
Концепция
Англия всегда славилась своей приверженностью традициям, однако многие процессы происходят своим чередом и их не может остановить даже конформизм. Так, массовый приезд эмигрантов с Ямайки стал одним из таких событий. И конечно же с приездом такого количества людей, пришла и новая культура. Традиции народа не всегда принимались обществом, и поэтому начиналась эксклюзия людей, которая привела к объединению людей по культурному и расовому признаку. Ямайка — это солнце и музыка, которая была там рождена. Эту музыку они привезли с собой и так как «черных» не пускали на одни вечеринки с «белыми», они стали организовывать свои мероприятия. Со временем эти события трансформировались из проигрывания пластинок в битвы саунд-систем.
Итак, какая же связь даба и британской электроники? Во-первых, это все происходило в Англии, во-вторых, электронная музыка тоже была своего рода маргинальной. Она шла вразрез с понятиями старшего поколения, главными представителями консервативности, и поэтому в конце 1980-х рейвы в Англии были запрещены. Важная деталь в законе о запрете рейвов — нельзя играть «музыку, которая преимущественно характеризуется производством последовательности повторяющихся ударов».

Крисс Майлс, Радостное фото карнавала в Ноттинг-Хилле, 1974 год
Подкрепленная схожим ограничением что и когда-то даб, электронная музыка обретает схожесть с этим направлением. Но не только в этом: в басах, в эффектах, в семплах, в том, что вокруг есть целое коммьюнити заинтересованных людей. Так как даб повлиял на большое колличество жанров британской музыки — от пост-панка до хип-хопа — хочется сфокусироваться на его влиянии именно на электронную музыку, потому что она включет в себя множество направлений и становится достаточно полным отражением экспансии даба. А также, мы можем проследить достаточно много параллелей и полноценно сравнить не только звучание, но и социокультурный аспект развития британской музыки.
Исследование структурируется по принципу самых ярко выраженных электронных направлений. Джангл/драм-н-бэйс, трип-хоп, эмбиент даб техно, дабстеп/постдабстеп — это главы, рассказывающие про жанры, которые хронологически и концептуально дополняют друг друга. При отборе материалов, был фокус на то, что даб и электронная музыка — это жанры имеющие вокруг большие комьюнити и поэтому было обращено внимание на их визуальную составляющую. Но в первую очередь рассматривалось звучание.
Рубрикатор
1. Джангл/драм-н-бэйс (начало 1990х) 2. Трип-хоп (середина 1990х) 3. Даб эмбиент техно (конец 1990х — начало 2000х) 4. Дабстеп/постдабстеп (начало 2000х)
Ниже представлены несколько треков, чтобы ввести в контекст даб музыки и культуры. The Orb (ft. Lee Scratch Perry) — Golden Clouds — это постмодернистское произведение, которое представляет коллаборацию современно эмбиент даб техно группы и пионера жанра даб.
King Tubby — Cherry’s Dub — еще один яркий пример даб композиции первопроходца жанра. Он сделан с очень сильным использованием эффектов реверба и эха, характерных для даб продакшена.
Трек Jah Shaka показывает другой подход к даб композиции, с применением активной бас-партии. Плюс, Jah Shaka является важным источником вдохновления для драм-н-бэйса/джангла.
Трек Scientist — Materialize показывает минималистичный и более мелодичный подход к созданию даб композиции.
The Orb featuring Lee Scratch Perry — Golden Clouds (2012)
King Tubby — Cherry’s Dub (2001)
Jah Shaka — Right Dub (1988)
Scientist — Materialize (1981)
Драм-н-бэйс/джангл
Влияние из даба и регги пришло вместе с Reggae Twins: они придумали проигрывать одну и ту же запись снова и снова, чтобы получался зацикленный бесконечный звук.
Название жанра имеет не самые дружелюбные корни: в то время был развит расизм, и «черных» называли «jungle bunnies» (кролики из джунглей). И что удивительно, название не отделило жанр и не сделало его культурной особенностью сугубо потомков эмигрантов: на танцполе всегда было разнообразие людей. Джангл стал культурно объединяющим жанром вопреки эксклюзии у его истоков.
До какого-то момента Джангл состоял из элементов хардкора, который в свою очередь в себя вбирал характерные черты хауса, техно, брейкбита, евроденса. К 1992 это все исчезает, и формируется полноценный жанр.
Он обрастает культурой и комьюнити, что ощущается в первую очередь и физически: вокруг все заклеено стикерами, из всех машин звучит Джангл. В середине 90-х случились первые живые выступления в Лондоне. И что удивительно безумная энергия и сплоченность людей были естественной реакцией на музыку. В отличие от рейвов публика скорее всего не была ни под какими веществами, людей «уносило» от энергии музыки.
Во время живых выступлений люди двигались очень по-разному, что хорошо показывает структуру джангл музыки. Кто-то двигался в ритме 160 bpm, задействуя все конечности, кто-то, наоборот, двигался медленно и пластично попадая в ритм баса.
Влияние ямайской культуры распространялось в том числе на сообщество вокруг джангла. На рейвы можно было одеваться как угодно, но часто люди носили яркие рубашки с принтом ярких цветов пришедших с карибских островов, которых не хватало серому Лондону.
Cool FM — главная пиратская радиостанция, которая была чем-то вроде «ютуба» того времени и проверенным способом заявить о себе, как о Джангл-диджее.
Магазины пластинок были важной частью Джангл-музыки, и через них проходил весь поток новых исполнителей, что давало им шанс стать известными. Black Market был таким местом.
К 1996 году Джангл стал приобретать дурную славу, потому что многие посетители Джангл рейвов стали употреблять тяжелые наркотики. Об этом стало известно в прессе и многие диджеи решили себя дистанцировать от описываемых ситуаций.
Так появилось новое звучание и новый жанр. Очистив музыку от «лишних» сэмплов, и оставив только перкуссионный ритм и бас, появился драм-н-бэйс.
1. Andy C 2. Goldie 3. DJ Randall 4. M-Beat 5. SHY FX 6. London Elektricity 7. Friction 8. Calibre
Andy C — Is Truth the Light (1993)
«Andy C — Is Truth The Light» — трек, выпущенный в 2019 году на его лейбле RAM Records. Трек представляет собой яркое проявление таланта Энди Си как продюсера драм-н-бейса, с интенсивным использованием брейкбита и драйвовых басовых партий.
Одним из ключевых элементов «Is Truth The Light», который демонстрирует влияние даба, является использование эффектов дилея (задержки) и реверберации. Эти эффекты часто используются в даб-музыке для создания ощущения пространства и глубины, а здесь они используются для создания потусторонней атмосферы.
В треке также широко используется «Amen break», классический брейкбит, который использовался во многих музыкальных стилях, включая даб, хип-хоп и джангл. Andy C использует этот брейкбит для создания динамичного ритма, который движет трек вперед.
Andy C — Slip’n'Slide (1993)
«Slip 'n' Slide», является оптимистичным и подходящим для танцпола треком. Он был выпущен в 2001 году и включает в себя фанковую басовую партию и запоминающийся вокальный сэмпл, который повторяется на протяжении всей песни. Трек имеет отчетливый грув и энергию, которые делают его классикой в жанре драм-н-бейс.
Барабаны в «Slip 'n' Slide» пробивные и хорошо поставленные, тем не менее, басовая линия — настоящая звезда шоу, с ее фанковым ритмом и заразительной мелодией. «Slip 'n' Slide» — хороший пример того, как Andy C может сбалансировать свои более мрачные и атмосферные треки с оптимистичными и энергичными хитами, которые заводят толпу.
Goldie — Saint Angel (1995)
Трек начинается с характерного звукового ландшафта, созданного комбинацией синтезаторов и электронных барабанов, после чего перкуссия перерастает в классический брейкбит. Басовая линия глубокая и раскатистая, создает гипнотический грув. Трек становится более интенсивным, с атмосферными звуковыми эффектами и сэмплами, добавляющими ощущение потустороннего мира.
Goldie — What You Won’t Do for Love (1998)
«What You Won’t Do For Love» — трек Голди с альбома «Saturnz Return» 1998 года. Он начинается с глубокой и запоминающейся басовой партии, которая задает основу для всей композиции. С течением песни Голди добавляет эффекты даб продюсирования такие как эхо и дилэй, что придает атмосферность композиции. Самой характерной деталью трека, которая пришла от даба является семпл голосов и инструментальный слой.
Инструменты создают многослойную структуру: барабаны, синтезатор и клавишные делают композицию пространственно наполненной. Эта глубина звука создает погружающий опыт для слушателя и отсылает к звучанию классического даба.
