Original size 1140x1600

Эволюция обложек «Алисы в Стране чудес» до 1950 года

PROTECT STATUS: not protected
3
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикация

1. Концепция 2. Образ героини 3. Композиция обложки 4. Типографика 5. Заключение

Концепция

«Алиса в Стране чудес», написанная Льюисом Кэрроллом и опубликованная впервые в 1865 году, сегодня считается классикой мировой литературы. Хотя книга изначально была ориентирована на детского читателя, она давно вышла за рамки возрастных категорий. Взрослый читатель может найти в ней не только увлекательный сюжет, но и множество остроумных метафор и аллюзий, которые позволяют воспринимать текст на разных уровнях.

В рамках моего исследования мне хотелось сосредоточиться не на содержании произведения, а на его визуальном представлении. Прежде всего на обложках. Обложка- это первое, что видит читатель, и именно она задаёт тон восприятию книги ещё до знакомства с текстом. Вокруг «Алисы» за полтора столетия сложился устойчивый и очень узнаваемый образ, что подтверждается многочисленными адаптациями, переизданиями, иллюстрациями и культурными интерпретациями. Однако мне особенно интересно посмотреть, каким этот образ был в самом начале и как он формировался в ранних изданиях. Поэтому анализ её исторических вариантов может многое рассказать о том, как воспринимали и позиционировали произведение в разные годы.

big
Original size 433x657

''Alice in Wonderland and through the looking-glass'' illustrated by John Morton-Sale (1933)

При этом мне хотелось не ограничиваться исключительно самыми ранними годами публикации, а дать материалу немного времени «осесть» и пройти через первые волны читательского восприятия. По этой причине я решила рассматривать издания, выпущенные до 1950-х годов. Этот период охватывает как викторианские издания XIX века, так и более поздние версии первой половины XX века, когда визуальный образ «Алисы» постепенно закреплялся и обогащался новыми художественными интерпретациями. Такое временное поле позволяет увидеть, какие элементы оформления становились каноничными, а какие менялись вместе с культурным контекстом.

Рубрикация будет такова:

1. Концепция

2. Образ героини

В этой рубрике будет анализироваться, как визуально представлен персонаж Алисы- её позы, выражение лица, возраст и стиль изображения, а также как эти элементы отражают характер книги и её восприятие читателем.

3. Композиция обложки

В этом разделе я рассмотрю, как художники выстраивали композицию обложек- от расположения главного образа до способа организации визуального центра и общей динамики сцены.

4. Типографика

Здесь будет проанализировано оформление текстовых элементов: выбор шрифтов, их выразительность и роль в общем визуальном характере обложек.

5. Заключение

В качестве текстовых источников будут использованы как оригинальный текст «Алисы в Стране чудес», так и дополнительные материалы, связанные с конкретными изданиями книги

Ключевой вопрос исследования

Как менялась функция и смысл обложек «Алисы в Стране чудес» в изданиях до 1950-х годов?

Гипотеза исследования

Обложки «Алисы» постепенно меняют свою визуальную функцию: если ранние издания подчеркивали загадочность и странность происходящего, создавая интригу, то более поздние версии акцентируются на яркости, динамике и приключенческом характере сюжета. Таким образом, визуальный образ книги адаптируется под ожидания новой аудитории и культурный контекст эпохи.

Образ героини

Начать стоит с главной героини книги- Алисы. В этом разделе важно проследить, как художники разных лет изображали её на обложках и как это влияло на общее восприятие книги. Образ Алисы- это первое, с чем сталкивается читатель ещё до знакомства с текстом, поэтому его трактовка напрямую определяет, какой смысл передаёт обложка.

