Original size 736x981

Шрифт в Древнем Риме

PROTECT STATUS: not protected
2

«Буквы — это сущности, а не изображения сущностей» — Эрик Гилл

Введение

В I веке до нашей эры Рим завоёвывает Грецию, но её культура проникает в Рим. Через литературу и искусство в латинский язык пришло множество греческих слов. Латинская архаическая азбука имела 21 знак и ее буквы напоминали буквы финикийско — греческой азбуки.

Римляне писали справа налево. Но всё изменилось в III веке до н. э. — именно тогда направление письма поменялось. Потребовалось ещё несколько столетий, чтобы форма букв устоялась, и только ко II веку до н. э. латинское письмо обрело тот классический вид, который мы знаем сегодня.

Древний Рим совершил революцию в письменности, создав эталонные монументальные шрифты для вечности и быструю скоропись для управления империей. Сделав письмо доступным с помощью дешёвых материалов, они превратили его в мощный инструмент власти, закона и повседневной жизни, заложив основу для всей западной культуры.

В данном визуальном исследовании я рассматриваю основные типы римских шрифтов и то, как они применялись для решения различных задач — от ведения повседневных записей до создания текстов, оказавших влияние на всю историю цивилизации.

Моя гипотеза состоит в том, что шрифты в древнеримской цивилизации имели не меньшее значение, чем скульптура или архитектура. Как и другие виды искусства, они эволюционировали, отражая запросы общества.

big
Original size 2560x1706

Лионская бронзовая табличка, примерно 48 г. н. э.

Римское монументальное письмо (scriptura monumentalis)

Scriptura Monumentalis, или римское монументальное письмо, представляет собой высшую точку в развитии античной шрифтовой культуры. Его расцвет пришёлся на рубеж I века нашей эры, после более чем 700-летнюю эволюцию латинского письма.

Техника его создания была двухэтапной: сначала буквы наносились на камень плоской кистью, а затем вырезались резцом. Характерные засечки, которые мы видим сегодня, возникли как следствие этого процесса — они придавали концам основных штрихов визуальную завершённость и чёткость.

Шрифт отличается благородными и утончёнными пропорциями, строгой геометрией и ясностью линий. Именно Scriptura Monumentalis стал основополагающим прототипом, от которого ведут своё происхождение множество последующих гарнитур.

левое изображение — надпись на колонне Траяне в Риме. ок. 114 н. э., правое — надпись на триумфальной арке Тита в Риме. ок. 113 н. э.

Original size 2560x1463

Надгробная надпись, около 80 г. до н. э

Квадрата (capitalis quadrata)

Римские квадратные буквы — это фундаментальная форма античного письма, являющаяся прямым прототипом современных заглавных букв. Данный шрифт, копирующий технику письма у римского монументального письма и характеризующийся статусным обликом, использовался для создания наиболее роскошных манускриптов, таких как кодексы с текстами Вергилия или Библии.

Его визуальную основу составляют четкая геометрия: прямые линии, гибкие кривые, контраст толстых и тонких штрихов, а также выразительные засечки, придававшие буквам визуальную завершенность и элегантность. Буквы, как правило, были широкими и имели одинаковую высоту, умещаясь между двумя воображаемыми линиями. Главной особенностью письма была — непрерывное написание текста без пробелов между словами, что сегодня представляет основную сложность для чтения.

Среди характерных деталей — отсутствие средней перекладины у буквы «A», открытые петли у «P» и «R», а также использование «I» для обозначения как I, так и J, и «V» для U и V. Из-за исключительной трудоемкости этот шрифт вышел из широкого употребления уже к 5 веку н.э, оставив после себя немногочисленные, но эталонные образцы, заложившие основу всей последующей европейской типографики.

Original size 3060x3157

рукопись Vergilius Augusteus, 4 век н. э. Библиотека Ватикана

левое изображение — камень Септимия, Britain, Corinium Museum, Конец III века нашей эры ок. 114 н. э., правое —Фрагмент надписи, Britain, Corinium Museum (конец II — начало III века н. э.)

