
Содержание
Рубрикатор: Глава 1: Концепция
Глава 2: Исторический контекст: ключевые периоды, события, повлиявшие на визуальную культуру и научную коммуникацию — Причины появления инфографики в 1920 — 1930-х годах — Исторический контекст в четырех культурах
Глава 3: Культурный код: эстетические нормы, представления о красоте, символика, цветовая семантика, языковые особенности — Культурный код в четырех культурах
Глава 4: Эволюция инфографики — Зарождение инфографики и книжная инфографика (1920 — 1970) — Развитие цифровой инфографики (1971-2000) — Современная научная инфографика (2001-2025)
Глава 5: Ключевые особенности визуального языка
Глава 6: Заключение — Основные выводы исследования — Библиография — Источники изображений
Глава 1: Концепция
В современном мире, перенасыщенном информацией, способность к эффективной подаче данных становится одним из ключевых навыков. Научная инфографика, как гибрид визуального и научного языка играет в этом процессе колоссальную роль.
Сложные концепции, статистические отчеты и научные открытия трансформируются в наглядные и запоминающиеся визуальные нарративы. От первых попыток систематизировать знания до современных интерактивных платформ и лонгридов — инфографика прошла долгий путь эволюции. На инфографику оказал влияние не только технологический прогресс, но и культурные, исторические и даже политические изменения.
Объект исследования: Исследование направлено на изучение эволюции научной инфографики, фокусируясь на ее визуальных особенностях в четырех культурах: российской, европейской, американской и азиатской. Научная инфографика служит для наглядного объяснения процессов, этапов развития, структуры объектов.
Связь темы с ВКР: изучение эволюции научной инфографики связано с задачами дипломного проекта по созданию айдентики для научного центра «Академгородок». Анализ развития инфографики позволит выявить эффективные визуальные стратегии и приемы, применимые в разные периоды развития инфографики в четырех культурах. Полученные в ходе исследования знания станут основой для создания айдентики для «Академгородка» и позволят добиться эффективной коммуникации с международным научным сообществом, что является одной из целей проекта.
Гипотеза: культурный, исторический, политический контекст оказывает существенное влияние на формирование визуального языка инфографики.
Основная цель — исследовать динамику и взаимосвязь между культурными, историческими, языковыми факторами и спецификой визуального языка научной инфографики.
Методология: исследование будет основано на методе визуального анализа, отобранный массив научной инфографики будет отсортирован по хронологическому и географическому принципам. Такой подход позволит изучить эволюцию визуального языка научной инфографики с учетом ее культурных и исторических особенностей.
Этапы и задачи исследования: определить исторические, политические и культурные особенности Европы, Америки, Азии (на примере Японии), СССР и впоследствии России; определить ключевые этапы эволюции научной инфографики; проанализировать визуальный ряд инфографики, начиная с 1920-х годов и заканчивая современными цифровыми форматами; проследить динамику изменения визуального языка и влияние на него исторического и культурного контекста.
В результате проведенного визуального исследования было выявлено, что исторически визуальный язык инфографики тесно связан с культурными и политическими особенностями стран. На ранних этапах развития инфографики, сильное влияние на визуальный стиль оказывали политические режимы и культурные особенности стран. Например, в СССР строгость в графиках сочеталась с агитационной мощью и партийными установками, которые подчеркивались конструктивистской графикой.
Однако в современном мире, под воздействием глобализации наблюдается тенденция к унификации визуального языка инфографики. Влияние глобальных трендов привели к стиранию резких различий. Тем не менее полного исчезновения культурного кода из инфографики не произошло. Сохраняются в инфографике и уникальные национальные особенности. Примером служат приверженность к минимализму и элегантности в схемах и манга-эстетике в инфографике Японии.
Проведенное исследование предоставило ключевые инсайты, которые станут основой для разработки айдентики научного центра «Академгородок». Выявлена эволюция влияния культурного кода на инфографику — от ярко выраженной национальной специфики до тенденции к глобализации. Эта динамика позволяет понять, как создать локальную инфографику, основанную на местном культурном коде, но и без отрыва от мировых тенденций. Анализ конкретных примеров инфографики является основой для формирования стилистического направления айдентики.
Глава 2: Исторический контекст: ключевые периоды, события, повлиявшие на визуальную культуру и научную коммуникацию
«Инфографика — графическое представление данных, информации, знаний в форме графиков, карт, схем и подобного. Визуализация данных — это основной элемент инфографики. Любое графическое представление данных в форме геометрических примитивов, чем и является визуализация данных — это уже по умолчанию инфографика.» [13]
Причины появления инфографики в 1920 — 1930-х годах
В 1920-1930-х годах инфографика получила широкое распространение в ответ на сложности восприятия больших объемов данных, которые было необходимо быстро и наглядно донести часто до малообразованного общества.
Государства нуждались в инструменте быстрого донесения информации в массы, а в случае с СССР ещё и в инструменте пропаганды. Графические представления статистических данных обладали гораздо большей убедительностью.
Развитие науки и статистики тоже стали одним из факторов, нужно было отслеживать: динамику производства, демографические тенденции и экономические изменения.
Развитие печатных технологий также позволило появится такому инструменту как инфографика в плакатах и газетах.
В итоге появление стандартизированных систем инфографики, таких как ISOTYPE в 1920-х-1930-х годах в ответ на потребности государства повысило эффективность коммуникации и визуальной статистики и дало толчок к развитию инфографики будущего.
«Между нами только океан», Институт изотипов, 1943, Лондон
Исторический контекст: Европа
[1920 — 1930] Эпоха между двумя мировыми войнами. ISOTYPE выпускается стандартизированную систему визуализации.
[1930 — 1940] Период военной пропагандистской инфографики.
[1940 — 1950] Послевоенное восстановление, начало «холодной войны». Создание ООН и других международных организаций требовало визуализации данных.
[1960 — 1990] Рост осведомленности об экологических и социальных изменениях. Привел к росту инфографики об экологических проблемах.
[2000 — 2025] Расширение ЕС. Экономический кризис 2008 года. Глобализация, использование новых форматов для инфографики в медиа: анимация и сторителлинг.
Исторический контекст: Америка
[1920 — 1930] Расцвет рекламы и массовых газет.
[1930 — 1940] Инфографика военного времени.
[1940 — 1960] Послевоенный бум: экономический подъем, рост технологий. «Холодная война». «Начало космической эры». Старт «космической гонки» с СССР.
[1970 — 1990] Развитие журналистики в медиа.
[2010 — 2025] Глобализация и интерактивность в инфографике.
Исторический контекст: СССР и Россия
[1920 — 1930] Наблюдается период революционной пропаганды, появление первых статистических отчетов. Вводится плановая экономика. Инфографика становится частью государственной статистики.
[1940 — 1945] Инфографика военного времени.
[1960 — 1970] Период «оттепели» и «космической гонки». В журналах и газетах публикуются достижения науки, космоса и промышленности.
[1995 — 2000] Появление Интернета в России. Инфографику начинают использовать медиа.
[2010 — 2025] Экономическое развитие. Использование новых форматов для инфографики в медиа: анимация и сторителлинг.
Исторический контекст: Азия
[1920 — 1930] Наблюдается период революционной пропаганды, появление первых статистических отчетов. Вводится плановая экономика. Инфографика становится частью государственной статистики.
[1940 — 1950] Вторая мировая война. Капитуляция японии. Начало восстановления страны. Инфографика носила пропагандистский характер.
[1960 — 1970] Экономический бум. Олимпийские игры в Токио. Инфографика в этот период активно использовалась для демонстрации экономического роста.
[1980 — 2000] Появление интернета. Развитие цифровых медиа.
[2010 — 2025] Технологический прогресс. Использование новых форматов для инфографики в медиа.
Глава 3: Культурный код: эстетические нормы, представления о красоте, символика, цветовая семантика, языковые особенности
Европа
[Эстетические нормы и представления о красоте] Европейская эстетика всегда ценила рациональность, порядок и логику. Это стало основой для многих художественных стилей от классицизма до ар-деко.
Идеи простоты и утилитарности в композициях нашли отражения в дизайне эпохи Баухауза, где форма часто следовала за функцией.
[Символика и цветовая семантика] Изображения гербов является важной часть культурного кода Европы. Они указывали на принадлежность к определенному роду или местности.
[Языковые особенности и их влияние на визуальный язык] Европейские языки, с их алфавитными системами и грамматическими структурами, оказали влияние на развитие типографики, стремясь к читаемости, ясности и выразительности.


