзивности, что привело к тому, что о нем начали выходить новые произведения, расширяющие его роль и популярность. Образ Майлза стал частью более широкой и многообразной вселенной супергероев, что в свою очередь способствовало возвращению интереса к индустрии у большой публики.

Original size 4610x1876

Зиглар К., Висентини Ф. «Майлз Моралес: Человек-паук». 2022 г.

Наблюдая за растущей популярностью с участием Майлза, Marvel принимает решение расширить серию комиксов с участием афроамериканцев в роли протагонистов. Так на свет появилась «Moon Girl and Devil Dinosaur"—серия комиксов, в которой основные персонажи—девочка по имени Лунелла Лафайет и доисторический динозавр из другого измерения. Серия фокусируется на тематике интеллектуального превосходства и альтернативных способов борьбы с преступностью. Лунелла—девятилетняя девочка-аутсайдер, обладающая исключительным умом и сообразительностью, благодаря которому она разрабатывает гаджеты и вооружение для борьбы с врагами и преступниками. В произведении подчеркивается важность представления афроамериканского населения, так как главный герой—ребенок, рожденный в афроамериканской семье. При этом комикс ничуть не кричит о своей инклюзивности, наоборот, внедряет рутину афроамериканских семей как обыкновение, тем самым демонстрируя полное принятие и одобрение данной культуры.

Комикс отражает интересы и ценности афроамериканского сообщества через изображение яркой и многообразной героини, чья личность и способности подчеркивают важность интеллектуального развития, креативности и самовыражения в современном обществе. Использование тематики нонконформизма и воспитания в духе силы и творчества способствует формированию позитивных моделей поведения в культуре. В анимационной адаптации, вышедшей в 2023–2025 годах, эти темы дополнительно получают развитие за счёт популяризации персонажа среди широкой аудитории, укрепляя и продвигая ценности инклюзивности и представительства в массы.

Original size 2480x497

Ридер Хэдли А., Монтклар Б., Бустос Н. «Лунная девочка и дьявольский динозавр». 2016 г.

Original size 4460x1502

Ридер Хэдли А., Монтклар Б., Бустос Н. «Лунная девочка и дьявольский динозавр». 2016 г.

Original size 2311x1058

Ридер Хэдли А., Монтклар Б., Бустос Н. «Лунная девочка и дьявольский динозавр». 2016 г.

Original size 4630x1770

Ридер Хэдли А., Монтклар Б., Бустос Н. «Лунная девочка и дьявольский динозавр». 2016 г.

V Вывод

Подводя итоги исследования, можно с уверенностью утверждать, что в течение последних десятилетий образ афроамериканских героев в комиксах претерпел значительные изменения, которые отражают динамично меняющиеся социальные установки и взгляды общества. В начале своего существования изображения чернокожих персонажей зачастую основывались на стереотипных и негативных образах, что, безусловно, усиливало предвзятое восприятие этой группы населения в глазах широкой общественности. Такие стереотипы не только искажали реальность, но и способствовали закреплению расовых предрассудков, что в свою очередь влияло на общественное мнение и поведение.

Однако с развитием гражданских движений, борьбы за права человека и расовую справедливость, а также с ростом общественной осведомленности, ситуация начала меняться. Появление новых персонажей, которые аутентично отражают культурное наследие, традиции и социальные проблемы афроамериканского сообщества, стало важной вехой на пути к инклюзивности в комиксах. Создание таких героев, как Люк Кейдж и Черная Пантера, стало не только актом художественного выражения, но и мощным символом сопротивления устоявшимся стереотипам, вдохновляя многих читателей и создателей.

Современные тенденции в комиксах демонстрируют продвижение не только разнообразия, но и глубокой психологической проработки тем, связанных с идентичностью. Герои как Майлз Моралес олицетворяют деликатное соединение развлечения и социальной ответственности, внедряя идеи инклюзивности и расширенного представительства. Эти персонажи не просто развлекают, но и заставляют задуматься о важных социальных вопросах, что делает их более значимыми для современного общества.

В целом, история чернокожих персонажей в комиксах является ярким примером того, как искусство может служить платформой для изменения общественного сознания. Комиксы, которые раньше могли быть средством распространения стереотипов, теперь становятся инструментом для борьбы с предрассудками и прокладывают путь к более справедливому и открытому обществу. Этот процесс трансформации продолжает развиваться, и, несомненно, будущее комиксов будет связано с дальнейшим расширением представительства и углублением обсуждения важных социальных тем.

Bibliography
Show
1.

A Serious History of Black Comics Creators // OER Project [Электронный ресурс].—URL:https://www.oerproject.com/blog/a-serious-history-of-black-comics-creators (дата обращения: 10.11.2025).

2.

