
Костюмы, декорации и реквизит играли невероятно важную роль в фильмах 1900-х, поскольку не было достаточно развитого технического оборудования, такого как свет и пленка, не было больших съемочных павильонов и, самое главное, бюджета. В раннее кино верили мало, вкладывать деньги не торопились, актеров приглашать было не принято. Съемки происходили в естественных условиях. Ввиду такой ограниченности ресурсов, только детали могли дополнить визуальный образ кинематографа. В своем исследовании я хочу рассмотреть использование костюма и реквизитов Дэвидом Гриффитом, режиссером, одним из первых поверивших в полнометражное кино и попытавшихся превратить кино из бизнеса в искусство.
Кинокартины были отобраны в хронологическим порядке, чтобы проследить изменения декораций и костюмов по мере развития кинематографа, а, именно, переход от короткометражного кино к полнометражному, как более распространенному. Анализ включает в себя такие составляющие как: 1) короткометражное кино 1900-х, 2) короткометражное кино 1910-х, 3) полнометражное кино 1915-х и 4) полнометражное кино 1920-х.

Кадры Вавилона из архива студии Triangle Film Corpora со съемок фильма «Нетерпимость» (Intolerance, 1916, реж. Дэвид Гриффит)
Обоснование выбора фильмов:
«Приключения Долли». Один из первых фильмов Гриффита. Сюжет довольно скучен и банален, но монтаж и обыгрывание реквизита смогли заставить переживать за героев до конца.
«Эдгар Аллан По». Действие происходит всего на двух площадках —— комнате, в которой умирает жена, и писательской студии. Было интересно, сможет ли реквизит рассказать больше, чем интертитры за такой короткий промежуток времени.
«Рамона». Влюбленные, чувства, побег и свадьба. Такого Гриффит еще не снимал, появляется больше людей в кадре. Больше людей —— больше костюмов и реквизитов. Любовь, история символичная и метафоричная, а Гриффит любит символику.
«Все из-за молока». Сюжет обещает ограниченность костюмов, ведь одна девушка притворяется другой. Возможно, это способ ограничить количество костюмов, не сделав фильм скучным. К тому же, хотелось рассмотреть фильмы одного года, чтобы посмотреть на социокультурный контекст и общие тенденции по работе с костюмом и декорациями.
Кадры Вавилона из архива студии Triangle Film Corpora со съемок фильма «Нетерпимость» (Intolerance, 1916, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Дэвид Гриффит и Клэр Уэст
«Рождение нации». Первая эпическая кинокартина, которую невозможно обойти стороной. Хоть фильм и самого режиссера отменяют из-за расистского содержания, это была первая попытка восстановить визуальную хронологию убийства Кеннеди. Гриффит успешно работает с историческим жанром, добиваясь невероятной подлинности.
«Нетерпимость». Фильм интересен как нереальными декорациями 4-х эпох, особенно Вавилона, так и тем, что это попытка восстановить репутацию после «отмены». К тому же, декорации этого фильма оказались настолько масштабными, что не могли десятилетиями покинуть голливуд.
«Путь на Восток». Картина, ставшая частью голливудского кино, лучшая из работ Гриффита 20-х годов. Можно рассмотреть авторский почерк при работе с декорациями и реквизитом и эволюцию Гриффита.
Гипотеза: декорации и костюм —— визуальные интертитры, раскрывающие обстановку и характер героев, которые будут усложняться и «символизироваться» по мере развития кинематографа и Гриффита, как режиссера.
Кадры из архива студии D.W. Griffith Productions фильма «Путь на Восток» (Way Down East, 1920, реж. Дэвид Гриффит). Художник по костюмам Duff Gordon
Короткометражное кино конца 1900-х
«Приключения Долли» —— фильм периода зарождения кинематографа. На тот момент было популярно снимать развлекательные картины и этот фильм —— один из таких.
