Original size 1152x1600

Борода: ее символика и интерпретация в цивилизациях Месопотамии

PROTECT STATUS: not protected
8
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

1 Концепция 2 Шумеры 3 Аккадцы 4 Ассирийцы 5 Хетты 7 Вавилон 8 Ахемениды 9 Вывод 10 Источники

Концепция

Внешность является одним из основных способов самовыражения. С ее помощью можно показать свои ценности, социальный статус и много другое. Борода — неотъемлемая часть мужской внешности. Борода существует так же долго, как и сам человек. В настоящее время мы не придаем бороде у мужчин особого значения, ее наличие обусловлено лишь вкусовыми предпочтениями, однако в древности борода часто символизировала что-то конкретное. Наличие или отсутствие бороды могло быть связано с различными факторами, такими как традиции, религиозные верования или социальные нормы.

В своем исследовании я хочу выяснить, какое значение имела борода для античных цивилизаций Месопотамии, каково было восприятие бороды в контексте культуры и общества.

Шумеры

Чтобы понять отношение той или иной цивилизации к бороде, следует изучить, как часто мужчин изображали с бородами, рассмотреть представителей разных социальных статусов, чтобы понять, как выглядели почитаемые люди, какие были нормы и тенденции, что люди уважали и какие были традиции и ценности.

Первая категория — Боги. Они играли центральную роль в жизни шумерских цивилизаций. Понимание мира шумерами основывалось на взаимодействии с божественным, что подтверждают зиккураты, фигурки богов, а также различные мифы, отраженные в шумерской литературе.

Шумерские боги часто изображались с длинными бородами, также, как и Шеду — духи хранители — имели в своем образе длинную бороду с завитками.

big
Original size 2404x1093

1.фундаментный гвоздь с фигурой бога, 2100 до н. э. 2. Адап, шумерский бог исцеление 3. голова божества, ок. 2140 до н. э.

деталь бас-рельефа, шеду, 10-6 в. до н. э.

Стела с изображением бога луны Наннара, короля Ур-Намму, а также слуги, показывает представителей трех категорий с разным социальным статусом. Король, представитель высшего статуса, как и бог, изображен с длинной бородой, в то время как лицо слуги выбрито.

стела (рельеф; камень), бог луны Наннар, 22-й в. до н. э.

Важную роль в шумерском искусстве также играл бык. Голова быка с накладной бородой являлась украшением лиры или арфы. Они часто изображались в сценах банкетов раннединастического периода, что говорит о том, что музыка занимала такое же центральное место в шумерской культуре, как и еда и напитки.

Original size 2089x1093

1. Арфа, ок. 2500 до н.э 2. Лира, голова быка с рогами и накладной бородой, ок. 2500 до н. э. 3. Арфа, ок. 2500 до н.э

Статуэтки быков с человеческими головами также изображались с длинной бородой, которая шла волнистыми линиями с завитками в конце.

Original size 1024x814

два быка с человеческими головами, 2140 г. до э.

Статуэтка сановника Эбих-Иля была обнаружена в храме Иштар в Мари. У молящегося бритая голова, но есть борода, покрытая длинными переходящими линиями с вкраплениями отверстий, которые могли представлять собой промежутки между прядями бороды.

эбих-иль из Мари, 2750 до н. э.

У всех мужских статуэток молящихся, за исключением одной, есть бороды. Их длина и детализация дают понять, что скульптору было важно показать этот аспект внешности.

статуэтка молящегося из Эшнунны 2750-2600 до н э

Среди стел и скульптур мы также можем найти изображения мужчин разных социальный статусов: от губернаторов до музыкантов. Во внешности каждого мужчины присутствует борода, она оформлена характерными волнистыми линиями, завитками или наклонными штрихами. Этот узор повторяется на многих статуях Месопотамии и служит отличительной чертой этого периода.

1. голова статуи, посвященной Пузур-Иштару, губернатору Мари, ок. 1950 г. до э. 2. бородатый мужчина держит пальму, 20-16 в. до н. э.

1. фрагмент стелы с головой бородатого мужчины, с. 2150 до н. э. 2. музыкант, 3-2 тыс. до н. э.

Аккадцы

Саргон — царь семитского Аккада. Саргон был выдающимся правителем аккадской империи, который стал известен благодаря своим военным завоеваниям и объединению различных городов под своим началом. Маска правителя дает понять, что Саргон носил длинную бороду, несмотря на то, что она могла помешать в бою. Можно сделать вывод, что ее наличие для вождя было важнее, чем удобство при сражении.

Original size 1653x2297

бронзовая маска Саргона, ок. 2340 -2284 до н. э.

На стеле Саргона мы можем видеть воинов, возглавляемых царём, его длинная борода спускается до груди. За правителем следует придворный, а затем — воины. Фигуры подчиненных заметно отличаются от фигуры вождя: во-первых, они ниже, а во-вторых, их лица выбриты.

стела Саргона, 2334-2279 до н. э.