Original size 600x898

''Alice in Wonderland'' illustrated by John Tenniel (1866)

Если обратиться к ранним изданиям, можно увидеть, что в их оформлении использовались мотивы и визуальные решения, близкие к иллюстрациям Джона Тенниэля, создававшего первичный канон образов. На одной из первых обложек читатель видит спокойное, почти статичное изображение девочки в центре композиции, окружённой круглой рамкой. Алиса держит младенца, который был превращен в поросёнка, одного из героев сюжета. Такое первое впечатление задаёт тон всей книге: перед нами не мрачная история, а скорее причудливая, местами абсурдная, но доброжелательная сказка.

Интересно и то, что после сдержанной и почти одноцветной обложки читателя встречает яркий, насыщенный первый разворот- будто переход в саму Страну чудес.

''Alice in Wonderland'' illustrated by John Tenniel (1866), first spread

Если смотреть на более ранние иллюстрации на обложках в целом, можно заметить, что Алиса изображается скорее наблюдателем, чем активным участником событий. Её позы спокойны, иногда чуть растерянны, а выражение лица передаёт удивление перед непонятным и странным миром. Как будто основная задача обложки в этот период- подчеркнуть интригу, загадочность происходящего, то ощущение «куда же она попала?». Обложка в таком случае работает как приглашение в странный и непредсказуемый мир, но не раскрывает его характер.

Original size 446x635

''Alice in Wonderland and through the looking-glass'' published by Charles E. Graham & Co. (1890')

Со временем ситуация меняется. По мере того, как «Алиса» становится всё более узнаваемой и вписывается в культурный контекст, акцент на загадке становится менее важным. Читатель уже знает, что его ждёт. На обложках появляется больше действия, а сама героиня становится активнее. На более поздних изданиях Алиса чаще изображается в движении, взаимодействующей с персонажами или предметами из сюжета. Её фигура динамична.

Original size 370x500

''Alice in Wonderland'' illustrated by André Jourcin (1949)

Original size 440x556

''Alice in Wonderland'' illustrated by Rene Cloke (1944)

Композиция обложки

Переходя к обсуждению композиций обложек, можно заметить, что ранние издания чаще опираются на сдержанность и недосказанность. На самых первых обложках, включая оригинальное издание и версию издательства Worthington, персонажи помещены на однородный фон, без детализации и окружения. Даже если на обложке появляются дополнительные персонажи, композиция остаётся статичной, акцентированной на фигуре, а не на её окружении. Такой подход создаёт ощущение лаконичности и загадки.

Original size 579x899

''Alice in Wonderland'' published by Worthington (1890)

Читатель видит лишь намёк на историю, но не сам мир, куда попадает героиня.

Хорошим примером такого подхода является обложка книги, иллюстрированной Бланше МакМанус. Здесь композиция построена таким образом, будто читатель вместе с Алисой заглядывает в неведомый мир. Акцент делается не на активном приключении, а на любопытстве, моменте ожидания, на вопросе «что там?». Композиция действует как приглашение, но не спешит раскрывать содержание сюжета.

Original size 379x503

''Alice in Wonderland and through the looking-glass'' illustrated by Blanche McManus (1899)

Со временем всё чаще появляются обложки, в которых героиня изображена уже внутри мира и активно взаимодействует с ним. Хотя это не абсолютная хронологическая закономерность, доля таких динамичных композиций заметно растёт. Новые обложки заманивают не только тайной, но и обещанием процесса: они показывают, как именно Алиса действует в этом странном пространстве, подчёркивают движение, взаимодействие и насыщенность происходящего.

Original size 450x588

''Alice in Wonderland'' illustrated by Geoffrey William Backhouse (1950)

Original size 600x800

''Alice in Wonderland'' published by Juvenile Productions LTD (1940')

Original size 469x704

''Alice in Wonderland'' illustrated by Ada Leonora Bowley (1930')

При этом важно отметить, что строгой корреляции между временем и типом композиции нет. Встречаются динамичные ранние обложки и, наоборот, более поздние, но статичные. Однако общая тенденция проявляется в частоте- старые обложки чаще работают через недосказанность, а более поздние всё чаще стремятся показать погружение героини в мир уже на уровне обложки.