Перед нами сцена счастливой семьи. Они находятся в саду и главные герои окружены листвой, что позволяет сосредоточиться на их внешнем виде. Мужчина в строгом классическом костюме, женщина в платье с расширенными сверху рукавами и широкой шляпе, украшенной лентами и цветами —— перед нами обеспеченная семья.
Кадры из фильма «Приключения Долли» (The Adventures of Dollie, 1908, реж. Дэвид Гриффит). Студия American Mutoscope & Biograph Company.
Аккуратность семьи сильно контрастирует с нагруженностью образов грабителей. Их головы перевязаны платками, что может быть причиной постоянной работы на солнце. Фартук женщины спасает ее одежду от грязи, аналогичную функцию выполняют высокие сапоги мужчины.
Лопухи, разбросанный вокруг мусор ненавязчиво говорят о запущенности и неаккуратности местности, в то время как ухоженный сад говорит о достатке владельцев.
Кадры из фильма «Приключения Долли» (The Adventures of Dollie, 1908, реж. Дэвид Гриффит). Студия American Mutoscope & Biograph Company.
Перед нами спокойные кадры лиственного склона и дороги, но, внезапно, через листву начинает прорываться вор с ребенком, а через время он же на дороге врывается в кадр уже на повозке с лошадью. Выбранные для сцены местности подчеркивают психологическую драму происходящего.
Кадры из фильма «Приключения Долли» (The Adventures of Dollie, 1908, реж. Дэвид Гриффит). Студия American Mutoscope & Biograph Company.
Не менее интересно наблюдать за судьбой бочки. Изначально, она просто стоит, крупным планом показана именно повозка с бочкой. К моменту выброса бочки в воду, рядом с ней, слева, появляется кусок ткани, уже готовый выпасть. Нас предварительно готовят к происходящему, намекая, что и бочка вот-вот упадет.
Кадры из фильма «Приключения Долли» (The Adventures of Dollie, 1908, реж. Дэвид Гриффит). Студия American Mutoscope & Biograph Company.
Бочку метает из стороны в сторону, она предстает в разных ракурсах, усиливая драматизм и напряженность сцены —— каждый раз мы думаем, что же произойдет дальше.
Кадры из фильма «Приключения Долли» (The Adventures of Dollie, 1908, реж. Дэвид Гриффит). Студия American Mutoscope & Biograph Company.
Эксперименты раннего кинематографа продолжаются. Фокус экспериментов направлен на монтаж
Умирающая жена Эдгара Пола стала вдохновением для его книги. На первом плане находится конструкция, выдающая себя за кровать, но больше похоже на раскладной стол. Простыни смяты, подушки подложены одна под одну, что говорит о длительном нахождении женщины на этом месте.
Наше внимание обращают на столик. Сначала на него ложится женщина, потом мужчина ставит шляпу, что говорит о его намерении остаться, в конце фильма на нем появится корзина с бумагой, на которой, можно предположить, он собирался писать продолжение книги. Исходя из количества бумаги, Аллан По планировал либо испортить много черновиков, либо написать большую книгу.
Кадры из фильма «Эдгар Аллан По» (Edgar Allan Poe, 1909, реж. Дэвид Гриффит). Студия American Mutoscope & Biograph Company.
Динамика реквизитов и неоднократно поднятые вверх руки Эдгара По подготовили нас к тому, что произойдет дальше. На бюсте появляется черный ворон —— предвестник скорой смерти женщины.
Кадры из фильма «Эдгар Аллан По» (Edgar Allan Poe, 1909, реж. Дэвид Гриффит). Студия American Mutoscope & Biograph Company.
Большое количество бумаги, книги, пишущие что-то люди —— намекают на писателей. Окончательно говорит об этом табличка «EDITOR». Стул на кадре, слева, предназначен для посетителя, значит, это редакторская контора и По пришел в издательство.
Кадры из фильма «Эдгар Аллан По» (Edgar Allan Poe, 1909, реж. Дэвид Гриффит). Студия American Mutoscope & Biograph Company.