Гербы королевств и княжеств Европы, 1519 | Коллаж стиль Баухауз, автор неизвестен
Америка
[Эстетические нормы и представления о красоте] Культурный код Америки формировался под влиянием идеалов прогресса, функциональности и представляет собой переплетение европейских традиций и национальных черт. Американцы ценят практичность и функциональность в дизайне. Это нашло отражение в архитектуре — от небоскребов Нью-Йорка до дизайна автомобилей и бытовой техники.
[Динамизм и масштаб] Американская культура ассоциируется с широкими просторами, движением и масштабными проектами. Это проявлялось в стремлении к гигантским формам, динамичным композициям и ощущению безграничности.
[Символика и цветовая семантика] Флаг США: является самым мощным национальным символом.
[Языковые особенности и их влияние на визуальный язык] Английский язык часто стремится к максимальной ясности, стремлении к четким заголовкам в тексте инфографики.
Нью-Йорк — город небоскребов, автор неизвестен
СССР и Россия
[Эстетические нормы и представления о красоте] Советский дизайн стремился к отражению идеалов коммунизма, труда и общего прогресса. Простота форм, монументальность преобладали в искусстве.
Конструктивизм и социалистический выражался в простых формах понятных широким массам. Яркие контрастные цвета динамичность композиций.
В постсоветский период наблюдалось смешение различных стилей, от глобальных трендов до обращения к постмодернизму.
[Символика и цветовая семантика] Символы СССР часто подчинялись идеологии: серп и молот, пятиконечная звезда, изображения рабочих и крестьян.
[Языковые особенности и их влияние на визуальный язык] Кириллические лозунги и тексты на плакатах СССР были лаконичными и часто содержали призыв к действию, имели пропагандистский характер. В современной России типографика стала более раскрепощенной и часто дизайнеры экспериментируют со шрифтами и стилями в плакатах и медиа.


