Original size 1140x1600

Детство в живописи советских и современных художников

PROTECT STATUS: not protected
3
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Данное визуальное исследование посвящено теме изображения детства в российской живописи XX–XXI века. Исследование было проведено с фокусом на развитие советских художественных традиций до современных практик и трендов. Особое внимание уделяется тому, как меняются визуальные коды детства, эмоциональные интонации и способы репрезентации ребёнка в зависимости от культурного, исторического и идеологического контекста.

Дети и их образ в советской живописи были особенно важны как носители и будущее советского человека и, в целом, советской идеологии. Личные истории и персональные переживания часто не высказывались, детство изображалось ярким, счастливым, беззаботным, утопичным и безопасным. Идеализированные изображения счастливых малышей могут сильно контрастировать с работами художников, которые решались показать другую сторону детства с безотцовщиной и прочими тяготами. В этой работе я рассматриваю как именно происходит постепенный переход от картин идеального беззаботного детства к реальной и не во всем идеальной жизни.

В современной живописи XXI века образ детства приобретает иное значение и становится выражением личной истории, субъективной памяти и отпечатка времени. В работах современных художников дети изображаются не как носители социальных программ, но как личности с собственной историей и уникальным внутренним состоянием. Большая часть художников не утаивает детали и показывает детство в той суровой реальности, которая есть. Само детство не стало плохим или менее ярким, просто теперь зритель видит больше и лучше понимает контекст, делая собственные выводы о том, как могло протекать детство героев.

Рассмотрим также и элементы ностальгии по советскому детству, как уже в XXI веке возрождаются образы советской игрушки.

Пройдя путь от раннего СССР до наших дней, мы рассмотрим развитие и преображение изображений детства, его деталей и черт. Рассмотрим как переживание общества за детей и их детство призывало людей вступать в ряды советской армии. И как после тяжелого военного периода живопись вернулась к изображению беззаботного детства.

Образ детства в живописи XX–XI веков получает особенное развитие и смыслы, проходит долгий путь изменений от инструмента до спокойной реальности и завершает путь особенными личными историями от художников. Именно из-за такого развития мое внимание и было привлечено к этой теме. И также по причине поэтапного развития я приняла решение не сопоставлять и не сравнивать изображения, а именно показать поэтапное развитие картина за картиной. В работе представлены работы с 1926 года по 2025 год, что дает понимание не только о советском периоде, но и о современном художественном пространстве и совсем новых работах.

Советское детство

Советский Союз только начинает свое существование и в этот ранний период можно встретить работы не подчиненные идеалам социализма. Они позволяют себе изображать детей не в ярких красках и с широкими улыбками, а в обычной действительности, иногда на блеклом фоне. Сами сюжеты картин тоже из простго настоящего детства.

Д. П. Штеренберг пишет картину «Аниська» с крестьянской девочкой, скромно сложившую руки на животе, спокойно смотрящую вдаль. Девочка кажется сиротливой, но не смотря на это не вызывает жалости, потому что ей спокойно.

Original size 1920x1080

Давид Петрович Штеренберг, Аниська, 1926 г.

Original size 1512x827

Чернышев Н.М., Верба распустилась, 1926 г.

Original size 1512x827

Чернышев Н.М., Возвращение с купанья, 1928 год.

Original size 1512x827

Чернышев H.М., Девочка с козленком. (Юная колхозница.), 1929 г.

Начинает формироваться образ идеального, яркого и спокойного детства всех советских детей. Обобщенные картины где на месте каждого из детей можно представить реальных детей, а затем и их детей. Идеал у которого никогда не будет конца и все малыши будут счастливы к примеру как на картине Э. М. Кондиайна «Пионеры». Все увлечены своим летним занятием, отдыхают на природе и беззаботно проводят время. О безопасности и счастье говорят не только персонажи но и стиль изображения, нереалистично яркие насыщенные цвета и округлые формы.

Original size 1512x827

Кондиайн Э. М., Пионеры, 1929 г.

Original size 1512x827

Христофоров С. А., Октябрята, 1931 г.

