Original size 1140x1600

Дверь как граница эпох: от ремесла к технологии

4
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Дверь — больше, чем утилитарный объект. Она воплощает идею порога, символизирует переход и отражает культурный код эпохи

В разные исторические периоды дверь по-особенному формировала отношение человека к пространству: от простейшего защитного элемента, прикрывающего вход в жилище или святилище, до сложной технологической конструкции, способной управлять доступом, контролировать движение и взаимодействовать с цифровыми системами. На ранних этапах дверь была минимальным физическим барьером, необходимым для выживания, но постепенно приобрела социальные, культурные и архитектурные функции, становясь знаковым элементом городской среды и бытового интерьера.

Переход от резных деревянных створок, выполненных ремесленниками вручную, к стеклянным автоматическим полотнам и сенсорным панелям с биометрическими механизмами отражает более широкие изменения в производстве, архитектурных принципах, технологическом развитии и в представлении человека о личном пространстве. Дверь становится индикатором того, как общество организует среду вокруг себя: от локальной материальной защиты к системе интеллектуального контроля и взаимодействия.

big
Original size 4960x3192

Вход в шахта Цольнера II/IV в Германии, 1898 год, Бруно Меринг

Цель визуального исследования — проследить, как трансформировалось представление о границе между внутренним и внешним и как менялся смысл порога в разных культурных и технологических контекстах. Исследование направлено на выявление того, как функциональные, символические и эстетические характеристики двери отражают изменения в архитектуре, ремесле, производстве и цифровой среде и как эти изменения влияют на наше восприятие пространства сегодня.

Изначально дверь выполняла важную защитную и символическую ритуальную функцию, но постепенно стала сложным архитектурным и технологическим объектом

Исследование охватывает путь от ранних форм обозначения входа в древних поселениях до современных решений, встроенных в архитектуру «умного дома». Выделенные исторические блоки — первобытность и древние цивилизации, Средневековье, Возрождение, индустриальная эпоха, модерн и современная технологическая среда позволяют проследить постепенное усложнение функции двери.

Гипотеза исследования заключается в том, что эволюция двери напрямую отражает изменения в представлении человека о границе между пространствами. Если в древности дверь была прежде всего символом перехода между мирами, то в индустриальную эпоху она стала механизмом, регулирующим доступ. Сегодня же дверь перестает быть лишь физическим барьером: она становится частью экосистемы данных, элементом цифровой навигации.

Original size 4960x3192

Кастель Беранже в Париже, 1898 год, Гектор Гимар

Первобытность и древние цивилизации: рождение идеи порога

Первые двери появились как функциональные перекрытия входов в ранних жилищах. Они представляли собой простые проемы, закрытые каменными плитами, ветвями или шкурами. Эти конструкции фиксировали границу между внутренним и внешним пространством и стали основой для дальнейшего развития архитектурной организации.

Original size 4960x3192

Неолитические жилища в Скара-Брэй, около 3100 год до н. э., неизвестный автор

Original size 4960x3192

Мегалитический вход Ньюгрейндж в Ирландии, около 3200 год до н. э., неизвестный автор / Каменный порог Мачу-Пикчу в Перу, около 1450 год, неизвестный автор

Original size 2480x1597

Дольмен в Гузерипле, около 4000–2000 годы до н. э., неизвестный автор

Материалы и форма зависели от среды: в пещерных поселениях применялись каменные элементы, в регионах Африки и Азии — каркасы из ветвей и кожи. Уже на этом этапе дверь выполняла роль средства контроля доступа и разделения пространства.

Original size 4960x3192

Вход в Луксорский храм в Луксоре, около 1400 год но н. э., неизвестный автор / Вход в храм Мнайдры, около 3600— 2500 годы до н.э, неизвестный автор

Original size 4960x3192

Вход в храм Нефертари в Абу-Симбел, 1279–1213 годы до н. э., неизвестный автор

Египетская дверь впервые становится архитектурным объектом — она не просто закрывает проем, а визуально организует фасад, задает ритм, масштаб и символику здания. Эта идея двери как знака станет важной основой для будущей архитектуры.