«Ленгиз: книги по всем отраслям знания», А. Родченко, 1924, СССР | Монумент «Рабочий и колхозница», Веры Мухиной, 1937, СССР
Азия
[Эстетические нормы и представления о красоте] Японский подход к дизайну подразумевает лаконичность, глубокий символизм и гармонию. Фундаментальными аспектами являются природность и естественность. В японской культуре часто применяется принцип минимализма.
[Символика и цветовая семантика] Японская символика связана с природными элементами: цветок сакуры или гора Фудзи. Эти образы часто используются в качестве метафор в японском дизайне.
[Языковые особенности и их влияние на визуальный язык] Японская письменность создает уникальное визуальное пространство, отличительная особенность — вертикальное письмо.
«Три актера театра Кабуки, играющие Ханэцуки», гравюра в стиле укие-э Утагавы Куниясу, 1823, Япония
Глава 4: Эволюция инфографики
Зарождение инфографики и книжная инфографика (1920-1970)
Европа
До появления ISOTYPE инфографика Европы была очень детализирована. Прослеживался культурный код Европы через изображение гербов на картах, которые указывали на принадлежность к территории.
«Англия. Сельскохозяйственные культуры и живой скот… " Гилл, Лесли Макдональд, 1928, Англия» | Карта автобусных маршрутов по стране, Лондон и его окрестности.» Гилл, Лесли Макдональд, 1928, Англия
«Визуальная программа для отображения фактов и количественной информации, система ISOTYPE, была создана на основе исследований и теорий Отто Нейрата (1882–1945), венского философа, экономиста и социолога. В детстве он был очарован египетскими иероглифами — их формой и способностью передавать историю. Это раннее увлечение повлияло на его дальнейшую работу — создание системы для наглядного представления статистики.» [1]
Отто Нейрат Австрийский философ, социолог и экономист, один из организаторов и лидеров Венского кружка. | «Между нами только океан», Институт изотипов, 1943, Лондон
«Нейрат отказался от гистограмм с числовыми шкалами, круговых диаграмм и линейных графиков в пользу метода, который позволял отображать факты в более понятной форме. Числа представлялись в виде ряда одинаковых графических элементов или знаков, каждый из которых обозначал определённое количество.» [1]


Фото процесса работы из студии ISOTYPE | Визуализация из Иллюстрированной энциклопедии Комптона, в которой и сам таймлайн является метафорой жизненного пути, ISOTYPE, 1943
Появление пиктограмм значительно упростило понимание информации и быстроту восприятия информации.
3 графика из серии «Только океан между нами», ISOTYPE, 1943


2 графика из серии «Только океан между нами», ISOTYPE, 1943
Америка
Первая «Карта мира», National Geographic, 1922
В период «космической эры» научная инфографика NASA иллюстрировала схемы и строения космических аппаратов.


Проект «Меркурий», NASA, 1961 год | Структура вселенной Магнитоплазменная динамика (MPD), NASA, 1961
Проект «Аполлон — ОГОНЬ», NASA, 1967 год
«„Телефакт“ — это серия изотипов, выпущенная корпорацией Pictograph. Рудольф Модли (1906–1976)… основавший в 1934 году компанию Pictorial Statistics Inc. Он проиллюстрировал и написал серию книг по пиктографической статистике и пиктографическому символизму. Модли известен тем, что представил и популяризировал язык пиктограмм в США, разработав собственную версию пиктографической статистики.» [2]
«„Телефакт“ широко распространялся по США и публиковался в газетах Миннесоты, Южной Каролины, Вирджинии, Аризоны, Юты и многих других штатов. Как видно слева, они размещались везде, где позволяло пространство, и визуально конкурировали за внимание читателя с рекламой и заголовками.» [3]


«Телефакты», корпорация «Пиктограф», 1938-1945
СССР
«В этот период появляются первые примеры использования инфографики в печатных СМИ. Инфографика возникает на страницах журналов и газет в виде таблиц, чертежей, схем, графиков и карт. Среди журналистских тем, иллюстрируемых таким образом, − биологические и физические процессы и явления, технические изобретения, научные эксперименты.» [4]


Рис. № 1. Наука и жизнь. № 1. С. 9, 1890 | Рис. № 2. Огонек. № 1. С. 8, 1899
Рис. № 4. Техника – молодежи. № 4–5. С. 86–87, 1936
«В соответствии с декретом от 11 марта 1931 года О плакатной литературе (О производстве плакатов), ЛЕНИЗОГИЗ, Ленинградское отделение ИЗОГИЗА (Государственное издательство изобразительного искусства) учредило Отдел изобразительной статистики. Иван Петрович Иваницкий (1896–1970) руководил первым проектом отдела: циклом изображений под названием „Догнать и перегнать“ (To Catch Up and Surpass).» [5]
«Догнать и перегнать объединил аспекты венского метода с советскими нововведениями, такими как многоцветные ленточные диаграммы (полосные диаграммы).» [6]


Иллюстрированная статистика и обложка книги «Венский метод», Иван Иваницкий, 1932, СССР | «СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ ЖЕЛЕЗНО-ДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ», ЛЕНИЗОГИЗ, 1938
«УДЕЛЬНЫЙ ВЕС СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ФОРМ В ХОЗЯЙСТВ», ЛЕНИЗОГИЗ, 1937 | «РОСТ ГРУЗООБОРОТА И МЕХАНИЗАЦИЯ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА», ЛЕНИЗОГИЗ, 1937


«УДОБРЕНИЕ ПОСЕВОВ САХАРНОЙ СВЕКЛЫ», ЛЕНИЗОГИЗ, 1937 | «ПАРК СЕЛЬСКО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН ВО ВСЕМ СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ СССР», ЛЕНИЗОГИЗ, 1937
Космическая научная визуализация, штриховка помогала дизайнерам в создании минималистичных, объемных и наглядных черно-белых иллюстраций.