DJ Randall — The R (1993)
DJ Randall — британский драм-н-бейс-диджей, работающий с начала 1990-х годов. Одним из треков, демонстрирующих влияние даба Рэндалла, является «The R», выпущенный в 1999 году. Трек начинается с разреженной, вдохновленной дабом басовой партии и эхом перкуссии, создающих мрачное и атмосферное настроение. По ходу трека вводятся искаженный вокальный сэмпл и брейкбитные барабаны, что усиливает ощущение напряжения и беспорядочности.
На протяжении всего трека Рэндалл использует приемы, вдохновленные дабом, такие как интенсивное использование реверберации и эха, а также внезапные изменения темпа. В результате получается трек, одновременно тяжелый и объемный, с отчетливым влиянием даба на звуковой дизайн.
M-Beat — Incredible (1994)
«Incredible» от M-Beat — это драм-н-бейс-трек, в 1994 году. Одним из ключевых аспектов «Incredible», отражающим влияние даба, является использование глубоких, «грохочущих» басовых партий, которые создают мощную основу для остальной части композиции. Басовые партии сильные и динамичные, что характерного для даб-музыки. Это добавляет треку ощущения веса и интенсивности, продвигая его энергию. Такие элементы, как вокал, перкуссия и другие звуки в саунд дизайне, часто обрабатываются эхом и реверберацией, добавляя отчетливую текстуру, вдохновленную дабом, к общему звуковому ландшафту.
Трек отличается ритмической сложностью, обычно связанной с даб-музыкой. M-Beat смешивает замысловатые барабанные партии с раскатистым басом.
SHY FX (ft. UK Apache) — Original Nuttah (1995)
Один трек SHY FX, на который сильно повлиял даб, — это «Original Nuttah» с участием UK Apache. Басовая партия и партии ударных в «Original Nuttah» напоминают даб-регги звучание, а стремительный джангл-брейкбит и стиль речетатива UK Apache придают треку уникальную энергию. Использование даб-сирен и других эффектов также усиливает влияние жанра в треке.
London Elektricity — The Point of No Return (2008)
London Elektricity — британский драм-н-бейс-продюсер, работающий с середины 1990-х годов. Одним из примечательных аспектов «The Point Of No Return» является заметное использование пространства и атмосферных эффектов. Трек начинается с синтезаторного звука с задержкой, который создает ощущение, что дальше будет эмбиент композиция. Басовая партия в «The Point Of No Return» также демонстрирует влияние даба. Он отличается раскатистым глубоким басом, напоминающим суббасовые частоты, обычно встречающиеся в дабе. Еще можно отметить, что семплы голосов и вокал в треке являются скорее дополнительным слоем, создающим мелодию, нежели ритмичной частью трека. Как это часто бывает в даб композициях, когда голос не является основной линией, а скорее играет функцию музыкального усложнения.
London Elektricity — P.B.E. Elektricial Storm (1998)
«P.B.E. Elektrical Storm» — трек, выпущенный в 2003 году как часть альбома «Billion Dollar Gravy».
Трек начинается с простого, почти в стиле регги гитарного риффа, к которому затем присоединяется барабаный ритм и раскатистая басовая партия. Вскоре после этого вводится основная мелодия, сыгранная на синтезаторе, и по ходу трека она постепенно набирает силу. На протяжении всей песни есть несколько разбивок и наращиваний, каждое из которых добавляет к миксу новые слои звука.
DJ Friction — 3rd Degree Gurns (2007)
«3rd Degree Gurns» — драм-н-бейс-трек британского диджея и продюсера Friction, выпущенный в 2006 году на его собственном звукозаписывающем лейбле Shogun Audio.
Трек начинается с низкой, рокочущей басовой партии, которая задает тон остальной части песни. Бит быстро вступает в действие, с быстрым малым барабаном и рисунком хай-хэта. Затем Friction представляет вокальный семпл с элементами регги, который звучит эхом на протяжении всего трека, усиливая общее ощущение «дабовости».
По мере продвижения трека Friction басовая линия становится более сложной, с глубокими, колеблющимися нотами, которые придают треку ощущение интенсивной поездки в метро.
Calibre — Gone Away
«Go Away» — драм-н-бейс-трек ирландского продюсера и диджея Caliber. Он был выпущен на его альбоме «Shelflife 5» в 2018 году на его собственном лейбле Signature Recordings.
Трек начинается с плавного и атмосферного вступления с эмбиентными текстурами и отдаленным барабанным ритмом. Развивается это нюансовое движение ритма по нарастающей, постепенно добавляются новые звуки, которые как-будто нас засасывают в глубину. По ходу трека басовая партия звучит глубоко и «дабово», создавая ощущение напряжения и предвкушения. Удар барабана становится более сложным, с замысловатыми паттернами хай-хэта и малыми барабанами, добавляющими треку энергии и импульсности.
Одной из особенностей «Gone Away» является использование вокала, взятого из соул трека. Калибр манипулирует вокалом, используя изменение высоты тона и создавая потусторонний звук, который добавляет треку эмоциональной глубины.
Трип-хоп
Трип-хоп — это жанр, родившийся в 1990-х годах в Бристоле, Англии. Корнями жанра считается acid house, хип-хоп, панк, соул и, конечно же, даб. В этом же городе когда-то в 80-е, приехавшие с Карибских островов, ямайские эмигранты боролись за свои права и свободы, устраивая собстрвенные тусовки, на которые им никто не запрещал ходить. Таким образом, культура саунд-систем прижилась в этой локации, и ощущение свободы и музыки было всегда присуще этим местам. Одной из первых групп в преддверии трип-хопа была The Wild Bunch. Распавшись, ее участники, среди которых был Tricky, Daddy G и 3D основали первую и достаточно значимую группу в истории трип-хопа, Massive Attack.
Звучание трип-хопа вбирает в себя характерные элементы хип-хопа и даба. От хип-хопа заимствуется сэмплирование, от даба — «heavy bass lines» (мощные бас-партии) и эффекты вроде реверба и эха. Однако, характерно для трип-хопа и то, что он, в отличие от даба, достаточно меланхоличен, хоть и наследует социокультурную составляющую.
Интересным элементом трип-хопа является еще роль продюсера. Он начинает выполнять особую функцию — доводить звучание, и получается достаточно коллаборативный процесс с группой. Это тоже можно считать схожей чертой с культурой даба и регги. Потому что, как мы помним, саунд системы — это занятие исключительно коллективное. Диджей, музыкальный селектор, техник и многие другие — это то, что создавало уникальное звучание каждой саунд системы.
Одним из таких продюсеров был Джефф Бэрроу, который помогал Massive Attack, а потом создал свою группу Portishead.
1. Massive Attack 2. Tricky 3. Portishead 4. Lamb 5. Morcheeba 6. DJ Shadow 7. Nightmares on Wax 8. DJ Vadim 9. Boards of Canada 10. Zero 7
Massive Attack — Safe From Harm (1991)
Один из треков Massive Attack, на который сильно повлиял даб, — это «Safe From Harm» из дебютного альбома 1991 года «Blue Lines». В треке активно используются дабовые бас партии, эхо и эффекты реверберации, а также заметная задержка вокала Шары Нельсон, что делает сходство с дабом наглядым. Отличает от обычного даб трека эту композицию дополительный слой вокала с глухим, но отчетливым голосом Tricky.
Tricky — Ponderosa (1994)
В отличие от предыдущего трека, «Ponderosa» нас обманывает и начинается с очень размеренного ритма и характерных аналоговых барабанов с небольшим ревербом. Выпущенный на альбоме 1995 года «Maxinquaye», трек характерен своим чувственным вокалом Топли Берд. На протяжение всей композиции на фоне слышны слабо заметные по началу фортепианные мотивы, однако под конец они начинают становиться основными, и овладевают ритмом композиции. Слышно, как даже звук фортепиано подвержен обработке по даб-канону — реверб плюс дилэй.
Portishead — Strangers (1994)
Один из треков Portishead, на который сильно повлиял даб, — это «Strangers» из их одноименного альбома 1997 года «Portishead». Трек представляет собой медленный ритм в стиле даба с тяжелыми басами и атмосферными звуковыми эффектами, такими как эхо ударных и вокал с реверберацией. В треке также присутствует партия валторны, добавляющая общей джазовой и дабовой атмосферы. Использование методов микширования и производства в стиле даба, таких как тяжелая реверберация и эффекты задержки, способствует общему дабовому звучанию «Strangers».
