Original size 1140x1600

Видеоэссе: Манифест «дешёвого» театра Bread and Puppets

PROTECT STATUS: not protected
3
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

ИСКУССТВО — ЭТО ЕДА. Его ЕСТЬ нельзя, оно КОРМИТ вас. Искусство должно быть ДЕШЁВЕНЬКИМ и доступным ВСЕМ. Оно должно быть ВЕЗДЕСУЩЕ, потому что — это ВНУТРЕННОСТЬ МИРА.

Bread & Puppet Гловер, Вермонт, 1984

Модернизм и последующие течения в искусстве XX века возникли из культурного вакуума, оставленного тотальным разочарованием — в политических системах, в идее прогресса, в самой человеческой природе. Для Америки середины столетия этот кризис manifestовался с особой остротой на фоне войны во Вьетнаме, чьи шокирующие документальные кадры, ежедневно транслируемые в телевизионный эфир гостиных, создали невыносимый разрыв между официальной риторикой и горькой реальностью. Именно в этом зазоре и зародился протестный театр, сознательно занявший маргинальную позицию по отношению к мейнстримной культуре.

Театр Bread and Puppet и его ключевая постановка «F.I.R.E.» стали квинтэссенцией этого жеста отторжения. Его визуальный язык — гигантские, почти гротескные куклы, сработанные из глины, тряпок и прочего подручного хлама, — это сознательный уход от профессиональной сцены в эстетику городской улицы, балагана и народного шествия. На первый взгляд, это сближает его с ар-брютом, искусством аутсайдеров. Однако деятельность Bread and Puppet ставит под сомнение саму возможность такого отождествления. Способно ли аутсайдерство, по определению индивидуальное и аполитичное, быть коллективным, целенаправленным и яростно протестным? Этот вопрос и лег в основу моего исследования.

Методология исследования движением от общего культурного контекста к частному художественному жесту. Анализ документальной пропаганды войны во Вьетнаме и её воздействия на общественное сознание, что создаёт фон для понимания протеста. Изучение особенностей контркультурных движений, чтобы подчеркнуть, нонконформистскую позицию театра. И в-третьих, на разборе документальных записей уличных постановок «F.I.R.E.», где сама материальность кукол, масок и картонных декораций читается как прямой визуальный манифест.

Рубрикатор

1. Концепция 2. Историческая справка 3. Арт-брют и создание театра 4. Питер Шуман. Аутсайдер или Проповедник? 5. Манифест и вера 6. Видеоэссе 7. Заключение

Историческая справка

Война во Вьетнаме (1955–1975) стала катализатором переворотом общественного сознания и переосмысления роли медиа. Впервые телевидение принесло образы войны в дома американцев. Однако массовые медиа оставались скованы цензурой: сети избегали показывать тела американских солдат, сглаживали критику и следовали официальной линии.

Original size 1152x644

Специалист 4-го класса Ричард Чемпион, командир отделения, 4-й батальон, 21-я пехотная бригада, даёт указания после снайперского обстрела на холме 56, 70 миль к юго-востоку от Чу Лая.

Loading...

В 1965 году правительство США выпустило фильм под названием «Why Vietnam?». По форме и пафосу он намеренно копировал знаменитые новостные ролики Второй мировой — честной, «хорошей» войны. ойна подавалась не как хаотичное и разрушительное событие, а как техническая, почти геополитическая необходимость.

Original size 1152x644

Архив Bettmann·Getty Images, акция протеста против войны во Вьетнаме у здания Пентагона в Вашингтоне, 1967 год.

«Систематическое замалчивание порождало глубокое недоверие. Именно в этом контексте обнародование „Документов Пентагона“ газетой „The Washington Post“ в 1971 году стало актом гражданского неповиновения, подтвердившим худшие опасения общества о масштабах лжи. Это противоречие — между шокирующей реальностью и телекартинкой — породило интерес к контркультуре. Молодое поколение отвергало потребительский капитализм и милитаризм государства, противопоставив им альтернативные формы жизни и искусства.

Театр Bread and Puppet был столь же радикальным — они вынесли непоказанные ужасы войны на улицы в форме гигантских, скорбных кукол».

Арт-брют и создание театра

post

Театр «Хлеб и кукол» выступает во время акции протеста в Нью-Йорке в июне 1982 г.

Театр Bread and Puppet, основанный Петером Шуманом в 1963 году в Нью-Йорке, возник в эпицентре этого нового и радикального театрального движения. Его эстетика сознательно апеллировала к ключевым чертам арт-брюта:

☺ Искусство для улиц, а не для галерей. ☺ Народные, сподручные материалы ☺ Мотивация в искусстве как необходимость

Однако Bread and Puppet совершил ключевой поворот: он извлек эстетику арт-брюта из изоляции и превратил её в язык публичного, коллективного ритуала. Его гигантские куклы, достигавшие шести метров, были не личным видением, а архетипическими образами (Скорбящая Мать, Солдат-Смерть), понятными каждому. Это стало мощным визуальным инструментом, способным пробиться сквозь шум мегаполиса и официальной пропаганды.

