Original size 2454x3266

Гуманизм в живописи художников ХХ века

Цель исследования — проследить как менялись координаты «человеческого» пространства для лучшего понимания главной задачи художника: «найти» человека в себе и дать остальным вектор человеческого существования.

На протяжении многих веков художники задавались вопросом: «ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК»? «Гуманизм в живописи художников ХХ века» — визуальное исследование, направленное на поиск «человека» и всего «человечного», что с ним связано, в картинах и холстах художников ХХ века.

ПРОСТРАНСТВО картины — как элемент реальности человека.

Василий Кандинский в начале века работает над пейзажами, в которых человек может ориентироваться: - сохранена линейная перспектива, - по работам понятно где верх, где низ, - у зрителя присутствует контакт с пейзажем — в картину можно «войти» по дорожке.

Улица в Мурнау с женщинами, 1908

Василий Кандинский

Человек в ХХ век стал «быстрее». Появление радио, телефона, самолета привело к тому, что пространство «уменьшилось» и стало более плоское. Человек начинает учится смотреть по-другому. Первая абстракция Василия Кандинского — «Импровизация № 4», в которой отказывается от человеческих координат: нет верха/низа, нет далеко/близко. Но «человеческое» в работе осталось — это движение.

Original size 800x533

Василий Кандинский, Импровизация 4, 1909.

Казимир Малевич изобретает новое художественное пространство — «не человеческое»: - глубина (живописная двухслойная), - два источника освещения. Создает геометричный мир, в котором одно перекрывает другое. В таком мире только человек может навести порядок. И он (Человек) трансформируется и подстраивается под пространство.

Original size 652x800

Казимир Малевич, Косарь, 1911-1912.

ТЕЛО — как элемент реальности человека.

Человек начинает глубже смотреть в себя, осознавать себя как отдельную личность. Начинается эпоха Фрейда. Эгон Шиле «рвет» связь с обществом. В его работах только образ и пустое пространство картины. Тело как единственный ориентир «человеческого». Тело, в котором тесно. Тело, которое буквально разрывается изнутри.

Original size 1920x1555

Эгон Шиле, Автопортрет с физалисом, 1912.

В отличие от Шиле, Рене Магритт возвращается к «человеку», и заново создает его. Образ человека в одежде говорит о его статусе, голый — это образ без бытовых проблем. Тело по Магритту — гармоничное, нет ничего по Фрейду.

Original size 800x1163

Рене Магритт, Попытка невозможного, 1928.

Образ человека в работах Александра Дейнека — это телесность, которая прорисована в общих чертах. Практически нет лица. Обнаженное (без бытовых проблем). Пространства вокруг человека нет. Оно черное, темное.

Original size 800x794

Александр Дейнека, Игра в мяч, 1932.

Александр Самохвалов героизирует тело человека, и прежде всего женщины. Позы тела «самохваловских» образов — это позы богинь (Афина, и т. д.). Внутренний мир человека (женщины) не рассматривается.

Original size 375x600

Александр Самохвалов, Метростроевка со сверлом, 1937

После «ПРОСТРАНСТВА» и «ТЕЛА». Абстракция на Западе и «особый» путь Советского Союза — как окончательный уход от человеческих координат в живописи.

В Советском Союзе идет переход от индивидуального восприятия к коллективному. Ефим Чепцов пишет «Заседание сельячейки». На вопрос «Что осталось от человека?» не смогли ответить передвижники, подвергнувшись идеологии и тем самым загнав себя в тупик.

Original size 1024x770

Ефим Чепцов, «Заседание сельячейки», 1924.

Виллем де Кунинг подвергает ТЕЛО критике. Существование фигуры является чреватой проблемой. Женщина, кажется, одновременно и сконструированной, и выведенной из шумной абстракции, и поглощённой ею.

Original size 800x1049

Виллем де Кунинг, Женщина I, 1950-1952.

Оскар Рабин в своих работах окончательно «уходит» от человека. У него человек — это след на бумажке.

Original size 1000x1333

Оскар Рабин, Паспорт, 1972.

ВНЕ холста. Возврат к человеческому пространству.

Дэвид Хокни возвращается к человеческим координатам. Образа человека нет на холсте, не видно самого ныряльщика. В пространстве холста от остался след от действий человека.

Original size 1001x1024

Дэвид Хокни, Большой всплеск, 1967.

Живопись с мифологическим сознанием

Жан-Мишель Баския в своей художественной практике приходит к определению «человечности», которая измеряется в потребности мифа. Мифология как центр мира и призыв к «бездействию».

0

Жан-Мишель Баския

Олег Целков также мифологичен. Через маску, свысока теперь человек смотрит на природу, тем самым окончательно отрываясь от нее. Время в мифологическом сознании работ Целкова переходит из линейного в цикличное — лицо заменяет маска, а в конце снимаются и маски.

Портрет. 1960

В последствии Дэвид Хокни делает зрителя соучастником, и выносит его за рамки картинной плоскости. «Позволяет» быть героем работы, смотря на нее со стороны. Для этого масштабы его картин буквально отражают реальное пространство пейзажа, в пропорциях 1:1.

Высокие деревья близ Уортера, 2007

Звучит ли живопись художников ХХ века как обещание, что координаты «человеческого» не будут потеряны и в XXI веке? Или нам (художникам) предстоит лишь наслаждаться процессом бесчисленных попыток поиска точек духовности человека в пространстве.

Гуманизм в живописи художников ХХ века
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more