Original size 1140x1600

Светотеневой рисунок в работах Леонардо да Винчи

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция:

Светотень является важнейшим элементом живописи, который используется для создания объема и пространственного эффекта на плоской поверхности картины. В искусстве Ренессанса и, в частности, в работах Леонардо да Винчи светотень приобрела исключительное значение как средство, не только обеспечивающее реалистичность изображения, но и способствующее глубокой эмоциональной выразительности.

Светотень становится важнейшим инструментом в руках художников Ренессанса, позволяющим достигать как технической, так и эмоциональной выразительности.

big
Original size 736x576

Леонардо да Винчи. Рисунок 1492–1495 гг.

Цель:

В данном исследовании рассмотрим ключевые картины Леонардо да Винчи, чтобы изучить, какую роль играет светотеневой рисунок в его картинах.

Используя тень и свет, Леонардо передаёт не только форму и объём, но также сюжетную динамику, эмоции персонажей и тонкие психологические нюансы. Исследование светотени в работах Леонардо да Винчи направлено на выявление роли этого приёма в создании объёмных, эмоционально насыщенных и символически глубоких образов, что позволяет глубже понять как технические, так и философские аспекты его творчества.

Original size 3140x4326

Леонардо да Винчи. «Туринский автопортрет» 1512 гг.

Материал для исследования был отобран на основе важности произведений Леонардо да Винчи в контексте применения светотени. Для анализа выбраны картины, где свет и тень играют ключевую роль в создании символов и атмосферы.

Структура исследования включает теоретический обзор основных техник светотени, таких как кьяроскуро и сфумато, а также детальный анализ картин Леонардо, где эти приемы проявляются наиболее ярко. Важным аспектом исследования является не только технический анализ, но и то, как свет и тень влияют на восприятие зрителем эмоциональной и символической окраске картин.

Original size 740x340

Леонардо да Винчи. Рисунок 1492–1495 гг.

Выбор темы исследования светотеневого рисунка в работах Леонардо да Винчи обусловлен новаторством этого приема в живописи Ренессанса, его значением для создания объема и театрального эффекта. В эпоху Ренессанса художники стремились не только к достижению технической точности и реализма, но и к выражению внутреннего мира персонажей, эмоциональной насыщенности и философских смыслов.

Светотень, как основное средство создания объема, занимает центральное место в этом процессе, а Леонардо да Винчи является одним из ведущих новаторов в применении этой техники.

Original size 1430x1859

Леонардо да Винчи. «Голова девушки», 1508 гг.

Выбор текстовых источников основывается на использовании проверенных научных трудов, которые анализируют как технические, так и художественные аспекты применения светотени в работах Леонардо.

Ключевой вопрос исследования заключается в том, как использование светотени помогает Леонардо да Винчи не только создавать объем, но и усиливать эмоциональную выразительность персонажей.

Гипотеза исследования состоит в том, что светотень в картинах Леонардо является не просто техническим приемом для передачи формы, но и важным средством для выражения психологических нюансов и глубокой эмоциональной напряженности, что делает его картины многозначными и многослойными.

Глава 1: Новаторские техники Леонардо да Винчи

Кьяроскуро — техника контрастного освещения и теней для создания иллюзии объёма

Сфумато — техника смягчения очертаний с помощью полупрозрачных теней

Секрет особой художественной выразительности светотени заключается в том, что художники, использующие этот приём, не просто переносят на полотно то, как светотень выглядит в реальности. Мастера живописи умело подражали реальному отображению светотени в разных условиях и на разных объектах, однако высшим мастерством для них было создание уникальных тональных отношений на своих картинах.

Художественная тень не копирует реальность, а преображает существующие физические объекты так, чтобы они служили творческой задумке художника.

Глава 2: Секрет Джоконды

Original size 2389x3379

Леонардо да Винчи. «Мо́на Ли́за», 1503−1519 гг.

