
ИСКУССТВО — ЭТО ЕДА. Его ЕСТЬ нельзя, оно КОРМИТ вас. Искусство должно быть ДЕШЁВЕНЬКИМ и доступным ВСЕМ. Оно должно быть ВЕЗДЕСУЩЕ, потому что — это ВНУТРЕННОСТЬ МИРА.
Bread & Puppet Гловер, Вермонт, 1984
Модернизм и последующие течения в искусстве XX века возникли в культурном контексте глубокого разочарования — в политических системах, в прогрессе, в самой человеческой природе. Начало и середина столетия стали решающим периодом для американского искусства, временем, когда на сцену вышли аутсайдеры, а утилитарное столкнулось с глубоко личным переживанием.
Визуальный язык театра, смелый: гигантские куклы из подручных материалов и уличной эстетикой, на первый взгляд, отсылает к арт-брюту — искусству аутсайдеров, рожденному в сознании одиночки вне рынка. Однако деятельность Bread and Puppet ставит под сомнение саму возможность свести её к этому понятию. Способно ли аутсайдерство, по определению индивидуальное, быть коллективным? Это и стало темой моего исследования
Исследовательская методология выстроена как движение от общего к частному. Сперва, погружение в общий культурный фон послевоенной Америки — от эпохи Вьетнама до контркультуры, — чтобы объяснить предтечу, появления театра. Затем я обратилась к биографии Питера Шумана, рассматривая её не просто как набор фактов, а как ключ к расшифровке его творчества. Наконец, я сопоставила его жизненный опыт и сформировавшие его убеждения с созданными им визуальными образами: куклами, спектаклями, документальной съёмкой и, что не мало важно, его книжечкам-манифестам. Именно этот диалог между нарративом, личностью и материальными свидетельствами его искусства позволил мне выявить те внутренние связи, которые и составляют суть моего анализа.
Рубрикатор
1. Концепция 2. Историческая справка 3. Арт-брют и создание театра 4. Питер Шуман. Аутсайдер или Проповедник? 5. Манифест и вера 6. И всё-таки, где и что такое аутсайдер? 7. Заключение
Историческая справка
Война во Вьетнаме (1955–1975) стала катализатором переворотом общественного сознания и переосмысления роли медиа. Впервые телевидение принесло образы войны в дома американцев. Однако массовые медиа оставались скованы цензурой: сети избегали показывать тела американских солдат, сглаживали критику и следовали официальной линии.
Специалист 4-го класса Ричард Чемпион, командир отделения, 4-й батальон, 21-я пехотная бригада, даёт указания после снайперского обстрела на холме 56, 70 миль к юго-востоку от Чу Лая.
Архив Bettmann·Getty Images, акция протеста против войны во Вьетнаме у здания Пентагона в Вашингтоне, 1967 год.
«Систематическое замалчивание порождало глубокое недоверие. Именно в этом контексте обнародование „Документов Пентагона“ газетой „The Washington Post“ в 1971 году стало актом гражданского неповиновения, подтвердившим худшие опасения общества о масштабах лжи. Это противоречие — между шокирующей реальностью и телекартинкой — породило интерес к контркультуре. Молодое поколение отвергало потребительский капитализм и милитаризм государства, противопоставив им альтернативные формы жизни и искусства.
Театр Bread and Puppet был столь же радикальным — они вынесли непоказанные ужасы войны на улицы в форме гигантских, скорбных кукол».
Арт-брют и создание театра

Театр «Хлеб и кукол» выступает во время акции протеста в Нью-Йорке в июне 1982 г.