Бюджеты короткометражных фильмов конца 00-х были сильно ограничены, что влияло на простоту декораций и костюмов. Это и консервативные взгляды студии Байограф мешали Гриффиту развернуть что-то по-настоящему масштабное
Короткометражные фильмы 1910-х
Социальная несправедливость —— популярная тематика в кино. В данной кинокартине затронуты вопросы неравенства испанской девушки и индейца, есть место романтизации Дикого Запада.
«Рамона» —— мелодрама об истории двух влюбленных. Фильмы становятся длиннее, улучшается проработанность костюмов.
Невеста знакомится с тестем. Простота одежды девушки говорит о ее невысоком социальном статусе, а обилие декора на одежде тестя о достатке его семьи.
Кадры из фильма «Рамона» (Ramona, 1910, реж. Дэвид Гриффит). Студия American Mutoscope & Biograph Company.
Девушка находится рядом с цветочным деревом —— дополнительная романтика в кадр. Прерывает его мама жениха. Кадр примечателен тем, что можно наглядно увидеть разницу в доходах семей —— есть как мама невесты, так и жениха. Образ последней многослоен и перегружен, волосы завиты. Мама невеста одета в более простое и удобное для повседневной носки платье.
Кадры из фильма «Рамона» (Ramona, 1910, реж. Дэвид Гриффит). Студия American Mutoscope & Biograph Company.
Кадры из фильма «Рамона» (Ramona, 1910, реж. Дэвид Гриффит). Студия American Mutoscope & Biograph Company.
Цветы в руках девушки как символ предвкушения события. Букет поднят до встречи с будущим тестем и опущен после —— помолвки не будет.
Далее следуют сцены одиночества. Жених один в поле, девушка у алтаря, что довольно шекспировски. Есть образ птицы в клетки —— девушки за решеткой. Влюбленным не дают встретиться и они расстроены.
Кадры из фильма «Рамона» (Ramona, 1910, реж. Дэвид Гриффит). Студия American Mutoscope & Biograph Company.
Кадры из фильма «Рамона» (Ramona, 1910, реж. Дэвид Гриффит). Студия American Mutoscope & Biograph Company.
Прикрытая голова стала некоторым стандартом для тех, кто собирается бежать. На голове платок, в руках вещи —— она собирается бежать.
Священник создает новую семью. Побег удался. Но ненадолго. Муж перегружен вещами —— его отправляют домой. Далее мы видим черный платок, напоминающий одеяния вдов —— ребенок умер.
Кадры из фильма «Рамона» (Ramona, 1910, реж. Дэвид Гриффит). Студия American Mutoscope & Biograph Company.
Кадры из фильма «Рамона» (Ramona, 1910, реж. Дэвид Гриффит). Студия American Mutoscope & Biograph Company.
Кадры из фильма «Все из-за молока» (All on Account of the Milk, 1910, реж. Дэвид Гриффит). Студия Biograph Company.
В короткометражном фильме «Все из-за молока» присутствует 4 основные сцены: хозяйский зал, комнаты рабочего персонала, крыльцо и стройка.
Богатство гостиной подчеркивает круглый стол с резными ножками, обшитые мягкой тканью стулья, тяжелые шторы и зеркала, обрамленные деревянной рамой. Комната для прислуги сделана куда проще: фурнитура без резьбы и уже довольно старая, простые деревянные стулья, потрепанный квадратный стол. Шкаф переполнен посудой, веник стоит вверх ногами —— комната точно не предназначена для посещения не прислугой.
По заставленности крыльца, скорее всего, это черный выход для обслуживающего персонала.
На стройке много рабочего материала, уже заметна любовь Гриффита к дыму.
Кадры из фильма «Все из-за молока» (All on Account of the Milk, 1910, реж. Дэвид Гриффит). Студия Biograph Company.
Гриффит долго противостоял Байограф. Они сделали ставки на разные вещи. Гриффит на новаторство и полнометражность, студия на консерватизм. Борьба окончилась уходом режиссера
Полнометражные фильмы 1915-х
В ближайшее время Гриффит поразит общественность сначала полнометражным фильмом «Рождение нации», потом «Нетерпимость». Фильмы выдержаны в своеобразии художественного мира и исторической точности.