Одной из самых известных картин Леонардо да Винчи является «Мона Лиза», где светотень играет ключевую роль в создании объемности и естественности образа. К сожалению, увидеть доподлинно светотеневой рисунок на этой работе уже невозможно, поскольку Леонардо работал в новаторской технике, которая имела свойство со временем выцветать. От полупрозрачных теней, нанесённых на полотно кистью Да Винчи, остались лишь намёки

Original size 758x569

Леонардо да Винчи. «Мо́на Ли́за» фрагмент, 1503−1519 гг.

Original size 410x600

Леонардо да Винчи. «Мо́на Ли́за» фрагмент, 1503−1519 гг.

Леонардо применяет технику сфумато, благодаря которой контуры лица Моны Лизы плавно переходят в тени, что делает изображение живым и естественным. Светотень на лице Моны Лизы образует целую систему мягких переходов, в которых свет и тень действуют как единство.

Лёгкие тени под подбородком и на шее создают ощущение реальной текстуры кожи, а мягкие переходы в области лба и на скулах добавляют объём и форму. Это не только позволяет моделировать лицо с точностью до мельчайших деталей, но и придаёт ему живую, даже немного таинственную атмосферу. Свет, падающий с верхнего левого угла, не вызывает резких контрастов, а мягко освещает лицо, оставляя затенённые части едва различимыми.

Original size 2389x1276

Леонардо да Винчи. «Мо́на Ли́за» фрагмент, 1503−1519 гг.

Свет равномерно освещает задний фон, что создает эффект плоскости, а верхний контурный свет символизирует внутреннюю гармонию и утонченность Джоконды, в то время как тени на лице и шее создают атмосферу загадочности и психологической глубины. Эти контрасты не только придают объём и реальность изображению, но и подчёркивают скрытую многозначность образа.

Глава 3: Последняя трапеза Иисуса

Original size 5076x2645

Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря», 1495–1498 гг.

В «Тайной вечери» светотень служит для акцентирования на центральной фигуре Иисуса Христа, а также для создания драматического контекста. В этом произведении, как и в других работах Леонардо, используется освещение для разделения персонажей по их роли в событии. Свет, который падает на Иисуса, подчёркивает его святость и важность момента, тогда как фигуры апостолов окружены тенью, что символизирует их более приземлённую и мирскую природу.

Original size 2034x1761

Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря» фрагмент, 1495–1498 гг.

Первоначально светотень в Тайной вечери используется для создания реалистичного объема фигур. Леонардо, как мастер светотеневого рисунка, применяет кьяроскуро — технику контрастного освещения и теней, чтобы модели выглядели не плоскими, а объемными. Свет, падающий на центральные фигуры — Иисуса и апостолов, формирует их объем, делая их «живыми» и пространственными.

Яркое освещение, направленное на центральную фигуру Христа, символизирует божественное начало и выделяет его как ключевого персонажа сцены. Напротив, тени, окружающие апостолов, помогают подчеркнуть их индивидуальность и эмоциональную реакцию на слова Иисуса, создавая ощущение реальности происходящего.

Original size 4200x2189

Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря» фрагмент, 1495–1498 гг.

В самом сердце искусства располагается Свет.

Особенности света на этой картине также проявляются в том, как игра света и тени формирует восприятие апостолов. Иуда сидит в тёмной части стола, что подчёркивает его моральное падение и предательство, а также его злые помыслы в отношении Иисуса.

Напротив, окружающие Иисуса фигуры апостолов освещены ярким светом, потому что они участвуют в таинстве евхаристии и, таким образом, приобщаются к божественной благодати, исходящей от Христа.

Original size 2123x2021

Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря» фрагмент, 1495–1498 гг.

Original size 1566x1485

Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря» фрагмент, 1495–1498 гг.

Глава 4: Страсти Христовы

Original size 1611x2160

Леонардо да Винчи. «Святая Анна, Дева Мария и Младенец Иисус», 1510 гг.

В этом произведении Леонардо да Винчи особенно ярко проявляется использование света для передачи эмоциональной связи между персонажами. Светотень помогает выделить фигуры персонажей картины, акцентируя внимание на их семейном взаимодействии и создавая уютную атмосферу, где любовь и защита являются важнейшими темами картины.