Original size 4960x3192

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари, около 1479–1458 годы до н. э., неизвестный автор / Ложная дверь древнеегипетского царского печати Нефериу, около 2150–2010 годы до н.э, неизвестный автор

Original size 4960x3192

Дверь Араму-Муру, XII–XV века, неизвестный автор

Original size 2480x1597

Храм Солнца в Конараке в Одише, 1250 год до н. э., неизвестный автор

Средневековье и Возрождение: трансформация архитектуры входа

В Средневековье дверь служила защитой и одновременно представляла статус владельца: входы замков и соборов укрепляли массивными деревянными створками с металлом. Сложность резьбы и декоративных элементов демонстрировала социальную иерархию и престиж институции.

Original size 4960x3192

Собор Святого Михаила в Гильдесхайм, 1015 год, Епископ Бернвард Гильдесхаймский

На храмовые и городских воротах изображали сцены суда, библейские сюжеты, орнаменты. Дверь функционировала как формальная граница между обыденным и сакральным пространством.

Original size 4960x3192

Двери кафедрального собора в Лунге, около 1150–1200 годы, неизвестный автор

Original size 4960x3192

Королевская дверь Вестминстерского аббатства в Лондоне, около 1050 год, неизвестный автор

Original size 4960x3192

Ранние бронзовые южные двери Баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, около 1100–1120 годы, Гвидо да Порта Санта Мария

В этот период формируется профессиональная специализация: кузнецы, резчики и архитекторы начинают работать над входами как над комплексными объектами, объединяющими конструкцию и декор. Такие элементы фурнитуры как ручки, петли, кольца, замки становятся частью архитектурной композиции и следуют стилевым особенностям готики. Дверь закрепляется как основной акцент фасада и как самостоятельный носитель визуальной информации.

Original size 4960x3192

Восточные двери Баптистерия Сан-Джованни во Флоренция, около 1425–1452 года, Лоренцо Гиберти / Бронзовые двери Миланского собора, 1857–1950 года, Лодовико Польяги

Original size 4960x3192

Вход в собор Богоматери в Париже, около 1210–1220 годы, неизвестный автор

Original size 4960x3192

Южные ворота Шартрского собора во Франции, около 1194–1220 годы, неизвестный автор

Original size 2480x1597

Фасад собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, 1436 год, Арнольф ди Камбио

В эпоху Возрождения дверь переосмысляется в рамках ордерной и пропорциональной архитектуры. Вход становится элементом симметричной композиции фасада и связан с принципами гармонии, меры и рациональной структуры пространства.

Original size 2480x1597

Вход в Пантеон в Риме, 115 год, неизвестный автор

Original size 2480x1597

Базилика Святого Августина в Риме, 1479–1483 годы, Луиджи Ванвителли

Original size 2480x1597

Базилики Сан-Дено Маджоре в Вероне, 1566 год, Андреа Палладио / Базилика Санта-Мария-Новелла во Флоренции, около 1279 год, Леон Баттиста Альберти

Индустриальная революция: стандартизация и новая эстетика

В XIX веке индустриализация приводит к переходу от деревянных дверных конструкций к металлическим — стальным и чугунным. Одновременно развивается промышленное производство листового стекла, что делает возможным создание крупных остекленных дверей и витрин.

Металл и стекло формируют новую конструктивную комбинацию, определяющую архитектуру промышленных зданий, вокзалов, магазинов и пассажей.

Original size 2480x1597

Хрустальный дворец, 1851 год, Джозеф Пакстон

Original size 2480x1597

Вокзала Сен-Лазар в Париже, 1853 год, Альфред Арман и Эжен Флаша

Механизация производства позволяет изготавливать двери серийно, вводя понятие типового изделия и снижая зависимость от индивидуального ремесла. Входные двери становятся частью стандартизированных фасадных систем, в которых конструктивная логика и повторяемость элементов важнее уникального оформления.