Космическая научная визуализация из советской книги Левантовского В. И. «Ракетой к Луне», 1960


Космическая научная визуализация из советской книги Левантовского В. И. «Ракетой к Луне», 1960
Азия
«В 1900-х годах в Японии также создавались красивые и сложные визуализации и инфографика.» [8]
«Таблица мировых взлетов и падений», Хосукэ Нагасе, 1926
Изображение морского побережья Японии, Департамент пропаганды Императорского военно-морского флота Японии 1940, Япония
Японские дизайнеры не пользовались методом отображения ISOTYPE для своих визуализаций, предпочитая графики и диаграммы в совокупности с иллюстрациями.


Изотопии японского атласа, Охаси, Мицуеси, 1935
Изотопии японского атласа, Охаси, Мицуеси, 1935
«Пол, возрастная группа, стиль макияжа, форма бороды и усов, тип кимоно, длина юбки… Кон Вадзиро записывал эти детали, которые могут показаться незначительными для непосвящённых. Результаты этого первого исследования, которое длилось четыре дня, были опубликованы несколько месяцев спустя в журнале Fujin kôron в виде рисунков, набросков и графических изображений, призванных дать точное представление о жителях Токио весной 1925 года.» [7]
Результаты исследования в журнале Fujin kôron, Кон Вадзиро, 1925, Токио
Развитие цифровой инфографики (1971 — 2000)
Европа
Европейская научная инфографика стала более реалистичной, теперь она подробно рассказывает и иллюстрирует каждую деталь изображения. Особенно в сфере природных визуализаций.


«Серия иллюстрированных карт „Гиганты индустрии“ — British Leyland», выпущена компанией John Bartholomew & Son Ltd., 1975 | «Мир полета 1», выпущена компанией John Bartholomew & Son Ltd., 1980
«ПОПЕРЕЧНЫЕ СЕЧЕНИЯ ПРИРОДЫ», Ричард Орр, 1995
«ПОПЕРЕЧНЫЕ СЕЧЕНИЯ ПРИРОДЫ», Ричард Орр, 1995
«Советские лунные аппараты», Жан Дюпюи, журнал Spirou, 1971
«Скайлэб», Жан Люк Бегин, журнал Spirou, 1973
Америка
В американской инфографике и визуализации данных преобладает реалистичность.
«Колумбия (Spacelab)», National Geographic, 1980-е
«Газета USA Today считается пионером среди игроков медиарынка, которая начала использовать инфографику на страницах своего издания с целью сделать информацию более доступной для понимая. Однако начиная с 1982 года под брендом USA Today Snapshots® газета продолжает ежедневно публиковать короткие инфографические зарисовки.» [9]
Разворот с инфографикой, USA Today, 1982
«Остров Гавайи, Гавайские острова», Геологическая служба США, 1977
«В поисках Эвереста», National Geographic, 2000
«Геологическая спираль времени — путь в прошлое», Геологическая служба США, 2000
«Одним из авторов, которые выступают за „раскрепощение“ больших данных, за юмор и яркие смысловые акценты, является Найджел Холмс.» [10]
«Я давно ратую за юмор в инфографике. Это способ подружиться с читателями, помочь им расслабиться, когда перед ними вереница чисел или замысловатые научные концепции» [11]


Фото Найджела Холмса, фотограф неизвестен | «Уменьшение заработной платы», Найджел Холмс для «Time», 1972


«Чудовищные затраты», Найджел Холмс для «Time», 1982 | «Бриллианты были лучшими друзьями девушек», Найджел Холмс для «Time», 1982
СССР и Россия
«График моментов захода солнца», Сергей Георгиевич Горщенко, СССР, 1977
Примеры печатной инфографики, советские технические иллюстраторы детально и выразительно изображают научные схемы и визуализации.


«Венера раскрывает тайны», 1975, СССР


«Венера раскрывает тайны», 1975, СССР
«Венера раскрывает тайны», 1975, СССР
«В период 1960−2000-х гг. большое влияние на развитие инфографики оказывает технологический прогресс. С середины века офсетный способ печати вытесняет высокую печать, становится допустимым использование мелких графических элементов в инфографике, с 1960-х гг. развивается процесс фотонабора.» [4]
Рис. № 10. Техника — молодежи. № 10. С. 32−33, 1999
Азия
«„Видит без костей“ Делает передовые технологии кристально чистыми», визуализация для фирмы Toshiba, 1984
«Например, Кохэй Сугиура, японский графический дизайнер, оказал огромное влияние на дизайнеров как в Японии, так и во всей Азии. Он переосмыслил подход к визуализации данных, открыл новые возможности в этой сфере и создал работы, которые сами по себе считаются шедеврами.
Ниже представлена одна из самых знаковых работ Сугиуры, посвященная временным расстояниям. В этих визуализациях базовая топографическая карта сопоставляется с временной картой, на которой показаны крупные японские города, такие как Токио и Осака.» [12]


«Карта деформации оси времени Японского архипелага, начиная со станции Нагоя», Кохэй Сугиура, 1985 | «Глобус деформации временной шкалы», Кохэй Сугиура 1971


Эксперименты с коллекцией диаграмм «Карта временных расстояний», подготовленной Кохеем Сугиурой, издательство «Кадзима Паблишинг», 2014 (иллюстрации 1971–2000 год)