Original size 1611x2160

Леонардо да Винчи. «Святая Анна, Дева Мария и Младенец Иисус» фрагмент, 1510 гг.

Original size 1611x2160

Леонардо да Винчи. «Святая Анна, Дева Мария и Младенец Иисус» фрагмент, 1510 гг.

Особенности света в «Святой Анне, Деве Марии и Младенце Иисусе» заключаются в мягком круговом освещении, которое падает на фигуры с левой стороны, создавая плавные переходы от света к тени. Эта плавность подчёркивает скромность и смирение Девы Марии, которая преисполнена радостью, лицезря красоту своего сына, будущего Спасителя. В то же время техника сфумато создаёт эффект таинственности и загадочности, что придаёт картине трансцендентное измерение.

Original size 1611x2160

Глава 5: Горностай

Original size 1606x2160

Леонардо да Винчи. «Дама с горностаем», 1489–1490 гг.

На картине изображена юная девушка, свет мягко падающий на её лицо, шею и руку, подчёркивает изысканность её образа, придавая объем и форму. Лицо юной дамы освещено так, что создаётся ощущение мягкости и естественности, благодаря технике сфумато, что позволяет зрителю сосредоточиться на её выражении.

А с помощью техники кьяроскуро — тени, играют на констрасте и добавляют глубины, особенно в области подбородка, шеи и рук, что придает фигуре реальность и полноту. Этот контраст между светом и тенью помогает создать ощущение объема и театральной выразительности, делая изображение трёхмерным на плоской поверхности.

Original size 2389x3379

Леонардо да Винчи. «Дама с горностаем» фрагмент, 1489–1490 гг.

Original size 2389x3379

Леонардо да Винчи. «Дама с горностаем» фрагмент, 1489–1490 гг.

Использование света и тени в картине также имеет символическое значение. Свет, падающий на лицо и грудь дамы, может символизировать её чистоту, доброту и невинность. Она изображена в нежном освещении, не смотря на жесткий контраст с фоном, что ассоциируется с божественным светом. Это создает ощущение святости её образа.

В то же время тени, окружающие её плечи и руку, подчеркивают скрытность и загадочность, что намекает на многослойность её личности. Это может символизировать скрытые стороны её характера, её тайные чувства или внутренние противоречия.

Original size 1606x2160

Леонардо да Винчи. «Дама с горностаем», 1489–1490 гг.

Заключение:

Светотень стала важнейшим инструментом в руках художников Ренессанса, позволяющим достигать как технической, так и эмоциональной выразительности. Это художественное средство позволяет создавать иллюзию глубины и объёма на двумерной поверхности, что было ключевым достижением мастеров эпохи, стремившихся передать на картине не только внешний облик, но и внутреннюю суть изображаемого.

Методы художественной светотени позволяют художникам не только передавать трехмерность объектов, но и создавать эффект света, проникающего в темные участки, делая изображение более живым и естественным, а также более психологически и философски глубоким.

Bibliography
Show
1.

Власов В. Г. Колористика, колорит // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика, 2006. — Т. IV. — 750 с.

2.

Гомбрих Э. Тени в западном искусстве. — М.: Альпина Паблишерс, 2019. — 88 с.

3.

Делакруа Э. Дневник Делакруа. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. — 454 с.

4.

Серафимович Е. Тени в западном искусстве. Как светотень создает настроение и магию картины [Электронный ресурс] // Нож. — 2019. — URL: https://knife.media/shadows-in-western-art/ (дата обращения: 14.11.2024).

5.

Hall M. B. Color and Meaning: Practice and Theory in Renaissance Painting. — New York: Cambridge University Press, 1994. — 288 p.

6.

Hall M. B. Color and Technique in Renaissance Painting: Italy and the North. — New York: J.J. Augustin, 1987. — 245 p.

Светотеневой рисунок в работах Леонардо да Винчи
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more