Original size 1140x1600

Декадентский Ленинград в неофициальной фотографии 70х-90х

1
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Содержание

1. Концепция 2. Блеск и нищета 3. Странные незнакомцы 4. Достоевщина 5. Одиночество в большом городе 6. Заключение 7. Источники

Концепция

post

Ленинградский фотоандеграунд 1970–1990-х годов — это документальная чёрно-белая фотография, которая фиксирует не парадный, а «изнаночный» город. Неофициальные фотографы снимают трещины на фасадах, заброшенные памятники, маргинальных фигур во дворах, пустые набережные и тяжёлое небо над Невой. В этих кадрах Петербург предстаёт не как «культурная столица», а как уставший, надломленный организм на грани распада.

Моё исследование рассматривает декадентский Петербург в фотографиях 70–90-х как единый визуальный образ города в состоянии упадка. В фокус попадают четыре группы сюжетов: соседство имперской роскоши с мусором и нищетой, маргинальные и «странные» жители, мотивы смерти и увядания, а также маленькие человеческие фигуры на фоне огромного каменного пространства. На первый взгляд это разные сюжеты, но их объединяет общий визуальный и эмоциональный код: чёрно-белая палитра, высокий контраст света и тени, подчёркнутая фактура разрушения (трещины, облупленная штукатурка, ржавчина), ощущение грусти, тревоги.

Цель работы — показать, как в неофициальной чёрно-белой фотографии Ленинграда 1970–1990-х годов формируется особый образ города: не просто «мрачного» или бедного, а города, в котором прошлое величие и советская повседневность сталкиваются, оставляя человека «на обочине» истории.

Исходная гипотеза: неофициальные фотографы 70-90-х с помощью одних и тех же визуальных мотивов декадентского города. Просматривая разные серии и снимки, зритель не просто видит «грязный» или «серый» Петербург, а считывает общее ощущение: город как нечто тяжёлое, пережившее свой расцвет и оставшее человека в одиночестве среди его каменных остатков.

Фотографии отбираются по двум признакам: во-первых, они вызывают ощущение неуютного, «давящего» Петербурга, смотреть на них тяжело и тревожно; во-вторых, они построены на чёрно-белой гамме, резких контрастах, подчёркнутой фактуре разрушения и композиции, где человек ничтожен в своей малости и душевном убожестве.

Внутри исследования материал разделён на четыре смысловых блока: «Блеск и нищета», «Странные незнакомцы», «Достоевщина» и «Одиночество в большом городе». Каждый из них фокусируется на отдельной грани декадентского Петербурга — от столкновения имперского наследия с бедностью до ощущения чуждости, мрачности и одиночества человека в пространстве города.

Исследование опирается на альбомы и каталоги ленинградской фотографии 1970–1990-х годов, архивы и онлайн-коллекции, а также искусствоведческие и историко-культурные тексты о неофициальной фотографической сцене Ленинграда. Всё это позволяет рассматривать выбранные снимки не как случайный набор мрачных кадров, а как часть целостного визуального мифа о декадентском Петербурге.

Блеск и нищета

Original size 715x1096

Александр Китаев, «Витрина», 1988

На этой фотографии нарядная женщина за стеклом сидит рядом с манекеном, из-за неестевственной позы и пустого взгляда граница между живым и неживым почти стирается: обе фигуры читаются как элементы одного товарного набора. Контраст с переполненной урной и грязным тротуаром внизу делает бедность уличного пространства особенно заметной: витринное обещание благополучия только сильнее подчеркивает нищету, в которой живет большинство людей.

Original size 900x594

Владимир Антощенков, без названия, Санкт-Петербург, 1980-е

Здесь тема смещается в сторону столкновения культурного и потребительского. Обнажённая фигура на камне — оказывается наравне с рекламой дешевого кафе и дорожными знаками. Скульптура, которая должна была работать на «высокий» образ города, превращается в случайный элемент рекламного поля. Фотограф показывает, как позднесоветский Ленинград обесценивает собственные символы: наследие остаётся, но уже живёт в одном ряду с банальными слоганами про «лакомства с самого утра».

. Александр Китаев, «Город без кумача» 1987–1988 Борис Смелов, «Аполлон с пауком», 1978

Во фрагментах архитектурной скульптуры Смелов показывает не величие, а износ: обломанную фигуру, облупленный камень, паука на лице «Аполлона». Имперский декор буквально трескается и облезает, превращаясь из символа славы в знак старения города.

Original size 1232x735

Борис Смелов, «Рыбак», 1985

В «Рыбаке» та же логика работает мягче: грифон — часть парадного Петербурга — соседствует с уставшим мужчиной на складном стуле. Роскошь здесь теряет свою первоначальную функцию — украшение города, и получает новую, утилитарную, грифон стал подпоркой для удочки рыбака.