Original size 4960x3192

Отель в Нью-Йорке, 1868–1874 года, Джордж Гилберт Скотт / Вход в здание Флэтайрон в Нью-Йорке, 1902 год, Дэниел Бернхам

Original size 2480x1597

Железнодорожный вокзал Лондон Сент-Панкрас Интернэшнл, 1868 год, Джордж Гилберт Скотт

Развитие фабричной фурнитуры приводит к появлению промышленных патентов на ручки, замки и механические устройства, включая ранние прототипы доводчиков. Это закрепляет функциональный подход к проектированию входов и формирует новый технический стандарт эксплуатации зданий.

Original size 2480x1597

Входные двери универмага «Хороший рынок» в Париже, 1872 год, Жан-Александр Лапланш

Original size 4960x3192

Вход в здание Монаднок в Чикаго, 1891–1893 года, Джон Веллборн Рут и Дэниел Бернем

Модерн: дверь как искусство движения

На рубеже XIX–XX веков в условиях индустриализации формируется стиль модерн (ар-нуво), как попытка вернуть вещам художественность и живую форму. Машинная эпоха породила стандартизацию, и модерн стал ее противоположностью.

Original size 4960x3192

Вход в жилой дом Хо в Париже, примерно 1900 год, Эмиль Андре

Двери этого периода отличались плавными линиями, асимметрией и органическими мотивами. Они перестают быть утилитарным проемом и становятся частью фасада словно вырастают из архитектуры. Стеклянные вставки, кованые элементы и резьба создают ощущение движения.

Original size 4960x3192

Вилла Мажорель в Нанси, 1901–1902 года, Анри Соваж

Original size 4960x3192

Вход в жилой дом, примерно 1900 год, неизвестный автор / Вход в жилой дом, примерно 1900 год, неизвестный автор / Вход в жилой дом в Бельгии, примерно 1900 год, Эрнеста Блеро

Original size 4960x3192

Каса-Мила в Барселоне, 1906–1910 года, Антонио Гауди

Original size 2480x1597

Каса-Батльо в Барселоне, 1904–1906 года, Антонио Гауди

Модерн объединил ремесло и индустрию, открыв путь промышленному дизайну. В нем дверь — это не только защита, но и знак эстетики своего времени.

Original size 2480x1597

Кондитерская «Печь для выпечки хлеба в Барселоне», 1898 год, Игнасио Мас-и-Морель

Original size 2480x1597

Вход в здание Масия Фрейша в Террассе, 1907 год, Луис Монкуниль-и-Ньюбо / Вход дома Дайтерса в Дармштадте, 1901 год, Йозеф Мария Ольбрих

Original size 2480x1597

Вход в здание Масия Фрейша в Террассе, 1907 год, Луис Монкуниль-и-Ньюбо

От функции к интерфейсу: дверь в век технологии

После художественной выразительности модерна наступает эпоха, когда в дизайне побеждает рациональность и функция. В 1920-е годы школа Баухаус формулирует новый принцип — «форма следует функции».

Дверь перестает быть объектом украшения и становится элементом архитектурной системы: чистая геометрия, металл, стекло, отсутствие орнамента. Эти идеи заложили основу модернизма середины XX века, где дверь отражала стремление к простоте, стандартизации и технологичности.

Original size 4960x3192

Здание Баухауса в Дессау, 1926 год, Вальтер Гропиус

Original size 4960x3192

Dход на фабрику Фагус в Альфельде-на-Лайне, 1913 год, Вальтер Гропиус и Адольф Мейер / Дом Имзов, 1949 год, Чарльз Имз и Рэй Имз

Во второй половине XX века развитие технологий приводит к появлению дверей, демонстрирующих конструкцию и механизм работы. В 1970–1980-е годы распространяются материалы промышленного назначения — сталь, алюминий, крупноформатное стекло. Функциональность и технологичность определяют визуальный характер входных групп, что формирует предпосылки хай-тека.

