Original size 1140x1600

Джо Коулман: тёмная иконосфера

7
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикация

I. Концепция II. Визуальные парраллели с иконографической традицией II. I. Композиционные решения II. II. Формообразование II. III. Символы и знаки III. Заключение

Концепция

Среди представителей американского аутсайдерского искусства меня особенно зацепило творчество Джо Коулмана. Его работы трудно однозначно отнести к аутсайдерскому или инсайдерскому искусству: с одной стороны, художник пользуется широкой популярностью и выставляется в музеях по всему миру; с другой — содержание его произведений и нестандартный творческий путь сохраняют за ним статус аутсайдера. Также сам Джо Коулман открыто причисляет себя к аутсайдерскому направлению, подчеркивая свою независимость от академического искусства.

«Если бы П. Т. Барнум нанял Брейгеля или Босха для рисования афиш, они могли бы напоминать искусство Джо Коулмана» (New York Times)

big
Original size 2048x1365

Джо Коулман с его последней работой «Зеркало мага в 100 секундах до полуночи» | Фото: Bob Krasner

Коулман начинал свой творческий путь с рисования комиксов и участия в перформативных выступлениях панк-группы Steel Tips в 1970-х годах. Эти акции, основанные на провокации и разрушении привычных эстетических норм, стали для него первой формой художественного самовыражения. Уже тогда Коулман стремился размывать границы общественных норм.

Со временем художник отходит от шумной панк-сцены и сосредотачивается на создании миниатюрных графических работ, которые постепенно становятся его главным медиумом. Работы Джо Коулмана настолько миниатюрны и богаты деталями, что на выставках зрителям часто предлагают пользоваться увеличительными стеклами или лупами. Для их выполнения он использует ювелирные линзы и единственную тончайшую кисть, сделанную из собственного волоса. Как отмечает сам Коулман, «его больше привлекают ритуал и драматизм, присущие религиозному искусству», — и сам процесс рисования действительно напоминает ритуал: медленный, требующий полной сосредоточенности и предельной точности. Работа над одной картиной может длиться годами.

Каждый квадратный сантиметр его полотен насыщен символами, микросценами, текстовыми фрагментами и скрытыми смыслами, превращая изображение в своеобразную «визуальную энциклопедию». Говоря о собственных источниках вдохновения, Коулман неизменно упоминает Босха, Брейгеля, фламандских примитивистов и Яна ван Эйка — художников, чьё внимание к деталям, многофигурность и мистический драматизм близки ему по духу и методике работы.

Original size 1200x800

Фото с выставки «Зеркало мага в 100 секундах до полуночи» | Фото: Bob Krasner

В своих произведениях Коулман исследует тёмные стороны человеческой природы и маргинальные культурные пласты. Его гипердетальная графика выстраивается как симбиоз религиозных символов, исторических фактов и преступной хроники. Автор добавляет детали в каждую картину постепенно, отражая происходящие вокруг события. В каждом произведении он стремится к документальной точности, однако сами изображения насыщены гротеском, мистикой и элементами фантастического, что создаёт напряжённый визуальный образ. Именно это сочетание институционального признания и маргинальности делает фигуру Коулмана уникальной и особенно интересной для исследования.

«Я вырос в среде ирландских католиков и жил через дорогу от кладбища. Темы морали, болезней, страдания, мазохизма, садизма и насилия в моих работах уходят корнями в детские переживания и раннее увлечение Библией» (Джо Коулман)

Рубрикация исследования построена на сопоставлении визуального языка Джо Коулмана с канонами традиционной иконографии. Такой подход позволяет выявить, как художник переосмысляет традиционные формы, композиции и символы, превращая их в часть собственной «тёмной иконосферы». Основной раздел включает три аспекта анализа: композиционные решения, формообразование и символы и знаки. Отбор материала для исследования осуществлялся по принципу иконографической насыщенности: выбраны произведения, содержащие явные или скрытые религиозные отсылки, элементы сакральной композиции, мотивы мученичества и визуальные структуры, аналогичные иконному полю или алтарному изображению. Такой метод позволяет не только проследить прямые параллели, но и увидеть трансформацию религиозных кодов в искусстве Коулмана.

I. Композиционные решения

Джо Коулман строит свои произведения по структуре, которая во многом перекликается с устройством религиозных изображений.

Композиционные решения в портретах явно перекликаются со структурой житийных икон, в которых центральный образ окружён рядом повествовательных клейм. В работах Коулмана центр также занимает оплечное, поясное или ростовое изображение ключевой фигуры — самого художника, некоего героя или исторического персонажа. Вокруг этого ядра разворачивается плотный пояс микросцен, выполненных как самостоятельные фрагменты-клейма. Они иллюстрируют эпизоды биографии, психологические состояния, травмы, навязчивые идеи или события, которые Коулман тщательно исследует перед созданием каждой работы.

Коулман использует плотность деталей, симметрию, фронтальность и строгую структуризацию поля — элементы, которые имеют прямые параллели с иконописными традициями.

Original size 4667x2933

Композиция житийных икон

Original size 4667x2933

Doorway to Whitney, 2015

Original size 2265x1758

I Am Joe’s Circulatory System, 1991

Original size 4667x2933

Portrait of Edouard Manet, 2020

Original size 4147x3216

A Road Map of Jonathan Shaw, 1993

Особенный резонанс вызывают своеобразные «тёмные жития» — серия портретов преступников, в которых Коулман использует тот же принцип иконографичной композиции. В некоторых работах персонажи выделены яркой контурной линией — словно окружены сиянием, что позволяет провести параллель с нимбом в религиозной иконографии. Сам художник объясняет свой метод как акт трансформации и искупления: «Алхимики пытались превратить неблагородные металлы в золото, а я пытаюсь превратить то, чего мы стыдимся, в некую красоту и искупить свои грехи. Эти истории нужно рассказывать, чтобы они принесли исцеление».