Original size 1600x985

Архив Шарлотты Хэмптон, «The Whole Kit and Caboodle», 2024 год.

Питер Шуман. Аутсайдер или Проповедник?

Фигура Шумана парадоксальна. Пережив Вторую мировую войну как беженец, он вынес оттуда убеждение: «Жить во время войны и быть беженцем — это образование на всю жизнь». Этот травматический опыт определил его путь.

Original size 2048x1365
Original size 2500x1410

Шуман — выпускник престижной Академии изящных искусств в Берлине и работал как скульптор, танцор и графический дизайнер в послевоенной Германии. Знакомый с авангардом (Мерс Каннингем, Джон Кейдж). Переехав в Нью-Йорк в 1961 году, Шуман сразу же погрузился в авангардную сцену нижнего Манхэттена, знакомясь с хэппенингами Аллана Капроу, работами Флаксуса, экспериментальным театром, он сознательно отказался от привилегий официального искусства, чтобы создать революционный театр.

Original size 1600x1000

Архив Bread and Puppet, Bread 1984, обложка.

Original size 2048x1365
Original size 1600x1000

Архив Bread and Puppet, Bread 1984, текст на странице с рецептом «Ржаной хлеб на закваске».

Название «Bread and Puppet» — Куклы и хлеб отражало утилитарную функцию искусства, интегрированного в повседневную жизнь: хлеб, раздаваемый зрителям, символизировал общность, труд и необходимость.​​ Сам художник воспитывался в семье, где мать часто пекла хлеб, и он перенял эту традицию.

Манифест и вера

«У нас нет драматургов в театре. Наш драматург — ежедневные новости, весь этот ужас, который происходит… Мы постоянно обязаны делать это, потому что проклятые медиа не говорят об этом. Они живут умолчанием, а не репортажем».

Питер Шуман

Ритуал раздачи хлеба после представления — это акт причастия, превращающий зрителей в соучастников. Это символ общности и равенства, отказ от коммерциализации искусства и подчёркивание в его базовой необходимости, как еда.

Театр берет на себя функцию, которую не выполнили СМИ — говорить правду, и берёт её за правило. Его визуальный язык, построенный на архетипах, позволял обойти цензуру и говорить напрямую с людьми.

Original size 1600x1000
Original size 1600x1000

В качестве центрального текстового материала для видеоэссе был выбран манифест Питера Шумана «10 целей дешёвого искусства» (1985)

Данный манифест служит прямым программным заявлением, раскрывающим не только эстетические принципы театра Bread and Puppet, но и его идеологическую и протестную сущность. В отличие от вторичных источников, он позволяет услышать «голос» художника без посредников.

Конкретные пункты манифеста (например, «Убрать всеобщую благодарность существУ», «Отвлечь внимание от невыносимых новостных сообщений» или «Ускорить концентрацию на них») являются готовым аналитическим инструментарием. Они позволяют деконструировать визуальный ряд спектакля «F.I.R.E.» и документальные кадры, показав, как каждая из этих целей материально воплощается в гигантских куклах, плакатах и уличных перформансах.

Original size 1600x985

Архив Шарлотты Хэмптон, «The Whole Kit and Caboodle», 2024 год.

Original size 1600x1106

Архив Шарлотты Хэмптон, «The Whole Kit and Caboodle», 2024 год.

Прикрепить карточку Шуман приглашает жителей бедных районов Нью-Йорка участвовать в создании кукол и спектаклей. Театр выступает на антивоенных демонстрациях, в парках, на улицах, где зрителями становились тысячи обычных людей.

Даже сегодня театр сохраняет свою острую актуальность. В спектакле, критикующем популизм и геноцид, куклы олицетворяют потерю индивидуальности в «море избирателей». Этот прямой, плакатный язык доказывает, что стратегия Шумана — говорить ясно о самых сложных и болезненных темах — работает и в XXI веке

Видеоэссе

В основе материалов эссе лежит Спектакль «F.I.R.E.» (1985) театра Bread and Puppet, он не является повествовательной драмой в привычном понимании. Это тотальный визуальный символ, воздействующий на зрителя

Original size 1920x1080
Original size 1920x1080
Original size 1920x1080

«F.I.R.E.» строится не на сюжете, а на последовательности мощных визуальных образов, подобных религиозной или языческой мистерии. Сжигание чучел, шествия с факелами, использование масок — всё это отсылает к архетипическим обрядам изгнания зла. Аналитически это можно трактовать как попытку создать коллективный катарсис для общества, травмированного войной.