Original size 2480x1597

Поворотная дверь в частной резиденции Николаса Элиаса, 2023 год, неизвестный автор

Original size 2480x1597

Деревянная поворотная дверь, 2020 год, неизвестный автор / Деревянная поворотная дверь, 2020 год, неизвестный автор

С конца XX до начала XXI века дверь постепенно превращается в элемент цифровой инфраструктуры здания. Появляются электронные системы доступа, датчики движения, автоматические приводы, биометрические устройства и умные замки. Вход начинает работать как интерфейс взаимодействия между человеком и пространством.

Original size 2480x1597

Невидимый дом, 2020 год, архитекторы австрийского бюро (оригинальное название с англ. «Delugan Meissl Associated Architects»)

Original size 4960x3192

Центр для посетителей Эпл парка в Купертино, 2017 год, британские архитекторы из компании Фостер + Партнеры

Распространение прозрачных перегородок, автоматических проемов и интегрированных сенсорных систем делает границу между помещениями более условной. Физическая функция двери дополняется или замещается цифровым контролем, что формирует новую модель архитектурной организации пространства.

Original size 4960x3192

Умный дверной замок «Акара смарт дверной замок модели A100 Pro Zigbee», 2018 год, Акара

Выводы

Прослеживание эволюции двери показывает, что изменение ее формы и функций напрямую связано с трансформацией представлений человека о границе между пространствами. На ранних этапах дверь фиксировала материальную и ритуальную границу, определяя разделение «внутреннего» и «внешнего». В Средневековье она стала носителем социальной и сакральной символики, отражая иерархию и идеологические установки времени. В эпоху Возрождения вход приобретает композиционные элементы и включается в общую систему ордерных и пропорциональных решений.

Индустриальная революция смещает акцент с уникального ремесленного исполнения на серийное производство и техническую рациональность. В модерне дверь рассматривается как часть архитектурного фасада и интегрируется в пластический язык эпохи. В XX–XXI веках происходят последовательные сдвиги от механических к электронным и цифровым механизмам управления доступом. Дверь становится компонентом информационной инфраструктуры здания и функционирует как интерфейс.

Таким образом, эволюция двери подтверждает выдвинутую гипотезу: изменение технологических, культурных и архитектурных условий приводит к изменению способов понимания и организации порога.

Bibliography
Show
1.

Van Gennep, A. The Rites of Passage. — Chicago: University of Chicago Press, 1960. — 205 с.

2.

Giedion, S. Space, Time and Architecture. — Cambridge, MA: Harvard University Press, 1941. — 897 с.

3.

Murray, S. Notre-Dame of Amiens: The Power of Change in Gothic. — Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — 318 с.

4.

Pope-Hennessy, J. Italian Renaissance Sculpture. — London: Phaidon Press, 1996. — 560 с.

5.

Gropius, W. The New Architecture and the Bauhaus. — Cambridge, MA: MIT Press, 1965. — 112 с.

6.

Arwas, V. Art Nouveau: The French Aesthetic. — London: Papadakis Publisher, 2000. — 304 p.

7.

Greenfield, A. Radical Technologies: The Design of Everyday Life. — London: Verso Books, 2017. — 368 с.

Image sources
Show
1.2.

Замок Беранже // Sortiraparis URL: https://www.sortiraparis.com/ru/chto-posetit-v-parizhe/istoriya-naslediye/articles/290541-znaete-li-vy-cto-zamok-beranze-odno-iz-samyh-simvolicnyh-zdanij-v-stile-modern-v-parize (дата обращения: 10.11.2025).Скара-Брей // Tourist URL: https://tourist.wiki/listing/skara-brej/ (дата обращения: 10.11.2025).

3.

Newgrange, Meath // Сommons wikimedia URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Newgrange,_Meath.jpg (дата обращения: 10.11.2025).

4.