Эксперименты с коллекцией диаграмм «Карта временных расстояний», подготовленной Кохеем Сугиурой, издательство «Кадзима Паблишинг», 2014 (иллюстрации 1971–2000 год)
Современная научная инфографика (2001 — 2025)
Европа
Современные европейские иллюстрации Фредерики Фрагапоне отличает лаконичность и выразительность форм, а так же элегантность визуализируемого изображения.
«Объекты запущенные в космос», Фредерика Фрагапоне, журнал La Lettura, 2023
«Космический мусор», Фредерика Фрагапоне, журнал BBC Science Focus, 2023
«Ожидаемая продолжительность жизни при рождении», Фредерика Фрагапоне, журнал BBC Science Focus, 2020-е | «Объекты, сближающиеся с Землей», Фредерика Фрагапоне, BBC Science Focus, 2020-е


Серия «Визуальные данные для La Lettura», Джорджия Лупи, 2012-2020-е
Серия «Визуальные данные для La Lettura», Джорджия Лупи, 2012-2020-е
В современной научной инфографики появился новый способ изображения динамики данных — анимация. Теперь визуализации стали ещё более наглядными.


«Торнадо», Карим Дуиб, 2020


«Анимированный спиральный график глобальных температур с 1850 года по настоящее время», созданный климатологом из Университета Рединга доктором Эдом Хокинсом, 2016
Америка
Современные компьютерные программы и визуальные материалы помогают дизайнерам создать визуализации, реалистичность которых выходит на новый уровень. Но так же и остается упрощенная иллюстративная часть для небольших диаграмм и схем. Нередко проекты сопровождаются анимированными визуализациями.


«Научные иллюстрации», Крис Бикель, журнал Science, 2005-2025-е
«Научные иллюстрации», Крис Бикель, журнал Science, 2005-2025-е
«Научная анимация визуализации данных», Крис Бикель, журнал Science, 2005-2025-е
«Бюллетень ученых-атомщиков», Джорджия Лупи, Pentagram, 2021
Журнал National Geographic и сейчас делает упор на иллюстративную часть визуализации, сопровождая её лаконичными схемами и простой инфографикой.
«Охота на касаток», National Geographic, 2015 | «Тайна сна», National Geographic, 2010
«Пластик в воздухе», Google Arts & Culture, 2021
Россия
Современная научная инфографика в новостном пространстве России продолжает активно развиваться, теперь это уже целые проекты с сериями плакатов и длинными лонгридами, посвященными статье или самостоятельному исследованию.
«Коллекция дизайнерских плакатов с инфографикой ТАСС», ТАСС, 2020-е


«Модуль „Наука“», Антон Мизинов, ТАСС, 2021 | «Чёрная дыра», Антон Мизинов, ТАСС, 2021


«Дикий северный олень: где живет и чем питается», ТАСС, 2024 | «Нарвал: популяция и образ жизни», ТАСС, 2024
Информационное агентство ТАСС превращает научную информацию в увлекательные лонгриды с анимированными визуализациями.
«Когда пришел Наполеон», ТАСС, 2017
«Свет далеких планет», ТАСС, 2023
Азия
В Японии современная научная инфографика возвращается к стилистике минимализма, элегантности и лаконичности, но при этом сохраняя смысл визуализации.
Визуализации из книги «Научная энциклопедия, понятная по картинкам и цифрам — от рождения звезд, истории роботов до механизма храпа», 2025


Визуализации из книги «Научная энциклопедия, понятная по картинкам и цифрам — от рождения звезд, истории роботов до механизма храпа», 2025
Проект современных пиктограмм сохраняет культурный контекст и глубокий символизм японской инфографики. Пиктограммы погружают и рассказывают о традициях и правилах культуры Японии.


Проект «„ОПЫТ ЯПОНИИ“ Создание „Второй встречи с Японией“», Nippon Design Center, 2021


Проект «Трехэтажная пагода отеля Чинзансо „Запечатлевает То, Что Лежит за пределами Красоты“», Nippon Design Center, 2010


Проект «Трехэтажная пагода отеля Чинзансо „Запечатлевает То, Что Лежит за пределами Красоты“», Nippon Design Center, 2010
Японский дизайнер сохраняет культурные традиции вертикального письма в своей визуализации.


«Сервис для создания и распространения изображениий обложек книг „opencover“», Лаборатория Сугимото, 2025


«Сервис для создания и распространения изображениий обложек книг „opencover“», Лаборатория Сугимото, 2025 | «ПИСЬМА», Аса Ямагами
Современные японские СМИ используют необычный стиль: он сочетает в себе отголоски аниме стилистики для своих небольших инфографик к статьям.


«Визуально понятная 3Graphics», 2023, Япония


«Визуально понятная 3Graphics», 2023, Япония
Япония также использует форматы отдельных анимированных сайтов для создания современной научной визуализации данных.
«Архипелаг землетрясений», 2024, Япония
«Инфографика оттока поколения, занимающегося воспитанием детей», 2022, Япония
Глава 5: Ключевые особенности визуального языка
В исследовании прослеживается визуальная динамика эволюции инфографики в разных культурах. В начале развития инфографики мы могли наблюдать очень детальные карты и графики выполненные в индивидуальных стилистиках государств, учитывая национальные особенности.
ЕВРОПА | АМЕРИКА | СССР и РОССИЯ | АЗИЯ
Далее от излишней детализации отказываются, переходя к лаконичности и схематичности изображений, чтобы облегчить понимание и восприятия.
ЕВРОПА | АМЕРИКА | СССР и РОССИЯ | АЗИЯ
В процессе развития методов печати визуализации снова становятся гиперреалистичными и проработанными до мельчайших деталей. Различия между инфографиками разных стран постепенно стираются.
ЕВРОПА | АМЕРИКА | РОССИЯ | АЗИЯ
В современной научной инфографики различия между визуализациями разных стран практически стираются.
ЕВРОПА | АМЕРИКА | РОССИЯ | АЗИЯ
Однако полного исчезновения культурного кода не происходит. Стили разных культур всё ещё можно проследить: в американской культуре так и остались верны реализму, хоть и стилизованному, но в японской инфографике узнается характерный эмоциональный иллюстративный стиль и особенности визуализации.


