

1. Концепция 2. История и философия кинцуги 3. Техники и материалы 4. Современная интерпретация 5. Выводы 6. Библиография 7. Источники изображений
КОНЦЕПЦИЯ
Сравнение средневековой философии «уродства» с японской философией кинцуги показывает интересный контраст в восприятии неполноценности. Концепции исходят из разных культурных и философских традиций и представляют собой два различных способа восприятия и отношения к несовершенству. Эти подходы отражают глубинные различия в культурных ценностях и мировоззрениях, которые прослеживаются в искусстве, общественной морали и религии.
В средневековой Европе «уродство» часто ассоциировалось с физическими и моральными дефектами и воспринималось как отражение греховных поступков или наказание от Бога. Такие представления распространялись в таких областях, как искусство, литература и богословие. Не было принято находить красоту в уродстве, потому что внешность считалась отображением внутреннего состояния. В отношении к предметам интерьера и мебели в средневековье также были определенные стандарты и ожидания. Мебель той эпохи в основном была функциональной и изготавливалась из доступных материалов. Эстетика была важна, но в первую очередь для церковных и знатных домов, где роскошь и декоративность мебели могли говорить о статусе и богатстве владельцев.
«Некрасивая» мебель в доме богатого человека могла бы вызвать ассоциации с дефектами характера владельца, такие как скупость или отсутствие добродетели, напоминая о средневековой тенденции воспринимать внешний вид как отражение внутреннего мира человека.
Философия кинцуги, напротив, признает и ценит несовершенство и неполноценность. Кинцуги — это японское искусство, которая заключается в восстановлении разбитой керамики с использованием специального лака, смешанного с золотой, серебряной или платиновой пудрой. Подчеркивая щели и трещины, кинцуги не только ремонтирует объект, но и добавляет ему новую красоту и ценность, отождествляя шрамы и повреждения с историей предмета и его уникальностью.
Обе философии обращаются к тому, как люди видят и воспринимают недостатки, но они делают это по-разному. Кинцуги учит нас видеть красоту в недостатках, а не отвергать её, в то время как средневековая философия могла рассматривать недостатки как отклонения от идеала или даже как отражение внутренних пороков.
В современном стремительно меняющимся мире моды и интерьера, где господствует культ потребления и идеал совершенства, кинцуги предлагает альтернативу — поиск красоты в неполноценности и несовершенстве, что находит отклик в сердцах многих. Идея кинцуги перекликается с дискуссиями об экологичности и осознанности в дизайне, выступая за бережное отношение к объектам и сокращение производственных отходов. Но также стоит отметить то, что многие люди концентрируются исключительно на визуальной, декоративной составляющей кинцуги, считая его просто красивым элементом дизайна, игнорируя более глубокие аспекты его философии. Эта ситуация аналогична средневековому восприятию «уродства»: внешний вид был приоритетен внутренним качествам. То есть, в обоих случаях присутствует тенденция судить явления исходя из их внешнего вида, не углубляясь в их истинную суть.
Исследование данной темы призвано проанализировать, как древняя японская практика была интерпретирована в современном дизайне, и раскрыть потенциал кинцуги как средства выражения индивидуальности и осознанности. Это позволит глубже понимать значение и применение этой концепции в современном мире, где ценится уникальность и где каждый предмет в интерьере может рассказать свою собственную историю.
Материал для визуального исследования отобран на основе нескольких критериев: история и философия кинцуги, визуальная значимость, соответствие концепции кинцуги, инновационный подход в интерпретации и интеграция в современный контекст. Будут исследованы фотографии интерьеров, объектов дизайна и проектов, демонстрирующих применение кинцуги, а также современного искусства, вдохновленного этим методом.
Исследование структурировано по нескольким основным направлениям: исторический контекст кинцуги, философия и значения, методы и материалы, современное применение в интерьере, и влияние на дизайн и культуру. В каждом разделе будет включена галерея визуальных примеров, анализ соответствующих тенденций и их интерпретаций.
Отбор информации осуществлялся на основе авторитетности источника, актуальности и глубины анализа в контексте темы. Анализ текстов направлен не только на выявление связей между традиционной практикой и ее современными интерпретациями, но и на обобщение информации, выявление наиболее важных тезисов, идей и примеров, которые иллюстрируют разнообразие подходов к использованию кинцуги в современном дизайне.
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ КИНЦУГИ
Кинцуги представляет собой метод восстановления разбитой керамики, возникший в Японии в 15-м веке в эпоху правления Сёгуна Асикага Ёсимасы. По одной из версий Сёгун был неудовлетворен качеством ремонта своей поломанной чайной чашки. Именно это подтолкнуло его обратиться к местным ремесленникам с просьбой разработать способ ремонта, который бы сохранял привлекательность объекта. В результате была освоена техника кинцуги.