Рустика (capitalis rustica)

post

Рустическое капитальное письмо (capitalis rustica) возникло как более быстрая и практичная альтернатива торжественному квадратному капитальному шрифту. Этот шрифт тщательно формировался и использовался для создания избранных, в том числе роскошных, книг, в основном языческих авторов, таких как Вергилий.

Его визуальное отличие от квадратного капитального заключается в более свободном и динамичном облике: буквы стали уже и выше, с преобладанием изогнутых линий, тонкими штрихами, короткими поперечными элементами и отсутствием изящных засечек.

Характерными чертами являются длинные нисходящие элементы, выходящие за базовую линию, отсутствие средней перекладины у «A», а также схожесть некоторых букв (например, E и F, I и L), что требовало от писца особого внимания для их различения. Рустика доминировала в книжном производстве с IV по VI век, часто используя непрерывное письмо (scriptura continua) с редкими точками как разделителями слов, и, несмотря на упадок, её наследие продолжилось в оформлении заголовков.

фото слева: иллюстрация из «Римского Вергилия», Апостольская библиотека Ватикана, 41 г до н. э.

Original size 1274x1555

вергилий ватиканский «Георгики», книга III «Бой быков»

Original size 5184x3456

Плитка Арвери, Britain, Corinium Museum, II–III века нашей эры.

Старый римский курсив

Старый римский курсив представлял собой повседневную форму рукописного письма, основанную на квадратных капиталах, но кардинально от них отличавшуюся. Этот шрифт был инструментом римской цивилизации с I века до н. э. по III век н. э., используясь для всего — от деловых счетов и личных писем до императорских указов и настенных граффити.

Его ключевой особенностью была скорость написания, достигаемая за счёт минимизации количества штрихов для каждой буквы, что привело к формированию угловатых, часто наклонённых вправо символов, которые современному читателю кажутся крайне трудными для восприятия.

Буквы, напоминающие современные заглавные, обычно оставались отдельными, но при этом активно использовались лигатуры. Текст, как правило, шёл сплошной массой с редкими и непоследовательными точками в качестве разделителей слов, практически без знаков препинания и выделений. Хотя этот курсив и был адаптирован для письма на папирусе, его прерывистый, «царапающий» характер лучше всего подходил для нанесения на восковые таблички.

Original size 1076x492

сегмент из «Папируса Клавдия», найденного в Египте, 41-54 гг. н. э.;

левое изображение — Граффити лабиринта в Помпеях 79 г. н. э., правое — Деревянная табличка из Виндоланды, Романо-британская цивилизация, современный Нортумберленд, Англия, около 100 г. н. э.

Новый римский курсив

Новый римский курсив, пришедший на смену старому курсиву и использовавшийся с III по VII век, стал ключевым звеном в эволюции латинской письменности. Его главным отличием было появление более узнаваемых и пропорциональных форм букв (таких как «a», «b», «d»), что сделало шрифт ближе к современным минускульным начертаниям. Этот стиль характеризовался активным использованием лигатур и соединений между буквами, а также применением аббревиатур и специальных символов.

Original size 929x428

письмо к финикийскому губернатору Ахиллию от Виталия. 4 век нашей эры

Унциал

Унциальное письмо, впервые упомянутое св. Иеронимом в IV веке, представляет собой преобразованный вариант капитального письма, ставший ключевым переходным звеном от античных маюскулов к средневековым минускулам.

Его отличительными чертами являются округлые, плавные формы букв с выраженными кривыми элементами, что стало возможным благодаря переходу с папируса на пергамент, чья гладкая поверхность лучше подходила для каллиграфии.

Возникнув, вероятно, под влиянием греческих книжных шрифтов и нового римского курсива, унциал сочетал в себе быстроту написания с торжественным достоинством, что предопределило его судьбу — он стал официальным шрифтом христианской церкви на латинском Западе, сменив языческую рустику.

Original size 1280x1458

палимпсест Цицерона «De Re Publica», Ватиканская библиотека, написанный в I веке до н. э

Полу-унциал, семи-унциал

Шрифт в Древнем Риме
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more