

— И когда мне уже показалось, что я завязал, они затащили меня обратно!
«Сопрано», Девид Чейз, 2001
Зло— понятие, характеризующее отрицательные нравственные ценности и качества. Это слово имеет огромное количество значений, начиная от философских, где разные ученые склонны трактовать данный термин по-разному, заканчивая повседневными, мало претендующими на научность, где понятия сталкиваются с бытовыми ситуациями и обретают более субъективный характер. Если постараться дать более широкое определение, которое могло бы существовать в любой из областей жизни, то зло— любой объект или субъект, который получает у людей или одного человека негативную оценку или имеет негативные последствия.
Люди исследуют проблемы и этику зла веками, поскольку оно сопровождает нашу жизнь от начала до её конца. Немудрено, что зло также часто фигурирует или как‑либо отражено в культурном нашем наследии: это и религиозные учения, и картины, и музыка, и литература, и кино. Именно о последнем искусстве и интерпретациях зла в его рамках пойдет речь в дальнейшем.
Зло так же широко представлено и в художественном кинематографе. И это неудивительно, ведь кино позволяет нам увидеть авторский взгляд на достаточно абстрактное понятие. Очень часто, особенно в ранние времена кинематографа, когда зритель был еще не столь искушен и кино только начинало становиться частью большого бизнеса, зло является чем-то абсолютными очевидным. Причем зачастую само по себе зло заключалось в образе какого-либо персонажа, чьи цели и мотивы радикально отличались от целей и мотивов главного героя. Такой герой произведения и назывался антагонистом и как правило и являлся движущим злом, катализатором проблем в произведении. Одним из первых примеров антагониста в истории кино можно считать «Фантомаса» 1913 года. В нём читается классический образ преступного гения, который является злом для общественности и по совместительству антагонистом главного героя, чьей целью является поимка преступника.
«Фантомас: в тени гильотины» / 1913
Со временем зритель становился искушённее, и абсолютное зло в кино не сразу, но постепенно начало отходить на второй план. Помимо антагонистических персонажей, пришедших в кинематограф из литературы, из нее перекочевали так же и образы антигероев. Зло перестает быть очевидным и обретает менее заметные, неоднозначные формы, в том числе и превращаясь в главных героев, от лица которых ведется повествование. Такие тенденции стали появляться во времена нуарного кино, где главные герои ставили под сомнения общечеловеческие ценности и были погружены в пессимизм. «В контексте драматургии фильма подобное отображение человеческого характера позволяет выражать многогранность и неоднозначность персонажа, так как в основе негативных проявлений его личности героя лежит искажённая негативным опытом аксиологическая система, позволяющая нарушать социальную норму, что в результате приводит к хаосу и разрушению». [1]
Одним из первых образцов антигероя в формате сериала можно считать сериал «Сопрано». Главный герой, Тони Сопрано, является сложной личностью, мафиози, чьи моральные устои и принципы нельзя описать как абсолютное добро или зло. Что примечательно, вокруг Тони образован круг персонажей, которых так же нельзя назвать абсолютно положительными или отрицательными. И это создает огромный простор Девиду Чейзу, главному режиссёру сериала, для развития идеи зла и его относительности в повседневном быте. Посредством мастерства съёмки и монтажа зачастую зло остается нами, зрителями, или проигнорированным, поскольку оно выглядит очень повседневно, или вовсе отнесенными к, напротив, чему‑то положительному.
Кадры из сериала «Сопрано» / 6 сезон 18 серия / Девид Чейз / 2007
В своем визуальном исследовании я бы хотела разобрать эстетические приемы, которые использует сериал для изображения зла: монтаж, цветовая палитра, постановка кадра. Как именно зло представляется нам в контексте бытовой жизни Тони? Часто ли оно сопряжено сценами физического насилия? Понимаем ли мы, просматривая сериал, что на самом деле происходящее на экране—ничто иное как реальное зло? И, наконец, главное: какие намеки использует в своем визуальном повествовании Девид Чейз, чтобы охарактеризовать ужас и дать отрицательную нравственную оценку простым, на первый взгляд, бытовым сценам?
В сериале «Сопрано» огромную роль играет цветовая палитра, задающая тон повествованию. Именно через нее мы постепенно погружаемся в мир главного героя.
Кадры из сериала «Сопрано» / 1 сезон 1 серия / Девид Чейз / 1999
Кадры из сериала «Сопрано» / 1 сезон 1 серия / Девид Чейз / 1999
Кадры из сериала «Сопрано» / 1 сезон 7 серия / Девид Чейз / 1999
Кадры из сериала «Сопрано» / 1 сезон 2 серия / Девид Чейз / 1999
Кадры из сериала «Сопрано» / 1 сезон 8 серия / Девид Чейз / 1999
Кадры из сериала «Сопрано» / 1 сезон 6 серия / Девид Чейз / 1999
Кадры из сериала «Сопрано» / 1 сезон 13 серия / Девид Чейз / 1999
В первом сезоне преобладает светлый ключ. Все сцены, даже которые так или иначе можно было бы охарактеризовать как негативные, снимались в приятном, мягком освещении, а цвета выбирались светлые и яркие. Девид Чейз неспроста прибегает к этому приему: таким образом возникает ощущение, что сериал про жизнь мафиози в весьма привлекательной обертке. В начале произведения зритель не успевает понять неоднозначности происходящего, соответственно не оценивает поступки героев как потенциальное зло.