Morcheeba — Trigger Hippie (1996)
Один трек Morcheeba, на который сильно повлиял даб, — это «Trigger Hippie» из их альбома 1996 года «Trigger Hippie». Трек представляет собой медленный ритм в стиле даба с тяжелой басовой партией и атмосферными звуковыми эффектами, такими как эхо барабанов и реверберация гитары. Вокал солистки Скай Эдвардс переплетается с народными мотивами, электронными звуками, семплами мужского голоса вдалеке, что способствует общему дабовому звучанию трека. Использование аналоговых инструментов, таких как слайд-гитара, еще больше усиливает влияние даба и регги, присутствующих в «Trigger Hippie».
Lamb — Trans Fatty Acid (1996)
Трек Lamb —«Trans Fatty Acid» из их альбома 1999 года «Fear of Fours». Трек отличается медленным ритмом, вдохновленным дабом, с глубоким «долбящим» и атмосферными звуковыми эффектами, такими как эхо барабанов, реверберирующая гитара и эффекты задержки в стиле даб на вокале. В треке также есть выдающийся сэмпл «Hung Up On My Baby» Исаака Хейса, который зациклен и обработан даб-эффектами на протяжении всей песни. Использование аналоговых инструментов, таких как гитара и труба, еще больше усиливает общее дабовое звучание «Trans Fatty Acid». Этот трек — хороший пример способности Lamb смешивать трип-хоп, даб звучание.
DJ Shadow — Changeling / Transmission (1996)
Один из треков DJ Shadow, на который сильно повлиял даб, — это «Changelling/Transmission» из его альбома 1996 года «Endtroduction….». В нем можно услышать сильные басы на контрасте с нежной акцентной крешем-тарелкой. Сам ритм обладает такой структурой, которая как будто ломает классический паттерн, и создает ощущение реверба. Помимо ударных для звучания характерны синтезаторные звуки и гитара. Иногда появляются семплы каких-то струнных инструментов, вроде контрабаса. Это делает композицию очень наполненной и одновременно пространственно интересной. От даба здесь, пожалуй, все — и семплы, и отсутствие основного вокала, и басы, и эффекты.
Nightmares on Wax — Les Nuits (1999)
Nightmares on Wax — британский дуэт электронной музыки, известный своим эклектичным звучанием, в котором смешаны элементы хип-хопа, фанка, соула и даба. Один из их треков, на который сильно повлиял даб, — «Les Nuits», который был выпущен на их альбоме 1999 года «Carboot Soul».
Итак, сразу можно сказать, что в треке от даба присутствует очень характерный бас, который мы перестаем замечать в какой-то момент, потому что он становится очень привычной прослойкой для всех остальных элементов. Помимо баса есть клавишные, на которые наложен эффект задержки, тем самым создается дополнительный слой пространства. От трип-хопа в композиции присутствует джазовость и меланхоличное настроение. Слышно, как с пением девушки, которое создает скорее еще одну текстуру, чем содержательный нарратив, вступает оркестр струнных.
DJ Vadim — Black Is The Night (2007)
Британский диджей русского происхождения с говорящим для британской сцкны именем DJ Vadim, создает сильно вдохновленную дабом композицию. «Dark Is The Night» снабжен голосом Катрин ДеБоер, который своей фактурностью создает характерный для даба выговор слов с расслабленным звучанием. Вокал хорошо сочетается с мелодией, которая в свою очередь богата ревербом, ручными барабанами, синтезаторным звучком и глубоким басом, который управляет акцентами внимания слушателя.
Boards of Canada — Roygbiv (1996)
Трек Boards of Canada, в котором чувствуется влияние даба, — это «Roygbiv» из их альбома 1998 года «Music Has the Right to Children».
Трек открывается космическим по настроению и эмбиентным в каком-то смысле по жанровому содержанию, синтезаторным гулом. Дальше следует ритмичный, нестандартный малый барабан, который задает темп биту с влиянием даба. Басовая линия глубокая и резонансная, с медленным, пульсирующим ритмом, который обеспечивает прочную основу для трека. На протяжении всей песни Boards of Canada используют различные эффекты эха и реверберации на барабанах и перкусси.
Помимо продакшна, «Roygbiv» отличается рядом атмосферных звуков и текстур, типичных для стиля Boards of Canada. Мечтательное, ностальгическое ощущение трека создается искаженными вокальными сэмплами из ряда найденных звуков, таких как пение птиц и детский смех.
Zero 7 — Polaris (2001)
«Polaris» — трек с характерным влиянием даба со второго альбома Zero 7 «When It Falls» 2004 года.
Трек начинается с гипнотического барабанного паттерна, напоминающего даб-музыку, с сильным акцентом на бас и медленным, обдуманным темпом. Басовая линия глубокая и резонансная. Все в композиции очень разное по своему характеру, но все-равно создается ощущение, что оно подчинено структуре баса. Разные слои вроде синтезаторных эффектов с ревербом, завывающего звука похожего на ветер и проносящиеся космически корабли — все это следует ритму и бас партии.
Даб эмбиент техно
Эмбиент, как ни странно, тоже впитал в себя элементы даба. Особенно такое направление как Ambient Dub. Для него свойственно использование сильных басов и многослойность звучания с сильным ревербом. Как говорит Дэвид Туп: «Даб музыка — это длинный echo delay, зацикленный во времени и превращающий рациональный порядок музыкальной секвенции в океан ощущений».
Даб техно = эмбиент, поэтому иногда этот жанр называю эмбиент даб техно. Дело в том, что ненавязчивое звучание и слияние потока звука с окружающей средой, — характерно и тому и другому жанру, делая их родственными.
Основное отличие жанра эмбиент даба от другого эмбиента — использование перкуссии достигает минимальной отметки, поэтому такая музыка хорошо звучит скорее в наушниках, чем на танцполе. Также жанр ставит в приоритет создание атмосферы за счет использования басов.
Ранние записи больше звучат как хаус, а потом уже начинают приобретать звучание более атмосферного даба-техно.
Несмотря на сложносочиненную смесь жанров, даб техно композиции часто похожи друг на друга и не всегда оснащены каким-либо новаторством. Чаще всего так происходит из-за достаточно легко воспроизводимой структуры — «притупленный бас, несколько различимых аккордов, бессмысленно растянутых во времени, бесчуственная пустота, и, может, урывистый звук усталой мелодики». (VICE)
1. The Orb 2. Future Sound of London 3. Aphex Twin 4. Global Communication 5. Biosphere 6. Higher Intelligence Agency 7. Autechre 8. The Irresistible Force 9. Andy Stott
The Orb — Little Fluffy Clouds (1991)
«Little Fluffy Clouds» группы The Orb — это новаторский трек, выпущенный в 1990 году, стал одним из самых знаковых в жанре эмбиент-даб. Одним из примечательных аспектов «Little Fluffy Clouds», отражающих влияние даба, является использование атмосферных текстур и звуковых ландшафтов. Трек начинается с характерных синтезаторов, которые создают сказочную атмосферу.
Еще один ключевой аспект влияния даба в «Little Fluffy Clouds» — заметное использование пульсирующих бас-партий в стиле даба. Он отражает суть традиции даб-баса, которая подчеркивает мощные низкие частоты.
Технологии производства, использованные в «Little Fluffy Clouds», также черпают вдохновение в эстетике даба. В треке используются эффекты дилея, повторяющиеся вокальные сэмплы и сложные звуковые манипуляции.Эти приемы создают иммерсивную атмосферу, добавляя безошибочный дабовый привкус к общей звуковой палитре. Трек представляет собой непринужденный бит с влиянием трип-хопа. Помимо этого в композиции присутствует засемпленный диалог Рики Ли Джонс, в котором она рассказывает про живописные пейзажи Аризоны.
The Orb — Perpetual Dawn (1991)
Выпущенный в 1991 году трек «Perpetual Dawn» группы The Orb демонстрирует сильное влияние даба на композицию и продакшн. Простор, ритмические элементы, даб-эффекты и басовые партии — все это способствует захватывающему и преобразующему характеру трека. Он демонстрирует способность The Orb объединять эмбиентные текстуры с эстетикой даба, создавая многомерное звуковое путешествие, которое включает в себя размеренный ритм, семпл чьего-то полоскания горла и зловещего смеха, а также мелкую сложную фактуру барабанов.
Future Sound Of London — Calcium (1992)
«Calcium» от Future Sound of London — это завораживающий трек, в композицию которого органично интегрированы элементы даба. Выпущенная в 1994 году как часть влиятельного альбома «Lifeforms», эта песня демонстрирует сочетание глубокого ревербирующего баса и гипнотического грува, напоминающего звуки инопланетян.
Использование сэмплов и вокальных фрагментов — еще один характерный элемент влияния даба в «Calcium». Future Sound of London включают в трек семплы из композиций Фрэнки Наклса и Малкольма Макларена, которые хорошо сочетаются с немного раздольным фортепиано и иногда завывающим голосом издалека.