Театр Bread and Puppet, основанный Петером Шуманом в 1963 году в Нью-Йорке, возник в эпицентре этого нового и радикального театрального движения. Его эстетика сознательно апеллировала к ключевым чертам арт-брюта:
☺ Искусство для улиц, а не для галерей. ☺ Народные, сподручные материалы ☺ Мотивация в искусстве как необходимость
Однако Bread and Puppet совершил ключевой поворот: он извлек эстетику арт-брюта из изоляции и превратил её в язык публичного, коллективного ритуала. Его гигантские куклы, достигавшие шести метров, были не личным видением, а архетипическими образами (Скорбящая Мать, Солдат-Смерть), понятными каждому. Это стало мощным визуальным инструментом, способным пробиться сквозь шум мегаполиса и официальной пропаганды.
Питер Шуман. Аутсайдер или Проповедник?
Фигура Шумана парадоксальна. Пережив Вторую мировую войну как беженец, он вынес оттуда убеждение: «Жить во время войны и быть беженцем — это образование на всю жизнь». Этот травматический опыт определил его путь.
Шуман — выпускник престижной Академии изящных искусств в Берлине и работал как скульптор, танцор и графический дизайнер в послевоенной Германии. Знакомый с авангардом (Мерс Каннингем, Джон Кейдж). Переехав в Нью-Йорк в 1961 году, Шуман сразу же погрузился в авангардную сцену нижнего Манхэттена, знакомясь с хэппенингами Аллана Капроу, работами Флаксуса, экспериментальным театром, он сознательно отказался от привилегий официального искусства, чтобы создать революционный театр.
Таким образом, Шуман — не аутсайдер по происхождению, но сознательный аутсайдер по выбору. Он использует позицию и эстетику маргинальности для своей утопической мечты.
Архив Bread and Puppet, Bread 1984, обложка.
Название «Bread and Puppet» — Куклы и хлеб отражало утилитарную функцию искусства, интегрированного в повседневную жизнь: хлеб, раздаваемый зрителям, символизировал общность, труд и необходимость. Сам художник воспитывался в семье, где мать часто пекла хлеб, и он перенял эту традицию.
Архив Bread and Puppet, Bread 1984, текст на странице с рецептом «Ржаной хлеб на закваске».
Если теоретик Арт-брют, Дюбюффе искал чистое искусство в маргинальности, то Шуман заимствовал эстетику маргинальности, чтобы говорить от имени маргинализированных групп.
Манифест и вера
«У нас нет драматургов в театре. Наш драматург — ежедневные новости, весь этот ужас, который происходит… Мы постоянно обязаны делать это, потому что проклятые медиа не говорят об этом. Они живут умолчанием, а не репортажем».
Питер Шуман
Ритуал раздачи хлеба после представления — это акт причастия, превращающий зрителей в соучастников. Это символ общности и равенства, отказ от коммерциализации искусства и подчёркивание в его базовой необходимости, как еда.
Театр берет на себя функцию, которую не выполнили СМИ — говорить правду, и берёт её за правило. Его визуальный язык, построенный на архетипах, позволял обойти цензуру и говорить напрямую с людьми.
Шуман приглашает жителей бедных районов Нью-Йорка участвовать в создании кукол и спектаклей. Театр выступает на антивоенных демонстрациях, в парках, на улицах, где зрителями становились тысячи обычных людей.
Театр брал на себя функцию, которую не выполняли официальные СМИ: говорить правду о войне, империализме и социальной несправедливости. Визуальный язык театра был доступен и прямолинеен, не требовал слов и работал на уровне архетипов и символов — Дядя Толстяк, Дракон, Мать-Земля, созданные в бедных районах Нью-Йорка в середине 1960-х, стали иконами протеста. Этот язык позволял обойти барьеры, воздвигаемые медиа, и напрямую обращаться к зрителям и участникам уличных акций. Важной частью театра Bread and Puppet была главная идея о том, что театр создаёт альтернативный мир, воплощая в своей практике ценности общности, коллективного труда и отказа от коммерциализации. Театр существует без государственного финансирования и корпоративных спонсоров более шестидесяти лет.
Архив Шарлотты Хэмптон, «The Whole Kit and Caboodle», 2024 год.