Кадры из сериала «Сопрано» / 6 сезон 20 серия / Девид Чейз / 2007
Кадры из сериала «Сопрано» / 6 сезон 21 серия / Девид Чейз / 2007
Кадры из сериала «Сопрано» / 5 сезон 6 серия / Девид Чейз / 2004
Если мы сравним кадры из первого сезона и последних по цветовому решению, то станет понятно, что эстетическая яркость картинки сходит на нет, сцены снимаются в темном ключе. Мир вокруг Тони Сопрано больше не выглядит позитивно, нам как зрителям показывают куда больше зла, насилия и противоречий в философии самого главного героя, и эффект усиливается за счет мрачности картинки.
Не меньшую роль в восприятии зла в сериале «Сопрано» играет сама режиссура, а именно постановка кадра, композиция, эмоции героев.
Женский образ
Женский образ в сериале— достаточно важная тема, через которую видно истинное отношение главного героя к человеческим взаимоотношениям. Он как и многие мафиози изменяет жене и пользуется любой возможностью полюбоваться девушками, которыми едва ли знаком.
Кадры из сериала «Сопрано» / 1 сезон 1 серия / Девид Чейз / 1999
Кадры из сериала «Сопрано» / 1 сезон 12 серия / Девид Чейз / 1999
Кадры из сериала «Сопрано» / 2 сезон 4 серия / Девид Чейз / 2000
В первых сезонах, когда мы только знакомимся с Тони как с человеком, мы не замечаем ничего плохого или злого в его обращении с женщинами. Мы даже можем воспринять его романы на стороне как нечто обычное и естественное. Женщина в начале сериала чаще всего предстает перед нами «загадкой», эстетически приятной и притягательной. Взгляд Тони и его искренний интерес в глазах лишь подтверждает это, и мы воспринимаем все его фантазии и любовные похождения не без некого интереса.
Кадры из сериала «Сопрано» / 6 сезон 15 серия / Девид Чейз / 2007
Кадры из сериала «Сопрано» / 6 сезон 18 серия / Девид Чейз / 2007
В конце сериала, когда девушек у Энтони Сопрано становится так много, что мы уже сбиваемся со счету, видно и то, как меняется режиссерская работа и как именно нам показывают женский образ в сериале. Сцены с изменами воспринимаются как моральное падение и зло воплоти, мы больше не восхищаемся очарованием Тони Сопрано, а видим лишь рутину, в которой он из раза в раз предает свою жену с совершенно разными девушками. Тони становится для нас истинным лицом гедонизма и вседозволенности, и это проявляется в том числе и через сцены его взаимодействия с женщинами.
Повседневность и обыденность
В «Сопрано» так же очень много сцен, связанных с будничной жизнью Тони. Мы видим достаточно много из его личной жизни, которая, на первый взгляд, слабо вяжется с мафией. Однако, это вновь ловушка: стоит нам начать воспринимать жизнь главного героя как двойную, как мы тут же понимаем, как сильно его злодеяния в криминальном мире влияют на его личную, обычную жизнь. Режиссеры очень удачно играют с контрастом некриминального, близкого нам мира и самой мафией.
Кадры из сериала «Сопрано» / 1 сезон 8 серия / Девид Чейз / 1999
Кадры из сериала «Сопрано» / 1 сезон 1 серия / Девид Чейз / 1999
Кадры из сериала «Сопрано» / 5 сезон 3 серия / Девид Чейз / 2004
Кадры из сериала «Сопрано» / 1 сезон 2 серия / Девид Чейз / 1999
Кадры из сериала «Сопрано» / 1 сезон 1 серия / Девид Чейз / 1999
Кадры из сериала «Сопрано» / 6 сезон 20 серия / Девид Чейз / 2007
Кадры из сериала «Сопрано» / Девид Чейз / 1 сезон 1 серия / 1999 // 6 сезон 21 серия / 2007
Стоит так же обратить внимание на цикличность некоторых будничных сцен в сериале. Сопоставляя их и происходящее в этих эпизодах, мы понимаем, что весь пройденный путь героя привел его в ту же самую точку. Поход к психотерапевту закончился тем, что он перестает заниматься этим, сообщая за семейным ужином своей жене. Герой не проходит ни развитие, ни деградацию, только вот мы как зрители понимаем, что многое от нас было сокрыто и многое становится ясным, приобретая истинное обличие, лишь в конце.