Сакасайуаман // Foturist URL: https://foturist-ru.livejournal.com/2049944.html (дата обращения: 10.11.2025).

5.

De Steentijd // Chayahgodschalk URL: https://chayahgodschalk.jimdoweb.com/geschiedenis-schrijven/de-steentijd-een-overzicht/ (дата обращения: 10.11.2025).

6.

How Karnak Temple became one of the defining symbols of ancient Egypt // The national news URL: https://www.thenationalnews.com/news/mena/2025/10/06/how-karnak-temple-became-one-of-the-defining-symbols-of-ancient-egypt/ (дата обращения: 10.11.2025).

7.

Mnajdra Temples, Qrendi, Malta, June 2018 // Flickr URL: https://www.flickr.com/photos/tango-/43405121801 (дата обращения: 10.11.2025).

8.

Абу-Симбел — храм, который строили дважды // Ethnomir URL: https://ethnomir.ru/articles/abu-simbel-khram-kotoryy-stroili-dvazhdy/ (дата обращения: 10.11.2025).

9.

Hatshepsut temple // Commons wikimedia URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hatshepsut_temple21.JPG (дата обращения: 10.11.2025).

10.

Тайны фиванских гробниц // Vokrugsveta URL: https://www.vokrugsveta.ru/history/tainy-fivanskikh-grobnic-chto-izobrazheno-na-ikh-stenakh-i-kak-chitat-osnovnye-syuzhety-drevneegipetskogo-inobytiya-id6414505/ (дата обращения: 10.11.2025).

11.12.

Васту-шастра. Древняя индийская архитектура // Омкара URL: https://www.om-center.ru/articles/vastu-shastra/ (дата обращения: 10.11.2025).

13.

Бронзовые двери из Хильдесхайма // Livejournal URL: https://uchitelj.livejournal.com/1400848.html (дата обращения: 10.11.2025).

14.

Интересные факты о входных дверях // Двери Нева URL: https://dverineva.ru/articles/interesnye-fakty-o-vkhodnykh-dveryakh/ (дата обращения: 10.11.2025).

15.

Religion news // Religion Media Centre URL: https://religionmediacentre.org.uk/morning-news-bulletin/religion-news-5-may-2023/ (дата обращения: 10.11.2025).

16.

Верона — часть 3. Церковь Сан-Дзено // Live Journal URL: https://sibeaster.livejournal.com/492460.html (дата обращения: 10.11.2025).

17.

Lorenzo Ghiberti // The history of art URL: https://www.thehistoryofart.org/lorenzo-ghiberti/north-doors/ (дата обращения: 10.11.2025).

18.

The Duomo (Cathedral) // Florence private guide URL: https://florenceprivateguide.com/the-duomo-cathedral/ (дата обращения: 10.11.2025).

19.

Шартр // Wikiway URL: https://wikiway.com/france/shartr/photo/ (дата обращения: 10.11.2025).

20.

Firenze, cattedrale di Santa Maria del Fiore // Wikimedia URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Firenze,cattedrale_di_Santa_Maria_del_Fiore-_Portali.jpg (дата обращения: 10.11.2025).

21.

Roma — Pantheon // Wikimedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Roma_-Pantheon-_2023-09-24_22-42-29_001.jpg (дата обращения: 10.11.2025).

22.

Двери римского Пантеона // Wikimedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8_%D1%80%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0 (дата обращения: 10.11.2025).

23.

Caravaggio: Sant’Agostino // Italiaase Steden URL: https://www.teggelaar.com/nl/caravaggio-santagostino/ (дата обращения: 10.11.2025).

24.

Verona Italy San Zeno // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Verona_Italy_San_Zeno_DSC08235.JPG (дата обращения: 10.11.2025).

25.

Santa Maria Novella // Italian Cities URL: https://www.teggelaar.com/santa-maria-novella/ (дата обращения: 10.11.2025).

26.