Династия Сун (960-1279 гг.) Ashmolean Museum
Хонами Коэцу (1558–1637 гг.), чайная чаша из посуды Акараку, названная Сеппо. Собственность Мемориального музея изобразительных искусств Хатакеяма
A KARATSU CHAWAN TEABOWL MOMOYAMA-EDO PERIOD, 16 TH –17TH CENTURY
1650-1675 Киото, префектура Киото, Япония
Кинцуги тесно связано с японскими философскими и эстетическими концепциями, такими как ваби-саби, муксе и мондо. Ваби-саби олицетворяет принятие проходящей, изменчивой и неправильной красоты, часто выражаемой через простоту, природные формы и лаконичное оформление. Муксе подразумевает значимость мельчайших деталей и акцентирует важность каждого объекта. Мондо отражает идею художественного диалога, открывающего глубокий смысл произведения.
Чаша для чая Орибе, 17 век
Чаша для чая Кинцуги Корея, 18 век
Чаша для чая 19 век. Посуда Karatsu
ТЕХНИКИ И МАТЕРИАЛЫ
Существует три главных типа техники кинцуги:
1. Тещины.Заключается в заделывание трещин смесью из золотой пыли и смолы или лака, применяемой вместо клея с минимизацией объёма недостающих частей. 2. Мозаика. Означает заполнение недостающих деталей с использованием золота или золотистой эмали. 3. Стыковка. Подразумевает восстановление отсутствующих элементов с помощью других частей, которые подходят по размеру, но могут отличаться по текстуре и цвету.
Чаши для чая 18в. Техники: 1. Трещины 2. Мозаика 3. Стыковка
Материалы: 1. Уруси — это естественный лак, который получают из сока дерева уруси, обычно растущего в Японии и других регионах Азии. Этот лак обладает естественной способностью затвердевать при контакте с влажностью и воздухом, создавая прочное и влагостойкое покрытие. 2. Золотая или серебряная пудра — эти драгоценные металлы в форме пудры или хлопьев добавляются в лак перед нанесением в качестве вещества, которое будет «запечатывать» трещины в керамике. 3. Чистое золото (листовое). Иногда может использоваться и чистое золото в виде тонких листов, которые наносятся на уруси, чтобы дать более яркую и насыщенную металлическую отделку. 4. Камако (рисовая паста) — это вспомогательное средство используется для заполнения больших трещин или отверстий перед нанесением уруси. Это помогает создать более гладкую основу для дальнейшего слоя лака и металлической пудры. 5. Тонкие кисти. Используются для тщательного нанесения лака и металлической пудры по линиям трещин. 6. Полировочные материалы: После того как лак с металлической пудрой затвердеет, поверхность может быть отполирована для придания гладкости и блеска.
Замешивание золотой пудры и уруси. Склеивание осколков.
СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
В контексте современного дизайна, который часто стремится к безупречности и идеальности, кинцуги вносит акцент на красоте и ценности несовершенства. Это предоставляет дизайнерам возможность отходить от идеалов «идеальной» эстетики и признавать важность истории, индивидуальности и уникальности предметов дизайна. Использование техники кинцуги в современной посуде также является заявлением в поддержку экологической устойчивости, подчеркивая важность переработки и долгосрочного использования вещей в противовес бросовому потреблению товаров.
Блюдо Seletti Kintsugi
Seletti Kintsugi: стакан, кофейная пара
Seletti Kintsugi: ваза, статуэтка
В мире серийного производства кинцуги предлагает способ персонализации предметов интерьера. Оно несет в себе философию, которая считает сколы и трещины частью истории предмета, а не дефектами, которые нужно скрыть. Этот подход резонирует с современной парадигмой ценности ремесленности и истории за каждым предметом индивидуальности. Концепцию кинцуги можно адаптировать к различным материалам и не обязательно копировать традиционную технику с золотым лакированием; дизайнеры мебели и интерьеров могут использовать подобные техники с современными материалами, которые соответствуют использованию в повседневной жизни. таким образом предметы наделены характером и рассказывают историю, что привлекает потребителей, желающих внести уникальность в свой дом.