Сравнение визуализаций для американских и японских сми


Сравнение визуализаций для американских и японских сми
Глава 6: Заключение
Выводы исследования:
В результате проведенного визуального исследования гипотеза частично подтвердилась — культурный, исторический, политический контекст на ранних этапах развития инфографики существенно оказывает влияние на формирование визуального языка инфографики в каждой отдельной культуре.
Однако стремление к единообразию визуальных элементов для достижения большей эффективности на примере ISOTYPE преобразовывает культурный код инфографики. В современном мире, под воздействием глобализации наблюдается тенденция к унификации визуального языка инфографики. Влияние глобальных трендов привели к стиранию резких различий.
Строгость и пропагандизм инфографики СССР сменились влиянием глобальных тенденций к лаконичности упрощению передачи информации.Европейская и американская научная инфографика тоже подверглась унификации визуального языка, она остается лаконичной и функциональной.
Но полного исчезновения культурного кода из инфографики не произошло. Так, например, в азиатской инфографики сохраняются уникальные национальные особенности: стремление к минимализму и эстетике.
Заключение: существует взаимосвязь между культурными, историческими, языковыми факторами и спецификой визуального языка научной инфографики.
DATAVIZBLOG. DataViz History: Isotype Charts — The Vintage Visual Language That Gave Rise to Modern Infographics [Электронный ресурс]. URL: https://datavizblog.com/2013/08/06/dataviz-history-isotype-charts-the-vintage-visual-language-that-gave-rise-to-modern-infographics/ (дата обращения: 27.10.2025). (цитата переведена)
MODLEY-TELEFACT 1939-1945 [Электронный ресурс]. URL: https://modley-telefact-1939-1945.tumblr.com/ (дата обращения: 28.10.2025). (цитата переведена)
NIGHTINGALE DVS. The Telefacts of Life: Rudolf Modley’s Isotypes in American Newspapers, 1938–1945 [Электронный ресурс]. URL: https://nightingaledvs.com/the-telefacts-of-life-rudolf-modleys-isotypes-in-american-newspapers-1938-1945/ (дата обращения: 28.10.2025). (цитата переведена)
МЕДИАСКОП. История инфографики и визуальных данных [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/1712 (дата обращения: 29.10.2025).
MCBCOLLECTION.Visualization of Data in the Soviet Union: Informational Posters and Pictorial Statistics of the 1920s and 1930s. [Электронный ресурс]. URL: https://mcbcollection.com/visualization-of-data-in-the-soviet-union (дата обращения: 27.04.2024). (цитата переведена)
Иваницкий, Иван. Изобразительная статистика и венский метод (Графическая статистика и венский метод). Москва; Ленинград: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1932. 30 с. (дата обращения: 29.10.2025).
KON, Wajiro. The Science of Everyday Observation [Электронный ресурс]. URL: https://pen-online.com/culture/modernology-kon-wajiros-science-of-everyday-observation/?scrolled=2 (дата обращения: 29.10.2025). (цитата переведена)
DATAVIZ CATALOGUE. Japanese Contributions to Data Visualisation [Электронный ресурс]. URL: https://datavizcatalogue.com/blog/japanese-contributions-to-data-visualisation/ (дата обращения: 27.10.2025). (цитата переведена)
Группа в социальной сети Одноклассники. Маркетинг и видео [USA Today] [Электронный ресурс]. URL: https://m.ok.ru/group/53533810819186/topic/63932602286194 (дата обращения: 27.10.2025).
Харитонов, А. В. Визуализация данных и инфографика в современном мире [Электронный ресурс]. СПб.: Высшая школа экономики, 2023. URL: https://spb.hse.ru/ixtati/news/712251698.html (дата обращения: 29.10.2025).
Grimwade, John. Nigel Holmes on humor [Электронный ресурс]. 2016. October 3. URL: https://www.johngrimwade.com/blog/2016/10/03/nigel-holmes-on-humor/ (дата обращения: 29.10.2025). (цитата переведена)
Humble Bunny. Importance of Data Visualization in Japan for Engagement & SEO [Электронный ресурс]. URL: https://www.humblebunny.com/importance-data-visualization-in-japan-engagement-seo/ (дата обращения: 29.10.2025). (цитата переведена)
Visualthink[Электронный ресурс]. URL: http://visualthink.ru/book/all/chto-takoe-infografika-i-vizualizaciya-dannyh/ (дата обращения: 29.10.2025).
https://vk.com/wall6145024_2670?z=photo7560194_457242648%2Fwall6145024_2671 (дата обращения 05.11.2025) (обложка)
https://nightingaledvs.com/the-missing-legacy-of-marie-neurath/ (дата обращения 05.11.2025)
https://ru.djvu.online/file/c3dCs5zU0wKPK?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera | https://horecadesign.ru/design/bauhauz-eto-stil-v-dizajne?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения 05.11.2025)