Костюмы и декорации были не только воссозданы в соотвествии с эпохой Гражданской войны, но и явно подчеркивали социальное положение героев. Для верхушки общества в одежде характерна многослойность, обилие декора и оборок. Бедное население носит скромные ткани из жестких материалов. Хоть война и меняет достаток героев, все еще можно отличить господ от наемных рабочих и рабов.
Кадры из фильма «Рождение нации» (The Birth of a Nation, 1915, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Клэр Уэст, Роберт Гольдштейн, студия Epoch Producing Corporation David W. Griffith Corp.
Кадры из фильма «Рождение нации» (The Birth of a Nation, 1915, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Клэр Уэст, Роберт Гольдштейн, студия Epoch Producing Corporation David W. Griffith Corp.
Кадры из фильма «Рождение нации» (The Birth of a Nation, 1915, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Клэр Уэст, Роберт Гольдштейн, студия Epoch Producing Corporation David W. Griffith Corp.
Отдельно хочется выделить интерьеры, которые погружают в атмосферу позднего викторианского стиля роскоши в деталях: резные ножки, росписные стулья, изогнутые подсвечники.
По мере продолжения войны, интерьеры лишаются былой роскоши, одежда становится проще, сменяясь более простыми и грубыми материалами с приглушенной цветовой палитрой.
Примечательно, что Гриффит проработал не только богатство, но и бедность. Аляповатая блуза и платок, грубая юбка, несколько слоев передников показывают —— перед нами служанка.
Кадры из фильма «Рождение нации» (The Birth of a Nation, 1915, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Клэр Уэст, Роберт Гольдштейн, студия Epoch Producing Corporation David W. Griffith Corp.
Кадры из фильма «Рождение нации» (The Birth of a Nation, 1915, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Клэр Уэст, Роберт Гольдштейн, студия Epoch Producing Corporation David W. Griffith Corp.
Масштабные декорации были использованы для передачи военно настроенного Ку-клукс-клана. Для съемок были подготовлены не только белые костюмы, но и показана история зарождения стиля —— дети прятались под белой простыней. По одной из версии, именно фильм Гриффита послужил идеей для одежды второго Ку-клукс-клана.
Это и еще тот факт, что негры были представлены крайне глупыми дикарями, стали поводами на начала отмены режиссера и обвинениями его в расизме.
Кадры из фильма «Рождение нации» (The Birth of a Nation, 1915, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Клэр Уэст, Роберт Гольдштейн, студия Epoch Producing Corporation David W. Griffith Corp.
Кадры из архива студии Epoch Producing Corporation David W. Griffith Corp фильма «Рождение нации» (The Birth of a Nation, 1915, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Клэр Уэст, Роберт Гольдштейн
Влюбленность, молодость, привлекательность переданы такими визуальными составляющими как легкость и утонченность образов героев. В одной из сцен присутствует голубь, которого можно трактовать как метафору любви, нежности и преданности.
Для пар подобраны уединенные локации, подчеркивающие интимность обстановки.
Кадры из фильма «Рождение нации» (The Birth of a Nation, 1915, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Клэр Уэст, Роберт Гольдштейн, студия Epoch Producing Corporation David W. Griffith Corp.
Даже вглядываясь в лицо Линкольна, сложно поверить, что это не он сам, а его копия. Отбор актеров проходил более чем тщательно.
Активно используются письменные источники —— газеты, личные письма, усиливающие драматизм происходящего. Важная информация помещается в виньетку.
Любопытна любовь Гриффита к дыму —— использует его как на крупном плане для демонстрации боевых событий, так и на заднем —— для фона.
Фильм позволяет взглянуть на Америку через призму политики, затрагивает важные этические и расовые вопросы. Последние стали причиной разногласий, подняв такие темы как дискриминация и ущемление.