Forge Creative, стол кинцуги
1stdibs, журнальный столик Kintsugi
Стол кинцуги
Фрэнк Тепкема, Галерея vivid, Recession Chair 2013
Оформление пола, стен в технике кинцуги
Примеры плиток производителя Fioranese
Интерьер с использованием плитки Хиби Тьма, производитель Fioranese
Интерьер с использованием плитки Япония-Туман Хиби, производитель Fioranese
Возрождение ресторана Carmina и Pilar в Париже
Глен Мартин Тейлор, советский стиль
Кинцуги в интерьере
Проект 2020 г. Balbek bureau. Салон красоты «Скажи нет Мо» в Киеве
Проект 2020 г. Balbek bureau. Салон красоты «Скажи нет Мо» в Киеве
Кинцуги как элемент дизайна может подвергаться негативной интерпретации, если его внедрение в современные практики происходит без учета культурной значимости и философских оснований, лежащих в его корнях. Кинцуги может восприниматься как элемент эстетический, а не философский. При коммерциализации элементов дизайна, особенно когда они используются в массовом производстве, философия может быть утрачена. В таком случае искусство превращается в дизайнерский тренд, тем самым теряя свою истинную эссенцию.
Декоративные настенные панели с золотыми вставками
Философия кинцуги, акцентирующая красоту и значимость в несовершенстве и восстановлении, оказала значительное влияние на современных художников. Они обращают свое внимание именно на философию кинцуги, на ее суть.
Американский художник Глен Мартин Тейлор дает новое толкование древнему искусству кинцуги, отображая через него рассказы своей жизни и истории семьи. Отказываясь от традиционных лака и драгоценных металлов, Тейлор использует нестандартные и порой провокационные материалы. В его работах встречаются такие элементы, как антикварные бусы и острые проволочные элементы, столовые принадлежности и рулоны пряжи, кожаные полосы и пары ножниц, которые превращают хрупкий фарфор в средство для мощных эмоциональных заявлений и размышлений о природе вещей.
Глен Мартин Тейлор, «I’m sorry I fell down»
Глен Мартин Тейлор, «Don’t love me»
Глен Мартин Тейлор, «Locked inside my brokenness»
Глен Мартин Тейлор, «Kintsugi bones»
Глен Мартин Тейлор, «Blue & Orange Kintsugi Bowl»
Глен Мартин Тейлор, «Kintsugi Heart»
Глен Мартин Тейлор, «Motherhands»
Глен Мартин Тейлор, «heart scissors»
Сеульская художница Yeesookyung объединяет элементы корейского и японского ремесла, создавая изысканные, украшенные золотом скульптуры, которые она формирует из керамических частиц, соединенных металлической эпоксидной смолой.
Yeesookyung, «Переведенная ваза.» 2009
«Я собираю эти разрушенные горшки обратно, как трехмерные пазлы, покрывая трещины золотом. С момента разрушения у меня появляется шанс вмешаться и сфабриковать новые повествования с моим собственным переводом.» — Yeesookyung
Yeesookyung, «Переведенная ваза. Тысяча» 2012
Yeesookyung, «Переведенная ваза. Тысяча» 2012
«На мой взгляд, один кусок битой керамики находит другой кусок, и они идеально совпадают друг с другом. Использование золота в трещинах между ними связано с корейским языком, в котором произношение слов „золото“ и „трещина“ звучит как ‘Geum’, — рассказывает скульптор.
Yeesookyung, «Переведенная ваза» 2012, «Переведенная ваза. Тысяча» 2015
Yeesookyung, «Переведенная ваза. Другая сторона Луны» 2014
Скульптор из Британии Билли Бонд использует традиционные портретные скульптуры в качестве отправной точки для своего творчества. Изучая этапы создания, разрушения и восстановления, она метафорически воплощает переживание травмы и последующее исцеление. Японская техника кинцуги, символизирующая жизнеспособность и самопринятие после травматических переживаний, стала для нее иконой восстановления и продолжения жизненного пути.
Билли Бонд, «Breathe Print»
Билли Бонд, «Inner Being 2 Sculpture»
Билли Бонд, «Kintsugi Head 2 Sculpture»
ВЫВОДЫ
Философия кинцуги ценит красоту в несовершенстве и экспонирует ранее сокрытые дефекты. Обогащая объект акцентом на сколы и разломы, кинцуги не просто восстанавливает его, но и облагораживает, придаёт изделию новые очертания привлекательности и уникальности, превращая повреждения в часть его истории. Эта традиция напоминает нам о ценности несовершенства и важности принятия недостатков.
Традиционно кинцуги не распространяется на мебель и интерьер, эти элементы стали адаптироваться и интегрироваться в современный дизайн за счет их визуальной привлекательности, символической значимости и в соответствии с ценностями устойчивости и индивидуализации. По-настоящему ценящие кинцуги дизайнеры должны стремиться не только к визуальной привлекательности, но и к сохранению глубокого смысла, изначально вложенного в эту традицию.