Спектакль «The Whole Kit and Caboodle» (Всё семейство и компания) представлял собой серию абстрактных зарисовок на темы демократии, популизма и геноцида.
«Мы! Мы! Мы!» — кричали они, приближаясь к зрителям. Кукла, олицетворявшая их политическое «я», демонстрирует, как отдаляется наша индивидуальность в западной демократии, поглощая её морем избирателей.
Архив Шарлотты Хэмптон, «The Whole Kit and Caboodle», 2024 год.
Архив Шарлотты Хэмптон, «The Whole Kit and Caboodle», 2024 год.
На сцену, хромая, вышла женщина на ходулях и в цилиндре, а за ней упал большой плакат, а хор повторил за ней. В конце группа скандировала, что «геноцид» в Газе не должен совершаться от их имени или на их деньги. Вся пьеса ставила под сомнение эффективность американских институтов в представлении воли народа.
Архив Шарлотты Хэмптон, «The Whole Kit and Caboodle», 2024 год.
Даже сегодня театр сохраняет свою острую актуальность. В спектакле, критикующем популизм и геноцид, куклы олицетворяют потерю индивидуальности в «море избирателей». Этот прямой, плакатный язык доказывает, что стратегия Шумана — говорить ясно о самых сложных и болезненных темах — работает и в XXI веке
И всё-таки, где и что такое аутсайдер?
Сравнивая практику театра с каноническим арт-брютом, мы находим ключевые различия:
Источник Классический Арт-Брют (Дюбюффе). Внутренний конфликт, личная травма, изоляция. Театр Bread and Puppet. Внешний конфликт, социально-политический контекст.
Цель Классический Арт-Брют (Дюбюффе). Не служит никому, самовыражение как компульсия. Театр Bread and Puppet. Служит идее, является инструментом воздействия на общество.
Процесс Классический Арт-Брют (Дюбюффе). Индивидуальный, часто одинокий. Театр Bread and Puppet. Коллективный, основан на общем труде.
Структура Классический Арт-Брют (Дюбюффе). Отсутствует иерархия (художник вне системы). Театр Bread and Puppet. Четкая иерархия с Шуманом как центром творчества.
Dan masks
В театре Bread and Puppets используются огромные маски ручной работы для танцев и спектаклей.
Пропорции масок напоминают «экзотические» обрядовые маски африканских племён, к примеру народу Дан, так в работах Питера переосмысляется богатая культура угнетённых в америке. Здесь можно сравнить с известным аутсайдером Уильямом Генри Джонсоном, что создавал свои картины афроамериканской жизни.
План территории музея и театра, изображён так, будто его создали по памяти, стилистика наивная, создавая ощущение другого пространства, вместо реального — альтернативное
Bread and Puppet не является аутсайдерским искусством в строгом смысле. Это сознательная стилизация под арт-брют. Его коллективность не отменяет маргинальности, а переопределяет её: это не маргинальность сознания, а маргинальность альтернативного сообщества, занявшего позицию сознательного инакомыслия по отношению к мейнстриму.
Автобус расписанный словно древний саркофаг, рассказывает о альтернативной реальности созданной Шуманом. Как и протестный плакат он воздействует невербально своими образами на зрителя, создавая эмоцию.
Искусство внутри автобуса которое подтверждает бескомпромиссную веру Шумана в то что он называет «дешёвым искусством»
Архив Bread and Puppet, «Carpe Diem», 1990 год.
Если аутсайдер-арт рождается из личного конфликта и внутренней мотивации, то Bread and Puppet был сознательным инструментом, направленным на воздействие на общественное сознание.
Архив Bread and Puppet, «Carpe Diem», 1990 год.
Посетители осматривают галерею, где выставлены картины Шумана, написанные на простынях.Фото…
Заключение
Bread and Puppet Theater стал ответом на культурный и политический кризис Америки 1960-х. Он показал, что аутсайдеры имеют собственный аутентичная код и энергию, и она может развиваться в коллективном действие.