Aphex Twin — IZ-US (1997)
Одним из примеров трека Aphex Twin с влиянием даба является «IZ-US» из альбома «Come to Daddy», выпущенного в 1997 году. В треке присутствует сильная басовая линия с элементами регги и синкопированный, необычный ритм, характерный для даб музыки. Трек также включает эффекты эха и реверберации в стиле даб для различных элементов, таких как вокальные сэмплы и синтезаторные удары. В начале композиции мы слышим детский голос, который говорит «Stop making that big face», согласно легенде это фраза принадлежит племяннику Ричарда Д. Джеймса. Музыкант хотел записать голос мальчика, но тот не хотел говорить, и тогда Ричард стал ходить за ним и корчить разные лица.
Aphex Twin — #3/Rhubarb (1994)
Одним из неочевидных примеров влияния даба на эмбиент — трек Афекса Твина «Rhubarb» из альбома «Selected Ambient Works Volume II». Эта композиция отличается медленным пульсирующим ритмом с эхом и ревербом на синтезаторных мелодиях. Общее настроение трека мечтательное и атмосферное, с упором на создание ощущения пространства и глубины. В этой несложной с первого взгляда струкутре есть большое количество вариаций сочетаний трех основных мелодий: синтезатора, баса и еще одного гудения синтезатора. Сложно сказать, какое настроение вызывает эта композиция, потому что в ней сочетается грусть и при этом надежда. Настроение хорошо отражено в фактуре музыки: в один момент бас как будто начинает утопать и падать вниз, а в следующий момент он как будто бы всплывает снова на поверхность и продолжает левитировать на воде, создавая рябь. Это отличный пример того, как Афекс смешивает разные стили вместе, чтобы создать что-то уникальное и вневременное.
Global Communication — Incidental Harmony (1994)
«Incidental Harmony» — трек Global Communication, английского дуэта электронной музыки Тома Миддлтона и Марка Причарда. Он был выпущен в 1994 году как часть их альбома «76:14». Название альбома означает его относительную длительность, так же, как и названия треков, которые обозначают продолжительность, намеренно давая слушателю свободу интерпретации музыки. Incidental Hramony был выпущен как бонусный трек на двенадцатидюймовой пластинке.
Трек представляет собой ритм-секцию, вдохновленную дабом, с устойчивой басовой партией и ударными. Трек постепенно нарастает, добавляя новые элементы и создавая ощущение напряжения и предвкушения. Влияние даба особенно заметно в использовании эффектов эха и реверберации на инструментах и вокале.
Global Communication — 14:31 (1994)
«14:31» тоже трек из альбома «76:14», который изначально имел название Ob-Selon Mi-Nos (Re-Painted by Global Communication), но позже был переименован по подобию остальных композиций на пластинке.
Трек начинается с пульсирующей дабовой басовой партии, сопровождаемой эфирными пэдами и реверберирующей перкуссией. По ходу трека добавляются элементы даба, такие как эхо, задержки и даб-сирены, что придает треку триповый и атмосферный вид. Бит остается относительно минимальным, позволяя ненавязчивой, но убедительной мелодии занять центральное место.
Biosphere — Shika-1 (2011)
дин трек Biosphere, который демонстрирует большое влияние даба и относится к жанру эмбиент-даб-техно, — это «Shika-1». Этот трек является частью его альбома «Substrata», который вышел в 1997 году.
«Shika-1» начинается с отдаленного эмбиентного звукового ландшафта и постепенно нарастает с введением басовой партии, создавая гипнотический грув. В треке много звуков, дополненных реверберацией, а также минимальная и редкая перкуссия, что позволяет текстуре и мелодии выйти на первый план.
Трек наполнен текстурными элементами, которые напоминают стук камней, шум воды и другие природные звуки, которые в прямом смысле создают пейзаж в голове у слушателя.
Higher Intelligence Agency — Influx (1993)
«Influx» от Higher Intelligence Agency — выпущен в 1993 году как часть знакового альбома «Colourform». Одним из ключевых элементов, подчеркивающих влияние даба в «Influx», является заметное использование реверберации.
Трек отличается глубоким пульсирующим басом. Басовая линия богата по тону и замысловато многослойна, напоминая характерный саб-бас, характерный для даб-музыки.
Несмотря на интенсивность используемых приемов, ритм работает достаточно сдержанно, как будто его сдерживает магнитное поле, которое создают синтезаторы в данной композиции.
Autechre — Eutow (1995)
Autechre — дуэт электронной музыки из Манчестера, известный своим экспериментальным звучанием и сложными ритмическими структурами. Хотя они традиционно не ассоциируются с дабом или техно, в их каталоге есть несколько треков, которые включают в себя элементы того и другого.
Трек «Eutow» из альбома «Tri Repetae» 1995 года. В нем присутствует тяжелая басовая линия, а также эхо и реверберация в стиле даба, создающие объемный заполняющий звук. Перкуссия также отличается замысловатым рисунком и использованием эффектов задержки и искажения. По своей структуре трек напоминает колеблющуюся волну, которая то и дело заполняет пространство полностью и на контрасте с затиханием делает это еще ощутимее.
Хотя «Eutow» — это не строго даб или техно-трек, он демонстрирует интенсивность применения характерных для даба эффектов и готовность Autechre экспериментировать с разными жанрами.
Autechre — Altibzz (2008)
«Autechre — Altibzz» — трек, вошедший в их альбом 2008 года «Quaristice». Трек является ярким примером экспериментального и расширяющего границы стиля, которым известен Autechre. «„Altibzz“, вступительный трек, — это заклинание эмбиентного блаженства и затишья перед бурей» — пишет Вятт Уильямс.
Он начинается с медленного бита, наслоенного атмосферными текстурами и мелодичными фрагментами. Бит постепенно усложняется, появляются дополнительные слои ударных и искаженных звуков.
По ходу трека фирменные сложные ритмы становятся все более заметными. Трек передает то приливы, то отливы, а моменты интенсивной энергии уступают место более разреженным интроспективным пассажам.
Влияние даба на «Altibzz» проявляется в интенсивном использовании эффектов реверберации и задержки, которые придают треку ощущение объемности и пространственности. Медленный темп трека и атмосферные элементы также вносят свой вклад в ощущение, давая почувствовать акцент на басу и перкуссии.
The Irresistible Force — Nepalese Bliss (1998)
«Nepalese Bliss» группы The Irresistible Force —трек, в котором прекрасно сочетаются элементы даба, создающие захватывающее звуковое впечатление. Выпущенная в 1992 году на лейбле Ninja Tune как часть альбома «Its Tomorrow Already», песня демонстрирует инновационный подход The Irresistible Force к смешиванию даба с эмбиентной и электронной музыкой. Миксмастер Моррис, создатель трека, известен своим длинным списком участия в различных фестивалях и живых выступлениях, он также начинал с вещания на пиратском радио, что тоже роднит его с культурой ямайских эмигрантов.
Различные звуки, такие как перкуссия, синтезаторные элементы и мелодические мотивы, обрабатываются эхом и реверберацией, что приводит к каскадному и эфирному звуковому ландшафту. The Irresistible Force умело манипулирует и накладывает различные звуковые элементы, создавая ощущение текстуры и движения. На протяжение всего трека повторяется одна и та же фраза «Nepalese Bliss», которую Моррис снабжает ревербом и таким образом растягивает во времени.
Andy Stott — Faith In Strangers (2014 )
Трек Энди Стотта «Faith In Strangers» демонстрирует отчетливое влияние даба, которое пронизывает его звук и атмосферу. Одним из примечательных элементов, подчеркивающих влияние даба в «Faith In Strangers», является глубокая и рокочущая басовая партия, которая по началу напоминает биение сердца, которое трансформируется во всеобъемлющее зыкчание по ходу песни. «Все такое тонкое и люминесцентное, это почти романтично. Звуча как радио вдали, вокалистка Элисон Скидмор гармонирует между пропуском рисунка ударных драм-машины и басовых партий, позаимствованных из пост-панк истории Манчестера.» — пишет Патрик Фаллон для Pitchfork.
Тщательное внимание Стотта к звуковому оформлению еще больше подчеркивает влияние даба в «Faith In Strangers». Использование текстур и звуковых манипуляций, таких как тонкое эхо, фильтрация и затухание звука, добавляет сложности и интриги в композицию.