Original size 3500x2842

A New York Pirate [Albert Hicks], 1997

Центральный персонаж почти всегда изображён фронтально, статично, с прямым взглядом. Это придаёт образу иконный характер.

Original size 4667x2933

Portreit of Albert Fish, 1992

0

Swift Runner and the Colonialist Windigo Effect, 2018

Original size 4667x2933

Portrait of Carl Panzram, 1993

В композиции работ нередко присутствует отчётливое деление на два уровня — земной и небесный, что перекликается с традицией религиозной живописи. Нижняя часть его картин, как правило, насыщена демоническими фигурами и чудищами — своеобразным «адом». Верхняя же зона часто населена крылатыми существами, гибридными фигурами, напоминающими ангелов.

Original size 2652x2133

The Book of Revelations, 1999

II. Формообразование

Анализ формообразования в работах Джо Коулмана позволяет проследить, как художник осваивает и переосмысливает структуры, характерные для религиозного искусства. Несмотря на небольшой масштаб его полотен, их организация нередко напоминает принципы алтарной композиции. Особую роль при этом играют формы рам, которые Коулман тщательно продумывает. Они могут быть прямоугольными, фигурными, повторять очертания алтарных створок или напоминать квадрифолий — четырёхлистник, типичный для религиозной архитектуры.

Original size 2000x1400

Ян ван Эйк. Гентский алтарь, внутренние створки, 1432

Original size 4667x2933

A Vision of the Archangel Whitney, 2019

Original size 4667x2933

The Child I Never Had, 2010

Original size 4667x2933

A Scab Vendor Contemplates Narcisa, 2015

Original size 4667x2933

Pandora’s Box, 2010

Original size 4667x2400

The Sorcerer’s Mirror at 100 Seconds to Midnight, 2022

Original size 2560x1459

Фрагмент The Sorcerer’s Mirror at 100 Seconds to Midnight, 2022

Многие рамы автор изготавливает самостоятельно, включая в их конструкцию найденные объекты, личные реликвии, мелкие предметы или декоративные элементы. Иногда эти предметы буквально встраиваются или приклеиваются к раме, превращая её в самостоятельный объект. Такой приём перекликается с традицией окладов и обложений икон.

Original size 4667x1867
Original size 1500x1000

Фрагмент рамы The Little Red Radio, 2016

Original size 2778x2778

Gone Gonzo with Hunter (A Portrait of Hunter S. Thompson), 2021

III. Символы и знаки

Коулман сознательно искажает привычные религиозные образы, превращая их в нечто странное, что заставляет зрителя почувствовать дискомфорт и одновременно задуматься о смысле этих символов. В его работах священные мотивы часто смешиваются с обыденными или даже пошлыми элементами. Это делает религиозные сцены более человечными и одновременно абсурдными, как бы подчеркивая внутренние противоречия веры. Как отмечал Коулмен, обращение к религии для него является одним из способов исследования человеческой души: «Во многом мои поиски связаны с моим католицизмом. Я был воспитан на образах великих святых, которым отрубили головы или руки. Иисуса из Назарета прибили к кресту и ударили ножом в бок после пыток».

Original size 4500x3474

Give Me That Old Time Religion, 1995

Original size 1600x1065

Фрагмент Give Me That Old Time Religion, 1995

Original size 1851x2806

The Man of Sorrows, 1993

Original size 3329x2549

Catholic Wet Dream, 1991

Художник использует знакомые религиозные знаки — нимбы, кресты, жесты, мотивы мученичества — но трансформирует их, соединяя с криминальными, медицинскими и оккультными элементами. Такой подход создаёт сложный визуальный язык, где сакральное и маргинальное переплетаются.

Original size 4667x2933

A Portrait of Adam Parfrey, 2019 | Иисус Пантократор

Original size 4667x2933

Portrait of Charles Manson, 1988 | Смесоипостасная Троица

Original size 2048x1536

Фрагмент Portrait of Charles Manson, 1988

Original size 4667x2933

Фрагменты работы Portrait of Charles Manson, 1988

В символическом языке Джо Коулмана особое место занимают многочисленные интерпретации ангелов и демонов, которые он использует как метафоры внутренних состояний. Эти фигуры появляются в гибридных, гротескных или преувеличенно выразительных формах. В некоторых работах роль ангельских существ принимает глубоко личный образ — его жена и муза Уитни. Она может быть представлена как архангел или защитница.

Original size 4667x2933

Фрагмент A Vision of the Archangel Whitney, 2019 | Георгий Поббедоносец

Заключение

В работах Джо Коулмана прослеживается множество параллелей с традиционным религиозным искусством. Автор заимствует композиционные приёмы, формообразующие элементы и сюжеты, преувеличивая и интерпретируя их. При этом гротеск, ирония и преувеличение становятся для него средствами исследования человеческой души, раскрывая её тёмные и противоречивые стороны. Художник умело соединяет священное и обыденное, заставляя зрителя переосмыслить привычные религиозные образы и ощутить их психологическую и эмоциональную силу. Его работы одновременно вызывают шок, восхищение и заставляют задуматься о природе веры.

Bibliography
Show
1.

https://joecoleman.com (дата обращения 28.10.25)

2.

https://alphapedia.ru/w/Joe_Coleman_(painter) (дата обращения 16.11.25)

3.

https://info.wikireading.ru/19331 (дата обращения 16.11.25)

4.

https://leguesswho.com/news/interview-joe-coleman (дата обращения 18.11.25)

5.6.

https://arzamas.academy/mag/960-triptych (дата обращения 18.11.25)

7.
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more