На стеле, иллюстрирующей победу аккадского царя, изображены воины; здесь они показаны с бородами.

1. стела победы Насирии, ок. 2300 г. до н. э. 2. реконструкция фасада стелы Насирия, рисунок Сюзанны Чепмен

Одним из любимых сюжетов аккадского гравюрного искусства является изображение царя, окруженного символами божественности, такими как солнце и луна, как образ могущественного героя. На стеле, посвященной победе Нарамсина над горными племенами царь изображен с длинной бородой треугольной формы, которая доходит до груди. Она служит одной из отличительных черт в его внешности, так как все остальные воины и противники изображены либо бритыми, либо с более короткой бородой.

стела Победы Нарам-Суэна, ок. 2250 до н. э.

Множество мужских статуэток шумеро-аккадского периода изображаются с бородами, чаще всего длинными. Борода обычно имеет узор (волны или горизонтальные линии).

Например, борода «короля-жреца» из Урука неестественно густая, рифленая горизонтально, что является одной из художественных особенностей той эпохи, которая придавала своего рода небесную святость изображенному.

Original size 3217x1130

1. статуя обнимающихся мужчины и женщины, 2500 до н. э. 2. голова мужчины, после 2480 г до н. э. 3. мужчина несет жертвенного агнца, 2460-2290 до н. э. 4. статуя «короля-жреца» из Урука, 3300-3000 до н. э.

Ассирийцы

Борода — один из важнейших божественных символов. Образ богов переносится из одной цивилизации в другую и видоизменяется, однако некоторые детали совпадают в обоих культурах. Так, ассирийские статуэтки богов изображены с длинными бородами.

В образах бога войны и бога грозы фигурирует борода, ее длина доходит до груди, видны характерные завитки и линии, служащие декором. Бог плодородия изображен иначе, его борода значительно короче.

Original size 2417x1093

1. бог войны, ок.1000–600 гг. до н. э. 2. Статуя Хадада, бога грозы, Шамаш-нури и Хадад-иси, царя Сузаны и его сына, 9в. до н. э. 3. рельеф из Ассура с изображением бога плодородия, 1350-1000 до н. э.

Статуи и рельефы с изображениями царей показывают свойственный тому времени образ правителя, неотъемлемой частью которого являлась борода. Можно заметить свойственные ассирийским статуям завитки на бороде.

Original size 3003x1093

1. Статуя царя Салманасара, 858-824 до н. э. 2. статуэтка ассирийского царя 9в. до н. э. 3. король Ашурнасирпал II, 875-860 до н. э. 4. глава Ашурнасирпала II из Калху, ок.875 — 860 до н. э.

Изображения воинов, а также мифических существ также не лишены бороды.

Original size 2173x1668

1. осада города, 875-860 до н. э. 2. осада города, 875-860 до н. э. 3. поход против Лахиша, 700 до н.э 4. настенная роспись солдаты и лошади, 8в. до н. э.

1. ортостатный рельеф: крылатый лев с человеческой головой, 10- 9 в. до н. э. 2. дух Лахму, 646 до н. э.

В одном из клинописных текстов¹, содержащихся в письме короля Ассирии своему сыну, правителю города Мари, король выражает следующую мысль: «Ты всё еще ребенок и ты не мужчина. Выросла ли борода на твоем подбородке? Достиг ли ты зрелости, и создал ли ты дом для себя?» Упоминание бороды наравне с достижением зрелости показывает, что растительность на лице ассоциировалась у ассирийцев с мужественностью и достижением определенного уровня развития.

1 о королевских делегатах см.: Maẓloum 1985: 95ff.

Original size 2767x1130

крылатый джинн, 865 до н. э.

1. рельеф, стражи дверей, 9 в. до н. э. 2. дворец короля Саргона II; деталь барельефа с быком с крыльями, человеческим лицом и тиарой, 10-6 в. до н. э.

Хетты

В хеттской культуре богов тоже обычно изображали с бородами, стиль этих изображений напоминает шумерский, где борода представлена в виде линий.

Original size 4096x2340

хеттский рельеф: Гении-Атлантиды и атлас горного бога, 10-9 в. до н. э.

Можно заметить, как стиль изображения бороды меняется в зависимости от образа. Так, борода Ивриза, бога погоды, завивается, ее форма гармонично смотрится с его изображением, в то время как борода бога войны оформлена линиями, этот узор повторяется на его волосах и головном уборе, тем самым создавая цельную картину.

Original size 2335x1093

1. Ивриз, бог погоды, 9 в. до н.э 2. бог войны с копьем, 9 в. до н. э. 3. статуя бога бури, ок. 720-680 до н. э.

Далее представлены еще несколько статуй периода хеттов. Борода царя имеет «литой» вид и выглядит единым целым, что отличает это изображение от рассмотренных раннее.

колонна статуи арамейского царя из Синджирли-Самала, 9 в. до н. э.