Original size 680x892

''Alice in Wonderland'' illustrated by Arthur Rackham (1907)

Original size 412x602

''Alice in Wonderland'' illustrated by J. R. Sinclair (early 1900)

Original size 441x633

''Alice in Wonderland'' illustrated by Bessie Pease Gutmann (1907)

Типографика

Original size 405x562

''Alice in Wonderland'' illustrated by Milo Winter (1916)

Во все времена типографика на обложках «Алисы в Стране чудес» представлена крупными надписями, которые чаще служат дополнением к иллюстрации, а не самостоятельным элементом, хотя бывают и исключения, например, издание 1899 года с иллюстрациями Blanche McManus.

Original size 432x648

''Alice in Wonderland'' illustrated by Thomas Maybank (1910)

В этом разделе не будет обсуждаться плавная эволюция шрифтов, а будет рассмотрено, как типографика усиливает восприятие иллюстрации и дополняет нашу теорию о постепенном переходе обложек к более сюжетно-ориентированным образам.

На ранних обложках типографика, хотя и заметная, остаётся относительно сдержанной. Она служит в первую очередь для передачи информации: название книги и имена авторов подаются строгим шрифтом, без стремления активно взаимодействовать с иллюстрацией. Исключения встречаются, но общая тенденция- типографика «держится в стороне» и подчёркивает содержание словами, а не визуальными эффектами.

Original size 581x900

''Alice in Wonderland and through the looking-glass'' published by Hurst (1901)

Со временем появляются более яркие и выразительные решения. Крупные буквы выделяются цветом, иногда располагаются дугой над изображением, создавая лёгкое движение. В отдельных случаях шрифт начинает «заигрывать» с иллюстрацией, повторяя линии или ритм композиции, подчёркивая динамику сцены.

Original size 452x539

''Alice in Wonderland'' illustrated by Gordon Robinson (1930')

Original size 454x577

''Alice in Wonderland'' illustrated by Harry Rountree (1908)

Original size 492x730

''Alice in Wonderland'' illustrated by Willy Pogany (1929)

В более поздних изданиях типографика всё чаще становится элементом, который можно рассматривать как часть иллюстрации: она может повторять движения персонажей, гармонировать с характеристиками героини или встраиваться в сцену так, что создаётся ощущение, будто персонаж взаимодействует с буквами.

Original size 456x570

''Alice in Wonderland'' published by Birn Brothers LTD (1950)

Original size 492x639

''Alice in Wonderland'' illustrated by Hugh Gee (1948)

Таким образом, типографика постепенно перестаёт быть только информационным блоком и начинает усиливать визуальное повествование обложки, поддерживая сюжетный акцент и динамику изображения.

Original size 566x712

''Alice in Wonderland'' illustrated by Mabel Lucie Attwell (1922)

Заключение

Original size 650x900

''Alice in Wonderland'' illustrated by Charles Robinson (1907)

Анализ показывает, что функция и смысл обложек «Алисы в Стране чудес» менялись постепенно, но не целенаправленно. Ранние издания подчеркивали загадочность и недосказанность, создавая интригу для незнакомого читателя, тогда как более поздние обложки, уже обращаясь к аудитории, знакомой с произведением, смещают акцент на яркое, абсурдное и приключенческое восприятие истории.

Original size 451x635

''Alice in Wonderland'' illustrated by A. E. Jackson & C. A. Federer (1919)

Original size 443x574

''Alice in Wonderland'' illustrated by George Soper (1911)

Эти изменения происходят скорее естественно со временем. Книга становится культурным классическим объектом, а обложка постепенно начинает показывать не только мир чудес, но и саму динамику приключений, без намеренного планирования художников или издателей.

Original size 452x645

''Alice in Wonderland'' illustrated by Maria Louise Kirk (1904)

Эволюция обложек «Алисы в Стране чудес» до 1950 года
3
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more