Кадры из архива студии Epoch Producing Corporation David W. Griffith Corp фильма «Рождение нации» (The Birth of a Nation, 1915, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Клэр Уэст, Роберт Гольдштейн
Кадры из фильма «Рождение нации» (The Birth of a Nation, 1915, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Клэр Уэст, Роберт Гольдштейн, студия Epoch Producing Corporation David W. Griffith Corp.
Кадры из фильма «Рождение нации» (The Birth of a Nation, 1915, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Клэр Уэст, Роберт Гольдштейн, студия Epoch Producing Corporation David W. Griffith Corp.
Гриффит добился такой точности исторической передачи событий, особенно в сцене убийства Линкольна, что до сих пор его фильм считается одним из лучших образцов восстановления хронологии
Кадры Вавилона из архива студии Triangle Film Corpora со съемок фильма «Нетерпимость» (Intolerance, 1916, реж. Дэвид Гриффит)
«Нетерпимость» можно расценивать как попытку Гриффита реалибилитироваться за расизм в «Рождении нации». Для 4 эпох были созданы с нуля костюмы, декорации и реквизит. Огромные съемочные павильоны Иудеи, Вавилона, Франции XVI века и современности 1914 года переносят зрителя в другие эпохи.
Любопытен павильон Вавилона —— часть с слонами, поскольку именно этих слонов Гриффиту и не давали «протащить», так как в той местности их не водилось.
Особенностью фильма является одновременное повествование сразу 4-х событий. Одна их причин, почему фильм внес вклад в зарождение артхауса.
Кинокартина была непонята многими, вновь была затронута тема толерантности. Гриффит акцентривал внимание на социальной несправедливости, показал историю с самого начала. Технические инновации поразили и вдохновили режиссеров
Кадры Иудеи, Вавилона, Франции XVI в., Америки 1914 г фильма «Нетерпимость» (Intolerance, 1916, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Дэвид Гриффит и Клэр Уэст, студия Triangle Film Corporation.
Америка 1916 годов —— период запрета продажи алкоголя и его производство. Это мало останавливало тех, кто хотел выпить. Процветало создание создание самогонных аппаратов, нелегальные продажи спиртного. На кадре воссоздан самогонный аппарат и показан процесс приготовления водки.
Кадры Америки 1914 фильма «Нетерпимость» (Intolerance, 1916, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Дэвид Гриффит и Клэр Уэст, студия Triangle Film Corporation.
Кадры Иудеи, Вавилона, Франции XVI в., Америки 1914 г фильма «Нетерпимость» (Intolerance, 1916, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Дэвид Гриффит и Клэр Уэст, студия Triangle Film Corporation.
Бросаются в глаза огромные толпы людей, образы которых проработаны не менее тщательно, чем главных героев. Четыре эпохи, четыре группы людей со своей стилистикой.
Узкие корсеты, обильное использование дорогих тканей с ярким орнаментом и узорами в одежде, широкие манжеты и воротники —— основное в французской моде периода правления Екатерины Медичи. Ее ярый католицизм подчеркивает спадающий крупный крест.
Кадры Франции фильма «Нетерпимость» (Intolerance, 1916, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Дэвид Гриффит и Клэр Уэст, студия Triangle Film Corporation.
Дверь стала частью развития сюжета, превратилась в мощный реквизит, символизирующий преграду на пути влюбленных. Благодаря монтажу можно наблюдать психологическую драму: раздумья, предвкушение встречи, догадки, выбор и последствия. А это все еще просто дверь
Кадры Америки 1914 фильма «Нетерпимость» (Intolerance, 1916, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Дэвид Гриффит и Клэр Уэст, студия Triangle Film Corporation.
Кадры Вавилона из архива студии Triangle Film Corpora со съемок фильма «Нетерпимость» (Intolerance, 1916, реж. Дэвид Гриффит
Кадры Вавилона из фильма «Нетерпимость» (Intolerance, 1916, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Дэвид Гриффит и Клэр Уэст, студия Triangle Film Corporation.