Andy Stott — Numb (2012)
Трек Энди Стотта «Numb» с альбома «Luxury Problems» 2012 года отчетливо демонстрирует влияние даба, наполняя композицию элементами, передающими атмосферные и ритмические качества жанра. Трек делится на две смысловые части по звучанию: в первой слышно нежное женское пение, которое обработано эффектом реверба и эха, а во второй части на этот семпл накладывается ритмичный бас, который, к слову, не настолько амбициозен как в даб композициях, но все еще отсылает нас к ним за счет своей раскатистости и объема.
В целом, «Andy Stott — Numb» мастерски сочетает в себе влияние даба, демонстрируя такие элементы, как глубокие басовые партии, просторную реверберацию, тщательный звуковой дизайн и завораживающие ритмы.
Дабстеп/постдабстеп
Дабстеп — это жанр, зародившийся в Южном Лондоне в конце 1990-х — начале 2000-х. Он возник как разновидность UK Garage, смежного, но более клубного и гламурного направления музыки. Для дабстеп композиции характерны низкочастотные басы и ритм 130-150 bpm (ударов в минуту). При этом на заднем плане звучат брейкбитные барабаны и доминирующая позиция малого барабана и бочки.
Две вещи без которых дабстепа могло бы не быть вовсе — пиратские радиостанции и вечеринки, на которых его исполняли. Одними из таких была тусовка Forward и радиостанция Rinse FM. Благодаря регулярным вечеринкам, звучание начало приобретать сформировавшийся вид и превратилось в жанр. К таким событиям были причастны Code9, Benga и Skream. Считается также, что название жанру дал Нил Джоллифф, который сравнил звучание ремикса на трек ямайского музыканта MC Elephant Man c звуками характерными дабу. И конечно же название закрепилось, когда Code9 выпустил диджейский микс с названием «dubsteppa».
В 2003–2007 годах дабстеп начал становится более популярным и выходить на поверхность. Например, на радио BBC 1 вышел спец выпуск «Dubstep Warz», который был посвящен дабстепу. Видно, что название отсылает нас к понятию «Sound clash» — битвы саунд систем, придуманные пионерами даба.
И конечно немалое влияние на популяризацию жанра оказал музыкант Burial. Ключевыми мотивами его двух альбомов является одиночество и позиция наблюдателя, едущего в ночном автобусе.
В тот момент, когда дабстеп начал становиться одинаково звучащей стадионной музыкой, и стал называться «brostep», ему на смену и в хорошем смысле пришел постдабстеп, жанр музыки преимущественно в ритме 130 bpm. Этот жанр берет корни и в UK Garage, и в тустепе, и в раннем дабстепе, и даже в R’n’B 2000-х. Такая смесь всего родилась благодаря двум исполнителсям — Mount Kimbie и James Blake. В то время (в начале 2010-х) уже был интернет, и музыка распространялась преимущественно с его помощью. Поэтому достаточно было быть смелым и продуктивным в экспериментах, и написать на музыкальном форуме «послушайте мой трек, я очень старался», как и сделал Джеймс Блейк, и был замечен в массе потускневшего дабстеп шума.
1. Digital Mystikz 2. Skream 3. Benga 4. Burial 5. Kode9 6. Mala 7. Pinch 8. James Blake 9. Mount Kimbie 10. Joy Orbison 11. Jamie xx 12. Plastician
Dygital Mystikz — Anti War Dub (2006)
Альбом Digital Mystikz «Anti War Dub» является ярким примером влияния даба в их музыке, демонстрируя глубокое понимание культуры несправедливости и расизма по отношению к даб исполнителям в период волны эмиграции. Будучи обитателями Южного Лондона, где нет особо никаких достопримечательностей и туристов, а есть только панельки, музыкальный дуэт делали треки, посвященные этим местам. Так как спальные районы — это часто бедные кварталы, там жило много «черных» которых не любила полиция. В треке «Anti War Dub» слышен призыв к тому, чтобы все объединялись и жили дружно вместе.
Посыл песни также резонирует с настроением ранних тусовок, которые организовывали Digital Mystikz. На флаерах-приглашениях было написано: «Come, meditate on bass weight». И правда, эту и другие композиции на альбоме можно и нужно слышать громко и на качественной саунд-системе, чтобы физически ощутить бас, как это делали его прародители.
Skream — Stagger (2006)
«Stagger» Staggerv — примечательный трек, который демонстрирует сильное влияние даба в его композиции и производстве, выпущен в 2006 году на альбоме Skream! ,
В треке много с одной стороны ожидаемых элементов, которые в сравнение с другими композициями этого альбома «Dutch Flowers» и «Summer Dreams» звучат не так эклектично, но с другой стороны хорошо встают в общий ряд повествования о влияние даб музыки. Зловещий неторопливо раскачивающийся ритм песни сплетается с отчетливыми хлопками, уходящими в эхо. Как и у многих треков, приведенных в пример, здесь тоже есть многослойность, но запоминается он своим медленным развитием и однородностью, которая в конце плавно становится сильно разряженной за счет снижения интенсивности басов.
Benga — E Trips (2008)
Гениальный Benga был завсегдатаем винилового магазина Big Apple, где он познакомился с творчеством дабстеп продюсера Skream. Так, в 15 лет он уже выпустил свой первый трек на собственном лайбле Big Apple. Началась его карьера дабстеп продюсера, но со временем он устал от рамок жанра, от бесконечных выступлений, и стал страдать психологическими проблемами, которые повлияли на его музыку. Он отказался от того, чтобы его называли «дабстепом», Benga хотел расширять границы жанра.
Трек «E Trips» с его дебютного альбома 2008 года с громким названием «Diary of an Afro Warrior» — это прямая отсылка к даб музыке 70-х. Если убрать все электронные эффекты и дополнительные слои звуков, то структура трека остается такой же раскачивающейся и неспешной, как и 40 лет назад. Напряженное настроение создающееся с помощью эхо эффекта и запитченных звуков, напоминающих сирены делает трек акцентно-выразительным и разным по наполненности. Моменты с относительно чистым звуком баса работают как воздух в пространстве клуба, который нужен всем присутствующим посетителям.
Burial — Raver (2007)
Raver» — заключительный трек Burial на альбоме Untrue 2007 года, британского электронного музыканта, известного своей уникальной смесью дабстепа, гэриджа и эмбиента. «Альбом Untrue, насыщенный грустными струнными пассажами и скорбными вокальными лупами, предназначен для прослушивания дома, в машине, в наушниках — его песни ощущаются почти как прекрасные секреты, которые слушателю шепчут.» — пишет Филипп Шерберн в ревью альбома для Pitchfork. Само название проекта свидетельствует об определение себя как наследника даб-регги культуры. «Burial song» — название самого «разрывного» трека, который ставили диджеи во время «сражений» саунд систем. Потом это название перекочевало в рейв культуру и оттуда вероятнее всего было заимствовано Уильямом Бивеном.
Он был сам по себе фанатом рейвов, но скорее знал о них из историй своего старшего брата, поэтому в его представление очень много романтизации этого явления. Отчасти по этой причине в его альбоме Untrue часто слышен этот отдаленный звук с эхом, как будто он записан через несколько комнат вдалеке.
Трек «Raver» воспевает идею «dream life» или «dream lie» и ушедший мир, в котором все было проще. В социальном плане
Самое известное селфи во всей электронной музыке. «Привет, это Уилл», — сказал Уилл в примечании к этому изображению, опубликованному на сайте Hyperdub в 2014 году.
Jode9 ft. LD — Bad (2008)
«Bad» —трек Kode9, Стива Гудмана, британского продюсера электронной музыки и основателя лейбла Hyperdub, на котором записывался Burial.
В этом терке музыкант исследует звучание на границе сплетения хауса, дабстепа и гэриджа, потому что bpm лежит где-то посередине и равен 135. А еще треку придает некоторое гламурное звучание семпл женского голоса отдающий R’n’b. Насыщенный бас — характерная черта трека, и она отсылает к влиянию даба. Можно услышать характерный паттерн малого барабана, который звучит с эффектом реверба и эха, создавая пространственность композиции.
Mala — Calle F (2012)
«Calle F» —трек 2012 года Малы, британского дабстеп-продюсера Марка Лоуренса, который помимо сольного творчества был частью дуэта Digital Mystikz. Он выпущен как часть альбома «Mala in Cuba», для записи которого Марк отправлялся в путешествие на остров Куба, соседний от острова Ямайка, и записывал семплы локальных музыкантов.
Мала известен своим исследованием глубоких, медитативных и насыщенных басами звуковых ландшафтов, отсылающих к корням даба, в прямом и в переносном смысле. В этом конкретном примере трек насыщен мелкими элементами с эффектами реверба и эха, которые контрастирую с четким ритмом ударных, и джазовыми вкраплениями также подвергнутыми обработке.