К 1980-м годам традиционные формы политического активизма в значительной степени закостенели и потеряли часть своей эффективности. Возник запрос на новый, более пронзительный и образный язык протеста, который мог бы вскрыть суть угрозы.

Эстетика «дешёвого искусства» Bread and Puppet, с ориентацией на народный и коллективный труд, стал ответом на этот запрос. «F.I.R.E.» — это спектакль который создаёт альтернативный ритуал для общества, лишённого здоровых механизмов переживания коллективной травмы.

Original size 1920x1080
Original size 1920x1080
Loading...

Заключение

Bread and Puppet Theater стал ответом на культурный и политический кризис Америки 1960-х. Он показал, что аутсайдеры имеют собственный аутентичная код и энергию, и она может развиваться в коллективном действие.

В этом контексте Bread and Puppet Theater, стал примером политически ангажированного искусства, противопоставившего себя массмедиа и официальной пропаганде. Он создал искусство, которое, будучи «дешёвым» и доступным, оказалось питающим, оставаясь голосом протеста на протяжении более шестидесяти лет.

«Все заняты планированием моих похорон, а у меня уже был инсульт, и второй, вероятно, на подходе», — сказал он, рисуя уверенной рукой. «Но я всё равно работаю, курю сигары и пью пиво, потому что мне не хочется быть здоровым, а хочется только наслаждаться тем, что я делаю».

Питер Шуман

Original size 1600x1000

Архив Bread and Puppet, «Carpe Diem», 1990 год.

Bibliography
Show
1.

Суворова А. А. Деятельность Жана Дюбюффе и дискурс ар брюта //Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». — 2019. — №. 3-1 (17). — С. 118-130.

2.

Как Кэтрин Грэм опубликовала секретные документы Пентагона о войне во Вьетнаме [Электронный ресурс] // Forbes Woman. — Режим доступа: https://www.forbes.ru/forbes-woman/516971-kak-ketrin-grem-opublikovala-sekretnye-dokumenty-pentagona-o-vojne-vo-v-etname (дата обращения: 15.10.2025).

3.

Bread and Puppet [Электронный ресурс] // Instagram. — Режим доступа: https://www.instagram.com/breadandpuppet?igsh=MTIwdmh5NGQzZTVrMQ== (дата обращения: 15.10.2025).

4.

Bread and Puppet Theater / Peter Schumann [Электронный ресурс] // The New York Times. — Режим доступа: https://www.nytimes.com/2023/08/15/theater/bread-and-puppet-theater-peter-schumann.html (дата обращения: 15.10.2025).

5.

Dan masks [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. — Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Dan_masks (дата обращения: 20.11.2025).

6.

Thesis: ObjectsInProtestFINAL / Sarah E. Plummer [Электронный ресурс] // Virginia Tech. — Режим доступа: http://takey.com/Thesis_1195.pdf (дата обращения: 20.11.2025).

7.

Peter Schumann [Электронный ресурс] // ArtYard. — Режим доступа: https://artyard.org/artists/peter-schumann/ (дата обращения: 20.11.2025).

8.

Bread and Puppet: 50 Year History [Электронный ресурс] // Bread and Puppet Theater. — Режим доступа: https://breadandpuppet.org/about-b-ps-50-year-history (дата обращения: 20.11.2025).

9.

Opposition to United States involvement in the Vietnam War [Электронный ресурс] // Википедия. — Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Opposition_to_United_States_involvement_in_the_Vietnam_War (дата обращения: 20.11.2025).

Image sources
Show
1.

Bread and Puppet [Электронный ресурс] // Internet Archive. — Режим доступа: https://archive.org/details/breadandpuppet (дата обращения: 15.10.2025).

2.

Bread and Puppet [Электронный ресурс] // Instagram. — Режим доступа: https://www.instagram.com/breadandpuppet?igsh=MTIwdmh5NGQzZTVrMQ== (дата обращения: 15.10.2025).

3.

Bread and Puppet Theater. Фотографии [Электронный ресурс] // Picryl. — Режим доступа: https://picryl.com/search?q=Bread%20and%20Puppet (дата обращения: 15.10.2025).

4.

Bread and Puppet Theater / Peter Schumann [Электронный ресурс] // The New York Times. — Режим доступа: https://www.nytimes.com/2023/08/15/theater/bread-and-puppet-theater-peter-schumann.html (дата обращения: 15.10.2025).

5.

Dan masks [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. — Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Dan_masks (дата обращения: 20.11.2025).

6.

Dan mask [Электронный ресурс] // Sotheby’s. — Режим доступа: https://www.sothebys.com/en/search?query=dan+mask&pfilters.dateRange=past (дата обращения: 20.11.2025).

Видеоэссе: Манифест «дешёвого» театра Bread and Puppets
3
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more