Детский портрет как жанр также не исчезает, поэтому можно найти работы не всеобщего счастливого детства, но и персональные истории отдельных детей со своими эмоциями и переживаниями. В таких работах есть место переживаниям, скучающим персонажам и не искусственно ярким цветам.

Original size 1512x827

Прошкин В. Н., На лошадке. (Портрет сына), 1935 г.

Original size 1512x827

Кончаловский П. П., Что мне с вами делать? , 1936 г.

Original size 1512x827

Тимошенко Л. Я., Две девочки-школьницы. 1936 г.

Детство не только про эмоции и игрушки, но и про друзей. Часто встречаются изображения группы детей и подростков. Их характерная черта — это единство, будь то пионеры в летнем лагере, которые общаются между собой, или суворовцы на зимнем уроке физкультуры, которые в единой форме, как умеют, катаются на лыжах.

Original size 1512x827

Кончаловский П. П., Утро испанских пионеров в летнем лагере, 1939 г.

Original size 1512x827

Матюх В. Ф., Суворовцы на лыжах, конец 1940-х г.

В годы Великой Отечественной войны дети стали хорошим образом для плакатов с призывами. Часто изображалось, что ребенок один, в разрухе и напуган. Такие изображение сильно контрастируют с другими работами, где детство было беззаботным. Страх за детей, за их будущее и состояние должны были побудить людей вступать в ряды красной армии. Пропадает яркость красок и радость детства в эмоциях и позах маленьких героев изображений, композиции.

  • плакат Корецкий В. Б., Воин Красной Армии, спаси! 1942 года был мной изменен. закрашена символика. полное изображение можно найти в ссылках на источники изображений.
Original size 1920x1080

слева: Нестерова-Берзина М. А., Папа, убей немца! , 1942 г. справа: Корецкий В. Б., Воин Красной Армии, спаси! 1942 г.

Однако людей мотивировали не только испуганные дети в беде, но и изображения заставляющие задуматься о будущем ребенка. О том, как он будет себя позиционировать и что скажет о своей семье, что было очень важно во времена социализма.

Original size 1920x1080

Л. Голованов, Мой папа герой! А ты? , 1943 г.

В годы войны создавались не только плакаты, художники начинают обращаться к проблеме беспризорников. Дети, предоставленные сами себе, изображаются без взрослых, с неопрятной одеждой и далекими от идеальных изображений счастливого детства советского ребенка.

На таких изображениях отличается от идеальных образов многое в том числе и цвета, которые становятся тусклыми, грязными, а не яркими и насыщенными.

Original size 1920x1080

Ишмаметов Энвер Дзерулович, Беспризорники, 1943 г.

Original size 1512x827

Татарников Г. П., Урок музыки, 1947–1948 гг.

Original size 1512x827

Пахомов А. Ф., Шахматисты, 1948 г.

В послевоенные годы на картины показывающие бытовые сюжеты и семью возвращаются мужские-отцовские фигуры. Фигура отца становится не просто частью семьи, а героем, защитником и твердой опорой для детей.

Всеобщая радость от возвращения мужчин с великой отечественной войны проникает и в картины. Так Фролова-Багреева Лидия Фёдоровна на картине «Возвращение» показывает отца с сыном в спокойной утренней атмосфере. Радости и светлый сюжет детства с вернувшимся домой родителем.

В картины детства возвращаются яркие краски и сцены счастья, веселья и спокойствия.

Original size 1512x827

Фролова-Багреева Л. Ф., Возвращение (Светлое утро), 1948 г.

Original size 1512x827

Корецкий В. Б., Любите Родину! , 1949 г.

Original size 1512x827

Подляский Ю. С., Летом, 1949 г.

Коллективные и идеологические сюжеты начинают уступать сюжетом обычной спокойной жизни, она не идеальна, но прекрасна своей простотой

Original size 1512x827

Пластов А. А., Витя-подпасок, 1951 г.

Original size 1512x827

Ткачев А. П., Детвора, 1958–1960 гг.

Original size 1512x827

Егошин Г. П., Мальчик на велосипеде, 1965 г.