https://dzen.ru/a/ZvVOoigcWGYNv_GR (дата обращения 05.11.2025)
https://smm-design.ru/sovetskaya-tipografika/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera | https://www.mos.ru/en/news/item/139025073/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения 05.11.2025)
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/63358 (дата обращения 05.11.2025)
https://tr.pinterest.com/pin/411516484717044308/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera | https://nightingaledvs.com/the-missing-legacy-of-marie-neurath/ (дата обращения 05.11.2025)
https://in.pinterest.com/pin/379498706092998973/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera | https://datavizblog.com/2013/08/06/dataviz-history-isotype-charts-the-vintage-visual-language-that-gave-rise-to-modern-infographics/ (дата обращения 05.11.2025)
https://nightingaledvs.com/lessons-of-isotype-part-1-only-an-ocean-between/ (дата обращения 05.11.2025)
https://nightingaledvs.com/lessons-of-isotype-part-1-only-an-ocean-between/ (дата обращения 05.11.2025)
https://fishki.net/2608928-kollekcija-national-geographic-za-130-let-6000-kart-ot-okeanskogo-dna-do-zvyozd.html/gallery-5599189/ (дата обращения 05.11.2025)
https://www.nasa.gov/specials/apollo50th/before.html?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera | https://archive.org/details/1961-L-06162 (дата обращения 05.11.2025)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:EL-2002-00420.jpeg?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения 05.11.2025)
https://modley-telefact-1939-1945.tumblr.com/ (дата обращения 05.11.2025)
http://www.mediascope.ru/1712 (дата обращения 05.11.2025)
http://www.mediascope.ru/1712 (дата обращения 05.11.2025)
https://web.archive.org/web/20250902081927/https://isotyperevisited.org/2009/09/pictorial-statistics-and-the-vienna-method.php | https://www.davidrumsey.com/luna/servlet/view/all?sort=pub_list_no_initialsort%2Cpub_date%2Cpub_list_no%2Cseries_no (дата обращения 05.11.2025)
https://www.davidrumsey.com/luna/servlet/view/all?sort=pub_list_no_initialsort%2Cpub_date%2Cpub_list_no%2Cseries_no (дата обращения 05.11.2025)
https://www.davidrumsey.com/luna/servlet/view/all?sort=pub_list_no_initialsort%2Cpub_date%2Cpub_list_no%2Cseries_no (дата обращения 05.11.2025)
https://t.me/dataviz_addict/ (дата обращения 05.11.2025)
https://t.me/dataviz_addict/ (дата обращения 05.11.2025)
https://datavizcatalogue.com/blog/japanese-contributions-to-data-visualisation/ (дата обращения 05.11.2025)
https://www.davidrumsey.com/luna/servlet/view/all?sort=pub_list_no_initialsort%2Cpub_date%2Cpub_list_no%2Cseries_no (дата обращения 05.11.2025)
https://www.davidrumsey.com/luna/servlet/view/all?sort=pub_list_no_initialsort%2Cpub_date%2Cpub_list_no%2Cseries_no (дата обращения 05.11.2025)
https://pen-online.com/culture/modernology-kon-wajiros-science-of-everyday-observation/?scrolled=2 (дата обращения 05.11.2025)
https://curtiswrightmaps.com/product/bartholomew-giants-of-industry-pictorial-map-series-british-leyland/ | https://www.davidrumsey.com/luna/servlet/detail/RUMSEY~8~1~290334~90061900:World-of-Flight-1,-the-Developing-Y?sort=Pub_List_No_InitialSort%2CPub_Date%2CPub_List_No&mi=14&trs=15&qvq=w4s:/who%2FJohn%2BBartholomew%2B%26%2BSon%2BLtd.;sort:Pub_List_No_InitialSort%2CPub_Date%2CPub_List_No;lc:RUMSEY~8~1 (дата обращения 05.11.2025)
https://www.johngrimwade.com/blog/2023/06/27/treasure-trove/ (дата обращения 05.11.2025)
https://tehne.com/event/arhivsyachina/kosmicheskie-programmy-sssr-i-ssha-1960-70-h-godov-na-plakatah-zhurnala-spirou (дата обращения 05.11.2025)
https://tehne.com/event/arhivsyachina/kosmicheskie-programmy-sssr-i-ssha-1960-70-h-godov-na-plakatah-zhurnala-spirou (дата обращения 05.11.2025)
https://www.mentalfloss.com/photos/90562/9-fact-packed-infographics-national-geographics-archives (дата обращения 05.11.2025)
http://visualthink.ru/book/all/chto-takoe-infografika-i-vizualizaciya-dannyh/ (дата обращения 05.11.2025)
https://www.davidrumsey.com/luna/servlet/view/all?sort=pub_list_no_initialsort%2Cpub_date%2Cpub_list_no%2Cseries_no (дата обращения 05.11.2025)
https://www.davidrumsey.com/luna/servlet/view/all?sort=pub_list_no_initialsort%2Cpub_date%2Cpub_list_no%2Cseries_no (дата обращения 05.11.2025)
https://www.davidrumsey.com/luna/servlet/view/all?sort=pub_list_no_initialsort%2Cpub_date%2Cpub_list_no%2Cseries_no (дата обращения 05.11.2025)
https://parsonsdesign4.wordpress.com/2012/01/24/designer-nigel-holmes/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera | https://spb.hse.ru/ixtati/news/712251698.html (дата обращения 05.11.2025)