Можно заметить, что именно части с Вавилоном Гриффит посвятил много времени. Вавилон был развитой цивилизацией, в которой уже тогда была иерархия. Многообразие одежды подчеркивает социальные различия. Юбки и туники различной длины, разного качества материалы, украшения, банданы, повязки активно используются в кадрах. У каждой девушки можно заметить свое уникальное украшение на голове. Исходя из обилия нарядов и украшений можно предположить, что показана сцена праздника.
Особенно хорошо ему удаются образы военного населения —— одежда из шкур животных, кожаные ремни, грубая гладиаторская обувь, шлемы и оружие —— нет сомнений, что они вступят в бой при первой же возможности.
Агрессивность Вавилона подчеркивает не только одежда, но и сами дикие, еще не прирученные человеком животные.
Кадры Вавилона из фильма «Нетерпимость» Intolerance, 1916, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Дэвид Гриффит и Клэр Уэст, студия Triangle Film Corporation.
Кадры Иудеи из фильма «Нетерпимость» (Intolerance, 1916, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Дэвид Гриффит и Клэр Уэст, студия Triangle Film Corporation.
Кадры Иудеи из фильма «Нетерпимость» (Intolerance, 1916, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Дэвид Гриффит и Клэр Уэст, студия Triangle Film Corporation.
Гриффит активно работает с образом девы Марии и Иисуса. Их история —— самая короткая, но вплетена в сюжетную линию так, что сопровождает нас до конца. Образ девушки с младенцем неоднократно использовался в искусстве, но в кино —— ни разу. Глиняная посуда справа завершает композицию кадра, придавая уединенность моменту.
Съемка, показывающая превращение воды в вино через крест, усиливает ощущения от происходящего. Только вот линия Иисуса не прерывается его распятием —— быстрыми кадрами нам все еще показывают девушку с колыбелью, внутри которой то появляется младенец, то исчезает.
Несмотря на постоянно прерывающиеся события нарратив очевиден —— нетерпимость есть во всех временах, даже в настоящих.
На момент концовки фильма, нервные струны напряжены не меньше, чем виселица. Длительное завязывание каждого ремня осужденного и приближение кадра к ножам доводят переживания до пика.
Кадры матери с младенцем из фильма «Нетерпимость» (Intolerance, 1916, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Дэвид Гриффит и Клэр Уэст, студия Triangle Film Corporation.
Кадры Америки 1914 из фильма «Нетерпимость» (Intolerance, 1916, реж. Дэвид Гриффит). Художники по костюмам Дэвид Гриффит и Клэр Уэст, студия Triangle Film Corporation.
Религия всегда была темой искусства. Теперь, превращая религию в кино, Гриффит возвышает кино, превращая его в искусство, что наряду с «Кобирией» Джованни Пастроне становится предвестником жанра пеплум. Проработанность декораций становится частью голливудской зрелищности
Полнометражные фильмы 1920-х
Кадры из архива студии D.W. Griffith Productions фильма «Путь на Восток» (Way Down East, 1920, реж. Дэвид Гриффит)
«Путь на Восток» —— первый фильм Гриффита, снятый на его собственной студии. Действия разворачиваются в сельской местности, именно поэтому кадров местных домов так много. Но это не единственная причина. Именно сельская местность помогает понять консерватизм героев. Тщательный подбор кадров обеспечивает сохранение визуального настроения на протяжении всего фильма.
Фильм затрагивает такие социокультурные моменты как положение женщины в обществе, роль традиций в сельской местности, нравственность и мораль.
Кадры из фильма «Путь на Восток» (Way Down East, 1920, реж. Дэвид Гриффит). Студия D.W. Griffith Productions.
Шляпы —— один из основных атрибутов стиля фермеров. Гриффит тщательно прорабатывает этот момент, предлагая герою шляпу под его темперамент.
Розы стали символикой любви и чувств. Сцены, где можно увидеть цветы, всегда романтические.