Early Comic Heroes // Searchable Museum [Электронный ресурс].—URL:https://www.searchablemuseum.com/early-comic-heroes/ (дата обращения: 10.11.2025).

3.

AHHA! Firsts in Black and African American Cartoons and Comics // Headlines & Heroes: Exploring the Collections of the Library of Congress [Электронный ресурс].URL: https://blogs.loc.gov/headlinesandheroes/2025/06/ahha-firsts-in-black-and-african-american-cartoons-and-comics/ (дата обращения: 11.11.2025).

4.

Racebending and Representation in Comic Books // African American Intellectual History Society (AAIHS) [Электронный ресурс].—URL: https://www.aaihs.org/racebending-and-representation-in-comic-books/ (дата обращения: 11.11.2025).

Image sources
Show
1.

Outcault R.F. «The Yellow Kid» // «New York World».—20 December 1896.—С. «The Yellow Kid’s great fight».

2.

Outcault R.F. «The Yellow Kid» // «New York World».—15 March 1896.—"War Scare in Hogan’s Alley».

3.

George Herriman. «Musical Mose» // «LA Examiner».—16 February 1902.—”Impussanates» a Scotchman, with Sad Results»

4.

Outcault R.F. «Pore lil Mose: his letters to his mammy» // «New York herald».—1902.

5.

William F Marriner. «Sambo And His Funny Noises» // «McClure Newspaper Syndicate».—22 March 1908.—"Sambo makes a noise like a genius»

6.

William F Marriner. «Sambo And His Funny Noises» // «The Sunday Star».—5 January 1908.

7.

Thomas Worth. «Darktown comics» // «Currier & Ives».—13 November 1889.—"Two souls with but a single thought»

8.

Thomas Worth. «Darktown comics» // «Currier & Ives».—1887.—"Initiation ceremonies of the darktown lodge — part first: the grand boss charging the candidate»

9.

Thomas Worth. «Darktown comics» // «Currier & Ives».—1887.—"Initiation ceremonies of the darktown lodge — part second: the candidate charging the grand boss»

10.

Thomas Worth. «Darktown comics» // «Currier & Ives».—8 September 1886.—"Great oyster eating match between the Dark Town Cormorant and the Blackville Buster The start — «Now den dont you’s be too fresh, wait for de word: Gulp.»»

11.

Thomas Worth. «Darktown comics» // «Currier & Ives».—8 September 1886.—"Great oyster eating match between the Dark Town Cormorant and the Blackville Buster The finish — «Yous is a tie: De one dat gags fust, am a gone coon.»»

12.

Don «D. J.» Arneson, Tony Tallarico «Lobo No. 1» // Dell Comics».—December 1965.

13.

John Terrell, George J, Evans Jr. «All-Negro Comics No. 1» // «All-Negro Comics, Inc.».—1947.

14.

Jackie Ormes. «Torchy in Heartbeats».—22 September 1951.

15.

Jackie Ormes. «Torchy Brown in ‘Dixie to Harlem'».—22 January 1938.

16.

Jackie Ormes. «Patty Joe and Ginger».—1947/1951.

17.

Jackie Ormes. «Torchy Toge,» paper doll.—3 March 1951.

18.

Lee Falk. «Mandrake The Magician» // «King Comics».—1938.—"Mandrake in Hollywood»

19.

Goodwin, Tuska, Romita, Graham, Englehart. «Hero for hire» // «Marvel Comics Group».—1972.

20.

Lee, Kirby. «Fantastic Four» #52 // «Marvel Comics Group».—1966

21.

McDuffie D., Cowan D. «Equipment» // «Milestone Media».—April 1993.

22.

McDuffie D., Velez I., Cowan D., Eden T. «Blood Syndicate"// «Milestone Media».—April 1993.

23.

McDuffie D., Bright M. «Icon» // «Milestone Media».—May 1993.

24.

McDuffie D., Washington III. L. N., Cowan D., Leon J. P.N. «Static» // «Milestone Media».—June 1993.

25.

Brown C., Walker D. F., Green S. «Bitter Root» // «Image Comic».—14 November 2018.

26.

Bendis B.M., Bagley M. «Ultimate Fallout» #4. // «Marvel Comics Group».—2011.

27.

Bendis B. M., Sumney K., Marquez D., Larraz P., Picelli S. «Miles Morales: Ultimate Spider-Man Omnibus» // «Marvel Comics Group».—2018.

28.

Ahmed S., Garron J. «Miles Morales: Spider-Man.» // «Marvel Comics Group».—2019.

29.

Ziglar K., Vicentini F. «Miles Morales: Spider-Man.» // «Marvel Comics Group».—2019.

30.

Reeder Hadley A., Montclair B., Bustos N. «Moon Girl And Devil Dinosaur» // «Marvel Comics Group».—2016.

Эволюция репрезентации афроамериканцев в комиксе
1
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more