Pinch — Qawwali (2006)
«Qawwali» —сингл Пинча, британского дабстеп-продюсера и основателя бристольского лейбла Tectonic Recordings, на котором записывались в том числе вышеперечисленные пионеры дабстепа Benga, Skream и Digital Mystikz.
Все строится вокруг синтезаторной мелодии, которая плотно сосуществует с барабанной и басовой партией композиции, создавая прочный «канат», на который цепляются маленькие прогрессии оставляющие след в пустоте пространства. Акцент на тяжелый бас, использование эффектов типо реверба и эха, включение элементов народной музыки и ритмические паттерны — эта сложнострктурность демонстрирует влияние даб музыки на продюсера.
James Blake — Air & Lack Thereof (2009)
«Air & Lack of Thereof» — трек Джеймса Блейка, выпущенный в 2009 году на одноименном EP. В то время как на смену классическому и более сложному дабстепу пришел так называемые «бростеп», который как говорят англичане нарушает всю концепцию оригинального жанра, молодой и никому еще неизвестный Джеймс Блейк выпустил эти два терка.
На ровне с классическим музыкальным образованием, даб, сыграл значительную роль в формировании уникального звучания Блейка. В этой композиции нет очевидных приевшихся дропов бростепа и этим она удивила большое количество фанатов британского дабстепа.
За счет наложения разных семплов из блюзового трека, неравномерного использвования хай-хэта и суббасов, создается ощущение очень живой материи. «Красивый рисунок клавишных, говорит о том, что Блейк действительно думает о музыке» — пишет Майк Паул для Pitchfork. В этом треке видно влияние даба не только на продакшн, хотя в первую очередь на него, но и на отношение к музыке как к чему-то меняющему привычную перспективу. В этом случае Джеймс Блейк становится просто одним из главных пост дабстеп исполнителей-продюсеров.
Mount Kimbie — Maybes (2009)
«Bad» —трек Kode9, Стива Гудмана, британского продюсера электронной музыки и основателя лейбла Hyperdub, на котором записывался Burial.
В этом терке музыкант исследует звучание на границе сплетения хауса, дабстепа и гэриджа, потому что bpm лежит где-то посередине и равен 135. А еще треку придает некоторое гламурное звучание семпл женского голоса отдающий R’n’b. Насыщенный бас — характерная черта трека, и она отсылает к влиянию даба. Можно услышать характерный паттерн малого барабана, который звучит с эффектом реверба и эха, создавая пространственность композиции.
Mount Kimbie — Carbonated (2010)
«Carbonated» — это трек, про сендвич с яйцом. Он вышел на дебютном альбоме Crooks& Lovers лондонского дуэта Mount Kimbie в 2010 году. Маунт Кимби включает в себя различные элементы, которые расширяют жанр дабстепа до пост. Можно считать, что основным их полем для исследований стал сложный электронный звук с аналоговыми деталями.
Одним из ключевых элементов даб-музыки является акцент на пространстве и атмосфере, и это очевидно в «Carbonated». Трек отличается просторной аранжировкой, минималистичным инструментарием и обширным звуковым ландшафтом. Количество параллельных ритмических рисунков можно попробовать пересчитать, но вряд ли получится. Отчетливо слышен звук как будто бы чеканящего резинового мячика, к нему добавляется реверб и этих мячиков становится больше. Кроме этого, есть звуки нарочито аналогового происхождения, как, например шум иглы по пластинке и шум пылинок на дорожках винила. Единственная фраза, которая произносится на протяжение всей композиции — семпл Timbaland ft. Keri Hilson — Return the Favor. Он по сравнению с оригинальной версией звучит в несколько раз объемнее засчет реверба.
Joy Orbison — Wade In (2011)
«Wet Look» Джой Орбисон — это трек c EP «Hyph Mngo/Wet Look» 2009 года. Даб известен своими заразительными и гипнотическими ритмами, и Джой Орбисон умело включает эти элементы в трек. Ритм-секция имеет глубокую и пульсирующую басовую партию, которая, чередуясь с моментами затихания, закручивает нас в свою глубину. Использование синкопированных битов и сложной перкуссии добавляет ощущение движения и текстуры, еще больше усиливая ритмический аспект трека.
В треке также используются семплы голоса, на который надожен эффект нарочитого баса, создающий из него скорее очередную деталь бас партии, чем человеческую речь.
Joy Orbison — Wet Look (2009)
«Wet Look» Джой Орбисон — это трек c EP «Hyph Mngo/Wet Look» 2009 года. Даб известен своими заразительными и гипнотическими ритмами, и Джой Орбисон умело включает эти элементы в трек. Ритм-секция имеет глубокую и пульсирующую басовую партию, которая, чередуясь с моментами затихания, закручивает нас в свою глубину. Использование синкопированных битов и сложной перкуссии добавляет ощущение движения и текстуры, еще больше усиливая ритмический аспект трека.
В треке также используются семплы голоса, на который наложен эффект нарочитого баса, создающий из него скорее очередную деталь бас партии, чем человеческую речь.
Jamie xx — Sleep Sound (2015)
Сперва очень тихий и ненавязчивый звук арф с эффектом реверба, постепенно превращающийся в дуэт с голосом Alicia Keys из трека Karma, потом добавляющийся глубокий бас и немного UK Garage ритм вместе с еще одним семплом из трека The Four Freshmen — It’s a Blue World, и финально украшенный приятным дропом на 4:12 — это все трек талантливого лондонского продюсера, исполнителя и участника группы The xx. Этот трек, вошел в альбом In Colour, который выиграл Гремми, а до этого, достиг 12 позиции в чарте UK Indie. И это еще не все достижения данной композиции, потому что музыкальное видео к ней получило звание лучшего видео на Q Awards (2014). Видео Софии Маттиоли, исследует идею тишины и звука, и то, как люди с потерей слуха, могут слышать вибрации песни, при этом не слыша ее. Эта концепция напрямую соотносится с идеей даб музыки, которая тоже обладает свойством воздействия на слушателей. Именно за счет глубоких вибрирубщих басов и чередования моментов полной заполненности с моментами тишины, Sleep Sound имеет очень схожий эффект с тем, что звучало из саунд-систем, и приводило людей в состояние коллективного танца-левитации на вибрациях звука.
Plastician — Dreading (2021)
«Dreading» от Plastician — это трек, выпущенный синглом в 2021 году. Раннее диджей играл в основном музыку в стиле UK Garage, но потом после некоторого перерыва переключился на что=то межжанровое, в которое входил и дабстеп. Трек воплощает суть даба через ритмические рисунки, басовую линию и атмосферные элементы.
Одной из ярких характеристик даб-музыки, присутствующей в «Dreading», является упор на ритм и грув. Трек отличается пульсирующим синкопированным ритмом, который придает импульс и закладывает основу для композиции. Ритмические паттерны и сложная работа перкуссии создают ощущение движения и энергии, характерных для жанра даб. Тревожные отдающие эхом элементы трека балансируются устойчивыми приглушенными басами. На фоне композиции мелькают слабо ощутимые на объяснимом уровне звуки эха, которые создают ощущение звука в трубах или — судя по размеру эха в этом треке — в канализации.
Вывод
Посмотрев на четыре основных направления электронной музыки в современной Англии, можно сделать вывод, что музыка, некогда привезенная ямайскими эмигрантами и ставшая для них отдушиной, стала спасительной и для современной электронной сцены. Это влияние прослеживается как на поверхностном уровне при разборе композиции на структурные составляющие, так и на более глубинном, как например тема одиночества в большом городе в музыке Уильяма Бивена (Burial).
Даб подарил электронной музыке смысл и большой простор для существования хотя бы потому, что причастные к первым миксам и ремиксам были даб исполнители. Культура саунд-систем повлекла за собой диджеев. Таким образом, способность перекроить чужой трек, сказать что-то новое и такое же убедительное, стала новым и нужным для музыки.
И электронная музыка, и даб нужны были для объединения людей. И интересно наблюдать параллель, как и там и там была эксклюзия групп. Но если раньше в 70-е и может еще в 90-е, она происходила из-за расового признака, то в 2000-х, 10-х и сейчас, люди сами себя отделяют от толпы, ищут себе особый круг людей, интересы, музыку, тусовку на которую он хочет пойти. Таким образом, роль объединения, которую несет в себе даб и электронная музыка, остается, но трансформируется из вынужденного в осознанное.
Даб стал британской идентичностью, плотно прижился в географическом плане, разнес свои семена по территории, и прородил много новый артистов, выросших под впечатлением мест и также посещающих местные виниловые магазины.
Продакшн, принцип дистрибьюции, способ создания, контекст создания — все это позаимствовано у даба и развито во что-то новое, порой смешивающееся в смежные жанры, у которых уже сложно найти границы.