В этом контексте Bread and Puppet Theater, стал примером политически ангажированного искусства, противопоставившего себя массмедиа и официальной пропаганде. Он создал искусство, которое, будучи «дешёвым» и доступным, оказалось питающим, оставаясь голосом протеста на протяжении более шестидесяти лет.
«Все заняты планированием моих похорон, а у меня уже был инсульт, и второй, вероятно, на подходе», — сказал он, рисуя уверенной рукой. «Но я всё равно работаю, курю сигары и пью пиво, потому что мне не хочется быть здоровым, а хочется только наслаждаться тем, что я делаю».
Питер Шуман
Суворова А. А. Деятельность Жана Дюбюффе и дискурс ар брюта //Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». — 2019. — №. 3-1 (17). — С. 118-130.
Как Кэтрин Грэм опубликовала секретные документы Пентагона о войне во Вьетнаме [Электронный ресурс] // Forbes Woman. — Режим доступа: https://www.forbes.ru/forbes-woman/516971-kak-ketrin-grem-opublikovala-sekretnye-dokumenty-pentagona-o-vojne-vo-v-etname (дата обращения: 15.10.2025).
Bread and Puppet [Электронный ресурс] // Instagram. — Режим доступа: https://www.instagram.com/breadandpuppet?igsh=MTIwdmh5NGQzZTVrMQ== (дата обращения: 15.10.2025).
Bread and Puppet Theater / Peter Schumann [Электронный ресурс] // The New York Times. — Режим доступа: https://www.nytimes.com/2023/08/15/theater/bread-and-puppet-theater-peter-schumann.html (дата обращения: 15.10.2025).
Dan masks [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. — Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Dan_masks (дата обращения: 20.11.2025).
Образец оформления:
Thesis: ObjectsInProtestFINAL / Sarah E. Plummer [Электронный ресурс] // Virginia Tech. — Режим доступа: http://takey.com/Thesis_1195.pdf (дата обращения: 20.11.2025).
Образец оформления:
Peter Schumann [Электронный ресурс] // ArtYard. — Режим доступа: https://artyard.org/artists/peter-schumann/ (дата обращения: 20.11.2025).
Образец оформления:
Bread and Puppet: 50 Year History [Электронный ресурс] // Bread and Puppet Theater. — Режим доступа: https://breadandpuppet.org/about-b-ps-50-year-history (дата обращения: 20.11.2025).
Образец оформления:
Opposition to United States involvement in the Vietnam War [Электронный ресурс] // Википедия. — Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Opposition_to_United_States_involvement_in_the_Vietnam_War (дата обращения: 20.11.2025).
Bread and Puppet [Электронный ресурс] // Internet Archive. — Режим доступа: https://archive.org/details/breadandpuppet (дата обращения: 15.10.2025).
Bread and Puppet [Электронный ресурс] // Instagram. — Режим доступа: https://www.instagram.com/breadandpuppet?igsh=MTIwdmh5NGQzZTVrMQ== (дата обращения: 15.10.2025).
Bread and Puppet Theater. Фотографии [Электронный ресурс] // Picryl. — Режим доступа: https://picryl.com/search?q=Bread%20and%20Puppet (дата обращения: 15.10.2025).
Bread and Puppet Theater / Peter Schumann [Электронный ресурс] // The New York Times. — Режим доступа: https://www.nytimes.com/2023/08/15/theater/bread-and-puppet-theater-peter-schumann.html (дата обращения: 15.10.2025).
Dan masks [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. — Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Dan_masks (дата обращения: 20.11.2025).
Dan mask [Электронный ресурс] // Sotheby’s. — Режим доступа: https://www.sothebys.com/en/search?query=dan+mask&pfilters.dateRange=past (дата обращения: 20.11.2025).