

Площадь Святого Петра в Ватикане и комплекс Les Espaces d’Abraxas Рикардо Бофилла во Нуази-ле-Гран — архитектурные памятники, которых объединяет монументальный и захватывающий дух дизайн. Площадь Святого Петра, шедевр эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини, символизирует духовный авторитет католической церкви. С другой стороны, спустя 316 лет Рикардо Бофилл заканчивает строительство комплекса Les Espaces d’Abraxas в пригороде Парижа, что тоже приравнивается к приоритету, но уже совершенно иному, более темному. Казалось бы, что может объединять столь разные сооружения, построенные в разные эпохи? Это история о том, как диалог между творцами происходит вне времени, проникая в сознание, выделяя основную идею, и переосмысляя ее в духе своего времени.
Контекст

Изначально площадь выглядела совсем по-иному. Вместо привычным эпохе Барокко декорациям, колоннам и прочим узорам базилика представляла более скромную версию по требованию императора Константина 1 в 4 веке. От раннехристианской постройки остался лишь монумент, отмечающий середино сегодняшней площади.
Джованни Лоренцо Бернини
Нас интересует более поздний вариант площади. В 1656 году Папа Александр VII поручил архитектору Джованни Лоренцо Бернини спроектировать площадь, которая могла бы не только достойно разместить верующих, но и эстетически подчеркнуть авторитет Католической церкви.
В 1982 году архитектор каталонского происхождения Рикардо Бофилл завершил строительство жилого комплекса Les Espaces d’Abraxas в пригороде Парижа. Это был разгар эпохи модернизма, одна из характеристик которой — заимствование элементов из прошлого. 60-е года в Париже характеризовались жилищным и архитектурным кризом. Чувствуя, что ситуация приближается к полному краху, президент Шарль де Голль собрал команду из лучших урбанистов, инженеров, архитекторов и планировщиков Франции. Перед ними была поставлена задача: создать новые города вокруг столицы, чтобы поглотить разрастающиеся пригороды, и сделать это посредством архитектуры не только функциональной, но и гуманной.
Масштаб и восприятие
Физический размер площади Святого Петра — 38.000 квадратных метров. Такой внушительный размер обусловленынеобходимостью вместить как можно больше людей. При плотном стоянии на площади может прибывать 300.000 человек.
Площадь Пространства Абраксас — 10.000 квадратных метров замкнутого пространства. Согласно данным студии архитектора (Taller de Arquitectura), в комплексе насчитывается около 600 квартир.
Геометрия и организация
Площадь организована из трех частей:
Эллиптическая площадь, окруженная массивными колоннадами, призвана театрально охватить посетителей.
Трапециевидный двор, сужающийся к базилике, усиливает восприятие её монументального фасада.
Пространтсво спроектировано таким образом, что оно направляет движение к базилике Святого Петра, подчёркивая его сакральное и значение. Эллиптическая форма создаёт ощущение замкнутости, в то же время вмещая большое количество людей, создавая одновременно уютное и просторное пространство.
Бернини спроектировал дорическую колоннаду, обрамляющую площадь, символизирующую распростертые объятия церкви, приветствующей посетителей. Она состоит из 284 колонн и 88 пилястр
Ансамбль Les Espaces d’Abraxas также состоит из трех элементов: Le Palacio, Le Théâtre и L’Arc
Le Palacio, восемнадцатиэтажное здание, вмещает 441 квартиру. Он обслуживается рядом крытых переходов, обеспечивающих доступ к каждой квартире
Le Théâtre, состоящий из девяти этажей, представляет собой небольшое кольцеобразное здание, в котором расположено 130 квартир.
L’Arc, расположенная в центре комплекса, — самое маленькое из зданий. Его десять этажей вмещают 20 квартир.
Материалы и детали
В строительстве использовался типичный для Вечного города материал — травертин. Из него делали колонаду, антамблементы и все внешние фасады.


Выполняя в основном заказы в сфере социального жилья, Рикардо Бофилл был вынужден работать в условиях ограниченного бюджета и решил использовать технику, широко применявшуюся в послевоенной Франции при строительстве больших многоквартирных домов: сборные бетонные панели.
«В масштабах Франции мне удалось продемонстрировать, что социальное жильё не является синонимом жестокости или отречения, а, напротив, ему свойственны определённая торжественность, чувство ритма и красоты. Однако это не привело к резкому росту цен. Пригороды — это не обязательно пустоши, но иногда и памятники, посвящённые человечеству. Бетон, долгое время считавшийся дешёвым материалом, может быть благородным».
Бофилл впервые применил технику сборного строительства (prefabrication). При таком подходе выбор стиля классицизм был обусловлен и экономическими соображениями. Простота и повторяемость классических форм способствовали массовому промышленному производству. Архитектурные элементы и орнаментация зданий Бофилла представляют собой просто фабричные компоненты, которые крепятся к базовой конструкции из монолитных бетонных стен. Использование этого процесса позволяет ему применять классический стиль в повседневной архитектуре, особенно в социальном жилье.
После завершения строительства колоннады площадь претерпела дальнейшие изменения, усилившие её визуальное и символическое воздействие. Два фонтана, спроектированные Карло Мадерно (1613) и Бернини (1675), были добавлены для эстетического уравновешивания композиции центрального обелиска. Эти дополнения не только увеличили визуальное величие площади, но и навеяли темы духовного обновления и очищения, центральные элементы католицизма.
Сегодня площадь Святого Петра остается центром религиозной и туристической жизни, привлекая паломников и посетителей со всего мира. Ее величественная архитектура и произведения искусства, хранящиеся на ней, продолжают оставаться средоточием искусства, культуры и духовности. Площадь — не только важное место встречи католиков, но и мощный символ открытости и гостеприимства Церкви к миру, сохраняя ее богатое историческое и культурное наследие живым в современную эпоху.
Утопический подтекст в антиутопической обстановке
Библиография
Bitsindou, E. (2017). Construire une utopie urbaine à Marne-la-Vallée: genèse, construction et postérité des Espaces d’Abraxas de Ricardo Bofill (Trabajo de Fin de Máster). Université Paris Sorbonne, París. https://www.researchgate.net/ profile/Elodie-Bitsindou
Elvire Camus, « Ricardo Bofill: " je n’ai pas réussi à changer la ville " «, Le Monde.fr, 2 августа 2014, https://lc.cx/wzrY,