1. рельеф: бородатая фигура, держащая посох, ок. начало I тысячелетия до нашей эры 2. рельеф: мужчина протягивает чашку женщине, ок. начало I тысячелетия до нашей эры

ВАВИЛОН

Многие боги вавилонской мифологии, такие как Мардук и Энки, часто изображались с протяжёнными бородами.

1. бог Энки 2, около 2300 г. до н. э. бог Мардук, 12в. до н. э.

Original size 2268x1093

1. бородатый бог в рогатом головном уборе, держащий в каждой руке скипетр 2. четырехликий Бог, 19-18 в. до н. э. 3. король и бог солнца Шамаш, 1595-1155 до н. э.

статуэтка бога, общий вид, анфас

1. статуя Набу, бога удрости, статуя бога бури Адад или Рамман 2. круглая печать с молящимся священником перед символами Мардука (главного бога Вавилона) и Набу (бога мудрости и письма), 7-6в. до н. э.

Также среди вавилонских фигурок можно найти изображения мужчин с разным социальным положением, однако борода является неотъемлемой частью их образа.

Original size 2514x1130

1. голова царя, возможно царя Хаммурапи, 2 тыс. до н. э. 2. голова мужчины, местоположение: Вавилон-Каср 3. держатель бутыли, местоположение: Вавилон-Каср

Стела с изображением царя Вавилона Мардук-апла-иддина II и его вассала, Энфеоффа. Оба мужчины имеют бороды, их длина доходит до груди, узор бороды (завиток) схож с узором шумерского и ассирийского изображения.

Original size 750x1024

1. Мардук-апла-иддин II, царь Вавилона, Энфеофф, вассал, конец 8 века до н. э.

Ахемениды

Держава Ахменидов — первая персидская империя, ее рассвет приходится на период правления Дария I и Ксеркса I.

Символами цилиндрической печати являются царская фигура, финиковая пальма и трехязычная надпись. Это единственные символические элементы, которые присутствуют во всех сохранившихся печатях с именем царя.

Original size 4096x1780

1. цилиндрическая печать: Дарий Великий с трехъязычной надписью, ок. 500 до н. э.

В эпоху Ахеменидов существовало несколько типов изображений бороды. Это могла быть завитая борода, единая борода без узора, а также борода, оформленная в виде линий. Главное, что остается неизменным, — практически у всех мужчин была борода.

Original size 1908x1284

Бессмертные персидские воины барельеф в Дарийском дворце, Персеполис, Иран.

1. ахеменидский персидский копейщик, 5 в. до н. э. 2. Дворец Ахменидов в Сузе, королевский страж, 6 в. до н. э.

1. рельеф: фигура в процессии, ок. 405–359 до н. э. 2. Ахура Мазда в крылатом диске, 486-460 до н. э.

Вывод

Борода имеет особую символику для месопотамских цивилизаций. Причины, побуждавшие шумеров, аккадцев, ассирийцев и остальные народы Месопотамии отпускать бороды, разнообразны. Опираясь на приведенные артефакты, можно выделить несколько мотивов:

1. степень мужественности и зрелости

В Месопотамии борода считалась символом мужества и силы. Она служила знаком уважения и признания. Ношение бороды часто ассоциировалось с мудростью и достоинством, что было причиной, по которой мужчины отпускали бороды.

2. степень власти и престижа

В Месопотамии борода служила символом власти и высокого статуса. Правители носили длинные бороды, которые выделяли их и подчеркивали их особое положение в обществе. Борода не только демонстрировала авторитет, но и была частью образа.

3 религиозный аспект

Многие жрецы, священники и религиозные люди стремились подражать богам, отращивая бороду как знак веры и принадлежность к высшему.

Во всех случаях, борода имела положительное значение и считалась важной частью мужской внешности.

Bibliography
Show
1.

Реда Атталла ВОЛОСЫ НА ЛИЦЕ И ПОКРЫТИЕ БОРОДЫ МОТИВЫ РОСТА И ПОКРЫТИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ И МЕСОПОТАМСКОЙ ДОКТРИНЕ // Журнал Всеобщего союза арабских археологов. — 2022. — № 7/1. — С. 108-141.

2.

Дженнифер Финн БОГИ, КОРОЛИ, ЛЮДИ: трехъязычные надписи и символические визуализации в Империи Ахеменидов // Арс Восточный. — 2011. — № 41. — С. 219-275.

3.

Амели Курт Ахеменидская концепция королевской власти // Журнал персоведения. — 1984. — № 22. — С. 156-160.

4.

Лоренцо Нигро Две стелы Саргона: иконология и визуальная пропаганда в начале царского аккадского рельефа // Ирак. — 1998. — № 60. — С. 85-102.

5.

Джон Ф. К. МакКеон Аккадская Стела Победы // Бюллетень Бостонского музея. — 1970. — № 68/354. — С. 226-243.

Борода: ее символика и интерпретация в цивилизациях Месопотамии
8
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more