Original size 670x947

Борис Смелов, «Серебряный мальчик», 1976

В «Серебряном мальчике» нищета уже пробирается в детство. Облупленный гипсовый пионер и живой мальчик поставлены так, что автор рифмует их позы и масштаб: они читаются как два варианта одной фигуры. Скульптура обещает «правильное» советское детство, а реальный мальчик воплощает его повреждённую, бесприютную версию — идеология и реальность оказываются рядом и взаимно разоблачают друг друга.

Обе фотографии со львами показывают одно и то же движение «сверху вниз» — от символа к дворовому предмету. У Леонида Богданова дети сидят на крылатом льве как на обычной игровой конструкции, у Бориса Кудрякова каменные львы стоят в траве у глухой стены, среди надписей мелом. В обоих случаях имперский декор лишается торжественности и превращается в часть бедной, неухоженной среды: знак городского «блеска» оказывается встроен в повседневность

Original size 898x900

Мария Снигиревская, «Петербургское дворянство», 1992

Женщина с кошками выглядит немного комично: в её шляпе, одежде и позе угадываются привычки «светской дамы», которая как будто продолжает играть роль хозяйки салона, хотя происходит это у облупленного подъезда в бедном дворе.

В итоге Ленинград выглядит как город, где имперский декор уже не работает по назначению. Львы, сфинксы, витрины, парадные фасады оказываются в одном кадре с грязью, мусором, облезшими дворами и бедными людьми. Вместо гармонии прошлого и настоящего возникает ощущение перекоса: роскошь живёт по инерции, в то время как люди беднеют и за городом уже никто не следит.

Странные незнакомцы

0

В этой группе снимков «странные незнакомцы» уже не просто вызывают неловкость, а начинают выглядеть откровенно небезопасно. Мужчины у стендов и на лавках, в тёмных плащах, с закрытыми позами и тяжёлыми лицами, читаются как люди из криминальной среды. От них как будто ожидаешь агрессии и это создаёт ощущение, что городское пространство не нейтрально: здесь лучше не задерживаться и не смотреть слишком долго.

Original size 1241x820

Алкоголики и спящие на улицах добавляют другой оттенок — не столько страха, сколько затянувшегося неблагополучия. Лавка с двумя спящими, мужчина, «выключенный» у окна, человек в плавках у стены набережной: визуально это люди, которые уже не участвуют в нормальной жизни города. Они вызывают скорее грустное сочувствие, но при этом ясно, что вмешаться «извне» невозможно — эти фигуры слишком плотно вросли в свою среду. В логике декадентского Петербурга это не временное падение, а финальное состояние: город не просто дал им приют, а довёл до точки, из которой некуда выйти.

0
Original size 800x519

Важно, что фотографы почти никогда не делают этих людей героями в классическом смысле. Они сидят у афиш, валяются на лавках, курят, зажимаются в углах дворов — как побочный продукт городской жизни. Петербург в таких кадрах выглядит местом, которое одновременно производит и «хранит» эти странные, неблагонадёжные, часто пьющие тела.

Так визуально закрепляется мысль о городе, который медленно съедает своих жителей: не через один большой катастрофический жест, а постепенно, год за годом.

Original size 900x663
Original size 1800x1783

Во всех этих снимках Петербург действует как среда, которая постепенно ломает привычные социальные роли. Жители превращаются либо в странных, тревожных персонажей, либо в людей, ушедших в себя. Декадентский город тут — не только фон, но и активная сила, которая медленно, но последовательно «расшатывает» своих обитателей.

Достоевщина

В третьей главе я перехожу к самому мрачному слою декадентского Петербурга — мотивам смерти, увядания и ощущения «удушья» от этого монументального города.

Original size 756x1025

Скошенная перспектива, крупный план разбитых уличных часов и тяжёлое зерно делают сцену почти апокалиптической. Обычная городская деталь превращается в знак времени «на исходе»: трещины на стекле и застывшие стрелки создают ощущение, что наше время вот-вот закончится, а дальше только страшная неизвестность.

Original size 1280x827

Надгробие с надписью «Зачем пережила тебя, любовь моя?» вводит в городскую среду очень личную боль — будто мы попадаем в чужую историю утраты, возможно, в историю женщины, пережившей смерть мужа. Текст звучит не как красивый жест, а как прямой вопрос, с которым человек остаётся один на один. Так личное горе становится частью общего «умирающего» пейзажа.

Original size 1025x1073
Original size 1767x1194
Original size 1280x1717
Original size 960x756
Original size 1581x1033
Original size 1071x747
Декадентский Ленинград в неофициальной фотографии 70х-90х
1
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more