The Crystal Palace // World history encyclopedia URL: https://www.worldhistory.org/image/16982/the-crystal-palace/ (дата обращения: 10.11.2025).

27.

Вокзал Сен-Лазар // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB_%D0%A1%D0%B5%D0%BD-%D0%9B%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80 (дата обращения: 10.11.2025).

28.

Inside St Pancras Chambers Apartments // Urban pixxels URL: https://urbanpixxels.com/nl/st-pancras-chambers/ (дата обращения: 10.11.2025).

29.

Flatiron Building a Nueva York // New York Partir URL: https://www.partir-a-new-york.com/es/visitar-nueva-york/monumentos/flatiron-building-a-nueva-york (дата обращения: 10.11.2025).

30.

St Pancras international entrance // Commons wikimedia URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:St_Pancras_international_entrance.jpg (дата обращения: 10.11.2025).

31.

Le Bon Marché Rive Gauche // Tripadvisor URL: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g187147-d189255-Reviews-Le_Bon_Marche_Rive_Gauche-Paris_Ile_de_France.html (дата обращения: 10.11.2025).

32.

Monadnock Building Tours With Chicago Detours Free 30 Minute Walking // Preservation Chicago URL: https://www.preservationchicago.org/monadnock-building-tours-with-chicago-detours-free-30-minute-walking-tours-friday-december-6-at-noon/ (дата обращения: 10.11.2025).

33.

Maison Huot // Pinterest URL: https://ru.pinterest.com/pin/859413541434854730/ (дата обращения: 10.11.2025).

34.

Prints on Art Deco // Pinterest URL: https://se.pinterest.com/pin/306385580919076674/ (дата обращения: 10.11.2025).

35.

Фасады домов: двери // Дизайн капитал URL: https://designcapital.ru/facades/doors-columns-painting?page=80 (дата обращения: 10.11.2025).

36.

CasaBatllo // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:CasaBatllo_0093.JPG (дата обращения: 10.11.2025).

37.

Forn de pa pastisseria, Barcelona // Wikipedia URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Forn_de_pa_pastisseria,_Barcelona.jpg (дата обращения: 10.11.2025).

38.

Необычные двери // Медиа Соль URL: https://pro-remont.mediasalt.ru/neobychnye_dveri (дата обращения: 10.11.2025).

39.

100 элитных старинных входных дверей: роскошь и шарм стиля модерн // Home building URL: https://homebuilding.ru/100-yelitnykh-starinnykh-vkhodnykh-dverey-ro.html (дата обращения: 10.11.2025).

40.

Баухаус: Экспортный удар немецкой архитектуры // Dlubal URL: https://www.dlubal.com/ru/novosti-i-sobytija/novosti/blog/000136 (дата обращения: 10.11.2025).

41.

Fagus Factory // Vielfalt der Moderne URL: https://vielfaltdermoderne.de/en/fagus-factory/ (дата обращения: 10.11.2025).

42.

Eames house entry // Wikipedia URL: https://nl.wikipedia.org/wiki/Bestand:Eames_house_entry.jpg (дата обращения: 10.11.2025).

43.

Pivot doors // Architonic URL: https://www.architonic.com/en/b/fritsjurgens/3105419/ (дата обращения: 10.11.2025).

44.

Mirror image: Casa Invisibile launches Delugan Meissl’s prefab concept // Wallpaper URL: https://www.wallpaper.com/architecture/mirror-image-casa-invisibile-launches-delugan-meissls-prefab-concept (дата обращения: 10.11.2025).

45.

Apple Park Visitor Center opens to the public // Apple URL: https://www.apple.com/sg/newsroom/2017/11/apple-park-visitor-center-opens-to-the-public/ (дата обращения: 10.11.2025).

46.

Aqara Smart Door Lock A100 Pro Zigbee Bluetooth // Rozetka URL: https://rozetka.com.ua/ua/361094079/p361094079/ (дата обращения: 10.11.2025).

Дверь как граница эпох: от ремесла к технологии
4
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more