Original size 1512x827

Бутрова М. Н., Детский сад, 1970-е

Фокус начинает смещаться на детали, символы и особенности детства, которые могут откликнуться большой группе зрителей. Детство поэтично и возвышенно.

Original size 1512x827

Сидоров В. М., Возле старых сараев, 1975 г.

Original size 1512x827

Барвенко В. П., Юность, 1977 г.

Original size 1512x827

Угаров Б. С., Мои внучки, 1982 г.

Original size 800x636

Роберт Викри, Деревянные пони, 1983 г.

Работы 2000 — 2020-х годов

Художники, которые пишут картины в 20 веке все чаще ностальгируют и пишут картины о своем опыте и ощущениях из детства. Фокус смещается с натуры на личный опыт.

Original size 1512x827

Сидоров В. М., В начале мая, 2001–2010 гг.

Зоя Черкасская-Ннади — израильская художница, родившаяся в украинской ССР пишет картины о своем детстве. Она обращает внимание на детали, от интерьера хрущевки до того какие передачи шли по телевизору. Личный опыт позволяет передать особенности времени, знакомые тем, кто рос в то же время, показать процессы и ощущения того времени.

Original size 700x562

Зоя Черкасская-Ннади, Мама, 2016 г.

Original size 1500x2192

Зоя Черкасская-Ннади, Доброе утро, 2017 г.

Original size 1920x1080

Зоя Черкасская-Ннади, Мандарины, 2017 г.

Original size 1500x1106

Зоя Черкасская-Ннади, День рождения бабушки, 2017 г.

Несмотря на то, что истории стали частными, это не омрачило изображения детства, просто они стали не идеальными и избранно особенно детскими, а слишком реальными. На картине А. Тимофеева 2024 г. изображается счастливый ребенок в сугробе, который рад снегу, а зритель при детальном рассмотрении картины увидит бранную надпись на фасаде дома. Возможно это многое скажет о культуре времени и деталях жизни, но детство от этого хуже не стало, оно все ещё наполнено красками и играми.

  • картина А. Тимофеева без названия 2024 г. была изменена, мной закрашено бранное слово. полное изображение можно найти в ссылках на источники изображений.
Original size 1920x1080

Андрей Тимофеев, Без названия, 2024 г.

Original size 2560x2068

Инесса Морозова, Катание на санках, 2025 г.

Original size 1920x1080

Инесса Морозова, Женские радости, 2025 г.

Original size 2560x2024

Инесса Морозова, Два капитана, 2025 г.

Советское наследие не могло пройти мимо современных авторов. В последнее время наблюдается рост ностальгии на атрибуты советского детства, популярность обретают простые игрушки и радости (конфеты, выпечка и другие продукты питания в известных упаковках). Каким бы ни было детство в деталях, все равно люди чаще вспоминают счастливые моменты, к которым могут отсылать яркие запомнившиеся образы.

слева: Сергей Волков. Полтергейст. 1990. Фрагмент инсталляции. Частное собрание справа: Станислава Кудряшова, Александр Дакинов, Игрушка № 2, 2025 г

Источники

Библиография

1. Ганина, С. А. Феномен детства в русской культуре XIX — начала XX В. : культурно-философский анализ русской живописи / С. А. Ганина // Ценности и смыслы. — 2012. — №. — С. 138-149.

2.Шакурова, Т. В. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА СЕМЬИ КАК СУБЪЕКТА ВОСПИТАНИЯ В СЛОВЕСНОМ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1917–1991 ГГ.) / Т. В. Шакурова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2023. — № 2. — С. 18-25.

3. Вачаева, Л. А. Образ ребенка и мир детства в изобразительном искусстве России советского периода [Текст] / Л. А. Вачаева // Культура. Духовность. Общество. — 2015. — №. — С. 18-22.

4. Теплова Е. ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ СОВЕТСКОГО ДЕТСТВА / Теплова Е. // Этнодиалоги. — 2020. — № 3. — С. 142-151.

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.
Детство в живописи советских и современных художников
3
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more