https://spb.hse.ru/ixtati/news/712251698.html (дата обращения 05.11.2025)
https://www.davidrumsey.com/luna/servlet/view/all?sort=pub_list_no_initialsort%2Cpub_date%2Cpub_list_no%2Cseries_no (дата обращения 05.11.2025)
https://t.me/dataviz_addict/ (дата обращения 05.11.2025)
http://www.mediascope.ru/1712 (дата обращения 05.11.2025)
https://www.ndc.co.jp/en/projects/toshiba-industrial-advertising/ (дата обращения 05.11.2025)
https://www.kajima.co.jp/news/digest/dec_2015/multimodal_view/index-j.html?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения 05.11.2025)
https://50wattsbooks.com/products/experiments-in-time-distance-map-diagram-collections-by-kohei-sugiura (дата обращения 05.11.2025)
https://50wattsbooks.com/products/experiments-in-time-distance-map-diagram-collections-by-kohei-sugiura (дата обращения 05.11.2025)
https://www.behance.net/gallery/169039001/Objects-launched-into-space?tracking_source=project_owner_other_projects (дата обращения 05.11.2025)
https://www.domestika.org/en/projects/1232348-data-visualizations-for-bbc-science-focus?exp_set=1 (дата обращения 05.11.2025)
https://www.domestika.org/en/projects/1232348-data-visualizations-for-bbc-science-focus?exp_set=1 (дата обращения 05.11.2025)
https://giorgialupi.com/lalettura | https://www.pentagram.com/work/la-lettura (дата обращения 05.11.2025)
https://giorgialupi.com/lalettura | https://www.pentagram.com/work/la-lettura (дата обращения 05.11.2025)
https://www.karim.news/project/tornadoes (дата обращения 05.11.2025)
https://www.climate-lab-book.ac.uk/spirals/ (дата обращения 05.11.2025)
https://www.chrisbickel.com/infograp (дата обращения 05.11.2025)
https://www.chrisbickel.com/infograp (дата обращения 05.11.2025)
https://www.chrisbickel.com/animation (дата обращения 05.11.2025)
https://www.pentagram.com/work/bulletin-of-the-atomic-scientists-2/story | https://giorgialupi.com/bulletin-of-the-atomic-scientists (дата обращения 05.11.2025)
https://www.atlasobscura.com/articles/see-the-most-captivating-infographics-of-the-last-century (дата обращения 05.11.2025)
https://giorgialupi.com/plastic-air (дата обращения 05.11.2025)
https://giorgialupi.com/plastic-air (видео записано самостоятельно с экрана) (дата обращения 15.11.2025)
https://www.behance.net/gallery/183350183/TASS-Infographic-Posters-Design-Collection-2023 (дата обращения 05.11.2025)
https://web.telegram.org/a/#-1001791020898 (дата обращения 05.11.2025)
https://tass.ru/infographics/9757 | https://tass.ru/infographics/9973 (дата обращения 05.11.2025)
https://ru.pinterest.com/pin/691795192737491912/ | https://1812.tass.ru/ (дата обращения 05.11.2025)
https://1812.tass.ru/ (видео записано самостоятельно с экрана) (дата обращения 15.11.2025)
https://spec.tass.ru/ekzoplanety/about/ (дата обращения 15.11.2025)
https://spec.tass.ru/ekzoplanety/about/ (видео записано самостоятельно с экрана) (дата обращения 15.11.2025)
https://presswalker.jp/press/71284 (дата обращения 15.11.2025)
https://presswalker.jp/press/71284 (дата обращения 15.11.2025)
https://www.ndc.co.jp/en/projects/ejp/ | https://www.ndc.co.jp/en/whiteboard/visualizing-the-essence/ (дата обращения 15.11.2025)
https://www.ndc.co.jp/en/projects/ejp/ (видео записано самостоятельно с экрана) (дата обращения 15.11.2025)
https://www.ndc.co.jp/en/projects/chinzanso-2010/ (дата обращения 15.11.2025)
https://www.ndc.co.jp/en/projects/chinzanso-2010/ (дата обращения 15.11.2025)
https://lab.sugimototatsuo.com/2025/03/opencover-preview/ | https://news.blizzard.com/en-us/article/23608156/correspondence-post-for-toshiro-yamagami?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения 05.11.2025)
https://lab.sugimototatsuo.com/2025/03/opencover-preview/ | https://note.com/sugi2000/n/n6f39d1718209 | https://opencover.jp/ (дата обращения 05.11.2025)
https://www.nikkei.com/telling/DGXZTS00006390R20C23A8000000/ (дата обращения 05.11.2025)
https://www.nikkei.com/telling/DGXZTS00006390R20C23A8000000/ (дата обращения 05.11.2025)
https://vdata.nikkei.com/newsgraphics/regional-regeneration/population-transfer-map/ (видео записано самостоятельно с экрана) (дата обращения 15.11.2025)
https://vdata.nikkei.com/newsgraphics/japan-epicenter-map/ (видео записано самостоятельно с экрана) (дата обращения 15.11.2025)
https://mcbcollection.com/visualization-of-data-in-the-soviet-union (дата обращения 15.11.2025)
https://eu.usatoday.com/picture-gallery/news/2015/04/07/usa-today-snapshots/6340793/ | https://www.nikkei.com/telling/DGXZTS00006390R20C23A8000000/ (дата обращения 15.11.2025)