Насилие
На контрасте с повседневной, всем привычной жизнью, существует мир насилия и жестокости, который с каждым сезоном становится для нас более неприкрытым и очевидным представлением зла. Режиссеры очень тонко играют с понятием насилия: они нечасто и достаточно редко показывают окровавленные сцены, трупов и жестокость в открытом виде. Но что они точно делают, так это не самым очевидным образом указывают на смерть или ранения, заставляя зрителя частично дорисовывать полную картинку происходящего в своем сознании.
Кадры из сериала «Сопрано» / 2 сезон 3 серия / Девид Чейз / 2000
Кадры из сериала «Сопрано» / 6 сезон 21 серия / Девид Чейз / 2007
Кадры из сериала «Сопрано» / 6 сезон 16 серия / Девид Чейз / 2007
Ну и когда эти два мира, повседневный и криминальный, сталкиваются, происходит настоящий диссонанс. Вишенкой на торте является монтаж, и то, как именно происходит склейка сцен, где мы наблюдаем мрачную реальность. Многие акты убийства и насилия, да даже просто криминальные сцены, где есть намек на угрозу жизни, мы наблюдаем глазами Тони, главного героя, чьи моральные ценности являются венцом неоднозначности и психопатии. Таким образом, мы наблюдаем за злом, всем тем ужасом, в котором живет главный герой, от первого лица.
Кадры из сериала «Сопрано» / 1 сезон 5 серия / Девид Чейз / 1999
Кадры из сериала «Сопрано» / 6 сезон 18 серия / Девид Чейз / 2007
Кадры из сериала «Сопрано» / 2 сезон 13 серия / Девид Чейз / 2000
Кадры из сериала «Сопрано» / 4 сезон 9 серия / Девид Чейз / 2002
Кадры из сериала «Сопрано» / 5 сезон 13 серия / Девид Чейз / 2004
Кадры из сериала «Сопрано» / 6 сезон 15 серия / Девид Чейз / 2007
Стоит так же обратить внимание на то, каким образом монтаж работает на усиление эффекта зловещности жестоких сцен. Очень часто режиссеры сначала ставят сцену с насилием, после чего показывают будничную жизнь других героев. И на этом самом контрасте, нам, зрителям, и удается по-настоящему ощутить ужас происходящего и понять аморальность мира Тони.
Кадры из сериала «Сопрано» / 2 сезон 3 серия / Девид Чейз / 2007
Кадры из сериала «Сопрано» / 2 сезон 4 серия / Девид Чейз / 2000
Кадры из сериала «Сопрано» / 1 сезон 3 серия / Девид Чейз / 1999
Одним из культовых примеров такой контрастной склейки монтажа является эпизод, где один из персонажей, связанный с мафией Энтони Сопрано, жестоко убивает проститутку, которая по возрасту является ровесницей дочери самого Тони. Следует отметить, что в дальнейшем Тони как босс мафии не делает ничего мафиози, совершившему данный поступок, тем самым закрывая глаза на убийство. В следующей же сцене после произошедшего ужаса, нам демонстрируют беззаботную юность дочери, особняк, в котором она живет, и ее тривиальные проблемы вроде недопониманий с родителями о совершенно будничных вещах. И именно тогда зритель делает вывод: Тони Сопрано, антигерой, вызывающий изначально странное чувство притяжения, является психопатичным человеком, строящим свою жизнь на горе невинных людей. И это и есть главное проявление зла в сериале.
Кадры из сериала «Сопрано» / 3 сезон 6 серия / Девид Чейз / 2001
Кадры из сериала «Сопрано» / 3 сезон 6 серия / Девид Чейз / 2001
— Господи, в этом доме вообще есть что поесть?!
«Сопрано», Девид Чейз, 2001
Итак, из всего разобранного в визуальном исследовании, из всех эстетических приемов, которые применялись в работе режиссерами над самим сериалом, можно сделать вывод: зло— чуть ли не главная тема, проходящая красной нитью по всему произведению. И его эстетика, мрачная, полная символизма и негативизма, и олицетворяет многие идеи и смыслы, вложенные авторами в «Сопрано».
Кадр из сериала «Сопрано» / 5 сезон 10 серия / Девид Чейз / 2004
Драматургия образа антигероя: соблазн зла //Философия и культура. — 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dramaturgiya-obraza-antigeroya-soblazn-zla/viewer (дата обращения 30.10.25) [1]
Антигерой как когнитивная концепция искусства // Международный журнал исследований культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/antigeroy-kak-kognitivnaya-kontseptsiya-iskusstva/viewer (дата обращения 30.10.25)
КУЛЬТУРА ЗЛА // Культура культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=45618155 (дата обращения 30.10.25)
«Сопрано», 1999-2007, реж. Девид Чейз
https://cdn.pubplus.com/uploads/Photo_courtesy_of_HBO_e5cf0394bc.jpg (дата обращения: 02.11.25)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фантомас_(фильм, 1913)#/media/Файл: Fantômas-Louis_Feuillade(1913).jpg (дата обращения: 02.11.25)