Criminal Justice and Public Order Act 1994 // legislation.gov.uk URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1994/33/section/63 (дата обращения: 27.04.2023).
СЛОМАННЫЕ СКРЕПЫ: КАК В ВЕЛИКОБРИТАНИИ ЗАПРЕЩАЛИ РЕЙВЫ // furfur.me URL: http://www.furfur.me/furfur/freedom/freedom/213987-kak-zapreschali-reyvy (дата обращения: 27.04.2023).
Даб // ru.wikipedia.org URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%B1 (дата обращения: 27.04.2023).
Can You Feel It? DJs and House Music Culture in the UK // jstor.org URL: https://www.jstor.org/stable/852943?read-now=1&seq=10 (дата обращения: 27.04.2023).
List of trip hop artists // en.wikipedia.org URL: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_trip_hop_artists (дата обращения: 28.04.2023).
The story of the 'Bristol Sound' // britishcouncil.org.il URL: https://www.britishcouncil.org.il/en/rewind-bristol (дата обращения: 28.04.2023).
Benga_(musician) // en.wikipedia.org URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Benga_(musician) (дата обращения: 30.04.2023).
Key Brixton Tracks: Digital Mystikz’s «Anti War Dub» // daily.redbullmusicacademy.com URL: https://daily.redbullmusicacademy.com/2017/04/dmz-anti-war-dub-feature (дата обращения: 30.04.2023).
Skream Skream! // albumoftheyear.org URL: https://www.albumoftheyear.org/album/50201-skream-skream.php (дата обращения: 03.05.2023).
Untrue Burial // pitchfork.com URL: https://pitchfork.com/reviews/albums/10877-untrue/ (дата обращения: 03.05.2023).
Why Burial’s Untrue Is the Most Important Electronic Album of the Century So Far // pitchfork.com URL: https://pitchfork.com/features/article/why-burials-untrue-is-the-most-important-electronic-album-of-the-century-so-far/ (дата обращения: 05.05.2023).
Kode9 Bad / 2 Bad // boomkat.com URL: https://boomkat.com/products/bad-2-bad (дата обращения: 05.05.2023).
Sonic Warfare: Sound, Affect, and the Ecology of Fear // direct.mit.edu URL: https://direct.mit.edu/books/book/2340/Sonic-WarfareSound-Affect-and-the-Ecology-of-Fear (дата обращения: 10.05.2023).
Kode9 // en.wikipedia.org URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Kode9 (дата обращения: 10.05.2023).
Digital Mystikz // en.wikipedia.org URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Digital_Mystikz (дата обращения: 10.05.2023).
Mala Cuba Electronic / Calle F // soundsoftheuniverse.com URL: https://soundsoftheuniverse.com/sjr/product/mala-cuba-electronic-calle-f (дата обращения: 10.05.2023).
Tectonic (record_label) // en.wikipedia.org URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Tectonic_(record_label) (дата обращения: 11.05.2023).
Pinch Qawwali // boomkat.com URL: https://boomkat.com/products/qawwali-10f41d63-1ebc-4d74-a8da-e69c187786da (дата обращения: 11.05.2023).
Air & Lack Thereof // pitchfork.com URL: https://pitchfork.com/reviews/tracks/11608-air-lack-thereof/ (дата обращения: 11.05.2023).
Mount Kimbie Maybes // whosampled.com URL: https://www.whosampled.com/Mount-Kimbie/Maybes/ (дата обращения: 12.05.2023).
Maybes // pitchfork.com URL: https://pitchfork.com/reviews/tracks/11638-maybes/ (дата обращения: 12.05.2023).
«I was going to close it off, get a job, I’d had enough»: self-help tapes, lovemaking music and the redemption of Plastician // factmag.com URL: https://www.factmag.com/2014/05/30/plastician-plasticman-interview/2/ (дата обращения: 11.05.2023).
Andy Stott- «Numb» // theneedledrop.com URL: https://www.theneedledrop.com/articles/2012/10/andy-stott-numb (дата обращения: 11.05.2023).
The Irresistible Force // whosampled.com URL: https://www.whosampled.com/The-Irresistible-Force/ (дата обращения: 12.05.2023).
Autechre «Altibzz» Rob Brown and Sean Booth, the two English IDM pioneers that make up Autechre, have // xlr8r.com URL: https://xlr8r.com/mp3/altibzz/ (дата обращения: 12.05.2023).
76:14 // en.wikipedia.org URL: https://en.wikipedia.org/wiki/76:14 (дата обращения: 12.05.2023).
Higher Intelligence Agency // whosampled.com URL: https://www.whosampled.com/Higher-Intelligence-Agency/ (дата обращения: 12.05.2023).
50 Best Ambient Albums Of All Time // pitchfork.com URL: https://pitchfork.com/features/lists-and-guides/9948-the-50-best-ambient-albums-of-all-time/?page=5 (дата обращения: 30.04.2023).
Ambient Music Genre Overview // allmusic.com URL: https://www.allmusic.com/style/ambient-ma0000002424 (дата обращения: 30.04.2023).
Ocean of sound: aether talk, ambient sound and imaginary worlds // archive.org URL: https://archive.org/details/oceanofsoundaeth0000toop/mode/2up (дата обращения: 30.04.2023).
Ambient Dub Music — Vibe Dye // vibedye.com URL: https://vibedye.com/music-genre-ambient-dub-music/ (дата обращения: 30.04.2023).
The Best Ambient Dub Albums of All Time — Album of The Year // albumoftheyear.org URL: https://www.albumoftheyear.org/genre/330-ambient-dub/all/ (дата обращения: 30.04.2023).
Best Ambient Dub albums of all time — Rate Your Music // rateyourmusic.com URL: https://rateyourmusic.com/charts/top/album/all-time/g:ambient-dub/ (дата обращения: 30.04.2023).
Брейкбит // ru.wikipedia.org URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%BA%D0%B1%D0%B8%D1%82 (дата обращения: 30.04.2023).
Ambient dub // electronicmusic.fandom.com URL: https://electronicmusic.fandom.com/wiki/Ambient_dub (дата обращения: 30.04.2023).
The beginner’s guide to: post-dubstep // www.musicradar.com URL: https://musicradar.com/news/beginners-guide-to-post-dubstep (дата обращения: 30.04.2023).
Just Don’t Call it Trip Hop: Reconciling the Bristol sound style with the trip hop genre // cambridge.org URL: https://www.cambridge.org/core/journals/organised-sound/article/abs/just-dont-call-it-trip-hop-reconciling-the-bristol-sound-style-with-the-trip-hop-genre/B4944FEFB7C30977DA7CF0CB3AC07465 (дата обращения: 30.04.2023).
The 50 best trip-hop albums of all time // factmag.com URL: https://www.factmag.com/2015/07/30/50-best-trip-hop-albums/ (дата обращения: 01.05.2023).
Trip Hop: The Evolution from The Underground // stereofox.com URL: https://www.stereofox.com/articles/trip-hop-the-evolution-from-the-underground/ (дата обращения: 01.05.2023).
List of trip hop artists // en.wikipedia.org URL: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_trip_hop_artists (дата обращения: 01.05.2023).
BRISTOL — KWAIDAN // kwaidanrecords.net URL: https://www.kwaidanrecords.net/bristol (дата обращения: 01.05.2023).
Production Style by Genre: Trip-Hop // medium.com URL: https://medium.com/orthentix/masters-in-creative-industries-reflections-229bce2dd862 (дата обращения: 01.05.2023).
The story of the 'Bristol Sound' // britishcouncil.org URL: https://www.britishcouncil.org.il/en/rewind-bristol (дата обращения: 01.05.2023).
Exploring The Roots Of Dance: Part 2 — Dub // pointblankmusicschool.com URL: https://plus.pointblankmusicschool.com/exploring-the-roots-of-dance-part-2-dub/ (дата обращения: 01.05.2023).
Local Groove Does Good: The Story Of Trip-Hop’s Rise From Bristol: The Record: NPR // npr.org URL: https://www.npr.org/sections/therecord/2012/01/31/142607358/local-groove-does-good-the-story-of-trip-hops-rise-from-bristol (дата обращения: 01.05.2023).
A music lover’s guide to Bristol // visitbristol.co URL: https://visitbristol.co.uk/blog/read/2023/04/a-music-lovers-guide-to-bristol-b741 (дата обращения: 01.05.2023).
Drum-and-Bass Is Rising Again, With Nia Archives in the Spotlight // nytimes.com URL: https://www.nytimes.com/2023/03/10/arts/music/nia-archives-drum-and-bass.html (дата обращения: 01.05.2023).