Если говорить о девушках, то уже можно говорить об определенных типажах у Гриффита —— милые, безобидные, простые, невинные и хрупкие девушки являются главными героиням. Они изящны и легки, что подчеркивает полупрозрачное воздушное свадебное платье главной героини.
Кадры из фильма «Путь на Восток» (Way Down East, 1920, реж. Дэвид Гриффит). Студия D.W. Griffith Productions.
Кадры из фильма «Путь на Восток» (Way Down East, 1920, реж. Дэвид Гриффит). Художник по костюмам Duff Gordon, студия D.W. Griffith Productions.
Рассмотрев как короткометражные, так и полнометражные фильмы Гриффита разных периодов, я могу подтвердить гипотезу, что костюм, реквизит и декорации становятся визуальными интертитрами, играющими не только важную эстетическую роль, но и несущими важную смысловую нагрузку. Происходит равномерное усложнение декораций и костюмов, по мере развития индустрии. Тем не менее, режиссер сохраняет свой авторский стиль максимальной проработки и детализации происходящего.
Анализирую монтаж Гриффита, становится, понятно, почему он так любил приближать. Было бы обидно, если бы на столь проработанные декорации не обратили внимания.
Будучи пионером индустрии, Гриффит смог создать эпические картины, которые до сих пор служат вдохновением для режиссеров. Хоть добрым словом его сейчас и не вспоминают, его вклад в кинематограф не отменить
Бакина Татьяна Викторовна РОЖДЕНИЕ ГОЛЛИВУДСКОЙ ЗРЕЛИЩНОСТИ: ВИЗУАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИЯ И ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КОСТЮМОВ В НЕМЫХ ФИЛЬМАХ СЕСИЛА Б. ДЕМИЛЛЯ // Художественная культура. 2021. № 2 (37). (URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdenie-gollivudskoy-zrelischnosti-vizualnaya-ekspressiya-i-povestvovatelnye-funktsii-kostyumov-v-nemyh-filmah-sesila-b-demillya) Просмотрено: 21.11.2023.
Всё из-за молока // Сайт ru.wikipedia.org. 10 октября 2012 года. (URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Все_из-за_молока) Просмотрено: 18.11.2023.
ДЭВИД УОРК ГРИФФИТ // Сайт historyofkino. 7 декабря 2018. (URL: https://historyofkino.wordpress.com/дэвид-уорк-гриффит/) Просмотрено: 18.11.2023.
Ку-клукс-клан костюм // Сайт ru.frwiki.wiki. (URL:https://ru.frwiki.wiki/wiki/Costume_du_Ku_Klux_Klan) Просмотрено: 20.11.2023.
Путь на Восток // Сайт ru.wikipedia.org. (URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Путь_на_Восток) Просмотрено: 21.11.2023.
Ричард Броди, Гриффит против «Рождения нации» // Сайт seance.ru. 2 февраля 2016 (URL:https://seance.ru/articles/the_birth_of_a_nation/) Просмотрено: 20.11.2023.
Эдгар Аллан По (фильм) // Сайт ru.wikipedia.org. 26 августа 2022. (URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эдгар_Аллан_По_(фильм)) Просмотрено: 18.11.2023.
Aaron Pinkston, Intolerance opening statement // Сайт thecinessential.com. 20 ноября 2016 (URL:https://www.thecinessential.com/intolerance-opening-statement) Просмотрено: 20.11.2023.
«Приключения Долли» (The Adventures of Dollie, реж. Д. Гриффит, 1908).
«Эдгар Аллан По» (Edgar Allan Poe, реж. Д. Гриффит, 1909).
«Рамона» (Ramona, реж. Д. Гриффит, 1910).
«Все из-за молока» (All on Account of the Milk, реж. Д. Гриффит, 1910).
«Рождение нации» (The Birth of a Nation, реж. Д. Гриффит, 1915).
«Нетерпимость» (Intolerance, реж. Д. Гриффит, 1916).
«Путь на Восток» (Way Down East реж. Д. Гриффит, 1920).