Behind The Scenes Gallery On The 100th Window Tour // MASSIVEATTACK.IE URL: https://massiveattack.ie/blog/behind-the-scenes-gallery-on-the-100th-window-tour/ (дата обращения: 01.05.2023).
LISTEN: 10 Post-Dubstep Artists Who Matter // spin.com URL: https://www.spin.com/2011/03/listen-10-post-dubstep-artists-who-matter/ (дата обращения: 03.05.2023).
That UK Sound — The Origin of Dub & UK Sound Systems // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=s81ByZBwTU0&list=PL5STS5_kN5itwCOTI48CP3788AyRGPSoD&index=2&t=545s&pp=gAQBiAQB8AUB (дата обращения: 05.04.2023).
Nice Up The Dance! — Celebrating the Influence of UK Sound Systems // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=2k3KlE9649A&list=PL5STS5_kN5itwCOTI48CP3788AyRGPSoD&index=3&t=71s&pp=gAQBiAQB8AUB (дата обращения: 05.04.2023).
That UK Sound — The Sound of Dubstep // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=a3PjeY8kaOY&list=PL5STS5_kN5itwCOTI48CP3788AyRGPSoD&index=11&t=258s&pp=gAQBiAQB8AUB (дата обращения: 15.04.2023).
That UK Sound — Roots Of UK Jungle // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=8J88JmcrAVI&list=PL5STS5_kN5itwCOTI48CP3788AyRGPSoD&index=14&pp=gAQBiAQB8AUB (дата обращения: 20.04.2023).
All My Homies Hate Skrillex | A story about what happened with dubstep. // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=-hLlVVKRwk0&list=PL5STS5_kN5itwCOTI48CP3788AyRGPSoD&index=15&t=2610s&pp=gAQBiAQB8AUB (дата обращения: 20.04.2023).
Brief Tour of Ambient Dub Techno // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=0WydDG7JBgs&list=PL5STS5_kN5itwCOTI48CP3788AyRGPSoD&index=23&t=287s&pp=gAQBiAQB8AUB (дата обращения: 27.04.2023).
channel 4 jungle music documentary Broadcast April 30th 2014 // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=PAh1WdsEVhE&list=PL5STS5_kN5itwCOTI48CP3788AyRGPSoD&index=25&pp=gAQBiAQB8AUB (дата обращения: 27.04.2023).
Aphex Twin | #3 (Rhubarb) | Breakdown // YouTube URL: https://youtu.be/JqTx5ENNqSk (дата обращения: 07.05.2023).
Sleep Sound by Jamie xx // songfacts URL: https://www.songfacts.com/facts/jamie-xx/sleep-sound#: ~:text=Jamie%20told%20Q%20magazine%20how, able%20to%20dance%20to%20the (дата обращения: 16.05.2023).
URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1994/33/section/63 (дата обращения: 15.04.2023).
URL: https://pitchfork.com/thepitch/how-burial-became-a-meme/ (дата обращения: 15.04.2023).
URL: https://www.youtube.com/watch?v=SQx-BefP9-Y (дата обращения: 20.04.2023).
URL: https://www.youtube.com/watch?v=88IqhWoYgxc (дата обращения: 20.04.2023).
URL: https://www.youtube.com/watch?v=kWP8gLXQUxw (дата обращения: 20.04.2023).
URL: https://www.youtube.com/watch?v=ORMoXfaHFMA (дата обращения: 20.04.2023).
URL: https://www.google.com/search?q=Andy+C+%E2%80%94+Is+Truth+the+Light&sourceid=chrome&ie=UTF-8#fpstate=ive& vld=cid: 7c34ca81, vid: P3MYT7zJZqw (дата обращения: 21.04.2023).
URL: https://www.youtube.com/watch?v=pKxBCSCM484 (дата обращения: 21.04.2023).
URL: https://www.youtube.com/watch?v=gfkbRQIX3NQ (дата обращения: 21.04.2023).
URL: https://www.youtube.com/watch?v=0o-6r73l5l0 (дата обращения: 22.04.2023).
URL: https://www.google.com/search?q=dj+randall+%E2%80%94+the+r&sourceid=chrome&ie=UTF-8#fpstate=ive& vld=cid: de492ab7, vid: FvC-gmF6U7M (дата обращения: 25.04.2023).
URL: https://www.youtube.com/watch?v=mL2Bgj-za5k (дата обращения: 25.04.2023).
URL: https://www.youtube.com/watch?v=3QMiCBJ7yRM (дата обращения: 25.04.2023).
URL: https://youtu.be/UgM87_BRoAA (дата обращения: 25.04.2023).
URL: https://youtu.be/J5qg3Cy3V4E (дата обращения: 25.04.2023).
URL: https://youtu.be/vDF42KAp_TY (дата обращения: 25.04.2023).
URL: https://youtu.be/T3vHsWuW8zc (дата обращения: 25.04.2023).
URL: https://youtu.be/PKtTmZnVhhI (дата обращения: 27.04.2023).
URL: https://youtu.be/njDLlDEN3j4 (дата обращения: 27.04.2023).
URL: https://youtu.be/wCAURNnKqFo (дата обращения: 27.04.2023).
URL: https://youtu.be/6S71bzLtf98 (дата обращения: 27.04.2023).
URL: https://youtu.be/pymCTFb4lns (дата обращения: 27.04.2023).
URL: https://youtu.be/YuN4HMr4nJk (дата обращения: 28.04.2023).
URL: https://youtu.be/_Q7IJOYxAMo (дата обращения: 28.04.2023).
URL: https://youtu.be/BK-y8G6WS-U (дата обращения: 28.04.2023).
URL: https://youtu.be/yT0gRc2c2wQ (дата обращения: 28.04.2023).
URL: https://youtu.be/YyjW8YoyXo4 (дата обращения: 29.04.2023).
URL: https://youtu.be/KNfjpmvbQG0 (дата обращения: 29.04.2023).
URL: https://youtu.be/7DetiWap-FM (дата обращения: 29.04.2023).
URL: https://youtu.be/a4iyPMWOZkY (дата обращения: 29.04.2023).
URL: https://youtu.be/uZL-xRX6Aag (дата обращения: 30.04.2023).
URL: https://youtu.be/fkvZOvOeON0 (дата обращения: 30.04.2023).
URL: https://youtu.be/Rxcy6wyG4s4 (дата обращения: 30.04.2023).
URL: https://youtu.be/vv091qdGzjU (дата обращения: 30.04.2023).
URL: https://youtu.be/vv091qdGzjU (дата обращения: 01.05.2023).
URL: https://youtu.be/O8u5uRYhtSU (дата обращения: 01.05.2023).
URL: https://youtu.be/13ZJ4_y30Ok (дата обращения: 01.05.2023).
URL: https://youtu.be/-F665Mkc0D0 (дата обращения: 01.05.2023).
URL: https://youtu.be/tNhMiuk1euM (дата обращения: 01.05.2023).
URL: https://youtu.be/L_0bXCRtOcA (дата обращения: 01.05.2023).
URL: https://youtu.be/9BIYV3BLcno (дата обращения: 05.05.2023).
URL: https://youtu.be/uTOsBk-V9uA (дата обращения: 05.05.2023).
URL: https://youtu.be/G9H3i0T1iN4 (дата обращения: 06.05.2023).
URL: https://youtu.be/6l5wNI7sZhk (дата обращения: 06.05.2023).
URL: https://youtu.be/4wPOD4m0uD0 (дата обращения: 09.05.2023).
URL: https://youtu.be/QFO1kuq630w (дата обращения: 09.05.2023).
URL: https://youtu.be/3oLLaDL8L6U?list=OLAK5uy_nDSE27qlkgLEXNgyoL1Q10X84qYFZfzMU (дата обращения: 09.05.2023).
URL: https://youtu.be/jyCRbgN2zdQ (дата обращения: 09.05.2023).
URL: https://youtu.be/rc85cGTlKLY (дата обращения: 09.05.2023).
URL: https://youtu.be/HuYmgnMtRTM (дата обращения: 13.05.2023).
URL: https://youtu.be/cfeVDzO-FqY (дата обращения: 13.05.2023).
URL: https://youtu.be/GRVwtSmgKP8 (дата обращения: 13.05.2023).
URL: https://youtu.be/Nw4EsFTgxjc (дата обращения: 13.05.2023).
URL: https://youtu.be/BMrx8Sg76nA (дата обращения: 13.05.2023).
URL: https://youtu.be/mSb-TtgvvPc (дата обращения: 13.05.2023).
URL: https://youtu.be/sZfKuaDNKME (дата обращения: 13.05.2023).